Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ

ПИСЬМА

Св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского,
ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ.

1. К Иннокентию, епископу римскому.

Первое письмо к Иннокентию было написано после праздника Пасхи, перед вторым изгнанием святителя. В нем рассказывается о всем, что произошло в Константинополе со времени прибытия Феофила. Святитель был низложен халкидонским собором, затем опять восстановлен на свого кафедру; потом опять подвергся преследованию, был обвинен и изгнан из церкви. Воины вторглись в самую церковь и в крещальню, чем и заканчивается письмо.

2. К Иннокентию, епископу римскому.

Святитель, будучи уже три года в изгнании, написал второе письмо, в котором он обращается не только к папе, но и к нескольким епископам, находившимся в Риме или в окрестностях этого города. Он благодарит их за их любовь по отношению к нему и за ревность, с которою они старались утишить столь страшное обрушившееся на него бедствие.

Возлюбленному брату Иоанну Иннокентий.

Письмо Иннокентия к св. Иоанну Златоусту сохранено Созоменом. Иннокентий старается утешить святителя. Письмо его дышит почтением и самою нежною любовью. Он говорит о терпении в бедствии и о венце, предназначенном для тех, которые самоотверженно переносят страдания. Письмо это представляет собою ответ на письмо святителя, доставленное Иннокентию диаконом Кириаком.

Иннокентий епископ, пресвитером, диаконом и всему клиру и народу церкви Константинопольской, подчиненным епископу Иоанну, возлюбленным братьям, радоваться.

Письмо Иннокентия к духовенству константинопольскому представляет собою ответ на послание того же духовенства, которое доставлено было папе священником Германом и диаконом Кассианом. Иннокентий оплакивает в нем бедствия восточной церкви. Для исцеления стольких зол, нужно созвать собор, и он выражает живейшее желание, чтобы стихли все эти смятения.

Сакра или августейшее послание Гонория Августа к государю востока Аркадию.

Это послание императора Гонория к императору востока Аркадию относится к делу св. Иоанна Златоуста. Император сначала говорит в нем об изображении императрицы Евдоксии, которое пущено было по провинциям в честь императрицы. Сначала воздвигнута была статуя Евдоксии перед церковью св. Софии. По этому случаю даны были разные игры и постыдные зрелища, способные отвращать народ от дел благочестия. Св. Иоанн Златоуст в своей беседе восстал против этого соблазна и навлек на себя гнев императрицы. Гонорий, в своем письме, негодует на все то, что произошло в Константинополе, а затем и на несправедливость низложения святителя. Он напоминает о жертвеннике, орошенном человеческою кровью, о священниках, отсылаемых в изгнание и об Иоанне константинопольском, изгнанном из своей церкви.

3. Епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу.

Это письмо было написано, как полагают, в Кукузе в 404 году. Св. Иоанн Златоуст обращался к ним еще и с другим письмом, которое помещено ниже

4. Письма к Олимпиаде.

Госпоже моей достопочтеннейшей и боголюбезнейшей диакониссе Олимпиаде, епископ Иоанн, о Господе радоваться.

Семнадцать писем, адресованных в Олимпиаде, представляют собою самые длинные, самые прекрасные и полезные из всех писем святителя, говорит Фотий. Олимпиада была дочь князя Анисия. Ее отец отдал ее замуж за префекта Небридия (вероятно, в 384 году). Св. Григорий Назианзин, приглашенный на брак, извинился, что не может на нем присутствовать, и обратился к молодой супруге с похвальным словом. Олимпиада была замужем только один год и восемь месяцев. Овдовев в столь юном возрасте, она порешила остаться вдовой и ничто не могло поколебать этого ее решения. Напрасно император Феодосий прибегал к просьбам и угрозам, чтобы заставить ее выйти замуж за своего родственника испанца Елпидия. Отказ ее разгневал императора, который, прежде чем отправиться в поход против Максима, приказал префекту города секвестровать все ее имения, пока она не достигнет тридцатилетнего возраста. Олимпиада отнеслась к этому возмутительному действию с таким мужеством, что казалась даже счастливее при виде ограбления своего имущества. Между тем Феодосий, поняв, что ничем нельзя было побороть этого противодействия, велел возвратить ей имения. С этого времени дом ее сделался открытым для епископов, монахов, священников и других духовных лиц, приходивших в Константинополь. Епископ Нектарий сделал ее диакониссой, и в этом достоинстве она и закончила свою жизнь. Письма к Олимпиаде с достаточностью свидетельствуют о том, как она была любезна святителю Златоусту. После изгнания святителя ее влачили по судам, обвиняли, вместе с другими приверженцами святителя, в поджоге храма св. Софии. Не смотря на основательность ее ответов, ее приговорили к большому штрафу; затем она оставила Константинополь, чтобы удалиться в Кизик, где и отошла в лучшую жизнь. Св. Григорий Назианзин, Палладий, Созомен, Аммиан и другие жизнеописатели сообщают многочисленные подробности об этой добродетельной женщине.

Письмо I.

Утешение в скорби. Нужно бояться только греха. 2. Бедствия приготовляют нам великую награду, почему Бог и попускает на нас страдания. — Пример трех отроков в пещи вавилонской. — 3-4. Во все времена Господь попускал соблазн и гонения, чтобы лучше проявить Свое могущество и Свою мудрость. — 5. Заключение: Олимпиада должна изгнать из своей души скорбь, которую причиняют ей настоящие смятения.

К ней же письмо II.

1. Опасно предаваться унынию. — 2. Пример: ап. Павел отлучив коринфского грешника, потом примиряет его с церковью, чтобы не дать ему впасть в отчаяние. — 3. Душу Олимпиады должна занимать мысль о муках ада или, скорее, о небесном счастье. — 4. Пусть она почерпает, утешения в воспоминании своих добрых дел и в надежде на вечную награду. — 5-6. Возвышенная похвала трезвенности, терпению, скромности и другим добродетелям Олимпиады. — 7. Похвала девственности. — 8-10. Вставочное рассуждение об Иове и его бедствиях. Возвращение к предмету. — 11-13. Утешение Олимпиады, скорбевшей об отсутствии святителя.

К ней же письмо III.

Печаль есть самое ужасное из всех бедствий. — Она ужаснее самой смерти. — Доказательство этой мысли на нескольких примерах. — Страдания более служат основой для заслуг, чем даже, добрые дела. Размышления о страданиях Иова, ап. Павла и Иосифа.

К ней же письмо IV.

Святитель извещает Олимпиаду, что, несмотря на суровость зимы, он находится в добром здоровье. — Совет Олимпиаде не пренебрегать ничем для своего излечения. — Польза от страданий, причиняемых болезнью. — Примеры Иова, Лазаря, Тимофея. — Увещание ей изгнать из своей души удручающую ее скорбь.

К ней же письмо V.

Святитель похваляет Олимпиаду за ее терпение. — Увещание ей не терять мужества. — Праведные могущественны и счастливы даже среди гонений. — Злые немощны и несчастны даже во время своих успехов. — Доказательством этого могут служить Авель и Каин.

К ней же письмо VI.

Похвала мужеству Олимпиады. — Мужество ее возрастает вместе с гонительством. — Мысль о стольких заслугах должна наполнить ее радостью и блаженством.

К ней же письмо VII.

Злой человек не может избегнуть суда своей совести. — Пример Иуды, брата Иосифа. — Пример Иуды Искариота. — Добродетель заслуживает вечного блаженства и получает награду даже еще здесь. — Вот чем должна утешаться Олимпиада среди претерпеваемых ею гонений.

К ней же письмо VIII.

Святитель указывает Олимпиаде несколько побуждений к ее утешению. — Повсюду знающие ее выражали сочувствие ее страданиям. — Пусть она помышляет о наградах, ожидающих в будущей жизни. — Жаловаться и скорбеть могут только злые люди.

К ней же письмо IX.

Страдания нужно переносить с терпением.

К ней же письмо X.

Святитель упрекает Олимпиаду за то, что она пишет к нему недостаточно часто.

К ней же письмо XI.

Спокойствие святителя среди своих страданий. — Он просит Олимпиаду писать к нему чаще.

К ней же письмо XII.

Святитель извещает о своем прибытии в Кесарию. Он поправился здоровьем и хвалится теми необычайными заботами, которыми он окружен от своих друзей и почитателей.

К ней же письмо XIII.

Святитель рассказывает Олимпиаде все, что он потерпел до прибытия в Кукуз. — Затем он говорит о сочувствии, которое он встречает в этой местности, и о тех попечениях, которыми он постоянно окружен там.

К ней же письмо ХIV.

В нем рассказывается о том, что случилось с святителем в Кесарии.

К ней же письмо XV.

Святитель увещевает Олимпиаду не страшиться гонений и извещает ее, что он еще не совсем выздоровел.

К ней же письмо XVI.

Рассуждение о том, что Бог посылает благочестивым людям и радости и страдания.

К ней же письмо XVII.

Святитель похваляет Олимпиаду за ее мужество и самоотречение.

5. К Картерии.

6. К Маркиану и Маркеллину

7. К Агапиту

8. К Алфию

9. К Касту, Валерию, Диофанту и Кириаку, пресвитерам антиохийским

10. К пресвитеру Роману

11. К Исихию

12. К епископу Елпидию

13. К епископу Магну

14. К епископу Домну

15. К пресвитеру Василию

16. К Халкидии и Асинкритии

17. К епископу Еортию

18. К Маркеллину

19. К Евфалии

20. К Адолии

21. К Картерии

22. К Алфию

23. К пресвитеру монаху Марону

24. К епископу Транквилину

25. К главному врачу Имнитию

26. К Халкидии

27. К Асинкритии

28. К Валентину

29. К Кандидиану

30. К Вассиане

31. К диакону Феодоту

32. К пресвитеру Симмаху

33. К Руфину

34. К Намее

35. К Аравию

36. К Алфию.

37. К Диогену

38. К нему же

39. К Адолии

40. К пресвитеру Николаю

41. К пресвитеру Геронтию

42. К пресвитерам Симеону и Марию и к монашествующим в стране Апамейской

43. К монашествующим Ромулу и Визу

44. К Адолии

45. К бывшему дуке Феодосию

46. К диакону Феодоту

47. К Халкидии и Асинкритии

48. К бывшему консулярию Феодоту

49. К Касту, Валерию, Диофанту и Кириаку, пресвитерам антиохийским

50. К Транквилину

51. К епископу Кириаку

52. К Маркиану и Маркеллину

53. К Касту, Валерию, Диофанту и Кириаку, пресвитерам антиохийским

54. К диакону Феодоту

55. К нему же

56. К пресвитеру Николаю

57. К пресвитерам и монахам: Афтонию, Феодоту и Херею

58. К Малху

59. К Алфию

60. К Агапиту

61. К Исихию

62. К Арматию

63. К Халкидии

64. К Асинкритии

65. К пресвитеру Роману

66. К Гемеллу

67. К Фирмину

68. К главному врачу Имнитию

69. К Кифирию

70. К Леонтию

71. К Фавстину

72. К епископу Люцию

73. К епископу Марию

74. К епископу Евлогию

75. К Иоанну, епископу Иерусалимскому

76. К Феодосию, епископу скифопольскому

77. К епископу Моисею

78. К пресвитеру Роману

79. К пресвитеру Моисею

80. К пресвитерам монахам: Афонию, Феодоту, Херею и ко всему вашему братству

81. К диакониссе Пентадии

82. К Пеанию

83. К диакониссе Ампрукле и находящимся с нею

84. К пресвитеру Ипатию

85. К Халкидии.

86. К Асинкритии

87. К Маркиану и Маркеллину

88. К пресвитеру Северу

89. К чтецу Феодоту

90. К диакониссе Ампрукле и находящимся с нею

91. К диакониссе Пентадии

92. К Халкидии.

93. К Асинкритии и находящимся с нею.

94. К пресвитерам: Касту, Валерию, Диофанту Кириаку

95. К епископу Урбицию

96. К епископу Руфину

97. К епископу Вассу

98. К Анатолию, епископу аданскому

99. К епископу Феодору

100. К епископу Палладию

101. К епископу Елпидию

102. К пресвитеру Феофилу

103. К Валентину

104. К Феодоре

105. К епископам и пресвитерам находящимся в заключении

106. К пресвитеру Феофилу

107. К Феодоре

108. К Аравию

109. К Маркиану

110. К пресвитерам монахам, проповедующим в Финикии веру язычникам

111. К Гемеллу

112. К епископу Кириаку, находящемуся также в изгнании

113. К пресвитеру Руфину

114. К Поливию

115. К Мариниану

116. К Маркиану и Маркеллину

117. К Касту, Валерию, Диофанту и Кириаку, пресвитерам антиохийским

118. К епископу Елпидию

119. К Гемеллу

120. К Адолии

121. К Диогену

122. К диакону Феодоту

123. К чтецу Феодоту

124. К диакону Феодоту

125. К епископу Елпидию

126. К Феодору, консулярию Сирии

127. К диакону Феодоту

128. К бывшему консулярию Феодоту

129. К епископу Елпидию

130. К Поливию

131. К Диогену

132. К пресвитеру Николаю

133. К пресвитерам и монахам Феодоту, Николаю и Херею

134. К Анфемию

135. К епископам Кириаку, Димитрию, Палладию и Евлизию

136. К Аврелию, епископу карфагенскому

137. К епископу Максиму

138. К епископу Аселлу

139. К епископам

140. К ним же

141. К ним же

142. К Хроматию, епископу аквилейскому

143. К епископам

144. К епископам, прибывшим с запада

145. К ним же

146. К ним же

147. К епископу, прибывшему с запада

148. К римским пресвитерам, прибывшим с епископами

149. К Анисию, епископу фессалоникскому

150. К Анисию, Нумерию, Феодосию, Евтропию, Евстафию, Маркеллу, Евсевию, Максимиану, Евгению, Геронтию и Фирсу и всем православным епископам Македонии

151. К Александру, епископу коринфскому

152. К епископам, прибывшим вместе с прибывшими с запада епископами

153. К епископам, прибывшим вместе с западными епископами

154. К ним же

155. К матроне Пробе, в Риме

156. К Юлиане и находящимся с нею

157. К Италике

158. К Монцию

159. К Елладию

160. К Евифию

Его же письма к разным лицам
(68 писем)

161. К заключенным в Халкидоне епископам, пресвитерам и диаконам

162. К Агапиту

163. К Исихию

164. К Артемидору

165. К Евфалии

166. К Адолии

167. К пресвитеру Ипатию

168. К епископам

169. К Венерию, епископу медиоланскому

170. К Исихию, епископу салонскому

171. К Гавденцию епископу брештийскому

172. К диакониссе Пентадии

173. К Алипию

174. К Прокопию

175. К Маркеллину

176. К Антиоху

177. К Врисону

178. К диакониссе Ампрукле

179. К Онисикратии

180. К Пеанию

181. К Гемеллу

182. К Клавдиану

183. К Аетию

184. К Студию, префекту города

185. К Исихию.

186. К пресвитеру Даниилу

187. К Каллистрату, епископу исаврийскому

188. К Геркулию

189. К епископу Кириаку

190. К пресвитеру Салюстию

191. К Пеанию

192. К Анатолию, чиновнику префектуры

193. К диакону Феодулу

194. К готским монахам, в имении Промота

195. К пресвитеру Акакию

196. К Салвиону.

197. К Феодору.

198. К пресвитеру Тимофею

199. К пресвитеру Феофилу

200. К пресвитеру Филиппу

201. К пресвитеру Севастиану

202. К пресвитеру Пелагию

203. К Музонию

204. К Валентину

205. К пресвитеру Евфимию

206. К Северине и Ромуле

207. К Пеанию.

208. К пресвитеру Констанцию

209. К Касту, Валерию, Диофанту и Кириаку, пресвитерам антиохийским

210. К Исихию

211. К Маркиану и Маркеллину

212. К пресвитеру Констанцию

213. К Маркиану и Маркеллину

214. К Картерии

215. К врачу Феодору

216. К Севере

217. К епископу Елпидию

218. К Адолии

219. К Картерии

220. К (епископу) антиохийскому

221. К Врисону

222. К Порфирию, епископу росскому

223. К игемону Картерию

Письма пресвитера Констанция

I. Письмо к матери

II. Его же письмо к своей сестре

III. Его же письмо к пресвитерам Валерию и Диофанту

IV. Его же письмо к пресвитеру Касту

V. Его же письмо к пресвитеру Кириаку

Письма св. И. Златоуста

224. К Халкидии и Асинкритии

225. К монаху Кесарию

Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедовал и восхвалял (Иоанна Златоуста)

(пер. ??)
Текст воспроизведен по изданию: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе, Том 3. Книга 2. Санкт-Петербургская духовная академия. СПб. 1897.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.