Полная версия сайта

УВЕДОМЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ЕПИСКОП ИЕРИССО НЕ ИМЕЕТ НИКАКОЙ ВЛАСТИ НАД СВЯТОЙ ГОРОЙ

«Так как он [Иван Асень] настаивал на том, чтобы в его стране был поставлен патриарх, и упорно добивался этого, было решено, после того как он получил согласие (τò ἐνδόσιμον) церкви, учредить в Загоре местную патриархию. Первым ее патриархом был избран бывший митрополит Филиппи Григорий. Вопреки церковным канонам он рукоположил митрополита Солуни и приложил все усилия к тому, чтобы поставить епископа и в Иериссо, желая лишить рукоположенного им солунского [митрополита] по имени Михаила Братана его енории в этой епископии. Но солунский митрополит заступился за свои права и отправился к царю, чтобы пожаловаться на своего патриарха. Прочие подвизающиеся на Святой Горе монахи, число которых достигало (συναχϑέντες) 3 000  все избранники божие, преуспевшие в подвижничестве, ни патриарха не признавали, ни согласия не давали на рукоположение епископа в Иериссо как этим патриархом, так и митрополитом Братаном. Поэтому они (также) отправились к царю, который находился тогда в Галлиполи. Он праздновал в то время свадьбу своей дочери Елены с сыном блаженной памяти императора [Иоанна] Дуки Ватаца. Так как там находился и константинопольский патриарх кир Мануил, бывший митрополит Эфеса, была поставлена на рассмотрение в присутствии двух гocударей жалоба на патриарха Загоры и солунского митрополита. Поскольку константинопольский [патриарх] сильно заступался за них, указывая и на другие права, а также на изданное некогда с восковой печатью распоряжение блаженнопамятного среди императоров кир Алексея Комнина, эти монахи были признаны полностью правыми (έδικαιώϑησαν). Тогдашний константинопольский патриарх вместе с находящимся там советом архиереев в соответствии с содержанием упомянутого императорского распоряжения постановили, что епископ Иериссо не имеет никаких канонических прав на Святую Гору. Определили [также], что патриарх Загоры не может вторгаться в не принадлежащие к его церкви митрополии, совершать [там] рукоположение или исполнять другие церковные службы. Тогдашний филадельфийский митрополит Фока особенно упорно настаивал на безусловном низложении загорского патриарха. Но поскольку царь Асень выступил против того, чтобы был низложен, как упомянуто, его патриарх, решили лучше низложить солунского митрополита как рукоположенного вопреки церковным законам и против согласия константинопольского патриарха. После этого патриарх немедленно в присутствии и с согласия двух государей рукоположил в качестве солунского митрополита святейшего Мануила Дисипата, который позднее стал исповедником. 
Полный текст

Метки к статье: 13 век Болгария

КНИГА НАЗЫВАЕМАЯ НОВЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ - ЦАРСТВОВАНИЕ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ВСЕЯ РУСИ, В НЕЙ ЖЕ СПЕРВА НЕМНОГИЕ ГЛАВЫ ЦАРСТВОВАНИЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ

“Книга глаголемая Новый летописец” по праву считается наиболее значительным и популярным произведением из русских описаний Смуты (сохранилось около сотни его списков XVII—XVIII вв.). Повествование в нем начинается с событий последних лет царствования Ивана Грозного, главным из которых выделено начало присоединения к России Сибири Ермаком. Далее идет более подробный рассказ о царствованиях Федора Ивановича, Бориса Годунова, достаточно кратко описано правление Лжедмитрия I, более детально говорится о царствовании Василия Шуйского, в основном о сражениях под Москвой и другими городами. С наибольшей полнотой освещены события междуцарствования и освобождения Москвы от поляков. “Новый летописец” оканчивается рассказом об избрании царем Михаила Романова в 1613г. и о событиях первых лет его царствования (до 1630 г.), центральным из которых обозначено поставление в патриархи вернувшегося из плена отца царя Михаила Филарета Никитича в 1619 г.
Полный текст

Метки к статье: 16 век 17 век Московия

ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЯМ

Закон судный людям — самый древний письменный законодательный памятник из сохранившихся среди славянских народов. Он был создан в Болгарии в княжение Бориса вскоре после принятия болгарами в 865 году христианства. Это был период развития болгарского феодального государства, усиления государственной власти. Введение христианства как официальной государственной религии, которая санкционировала складывавшийся феодальный правопорядок, способствовало укреплению позиций класса феодалов-бояр, оправдывало существовавшее социальное неравенство — наличие класса господ-бояр и подчиненных крепостных крестьян.
Введение в Болгарии христианства сопровождалось одновременно я введением единого нового права, которое регулировало феодальные общественные и производственные отношения и способствовало их дальнейшему развитию. Это право своим источником имело византийское право (титул XVII Византийской Эклоги), но было значительно переработано в соответствии с условиями Болгарского (феодального государства и нормами болгарского обычного права.
Подлинный текст Закона судного людям не сохранился до настоящего времени. Этот закон известен по различным его спискам, имеющимся в двух редакциях — краткой и пространной. Наиболее древней и близкой к подлиннику считается краткая редакция закона по так называемому Румянцевскому списку.
В Законе судном людям, состоящем из 32-х глав, затронуты многочисленные правовые вопросы. Постановления Закона судного людям касаются преступлений, связанных с принятием христианства (вопросы о санкциях, которые надо наложить на язычников — I глава), преступлений против общественной нравственности и христианской морали (прелюбодеяние, нарушение права церковного убежища, идолопоклонство, вероотступничество) и [680] преступлений против собственности (поджог, некоторые виды воровства — главы IV—XII). Разнообразны предусмотренные этими постановлениями наказания — смертная казнь, членовредительство, телесные наказания, продажа виновного в рабство, изгнание и наложение поста.
Полный текст

Метки к статье: 9 век Болгария

СИМАИ СОСИЦУ - НАСТАВЛЕНИЯ НАСТАВЛЕНИЯ КУПЦА СИМАИ СОСИЦУ

До сорока лет даже в пустяках не должно быть [проявления] роскоши. Вообще особенно предосудительно подавать и вести себя в обществе больше, чем позволяет тебе состояние. Однако в коммерции, в извлечении денежной выгоды необходимо энергично действовать, не уступая никому. Тем не менее на протяжении своей жизни не должен из чувства зависти к тем, кто извлекает [непомерную] прибыль в торговле с Китаем или южными варварами, вкладывать в это [дело] чрезмерные деньги, более того — должен испытывать отвращение [к самой мысли] снаряжения и посылки кораблей в Китай и к южным варварам. Вложи 500 моммэ [серебром] по одному каммэ в торговые операции Сои по ее разумению. В случае если будет два каммэ, то надо вложить их в два-три дела. Нельзя [вкладывать деньги] в одно дело. В других случаях должен поступать из расчета половины того, чем ты владеешь, и даже менее того. И пусть тебе даже будут советовать, что, мол, плохо излишне избегать общества, что можно несколько активнее вмешиваться, но ты совершенно не должен лезть не в свои дела. В любом случае, до пятидесяти лет живи в скромности. Ни в коем случае нельзя потакать своим прихотям, находить наслаждение в пожертвовании на строительство храмов, в чайных церемониях и в красивых одеждах; роскошные вещи, поясные мечи катана и короткие поясные мечи вакидзаси, костюмы — все, что хоть как-то бросается в глаза своим великолепием, запрещается.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Япония

БУЛАНЦОВ - ЗАПИСКИ ЛАЗУТЧИКА, ВО ВРЕМЯ УСМИРЕНИЯ МЯТЕЖА В ПОЛЬШЕ, В 1863 ГОДУ

Наши военные, еще с 1861 года, отдалились от поляков и не бывали в их семействах, а потому и не могли знать положительно о приготовлениях к открытому восстанию; хотя все понимали, все чувствовали, что вокруг их готовится что-то недоброе. Поляки в своих действиях и поступках в отношении к русским стали чрезвычайно дерзки, нахальны. Русскому в Польше была жизнь не в жизнь: худо и дома, еще хуже вне его. Дома — русский каждую минуту мог ожидать, что или выбьют стекла его квартиры или устроят кошачью музыку. (Эта музыка состояла в том, что соберутся под окнами квартиры и начнут кричать, как кому вздумается: кто по-собачьи лает; кто мычит, как корова; кто мяукает по-кошачьи и т. д. И это делала толпа иной раз в две или три тысячи человек и более). Вне квартиры русский подвергался неприятности быть избитым или оплеванным. Не буду приводить всему этому примеры: они известны из газет 1861 и 1862 годов. Начальство не приступало к решительным мерам, полагая, что поляки опомнятся, придут в себя, и действовало мерами кротости. Приведу в доказательство следующее наставление военным начальникам покойного наместника князя Горчакова: держать себя с приличною гордостью, не давая вида, что подобное положение дел унижает их значение. Это наставление было объявлено по случаю жалоб на то, что жители-поляки, при встрече на улице с военными, не взирая на звание, проходя мимо, или обгоняя их, нарочно задевали и толкали их, либо  харкали и плевали. Все это я упоминаю, чтобы показать, как обходились русские с поляками до мятежа и как поступали поляки с русскими. Всякая мера правительства, клонившаяся к восстановлению спокойствия, тишины и порядка, нарушаемых поляками, выставлялась ими в виде насилия; всякое бесчинство, публичное оскорбление, наносимое русским, оправдывались, по иезуитски, патриотизмом. Словом сказать, смотря по обстоятельствам — из мухи делали слона и из слона — муху.
Полный текст

Метки к статье: 19 век Российская империя Польша

ГРАМОТЫ АННЫ ЯРОСЛАВНЫ, КОРОЛЕВЫ ФРАНЦИИ (1051/55–1075)

Принято считать, что имя Анны Ярославны (после 1025 – после 1075), дочери Ярослава I Мудрого, великого Киевского князя, ставшей женой короля Франции Генриха I (1031–1060) в 1051 г., в России стало известно во второй половине XVIII в. благодаря В.Н. Татищеву. Во Франции, правда, королева Анна регулярно появлялась на страницах средневековых хроник, а затем сочинений историков и архивистов XVI–XVIII вв. Как минимум до начала XIII в. ее хорошо помнили во французской королевской семье: например, Филипп II Август в своей грамоте 1190 г. подтверждает дарованные ранее привилегии королевскому монастырю Св. Викентия в Санлисе, основанному «Анной, матерью знаменитого короля франков Филиппа, предка нашего, в память короля Генриха, ее супруга».
Правда, написание имени королевы Анны в XVII в. зачастую подвергалось искажению, вследствие неверного прочтения средневековых грамот бенедиктинцами-эрудитами, которые именовали ее Агнессой (Agnès). Скорее всего, главным источником такого прочтения стала санлисская грамота 1060 г., единственный оригинальный документ XI в., где имя Анны Ярославны прописано как Agnę, в отличие от остальных грамот XI–XIV вв., в которых она фигурирует только как Anna. В свою очередь, это породило миф о том, что после раскола церквей 1054 г. Анна Ярославна приняла католическое имя Агнесса, равно как европейские принцессы меняли свои имена, становясь русскими княгинями. На деле в грамоте приведена только одна из форм написания имени Анна: четких правил однообразной передачи имен в латинском Средневековье не было.
Полный текст

Метки к статье: 11 век Франция

ОБДОРСКИЙ ВОЗМУТИТЕЛЬ

В 1844 или 1845 г., на Обдорскую ярмарку собралось очень много торговцев. Чиновный люд: исправник, местный заседатель, кой-кто из тобольских чиновников также был на лицо. Был, кажется, тут же приезжий жандармский офицер. Торговля шла бойко. Русские торгаши потирали, от удовольствия, руки, скупив весьма выгодно пушнину. Добродушный исправник Скорняков был чрезвычайно доволен удачным сбором ясака. Инородцы, пребывающие на своих нартах и ночующие под красивым полярным небом, просветленным 35—40 град. морозами — также находились в блаженном состоянии, лакомясь, ежедневно, волшебным напитком и куском сырого оленьего мяса или вкусной рыбы. Наслаждались они и набиванием рта нюхательным табаком, действие которого напоминало им, несколько, одуряющее свойство водки. Все шло хорошо! Было несколько неприятных случаев; но это не в счет; без них не обойтись: замерзло на своих нартах несколько сильно опьяневших инородцев, в том числе молодая женщина с ребенком, плотно прижавшимся к открытой груди кормилицы. Было несколько драк; одного торгаша пообокрали, другого поймали с продажной влагой, напоминавшей, по запаху, низкодобротную водку — все уладилось!
Вдруг весь Обдорск был поражен страшным известием. Верстах в 30 или 40 от города появился, с многочисленной ватагой, известный уже правительству грабитель Вауль Пиеттомин.
Полный текст

Метки к статье: 19 век Российская империя

АЛЕССАНДРО ВАЛИНЬЯНО - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ ОБЫЧАЕВ И КАТАГИ (НРАВОВ), РАСПРОСТРАНЕННЫХ В ЯПОНИИ

Среди всех существующих в Японии церемоний церемония с сакэ, наряду с чайной церемонией, является одним из узловых моментов при приеме гостей. Исполняя ее, необходимо всегда руководствоваться тем, к какой из названных групп относится гость, стоит ли он выше, ниже или на той же ступени социальной лестницы, что и священник.
Вот те правила проведения церемонии, которые Валиньяно считает основными и обязательными для изучения всеми падре и ирмао:
- вместе с сакэ в гостиную всегда следует подавать закуски (сакана), их можно подавать одновременно с сакэ или позже;
- столики с сакэ и с сакана должны быть расположены в гостиной у стенки, напротив входа;
- сакана подается либо на высоком столике, либо на низком, в зависимости от статуса гостей;
- гостям высшего и равного статуса необходимо предложить начать церемонию - выпить вино первыми. Для этого им отсылают чарку с вином вплоть до трех раз, в зависимости от того, насколько велико их достоинство. Люди высшего статуса всегда должны пить первыми; в случае с равными первым должен пить то гость, то падре; гости, чей статус ниже, пьют после падре;
- нельзя говорить с гостем, пока он пьет, чтобы не отвлекать его;
- завершает церемонию всегда кто-то из хозяев, но ни в коем случае не гость;
- принимая чарку с вином или закуску от гостя или хозяина, их обязательно поднимают до уровня головы, чуть выше или чуть ниже, в зависимости от статуса подающего;
- прежде чем выпить, следует дважды коснуться чарки руками;
- пить надо, не торопясь, держа чарку обеими руками;
- нельзя ставить чарку мимо столика, на пол, так как это солдатские манеры;
- угощая гостей, принадлежащих ко второй, третьей и четвертой группам, т.е. более низкого, чем падре, положения, первыми пьют сами падре, предварительно не более двух раз отослав чарку гостям;
- предлагая сакана людям высшего положения, следует поднести столик с закусками к гостю и подать ему еду, подставив левую руку под правую, как бы желая поддержать; для гостей равного статуса не следует двигать столик, а еду подавать, более или менее приблизив левую руку к правой; гостям более низкого положения можно подавать еду и одной, правой рукой;
- вообще же сакана лучше предлагать только гостям первой и второй группы.
Полный текст

Метки к статье: 16 век Япония

ЛЮБОПЫТНАЯ ЖИТЕЙСКАЯ ЗАПИСЬ 1706 ГОДА

Лета тысяча семь сот шестого, января в двадесятый день, волной человек Михайло Матвеев с женою своею Марьею Федоровою дочерью дал сию житейскую запись Григорью Петрову сыну Языкову в том: занял я, Михайло, у него, Григорья, денег десять рублев, и тех денег платить мне нечем, и за те деньги жить мне, Михаилу, с женою своею у него, Григорья, и у детей его в доме, в Пошехонском уезде, в селе Погорелом, или где  велят, тридцать лет. И живучи, своровскими людьми незнатца и никаким дурном не промышлять, и никуда от них не сбежать, и ничего непокрасть, и низакого иного незаложитца. А наперед сего я, Михайло, и жена моя Марья иному никому никакой на себя крепости не давали; а буде я, Михайло, и жена моя чего против сей житейской записи неисполним — и ему, Григорью, и с детям его вольно на нас бить челом великому государю. А указ великого государя на нас без суда и без допросу по их челобитью, как надлежит кабальным и по житейским записям людям, и крестьянам, и дворником по записям.
Полный текст

Метки к статье: 18 век Российская империя

СЕМЬЯ ГОСТЕЙ БУЛГАКОВЫХ

В прошлом, государь, во 158-м году по твоему государеву указу и по выбору гостей и гостиные сотни торговых людей послан я, холоп твой, на твою государеву службу к Арханьгельскому городу и на Колмогоры к таможенному и кабацкому збору ко 159-му году. И я, холоп твой, служил твою государеву службу прошлой 159-й год. И в нынешнем, государь, во 160-м году судом божиим преставися дед мой, гость Григорей Никитников, инок схимник Герасим, а приказал после себя церькви божия строить и душу свою поминать и всякими промыслишками промышлять внуку своему, а моему брату Борису Никитникову, да мне, холопу твоему. А на мое, холопа твоего, место к нынешнему ко 160-му году перемена прислана, а живу я, холоп твой, за отчетными книгами и за твоими государевыми остаточными долгами. А после меня останется товарыщев моих у выбору и за книгами двое, Мартьян Дурандин да Иван Кокорин.
Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, пожалуй меня, холопа своего, вели, государь, меня с своей государевы службы отпустить к Москве для церьковнаго строения и для поминка деда моего.
Полный текст

Метки к статье: 17 век Московия Российская империя

В будущее В прошлое

Навигация