|
ТРИ ВЕСТЪЁТСКИЕ ХРОНИКИI ЛАГМАНЫ1 ВЕСТЪЁТОВ 2Здесь перечислены имена тех мужей, кои выработали и обнародовали законы Вестеръётланда. (1) Первым был Лумб и его именем были названы Законы Лумба, потому что он, говорят, придумал и выработал большую часть наших законов. Он родился в Вангире 3, и там он лежит в одном кургане, ибо он был язычником.(2) Вторым был Бьёрн Чаша. Он был из Медальбю 4. Там он был погребен в одном кургане, потому что он не получил святого крещения. Но на том самом кургане в Медальбю теперь стоит часовня.(3) Третьим был Тур Лисица из Гёкема 5.(4) Четвертым был Алли. Он родился в Сиглислангеме 6 и говорил законы на Линкорнской поляне 7. Но он был злым и из-за своей несправедливости включил в наши законы много несправедливого, ложного и хитрого. И поэтому его прозвали Алли-Вокруг-да-около.(5) Пятым был Тубби конюший. Он был лагманом очень короткое время. И он был жестоким и злым [всё] то короткое время, пока он был (лагманом). (6) Шестым был Ёнд из Эссунги 8.(7) Седьмым был Влуар из Трэльги 9. Он был смещен; он лишился власти и звания лагмана за свои дурные привычки и безрассудство.(8) Восьмым был Тюрн. Он родился в Упланде 10.(9) Девятым был его сын Влуар. (10) Десятым был Ассур из Хэры 11. Он говорил вестъётские законы всего один день, то есть один раз и больше никогда, потому что он вскоре после этого умер.(11) Одиннадцатым был Карл из Эдсвэры 12. Он не приобрел земельных владений или другого имущества, но возвысился до такой власти скорее благодаря своей энергии, великодушию и мудрости. Он преследовал тех людей, которые нарушали законы нашего ланда. Он наказывал каждого по его делам и избавил свой ланд от дурных людей и дурных примеров. Поэтому его называли хранителем законов и отцом отечества.(12) Двенадцатым, после него, был его сын Альгут, гордый и алчный человек. (13) Далее, так как его сын Ситругг не пожелал после смерти своего отца взвалить на себя бремя заступника вестъётов, потому [305] что был молод и еще не созрел душой и телом, то тринадцатым лагманом стал Ёнд из Гроланды 13, справедливый и стойкий человек. Он правильно говорил законы и всегда соблюдал их.(14) Затем, после него, четырнадцатым эту власть получил его брат Наглли. В обхождении с людьми он был подобен своему брату: был умерен в словах и делах и служил защитой справедливости и законности всем вестъётам. (15) После него пятнадцатым подучил власть лагмана Ситругг, сын Альгута, который пользовался своей властью мудро, с верой в бога. (16) Шестнадцатым был его сын Альгут. (17) Семнадцатым был лагман Эскиль. Он тщательно разузнал и изучил все законы Лумба и другие [законы, изданные] в древности для пользы ланда. После того как он собрал законы ланда, он обдумал их с большой мудростью и по собственному разумению. Он был весьма пригоден для этого дела по многим причинам: он имел дар от бога — был намного умнее остальных людей и был ученым подобно хорошему клирику, и он всегда защищал вестъётов и их хёвдингов 14. Он был очень рассудительным и справедливым во всех делах. И он также хорошо владел мечом и любым другим оружием. Что я еще могу сказать о нем, кроме того, что еще не скоро родится подобный ему муж 15.(18) Восемнадцатым был лагман Густав, миролюбивый и справедливый человек 16.(19) Девятнадцатым был лагман Фольке, осмотрительный и кроткий [человек]. При нем были отменены многие языческие обычаи в наших законах и были лишены права наследования незаконнорожденные дети 17.II ХРИСТИАНСКИЕ КОРОЛИ ШВЕЦИИ (1) Олаф Скотконунг 18 был первым христианским королем в Швеции. Он был крещен епископом Зигфридом 19 в источнике, протекающем близ Хусабю 20 и называемом [источником] Биргитты 21. И он подарил тогда посредством скётнинга 22 всю [эту] деревню посоху и стулу 23.(2) Вторым был Эмунд Углежог 24 и его прозвали Углежогом потому, что он был щедрым в своих карах: сжигал дома людей.(3) Третьим был Эмунд Злой 25 [и его прозвали так] потому, что [он] был жадным, а не добрым в тех делах, [которые] он хотел успешно завершить. И он сделал пограничные знаки между Швецией и Данией так, как [об этом] говорится в [разделе о] границах 26.(4) Четвертым был Хокон Рыжий 27. Он родился в Ливини 28 в хераде Висте. Он был королем тринадцать зим и покоится в Ливини, где родился. [306](5) Пятым был король Стенкиль 29. Он любил вестъётов больше всех других людей, живших в его государстве. И он был сильным [человеком] и хорошим стрелком. В Ливини еще стоят его мишени. Одна называется Королевский камень. Другая стоит у ворот в королевскую усадьбу, третья — на [горе] Стонгсберг 30. И пока он жил, он всегда радовал вестъётов.(6) Шестым был король Инги 31. Он доблестно управлял Швецией и никогда не нарушал законы, которые были высказаны и приняты в каждой области [королевства].(7) Седьмым был король Хальстен 32, брат короля Инги, кроткий и милостивый, когда он творил правосудие. Поэтому [вся] Швеция оплакивала его смерть.(8) Восьмым был король Филипп 33, сын Хальстена, любимый [всеми] за своего отца и брата отца, ибо при них в Швеции было хорошо. Также и его никто не мог обвинить в нарушении законов.(9) Девятым был Инги, брат короля Филиппа 34. Он был назван именем короля Инги, брата Хальстена. Его напоили отравленным напитком в Эстеръётланде и он от этого умер. Но в Швеции всегда было хорошо, пока правили эти родичи.(10) Десятым был король Рагнвальд 35, отважный и гордый. [Он] приехал в Карльэпит 36, без заложников и за это пренебрежение, [которое] он проявил ко всем вестъётам, он умер позорной смертью. Тогда Вестеръётландом правили добрый лагман и хёвдинги ланда и все были тогда верны своему ланду.(11) Одиннадцатым был король Сверкер Старый 37. Он был сыном Корнуба из Эстеръётланда. Его убил его конюх в ночь перед рождеством, когда он должен был ехать в церковь. И он погребен в Альвастре 38. И он первый начал строить этот монастырь. Да воздаст господь его душе за это доброе дело!(12) Двенадцатым был король Эрик 39. К несчастью он слишком быстро погиб. Он всегда выносил добрые приговоры, пока он жил. И господь воздал ему за это сторицей. Теперь душа его успокоилась у бога и его ангелов, а его останки покоятся в Уппсале. И там случилось по милости божьей много необычайных чудес. (13) Тринадцатым был король Карл 40, сын Сверкера Старого, принявший звание своего доброго отца. Он правил Швецией кротко и милостиво. И он лишил жизни в Эребру Магнуса Четырнадцатого 41. Но сам он пал в Висингё 42 и покоится в Альвастре у своего отца. Но его сын Сверкер был увезен в люльке в Данию и его поездка была плачевной. (15) Пятнадцатым был король Кнут 43. Он завоевал Швецию мечем и лишил жизни короля Карла 44, короля Коля 45 и короля Бурислева 46. И [он] участвовал во многих сражениях в Швеции и во всех одержал победу. И ему пришлось много потрудиться, прежде чем он усмирил Швецию. Затем, когда его власть укрепилась, [307] он был добрым королем. И он лишился жизни в Эриксберге 47, в Гесене 48, и покоится в Варнхеме 49. (16) Шестнадцатым был король Сверкер 50, добрый человек и храбрый воин. Он хорошо управлял своим государством, но Фолькунги 51 лишили его жизни. Его убил в Гэстильрене 52 его собственный свояк. И он покоится в Альвастре. Вечная ему память! (17) Семнадцатым был король Эрик 53. Он бежал на три года 54. Затем он победоносно мечем завоевал Швецию и был королем семь зим. И он был урожайным королем, потому что пока он жил во всем его государстве всегда были хорошие урожаи. Он умер от болезни в Висингё и покоится в Варнхеме у своих братьев и родичей. (18) Восемнадцатым был король Юн, сын Сверкера 55, мальчик возрастом и очень милостивый. Он был королем три зимы и умер от болезни в Висингё. Вся Швеция оплакивала, его смерть, [жалея], что он не смог жить дольше. И он покоится в Альвастре. Сохрани бог его душу! III ПЕРЕЧЕНЬ ЕПИСКОПОВ (1) Зигфрид 56 был первым епископом, принесшим сюда веру в Христа. Он приехал сюда из Англии и наметил здесь три места для постройки церквей и освятил три церковных двора: один в Фриггиэроне 57, другой в Гюреме 58, третий в Агнистаде 59. И затем он поехал в Веренд и принес туда веру в Христа. И он умер своей смертью и его мощи покоятся в Векше. Но его душу взяли святые ангелы и перенесли ее в рай. И его душа должна получить полное вознаграждение за его труды.(2) Вторым был архиепископ Унни 60. Он был посвящен [в сан архиепископа] в Англии и послан сюда. В то время здешний народ не хотел принять христианство. И они схватили епископа и побили его до смерти камнями. Затем бог и святые взяли его душу.(3) Третьим был епископ Астмунд 61. Он первый сделал Скару местопребыванием епископов. И ему здесь подарили посредством скётнинга сверх двора для жилья имение из альменнинга. Он покоится в Мильдухеде 62 в Скаре.(4) Четвертым был епископ Стенфинд 63, добрый человек и хороший служитель. И он первый смог привести свое епископство к истинному послушанию. И он покоится в Скаре.(5) Пятым был Адальвард Старший 64.(6) Шестым был святой Адальвард Младший 65. Он первый велел заложить фундамент церкви Святой Марии в Скаре 66. И там он покоится под защитой бога и святых.(7) Седьмым был Родольвард 67, худший из всех свободных людей. В то время посоху и стулу принадлежали семь имений и [308] каждый из семи епископов приобрел свое имение. И покоится он в Скаре.(8) Восьмым был епископ Рикульв 68. Он родился в Англии и покоится в Скаре.(9) Девятым был епископ Хервард 69. Он был англичанин и имел в Англии жену и детей. И он уехал от них сюда в ланд и был здесь епископом. И он не преумножил имущества епископства: он собирал золото и серебро и тайно отсылал их в Англию своей жене и детям.(10) Десятым был епископ Стурбьёрн 70. Он сильно преумножил имущество посоха и стула и построил большую часть церкви Святой Марии в Скаре. Первыми епископами — жителями ланда были Адальвард Младший и Стурбьёрн. Он покоится в Скаре.(11) Одиннадцатым был епископ Эдримб 71. Он был добрым и умным человеком. При нем было закончено строительство церкви Святой Марии, и он освятил ее. При этом каждый бонд уплатил пять голубых пеннингов, ибо тогда во всем Ёталанде ходили медные пеннинги 72, или семь шепп ржи, или три шеппы ячменя 73. И он покоится в Скаре.(12) Двенадцатым был добрый епископ Бенедикт 74. Подобного ему в добрых делах не было никогда, ни прежде, ни после. Он принял одиннадцать имений и оставил девятнадцать. Он принял полсотни ландбу 75 и оставил сотню. Он велел сделать опись всего зерна, причитавшегося церкви Святой Марии. И он полностью построил южную капеллу. Он дал полмарки золота на украшение образов, которые там имеются, и велел написать молитвы святых, которые теперь имеются в капелле. Он велел сделать изображения перед главным алтарем. Он велел сделать два скриния и хранил в них святые реликвии. Он велел сделать святую руку и класть в нее святые реликвии. Он велел сделать молитвенники. Благодаря его заботе в Скару привезли литургическое убранство для клира, и он купил его за свои собственные деньги. Он велел купить в Англии библию и подарил ее церкви [Святой] Марии в Скаре. Он велел построить за свой счет четверть церкви Святого Петра в Скаре. Он дал большую часть тех денег, которые стоила церковь Святого Николая в Скаре, и он был членом этого церковного братства. Он подарил церкви Святого Николая два колокола. Он подарил два колокола Эриксбергу. Он велел построить церковь в Ётала 76. Он велел построить церковь в Агнистаде. Он велел построить церковь в Димбу 77. Он велел построить церковь в Винге 78 и освятил ее бесплатно. Когда он ехал по своему епископству и видел, что где-нибудь не хватает чего-нибудь для богослужения, он по-мужски помогал достойным своими собственными деньгами. В Медаль Упланд 79 подарил он два колокола, святое писание и облачение для мессы. Он велел также строить мосты. Он велел построить мост в Осе 80, другой в Оффруде 81 и третий — в Фраведе 82, [309] четвертый — Бьекнэбру 83 и пятый — Ульэрвисбру 84. Он велел проложить две дороги из Тиведена 85 и одну дорогу из Вэтурсвида 86, и одну дорогу из Хёкенсоса 87. Он брал с каждого бонда не больше пяти голубых пеннингов или пяти шепп ржи, или трех шепп ячменя. Однако ни один человек в этом мире не сможет рассказать о всех его добрых делах, — но только сам бог, который направлял его в них. Все-таки он оставил после себя движимость и деньги, большую серебряную вазу и множество рогов для питья, столь много одежды и беличьих мехов, что их с трудом смогут везти по хорошей дороге двадцать лошадей, кроме того, пять лиспундов 88 серебра. Однако он пожертвовал беднякам свой хлеб и по две одежды. Поэтому да воздаст бог его душе за все его добрые дела. И он покоится в церкви (Святой) Марии в Скаре.(13) Тринадцатым был епископ Йерпульв 89. Он родился в Хвэрфе 90. Он первым собирал с бондов десятину для епископа. Тогда он добился решения об этом на тинге. Впервые тогда тинг происходил у [ручья] Аскубэк 91.(14) Четырнадцатым был епископ Юн Хюрна 92, человек умный и ласковый со всеми людьми. (15) Пятнадцатым был Вернард 93, очень щедрый человек. [Он много] давал и богатым и бедным. (16) Шестнадцатым был епископ Бенедикт Младший 94. Он собрал дружину, вооруженную броней и щитами, и так правил епископством. Он был жестоким и вспыльчивым как с мирянами, так и с клириками. При нем посох и стул лишились многих земельных владений. Он умер в Утланде и покоится в Варнхеме. (17) Семнадцатым был епископ Стен 95, родом эстъёт, доброжелательный человек. И клирики должны молиться богу за его душу, потому что он обеспечил им все привилегии. Комментарии1 Лагман (др. швед, lagmaper, laghman, в документах на лат. яз. legiier) — буквально «человек закона». До середины XIV в. Шведское королевство было федерацией нескольких племенных областей — ландов, каждая из которых имела свое обычное право, свой «закон», и свой орган власти — тинг ланда (народное собрание). В большинстве ландов Швеции существовала также должность лагмана. Лагман обязан был помнить наизусть законы своего ланда (еще в начале XIII в., в Швеции не было писаных законов), ежегодно «говорить» (т. е. обнародовать) и на тинге ланда, а также толковать их. Лагман председательствовал на тингах ланда, был верховным судьей и политическим руководителем ланда. Согласно Вестъёталагу, лагман первым должен был «присудить в короли» вновь избранного в Уппсале короля Швеции на тинге всех вестъётов. Без его согласия нельзя было сделать заимку на алъменнинге (альменде) ланда. Согласно Вестъёталагу, лагман должен быть сыном бонда и его должны были выбирать сами бонды. Но из документов явствует, что уже в начале XIII в. это правило стало нарушаться: лагманами становились представители феодальной знати. Судя по хронике «Лагманы вестъётов», лагманы часто выбирались из членов одной и той же семьи и, как правило, занимали эту должность пожизненно 2 Вестъёты — одно из древнешведских племен, населявшее историческую область Швеции Вестеръётланд. 3 Вангир — приход Вонга в хераде (округе) Сконингс в Вестеръётланде. 4 Медальбю — по мнению К. Г. Шлютера, издателя Corpus iuris svеo-gothorum antique, приход Мэлльбю в хераде Бьерке или в хераде Кольландс в Вестеръётланде. 5 Гёкем — приход Гёкемс в хераде Вильске в Вестеръётланде. 6 Сиглислангем — по мнению К. Ю. Шлютера, приход Лонгумс в хераде Ласке или хераде Висте в Вестеръётланде. 7 Линкорнская поляна — совр. Эккорнваллен в хераде Гудхемс в Вестеръётланде. 8 Эссунга — приход в хераде Барне в Вестеръётланде. 9 Трэльга — деревня в хераде Чиннефьердингс в Вестръётланде. 10 Упланд (Утланд) — херад в Вестеръётланде. 11 Хэра — по К. Ю. Шлютеру, приход Хэрья в хераде Вартофта или приход Хэрене в хераде Куллингс, или приход Хэрендс в хераде Чиннефьердингс в Вестеръётланде. 12 Эдсвэра — приход в хераде Сконингс в Вестеръётланде. 13 Гроланда — приход в хераде Фрёкиндс в Вестеръётланде. 14 Хёвдинг (др. швед, hofpingi)—буквально «главарь, предводитель». В Вестъёталаге упоминается должность херадсхёвдинга — «предводителя херада». Из него явствует, что херадсхёвдинг председательствовал на тинге херада и без его согласия нельзя было сделать заимку на алъменнинге херада. Должность херадсхёвдинга, как и лагмана, была выборной и смещаемой. По-видимому, первоначально херадсхёвдинг, как лагман, должен был быть «сыном бонда». Но уже в начале XIII в херадсхёвдингов, как и лагманов, выбирали, вероятно, из числа местной знати. 15 Эскиль родился около 1175 г. и умер около 1227 г. Он, родом эстъёт, был сыном Магнуса Миннешёльда из Бьелбу и старшим братом будущего ярла Биргера. В юности он некоторое время находился при дворе короля Кнута Эрикссона. Около 1217 г., когда он уже был лагманом вестъётов, он женился на внучке короля Эрика Святого — вдове норвежского ярла Хокона Фольквидссона. В одной грамоте 1219 г он назван титулом «господин» (dominus) (DS, N 181). В какие годы он был лагманом, неизвестно. 16 Точно неизвестно, в какие годы Густав был лагманом. Он упоминается как лагман вестъётов и одновременно как херадсхёвдинг херада Кокинд в грамоте 1225 г. (DS, N 836). Из грамоты 1297 г. явствует, что он носил титул «господин» (DS, N 1206). 17 Неизвестно, когда Фольке был лагманом вестъётов, но из нескольких грамот можно сделать вывод, что он занимал эту должность в какие-то годы между 1225 и 1251 г. (см. DS, N 836, 1206, 387). Из DS N 1206 явствует, что и он носил титул «господин». 18 Олаф Скотконунг — король Швеции (ок. 995—ок. 1022). Был женат на ободритской принцессе Эстрид. Согласно легенде о св. Зигфриде, принял крещение вместе со своей семьей, слугами, домочадцами и своей дружиной (Scriptores rerum svecicarum medii aevi/ Ed. E. M. Fant, E. G. Geijer, J. H. Schroder, C. Annerstedt. Upsala, 1818—1876, T. 1-3; t. 2, p. 356). Но как сообщает Адам Бременский, когда он хотел обратить в христианство подчиненные ему шведские племена, народ позволил ему ввести христианство и основать епископство только в Вестеръётланде. Однако при нем были крещены также эстъёты (Adami Bremensis Gasta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/ Ed. B. Schmeidler. Hannover; Leipzig, 1917, II, 56). В «Саге о Хервор» сказано, что при Олафе Швеция «была названа христианской» (Hervarar saga pa gammaf Gotska... Med Olai Vereli... Upsaliae, 1672, S. 181). Олаф первым начаи чеканить монеты (в Сигтуне). Толкование прозвища Олафа — «Скотконунг» — спорно в науке (см.: Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М., 1977, с. 95—96 и цит. там лит.). 19 О епископе Зигфриде см. примеч. 56. 20 Хусабю — деревня в хераде Чиннефьердинг в Вестеръётланде. «Хусабю» были первоначально дворами, входившими в состав королевского домена (так наз. «Уппсальского удела»), в которых имелись королевские кладовые и где останавливался король со свитой во время поездок по стране. По данным топонимики, в Швеции было 70 хусабю. 21 Биргитта — жила в VII в. в Шотландии и была причислена к лику святых. Ее именем был назван один источник близ Хусабю. 22 «подарил... посредством скётнинга (skotte)» — Скётнинг (skotning) — символическая процедура передачи в собственность земли, состоявшая в том, что даритель насыпал в полу одариваемого горсть той самой земли, которую он дарил. 23 Посох и стул (staf ok stol) — метафора, означавшая епископство (посох и стул были символами епископской власти). 24 Эмунд Углежог — правильнее Анунд, Анунд-Яков, король Швеции (ок. 1022—1051), сын Олафа Скотконунга от законной жены Эстрид. Как сообщает Адам Бременский, при нем было крещено племя вермландцев, он был ревностным христианином и был изгнан из королевства на народном собрании за то, что не захотел «приносить установленное народом жертвоприношение языческим богам» ( Adami Bremensis Gesta, II, 57, IV, schol. 136).25 Эмунд Злой — король Швеции (1050—ок. 1060), второй сын Олафа Скот-конунга от наложницы. Адам Бременский называет его плохим христианином. В «Саге о Хервор» сказано, что при нем «свей плохо соблюдали христианство» (Hervarar Saga..., s. 181). 26 «И он сделал пограничные знаки между Швецией и Данией, так, как [об этом] говорится в [разделе] о границах». — В Вестъёталаге в «Разделе о короле» сказано: «Эмунд Злой был конунгом в Уппсале и Свен Вилобородый в Дании. Они установили пограничные знаки между Швецией и Данией... Данахольм был разделен на три части. Одну часть получил конунг Уппсалы, другую — конунг Дании, третью — конунг Норвегии».27 Хакон Рыжий — король Швеции во второй половине XI в., о котором почти ничего не известно. Адам Бремепский сообщает, что после Эмунда Злого королем стал Стенкиль. Также согласно некоторым шведским каталогам королей, «Хеймскрингле» и «Саге о Хервор», Хакон правил после Стенкиля. Очевидно в хронике Хакон Рыжий упоминается перед Стенкилем ошибочно. Вероятно именно он имеется в виду в одной рунической надписи конца XI в. из Уппланда, где упоминается «ледунг Хакуна».28 Ливини — прежде королевский двор, позднее деревня Левене в хераде Висте в Вестеръётланде. 29 Стенкиль — король Швеции (ок. 1060—ок. 1066). Согласно Адаму Бременскому, он был внуком Эмунда Злого и ревностным христианином ( Adami Bremensis Gesta..., III, 15). В «Саге о Хервор» сказано, что Стенкиль был последним ярлом в Швеции. Адам сообщает, что при нем были обращены в христианство жители Сигтуны и ее окрестностей. Но когда епископ-миссионер Адальвард Младший и епископ Сконе Гинго хотели уничтожить Уппсальский языческий храм, Стенкиль отговорил их от этого, предупредив, что они тотчас будут убиты язычниками, а сам он изгнан из королевства, а обращенные в христианство вернутся в языческую веру (Adami Bremensis Gesta..., IV, 30 (29). Из «Саги о Хервор» явствует, что Стенкиль позволил народу сохранить многие языческие обычаи, в том числе и кровавые жертвоприношения (Hervarar saga..., s. 182).30 Стонгсберг — гора близ Ливини. 31 Инги (Старший)—король Швеции (около 1080—1112), сын Стенкиля. Очевидно в хронике Инги упоминается перед Хальстеном ошибочно, т. к. известно, что Хальстен был королем до него (см. след, примеч.). Из одной буллы папы Григория VII (DS, N 24) известно, что Инги был королем Швеции в 1080 г. Другая булла Григория VII того же года адресована «королям визиготов И и A» (DS, N 25). Под «И», очевидно, подразумевается Инги, а под «А», как предполагают, Хакон Рыжий. В «Саге о Хервор» рассказывается, что Инги запретил в Швеции языческие жертвоприношения и повелел всему народу принять христианство. Но на одном тинге свеи его свергли и он бежал в Вестеръётланд. Все свеи отказались от христианства и стали приносить кровавые жертвоприношения. Королем они избрали брата жены Инги Свена по прозвищу Кровавое Жертвоприношение. Но через три зимы Инги вернулся с дружиной, убил Свена, стал снова королем и «снова ввел тогда в закон христианство» (Hervarar saga..., s. 182). 32 Хальстен — король Швеции (ок. 1066); согласно Адаму Бременскому и одному шведскому «перечню королей» стал королем вскоре после смерти своего отца Стенкиля, но вскоре был, по-видимому, свергнут, Хальстен был отцом Филиппа и Инги Младшего. 33 Филипп — король Швеции (1112—1118). О его личности и правлении ничего не известно. 34 Инги (Мдадший) — король Швеции (1118—ок. 1130).35 Рагнвальд (Круглоголовый или Вестъёт) —король Швеции около 1130 г., сын Инги Старшего. 36 Карльэпит — деревня Карлебю в хераде Вартофта вблизи Фальчёпинга, у которой еще в XIX в. находился курган, называвшийся «Курган Раваре (Рагвальда)», как сообщает К. Ю. Шлютер.37 Сверкер Старый (или Старший) — король Швеции (середина 1130-х гадов—ок. 1156). Согласно Саксону Грамматику был сыном одного бонда, а согласно поздним исландским историкам — сыном некоего Коля. О его личности не имеется никаких сведений. В его правление в Швеции были основаны первые монастыри. 38 Альвастра — монастырь в хераде Люсингс в Эстеръётланде. 39 Эрик — Эрик Йедвардссон (Святой), король Швеции (ок. 1156—18 мая 1160). Согласно перечню шведских королей 1333 г., он был незнатного происхождения и «община крестьян» избрала его королем потому, что он был женат на дочери Инги Младшего Кристине. Но, известно, что он был признан королем не всеми и скоро был убит. Уже около 1200 г. он был причислен к лику святых и с середины XIII в. почитался как святой патрон Швеции.40 Карл Сверкерссон — король Швеции (ок. 1160—ок. 1167), сын Сверкера Старшего. Лишил жизни претендента на трон Магнуса Хенриксена, виновного в смерти его отца. Был женат на племяннице датского короля Вальдемара I, от которой имел сына Сверкера. Около 1167 г. в Висингё подвергся нападению другого претендента на трон, Кнута Эрикссона, и погиб. 41 Магнус Четырнадцатый — Магнус Хенриксен, датский принц, родственный по матери роду Стенкиля и поэтому притязавший на шведский трон. Согласно Саксону Грамматику, был инициатором убийства Сверкера Старшего. Убил (по поздним источникам) короля Эрика Святого и короткое время был королем Швеции . Согласно шведским анналам был убит в 1161 г. в сражении у Эребру.42 Висингё — остров на озере Веттерн, на котором находилась одноименная королевская усадьба. 43 Кнут — Кнут Эрикссон, король Швеции (ок. 1167—ок. 1196), сын Эрика Святого. После смерти отца покинул на некоторое время Швецию. Вернувшись, он около 1167 г. убил Карла Сверкерссона, а затем после длительной борьбы (ок. 1170) — двух других претендентов на трон, Коля и Бурислева. При нем возобновилась чеканка шведских монет и был заключен договор с герцогом Саксонии и Баварии Генрихом Львом о торговле и нраве нанимать немецких рудокопов на службу в Швецию. 44 Имеется в виду Карл Сверкерссон. 45 Коль — король Швеции (ок. 1170). В древнейшем уппсальском каталоге шведских королей сказано, что «в то самое время», когда был Кнут Эрикссон, «говорят, был король Коло (Коль. — С. К.)». В другом более позднем каталоге говорится, что он «пал в Бьелбу». Больше о Коле ничего не известно. 46 Бурислев — король Швеции (ок. 1170), сын Сверкера Старшего, упоминаемый в датской «Земельной книге Вальдемара». Больше о нем ничего неизвестно. 47 Эриксберг — деревня в хераде Гесене в Вестеръётланде. 48 Гесен — херад в Вестеръётланде. 49 Варнхем — монастырь в хераде Балле в Вестеръётланде. 50 Сверкер — Сверкер (Младший) Карлссон, король Швеции (1196—1208), сын Карла Сверкерссона. После гибели отца в Висингё был увезен в Данию, где он вырос. Стал королем после смерти Кнута Эрикссона. Издал в 1200 г. первую грамоту о привилегиях церкви. Боролся с сыновьями Кнута Эрикссона, которых он победил в 1205 г. при Эльгаросе. Затем он вступил в конфликт с Фолькунгами (см. след. примеч.), был побежден ими в 1208 г. при Лене и вынужден был бежать в Данию, где он постоянно искал и находил поддержку, между прочим у своих родственников Сунесенов. Его поддерживали также датский король Вальдемар Победитель и папа. Он погиб в 1210 г. в бою при попытке отвоевать королевство. 51 Фолькунги — враждебная королю Сверкеру Карлссону группировка феодалов, возглавлявшаяся ярлом Фольке. В шведских анналах говорится, что 16 августа 1210 г. в бигве у Гэстильрена были убиты король Сверкер и ярл (dux) Фольке, а также «многие из Фолькунгов». 52 Гэстильрен — место в Вестманланде. 53 Эрик — Эрик Кнутссон, король Швеции (1208—1216), сын Кнута Эрикссона. После смерти отца находился, вероятно, вместе со своими братьями, при дворе Сверкера Младшего, но позднее вместе с братьями поднял против него мятеж. В 1205 г. в битве при Эльгаросе, где погибли его братья, ему удалось спастись и бежать в Норвегию (см. след, примеч.). В 1208 г., вернувшись в Швецию и разбив Сверкера Младшего, он стал королем. Эрик Кнутссон был первым шведским королем, коронованным церковью. О его правлении известно мало. Когда он умер, его сын Эрик еще не родился, и королем стал поэтому Юхан Сверкерссон. 54 «Он бежал на три года». — В «Хронике королевства Ётов» говорится, что король Сверкер убил сыновей короля Кнута Эрикссона. Лишь одному из них, Эрику, удалось спастись и бежать в Норвегию. 55 Юн — Юхан Сверкерссон, король Швеции (1216—1222), сын Сверкера Младшего. Был провозглашен королем после смерти Эрика Кнутссона. В то время он был еще несовершеннолетним и короновался только в 1219 г. В том же году датский король Вальдемар Победитель выразил по этому поводу протест папе, заявив, что родившийся после смерти отца сын Эрика Кнутссона, Эрик Эрикссон, имеет больше прав на престол. В правление Юхана Сверкерссона шведская церковь получила новые привилегии. 56 Зигфрид — святой, английский епископ-миссионер (по-видимому скандинавского происхождения), проповедовавший христианство в Швеции около 1015—1050 г. Согласно Адаму Бременскому, Зигфрид (Sigafridus) прибыл с Олафом Харальдссоном в Норвегию, оттуда — в Швецию, проповедовал у ётов и свеев, посетил в 1030 г. Бремен. Согласно «Легенде о св. Зигфриде», он был архиепископом Йоркским, прибыл через Данию в Веренд, где построил церковь, был затем приглашен к Олафу Скотконунгу и крестил его. Зигфрида идентифицируют с дружинным епископом Олафа Трюггвасона Сигурдом, упоминаемом в исландских сагах. 57 Фриггиэрон — по мнению К. Ю. Шлютера, вероятно, приход Фриггерокерс в хераде Гудхем вблизи Фальчёпинга. 58 Гюрем — по мнению К. Ю. Шлютера, вероятно, деревня Герум в хераде Вартофта или в хераде Сконингс в Вестеръётланде. 59 Агнистад — по мнению К. Ю. Шлютера, вероятно, деревня Агнестад вблизи Фальчёпинга. 60 Унни — немецкий архиепископ Гамбургско-Бременский (с 919 г.). Вскоре после 934 г. он отправился в Данию, где обратил в христианство короля Горма, потом в Бирку, где он в 936 г. умер. В «Перечне епископов» Унни назван епископом Скары ошибочно. 61 Астмунд — английский (скандинавского происхождения) епископ-миссионер в Швеции. Согласно Адаму Бременскому, Астмунд (Osmundus), был дальним родственником Зигфрида (см. примеч. 56), учился в монастырской школе в Бремене, затем совершил дальние путешествия (в Рим и Константинополь), был посвящен в епископы в Польше и, прибыв в Швецию, стал архиепископом Швеции. После смерти короля Эмунда Злого, поддерживавшего его, Астмунд был вынужден покинуть Швецию. Он умер в монастыре Эли в Англии около 1070 г. Астмунда , идентифицируют с Асмундом Карессоном — знаменитым шведским резчиком рунических камней второй четверти — середины XI в. . 62 Мильдухед — двор, принадлежавший Скарскому собору. 63 Стенфинд — вероятно, упоминаемый Адамом Бременским Стенфинн, который в 1060 г. был назначен архиепископом Гамбургско-Бременским Адальбертом (1045—1072) епископом-миссионером в Швецию. 64 Адальвард Старший — немецкий епископ-миссионер в Швеции. Был назначен архиепископом Адальбертом епископом ётов и Скары (около 1060 г.). Он успешно проповедовал христианство также в Вермланде и пользовался большим уважением как у короля Стенкиля в Швеции, так и у короля Харальда Злого Правителя в Норвегии, где он также проповедовал. Умер в 1066 или 1067 г. 65 Адальвард Младший — немецкий епископ-миссионер в Швеции. Он был членом соборного капитула в Бремене, и в правление короля Стенкиля архиепископ Адальберт назначил его епископом в Сигтуну. Но дороге туда он узнал о болезни Адальварда Старшего и присутствовал при его кончине и погребении. Прибыв в Сигтуну, он обратил в христианство жителей Сигтуны и ее окрестностей. Затем вместе с епископом Сконе Гинго он задумал уничтожить уппсальский языческий храм. Хотя король Стенкиль отговорил их от этого, недовольство народа, узнавшего об их плане, было столь велико, что Адальвард был вынужден уехать в земли ётов, и там самовольно занял вакантную епископскую кафедру в Скаре. Это вызвало недовольство архиепископа Адальберта и около 1069 г. Адальвард был отозван в Бремен, где и умер (до 1072 г.). 66 Церковь Святой Марии в Скаре — Скарская соборная церковь. Была построена в XI в. и являлась первой каменной церковью в Швеции. 67 Родольвард — об этом епископе ничего не известно. 68 Рикульв — об этом епископе ничего не известно. 69 Хервард — об этом епископе ничего не известно. 70 Стурбьёрн — об этом епископе ничего пе известно. 71 Эдримб (Эдгримб) — епископ Скары, упоминаемый в одной грамоте 1145 г. Больше о нем ничего не известно. 72 «... пять голубых пеннингов, ибо тогда во всем Ёталанде ходили медные пеннинги» — Известие, что в Ёталанде в XII в. имели хождение медные монеты («голубые пеннинги») — легко объясняемая ошибка. Дело в том, что до правления Кнута Эрикссона в Швеции обращались датские монеты, содержавшие мало серебра. Пеннинг — монета=1/192 весовой марки серебра (=ок. 210 г) и, следовательно, содержавшая около 1,09 г серебра. 73 Шеппа — мера объёма, четверик = 29,34 л. 74 Бенедикт — епископ Скары во второй половине XII в. Больше о нем ничего не известно. 75 Ландбу — арендатор. 76 Ётала — местечко близ Скары. 77 Димбу — приход в хераде Вартофта в Вестеръётланде. 78 Винг — по мнению К. Ю. Шлютера, деревня в хераде Балле или в хераде Ос в Вестеръётланде. 79 Медаль Упланд — современный приход Меделышана в хераде Чинне в Вестеръётланде. 80 Осе — местность в Вестеръётланде. 81 Оффруд — местность в Вестеръётланде. 82 Фравед — местность в Вестеръётланде. 83 Бьекнебру — мост в Вестеръётланде; по мнению К. Ю. Шлютера, вероятно, мост через реку Лидан между херадами Ласке и Сконингс. 84 Ульэрвисбру — мост через реку Тидан близ Ульэрв в хераде Вадсбу недалеко от города Мариестада. 85 Тиведен — огромный лес между Вестеръётландом и Свеаландом. 86 Вэтурсвид — по мнению К. Ю. Шлютера, какой-то лес близ озера Веттерн. 87 Хёкенсос — лес в хераде Вартофта в Вестеръётланде. 88 Лиспунд — мера веса; в средневековой Швеции было четыре разновидности лиспунда: 1) «продовольственного веса» = 8,5 кг; 2) «веса стапельных городов» = 6,8 кг; 3) «веса внутренних городов» = 7,15 кг; 4) «горного веса»= 7,5 кг. Вероятно в хронике имеется ввиду или вес стапельных или вес внутренних городов. 89 Йерпульв — епископ Скары Йерпульв упоминается в одной грамоте 1191 г. (DS № 100). 90 Хверф — приход Хварфс в хераде Вартофта в Вестеръётланде. 91 Аскубэк — ручей; по мнению К. Ю. Шлютера, или ручей у хутора Аскеберга в приходе Вадс в хераде Вадсбу или ручей Аскебэккен, впадающий в озеро Эршён в приходе Мёльторпс в том же хераде. 92 Юн Хюрна — об этом епископе ничего неизвестно. 93 Вернард — об этом епископе ничего неизвестно. 94 Бенедикт Младший — известно, что он стал епископом Скары в 1220 г., в 1220—1221 гг. был в Риме и умер до 1229 г. 95 Стен — в 1238 г. с разрешения папы оставил должность епископа. Текст воспроизведен по изданию: Три вестъетские хроники // Средние века № 45. М. 1982 |
|