По ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению, состоявшемуся 22-го апреля 1885 г., постройка дороги была возложена на особое строительство, во главе с строителем генералом М. Н. Анненковым. Для участия в постройке был сформирован еще другой 2-й Закаспийский железнодорожный батальон. Постройка и здесь должна была производиться со всевозможною скоростью, так как малейшая задержка могла отразиться неблагоприятно на политических интересах Государства в Средней Азии. Работы открылись до представления расценочных ведомостей, изыскания были сделаны спешные летучие. На первых 355 верстах путь спроектирован был параллельно Копет-Дагскому хребту, почти у самого его подножия. Эта близость к горам, вызванная необходимостью пользования водными источниками, вытекающими из предгорий, впоследствии, во время эксплуатации, принесла много вреда. Потоки, спадающие с близь лежащих гор, во время дождей, устремляясь к полотну дороги, разрушали его на большом протяжении. Спешность постройки и тут заставляла не придерживаться технических условий. Полотно строилось с ничтожным повышением над горизонтом местности (при расчете 675 куб. саж. земляных работ на версту), вместо каменных мостов, временно ставились клетки из шпал; жилые дома заменялись бараками. Участок строился почти в такой же местности, как и первый, здесь не было только горных возвышенностей; полотно пролегало по глинистой, солонцеватой, песчаной и безводной пустыне; орошенные оазисы только изредка пересекали полотно; на участке же Репетек - Чарджуй был сплошной сыпучий барханный песок; такие пески были и на Узун-Адинской ветке. Условия работы были благоприятны в том отношении, что равнинная местность здесь не требовала ни больших насыпей, ни выемок. Все работы производились почти исключительно хозяйственным способом (97 %). Местных рабочих и здесь не было; только что покоренные аборигены текинцы на работы не шли; очевидно, в их памяти тогда не изгладилось еще недавнее прошлое, когда тяжелые земляные работы для них самих исполняли пленные персы. Поэтому рабочих приходилось выписывать из центральных губерний, с Кавказа и из Персии. Для русских рабочих приходилось заготовлять продовольственные запасы: мясо, сало, хлеб, капусту, крупу, чай, сахар и табак; все это привозилось из далека и конечно, обходилось дорого. Невзыскательные к пище и к обстановке, привычные к климату рабочие персы были для строительства более желательным элементом и потому они преобладали на постройке. Укладочные работы исполнялись чинами 2-го железнодорожного батальона. Для подвозки укладочного материала был сформирован конно-верблюжий транспорт. Оживленную картину представлял так называемый укладочный поезд. Это был как бы подвижной городок, впереди которого двигалось до 200 повозок и 600 верблюдов. Кроме двух рот, производивших укладку рельс, в поезде находилось несколько сот рабочих персов и осетин, которые подготовляли материалы, поднося шпалы, рельсы и скрепления на земляное полотно. Большинство рабочих и все нижние чины помещались в двух этажных вагонах. Здесь же жил в вагоне во все время постройки и генерал Анненков. Способ укладки был таков: путевой материал подавался к конечному пункту укладки поездом в составе 25—30 вагонов и по разгрузке его на откосы полотна, материалы затем развозились частью на конных и верблюжьих подводах, частью в вагонетках в ручную, при расстоянии от места разгрузки поезда до конечного пункта доставки более двух верст. Общая численность рабочих иногда доходила до 23.000 чел. Благодаря этому работы шли с неимоверной быстротой: в Мае 1885 г. они открылись, а 30 Ноября того же года поезд уже был в Асхабаде. Ко 2-му Июля следующего 1886 г. путь был уложен до Мерва, а в шесть следующих месяцев до Амударьи. Начало репортажа.
![Поезда по Закаспийской железной дороге пока ездят редко. Из-за отсутствия достаточного количества разъездов при одноколейном движении максимальная пропускная способность - три пары поездов в сутки.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771594_improved_photo-2023-02-07t125239_640.jpg) | Поезда по Закаспийской железной дороге пока ездят редко. Из-за отсутствия достаточного количества разъездов при одноколейном движении максимальная пропускная способность - три пары поездов в сутки. | ![Железнодорожный состав - пункт управления строительством железной дороги генерала Анненкова.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771553_improved_photo-2023-02-07t125323_923.jpg) | Железнодорожный состав - пункт управления строительством железной дороги генерала Анненкова. | ![Генерал Анненков с дамами. (Слева 26 летняя супруга генерала графиня Елизавета фон Эстеррейх?)](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675948390_out33_1_best.jpg)
| Генерал Анненков с дамами. (Слева 26 летняя супруга генерала графиня Елизавета фон Эстеррейх?) | ![Служащий Закаспийской военной дороги.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771604_improved_photo-2023-02-01t175219_203.jpg) | Служащий Закаспийской военной дороги. | ![Охрана поезда - казаки. Есть даже свой священник.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675839513_improved_photo-2023-02-08t095306_238.jpg) | Охрана поезда - казаки. Есть даже свой священник. | ![Где бы не остановился поезд, всюду собираются местные жители.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675839489_improved_photo-2023-02-08t095323_620.jpg) | Где бы не остановился поезд, всюду собираются местные жители. | ![Ремонтная дрезина всегда наготове.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771691_improved_photo-2023-02-07t144611_752.jpg) | Ремонтная дрезина всегда наготове. | ![Кочевники вышли встречать поезд.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771670_improved_photo-2023-02-07t144137_092.jpg) | Кочевники вышли встречать поезд. | ![Во время стоянки местные ребятишки принесли на продажу виноград.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771614_improved_photo-2023-02-07t142725_619.jpg) | Во время стоянки местные ребятишки принесли на продажу виноград. | ![Начальник шлагбаума - охраняемый переезд через железную дорогу.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771553_improved_photo-2023-02-07t142810_374.jpg) | Начальник шлагбаума - охраняемый переезд через железную дорогу. | ![На дороге работают не только местные туркмены, но и нанятые в Иране персы.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771621_improved_photo-2023-02-07t143704_448.jpg) | На дороге работают не только местные туркмены, но и нанятые в Иране персы. | ![Водяная помпа - без нее паровозу никак.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771610_improved_photo-2023-02-07t143822_647.jpg) | Водяная помпа - без нее паровозу никак. | ![Каракумы. Сторожевая вышка.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675775073_improved_photo-2023-02-07t155925_529.jpg) | Каракумы. Сторожевая вышка. | ![Каракумы. Будка стрелочника. Стрелочник - должность военная.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771648_improved_photo-2023-02-07t143050_518.jpg) | Каракумы. Будка стрелочника. Стрелочник - должность военная. | ![Каракумы между Репетеком и Чарджуем. Насаждения для защиты железной дороги.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771685_improved_photo-2023-02-07t144420_192.jpg) | Каракумы между Репетеком и Чарджуем. Насаждения для защиты железной дороги. | ![Каракумы между Репетеком и Чарджуем. Местный сигнальщик.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771680_improved_photo-2023-02-07t144336_361.jpg) | Каракумы между Репетеком и Чарджуем. Местный сигнальщик. | ![Местный житель.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771600_improved_photo-2023-02-07t142910_908.jpg) | Местный житель. | ![Местный житель.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771561_improved_photo-2023-02-07t142931_253.jpg) | Местный житель. | ![Местный житель.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771667_improved_photo-2023-02-07t143949_647.jpg) | Местный житель. | ![Туркменская милиция. Служба службой, а обед по расписанию.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771594_improved_photo-2023-02-07t143105_210.jpg) | Туркменская милиция. Служба службой, а обед по расписанию. | ![Жители ближайших аулов съезжаются на рынок.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771659_improved_photo-2023-02-07t143138_298.jpg) | Жители ближайших аулов съезжаются на рынок. | ![Местный рынок.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771707_improved_photo-2023-02-07t144453_806.jpg) | Местный рынок. | ![Местный рынок.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771710_improved_photo-2023-02-07.jpg) | Местный рынок. | ![Местный рынок.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771575_improved_photo-2023-02-07t142838_804.jpg) | Местный рынок. |
![Пока на рынке кипит торговля, ослики отдыхают.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771659_improved_photo-2023-02-07t144528_382.jpg) | Пока на рынке кипит торговля, ослики отдыхают. | ![Рыночный день подошел к концу. Пора возвращаться с покупками в пустыню.](/uploads/posts/2023-02/thumbs/1675771698_improved_photo-2023-02-07t144512_235.jpg) | Рыночный день подошел к концу. Пора возвращаться с покупками в пустыню. |
Продолжение
Метки к статье: 19 век Центральная Азия Российская империя
Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|