ТАМЕРЛАН
УЛОЖЕНИЕ
ТИМУРА
Часть вторая
Да будет известно моим осененным
счастьем сыновьям, чьей длани подчинятся страны
и веси, и моим могущественным внукам, чей удел— миродержавие, что я полагаюсь на Владыку миров и
надеюсь на восшествие многих моих потомков на
царский престол и управление государством.
Поэтому я изложил принципы создания царства и
держания бразд правления в [сих ] Уложениях и
написал руководство по управлению государством,
дабы каждый из моих потомков действовал
сообразно ему и удержал в руках трон и царство,
приобретенные мною непрестанным трудом и
заботой, казачеством
164 , беспрерывными
военными походами и сражениями, милостью
Всевышнего и содействием несравненной общины
[пророка] Мухаммада, да пребудет над ним божье
благоденствие и милость, а также любовью и
почестями, кои я оказывал возвеличенным потомкам
и несравненным сподвижникам Пророка.
Пусть руководствуются они этими
уложениями в деле управления государством, дабы
сохранить от упадка и [уберечь от] вреда
оставляемый им мною престол и владения.
Мой завет именитым, счастливым
сыновьям и могущественным внукам, кому
предначертано покорить множество стран,
заключается в том, что я возвел в правило
двенадцать заповедей, кои я сделал своим
лозунгом и посему достиг восшествия на трон. При
помощи этих двенадцати заповедей я покорил
страны, управлял государством и украсил трон
моего царства величественным сиянием. Пусть они
следуют в своих [повседневных] [67]
действиях этим уложениям и берегут мой трон,
владения и самих себя.
[ДВЕНАДЦАТЬ ЗАПОВЕДЕЙ]
Первое из уложений, кои я оставил в
своем государстве, заключается в том, что
всячески содействовал процветанию религии
Всевышнего и шариата
165 пророка
Мухаммада. Всюду и всегда поддерживал Ислам,.
Второе состоит в том, что я покорил
страны и управлял ими при помощи людей из
двенадцати сословий и племен, укреплял устои
моего государства при их помощи и украсил ими
свои собрания.
Третье состоит в том, что я одолевал
вражьи полчища и подчинял себе страны советом,
благоразумием, предприимчивостью, энергичными
действиями и осторожностью. Государственные
дела я вел учтиво, великодушно и терпеливо. Зная о
многом из сокрытого и скрываемого, я вел себя как
несведущий. И с врагами и с друзьями пытался
прийти к согласию.
Четвертое — государственные дела
вел, основываясь на установленных законах и
обычаях, чем настолько укрепил свой авторитет,
что эмиры, визири, рать и простолюдины
довольствовались своим положением и чином, и не
претендовали на большее.
Пятое — оказывал благоволение моим
эмирам и ратникам, одаривая их достаточным
количеством злата и драгоценностей. Отводил им
места на пиршествах, и они [в благодарность за
это] на поле брани не щадили жизни своей. Не жалел
для них дирхемов и динаров
166 и ради
облегчения их службы брал на себя их труды и
заботы и благоприятствовал их развитию. Находясь
в союзе с эмирами, военачальниками и бахадурами и
опираясь на их мужество и доблесть, силой меча
завладел тронами двадцати семи падишахов. Так я
стал властелином Ирана, [68] Турана
167,
Рума
168
Магриба
169
Сирии, Египта, Ирака арабского и Ирака
персидского, Мазандарана, Гиляна
170,
Ширвана
171,
Азербайджана, Фарса
172 , Хорасана
173,
Джете, Дашти-и кипчака, Хорезма, Хотана
174,
Кабулистана
175,
Бахтарзамина и Хиндустана.
Надев царские одеяния, я потерял покой
и здоровье, отказался от блага спокойно спать,
наслаждаясь в своем чертоге. С двенадцати лет
скитался по весям, в трудах претерпевал лишения,
различными деяниями рассеивал вражеские
полчища. Много противоречий и горьких слов
перепало мне на долю от эмиров и военачальников,
кои я терпеливо сносил или же не подавал вида и
прикидывался глухим и слепым. Обнажив меч я
вступал в бой, и завоевав множество стран и
областей, прославил имя свое на всем свете.
Шестое — действуя по совести и
справедливости, ублаготворял рабов божьих.
Простирал милость свою как над провинившимися,
так и над безвинными; вершил суд по
справедливости. Благотворительными деяниями
утвердился в сердцах людей. Действуя по закону и
справедливости, держал войско и подданных между
надеждой и страхом. Неимущим и обездоленным
оказывал милосердие, воинов же [постоянно]
одаривал.
Притесняемого вызволял из-под гнета
тирана. Доказав вещественный урон и телесный
вред, причиненный притеснителями, гласно вершил
над ними суд по шариату и вину одного не
перекладывал на плечи другого.
Людей же, кои причиняли мне зло и,
вознеся над моей головой меч, вредили делам моим,
а затем приходили ко [69] мне
с повинной, почитал и возносил. Предав забвению
их провинность, вел себя таким образом, что если и
оставались в их памяти по отношению ко мне
подозрения и страх, то они окончательно
улетучивались.
Седьмое — почитал сайидов
176,
ученых, шейхов
177, умудренных
мухаддисов
178
и рассказчиков (историков), считал их избранными
и достойными мужами; оказывал им всяческое
благоволение. Дружил с отважными людьми, ибо сам
Всевышний любит отважных. Беседовал с учеными и
утвердился в сердцах людей, постигших
божественную тайну; старался перенять частицу их
великодушия и просил их благоухающим дыханием
своим ниспослать на меня благословение и
благоволение. Оказывал покровительство дервишам
и обездоленным, не обижал их и не отлучал от своих
милостей. Склочников и необузданных на язык
сплетников не подпускал к своим собраниям, не
внимал их наущениям и не прислушивался к их
злословию.
Восьмое — действовал решительно и
твердо. Вознамерившись свершить что-либо,
подчинял себя этому и не останавливался, покуда
не исполнял задуманное. Слово свое подкреплял
делом и ни к кому не проявлял черствости, ни в
каком деле не выказывал суровости, дабы не
подвергнуться божьему гневу и не впасть в
стесненное положение. Постоянно выспрашивал у
мудрецов правила, деяния и изречения султанов,
правивших начиная от Адама
179 до Мухаммада
180,
и от него до наших дней. Запечатлевал в памяти их
образ поведения и жизни, деяния и изречения.
Следовал их достохвальному нраву и наилучшим
качествам; выспрашивал причины, повлекшие распад
их государств, и воздерживался от действий,
приводящих к упадку царства; взял себе в правило
остерегаться гнета и разврата, ведущих к
вырождению потомства, сеющих голод и заразу. [70]
Девятое — осведомлялся о
положении подданных; их предводителей почитал
как старших братьев, а младших лелеял как [своих ]
детей. Также учитывал обычаи и нравы каждой
страны и города, старался сдружиться с народом,
вельможами и благородными людьми и сообразно их
образу жизни и склонностям назначал им
правителя. Был осведомлен о положении населения
каждой страны и в каждую область назначал
летописцев
181
благочестивых и правдивых, дабы они писали о
настроениях и деяниях, повадках и характере
подданных, а также об их взаимоотношениях с ратью
и ставили меня в известность обо всем. Если же
узнавал, что они [пером своим] искажали
действительность, то наказывал этих писцов.
Услышав о притеснениях народа кем-либо из
правителей, ратников или подданных, тотчас
принимал меры [к ним] по совести и справедливости.
Десятое — оказывал почет и уважение
старейшинам различных сословий и племен из
[среды ] тюрок и таджиков, арабов и персов,
нашедших убежище под моей сенью, равно как и
другим жаловал сообразно их положению и
заслугам; знатным воздавал добром, а других
одаривал соответственно их положению. К добрым
был добр, плохих предоставлял их злодеянию. Кто
питал ко мне дружбу, не забывал их дружбы и осыпал
милостью, благорасположением и почестями; кто
оказывал мне услугу, воздавал тому сторицей, кто
же враждовал со мной, но потом раскаявшись,
приходил ко мне с покаянием, того прощал и
располагал к себе великодушием и дружелюбием.
Так, например, улусный эмир Шир Бахрам
182
поначалу был моим сподвижником, а когда над моей
головой сгустились тучи, он покинул меня и
присоединился к моим недругам, обнажив свой меч
против меня. Но когда, одумавшись
183, он
пришел ко мне с повинной и преклонил колени,
помня мои былые благодеяния, я отдал должное его
мужеству, доблести и ратному опыту, закрыл глада
на все его проступки, окружил его почетом и
возвеличил в чине. [71]
Одиннадцатое — достигнув престола и
благосостояния, не забыл никого из сыновей,
родственников, друзей, сподвижников и некогда
дружественных ко мне людей и воздал им должное.
Не угасли во мне и родственные чувства к моим
сыновьям, соплеменникам и сородичам; запретил
казнить их или заточать [в темницу]. Испытав людей
в различных ситуациях, я обращался с ними
соответственно их положению. Изведав в жизни
много хорошего и плохого, укрепился мудростью
опыта и жил в согласии с друзьями и недругами.
Двенадцатое — невзирая на
дружбу или вражду ко мне ратников, я дорожил ими,
ибо они отдают свою бесценную жизнь за
мимолетные мирские блага и жертвуют жизнь свою,
ввергаясь в ристалища и сечи.
Ежели кто из вражеского войска
преданно служил своему благодетелю и обнажал
свой меч против меня, я оказывал ему
благоволение, и когда он переходил ко мне, то
ценил его и оказывал доверие, ибо верил в его
беззаветную преданность. Но если кто из воинов
забывал долг чести и преданности и во время битвы
переходил ко мне, предав своего покровителя, я
считал его своим заклятым врагом.
В войне с Тохтамышем его эмиры
отправляли мне донесения и жалобы, позабыв
благодеяния своего господина и моего недруга
Тохтамыша, за что я проклял их, ибо они, отбросив
преданность и долг, предали забвению свою
обязанность перед своим господином и перешли ко
мне. И я подумал: " Если уж они предали своего
властелина, так чего же мне ждать от них?"
[УЛОЖЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ВЕРЫ И
ШАРИАТА]
И еще я познал из опыта, что ежели
государство не основано на религии и обычном
праве, не укреплено законом и уложениями, такое
царство утрачивает величие, мощь и блеск. И такое
царство становится подобно обнаженному
человеку, при виде которого каждый прячет взор. И
становится оно подобно дому без крыши, без дверей
и засовов, куда вхож всякий проходимец. Поэтому я
укрепил здание своего государства
установлениями Ислама, законами и уложениями и
руководствовался ими в деле управления
государством.
Первым уложением, озарившим мое
сердце, явилось то, что я распространял Ислам и
всемерно поддерживал шариат Мухаммада, да
пребудет над ним божья благодать и [72]
благословение, [то есть] я распространял
Ислам и шариат Мухаммада — лучшего из людей, в
различных странах мира, в малых и больших городах
и озарял светом шариата свои владения.
Уложением, используемым мною для
развития правой религии, явилось то, что я
назначал одного из влиятельных сайидов садром
184
мусульманской общины , дабы он управлял вакуфным
имуществом
185
. Избрание мутаваллиев
186 , назначение
казиев, муфтиев
187 и мухтасибов
188
для каждого города и края я доверял самому садру.
И повелевал, чтобы он сам определял сайидам,
улемам
189
, шейхам и иным религиозным деятелям суюргал
190
и пенсии.
Назначил казиев отдельно для войска и
отдельно для подданных. В каждую страну направил
шейхулислама
191 , дабы он
предохранял мусульман от греховных дел и
обязывал их совершать добрые дела.
Я повелел построить в каждом городе
мечети, медресе и ханака
192 , возвести по
дорогам рабаты
193 , а над реками
перекинуть мосты.
В каждый город назначил улемов и
мударрисов
194,
дабы они просвещали мусульман в вопросах религии
и обучали [73] их основам
шариата и таким наукам ислама, как тафсир
195
, хадис и фикх
196 .
И повелел садрам и казиям разных стран
докладывать мне об исполнении основ шариата.
Наряду с этим [в каждом крае и городе] назначил
эмира правосудия, дабы он сообщал мне о бытовых
тяжбах среди войска и подданных.
Таким образом, способствовал развитию
религии, содействовал укреплению шариата в
мусульманских государствах. Когда весть о
распространении мною ислама достигла вельмож и
простолюдинов, мусульманские улемы издали
следующую фетву
197: "Каждые сто
лет Всевышний Аллах избирает подвижника,
развивающего и обновляющего религию Мухаммада,
да пребудет над ним божья благодать и
благословение! В этом, восьмом столетии, Ислам
среди жителей земли распространил Амир
Сахибкиран. Следовательно, [в этом веке]
обновителем веры считается Амир Темур".
Достославный улем нашего времени Мир
сайид Шариф
198
направил мне по этому поводу письмо, [в котором
говорилось], что все прошедшие и последующие
поколения мусульманских богословов единодушно
говорили о том, что Всевышний каждые сто лет
после хиджры
199
избирает одного [из правоверных] для
распространения веры Мухаммада, да пребудет над
ним божья благодать и благослмение!
Так как в начале восьмого столетия
200
Амир Сахибкиран распространил истинную веру, и в
различных весях и городах процветал Ислам, то это
подтвердило, что Амир Сахибкиран является
распространителем религии [в восьмом веке]. [74]
Вот текст этого письма: "Да защитит
Аллах того, кто поддерживает религию Мухаммада и
оставит без помощи того, кто отказывает в помощи
религии Мухаммада. Поскольку прошло уже более
восьмисот лет со дня хиджры посланника божьего —
Пророка, то в начале каждого столетия Всевышний и
Всеосвящающий Аллах для распространения религии
своего посланника и возлюбленного Мухаммада
избирает подвижника, который призван обновить
веру и общину Пророка. Хвала Всевышнему,
избравшему в начале восьмого столетия
обновителем и развивающим Ислам Амира
Сахибкирана, который донес светоч веры Мухаммада
народам разных краев и стран. Первые
мусульманские ученые изучили жизнь обновителей
веры и изложили сведения о них в своих книгах
следующим образом:
В первом столетии хиджры обновителем,
веры был Омар ибн Абдулазиз
201 . Из-за проклятий
и упреков, коими хариджиты
202 осыпали с кафедр
[мечетей] хазрата Али
203 Ислам был
ослаблен. Он же [Омар] положил конец этим
беспорядкам. Проявилась ненависть и вражда среди
общины мусульман: часть общины проклинали имама
Хусайна
204
и хазрата Аббаса во главе с эмиром правоверных
хазратом Али. И эти две группировки, обуреваемые
взаимными претензиями, были крайне фанатичны.
Омар ибн Абдулазиз положил конец этим
разногласиям и обновил веру [Ислам]. [75]
Обновителем веры в начале второго
столетия был халиф Мамун ибн Харун ар-Рашид
205.
Он уничтожил и развеял [появившиеся в исламе] 72
различных ложных мазхаба
206 и распространил
истинный мазхаб последователей сунны
207
и [мусульманской] общины. Из Хорасана он призвал к
себе Али ибн Муса Джафара
208, да успокоит
Аллах его душу!, и назначив его наследником
престола, правил страной с его согласия.
Обновителем веры Мухаммада, да
благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир!, в
начале третьего столетия был халиф Муктадир
биллах
209
Аббасид. Карматы
210 , предводителем
которых был Абу Тахир
211 захватили
почтенную Мекку, в день арафа убили 30 000
паломников и сделали их мучениками (шахид).
Выломали "черный камень" в Каабе
212 ,
опустошили мусульманские страны, устроили
убийства и грабежи. По этой причине религия Ислам
стала немощной. Муктадир биллах повел против них
войско, рассеял их и этим содействовал развитию
Ислама и шариата.
Обновителем веры Мухаммада, да
пребудет над ним божья благодать и
благословение!, в начале четвертого столетия
стал Иззуддаула Дейлемит
213. Вследствие
разврата и интриг дского халифа Мути
амриллаха
214
и гнета [76] подданных
ослабла религия Ислам, и в мусульманских странах
широко распространились всякого рода ереси и
интриги. Иззуддаула сверг его и вместо него
престолонаследником сделал сына его ат-Таи
биллаха
215.
Иззуддаула лично покровительствовал
процветанию веры и искоренению притеснений,
развив тем самым шариат Мухаммада.
Обновителем веры и шариата в начале
пятого столетия был султан Санджар сын султана
Малик-шаха
216.
Шейх Ахмад Джам
217 и хаким Санаи
218
были его современниками, а султан был их мюридом
219.
В ту пору еретики и невежды ослабили устои
Ислама. Султан взялся искоренить безбожников и
достиг такой степени повиновения и следования
религии Мухаммада, да благословит его Аллах и
приветствует!, что не совершил он ни одного
опрометчивого шага, противоречащего шариату.
Обновителем веры в начале шестого
столетия явился Газан-хан, сын Аргун-хана ибн
Хулагу-хана
220.
Поскольку Ислам был ослаблен нашествием
(туркестанских) неверных
221, для обновления
и развития религии Всевышний Аллах поднял
стотысячное войско тюрков во главе с Газан-ханом,
которые присягнули вере Аллаха в пустыне Лар под
дланью шейха Ибрахима Хамави
222, стали
мусульманами и свидетельствовали: "Нет
никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад —
посланник Аллаха", и отринули они следы ереси и
неверия, способствовали развитию шариата в
странах и городах. [77]
Обновителем веры в начале седьмого
столетия явился Ульджайту султан ибн Аргун-хан
223
, прозванный султан Мухаммад Худабандэ. В том
году
224
он воссел на престол после свого брата
Газан-хана. Когда ему стало известно, что вера
Мухаммада настолько ослабла, что во время
молитвы мусульмане после ташаххуда
225
перестали прославлять Мухаммада и его потомков,
то встал с места и направился к соборной мечети
города Султания
226 , велел собрать
всех мусульманских улемов с целью выяснения
непременности славословия Мухаммаду и его
потомкам [во время совершения молитвы]. Улемы
были единодушны в том, что Всевышний обязывает
прославление Мухаммада и его потомков. Тотчас же
часть улемов сказала, что имам Шафии
227
считал: при отсутствии славословия Мухаммаду и
его потомкам — молитва недействительна. Другая
часть заявила: "Имам-и Азам
228 говорил, что
молитва, провозглашенная без прославления
Мухаммада и его потомков порицаема". Тогда
султан спросил улемов: "Почему же мы не
прославляем каждого из его потомков в
отдельности после молитвы, а упоминаем их
[только] после прославления печати пророков?"
Все присутствующие улемы задумались над ответом.
Султан сказал: "У меня на этот счет два довода.
Первый состоит в том, что враги в насмешку
называли нашего пророка Мухаммада не имеющим
сына и Всевышний лишил их самих сына, и оборвался
их род на земле. А если и остался кто-нибудь, то
никто не знает их, и никто не упоминает их имен.
Число же отпрысков семьи пророка возросло
настолько, что общее количество их никому
неведомо, кроме Аллаха. После прославления
Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует!, желают добра и им. Второй довод
состоит в том, что вера и деяния всех
предшествовавших пророков и
посланников либо исчезали, либо изменялись.
Устои их религии были непостоянны. Но религия
хазрата Мухаммада, да благословит его Аллах и
приветствует!, сохранится без изменении и до
Судного дня пребудет на этом пути. Следовательно,
последователи Пророка обязаны при прославлении
благословенного его имени вслед упоминать и его
потомков, дабы было известно правоверным, что
именно они являются поборниками веры Мухаммада,
толкователями божественного Откровения,
хранителями достохвального шариата и
наследниками знаний Пророка и посланников. В
богословских науках и обязательных для
исполнения предписаниях Ислама у них учатся, им
следуют и считают для себя обязательным уважать
их".
Тотчас же по произнесении султаном этих слов,
собравшиеся в мечети вдруг все как один
громогласно стали благословлять Пророка и его
потомков. Тогда султан сказал: "Первый из
потомков Мухаммада — Хазрат Али, последний же —
ожидаемых всеми [имам] Мухаммад Махди
229. Следовательно, без воли и
разрешения на то потомков нашего Пророка мы не
должны прикасаться к его достоянию, в противном
случае мы совершим грабеж". По произнесении
этих слов все улемы, [находившиеся в мечети]
восприняли его речь как истину. После того, как
его слова были запечатлены в их сознании, султан
повелел: "Раз это истина, то следует
произносить хутбу230 в
честь пророка Мухаммада и его рода и чеканить
монеты с оттиском их имен". Тогда улемы издали
фетву, что "Ульджайту султан развивает веру и
шариат".
Обновителем веры в восьмом столетии является Амир
Сахибкиран [Темур]. Он развивает веру и шариат в
разных странах и городах света и оказывает
почести и уважение сайидам и улемам, правит
царством Пророка по подсказке и совету отпрысков
его дома".
Получив [сие] послание от Мир сайида Шарифа,
возблагодарил Всевышнего и воззвал к Мухаммаду и его роду.
Комментарии
164 Казачество —
образ жизни царевича, потерпевшего неудачу в
борьбе за престол.
165 Шариат (от араб.
"шариа" — правильный путь; предписания,
закон) — обязательный для мусульман комплекс
закрепленных Кораном и Сунной предписаний. В
мусульманских странах в соответствии с шариатом
определяются юридические нормы, принципы и
правила поведения верующих.
166 Динар и дирхем — золотые и
серебряные монеты, бывшие в обращении в средние
века. Динар обычно весил 1 мискаль (4,235 г), а дирхем
— 3,36 г.
167 Туран — в древности общее
название стран, расположенных к северу от
Амударьи и далее до Сибири, Алтая и Китая; были
населены преимущественно тюркоязычными
народами,
168 Рум — в средние века
мусульманские авторы так называли Византию и
европейскую часть нынешней Турции.
169 Магриб (араб. — запад) —
страны на западе Африки, включающие Тунис, Алжир,
Марокко, а также Ливию, Мавританию и Западную
Сахару.
170 Мазандаран и Гилян —
прикаспийские области Ирана.
171 Ширван — историческая
область и феодальное государство в Северном
Азербайджане.
172 Фарс — историческая
область на юге Ирана, со столицей Шираз.
173 Хорасан (перс.— солнечная
страна, восток) — так называли в средние века
северо-восточные и северо-западные части
современного Афганистана и юг Туркменистана.
174 Хотан — город в Восточном
Туркестане.
175 Кабулистан — так называли
в средние века область, расположенную на
северо-востоке Афганистана.
176 Сайиды — потомки пророка
Мухаммада, в основном происходящие от его внуков
со стороны дочери— Хасана и Хусана.
177 Шейх (араб.— *** старец
предводитель) — в мусульманских странах
первоначально вообще ученые, духовенство; позже
предводители суфиев, ишаны, попечители святых
мест.
178 Мухаддис — собиратель и
комментатор хадисов, т.е. преданий о жизни,
деятельности и указаниях пророка Мухаммада.
179 Адам — по Корану, первый
человек, появившийся на обитаемой четверти земли
(руби маскун), от которого произошли все люди.
Отсюда выражение "бани адам"— дети Адама.
180 В оригинале: до последнего
из пророков (хатим ал-анбийа).
181 Летописец (в
оригинале — вакианавис) — дворцовый служащий,
ведущий повседневные записи о происходящих в
царстве событиях; хронист.
182 Улус (тюрк.) —
определенная территория, пожалованная царевичу,
предводителю. Улус беги— владетель улуса. Судя
по событиям, о которых поведал автор
"Зафар-наме", улусом Шир Бахрама в то время
являлся Хутталян.
183 Буквально: "моя
соль его схватила [за горло]", т.е. "вспомнил
мои хлеб-соль".
184 Садр (араб.—
грудь, начало) — лицо, отвечающее за состояние
вакфов.
185 Вакф (араб.) —
пожертвование в пользу богоугодных учреждений
(мечети, медресе, ханака и мазара) земли и иного
имущества. Отсюда вакф-наме — вакуфная грамота, в
которой зафиксирован предмет пожертвования и
условия пользования.
186 Мутавалли —
попечитель вакфа, т.е. имущества религиозного или
благотворительного учреждения (мечети, медресе,
мазара и ханака).
187 Муфтий —
должностное лицо в системе религиозного суда,
выносящее фетву по шариату и принимающее решения
по спорным вопросам" в форме особого
заключения; главный судебный арбитр.
188 Мухтасиб —
чиновник, наблюдающий за соблюдением норм
мусульманской морали и шариата, за торговлей на
базарах и т.д.
189 Улама (араб. мн.ч.
от "алим" — знающий, ученый) — признанные и
авторитетные знатоки богословия, хадисов
(преданий), истории и эти-ко-правовых норм ислама.
190 Суюргал
(тюрк.-монг.— пожалование) — условное или
пожизненное пожалование служилому сословию
(царевичам, эмирам, духовенству и поэтам) за
особые заслуги перед троном, с предоставлением
экономического и юридического иммунитета.
Появился на рубеже XIII — XIV вв. и представляет
дальнейшую стадию "икта".
191 Шейхулислам —
глава мусульманской общины.
192 Ханака (перс.) —
обитель дервишей; странноприимный дом, где
дервишам и бедным давали ночлег и пищу (за счет
вакфа).
193 Рабат —
укрепленная стоянка на караванных путях;
постоялый двор.
194 Мударрис (араб. —
учитель, лектор) — преподаватель медресе.
195 Тафсир (араб.) —
наука о толковании священных книг.
196 Фикх (араб.) —
мусульманское право.
197 Фетва (араб.) —
решение, приговор, выносимые главами
мусульманской общины (муфтием, шейхулисламом и
факихом) по какому-либо вопросу на основе
шариата.
198 Мир сайид Шариф
Джурджани (1330 — 1414) — крупный ученый-богослов и
философ из Джурджана:; до 1387 года преподавал в
медресе Шираза, затем по приглашению Темура
переехал в Самарканд и жил там около 20 лет.
199
Хиджра—мусульманское летоисчисление,
начинающееся с 16 июля 622 года, т.е. со времени
эмиграции пророка Мухаммада и его
последователей из родной Мекки в Медину.
200 Восьмое столетие
— восьмой век хиджры (XIV век).
201 Омар ибн
Абдулазиз — восьмой халиф (717 — 720) из династии
Омейядов <661 — 750). Его попытка укрепить
господство Омейядов и расширить социальную базу
халифов успеха не имела.
202 Хариджиты (араб.—
вышедшие; мятежники) — одна из наиболее ранних
сект в исламе. Возникла в годы острой борьбы за
верховную власть между халифом Али и Омейядом
Муавией, наместником халифа в Сирии. Первыми
хариджитами были воины самого халифа Али,
восставшие в 657 г. в Куфе и избравшие халифом (в
Ираке) рядового воина Абдаллаха ибн Вахаба.
203 Хазрат Али (Али
ибн Абу Талиб) — четвертый праведный халиф
(656—661), двоюродный брат и зять пророка Мухаммада.
Умер 21 января 661 года от смертельной раны,
нанесенной хариджитом ибн Мулджамом при выходе
из мечети. Очевидно, поэтому он вошел в историю
ислама как трагическая фигура. С его именем
связано зарождение в исламе шиитского
направления.
204 Имам Хусайн ибн
Али ибн Абу Талиб (626—680) — младший сын халифа Али
от Фатимы, дочери пророка, третий шиитский имам.
Убит 10 октября 680 года в сражении при Кербале близ
Куфы (Ирак) с воинами Омейяда Язида I (680—683). С тех
пор имам Хусайн был признан величайшим
мучеником, а Кербала стала одной из главных
святынь и местом паломничества мусульман-шиитов.
205 Мамун ибн Харун
ар-Рашид — седьмой халиф из династии Аббасидов
(813—833); сын Харун ар-Рашида, рожденной от иранки;
известен как меценат и покровитель наук.
Основатель широко известной Академии в Багдаде.
206 Мазхаб (араб.— путь) —
богословско-правовой толк, школа в исламе.
207 Сунна (араб.— обычай,
пример) — поступки пророка Мухаммада и его
высказывания. Преподносится как пример и
руководство для всей мусульманской общины
вообще и каждого мусульманина в частности.
208 Али ибн Муса
Джафар—восьмой шиитский имам (765—818), известен
как Али ар-Риза. Был отравлен в 818 году в Тусской
деревне Нукан (Иран). Похоронен в селении Санабад,
ставшем впоследствии местом поклонения
мусульман (позже переименовано в Мешхед).
209 Халиф Муктадир биллах
(908—932) — Аббасид; восемнадцатый халиф из
династии Аббасидов.
210 Карматы (ал-караматийа) —
последователи одного из двух основных
направлений ранних исмаилитов; участники
крупного религиозно-политического движения,
потрясшего в конце IX — начале Х века Аббасидский
халифат. Появились в IX веке на юге Месопотамии.
211 Абу Тахир (914 — 943) — сын
основателя общины карматов.
212 Кааба (куб) — главное
святилище ислама, расположенное в центре главной
мечети Мекки. Во время молитвы все мусульмане
обращаются к ней (кибла).
213 Иззуддаула Дейлемит
(Иззуддаула Бахтийар) — правитель из династии
Буидов, правивший Ираком в 967 — 978 гг.
214 Мути амриллах — Аббасид,
правивший в 946 — 974 гг.
215 Ат-Таи биллях —
двадцать четвертый халиф из династии Аббаси-дов
(974— 991).
216 Султан Санджар
ибн Малик-шах — правитель из династии
Сель-джукидов, правивший в Иране, Азербайджане и
Ираке в 1118 — 1157 гг.
217 Шейх Ахмад Джам —
крупный хорасанский ученый-хадисовед, поэт-суфий
(1049 — 1142), родом из округа Джам в Герате.
218 Хаким Санаи —
популярный поэт газневидского круга (1070 — 1140).
219 Мюрид (араб. —
исполнитель желаний муршида-учителя; послушник)
— человек, ставший учеником суфийского шейха в
период вступления в тарикат (суфийское братство).
220 Газан-хан, сын
Аргун-хана ибн Хулагу-хана (1293 — 1304) — хан из
династии Хулагуидов (Ильханов), правивших Ираном,
Азербайджаном и Ираком в 1256 — 1336 гг.
221 Туркестанские
неверные — имеются в виду монголы Чингиз-хана,
захватившие в первой четверти XIII века
Мавераннахр, Иран, Азербайджан и Ирак.
222 Шейх Ибрахим
Хамави (Шейх Садруддин Ибрахим ибн Саадуд-дин
ал-Хамави (время жизни не установлено) —
известный шейх-суфий из хорасанского Бахрабада.
223 Ульджайту ибн
Аргун-хан — верховный правитель государства
Ильханов в 1304— 1317 гг. был покровителем мусульман,
поэтому прозван Худабандэ (раб Аллаха).
224 В 703 г.хиджры (1304
г.).
225 Ташаххуд (араб.—
свидетельство) — начало молитвы "шахадат",
свидетельствующей единство Аллаха и
посланничество Мухаммада.
226 Султания — город
в иранском Азербайджане, основанный ильханом
Ульджайту; при иранских монголах был столицей
государства Ильханов. Развалины его находятся
между Абхаром и Зенджаном.
227 Имам Шафии —
основатель и верховный имам суннитского маз-хаба
аш-Шафийа (767 — 820).
228 Имам-и Азам
(старший имам) — основатель и верховный имам
мазхаба Ханифийа Абу Ханифа Нуман ибн Сабит (699 —
767). Мазхаб ханифитов возник в Куфе (Ирак) в VIII
веке.
229 Имам Мухаммад Махди —
двенадцатый шиитский имам; по преданию, исчез в 874
— 78 гг. в возрасте 7-9 лет. По всей вероятности был
убит. Но шииты считают, что он должен
возвратиться в конце света, восстановить
первоначальную чистоту ислама и возвестить
людям о приближении Судного дня.
230 Хутба — проповедь,
произносимая имамом в мечети перед собравшимися
в дни пятничных и праздничных молитв и во время
провозглашения верховного правителя. В
мусульманском ритуале появилась, видимо, еще при
жизни самого пророка.
Текст воспроизведен по изданию: Уложение Темура. Ташкент. Изд. лит. и искусства им. Гафура Гуляма. 1999
|