В военное время Россия выставляет не мене трехсот тысяч
человек; половину их Царь берет с собою в поле, остальных оставляет для
содержания сторожей по рубежам. Военной службой не обязаны ни хлебопашцы, ни
купцы, но одни молодые люди. Пехотинцев у него нет, кроме пионеров или
пищальников, которых тридцать тысяч человек. Остальные составляют конницу, все
вооружены луками и ездят на коротких стременах подобно Туркам. Одеяние воинов
состоит из дощатых лат и шишака; некоторые латы покрыты бархатом, или золотою
парчою; потому что Pyccкиe любят пышность в военной одежде: сам же Великий Князь
не знает в ней меры; его шатер покрыт золотой и серебряной парчой и украшен
драгоценными камнями. К седельной луке Русские привешивают небольшие барабаны (Набаты),
которые употребляют вместо шпор, подгоняя лошадей их звуком.
Они сражаются без порядка и неохотно вступают в сражение, а воюют хитростью и
засадами. Удивительно терпеливо переносят они стужу и дурную пищу; ибо в такую
пору, когда земля покрыта обледенелым снегом глубиною в ярд, рядовой воин
проводит месяца по два в поле без шатра или навеса над своей головой: развесит
только свой плащ с той стороны, откуда дует непогода, разведет огонек, и ложится
перед ним спиной к ветру; пьет холодную воду из реки, смешанную с овсяной мукой,
и это вся его пища; конь его кормится древесными сучьями и корою, все время
остается в открытом поле и, не смотря на то, отправляет свою службу. Царь ни
платит вовсе жалованья никому, кроме иностранцев, но за военные заслуги
награждает землями в пожизненное владение, и все лица, которые чаще посылаются
на войну, считают себя в большей милости, хотя и служат без жалованья.
Ежегодно 12 го Декабря, Царь и все его Бояре с большой пышностью выезжают в
поле, за город, верхами на жеребцах или Турецких конях; пять тысяч пищальников
стреляют перед ним в ледяной вал, пока не собьют его; орудия, которые у них есть
всех родов и которые очень хороши, наводятся на два деревянные дома, набитые
землею, толщиною; по крайней мере, футов в тридцать и, начиная с меньших орудий,
выпаливают из них изо всех по три раза, сбивая эти дома вровень с землею. Кроме
других орудий, у них есть шесть пушек, которых ядра, вышиною в один ярд, так что
можно следить за их полетом; потом палят холостыми зарядами из мортир.
Освидетельствовав, таким образом, успехи своих пушкарей, Царь возвращается во
дворец в том же порядке, в каком приехал.
Русские следуют учению Греческой Церкви, но примешивают множество суеверий:
службу отправляют на Русском язык. Они считают, что десять заповедей не
касаются их и говорят, что Бог дал их во времена (Ветхого) Завета, который
отменен смертью Христа на кресте. Евхаристия дается в причастие в обоих видах.
Постов соблюдается четыре; богослужение в церквах отправляется ежедневно,
начиная за два часа до рассвета и до вечера; никто, однако же, не может быть
хуже духовенства в отношении распутства, пьянства и лихоимства.
В России много больших и богатых монастырей, в которых оказывается большое
гостеприимство. В Троицком (Тrоjetes) семьсот монахов, и он обнесен крепкими
каменными стенами, на которых расставлено много медных орудий; в окружности
около монастыря миль на сорок большая часть земель, городов и деревень
принадлежат тамошним монахам, которые в то же время по торговле равняются со
значительнейшими купцами в стране. Во время праздников Св. Пасхи, если два
приятеля встретятся, то они берут друг друга за руку и один из них говорит:
“Господь воскрес!” а другой отвечает: “Во истину так!” после чего они целуются,
как мужчины, так и женщины. Царь почитает Митрополита после Бога, после Божьей
Матери и Св. Николая, считая его Наместником духовным, себя же только
Наместником светским. Впрочем, Москвитяне по рубежу Татарии еще язычники. Полный текст
Метки к статье: 17 век Московия
Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|