|
ТИТМАР ИЗ МЕРЗЕБУРГАХРОНИКАCHRONICON КНИГА ШЕСТАЯ 51. (35.) В эти же дни Дитрих, епископ Меца, герцог Генрих 177, его брат, и прочие заговорщики доставили королю и друзьям его великую неприятность, а себе и своим преемникам нанеся непоправимый ущерб. Ведь та церковь, что стоит перед городом Мецом, и братство, служащее там Богу, были опустошены не боящимися Бога славянами 178. Король, правда, принеся клятву, по большей части возместил этот ущерб из своего имущества, и, чтобы впредь ничего подобного не происходило, приказал всему войску быть осторожным. Он нанёс вред виноградникам, строениям с хлебом и прочим полезным вещам. Вскоре после того я видел письмо, где было написано, что 800 послушников св. Стефана 179 ушли из-за голода и прочей нужды из отцовских пределов без разрешения священников, не считая тех, кто ушёл с их разрешения. Для этой церкви было бы гораздо лучше, если бы тот человек 180 никогда не родился. 52. Опишу также одно печальное их преступление, совершённое ими в Одернхейме 181. Король устроил совещание в городе Майнце 182, в котором они также приняли участие. Не сумев ответить там в соответствии со своим намерением, все они в гневе вернулись, заключив всё же на время мир. Геймо, епископ Вердена 183, и герцог Дитрих 184, которые следовали за ними, не подозревая ничего дурного, внезапно попали в засаду и, хотя некоторые вместе с епископом бежали, бесчисленное множество мужей было убито. Герцог же, будучи тяжело ранен, так как являлся их другом, был взят в плен, уведён и много дней пребывал под стражей. Дав затем заложников, он был отпущен, не потеряв из-за этого королевскую милость. В 10(…?) году от воплощения Господня в Корбее умер герцог Бернгард 185. 53. (36.) Между тем, граф Герман и маркграф Гунцелин 186, поссорившись между собой, сражались необычным для этих краёв образом. Ведь Гунцелин, пытаясь взять город Стрелу, защищаемый воинами Германа, и не преуспев в этом, велел сжечь город Рохлиц, расположенный на реке Мульде и плохо охраняемый. Кроме того, он не замедлил причинить названному графу всякую неприятность, какую только мог, - ведь дяди всегда злобствуют против сыновей своих братьев 187. А братья Герман и Эккихард 188 неожиданно окружили сильным отрядом некий замок 189, лежащий на реке Заале и весьма любимый Гунцелином, который он укрепил гарнизоном и стенами, снабдив бесчисленными припасами, и взяли штурмом. Разделив всё это добро, они сожгли его, разрушив до основания. 54. Когда это дошло до слуха короля, он тотчас поспешил в Мерзебург 190 для рассмотрения этого дела. Выслушав там оправдания названных графов, он всю вину возложил на Гунцелина, который ранее во многих случаях выказал ему своё неуважение и не ожидал найти в нём мстителя за нанесённое ему бесчестье. Он также прибавил, что тот продал евреям семьи многих людей 191, которые часто ему на это жаловались, не позаботившись ни вернуть их, согласно его приказу, ни исправить как-либо нанесённый многим людям его властью ущерб. Сверх того, он был обвинён в том, что до сих пор пользовался у своего зятя Болеслава большей милостью, чем ему подобало или было угодно (королю). Были и такие, кто желал лично обвинить (графа) в оскорблении величества. Среди столь многих жалоб и оправданий со стороны (Гунцелина) и его вассалов, король запросил совета у князей; те, долго втайне обдумывая это, ответили так: “Мы знаем, что (Гунцелин) не совсем виновен пред Вами; хорошим [решением] нам кажется, чтобы он, отбросив всякое сопротивление, вверил себя Вашей милости. Вас же пусть Бог убедит милостиво обойтись с ним, не ради заслуженных им достоинств, но ради Вашего неизмеримого милосердия, и для примера всем, кто к Вам обращается”. Король, следуя их решению, принял (Гунцелина) и передал под стражу епископу Арнульфу 192; укрепив Мейсен от врагов непрерывной цепью гарнизонов, он на время передал его под надзор Фридриху 193. В следующую же страду, побуждаемый королевой и любимцем своим Тагино, а также следуя совету знати и ободряемый ею, он передал марку графу Герману 194. 55. (37.) Между тем, граф Бруно, брат Гунцелина, защищал названный город согласно своему долгу; и вот, за день до того, как пришёл Герман, большая толпа поляков, перейдя Эльбу, в предрассветных сумерках бесшумно подошла к воротам обещанного ему города. Однако, не сумев войти туда из-за расположенных повсюду воинов, они в печали вернулись назад, никому не причинив вреда, и сами, к сожалению, невредимые. Инициаторами этого дела были 2 витхазена 195 из предместья, о чём я сообщу позднее. Ведь они заслуженно заплатили за эту дерзость своей кровью. Болеслав же, колеблясь между страхом и надеждой 196, ожидал их в Бауцене; узнав о приходе своих людей, он тяжело перенёс свою неудачу. После этого граф Герман был введён [в город] королевским послом; пожав руки всем, кто в чём-либо провинился перед ним, он простил им их вины. 56. Король же, в течение этого лета и последующей зимы мудростью и доблестью умиротворив врагов 197, часто размышлял о нанесённых ему Болеславом оскорблениях и ущербе; наконец, после Пасхи 198, он в суровом приказе объявил о походе [против него]. (38.) Собрались в Белогорье 199, - что означает “Белая гора”, - в имении маркграфа Геро. Тогда же герцог Бернгард и священник Вальтард отправились к Болеславу, чтобы его образумить, но, ничего не добившись, вернулись назад. Сюда пришёл также Яромир, славный князь Чехии, который во всём был верен королю. Не могу оставить без внимания тот великий ущерб, что был нанесён названному графу. Ведь все мы, без исключения, оказались для него скорее врагами, чем друзьями; всё добро его, исключая разве что челядь, мы уничтожили, а кое-что даже сожгли. Король же не был ни мстителем за него, ни защитником. 57. Оттуда мы прибыли в округ Лаузиц, в самом начале которого находится город Герен 200, названный так по имени маркграфа Геро, того самого, который был прозван “Великий”, ибо в действительности был великим человеком. Там тогда были схвачены 2 брата из города Бранденбурга провинции Гавельгау, которые пришли к Болеславу, чтобы настроить его против короля; уходя от него, они явно попали в западню, которую сами тайно расставляли. Будучи о многом спрошены и не пожелав ответить ни на один из вопросов, оба они были повешены на некоем холме. Там тогда же заболели король и любимец его Тагино. Князья весьма обеспокоились относительно исхода начатого похода. Наконец, ими было принято решение: король, вместе с некоторыми епископами и большим количеством больных, вернётся домой, а епископы Арнульф 201 и Мейнверк 202, с князем Яромиром 203, маркграфами Геро и Германом 204, а также многими другими, опустошат Шлезиергау и Диадези 205. Так и было сделано. 58. Когда названные господа с облачёнными в доспехи толпами проходили мимо города Глогау, где пребывал сам Болеслав, имея возможность их лицезреть, то привели в возбуждение души воинов, которые тоже заметили их с его стен. Обратившись к своему князю с вопросом, почему он допускает подобное, они потребовали от него разрешения атаковать их. Тот же ответил им так: “Войско, которое вы видите, мало числом, но велико доблестью и является отборнейшим среди прочих соединений. Если я на него нападу, то одержу ли я победу или буду разбит, всё равно стану слабее, чем сейчас. Король же имеет возможность немедленно собрать другое войско. Гораздо лучше будет, если мы пропустим его, а в другой раз, когда будет возможность, нанесём вред этим гордецам без больших для нас потерь”. Так он укротил возбуждённый дух своих воинов; а его желание навредить нам в этом походе не осуществилось. И, хотя частые проливные дожди сильно мешали нашим, они всё же нанесли врагу большой ущерб. Наконец, опустошив все лежащие вокруг земли, чехи вернулись к себе, а наши, весёлые, через земли мильценов, отошли к реке Эльбе. Тотчас же отправив к королю послов, они объявили, что идут, добившись полного успеха. Тот, уже по Божьей милости выздоровев, дружелюбно принял в Мерзебурге как само посольство, так и следовавших за ним воинов; а архиепископ Тагино, который до того в Стреле отделился от короля и справил святой праздник Фиванского легиона 206 в Магдебурге, также выздоровев, прибыл туда к королю. 59. (39.) Обсудив там многие волнующие отечество вопросы, король вторично посетил западные области 207 и, укротив уздой мудрости непостоянные души их жителей, весело справил Рождество Господне 208 в Пёльде. Затем он вновь посетил любимый им Мерзебург 209 и, объявив там на 5 лет земский мир, приказал по совету немногих отстроить и укрепить город под названием Лебуса 210; многие ещё раньше предсказывали это; наконец, в том году стало ясно, что предсказанное, к сожалению, не оказалось ложью. Мы пришли к этому городу в конце месяца января и, справив там с должным почтением очищение святой Матери Божьей 211, за 14 дней исполнили порученные работы; укрепив город гарнизоном, мы вернулись домой. К северу от (Лебусы) находится ещё один город, отделённый от названного одной только долиной. Он содержит 12 ворот. Когда я тщательно осмотрел его, то, убеждённый Луканом 212, пришёл к выводу, что он – творение Юлия Цезаря, а значит, великое строение римлян. Он мог вместить в себя более 10 тысяч человек. А та малая крепость, которую мы построили, со времён Генриха I и вплоть до нашего времени оставалась пустой; а из-за какого несчастного случая она вскоре погибла, я, изложив пока события, которые между тем произошли, расскажу. (40.) Прошедшим летом 10 августа 213 из-за моих грехов погиб в пожаре монастырь в Вальбеке, с 4 церквями, всеми колоколами и прилегающими зданиями. 60. По окончании строительства соборной церкви в городе Бамберг, 6 мая, в день, когда королю исполнилось уже 35 лет 214, вся знать собралась там для её освящения; эта невеста Христова была освящена рукой Иоанна, патриарха Аквилейского 215, и других, более, чем 30 епископов. В их числе был и я, грешный, увидевший, что она украшена во всех отношениях так, как в высшей степени подобало королю. Вслед за тем здесь состоялся великий собор, на котором своим архиепископом 216 был изобличён Гебхард, епископ Регенсбургсколй церкви, а Дитрих, епископ Мецкой церкви, был отчитан королём за то, что тот в своём письме несправедливо обвинил его перед папой 217. Но всё это и многое другое завершилось мудрым компромиссом; мне же тогда было обещано восстановление моей парафии 218. 61. (41.) Совершив в восточной Франконии всё необходимое, король посетил город Мерзебург, отпраздновав здесь святой праздник Троицы 219. А утром, в воскресенье, когда Святой Дух снизошёл на апостолов, заболел архиепископ Тагино и не смог служить мессу. Тогда я, недостойный, получил приказ исполнить за него эту обязанность. На следующий день архиепископу стало чуть лучше; однако, зайдя к королю, он так разволновался, что потерял возможность делать что-либо самостоятельно, так ему стало плохо. Когда к нему пришли брат мой, аббат Зигфрид 220, и епископ Эрик 221, он исповедался им; а в четверг, уже собираясь покинуть этот мир, он был внесён на своём троне в комнату короля и, сняв с головы спящего государя шапку, сказал: “Дражайший государь мой, пусть Всемогущий Бог воздаст тебе достойную благодарность за все те милости, которыми ты наполнял и скрашивал до сих пор моё изгнание”. Затем, придя в церковь, он слушал мессу, благословляя присутствовавших. Оттуда он был внесён в лодку и в ней доставлен в Гибихенштейн. Там он отдыхал в субботу; а в воскресенье прибыл на корабле в свой город под названием Ротенбург 222. В понедельник же, в самом пути, уже почти потеряв сознание, он вызвал к себе священника Вальтарда и, вверив себя и своих его верности, 9 июня 223, не умер, но, радуясь, отошёл ко Христу, которого всегда любил. Братия со слезами начала молитву, а к королю для оповещения о случившемся был отправлен рыцарь Бодо. А тело архиепископа в тот же день прибыло во Фрозе 224, было облачено там в священнические одежды и доставлено к своему престолу; там оно было встречено всеми в великой печали. 62. (42.) Я же, слишком поздно узнав об этом в Мерзебурге, прибыл в самый день похорон, когда уже встало солнце; произнеся в соборной церкви немногие слова молитвы, я пришёл в рефекторий, где приор, сидя со всей братией и воинами, вёл беседу об избрании [преемника]. Стоя в их присутствии, я много плакал, потрясённый сильным горем. Затем, поздоровавшись со всеми, я сел и спросил, каковы их намерения. На это Вальтард ответил так: “Я, - говорит, - отправил своего посла к королю, который сообщил ему то горе, что у нас произошло, и узнал его волю, которую нам следует исполнить. (Король) отправил к нам епископа Эрика, предложив не осуществлять избрание, но лишь выработать единодушную позицию и объявить ему. Нынче же милостью всех присутствующих я, хоть и недостоин этого, избран, если то будет угодно Богу и королю”. Я же так ему ответил на это: “Я один из тех, кто должен быть участником этого выбора и посвящения; поэтому хочу дать вам такой совет и, насколько могу, помочь в этом деле. Государь мой поступит так, как пожелает; а вы смотрите, не погубите то, что получили от Бога и своих предшественников. Тебя же, брат, я первым избираю в архиепископы, не ради твоей приязни, но потому, что знаю твою истинную полезность; а теперь я хотел бы узнать мнение каждого из присутствующих”. Я получил от них один ответ: “Мы выбираем Вальтарда нашим господином и архиепископом”. Когда они утвердили это, он поднялся и, пав ниц, просил о снисхождении, взывая к Божьей милости, дабы Господь соизволил воздать нам всем за это, и со своей стороны обещал всяческие блага. Тогда я, поклонившись, просил его во имя Господа и ради истинной братской любви, чтобы, в случае получения им этого достоинства, он восстановил бы парафию, по закону относящуюся к моей сильно повреждённой церкви, и клятвенно утвердил бы за ней другие отчуждённые ранее владения. В присутствии всех он клятвенно обещал мне это. 63. Между тем, пока утомлённый дорогой епископ Эрик спал, пришёл епископ Виго и утвердил наш выбор. После этого нами был отправлен к королю страж церкви Рединг 225, чтобы тот, помня о Господе и старинных обещаниях, соизволил, - если только это возможно, - утешить семью святого Маврикия, ограбленную и очень сильно опечаленную великим его отцом. (43.) Только когда зазвучала служба 1-го часа, епископ Эрик проснулся и отслужил мессу за усопших. После чтения Евангелия он поведал присутствующим, ради какой цели король прислал его сюда; затем, вместе с нами он дал отпущение умершему архиепископу, потребовав от всех сделать то же. Ведь был уже третий день после кончины названного священника; этот памятный день, равно как 7-й и 30-й дни после смерти всякого верующего, следует отмечать, ибо он содержит в себе таинство веры в Святую Троицу и 7 даров Святого Духа. Вслед за этим благословенное тело с песнями и рыданиями было доставлено к месту захоронения и погребено в западной части хоры, перед криптой, которую он сам соорудил и освятил, и перед алтарём которой, пока был жив, просил себя похоронить; часто со слезами он здесь молился. Вальтард, ради спасения души своего любимого господина, позаботился об этом месте, - ибо оно не было освящено, - так, что это бросалось в глаза всем входящим сюда. 64. Но так как все праведники благодаря своим добродетелям живут теперь у Христа, в этом же мире – остаются только в писаниях, нехорошо было бы обойти молчанием славный образ жизни столь великого отца; напротив, следует открыть для всех свет истины. Был он человеком удивительной любви, справедливым и богобоязненным, щедрым и верным, целомудренным и кротким, мудрым и постоянным; одеянием каноник, всем же своим образом жизни – монах. Сурово порицая во всех пороки, ради их исправления, он одновременно хвалил добродетели. Современники не имели другого такого пастыря, который был бы большим другом для своей братии. Ведь он любил её и хвалил перед народом. В 1-й год своего пребывания в должности он начал строить храм Господу. Расходы на одежду священникам и дьяконам он увеличил на 8 шекелей, иподьяконам же и мальчикам для хора – на 4. Если ему не мешала болезнь, он ежедневно служил мессу и читал псалтырь; и, поскольку из-за своей немощи не мог соблюдать пост, искупал это большим количеством милостыни. В ночных бдениях он трудился сверх меры, и, так как из-за зубной боли мало что мог есть, легко насыщался умеренным питьём. 65. Он предпочитал людей знатного рода и образа жизни, незнатных же, хоть и не презирал, но не имел среди своих друзей. Почитающих Христа он любил, презирающих же его – преследовал со справедливой ненавистью. Заботясь обо всём, вверенном ему Богом, он всячески старался это приумножить. До свершения святого таинства он был серьёзен, после же свершения – радостно всем улыбался; очень часто он пел со своими людьми “кирие-элейсон”. Я, со своей стороны, не могу перечислить те дары, которые он во имя любви пожертвовал мне, недостойному; знаю только, что я не ответил ему за них достойной наградой: ведь то послушание, что я обещал ему и его преемникам в период испытательного срока, я исполнил лишь в самой малой степени. Города Арнебург 226, Фрозе и Преттин 227, а также двор, который принадлежал графу Эзико, приобрёл он для своей церкви. Он собрал превосходное и роскошное епископское облачение. 8 лет, 4 месяца и 8 дней стоял этот столп церкви, сгинув, как я уже говорил, для этого мира; но, перенесённый в невидимый храм Господен, он будет стоять там вечно. В тот же день умер Унгер 228, пастырь Познанской церкви, брат (Тагино) по сану и в то же время подчинённый ему епископ, в 30-й год своего пребывания в должности. И, поскольку об этом сказано достаточно, продолжу далее основную тему. 66. (44.) Рединг, придя к королю, смиренно предъявил ему свои полномочия, и, хоть и с большим трудом, но добился желаемого; Вальтард, который был занят похоронами своего любимого господина и уже подарил моему двоюродному брату Дитриху 229, кроме расходов на питание, 20 талантов серебра в качестве благочестивого дара, через посла был им вызван. Я также, получив приказ прийти, отправился с ним; в субботу вечером мы прибыли в Гроне 230. Сразу же явившись к королю, мы были милостиво им приняты; король, после краткой беседы, разрешил нам идти на постоялый двор. Ведь мы тогда разбили лагерь за пределами города, возле рощи, где сейчас стоит церковь св. Александра. Следующим днём было Воскресенье и праздник Христова мученика Вита; ранним утром я отслужил для моих братьев мессу; после неё нас вызвали и мы, войдя в город, добрались до королевской комнаты. Однако, туда ввели одного лишь Вальтарда, который беседовал там до 3-го часа; выйдя оттуда, Вальтард нёс в руке своей перстень. Показав его нам, он сказал: “Вот, у вас есть теперь залог будущей милости!”. 67. И тогда мы все вошли к королю, и избрали названного отца; этот выбор одобрили сначала король, а затем и вся знать. И тотчас же (Вальтард) получил от короля пастырский жезл. После принесения им клятвы королевскому величию, он был введён в церковь, которая была построена там королём и освящена его предшественником, и все присутствующие запели Господу хвалебный гимн. Затем я обратился к королевской милости, прося его удостоить меня беседы относительно нужд моей церкви; и в том, что я у него просил, он оказал мне свою полную поддержку. Король также передал в его руки Дитриха, моего двоюродного брата, согласно его желанию 231. Намереваясь опять атаковать с войском своих зятьёв 232, он говорил с присутствующими князьями об их действиях против Болеслава. Всё это он доверил новопоставленному архиепископу и двору последнего, расположенному в Саксонии. В тот же день все мы вернулись, каждый к себе. 68. В следующую же субботу 233 епископ Арнульф, согласно приказу короля, интронизировал архиепископа Вальтарда; оба были приняты там с почётом и великим восторгом. А на следующий день Вальтард был помазан почтенным Эйдом, 3-м епископом Мейсенской церкви, при помощи братьев его по должности Виго, Хильдеварда, Эрика и меня, более ничтожного, чем они. Помогал нам также епископ Арнульф. А в понедельник все мы отбыли с доброй любовью и богатыми дарами. Ведь был канун дня св. Иоанна Крестителя 234; тогда же Рединг, согласно общему выбору братии, был поставлен архиепископом в приоры. А в самый день праздника он был с положенным почётом отведён мною в Берге и принят братом моим Зигфридом. Служа там тогда мессу, он впервые наставлял народ; позже, несмотря на настоятельные просьбы аббата устроить пир, он отклонил это предложение по причине многочисленности примкнувшей к нему толпы. В день рождения апостолов 235 (Вальтард) был на своём престоле и давал вверенным ему спасительное наставление. 69. (45.) Между тем (Вальтард), по просьбе послов Болеслава, ради заключения мира прибыл в Цютцен 236 и, великолепно принятый, провёл там 2 ночи; ничего не добившись, он с богатыми дарами вернулся назад. Вскоре наступил назначенный для похода день, а именно 24 июля. Мы собрались близ селения под названием Шренц 237 и, двинувшись оттуда вверх, вскоре достигли Бельгерна. Там князьям представилось, что поход наш продолжать не следует, но следует укрепить марку отборнейшими гарнизонами. А следующей ночью у архиепископа начались сильные головные боли; и, когда утром я пришёл к нему, то долго ждал, пока он покинет палатку. Наконец, выйдя [из неё], он пожаловался мне на то, что тяжко болен. Всё же он обещал прийти к находившейся тогда в Мерзебурге королеве и переговорить со мной 238. После этого я ушёл, а он, хоть сперва и отказывался, отслужил последнюю, к несчастью, в своей жизни мессу, - ибо тогда был день первомученика Христова и Воскресенье 239. 70. В четверг я прибыл в Мерзебург; готовясь со своей братией к его приходу, я услышал от послов, что он, заболев, был доставлен в карете в Гибихенштейн. Поскакав туда на следующий день 240, я застал там Бернварда, епископа Хильдесгеймской церкви, вызванного сюда ради благословения, а также во имя лечения, в котором был весьма сведущ, и графа Фридриха 241, чьим братом был граф Деди. Когда я вошёл, архиепископ, сидя в кресле, приветливо меня встретил. Обратив внимание на свои, обычно распухшие от подагры ноги, он посетовал [на спад опухоли], ибо пока они были раздуты, животу его было легче. Тогда же он сообщил мне, что если выздоровев, избежит этой напасти, никто не будет мне более верным другом, чем он. Я пребывал там вплоть до вечера; только тогда я неохотно вернулся домой, ибо следующим днём был канун дня воина Христова Лаврентия, празднование которого приходится на Воскресенье 242. Сказав собравшемуся народу краткую проповедь, я смиренно призвал их свершить совместную молитву за больного архиепископа. 71. В четверг, перед 1-м часом, я посетил его ещё раз; там тогда присутствовал епископ Эйд, постоянно и усердно молившийся за него. Войдя в комнату, где лежал этот благочестивый муж, я услышал, что он более не говорит, и увидел, что он меня более не узнаёт. К нему, ещё живому, пришли также епископы Арнульф, Хильдевард, Мейнверк и Эрик; все мы благословили его и дали отпущение грехов. Я же, грешный, помазал его святейшим елеем в местах, причинявших особо сильную боль. Здесь присутствовал также князь Яромир, которого в святую субботу недавнего Воскресения Господня 243 изгнал из королевства Чешского брат его и вассал Ульрих, забывший свой долг, и заставил бежать к Болеславу, которого тот, несмотря на близкое родство 244, до сих пор рассматривал как врага своего и гонителя. Зная, что архиепископ – верный помощник всех страждущих, он надеялся на его выздоровление, дабы с его помощью обрести королевскую милость; увидев, что тот уже теряет силы, он, проливая слёзы, хотел схватить его правую руку, чтобы посредством её вверить себя нам. Но архиепископ, когда уже пришёл его конец, - уж не знаю, что он увидел слева от себя, - правой рукой энергично осенил себя знаком святого креста, отвернулся телом и ликом, сморщил лицо, будто собирался заплакать, но тотчас же, радостный, расслабился. 72. Видя это, я, опечаленный, вышел; между тем, присутствующие, увидев, что он уже кончается, тотчас же подняли его с кровати и положили на пол. После того, как были зажжены свечи, меня позвали, и я увидел его, уже покрытого столой и бьющегося в агонии. На грудь его был положен святой крест, в руках он держал пепел, а под ним лежало покрывало, как велел епископ Эйд. Когда солнце, достигнув уже зенита, склонилось к закату, после возжигания ему того, что следовало, 12 августа душа (Вальтарда) отошла к своему творцу, создавшему её, покинув этот никчемный мир. Когда же все присутствующие со слезами возносили молитву, я, несчастный, не присоединился к ним, как предписывал мне долг. То, что тогда творилось в моей душе, я никому не могу открыть; но вместе со мною молитесь, верующие во Христа, за то, чтобы Господь, от которого ни у кого нет тайн, ни ему, ни мне не вменил это в вину! 73. После того, как внутренности были извлечены и захоронены между церковью и комнатой, тело было приготовлено и помещено у святого алтаря. Отслужив там службу за усопших, мы пообедали и в тот же день проводили тело до Кённерна 245. Люди епископа, рыдая, выходили нам в пути навстречу. На следующий день, когда мы прибыли к селу, расположенному близ горы святого Иоанна 246, собралось, плача, всё духовенство; большая толпа евреев и сирот, чьим отцом он был, собравшись, также выражала рыданиями свою скорбь. Друзья и все относящиеся к его наследству люди, когда мы с телом вошли в соборную церковь, с плачем встретили нас, подняв в знак траура руки. Кто не рыдал тогда, видя подобное? Но все те жалобы не могли восполнить этой потери. 74. (46.) Все мы, т.е. братия, войдя в Собор, избрали, исключая лишь Бенно 247, моего двоюродного брата 248; не надеясь из-за его молодости на исполнение этого [решения], мы поступили так ради сохранения права выбора и, особенно, из любви к архиепископу Тагино. Когда же настал вечер, пришёл епископ Арнульф, содействуя этому делу чем только мог. На следующий день, обновив избрание, тело архиепископа было погребено по правую руку его предшественника, в южном приделе, - было это в канун Вознесения святой Марии 249. Королева, как только узнала об этом деле, тотчас же сообщила о нём через своего виночерпия Гезо королю, который тогда вместе с войском пребывал уже близ города Меца 250. Тот, крайне этим смущённый, спросив, как следует с нами поступить, тотчас же отпустил (посла) обратно, так как королевство тогда [в его отсутствие] управлялось ею. 75. Выслушай же, читатель, надгробное слово архиепископу, которое не на камне каком-либо должно быть вписано, но в помнящем сердце! Вальтард, имя которого переводится, как “правящий сурово”, лишь наружно был строгим, в душе же – чрезвычайно мягким человеком. В постоянном страхе и праведной любви взирал он на Бога и ближнего своего. Слабость плоти он часто искупал горькими слезами и чрезмерно щедрой милостыней. Отличаясь обоими достоинствами, он был любим королём и почитаем всей знатью; господин его превосходил (Вальтарда) лишь посвящением и именем. Был он искренним, соболезнующим и храбрым защитником своей церкви. Без всякой надменности оказывая соседям многочисленные услуги, он доказал всем, что незаменим в этом. Я слышал, что он часто клялся, что не ради честолюбия, но ради выгоды страждущей и почти пришедшей уже в упадок церкви домогался он этой должности. Говорил, что недостоин её и что есть там 2 брата, которых он охотно избрал бы, если бы была хоть какая-то надежда на успех этого. Был он мужем справедливым и твёрдо идущим к своей цели 251. Получить похвалу от других он не стремился, но и сам никогда не унижал других людей. Ведя своё происхождение от знатнейших предков, он ничем не запятнал своё благородство, напротив, украсил его самым возвышенным трудолюбием. Отцом его был господин Эрп, муж достохвальной жизни, любимый всеми своими современниками; мать же его, по имени Амульреда, блистала среди прочих женщин своим благочестивым воспитанием и благородными поступками. Всё, что могла, она заботливо жертвовала на помин его [души]. 76. Названному же Вальтарду ещё прежде во сне было сказано, что он должен будет принять архиепископство Магдебургское и краткое время им управлять. В том году, когда это должно было исполниться, мать (Вальтарда), уже покойная, открыла это в видении некоей почтенной женщине. Когда та поздоровалась с ней и спросила, как она поживает, та ответила: “Хорошо”, и добавила: “Знаешь ли ты, что из этого мира должен уйти архиепископ наш Тагино, а наследовать ему Вальтард, но не для того, чтобы долго править, а чтобы сидеть среди судей на Страшном Суде? На небе есть [повествующая] о нём серебряная доска, уже почти доведённая до конца; когда она вскоре будет завершена, он удалится с людских глаз, чтобы получить [вечную] награду”. Он сам, заранее зная об этом, как поведала мне его сестра-мирянка 252, - ведь у него была ещё и другая сестра – монашка, - вызвал её к себе и сказал: “Помнишь, как ты некогда обещала мне, что если унаследуешь когда-нибудь моё имущество, то передашь во имя спасения моей души поместье, которым я владею в Ольвенштедте 253, святому Маврикию?”. Когда та всё это обещала и подтвердила пальцем, как он просил, (Вальтард), плача, ответил: “Я уже не жилец; ты же сделай так, как сказала, и будь уверена, что из оставшегося добра я ничего не заберу у вас, моих сестёр”. Зная, что всё это должно исполнится, он всё же надеялся на большее время. 77. 28 лет был он приором, с честью неся перед всеми своими современниками это имя и эту должность. Он изготовил из серебра огромный саркофаг, чтобы вложить в него мощи святых. Круглую церковь 254, разрушенную после большого пожара его города, он восстановил с самого фундамента; велев создать там обитель каноников, он пожелал передать им из своего имущества вышеназванное поместье. Он не был многоречив, но втайне удерживал в душе то, что следовало сказать в надлежащее время. Только об одном он жалел больше всего – что не успел ни освятить церквей, ни рукоположить кого-либо в сан священника; о паллиуме же он не горевал 255. Он собрал огромное количество книг, священническую утварь и множество предметов светского назначения. Всё это при внезапной его кончине растащили руки многих негодяев. Ведь занимал он должность всего 7 недель и 2 дня. 78. (47.) Всё это я сказал для того, чтобы никто ни открыто, ни тайно не удивлялся его столь скорой кончине и не думал, будто она случилась из-за какой-то его вины; ибо многие, занимавшие эту должность перед ним более 30 лет, не имели ни здесь, ни в будущей жизни более весомых заслуг. Горе тем, кто долго живёт в этом странствии и портит этот срок дурными поступками; и блажен тот, кто проводит отпущенные ему дни с осторожностью и беспокойством в службе Христу. Творящие зло также увеличивают себе наказания; напротив, те, чья земная жизнь кратка, если они виновны, быстро искупают свои прегрешения. А все добрые люди, хоть и неравное число лет живут в этом мире, всё же радуются в счастливой вечности. Не он один занимал должность столь малое время. Мы читали, что Тертуллиан, получив от папы Святого Стефана священническое достоинство, через 4 дня принял ради любви ко Христу и твёрдости веры мученичество от тирана 256; и в том, и в другом ранге он пребывает вечно. (Вальтард) же искупил некий грех, и в скором времени получил от Бога награду за праведные труды; это многим тотчас же стало известно. Но рассказывать обо всём этом будет довольно долго. Расскажу только то, что стало известно мне самому; Бог – свидетель, что я не лгу. 79. Когда я был в гарнизоне Мейсена, в день рождения апостолов Симона и Иуды 257, после утрени явился мне тот достопочтенный муж; узнав этого мертвеца, я сразу же спросил, как идут его дела. А он ответил: “За свершённые мною дела терпел я наказания, но теперь всё это уже позади”. Обрадовавшись этому, я тотчас же сказал: “Следует ли мне звонить в колокола и призвать народ вознести Богу хвалу?”. А он ответил: “Пожалуй, ведь это правда”. А затем, ведя далее речь, сказал: “Разве Вам не известно, что из-за нашёптываний многих людей ум короля от Вас отвратился, ибо после Вашего рукоположения Вы старались многое содеять против него?” 258. И далее, повторяя: “Верьте мне, умоляю, верьте, ибо я не виноват в этом”. А когда я хотел спросить его, почему он столь внезапно умер, я проснулся и таким образом узнать это мне было не дано. Всё, что я сказал о нём, я изложил не из-за какой-то особой любви к нему, ибо перед рукоположением моим он весьма слабо любил меня, а ради защиты своей церкви неоднократно жертвовал моей. Рассказал же я это ради истины и ради того, чтобы избежать последующих упрёков – менее, чем следовало бы, ибо лучшего он после себя не оставил. После его погребения к королю был отправлен нами епископ Эрик с вестью о выборе; ему же я доверил письмо, в котором писал об ущербе моей церкви и умолял короля о милости. 80. (48.) Между тем, Болеслав, узнав о смерти архиепископа, собрал войско и напал на Лебусу, о которой я уже говорил; зная, что из-за разлива Эльбы никто из наших горожан не сможет прийти ей на помощь, он разбил там свой лагерь. Воин его, призванный на войну, нападал, защитник же, напротив, сопротивлялся. Ведь большой этот город защищало не более 1 тысячи человек, тогда как требовалось по меньшей мере трижды по столько же. Болеслав, сидя за завтраком, с радостью увидел, что его вассалы, уже победители, ворвались в город. Ворота были открыты и пролилась кровь многих людей. Из тех, кто был взят в плен, наиболее знатными были Гунцелин, Визо и, раненый [в бою], несчастный страж этого [города] Изих. Ведь какой бы город ни брался он защищать, всегда терял его, правда, не из-за своей трусости, а из-за достойного сожаления невезения. Все они были приведены к надменному триумфатору, после чего, согласно его распоряжению, тотчас же отведены под стражу. Из людей же названного князя осталось там лежать не менее 500 воинов. Свершилась же эта достойная сожаления резня 20 августа 259. Разделив огромную добычу и предав огню город, победоносная орда вместе со своим господином в радости вернулась домой. 81. (49.) Королева, пребывавшая тогда в Мерзебурге, узнала об этом от скороходов. Я же, недостойный, освящавший 22 августа, по желанию приора Рединга, 2 алтаря в Магдебурге, - один, где покоился архиепископ, и второй – в северной части этого храма, - как только узнал об этом, сразу же поспешил к королеве. Все мы, жители этой провинции, получили от неё приказ расположиться возле Мульды и приготовить всё [необходимое] к приходу короля. Между тем, король, вернувшись из похода на запад, стремился назначить на ставшее вакантным место своего капеллана Геро 260. Епископ Эрик, устремившийся навстречу и открывший ему [цель] своего посольства, не был выслушан. Дитрих, двоюродный брат мой, прибыл, будучи вызван, в Гроне 261, сердечно принят королём, а затем оставлен им в должности Геро. В день рождения святого апостола Матфея 262 король прибыл в Зеехаузен 263; туда же явился и я. Когда было подходящее время, я умолял его перед лицом всех присутствующих переговорить с архиепископом до его назначения о моей парафии и прочих вещах, несправедливо у неё отобранных. Здесь же он уверил меня в своей поддержке, сказав, что всё это окончится согласно правосудию или иному спасительныму соглашению. На следующий день, король, придя в Магдебург, велел всей нашей братии собраться в рефектории. Там, согласно королевской просьбе и ради нерушимости в последующем права выбора, единодушно был избран Геро. Сперва предав себя в церкви алтарю и обретя за 10 мансов причастие братии, он получил от короля пастырский жезл; будучи сразу же интронизирован, он был помазан епископом Эйдом; мы, названная выше братия, помогали ему в этом. Король торжественно справил там праздник Фиванских мучеников 264, после чего, вместе со всеми своими людьми, был почтён архиепископом великолепными подарками. Оттуда они поспешили в Мерзебург и, долго там пребывая, совещались со знатью об управлении королевством 265. 82 266. В этом году умерли Эрлвин, епископ Камбре, и славные герцоги Конрад 267 и Герман Дитя 268. А некий монах, поражённый тяжёлой болезнью, узрел многие, открытые ему в видении, [вещи]; в то время, как он говорил о них сам с собой, присутствующие записали их, приняв за великое чудо. В эти же дни рождены были 2 брата с зубами и лицами, подобными гусиным; половина правой руки одного из них выглядела как гусиное крыло. На 3-й день после своего рождения, среди споров между гражданами, они, попеременно улыбаясь, умерли. Некий рыцарь, захвативший земли св. Климента 269 и не желавший восстанавливать справедливость, в своей же спальне был атакован полчищем мышей. Сначала он пытался отогнать их палкой, затем бросился на них с обнажённым мечом, но так и не добился успеха; наконец, его поместили в некий сундук, согласно его просьбе, и подвесили на верёвке посреди [комнаты]. Когда удары извне прекратились и он должен был опять обрести свободу, он был найден до смерти загрызенным другими [мышами]. Тогда всем присутствующим и прибывшим позже стало ясно, что это карающий гнев Божий поразил его за названное преступление. 83. (50.) Между тем, Яромир, о котором я уже говорил прежде 270, смиренно добиваясь милости короля, вместо милосердия и восстановления [своих прав], подвергся изгнанию и передаче под стражу епископу Адальбольду 271, преемнику епископа Ансфрида; он заслужил эту кару не из-за какой-то неверности королю, а за чудовищную резню баварцев, которые без разрешения его и короля отправились с подарками к Болеславу, и за умерщвление людей, вверенных его попечению. Враги наши насмехались, услышав про это; наши же люди боялись, чтобы это не пошло на пользу (врагам). И тем следует узнать на самих себе последствия этого акта, кто дал тогда нашему королю этот совет. Вслед за тем в Магдебург по вызову короля пришёл Ульрих 272, брат (Яромира), получив в качестве безвозмездного дара то королевство, которое ранее несправедливо узурпировал. В то же время проливные дожди и явившиеся пираты нанесли, к сожаления, большой вред. Тогда же, из-за разлившегося в Баварии Дуная и вышедшего из берегов Рейна, погибло огромное множество народа и скота, а также строений и лесов, вырванных с корнем этой стихией; все жители этих краёв утверждали, что такого никогда не случалось на памяти ни их, ни их предков, сетовали, что это произошло из-за различных их преступлений, и боялись, что вслед за этим к ним придёт нечто ещё более худшее. Однако вернусь к теме, от которой я слишком отклонился. 84. (51.) Король, уйдя из Мерзебурга, прибыл на корабле в Арнебург. Переговорив с собравшимися там славянами о многих делах, он, заключив мир, вернулся назад, после чего справил в Хелмштедте праздник всех святых 273; а затем он поспешил посетить западные земли. Между тем, госпожа Лиутгарда 274, тяжело заболев, вызвала меня через послов, ибо очень любила и, как я упоминал выше 275, была соединена со мною родственными узами. Когда я после сумерек пришёл в Вольмирштедт, где она лежала, то войдя в комнату, увидел, что она тяжело страдает и из-за этого не прекращает чтение псалмов. Среди прочих она вслух и про себя часто повторяла следующий псалом: “Меня, - говорит, - поддерживает десница твоя, Господи; те же напрасно пытаются заполучить мою душу” 276. Она не сказала мне ни одного слова; только когда я спросил её, не желает ли она получить помазание святым елеем, она ответила: “С удовольствием, ибо после этого быстро исполнится во мне воля Христова”. Облачившись в новые одежды, она позвала меня; выполнив всё, по праву относящееся к помазанию, я сказал ей: “Как ты сейчас прекрасна!”. А она ответила: “Я вижу красавицу по правую руку”, указав на неё глазами. После этого я удалился; утомившись в пути, я долго спал, а когда проснулся, услышал как она, испытывая сильную боль, тяжело стонет; тотчас же подойдя к ней, я запел псалтырь и пел до тех пор, пока присутствующие не засвидетельствовали, что она отходит. 13 ноября 277, когда были прочитаны все необходимые для этого молитвы, счастливая душа её, по призыву святыми, отправилась в спальню небесного жениха. 85. Её смерть предсказал во время своей болезни некий мирянин, гражданин Партенополя, сказав: “Госпожа Лиутгарда скоро уйдёт из этого мира. Истинно блажен тот, кто заслужил право вступить на этот путь”. Как только рассвело, тело, сопровождаемой нами, было доставлено в Вальбек и на следующий день погребено в северной части монастыря, там, где покоится бывший в течение 26 лет затворником отец Лиутгард; Вернер, её муж, неутешно оплакивал её. Ведь она была ревностной защитницей жизни его и души; в служении Богу трудясь более за него, чем за себя, она, вплоть до указанного времени, защищала (мужа) от козней всех врагов постами в мороз, постоянной молитвой и раздачей милостыни. Я говорю всем присутствующим, а также будущим поколениям, что всякое доброе дело, совершённое верующими в этом мире за помин чьей-либо души, если и не принесёт пользы тому, ради кого оно делалось, то не окажется напрасным в глазах Бога для того, кто старательно пытался его сделать. 86. В первый год правления Генриха, после смерти своего отца, в месяце январе 278, названная Лиутгарда вернулась к своему мужу, с которым долгое время была несправедливо разлучена. (52.) А после свадьбы маркграф Лиутар, будучи в западных краях, заболел и, выпив павлиний напиток 279, 25 января 280 внезапно умер. Погребли его в Кёльне, в том месте, где он сам прежде просил, а именно – в южной части храма, там, куда в день обедни Господней приводят кающихся. Вдова его по имени Годила 281 не преминула сделать на помин его души всё, что только могла. Сыну своему Вернеру она приобрела за сумму в 200 талантов отцовский лен и марку, в течение 4-х лет соблюдая целомудрие. Только тогда она вышла замуж за родича своего Германа 282, не заботясь ни об объявленной епископом Арнульфом опале, ни о нарушении ею клятвы, данной 3-м епископам, именем Бога запрещавшим ей это. По этой причине названный епископ поразил её мечом отлучения и лишил надежды на дальнейшее потомство. 87. Но я заговариваясь, то есть потихоньку отклоняясь от начатого, всё же перехожу к славному образу жизни короля Генриха. (53.) Ради осуждения Дитриха, епископа Меца, он назначил великий собор 283. Все собравшиеся на этом собрании епископы запретили (Дитриху) служить мессу до тех пор, пока он не оправдается. После этого (король) в радостном настроении справил в Пёльде Рождество Господне 284; там тогда заболел Валькер, раб Трирской церкви и заботливый страж его капеллы; когда мы ушли оттуда, он остался и 11 января 285, к несчастью, умер. 88. Между тем, Лиавицо, архиепископ Бременский, угнетённый долгой болезнью, ожидал в благочестивой тревоге своего последнего часа; в ночь перед последним своим днём он успокоил братию, утомлённую уже постоянными бдениями, такими словами: “О, сладчайшие братья и сыновья! Чтобы никто из вас не усомнился в высшем милосердии и чтобы несколько облегчить теперешний труд ваш, я приведу вам заслуживающий доверия пример из моей собственной жизни. Я стремился навестить жившего в этих краях в изгнании господина папу Бенедикта 286; и, хоть многие неоднократно пытались удержать меня от прихода к нему, я презрел все их льстивые речи 287. Я был верен ему, пока он жил, а после смерти его, как раб, служил моему господину Адальдагу. Заметив это, он вверил своих бедняков моей верности. Затем я стал его камерарием. Но, когда этот благочестивый муж отправился на небесную свою родину, к которой всегда стремился, я, согласно вашему общему выбору и милости короля, наследовал ему. Давайте, ради любви Христовой, удалим из сердца всё, в чём мы погрешили друг против друга, дабы быть удостоенными расстаться теперь в добром мире и встретиться вновь в последний день 288. И в последний час свой такой даю вам спасительный совет: Пусть Отто 289, член вашего братства, будет избран вами, ради нашего общего согласия и для блага отечества, правителем нашей церкви. Смиренно молите Божью милость, в руках которой сердце короля, чтобы тому было угодно это исполнить”. Все, выслушав подобную просьбу, единодушно одобрили его благодушие и заботливость. На следующий день, - а это было Воскресенье, - сей блаженный отец, подняв руки, вверил высшему пастырю подчинённую ему паству вместе с духом своим и, умерев 4 ноября 290, отправился туда, куда стремился при жизни. Ведь он был из числа тех, кто, как удивлялся пророк, подобны облакам и летят к окнам, будто голуби 291. Ведь ещё при жизни он, из-за постоянных бдений и постов, казался мертвецом не знавшим его людям. Никогда не приходил он к алтарю Господнему без приношения. Усердно наставляя народ, сей податель [благ] радостно всем улыбался. Он заслужил у Бога то, что престол его среди постоянных набегов свирепых пиратов до сих пор оставался невредим. 89. (54.) Между тем, король, уйдя из Алльштедта, где он справил Крещение Господне 292 и выслушал послов от Болеслава, которые просили о мире и обещали, что сын последнего Мешко его утвердит, прибыл в Мерзебург. Здесь он узнал о смерти названного епископа, посетовал о настоящем результате, но [заранее] поблагодарил [покойного] за будущее посредничество, всеми силами справив память о нём. После этого он ушёл от нас, справив Очищение Пресвятой Богородицы 293 в Магдебурге. В тот же день в сопровождении духовенства и мирян пришёл названный Отто и смиренно потребовал через верных посредников королевской милости для утверждения выбора. Но король не стал их слушать, а передал епископство своему капеллану Унвану 294, при одобрении, хоть и не внезапного, пришедших людей; взяв Отто за руку, он смягчил его обещанной милостью. Тогда же по приказу короля и в его присутствии архиепископ Геро, с согласия и при помощи епископов Эккихарда 295 и Торгута 296, помазал Унвана в архиепископы. 90. По прошествии нескольких дней Мешко, сын Болеслава, придя с великими дарами, стал вассалом короля, клятвой подтвердив свою верность. Затем он с великим почётом был отпущен и удовлетворён так, чтобы захотел прийти вторично. В те дни после захода солнца случилась великая буря, всех нас крайне встревожившая. Ведь она разрушила церковь, расположенную за пределами города, которая была построена из красного дерева во время правления Оттона I. Пожар также уничтожил многое из добра архиепископа. Кроме того, до королевских ушей дошло 297, что двоюродный брат мой Вернер, вместе с Эккихардом 298, братом маркграфа Германа, без разрешения отправился к Болеславу, говорил там много противного его милости и часто втайне держал у себя его послов. Всё это тяжело восприняв, король приказал им обоим явиться к нему. Когда они не отважились это сделать, захватив все их земли, было объявлено, что они сопротивляются королевской власти. Наконец, мой двоюродный брат приобрёл милость и жизнь за землю и золото. Второй же был восстановлен намного позже благодаря верному заступничеству. В том же году, 18 марта умер Вонлеф 299, иеремит и истинный израелит 300. 91. (55.) В следующий за тем Великий пост 301, король, придя в Верлу, долго страдал от болей в животе; тогда же многое было ему открыто через видение. Наконец, выздоровев благодаря слезам и молитвам многих людей, он, поскольку не мог достигнуть в столь короткий срок намеченного места 302, с достойным почтением справил праздник Пасхи 303 в Падерборне с Мейнверком, которого очень любил, а Троицу 304 – с нами. В канун этого праздника, обеспечив свою безопасность оставлением у себя заложников, сюда же прибыл Болеслав и был наилучшим образом принят. В самый святой день он, приложив руки, стал вассалом короля и, после принесения ему присяги, исполнял обязанности оруженосца, когда тот, в королевском облачении, шёл в церковь. В понедельник он расположил к себе короля, принеся ему богатые подарки от себя и своей супруги 305; затем, получив от королевских щедрот ещё большие и лучшие дары, в том числе давно желанный лен 306, он с честью и радостью отпустил данных тем заложников. После этого, поддержанный нами, он напал на Русь 307. Опустошив большую часть этой страны, он приказал перебить всех печенегов 308, когда между ними и его людьми случилась размолвка, хоть те и были его союзниками. (56.) В эти дни был низложен Брантог 309, аббат Фульды; когда преемником его стал обращённый Поппо 310, бывший тогда пастырем Лорша, это негативно отразилось на прежнем состоянии монастыря, братия которого далеко разбежалась. В том же году в городе герцога Бернгарда, под названием Люнебург, произошло удивительное изменение и движение воздуха, а в земле возникла огромная расселина. Это крайне встревожило жителей, уверявших, что прежде они никогда ничего подобного не видели 311. 92. Король же, отправясь в западные земли, подготовился к походу в Ломбардию, а затем опять вернулся к нам 312; уйдя отсюда 21 сентября, он через баварские и швабские пределы быстрым маршем добрался до места, под названием … 313 Сюда отовсюду стекались войска и стала очевидной добрая воля пришедших на помощь. Отсюда король без всякого беспокойства, в сопровождении королевы, прибыл в Рим. Болеслав, вызванный им ранее, помощи не оказал, показав себя, как обычно, лжецом в тех прекрасных обещаниях, что давал прежде. Кроме того, он ранее, в письме, отправленном через посыльного, пожаловался господину папе, что из-за тайных козней короля не может выплатить обещанный им князю апостолов Петру ценз 314. Тогда же, отправив туда послов, он втайне выяснял, как был принят король в тех землях, и кого только мог пытался посредством их отвлечь от его милости. Насколько велико было его почтение к Богу и поиск заступничества благочестивых людей, настолько же славилась и крепкая верность знаменитого рыцаря и забота его о соблюдении страшных клятв! Обрати внимание, читатель, что сделал он посреди стольких гнусностей! Когда он, или сам, или обдумав порицание кого-то из верных ему людей, понял, что весьма грешен, то, велев положить перед собой каноны, - чтобы узнать, как должно искупить то, в чём его обвиняли, - немедленно постарался исправить совершённый проступок в соответствие с этими письменами. Всё же ему была более присуща опасная привычка грешить, нежели пребывать в спасительном раскаянии. 93. (57.) Его мнимый товарищ и коллега Ардуин, провозглашённый лангобардами королём вопреки законам, опечалился из-за прихода великого короля и из-за силы его войска. Не надеясь нанести ему вред своими силами, он тотчас же укрепился в крепости, жалея лишь о том, что вызванный сюда король обретёт большую честь. После долгого размышления, кипя в душе, он отправил к королю послов, которые, требуя дать ему некое графство 315, клятвенно обещали вернуть (королю) его корону и выдать [в заложники] сыновей (Ардуина). Но король, следуя совету некоторых людей, не захотел пойти на это, к великому, - как расскажу я в последующем, - для себя и друзей своих ущербу; позже он и сам это понял. 94. (58.) Но, прежде чем я приступлю к изложению этого, попытаюсь добавить те сведения, которые выше я по забывчивости упустил. Жил некий муж по имени Бруно 316, современник мой и школьный товарищ; происходя из благороднейшего рода, он милостью Божьей был избран в число сынов Господних, и таким образом поставлен выше своих предков. Он был очень любим почтенной матерью своей Идой, был отдан ею для обучения философу Геддо 317 и в изобилии получал там всё, в чём нуждался. Отцом его был Бруно 318, выдающийся и во всех отношениях достойный похвалы господин. Будучи моим близким родственником, он был приветлив со всеми другими людьми. Одноимённый же сын его, когда утром должен был идти в школу, прежде чем покинуть постоялый двор, просил прощения и, пока мы играли, молился. Предпочитая труд безделью, он постепенно достиг зрелости. Будучи призван и принят Оттоном III, он вскоре его покинул, ища уединённой жизни и живя плодами своего труда 319. А после смерти славнейшего императора 320, когда уже правил Генрих II, он, придя в Мерзебург, просил у него, - с разрешения господина папы 321, - посвятить его в сан епископа и получил там, в соответствие с его приказом, от архиепископа Тагино рукоположение и, как он сам говорил, паллиум. Затем для пользы души он подверг себя трудам больших и дальних странствий 322, укрощая тело голодом и мучая бдением. Много добра получил он от Болеслава и прочих богачей, быстро раздав его церквям, своим друзьям и беднякам, себе же ничего не оставив. 95. В 12-й год своего обращения и славного образа жизни он отправился в Пруссию, стараясь оплодотворить эти бесплодные земли Божьим семенем 323; но грубая почва, из-за разросшихся терниев, не могла быть легко разрыхлена. Когда он проповедовал на границе этой страны и Руси 324, то сначала испытывал притеснения со стороны жителей, а затем, продолжая нести Евангелие, был ими схвачен и, кроткий, как агнец, ради любви ко Христу, который есть глава церкви, обезглавлен 14 февраля 325 вместе с 18 своими спутниками. Тела сих мучеников лежали без погребения, пока Болеслав, узнав о том, не выкупил их и не приобрёл таким образом своему дому будущее спасение. Случилось же это во времена светлейшего короля Генриха, которого всемогущий Бог почтил триумфом столь великого епископа и, как я очень надеюсь, спас. Отец же названного епископа, гораздо позже забелев, принял, как сам мне поведал, по велению сына монашеское облачение и 19 октября почил в мире. 96. (59.) Нельзя пройти мимо великой дерзости вассалов маркграфа Геро 326, которая пусть удивит верующих и которой они, ради благочестивой любви, пусть избегают. Да будет известна причина её; тогда оценим и само деяние – достойно ли оно похвалы или заслуживает проклятия всех добрых людей. Епископ Арнульф прибыл в праздник Христова мученика Кириака 327 в Гернроде на пир, будучи приглашён почтенной аббатисой этого места Хатуи; в самый святой день, выходя после мессы из церкви, он увидел клирика, державшего в своей руке ястреба; движимый рвением, он собственной рукой схватил его и повёл с собой, не для того, чтобы наказать, но чтобы отчитать умеренными словами. Молва, облетев 328, собрала названных рыцарей, вожак которых по имени Хугал, придя к епископу, спросил, зачем он так бесчестит его господина? А епископ говорит: “Что же я сделал? Я увидел неуважение ко Христу и, поскольку заметил его в моём епископстве, не мог стерпеть. Ничего дурного не сделано. Давайте назначим угодный вам день и, если общие [наши] друзья признают меня виновным, я дам достойное возмещение”. Но тот продолжал: “Не так, - говорит, - должно быть, не так и случится. Сегодня же Вы или оправдаетесь клятвой, или обещаете нам и нашему господину возмещение”. На это епископ ответил: “Святой праздник запрещает мне приносить клятву, а вам её принимать; и очень печальным мне кажется, что даже в правосудии вами мне отказано”. 97. После этого тот в гневе вышел и, без ведома графа, вооружённые рыцари собрались в отряд. Когда епископ хотел уже приняться за обед, он увидел, что все они пришли. Дом, в котором он находился, надёжно защищался его людьми, а чтобы враги не смогли легко войти, был всяческим образом укреплён. Но, когда (рыцари) хотели уже его штурмовать, им сказали, что священник, уйдя иным путём, там более не находится. Те искали его в церкви и, наконец, в монастыре, но он милостью Божьей, не из-за какого-либо своего позора скрывшийся и всё это видевший, так и не был найден. Наконец, когда ярость утихла, они отправились на постоялый двор и, печальные, вернулись по домам. Созвав на следующий день своих воинов, Арнульф вернулся к своему престолу, чем утешил сильно плакавшую аббатису. 98. Король, узнав про всё это, велел явиться к себе этим мятежникам. Когда названный маркграф узнал, что тот сильно разгневан, через верных послов постарался его смягчить. Король выслушал их с тем условием, чтобы те прежде уплатили епископской власти 300 талантов, а затем те, кто считается виновным в этом деянии, или очистились клятвой 11 своих друзей, или дали (епископу) в соответствие с каноническим правом удовлетворение. После этого между ними установился взаимный мир, а после Пасхи 329 назначены переговоры. Там собрались наши и их друзья; я также был с ними. Когда были уплачены названные деньги, епископ пришёл в западную часть монастыря, сев там на троне на высшей ступени. Только один маркграф тогда полностью очистился клятвой; вассалы же его по обычаю кающихся приняли по одному из рук названного епископа епитимью с условием, чтобы как только он скажет, они подверглись назначенному наказанию. 99. (60.) Следует также рассказать, как Ульрих, князь Чехии, чьё имя означает “несправедливый Мамон” 330, велел убить славного рыцаря Бозио и многих других за то, что они, - как он слышал от лживых шептунов, - помогают его изгнанному брату 331; в этих бедствиях все с осторожностью уразумели, чего им в будущем следует остерегаться. Тому, что Господь велит твёрдо соблюдать в обоих Заветах, в этих землях постоянно не даёт исполниться слепое честолюбие. Ведь он боится брата, которого по праву должен любить больше всех, и заботливо старается сделать всё, чтобы тот никогда к нему не пришёл. Чехи, когда ими правил князь Святополк 332, были нашими господами. Наши предки ежегодно платили ему дань, а в земле его – Моравии – имелись епископы 333. Всё это было погублено им и его преемниками из-за надменной гордыни, ибо, согласно Евангельскому свидетельству, всякое смирение возвышает, а высокомерие гордыни смиряет. Никто не правит в этих провинциях без великого страха. Чистая любовь стонет исторгнутая, так как правит там вероломство в союзе с коварством. 100. (61.) Говоря выше о папе всех [христиан] Бруно 334, я лишь по имени назвал преемника его Герберта 335; полагаю, будет уместно рассказать о нём более подробно. Будучи родом из западных земель, он с детства овладел свободными искусствами и, наконец, неправедным образом стал правителем города Реймса. Он умел отлично распознавать звёзды, а знанием различных наук превосходил всех своих современников. Наконец, изгнанный из своего края, он обратился к императору Оттону; долгое время живя у него в Магдебурге, он смастерил солнечные часы; чтобы правильно их установить, он посредством [зрительной] трубы наблюдал за звездой, указующей путь морякам 336. А после того, как названный папа Григорий умер, он милостью императора стал его преемником, получив имя Сильвестр, и занимал эту должность вплоть до времени короля Генриха. Затем на это место был поставлен Иоанн Фазан 337, что значит “Петух”, занимая папский престол в течение отпущенного ему времени; при нём произошло восстановление Мерзебургской церкви и утверждено его грамотой. Преемниками его были Сергий, носивший прозвище “Свиное рыло”, и Бенедикт 338, оба – превосходные люди и защитники нашей [церкви]. 101. Все эти папы с нетерпением ожидали прибытия короля, которое замедлилось из-за противодействия различных врагов. Хвала во всех Его делах всемогущему Богу, который соизволил утешить и умиротворить издавна и долгое время унижаемый Рим, ниспослав ему такого пастыря! Ведь папа Бенедикт при избрании одержал верх над Григорием 339; из-за этого он лично пришёл во всём папском облачении на Рождество Господне 340 к королю Генриху в Пёльде и, рыдая, сообщил всем о своём изгнании. Король принял его крест под свою защиту и, приказав воздерживаться от прочего, обещал добросовестно уладить это дело согласно римским обычаям когда сам придёт туда. Вскоре пришло желанное время, и король Генрих в феврале месяце 341 был принят в городе Ромула папой Бенедиктом, который правил тогда с большим могуществом, чем его предшественники, с величайшим почётом, став защитником святого Петра. 102. Поскольку я собираюсь рассказать о его вторичной коронации, мне следует прежде похвалить того, благодаря безвозмездному дару которого это произошло; к этому же призывает нас учитель народов Павел: “Бога-Отца, братья, благодарите прежде всех и во всём; ибо такова о вас воля Его во Христе Иисусе, Господе нашем!” 342. По праву должны мы хвалить того, кто оказал нам столько пользы благодаря дару и милости вечного царя. Именно король Генрих обогатил нашу церковь многими полезными вещами, особенно относящейся к богослужению утварью; из всех дворов, которыми он владел в Тюрингии и Саксонии, он дал нам по две семьи 343. Он подарил также Евангелие, украшенное золотом и доской из слоновой кости, и золотую с бриллиантами чашу с блюдом и трубой, 2 креста и бутыли, сделанные из серебра, а также большую чашу из того же металла, вместе с блюдом и трубой. Кроме того, он возвратил своим указом все земли, которые были утрачены моими предшественниками. Комментарии177. Т.е. лишённый Баварии герцог. См. VI, 41. 178. Поздним летом 1009 г. Отряд лютичей ограбил аббатство Сен-Мартин близ Сен-Кантена к западу от Меца. 179. Соборная церковь Меца. 180. Т.е. епископ Дитрих. 181. В 1011 г. в Вормсфельде, близ Альцея. 182. 2 июля 1011 г. 183. В 990 – 1025 гг. 184. Герцог Верхней Лотарингии. См. V, 3. 185. Бернгард I, герцог Саксонии, умер 9 февраля 1011 г. 186. В 1009 г. Герман, маркграф обл. Мильценов, сын маркграфа Эккихарда; Гунцелин, маркграф Мейсена (в 1002 – 1009 гг.), брат Эккихарда и зять Болеслава Храброго. 187. См. VI, 44. 188. Эккихард II (ум. 1046 г.) – маркграф Мейсена в 1032 – 1046 гг. Брат Германа. 189. Наверное, Альтенбург между Наумбургом и Пфортой. 190. На Троицу 1009 г. См. VI, 47. 191. См VI, 28. 192. Хальберштадтский. 193. фон Эйленбург. 194. Осенью 1009 г. Был маркграфом Мейсена в 1009 – 1032 гг. 195. См. V, 9. 196. См. Вергилий, Энеида, I, 218. 197. Т.е. окончив миром ссору с епископом Меца и герцогом Генрихом. 198. Он провёл Пасху (9 апреля 1010 г.) в Регенсбурге. 199. Бельгерн – возле Мюльберга, на правом берегу р. Эльбы. У Титмара в тексте дан перевод не “белая”, а “красивая гора”. 200. Юго-западнее Луккау. 201. Арнульф, епископ Хальберштадта. 202. Мейнверк (ум. 1036 г.) – епископ Падерборна в 1009 – 1036 гг. 203. Чешским. 204. Геро, маркграф Остмарка; Герман, маркграф Мейсена. 205. Шлезиергау – округ вокруг Цобтена (Силинг) и Нимптча; Диадези – округ вокруг Глогау. 206. 22 сентября 1010 г. 207. Рождество 1010 г. король провёл во Франкфурте, в феврале 1011 г. был в Корбее, с апреля по август 1011 г. – во Франконии, Баварии и Гессене. 208. 25 декабря 1011 г. 209. В начале января 1012 г. См. VII, 6. 50. 210. Лебуса была разрушена в 932 г. См. I, 16; VI, 80. 211. 2 февраля 1012 г. 212. См. Лукан, Фарсалия, VI, 29 – 65. 213. 1011 г. 214. 1012 г. Генрих родился в 973 г. Значит, тогда ему исполнилось не 35, а 40 лет. 215. Патриарх Аквилеи в 983 – 1019 гг. Генрих присутствовал в Бамберге с 30 апреля по 14 мая 1012 г. 216. Гартвигом, архиепископом Зальцбурга в 991 – 1023 гг. См. VI, 41. 217. Перед папой Сергием IV (Боккапорко) (1009 – 1012 гг.). См VI, 100. 218. Титмар предъявляет претензии к Магдебургу, Хальберштадту и Мейсену. 219. 1 июня 1012 г. 220. Зигфрид – с 1009 г. был аббатом монастыря Св. Иоанна (Берге) в Магдебурге. 221. Эрик, епископ Гавельберга. 222. Бургвард восточнее р. Заале, близ Кённерна. 223. В 1012 г. 224. На левом берегу Эльбы, ниже Шёнебека. 225. В 1012 – 1015 гг. был приором в Магдебурге. 226. Арнебург – город на р. Эльбе, близ Стендаля. 227. Преттин – город на р. Эльбе, к северу от Торгау. 228. Он умер 9 июня 1012 г. Епископом Унгер стал в 982 или 983 г. 229. См. VI, 38. 230. 14 июня 1012 г. Гроне – королевский замок к западу от Гёттингена. 231. Как капеллана Вальтарда. 232. Зятья Генриха – это Дитрих, еп. Меца, Адальберон, еп. Трира, и Генрих, экс-герцог Баварии. Новую осаду Меца Генрих предпринял летом 1012 г. См. VI, 74, 87. 233. 21 июня 1012 г. 234. 23 июня 1012 г. 235. 29 июня 1012 г. 236. Севернее Луккау. 237. К югу от Цёрбига, к северо-востоку от Галле. Поход связан с событиями в Чехии. 238. О возвращении имущества Мерзебургской церкви. 239. 3 августа 1012 г. 240. 8 августа 1012 г. 241. Графа Айленбурга. 242. 10 августа 1012 г. 243. 12 апреля 1012 г. 244. Отец Яромира – Болеслав II Чешский был братом матери Болеслава I Храброго Добравы. См. IV, 55. 245. На правом берегу р. Заале, в 25 км к северу от Галле. 246. Т.е. монастырь Берге. 247. Бенно (ум. 1023 г.) – каноник в Магдебурге, епископ Ольденбурга в 1013/1014 – 1023 гг. См. VIII, 6; и Адам Бременский, II, 49. 248. Дитриха. См. VI, 38, 66, 67. 249. 14 августа 1012 г. 250. См. VI, 67. 251. См. Гораций, Оды, III, 3, 1. 252. Амульреда, мать Свидгера, епископа Бамберга (позже папы Климента II). 253. К северо-западу от Магдебурга. 254. См. VII, 55. 255. Соответствующая булла папы Бенедикта VIII была издана 18 августа 1012 г., т.е. через 6 дней после смерти Вальтарда. 256. Тертуллиан умер между 220 и 240 гг. В мартирологе Адо и Ноткера его мученичество относится к 4 августа правления императора Валериана (253 – 260 гг.) и понтификата папы Стефана I (254 – 257 гг.). 257. 28 октября 1012 г. 258. Видимо, имеется в виду двусмысленное пребывание Титмара в Цютцене. См. VI, 69. 259. 1012 г. 260. Геро (ум. 1023 г.) – архиепископ Магдебурга в 1012 – 1023 гг. 261. Здесь король пребывал 17 сентября 1012 г. 262. 21 сентября 1012 г. 263. В 23 км к западу от Магдебурга. 264. 22 сентября 1012 г. 265. Обсуждали события в Чехии. 266. Параграфы 82 – 83 и 87 – 91 добавлены из близкого к Кведлинбургским анналам источника. 267. Герцог Каринтии. 268. Герман III, герцог Швабии. 269. В Боденфельде (Везер) (Анн. Саксон 1012 г.) или возле Кёльна (Кведл. анналы). 270. См. VI, 71. 271. Адальбольд (ум. 1026 г.) – епископ Утрехта в 1010 – 1026 гг. 272. Ульрих (ум. 1034 г.) – князь Чехии в 1012 – 1034 гг. См. VI, 81. 273. 1 ноября 1012 г. 274. Супруга Вернера, маркграфа Нордмарка. 275. См. I, 13. 276. См. Псалом, 62, 9. 10. 277. В 1012 г. 278. В 1003 г. См. IV, 42. 279. Имеется в виду или вино, или лекарство. 280. В 1003 г. Лиутар – это отец Вернера. 281. См. IV, 39. 282. В 1007 г. Вероятно, это Герман II фон Верл (см. VII, 49; VIII, 26), сын упомянутого в IV, 8 графа Германа. 283. 10 ноября 1012 г. в Кобленце. 1 декабря 1012 г. в Майнце было достигнуто окончательное примирение с Люксембургами. 284. 25 декабря 1012 г. 285. В 1013 г. 286. См. IV, 18. – Дополнение 2: “Цезарь Оттон согласился низложить его, несправедливо обвинённого, и отправил в эти края в изгнание. Следуя за ним, я…”. 287. Дополнение 2: “Придя, наконец, к нему, я увидел, что он усерднейшим образом совершает духовные обязанности”. 288. Т.е. на Страшном суде. 289. Отто – племянник архиепископа Адальдага Бременского, каноник в Магдебурге. См. Адам Бременский, II, 29. 290. В 1013 г. 291. См. Иес., 60, 8. 292. 6 января 1013 г. 293. 2 февраля 1013 г. 294. Унван (ум. 1029 г.) – архиепископ Гамбурга-Бремена в 1013 – 1029 гг. Двоюродный брат Мейнверка, епископа Падерборна. 295. Эккихард, епископ Шлезвига. 296. Торгут, епископ-миссионер Швеции (в Готланде, с престолом в Скаре). 297. См. Вергилий, Энеида, II, 81. 298. Маркграф Вернер потерял в 1009 г. свою марку (см. VI, 49, 50). Эккихард же был братом Германа, зятя Болеслава Храброго. 299. Основатель скита в Вонлефсроде между Ильзенбургом и Гарцбургом. 300. См. Иоанн, I, 47. 301. 24 февраля 1013 г. 302. Аахена (согласно Кведл. анналам). 303. 5 апреля 1013 г. 304. 24 мая 1013 г. 305. Имя супруги Болеслава – Эмнильда (см. IV, 58). 306. Болеслав получил в лен Лаузиц и область Мильценов. Оммаж же он принёс за всю Польшу. 307. За немецкую помощь в этом походе Болеслав обещал оказать помощь в походе Генриха II на Рим (см. VI, 92). Поводом к походу на Русь был арест князем Владимиром своего сына Святополка (будущего Окаянного) и его жены, которая была дочерью Болеслава. 308. Печенеги – тюркский народ в степях Новороссии. 309. Брантог (ум. 1036 г.) – аббат в 1011 – июне 1013 гг. В 1023 – 1036 гг. – епископ Хальберштадта. 310. Поппо был ранее рыцарем (поэтому converses: обращённый). В 1013 – 1018 гг. был аббатом обоих монастырей. Недовольство монахов связано с мерами по реформе монашества. 311. Этой заметкой заканчивается использование Титмаром Кведлинбургских анналов. 312. В июне 1013 г. Генрих был во Франкфурте, 22 сентября – в Бальгштедте (Унштрут), 2 октября – в Бамберге, 7 октября – в Регенсбурге, 25 декабря – в Павии. В начале февраля 1014 г. он был в Риме. 313. Название города пропущено. 314. Польский “грош св. Петра” берёт своё начало с дара князя Мешко Святому Престолу (991/992 г.). 315. Ардуин предлагал ограничиться областью Ивреи. 316. Кверфуртский. 317. Геддо (ум. 1016 г. 29 июня) – руководитель школы при Магдебургском соборе, позже – страж церкви. 318. Кверфуртский. Возможно, брат бабушки Титмара Матильды. 319. В 997/998 г. 320. Оттона III 25 января 1002 г. 321. Папа Сильвестр II посвятил Бруно в епископы-миссионеры в августе или ноябре 1004 г. 322. Миссия к чёрным уграм, в Киев, к печенегам, в Польшу (1008 г.). 323. См. Матфей, 13, 3 – 8. 324. В начале 1009 г. в районе г. Сувалки. 325. 1009 г. Правильнее 9 марта. Титмар спутал его дату смерти со смертью Бруно Верденского (см. III, 6). 326. Маркграфа Остмарка. 327. 16 марта 1013 г. 328. См. Вергилий, Энеида, ХI, 139. 329. 5 апреля 1013 г. в Хальберштадте. 330. См. Лукан, 16, 9. Правильнее “богатый наследством” (см. Герхард “Жизнь Одальрика”). 331. Яромиру. См. VI, 83. 332. Князь Великой Моравии в 870 – 894 гг. 333. Архиепископом Моравии и Паннонии был в 870 – 885 гг. Мефодий, а в Нитре сидел епископ Вихинг. 334. Григорий V (ум. 999 г. 4 февраля) – римский папа. См. IV, 43. 335. Герберт д Орильяк (ум. 1003 г. 12 мая) – француз по национальности, в 982 – 999 гг. – аббат Боббио, в 991 – 998 гг. – архиепископ Реймсский; в начале 997 г. по приглашению Оттона III бежал в Германию; в 998 – 999 гг. – архиепископ Равенны, с 2 апреля 999 г. по 12 мая 1003 г. – римский папа Сильвестр II. 336. Т.е. за Полярной звездой. 337. Иоанн XVIII – римский папа в 1003 – 1009 гг. 338. Сергий IV (1009 – 1012 гг.) и Бенедикт VIII (1012 – 1024 гг.; из рода графов Тускула). В самом Риме в 1003 – 1011/1012 гг. фактически правил Иоанн Кресценций, противник графов Тускульских. 339. Григорий (VI) был сторонником Кресценциев. 340. 25 декабря 1012 г. 341. 1014 г. 342. См. Эфес, 5, 20; Фесс., 5, 18. 343. См. D. H. II Nr. 221 от 28 июля 1010 г.
Текст переведен по изданию: Thietmar von Merseburg. Chronik // Ausgewaehlte Quellen zur deutschen Gechichte des Mittelalters. Bd. 9. Berlin. 1966
|
|