Полная версия сайта

ДЕЛО КНЯЗЕЙ ПЕТРА И ФЕОДОРА ДМИТРИЕВЫХ-ПОЖАРСКИХ С КНЯЗЬЯМИ ФЕОДОРОМ И ПЕТРОМ ФЕДОРОВЫМИ ВОЛКОНСКИМИ

Апреля и 28 день Государь Царь и Великий Князь Михайло Федоровичь всеа Руссии указал быть у себя Государя на отпуске Кизылбашским купчинам; а в рындах в белом платье указал Государь быти стольникам Князю Петру да Князю Федору Княж Дмитриевым детем Пожарсково, да Князю Федору, да Князю Петру Княжь Федоровым детем Волконсково.
И Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу всеа Руссии били челом Князь Федор да Князь Петр Волконские, что они со Князем Петром да со Князем Федором Пожарскими быти готовы; толькоб в том отечеству их порухи не было; что наперед сево на Боярина на Князя Дмитрея Михайловича Пожарсково били челом Государю в отечеств Гаврило Пушкин и иные такие ж, которые им в версту.
И Государь Царь и Великий Князь Михаило Федоровиче всеа Руссии приказал думному Дьяку Федору Лихачеву, а велел Князю Федору и Князю Петру Болконским сказати, что они бьют челом не делом; а быти им с Князем Петром и со Князем Федором Пожарскими мочно всегды бессловно; а что наперед сево на Боярина на Князя Дмитрея Михаиловича Пожарсково бил челом Гаврило Пушкин, и ему в том деле отказано; а которые иные били челом не делом и тем наказанье было: биты, и в тюрме сидели, и Государев указ Князю Федору и Князю Петру Волконским сказан, и в рындах были.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Российская империя

ПРЕДКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. РУССКИЕ АКТЫ О ПРЕДКАХ ПОЭТА 1621-1703

Грамота царя Михаила Феодоровича 7129 (1621) г., марта 9-го. От царя и великого князя Михаила Феодоровича всея России, в Галицкой уезд, в Чухломскую осаду, Заболоцкие волости, в деревню Привалкино, в деревню Капылова, в деревню Острожниково, в деревню Филино, в деревню Черемисиново, в деревню Кузнецово, в деревню Семеново, в деревню Ревякино, на речке на Мокше, в деревню, что был починок Окатов, в полпустоши Подолнова, на речке на Немде, в четверть пустоши Шишкина, в пустошь Казуево, в пустошь Усомцова, в три жеребья пустоши Ершева, в треть пустоши Остарова, в полпустоше Жаворонкову, что были те деревни и пустоши в черных волостях, всем крестьянам, которые в тех деревнях живут, а на пустошах учнуть жить: пожаловал осмя теми деревнями, и пустошами, и жеребьи пустошей поручика Юрья Лерманта в его оклад в шестьсот четвертей вместе со всеми угодьи. А по книгам письма и разделу Федора Тороканова да подъячего Савина Васильева, лета 7129 (1621), в тех деревнях и пустошах и в жеребьях пустошей написано пашни паханье, и перелогу, и лесом поросло середние земли 461 четверть в поле, а вдву потому-ж. И вы-б все крестьяне, которые в тех деревнях живут, а на пустошах и на жеребьях пустошей впредь учнуть жити, поручика Юрья Лерманта слушали, пашню на него похали, и доход ему помещиков платили. Писан на Москве, лета 7129 (1621) марта 9-го. На подливном подписано тако: царь и великий князь Михаило Федорович. Справил Савка Самсонов.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Рос

МЕДНАЯ МОНЕТА В МАНЬЧЖУРИИ

Как и в самом Китае, в Маньчжурии обращается единственная разменная монета – медная (точнее сплав меди, цинка и олова). Это так называемые чохи, круглая монета с квадратным отверстием посредине.
На лицевой стороне надпись обозначает года правления царствующего императора, на оборотной при нынешней династии маньчжурскими буквами стали обозначать название монетного двора, где отлита монета. Китайское название этих монет цянь 錢, маньчжурское цзихá (у дахур и солонов цзячжаhá). Счет этих монет и отношение их к серебру отличается большим разнообразием и в самом Китае, так что напр., в Пекине одна монета, правда немного больших размеров, идет за двадцать номинальных чохов, а в Калгане каждая монета считается за один номи­нальный чох. То же самое, но, конечно, в меньших размерах, мы видим и в Маньчжурии. Именно в ней существуют три счета чохов. Два первых счета по связкам. Первый счет – на так называемые да-цянь (большие чохи <大錢>), цзин-цянь (столичные чохи <京錢>) и дун-цянь (восточные чохи <東錢>) – существует в северной и средней Маньчжурии, т. е. в Цицикарском и Гириньском цзянцзюньствах. В этом счете каждая мо­нета считается за два номинальных чоха. При этом в сотне номинальных чохов всего 49 монет, а в тысяче – 490 монет, или 980 номинальных чохов, отчего и образовалось техническое слово «цзю-па» <jiu-ba =  - примечание С.Сидоровича> (980) < Неточность. jiu-ba - специальный «коммерческий» символ, обозначающий 98 - 九八 в обычном написании. Существовали также специальные символы для чисел 94, 95, 96, 97, 99. Изначально эти термины использовались для обозначения скидки при платежах медной монетой вместо серебряных долларов, предоставлявшейся плательщику ввиду нехватки чохов в обращении. Позднее эта скидка стала уже традицией – В.Б.>. Эти 490 монет и образуют связку в тысячу номинальных чохов (и-дяо-цянь <一吊錢>), которая обыкновенно называется дяо <吊>; для удобства счета чохи нанизываются столбиками, разделенными узелками и перехватами веревочки. Во всякой связке 6 таких столбиков, по 3 с каждой стороны: крайние (верхние) по 49 монет (100 ном. чохов), остальные по 98 (200 номин. чохов) .
Полный текст

Метки к статье: 19 век Китай

КРЕСТОЦЕЛОВАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ (ПРИСЯГА) НОВИКОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В СЛУЖБУ

Яз имярек.
Целую крест Господень государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и его благоверной царице и великой княине Евдокее Лукьяновне и их царским детем государю царевичю князю Олексею Михаиловичю и государю царевичю князю Ивану Михаиловичю и царевне и великой княжне Ирине Михаиловне, и царевне и великой княжне Анне Михайловне, и царевне и великой княжне Татьяне Михайловне и которых детей им государем впредь Бог даст. /И на/ то/м/ служити мне государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю и ево царского величества детем, государю царевичю князе Олексею Михаиловичю, и государю царевичю князю Ивану Михаиловичю, и прямити, и добра хотети во всем вправду, безо всякие хитрости и их государьского здоровья мне во всем оберегати и никакова лиха им государем не мыслити, и опричь государя своего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и его царского величества детей государя царевича князя Олексея Михаиловича и государя царевича князя Ивана Михайловича на Владимерское и на Московское царство и на все великие государьства Росиского царствия иново государя из ыных государств литовского и немецкого королем и королевичем, из розных земель царем и царевичем и из руских родов никово не хотети и государства под ними Государи не подискивати.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Российская империя

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ СУПРУГИ ЦАРЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО

О времени пребывания Царицы в Монастыре находятся в бумагах Тихвинского старинного Архива следующие известия:
1-е. Царь Борис Феодорович Годунов, в 1604 году, пожаловал Царицу Дарию тремя, лежащими близ Введенскаго монастыря, деревнями: Нижним Изсадом, Заболотьем и Фишевою горкою.
2-е. Во время нашествия на Тихвин Литовских и Шведских войск (в несчастную эпоху, когда Новгородом овладел Шведский Полководец Делагарди), Царица укрывалась от неприятеля в дремучем лесу; по изгнании же врагов и по прекращении войны Столбовским миром, устроила на собственное иждивение разоренный монастырь, и возобновила в оном каменную церковь во имя Введения во храм Божие Матери.
3-е. Во время браков Царя Михаила Феодоровича, в 1624 и 1626 годах, посылались к Царице свадебные подарки, и жалованы в Устюжской округенекоторые деревни, Царица Дарья Алексеевна, по благочестивой и благотворениями к бедным ознаменованной жизни, преставилась в Введенском монастыре 5 Апреля 1626 года, и погребена в паперти соборной церкви, на южной стороне, где в последствии воздвигнута над телом ее приличная гробница.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Российская империя

ВОЕВОДАМ В КАШИНЕ НЕ БЫТЬ

Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и великому князю святейшему патриарху Филарету Никитичю Московскому и всеа Русии бьют челом Кашина города нищие ваши государевы богомольцы, архимарит и игумены, протопоп и попы, и холопи ваши государевы, кашинцы дворяне и дети боярские, и сироты ваши государевы, посадцкие людишка.
До литовского, государи, разоренья в Кашине воеводы не бывали, а были в Кашине городе губные старосты и городовые приказщики. И город, государи, Кашин и всякие ваши государские дела ведали оне, приказные люди. А с литовского, государи, разоренья и по ся места в Кашине живут воеводы. Да в Кашине ж два губных старост да два городовых приказщиков. И нам, государи, нищим вашим богомольцам, и холопем вашим, и сиротам вашим посадцким людишкам, и нашим людишкам и крестьянишкам от ваших государевых воевод и от приказных людей чинят налоги и убытки великие. А город, государи, разореной, от литовских людей и руских воров разорен, и запустел, и воеводам, государи, и многим приказным людем в Кашине быти не у чево. А многие, государи, сироты ваши посадцкие людишка и нас, нищих ваших богомольцов // и холопей ваших, людишка и крестьянишка от воеводцкого налогу розбрелись по иным городом.
Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа. Русии, пожалуйте нас, нищих своих богомольцов и холопей своих, и сирот своих, велите, государи, ис Кашина воевод свесть и городовых приказщиков, и впредь, государи, не велите в Кашине у нас быти воеводам и городовым приказщиком. И велите, государи, у нас в Кашине быти из нашего города Игнатью Петрову сыну Кашкарову и город Кашин, и всякие свои государевы дела ведати ему, чтоб нам, нищим вашим богомольцем, и холопем вашим, и сиротам вашим посадцким людишкам, и нашим людишкам, и крестьянишкам от воеводцкого налогу и от городовых приказщиков в конец не погинути и достальным розно не розбрестися.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Российская империя

ГАДАТЕЛЬНАЯ КНИГА ХОЛОПА ПИМЕНА КАЛИНИНА

Наряду с гаданием на костях в памятниках XVII в. упоминается также ворожба и гадание на бобах. Наиболее раннее известие о таком гадании относится к 6 июня 1650 г., когда новосильский сын боярский Савинко Антонов сын Манаенков подал «извет»: «В нынешнем де 158 г. после Светлой недели в седьмую субботу звал де меня дядя мой родной Трофим Монаенков к себе на подворье вино пить, и я де к нему пришел, и они де ворожат бобами — дядя мой Трофим с новосильцем с Акимом Шиловым — да с ними же де ворожит донской казак Климка Клементьев сын, которые живут на Туле». Сравнительное изучение документальных свидетельств о гадании на костях и гадании на бобах не позволяет отнести их к различным способам гадания.
Отметим прежде всего наличие в описаниях этих гаданий устойчивых словосочетаний: «розводить костьми» — «бобами розводить», «ворожить на костях, костьми» — «ворожить на бобах, бобами». Особую ценность для сближения костного гадания и гадания на бобах имеют документы дела Шакловитого, в которых одни и те же гадания описываются неоднократно, с перебоем слов бобы и кости.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Российская империя

ДЕТЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ, СЛУЧИВШАЯСЯ В ТОТЕМСКОМ УЕЗДЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVII в.

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холоп твой Меншичко Головачев челом бьет. В нынешнем, государь, во 140-м (1632) году марта в 16 день на Тотьме в Съезжей избе перед воеводу Ивана Францбекова  положил Царевские  волости крестьянин Офонка Осовской записку. А в запиcке написано, что марта ж в 15 день бил челом тебе государю царю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа Руси и звал Царевские волости земского судейку  Демку Юрьева тое ж волости крестьянин Дружинка Игнатьев сын Шихов к себе в деревню на Павлецово досматривать снохи его, Дружинкины, Оленки. А сказал, что де она резала себя ножем по горлу. И тот де судейка Демка с крестьяны тое Оленки досматривал. А по досмотру у Дружинкины снохи у Оленки горло резано, а лежит у него на дворе в подклете , а речи де у нее допрошать не могли. И после, государь, того марта ж в 18 день тотемской розсыльщик  Степанко Собинин да Заозерские волости  крестьянин Семенка Шкулев, а Оленкин вотчим, привезли к съезжей избе тое Дружинкину невестку Шихова Оленку мертву и положыли волосную досмотреную записку. И у съезжые избы при воеводе при Иване ж Францбекове та Оленка досматривана. А в волосной записке и в тотемском досмотре написано, что у нее Оленки горло перерезано и по рукам и по ногам и по хребту бита, и битые места знать. И я, холоп твой, велел тотемскому розсыльщику Ортюшке Переляеву про то Оленкино резанье сыскать Царевские волости всеми крестьяны повальным обыском, как еей (так в тексте) Оленке смерть случилась, свекор ли ее Дружинка Шыхов убил или жена его Дружинкина, а ее Оленкина свекры.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Российская империя

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ ТАЙНЫХ ЗНАНИЙ В РОССИИ

Прежде надобно металлы в мелкой пепел или в мелкую муку измелить, всякое о себе порознь, а металлы имянуются: ртуть, свинец, олово, железо, медь, серебро,  золото, потомуж как и семи планид всякая планида имеет себе особно имя, а вообще имянуются он все планиды. А мать всем тем металлам ртуть, только в начале того дела ртуть не пригожается; и в тех семи металлах два золото да серебро, те исполненые, а пять: ртуть, свинец, олово, железо, медь, те неисполнены. А мелить их так: взять соли, да положить в глиняном сосуде, да поставить на уголье, чтоб тот горшек разгорелся красно и чтоб соль растопилася, а после того простудить, да растереть мелко, да на тое соль взлить воды и дать постоять до тех пор, покаместь та соль в воде растает, а потом вложить в скляничной в перепускной куб, и перепустить ту воду сквозь трубу, чтобы та соль на дне в кубке осталась суха, да так надобно трижды учинить и тою солью можно металлы мелко в пепел учинить.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Российская империя

О ИНРОГОВОЙ ИЛИ ЕДИНОРОГОВОЙ КОСТИ И ЕЕ ЦЕЛЕБНЫХ СВОЙСТВАХ

Находят четырех родов зверей единорогих, у которых изо лба рог. Два рода зверей в восточной Индеи, а некоторый зверь тем родом, как пишут философы, первой Клиниус, другой Елиянус, и я дохтур Артмон Грамон видел в Персиде, что описуют философи Клиниус и Елиянус из дву тех зверей одново зверя рог, и тот рог обложен золотом и вместо питейного судна из того рога пьют. А третьего зверя единорогова ж роду называют его реносерус, и тот рог годен. Дают из него от нутреные отравные болезни, и того зверя находят в восточной Индеи на острове в великой дичи. Четвертого рода единорогова зверя находят в Африке, на горах, которые горы прилегли к морю; а тот зверь лошадиным станом; а у него такожде от лба один рог; и тот зверь тем своим рогом поворачивает через себя, и под себя и на обе стороны; а временем тово зверя видают в воде и на брегах, а противен тот зверь зверю слону, и того зверя рог многажды отведыван от отравы.
А прямой инорог, что описует про него Греченин, именем Моносрос, и пишет, что тот зверь сердит, а стан у него лошадиной, а голова у него оленья, а ноги слоновые, а хвост козловой, шерстью желтоват, а от лба у него рог впрямь востроват на конец, а с правой стороны на левую сторону витоват, а лицом тот рог желтоват, как слоновая кость, а в нем тощо и гораздо бело, а тот рог крепок и жесток, едва и пила его имет, а как его утерть и на жар бросить, и дух от него тяжек. И тот рог отведыван от нутреные отравы и от змеина жала, как змея ужалит, и от морового поветрия, и от фибры с порчею, и крепит сердце, и от недужные болезни годен, и от сердечного трепету и выбивает из человека пот крепкой, и тем потом выбивает от сердца всякую нечистоту. А сверх того покажет опыт.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Российская империя

В будущее В прошлое

Навигация