От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии Василью Григорьевичю
Грязному Ильину. Что писал еси, что по грехом взяли тебя в полон, - ино было
Васюшка, без путя середи крымских улусов не заезжати: а уж заехано - ино было не
по объезному спати: ты чаял, что в объезд приехал с собаками за заицы - ажно
крымцы самого тебя в торок ввязали. Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у
меня стоячи за кушеньем шутити? Крымцы так не спят, как вы, да вас дрочон,
умеют ловити да так не говорят, дошедши до чюжей земли, да пора домов. Только б
таковы крымцы были, как вы жонки - ино было и за реку не бывать, не токмо что
к Москве. А что сказываешься великой человек - ино что по грехом моим
учинилось (и нам того как утаити?), что отца нашего и наши князи и бояре нам
учали изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и
правды. А помянул бы ти свое величество и отца своего в Олексине - ино таковы
и в станицах езживали, а ты в станице у Пенинского был мало что не в охотниках с
собаками, и прежние твои были у ростовских владык служили. И мы того не
запираемся, что ты у нас в приближении был. И мы для приближенья твоего тысячи
две рублев дадим, а доселева такие по пятидесят рублев бывали; а ста тысяч
опричь государей ни на ком окупу не емлют, а опричь государей таких окупов ни на
ком не дают. А коли б ты сказывался молодой человек - ино б на тебе Дивея
не просили. А Дивея сказывает царь, что он молодой человек, а ста тысячь рублев
не хочет на тебе мимо Дивея: Дивеи ему ста тысяч рублей лутчи, а за сына за
Дивеева дочь свою дал, а ногайской князь и мурзы ему все братья; у Дивея и своих
таких полно было, как ты, Вася. Оприч было князя Семена Пункова не на кого
менять Дивея; ано и князя Михаила Васильевича Глинского нечто для присвоенья
меняти было; а то в нынешнее время неково на Дивея меняти. Тебе, вышедчи ис
полону, столко не привесть татар ни поимать, сколко Дивей кристьян пленит. И
тебя, ведь, на Дивея выменити не для кристьянства - на кристьянство: ты один
свободен будешь, да приехав по своему увечью лежать станешь, а Дивей приехав
учнет воевати да несколко сот кристьян лутчи тебя пленит. Что в том будет
прибыток? Коли еси сулил мену не по себе и писал и что не в меру, и то как дати?
То кристьянству не пособити - разорить кристьянство, что неподобною мерою
зделать. А что будет по твоей мере мена или окуп и мы тебя пожалуем. А будет
станешь за гордость на кристьянство - ино Христос тебе противник.
Полный текст
Метки к статье: 16 век Московия Крым Иван Грозный
Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|