Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ДЖУЛИАНО ДА МАЙАНО

скульптора и архитектора

15.JPG (432700 bytes)

(Джулиано Леонардо (Нардо) д'Антонио, архитектор и мастер деревянной резьбы и интарсии, из местечка Майано близ Фьезоле, родился в 1432 г., умер 17 октября 1490 г. в Неаполе. Во Флоренции руководил деревообделочной мастерской, где работал с братьями Бенедетто и Джованни. В 1477-1490 гг. — архитектор собора Санта Мариа дель Фьоре, в 1490 г. принимал участие в конкурсе проектов фасада собора. Заказы мастерской выполнялись и для других городов: Пизы, Перуджи, Лорето, Губбио, Неаполя. С 1466 г. работал главным образом как архитектор кроме Флоренции в Неаполе и Лорето (может быть, и в Сиене и других городах; в Риме, вероятнее всего, не был).

Биография Вазари изобилует ошибками и неточностями.

Сохранившиеся работы по дереву: двери в палаццо Синьории во Флоренции, дверь с интарсиями (в Берлине), шкафы, скамьи и стенные панели в сакристии Флорентийского собора, во Фьезоланском аббатстве, в Пизанском соборе.

Архитектурные работы: палаццо Спанокки в Сиене; палаццо Пацци — Кваратези во Флоренции (двор), палаццо Веньер в Реканати (лоджия двора), Порта Капуана в Неаполе, собор в Фаэнце, капелла св. Фины в соборе г. Сан Джиминьяно, двор монастыря Санта Фьора и Санта Лучилла в Ареццо)

Ошибку 1 немалую совершают те отцы семейства, которые у своих детей с малых лет препятствуют естественному развитию их таланта и не дают им заниматься тем, что им больше по вкусу, ибо желание повернуть их к тому, что им претит, не что иное, как открыто добиваться того, чтобы они никогда ни в чем не достигли превосходства; и действительно, мы видим почти всегда, что всякий, кто работает не по собственной охоте, тот в оном деле особенно не преуспевает. И наоборот, те, кто следует своему природному инстинкту, по большей части становятся выдающимися и знаменитыми в искусствах, которыми они занимаются, как это ясно видно по Джулиано да Майано, отец которого долго жил на склонах Фьезоле, в местечке, именуемом Майано, где он был каменотесом, а в конце концов переселился во Флоренцию, где открыл мастерскую по обработке камня и где он держал такого рода изделия, которые обычно невзначай могут понадобиться тем, кто что-либо строит. [240]

И вот, когда он жил уже во Флоренции, у него родился сын Джулиано 2, и, так как отцу с течением времени показалось, что голова у сына толковая, он решил сделать из него нотариуса, ибо его собственное занятие каменотеса, как ему казалось, было очень трудным, а пользы от него было немного. Однако это ему не удалось, так как, хотя Джулиано и ходил некоторое время в начальную школу, но грамматика в голову ему никак не лезла и потому никакого толку из этого не получилось. Более того, он не раз оттуда убегал, и тут-то и обнаружилось, что всей душой он стремился к скульптуре, хотя вначале занялся было столярным делом, а кроме того, и рисовал.

Говорят, что совместно с Джусто и Миноре, мастерами интарсии, он делал скамейки для ризницы Аннунциаты, а также и для ее хора, что подле капеллы, и много других вещей во фьезоланском аббатстве и в Сан Марко 3 и что, заслужив этим известность, был приглашен в Пизу, где в соборе возле главного алтаря он сделал сидения, на которых священник и диакон и иподиакон восседают во время богослужения, и на спинке которого он выполнил интарсией из темного и светлого дерева трех пророков, которых и сейчас там можно видеть 4. В этой работе ему помогали Гвидо дель Сервеллино и мастер Доменико ди Мариотто, пизанские деревообделочники, которых он обучил так, что позднее они отделали резьбой и интарсией большую часть хора, законченного в наши дни в гораздо лучшей манере пизанцем Баттистой дель Червельера, человеком поистине одаренным и хитроумным 5.

Вернемся, однако, к Джулиано. Он сделал также шкафы в ризнице Санта Мариа дель Фьоре, на которых его интарсии и инкрустации в то время считались чудесными 6. И в то время, как Джулиано занимался таким образом интарсией, скульптурой и архитектурой, умер Филиппе ди сер Брунеллеско 7, и, так как попечителями на его место был назначен Джулиано, он выложил черным и белым мрамором обломы глазков, что под сводом купола. По углам же он поставил мраморные пилястры, над которыми позднее Баччо д'Аньоло 8 поместил архитрав, фриз и карниз, как об этом будет сказано ниже. Правда, как это видно по некоторым его собственноручным рисункам в нашей книге, Джулиано собирался сделать фриз, карниз и балюстраду в другом ордере с фронтонами над каждой [241] из восьми граней купола, но времени у него для этого не хватало, так как, перегруженный повседневной работой, он скончался. Однако до этого он побывал в Неаполе, где выстроил в Поджо Реале для короля Альфонса великолепный дворец с прекрасными фонтанами и водопроводом во дворе 9. И в самом городе для дворянских домов и для площадей он сделал рисунки многочисленных фонтанов с прекрасными и прихотливыми выдумками. И весь названный дворец он поручил расписать Пьеро дель Донзелло и его брату Полито 10. Он выполнил также для названного короля, который тогда был герцогом Калабрийским, в большом зале неаполитанского замка скульптурные и барельефные истории над одной из дверей, внутри и снаружи 11, а также отделал ворота замка мрамором в коринфском ордере с большим числом фигур, придав этой работе вид триумфальной арки с высеченными из мрамора изображениями некоторых побед и историй из жизни этого короля 12. Подобным же образом сделал Джулиано и обрамление Капуанских ворот с множеством разнообразных и красивых трофеев 13, чем он заслужил себе великую любовь короля и то, что король, оценив его труд высокой наградой, обеспечил и его потомство.

Джулиано обучил и Бенедетто, своего племянника 14, искусству интарсии, архитектуры и кое-каких поделок из мрамора, и Бенедетто, проживая во Флоренции, брал работы по интарсии, потому что они приносили ему больше выгоды, чем другие искусства. Между тем Джулиано был приглашен в Рим мессером Антонио Розелло — аретинцем, секретарем папы Павла II 15, на службу к названному первосвященнику, который, когда Джулиано туда прибыл, заказал ему в первом дворе дворца Сан Пьеро галлерею из травертина с тремя ярусами колонн: первый — в нижнем этаже, где теперь ставят свинцовую печать и расположены другие учреждения, второй — выше, там, где живет датарий и другие прелаты, и третий, последний, — там, где расположены помещения, которые выходят во двор собора св. Петра и которые он украсил золочеными потолками и другим орнаментом. По его же проекту была сооружена и мраморная лоджия, откуда папа благословляет, и все это представляло огромнейший труд, как это видно и поныне.

Однако самым поразительным и удивительным его произведением был выстроенный им в Риме для названного папы дворец с церковью Сан [242] Марко, на строительство которых было потрачено огромное количество травертина, вырытого, как говорят, в виноградниках по соседству с аркой Константина и служившего подпоркой фундамента той части Колизея, которая ныне обрушилась, потому, быть может, что рто сооружение и было Этим самым ослаблено.

Тем же папой Джулиано был послан в Лорето, где он перестроил и значительно расширил здание церкви Богоматери 16, которое до этого было небольшим и держалось на грубых столбах, но довел стройку не выше того пояса в виде валика, который был там и раньше, вызвав для продолжения работ своего племянника Бенедетто, который, как об этом будет сказано, вывел затем и купол. После этого, так как ему пришлось возвратиться в Неаполь для завершения начатых работ, Джулиано получил там от короля Альфонса заказ еще на одни ворота, неподалеку от замка 17, на которых должно было стоять более восьмидесяти фигур, каковые Бенедетто должен был выполнить во Флоренции. Однако из-за кончины короля вся работа осталась незаконченной, и лишь кое-какие остатки ее сохранились во флорентийской церкви Мизерикордиа, другие же в наше время еще находились на Канто алла Мачине, но где они теперь, мне неизвестно. Между тем еще до смерти короля умер в Неаполе и Джулиано, семидесяти лет от роду 18, и был весьма почтен богатыми похоронами, а именно король приказал, чтобы пятьдесят человек, одетые в черное, сопровождали его к месту погребения и чтобы ему была сооружена мраморная гробница.

По его стопам последовал Полито, который заканчивал каналы водопровода в Поджо Реале, а Бенедетто, занимаясь скульптурой, в конце концов превзошел, как будет об этом сказано, своего дядю Джулиано, а в молодости соревновался со скульптором по имени Моданино из Модены, работавшим в глине и выполнившим для названного короля Альфонса Плач над телом Христа с большим числом круглых фигур из раскрашенной терракоты, выполненных чрезвычайно живо 19. Работа эта по приказанию короля была поставлена в церкви неаполитанского монастыря Монте Оливето, весьма в тех местах почитаемого. В этом произведении изображен и сам король, стоящий на коленях, который, кажется, поистине живее живого и которым Моданино был за это время вознагражден весьма щедро. [243]

По смерти короля, о которой уже говорилось, Полито и Бенедетто возвратились во Флоренцию, где недолгое время спустя вслед за Джулиано ушел навеки и Полито. Их скульптурные и живописные работы относятся, примерно к 1447 году спасения нашего.


Комментарии

1. В первом издании «Жизнеописаний» начало биографии Джулиано да Майано было таким:

«Всякий, кто закладывает основание своего дома, возвышая его над уровнем земли и освящая его своим именем, и всякий, кто из бедняка становится человеком богатым и обеспеченным, навсегда принимает ответственность перед детьми своими и потомками. Однако сплошь да рядом случается и так, что люди, добившиеся и богатства и имени, берегут свое добро, чтобы оставить его другим, и сами им не пользуются, а потомки их становятся совсем не такими, какими, вопреки ожиданиям родителей, должны были бы вырасти».

2. Вероятнее, что и Джулиано родился в Майано, а не во Флоренции.

3. Работы не сохранились.

4. Сиденья с тремя пророками находятся в Пизанском соборе и ныне.

5. Джованни Баттиста дель Червельера (1489-1570) — пизанский резчик по дереву и архитектор — работал главным образом в соборе, где большая часть его резных работ погибла при пожаре 1596 года. О мастерах Гвидо дель Сервеллино и Доменико ди Мариотто более подробные сведения отсутствуют.

6. Шкафы частично сохранились и хранятся в музее Флорентийского собора.

7. Брунеллеско умер гораздо раньше (см. его биографию).

8. Биографию Баччо д'Аньоло см. ниже.

9. От дворца Поджо Реале ничего не сохранилось. Его план помещен в архитектурном трактате Серлио и воспроизведен также в «Архитектуре Ренессанса в Тоскане» Геймюллера и Штегмана.

10. Пьеро (Пьетро, родился в 1452 г.) и Полито (Ипполито, родился в 1458 г.) Донзелло — флорентийские живописцы (Пьеро работал в боттеге Джунто д'Андреа, Полито — в боттеге Нери ди Биччи). Достоверных работ того и другого не сохранилось.

11. Барельефы не сохранились. Не выяснено вообще, работал ли Джулиано в мраморе.

12. В сооружении триумфальной арки короля Альфонса Джулиано не участвовал.

13. Архитектура Порта Капуана приписывается Джулиано с достоверностью; скульптура ворот выполнена позднее — скульптором Джованни Марлиано да Нола (в 1535 г.).

14. Бенедетто был братом Джулиано (а не племянником). См. ниже его биографию.

15. В Риме Джулиано, по-видимому, не был: ни одна из приписанных Вазари римских работ ему не принадлежит.

16. Участие Джулиано в перестройке церкви в Лорето значительным не было.

17. О каких воротах говорит Вазари — непонятно: в Неаполе при Альфонсе было воздвигнуто лишь двое уже названных выше ворот.

18. Джулиано да Майано умер 58 лет.

19. Гвидо Маццони (Моданино, Паганино) — моденский скульптор, живописец и миниатюрист (ок. 1450-1518), работал в Италии и Франции (а также для Англии). Его главной специальностью были раскрашенные скульптуры из глины и терракоты (группы «Рождество» и «Пьета»). Названная работа сохранилась на первоначальном месте.

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.