Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПРИЛОЖЕНИЕ III.

О годе Восстановления Православия.

До последнего времени 19 февраля 842 года считалось моментом Восстановления Православия после окончания иконоборческой эпохи. Теперь пора, по нашему мнению, в виду издания новых источников и новых ученых исследований, отказаться от этой произвольной даты.

Греческие хронисты — Георгий Амартол, Генесий, Продолжатель Феофана, Кедрин, Зонара — года Восстановления Православия не определяют. Но стоит только прочесть даже их рассказы, чтобы понять, что времени со смерти императора Феофила, с 20 января 842 года, по 19 февраля того же года вполне недостаточно для исполнения всего того, что было предпринято правительством для Восстановления иконопочитания; полулегендарный рассказ о болезни Мануила и его обещание способствовать торжеству православия в случае своего выздоровления; процесс его выздоровления; смещение патриарха Иоанна, который не сразу согласился удалиться, и замена его Мефодием, возвращение православных, заключенных или изгнанных при Феофиле, подготовительные работы к созыву собора, на который должны были явиться представители со всех частей империи, и самый факт его созвания, наконец, его постановления в пользу православия — разве могло это все случиться на протяжении менее, чем месяца. Справедливы поэтому слова де Боора, что желание православных византийских писателей было, не давая никаких хронологических определений, представить торжество православия в возможно чудесном по своей скорой победе виде 1. [143]

Не лишнее вкратце просмотреть содержание одной исторической речи на праздник Восстановления Православия, чтобы еще раз убедиться в невозможности даты февраля 842 года 2.

После смерти Феофила были вызваны императорским распоряжением все духовные и светские лица, изгнанные, заключенные, лишившиеся имущества во время предыдущего правления (р. 726). Был свергнут патриарх Иоанн Грамматик (р. 726-727). Избирается koinh yujw pantwn twn orqodoxon Мефодий (p. 727). Далее идет рассказ, перемешанный с пророчествами, но откуда можно извлечь следующие исторические черты. Подвижник того времени Арсакий отправился к Иоанникию, живущему в горах Олимпа, и уговорился с ним идти к подвижнику Исайе в Никомидию, с которым они оставались три дня. Исайя велит идти Арсакию и Иоанникию в Константинополь и убедить Мефодия восстановить иконопочитание. В Константинополе они с Мефодием. со всеми архиереями, монахами направились к Феодоре с просьбою о восстановлении икон (р. 727-730). Феодора высказывается также за это, но просит Мефодия раньше всего вымолить прощение у Бога Феофилу за преследования (р. 730-731). Мефодий, собрав подвижников, митрополитов, епископов, пресвитеров, диаконов, монахов, весь православный люд от мала до велика, горячо молился на первой неделе поста (р. 734); тоже делала Феодора. В пятницу Феодора видела сон, в котором ей возвещалось прощение Феофила (р. 734-735). После этого Феодора велела собрать th prwth kuriakh twn agiwn nhsteiwn всех православных, митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян в соборную церковь (р. 738). Во время торжественного богослужения иконопочитание было восстановлено, и было решено впредь ежегодно соблюдать этот праздник в первое воскресенье великого поста (р. 738-739).

Неужели для всего этого нужно было только тридцать дней! [144]

Но теперь мы в руках имеем новые, драгоценные данные.

В недавнее время в Acta Sanctorum издана до сих пор неизвестная древняя редакция жития известного пустынника IX века Иоанникия, написанная монахом Савою 3, откуда, по всей вероятности, черпал свои сведения Метафраст 4.

В этом новом тексте дата смерти Иоанникия определена самым точным образом: он умер 3 или 4 ноября, на пятом году правления Михаила и Феодоры, на четвертом году после Восстановления Православия, на 93-м году своей жизни, на 52-м году со времени своего обращения, в 6355 году от сотворения мира, во время десятого индиктиона 5.

3-4 ноября десятого индиктиона в сороковых годах дает 846 год. Итак, Иоанникий умер 3-4 ноября 846 года.

Раньше известное житие Иоанникия у Метафраста говорит, что бывший при Восстановлении Православия патриарх Мефодий умер 14июня, восемь месяцев спустя после смерти Иоанникия 6, т. е. 14 июня 847 года 7.

Все греческие источники, столь несогласные между собою относительно других патриархов, дают единогласно патриаршеству Мефодия четыре года 8. Таким образом, его избрание приходится на 843 год, а никак не на 842.

Уже это одно обстоятельство прямо доказывает, что собор для Восстановления Православия с патриархом Мефодием не мог быть в 842 году 9. [145]

Но, по нашему мнению, решающее значение в этом вопросе имеет одно место жития Иоанникия, написанного Савою.

Сава, рассказав о том, что Иоанникий предсказал своему другу Евстратию скорое прекращение гонений Феофила, продолжал:

Oper kai gegonen meta gar ex hmisu eth thV dussebiaV tou LeontoV kai otkw proV ennea mhsi tou Micahl cliarothtoV, dwdeka to kai mhsi trisi tou uiou Qeoqilou proV thn eusebian asebouV stibarothtoV, kai eniauton ena thV toutou guniakoV QeodwraV kai Micahl tou uiou autou twn eusebwn anaqrwxewV. Tw deuterw etei thV enqeou kai jilocristou autwn basileiaV ton idion kosmon on apostolikaiV cersin h ekklhsia estolisto, twn dusserwn de palamaiV gegumnwto, cariti Cristou amjiasamenh, arcierea enqeon, ton upo tou patroV prooraqenta, Meqodion prosedexato, tou dussebouV kai blasjhmou Iwannou kaqaireqentoV 10, т. е. (гонение прекратилось) после шести с половинною лет безбожия Льва, после восьми лет и девяти месяцев равнодушия Михаила, после двенадцати лет и трех месяцев безбожной жестокости против благочестия его сына Феофила, после одного года восстановления (anaqrwxewV) благочестивых жены его Феодоры и сына его Михаила. На второй год их боговдохновенного и угодного Христу царствования церковь, по милости Божьей одевшись в свое собственное украшение, которым она была облечена апостольскими руками и которого она была лишена руками безбожных, приняла Мефодия, боговдохновенного архиерея, предвиденного отцом (т. е. Иоанникием), после свержения безбожного и богохульного Иоанна.

Из этого отрывка совершенно ясно, что как избрание Мефодия, так и собор для Восстановления православия были на втором году правления Михаила; слово anaqrwxiV указывает только на то, что в первый год правления было уже заметно облегчение судьбы иконопочитателей и изменение религиозной политики правительства; о соборе здесь нет и речи.

Если мы из точной даты смерти Мефодия —14 июня 847 года — вычтем четыре года и три месяца, [146] продолжительности его правления, сообщаемой более точно Никифором и Менологием Василия, то получим для его вступления середину марта 843 года.

Для даты Восстановления Православия остается возможным только первое воскресенье великого поста, 11 марта 843 года; около этого времени и был, очевидно, избран Мефодий 11.

В новейшее время этот год уже принят в ученых сочинениях 12.


Комментарии

1. De Boor. Der Angriff der Rhos auf Byzanz в Byzantinische Zeitschilft, B. IV (1895), S. 452. См. Acta Sanctorum. Nov. II p. 320.

2. Oratio Historica in festum Restitutionis Imaginum y Combefisius, Historia Haeresis Monothelitarum в Bibliothecae Patrum Novum Auctarium. T. II, Parisiis, 1648, p. 715-743. По лондонской и мадридской рукописям этот текст теперь издан В. Э. Регелем. Rеgel. Analecta byzantino-russica, Petropoli. 1891, p. 19-39.

3. Acta Sanctorum. Nov. II, Bruxelles. 1894, p. 311 sq.

4. См. Symeonis Metaphrasti "Vita S. Ioannicii abbatis (Migne, Patr. Gr. T. 116, p. 35-92).

5. Acta Sanctorum, Nov. II p. 433; см. также p. 318.

6. Migne, Patr. Gr. T 116, p. 92, c. 57.

7. О спорных мнениях ученых о годе смерти Мефодия — 846 или 847 см. в Acta SS., Nov. II p. 318-319.

8. 4 года 3 мес.: Nicephori Chron. synt. De Boor p. 120; Menologium Basilianum. Migne, Patr. Gr. T. 117, p. 500. 4 года: Vita S. Ignatii. Migne. Gr. T. 105, p. 501. Genes, p. 99. Cont. Theoph. p. 193, c. 30. Zon. Dind. Vol. IV p. 14. 4 года 2 месяца: Niceph. Callistus. Migne, Patr. Gr. T. 147. p. 460. Fr. Fischer. De Patriarcharum Constantinopolitanorum Catalogis et de chronologia octo primorum patriarcharum. Lipsiae, 1884, p. 291.

9. Ср. Иван Андреев, Константинопольские патриархи. Сергиев Посад, 1895, с. 202-204: Мефодий вступил на патриарший престол в конце марта или начале апреля 842 г. и умер 14 июня 846 г. Автору была неизвестна редакция Савы жития Иоанникия.

10. Acta Sanctorum, Nov. II p. 372; см. также р. 320.

11. Более подробно см. об этом в Acta Sanctorum, Nov. II p. 318-325. De Boor, Der Angriff der Rhos auf Byzanz в Byzant. Zeitsch. B. IV, 1895, S. 449-453.

12. См. напр. H. Gelzer, Abriss der byzantinischen Kaisergeschichte. S. 969 y Krumbacher, Geschichte der byz. Litteratur. 2 Auflage, 1897.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.