Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИСТОРИЯ СИСТАНА

ТА'РИХ-И СИСТАН

Восшествие на престол Джа'фара ал-Муктадира би-ллаха в двести девяносто шестом (908) году 804

В месяце зу-л-хиджжа, в двести девяносто пятом (908) году 805 в Багдаде (Мадинат ас-салам) скончался Абу Мухаммад ал-Муктафи би-ллах.

[На престол вступил Муктадир], брат Муктафи би-ллаха. Муктадир отправил Тахиру б. Мухаммаду б. 'Амру б. ал-Лайсу договор на управление теми же самыми округами. Тахир одарил подателя халатом и отправил [с ним] Муктадиру (В тексте ошибочно: ал-Муктади, см.: ТС, стр. 282, прим. 1) большую сумму денег, /282/ а сам остался в Бусте.

Тахир получил известие о том, что в Них пришел Лайс [б.] 'Али и сразу выступил в Систан, вместе с 'Али б. ал-Хасаном ад-Дирхами, Ахмадом б. Сами и другими сархангами. И он все скакал, пока не спешился в Кукахе 806. С Лайсом б. 'Али было около ста пятидесяти мужей, а он делал вид, будто с ним огромное войско. Между ними завязалась переписка. Лайс показывал, будто он собирается прийти к нему на службу, а тайно посылал его сархангам деньги. Тахиру ничего не было известно, как [вдруг Лайс] ушел из Ниха и спешился в Систане в понедельник, восемь дней оставалось до [конца] месяца сафар года двести девяносто шестого (908). [270]

Приход Лайса [б.] 'Али в Систан и [его] вступление в шахристан

Неожиданно [Лайс] появился на площади [перед] дворцом Йа'куба. Йа'куб был во дворце. Люди Йа'куба Лайса во дворец не впустили. С крыши конюшни в Лайса бросили камень и разбили ему голову. Лайс, [чья] голова [была] разбита, повернул назад и поднялся через вновь выстроенные ворота шахристана к воротам Парс. [Затем] он уехал к пятничной мечети, там спешился и распорядился закрыть ворота шахристана. Он [сам] и [его] соратники были страшно измучены, усталы и слабы, ибо пришли из Ниха еще ночью! 807 Жители шахристана помогли ему и встали на его сторону.

Тахир, узнав, подоспел следом за ним и окружил шахристан. Своего брата, Йа'куба, он послал к воротам Та'ам, а Ахмада б. Сами — к воротам Фарс. К воротам Каркуйа — Мазина б. Мухаммада и к воротам Нишк /283/ — 'Али б. ал-Хасана ад-Дирхами. У всех ворот на насыпи вырыли ров, а по краям рва поставили забор. 'Али б. Лайс установил на крепостной стене стенобитные орудия и привел их в действие. Тахир написал Субкари письмо [с просьбой]: «Пришли-де мне помощь». Субкари отправил [к нему] 'Абдаллаха б. Мухаммада ал-Катталя 808 и Фурджу б. ал-Хасана. И они пришли в Систан с войском и начали войну.

Тахир только на одного себя ежедневно расходовал пять тысяч дирхемов помимо того, что должен был распределить между воинами, стоявшими у ворот шахристана. Дирхемы и динары чеканил он из посуды, которая хранилась в казне. Субкари послал ему немного денег, из других мест дохода не было. Тогда народ стал на сторону Лайса, ибо у него было много дирхемов, динаров и драгоценных камней и он раздавал [их] людям. Жители рабада примкнули к жителям шахристана. Воистину с Тахиром не осталось никого ни из войска, ни из крестьян, кто бы не подчинился Лайсу [б.] 'Али (Бар Лайс-и 'Али руй нагирифт). [271]

Исключением [были] Мухаммад б. Халаф б. ал-Лайс и Ахмад б. Сами.

События эти стали известны Тахиру. Он держал совет с 'Али б. ал-Хасаном ад-Дирхами: «Давай заключим мир с Лайсом б. 'Али на условии, что мы разрешим ему удалиться в Буст и отдадим ему сбор налогов с Буста и Рухада». Каттали и 'Али б. ал-Хасан ад-Дирхами добились согласия Лайса б. 'Али в сем деле и представляли Тахиру дело Лайса великим. [Тахир] был доволен.

Каттал, узнав, удалился ночью вместе с сархангами. Тахиру о том ничего не было известно. На следующий день Тахир остался с малочисленным войском. Призвал к себе 'Али б. ал-Хасана ад-Дирхами и отправил его к Лайсу б. 'Али согласно договоренности, и Лайс принял [их предложение].

На следующий день рвы сровняли. В пятницу шестого джумада II года двести девяносто шестого (909) открылись ворота шахристана. Тогда Тахир отдал приказ, чтобы все сарханги пошли на поклон к Лайсу б. 'Али. Лайс же никому из шахристана и войска не разрешил идти к Тахиру.

Му'аддал б. 'Али ушел из Систана тайно, чтобы собрать войско и мужей. Тахир посылал его на поиски Фазля б. 'Амбара. И тот взял его в плен и привез [к Тахиру], и [Тахир] держал его [у себя]. В тот день, [когда] они заключили мир /284/ и открыли ворота шахристана, [Тахир] отпустил его, дал [ему] халат, посадил на коня и отправил к брату, пока все не собрались в шахристане. Тахир слал хаджибов, дабы они (То есть Лайс б. 'Али и его люди, см.: ТС, стр. 284, прим 2) ехали в Буст, как наказывал ему 'Али б. ал-Хасан. Лайс же приводил отговорки: «Мы, дескать, не.[можем] полагать себя в безопасности, ежели выедем отсюда». Тогда Тахиру стало ясно, что народ и большая часть войска с ним заодно. И он принял правильное решение уйти из Систана и забрать свою семью и имущество. Брат Йа'куб уговаривал [его]: «[Делать] этого не следует».

Когда настала среда, одиннадцать дней осталось до [272] [конца] джумада II года двести девяносто шестого (909), Йа'куб посадил 'Али б. ал-Хасана ад-Дирхами и грубо обошелся с ним. Более того, он вознамерился сразиться с Лайсом б. 'Али. Однако Тахир и Йа'куб оба потерпели поражение. Они вышли из города в направлении ворот Та'ам, сожгли там базар ... и удалились в Каркую. Оттуда ушли в Них с тем, чтобы [дальше] идти к Субкари.

Одновременный уход из Систана Тахира и Йа'куба, сыновей Мухаммада [б.] 'Амра [б.] Лайса

Когда они ушли, из шахристана вышел Лайс и разграбил их дома. Вместе с ним [была] чернь. В тот день ему дали имя «Львиная шуба» (Шир луббаде), ибо на нем был красного цвета войлок. Войско и сарханги Тахира все пришли к Лайсу. Их предводителем был 'Али [б.] Хасан Дирхами. Дела в Систане закрепились за Лайсом. Он захватил казну Тахира и приказал [платить] содержание его гарему. Входить в гарем никому не дозволял, сам же поселился во дворце Йа'куба в четверг, за два дня до [конца] джумада II года двести девяносто шестого (909).

Вступление на правление Лайса [б.] 'Али, которого прозвали «Львиная шуба»

/285/ В пятницу на его имя в Систане, в Фарахе, Кише и в Бусте... 809 прочли хутбу. В Бусте хутбу на его имя читал Мухаммад б. Зухайр [б.] Шихмард — 'амил Тахира.

Фурджа б. ал-Хасан, вернувшись от Тахира с большими деньгами и драгоценностями, написал письмо и отправил его с быстроходным верблюдом к Тахиру. В письме он несколько раз заклинал [Тахира] именем Аллаха «Не ходи к Субкари и не доверяй ему. Он не хранит тебе верность, стакнулся с [273] повелителем верующих и поручился в том, что свяжет тебя и отошлет к нему». Сам [Фурджа] ушел в Рухад. Вернулся Ахмад б. Сами (В тексте: Саман, ср., однако, ранее) и ушел в Замин Давар. Впоследствии Тахир и [Йа'куб] убедились в истинности написаннного [Фурджой] и приняли меры, чтобы сразиться с Субкари. Вместе с ними [была] часть сархангов. Тахир ушел на войну с Субкари 810.

Лайс б. 'Али собрал здесь, в Систане, налоги и всюду стал рассылать [своих] 'амилей. Субкари, проведав [об этом], выслал войско. В субботу, одиннадцатого рамазана года двести девяносто шестого (909) войска сошлись. Субкари еще до этого тайно отправил к сархангам Тахир а много денег и письма, [в которых] он писал, что «они (То есть Йа'куб и Тахир), дескать, дети моего господина, и нет никого достойнее меня служить им. Однако царствовать им не придется, они и не помышляют о том и пустили на ветер все состояние, собранное Йа'кубом и 'Амром. Теперь им и нам надо приложить все старания (Текст испорчен: ***, Бахар конец фразы предложил читать: ***, см.: ТС, стр. 285, прим. 3), не то ни нам не уцелеть, ни им. И вы видите, что они оставили на какого-то своего слугу Систан, свои дома, семьи и детей, а сами удалились. У кого из них сейчас есть величие? Я нахожу справедливым, чтобы /286/ мы посадили их в каком-нибудь месте, положили бы [им] на шею меч (Шамшир бе гардан нихам) и держали [их] в узде (Нан-и хвиш ва ан-и ишан бе даст хами дарим — «держали бы в руках их и свой хлеб»), дабы не испытывать больше унижения за те глупости, которые они творят. К тому же, если кто возьмет их силой и обидит, вся вина падет на нас». Войско, увидев их бессилие и получив динары за присягу (Динар-и би'йати), молчало. Их заковали в кандалы, и Субкари отослал обоих в Багдад.

Известие [об этом] дошло до Систана. Весь народ — и [274]

знать, и простой люд — погрузился в печаль, [все] жалели [их]. Лайс [б.] 'Али также много плакал, говоря: «С судьбой ничего не сделаешь. Всевышний ведает, что я в этом не повинен. Мне не оказали доверия. Я предлагал свою [помощь], но [ее] не приняли». Тогда Мухаммад [б.] Васиф Саджзи сложил эти бейты 811:

Была страна беспредельная,
Во главе ее стоял 'Амр.
Она [простиралась] от пределов Индии до пределов Китая и Туркестана,
От пределов Занга до пределов Византии и Гаса 812.
Голова стала хвостом, исчезло (В тексте: ***, конъектура Бахара: ***, см.: ТС, сгр. 286, прим. 3) государство!..
Монеты из золота от бед твоих превратились в медь.
Как жаль, миновала счастливая пора Йа'куба!
Сзади осталось мучение... (Далее в тексте непонятное нам бар хавас. Рэмпис переводит как. «Sinnen (Kitzel?)»)
Ушел 'Амр... 813 (В тексте: 'Амр-и 'умар (?)),
Осталась от него поколениям и внукам вера лисы 814.
О печаль, ты пришла, а радость ушла —
От этого мое сердце постоянно пребывает в тревоге.
/287/ Все, что мы сделали, [плоды этого] непременно увидим,
Бесполезно хорониться от судьбы:
Тогда все люди превратились [бы] в обезьян,
И наоборот, все обезьяны стали [бы] людьми.
[Если] вращать небесный свод, как мельницу 815,
[То] разотрет он эту основу.
Государство не водит дружбу с шуткой,
[Так же как] свет не берется из тьмы.
Надобны старания и серьезность Йа'куба,
Дабы из Джидды (?) вышел Ийас 816.

И вот когда известие [об аресте Тахира и Йа'куба] дошло До Забулистана, там вспыхнула смута. [Восставшие] говорили: «Мы-де [верны] клятве, [данной] Тахиру, и не подчинимся его противникам».

Лайс б. 'Али направил туда своего брата Му'аддаля, [275] дабы разыскал он Талиба, брата Субкари. Тот прибег к хитрости и схватил Талиба, связал его и отослал к Лайсу в Систан. [Сам же] оттуда пришел в Газну, убил С.хджака и забрал его ценности. Собралось войско С. хджака (?), однако Му'аддаля в Газне не нашли. Когда известие пришло к Лайсу б. 'Али, он послал туда 'Али б. ал-Хасана, Фурджу б. ал-Хасана и Ахмада б. Сами (В тексте: Саман, ср. ранее Сами) с многочисленным воинственным войском. Они ушли и уладили дело миром.

В месяце раби' I, [в] году двести девяносто седьмом (909) в Систан вернулись My'аддал и 'Али б. ал-Хасан ад-Дирхами. Налоги из Буста, Рухада и Кабула стали поступать (Малха... гушаде гашт бар Лайс-и 'Али) к Лайсу б. 'Али. Лайс платил [из них] жалованье [войску] и делал подношения. У него собралось войско, и он явил мятеж [против] Субкари и приказал возгласить с минбаров о зло деяниях и вероломстве Субкари в отношении принцев. «Вой на с Субкари неизбежна», — доказывал он знати и простому народу. У Субкари к тому же находился сын Лайса, и [Лайс] хотел его вызволить. И вот, собрав войско, он выступил в Парс.

Поход «Львиной шубы» в Фарс на войну с Субкари

/288/ В среду, в середине месяца джумада II года двести девяносто седьмого (909) [Лайс] с семью тысячами конных воинов ушел [в Фарс]. Своим заместителем в Систане он оставил своего брата, Мухаммада б. 'Али. Когда он прибыл в Бам, к нему примкнуло войско 'Абдаллаха б. Мухаммада Катталя. Сам 'Абдаллах б. Мухаммад бежал к Субкари — он был правителем Бама от его имени. Лайс б. 'Али был в Баме одиннадцать дней. Оттуда он ушел в Ханнаб 817. [Тогда] Субкари перенес [свой] стан в Ринда 818. И Лайс из Ханнаба выступил в Ринда. Оба [войска] сошлись. В субботу, седьмого ша'бана и в понедельник они сразились. Сражение было [276] ожесточенным. Субкари отступил. Лайс б. 'Али ушел в Истахр в воскресенье, тринадцатого рамазана. Там, в крепости Мухаммада б. Василя, был заключен сын Лайса. Кутвал 819 прислал сына к Лайсу, и Лайс ушел оттуда в Шираз, за пять дней до конца рамазана. [Затем] он снарядил войско к мельнице Мухаммада б. ал-Лайса, учредил диван, собрал харадж и [другие] налоги, а брата своего, Му'аддаля, послал в Наубандджан. В то время везиром Муктадира был 'Али б. Мухаммад 820 ал-Фурат. Лайс писал к везиру: «Я, дескать, пришел не с целью захватить область, а для того, чтобы разыскать Субкари». Везир отвечал на его письмо: «Субкари — ваш раб. Однако не следует разорять страну султана, ежели ты разыскиваешь своего раба». В субботу, шестого шавваля Лайс ушел из Шираза и оставил там [своим] наместником Мухаммада [б.] Зухайра. Он ушел в Бурджан в четверг, пять дней осталось до [конца] месяца шаввал. Там находился с огромным войском Муктадира Мунис-хадим 821. Субкари примкнул к нему.

Бадр-младший был в Сипахане. И ему [в Сипахан] пришло от Муктадира письмо: «Ступай в Шираз».

Известие [об этом] дошло до Лайса б. 'Али. И он прислал: в Шираз Ахмада б. Сами (В тексте: Саман) на помощь Мухаммаду б. Зухай-ру. Между Лайсом и Мунисом завязалась переписка. В Истахр пришел Бадр. Мухаммад б. Зухайр вышел на войну с ним, /289/ и они сразились. Мухаммад б. Зухайр бежал, одни день остался до конца месяца зу-л-ка'да. Вот и все.

Затем 'Абдаллах б. Ибрахим ал-Мисма'и установил между Лайсом [б.] 'Али и Мунисом мир 822 на том условии, что Лайс вернется в Фарс 823. Субкари [это] не понравилось. Он говорил: «Я проведу сражение сам и помощи у вас просить, не стану». Мир был нарушен.

Лайс, прослышав о Мухаммаде б. Зухайре, свернул по узкой и неровной дороге в горы. Войско его терпело на том пути многочисленные трудности. Следом за ними шел 'Абдаллах б. Мухаммад ал-Каттал с малочисленным войском, но с [277] большим [числом] труб и барабанов. Соратники Лайса б. 'Али при звуках барабанов и труб разбегались, думая: «Должно быть, войско огромно!» Прямой дорогой пришел Мунис. Впереди него Субкари. И вот в воскресенье, первого мухаррама двести девяносто восьмого (910) года оба войска сошлись и отчаянно сразились. С обеих сторон пало множество мужей. Воины Лайса б. 'Али бежали. [Лайс] не бежал и продолжал сражаться. Убил многих единоборцев, пока не остался безоружным. [Тогда] он попал в плен. Его взял 'Али б. Хамавайх. Он [же] взял [в плен] нескольких сархангов из его войска. Ценности его и обоз разграбили.

Му'аддал, брат [Лайса], с отрядом войска попал в Нишапур, а Ахмад б. Сами (В тексте: Саман) ушел к Субкари.

Лайса б. 'Али увезли в Багдад. Там он был заточен в темницу.

Му'аддал из Нишапура ушел в Кирман и собрал с Кирмана налоги.

Когда известие о взятии Лайса [б.] 'Али дошло до Систа-на, Мухаммад б. ал-Лайс созвал народ Систана и ласково говорил с ними: «Судьба сделала свое дело. Как вы считаете правильным поступить теперь?» Абу 'Али Мухаммад б. ал-Лайс был человеком способным, великодушным, верным [своему слову]. Говорили, что у него щедрость Хатима 824, верность Саму'ила б. /290/ 'Ада 825, мужество 'Амра б. Ма'ди Кариба 826. Он был осведомлен во всякого рода науках и адабе.

Возведение на престол Систана Абу 'Али Мухаммада б. 'Али [б.] ал-Лайса, в воскресенье, первого мухаррама двести девяносто восьмого (910) года

Народ единодушно остановил на нем свой выбор и присягнул ему [в верности]. Захватив казну брата, [Мухаммад б. 'Али б. ал-Лайс] выдавал довольствие войску и делал подарки. Забрал он [себе] также конюшню [брата], коней и все, [278] что оставалось. За ним закрепились все дела [в Систане], как об этом говорит поэт:

Стихи

Вот истинно эмир, Абу 'Али!
Высота его деяний — до самого верхнего неба.
Он — царь, который воскресил доблестные свойства
Благодаря истреблению своих врагов и своему великодушию.
Он уже обнаружил людям щедрость [своей] ладони,
Подобно тому как он превзошел красотой все творения!

Му'аддал же разграбил весь Кирман, заполучил несметные богатства и с ними пришел в Систан, к брату. Брат [вначале] ласково принял его, а потом подумал: «Как бы он не посягнул на правление!», надел на него кандалы и отправил в арк, приставил к нему доверенное лицо, ежедневно посылал туда все, что было надобно: своих надимов, музыкантов, наложниц и гулямов.

«Ты приятно кушай, — говорил он при этом. — Поступил я так для того, чтобы не вспыхнула смута. Теперь, [когда] мы остались [вдвоем], не следует, чтобы явилась [между нами] вражда».

В Систане, Бусте, Кабуле и Газне хутбу читали на имя Мухаммада б. 'Али б. ал-Лайса.

Когда же Лайса б. 'Али отвезли в Багдад, Субкари причислил себя к рабам Муктадира. Муктадир написал [письмо] к Ахмаду б. Исма'илу б. Ахмаду — владетелю Мавераннахра и Хорасана 827, послал ему договор на Систан и приказал: «Отправь в Систан войско». Ахмад б. Исма'ил /291/ прислал сюда, [в Систан], Хусайна б. 'Али б. ал-Хусайна ал-Марваруди на должность сипахсалара 828. Вместе с ним он отправил своего племянника и отряд войска.

Мухаммад б. 'Али б. ал-Лайс был еще неопытен в делах. У Хусайна б. 'Али было [небольшое] оснащенное войско. Мухаммад б. 'Али б. ал-Лайс, [напротив], собрал многочисленное войско из пеших и конных воинов и крестьян-ополченцев. Он не остался в городе и не стал ждать, когда тот подойдет [279] к городским воротам. Ушел в направлении на Бату (?) (В тексте: бе Рамту — «в Рамту», чтение Бахара: бе рах-и Бату — «в направлении к Бату», см.: ТС, стр. 291, прим. 1), ему навстречу. И там он начал сражение, оставив своим заместителем в городе Ахмада б. Мухаммада [б.] 'Амра, которого называли «дедушка». Было это в субботу, за одиннадцать дней до конца джумада II двести девяносто восьмого (911) года. И каждый день до [самого] четверга третьего раджаба они помногу воевали там. Ежедневно обе стороны несли большие потери [в людях]. Когда настал четверг, соратники Хусайна все враз стали стрелять из луков. Другого оружия они не употребляли. Вели ожесточенную перестрелку, совершали яростные атаки. И вот ополченцы бежали. Увидев это, воины тоже пустились наутек. При отступлении погибло около трех тысяч ополченцев. В пятницу Мухаммад б. 'Али вошел в город и держал с народом совет о том, что делать [дальше]. Наконец, порешили на том, что «надо выпустить [на свободу] твоего брата, дабы с его помощью стать сильнее». И он освободил брата, был добрым с ним в обращении и речах. Брат предложил: «Ты охраняй касабу, я [же] буду [стеречь] шахристан».— «Хорошо»,— отвечал [Мухаммад] и спешился, чтобы войти в касабу. В этот самый час его брат Му'аддал [б.] 'Али забил в барабан и захватил ворота шахристана, явив измену своему брату. Когда'так случилось, Мухаммад понял, что воевать с двумя противниками [одновременно] невозможно. На седьмой день он оставил город и ушел по Кишской дороге в Буст.

Бегство Мухаммада б. 'Али от войска эмира Хорасана

Придя в Буст, он стал притеснять народ, грабить и убивать и разного рода пытками отбирал у них ценности.

Еще до прихода Мухаммада б. 'Али в Буст /292/ в Бусте восстал человек по имени Ибрахим б. Йусуф 'ариф. Он выступил в пятницу, был плохо одет, а глаза [свои] навел сурьмой и призывал [народ поддержать его]. К нему [280] собралась группа детворы и чернь. Они разграбили диваны, казну и [запасы] зерна. Отряд его все рос. Он взошел на кафедру и провозгласил хутбу на имя Ахмада б. Исма'ила. И сотворил то, чего никто никогда не делал. И удалился. Дела его пошли в гору. У него стало много коней. Ежедневно он садился верхом, [окруженный многочисленной свитой] вольных гулямов, не побывавших еще в деле и никогда не воевавших. Молва о нем дошла до слуха Фатха б. Мукбиля, и он прискакал из Замин Давара. Ибрахим вышел на войну с ним. Сражались ожесточенно. Множество людей пало в сражении. Соратники Ибрахима бежали, а сам он скрылся в пустыне. Сколько ни искали его, найти не удалось. [Тогда] его соратники вернулись обратно. С того дня никто ничего не слышал об Ибрахиме и никто не знает, что с ним стало.

Фатх вошел в Буст. Когда же в Буст пожаловал Мухаммад б. 'Али, Фатх примкнул к нему [и вместе с ним] стал грабить и изымать ценности [у народа]. Люди уходили в рибаты и в святые места и молились в надежде избавиться от их насилия. И вот однажды, [когда] занялось утро и никто ни о чем не ведал, со стороны Харбара 829 послышался барабанный бой. [Это] был Ахмад б. Исма'ил, который вышел из Харата и направлялся в Систан. В Фарахе он узнал о том, что творит в Бусте Мухаммад б. 'Али. Свернул с дороги [и пошел в Буст]. Увидев черного цвета шапки, народ возрадовался — тогда еще хорасанское войско было справедливым. Как только известие о том дошло до Мухаммада б. 'Али, он тотчас распорядился, чтобы перерубили мост [к] Бусту. Воды было много, и [Ахмад б. Исма'ил] вместе с войском отступил. [Однако] жители Пулана 830 помогли им переправиться, Ахмад б. Исма'ил вошел в Буст.

/293/ Вступление Ахмада б. Исма'ила в Буст. Заточение Мухаммад б. 'Али б. ал-Лайса в тюрьму.

И вот Ахмад б. Исма'ил отправил Хусайна б. Мута 831 с отрядом всадников на поиски Мухаммада б. 'Али. В Рухаде они его нагнали, схватили и, связав, привезли в Буст. [281]

Ахмад б. Исма'ил расположился на берегу Хирманда. В отношении мусульман он являл хороший образ действий и справедливость. Вернул им все движимое и недвижимое имущество, отдав Буст в управление Хатиму б. 'Абдаллаху Чачскому. Хатим был мусульманином, человеком справедливым. Он воскресил среди народа сунну Избранника.

[Затем] Ахмад б. Исма'ил выдал войску жалование в четырехкратном размере. Тем самым он хотел, чтобы в Бусте стало много серебра [в обращении], ибо все вплоть до соломы и дров они покупали на серебро. Кроме того, он приказал все вещи, которые забрал у народа Мухаммад б. 'Али, вернуть их владельцам. Хозяева, прослышав про это, вещи [свои] забрали, остальное оставили.

[Ахмад б. Исма'ил] был в Бусте восемьдесят два дня. И все это время в войске его [раздавались] призывы на молитву; [мужи] собирались, совершали вечернюю молитву, держали пост, читали Коран.

Здесь, в Систане, засел в засаду Му'аддал б. 'Али.

В Хабсабаде 832 у ворот Каркуйа расположился с войском Хусайн б. 'Али в субботу, двенадцатого раджаба двести девяносто восьмого (911) года. [Хусайн б.] 'Али установил стенобитные орудия и начал войну с жителями шахристана, поставив их под удар 'аййаров. [Затем] Хусайн б. 'Али вошел через ворота Акар в рабад, а Симджур 833, клиент Исма'ила б. Ахмада, — во дворец Йа'куба в четверг, два дня прошло от месяца ша'бан. Ворота Фарс были открыты. Народ поднимался в шахристан и спускался [из шахристана], перенося в крепость все необходимое. Во вторник, [когда] три дня осталось до [конца] месяца ша'бан, Хусайн б. 'Али захватил и эти ворота. Пришло известие о том, что Ахмад б. Исма'ил ушел в Буст и взял [там] Мухаммада б. 'Али. Му'аддал, сведав об этом, расстроился и предложил [заключить] мир 834. Посредниками назначил Касира б. Ахмада б. Шахфура и шейхов города. Мир установили и /294/ торжественно клялись [не нарушать его]. В четверг, [когда] прошла одна ночь от месяца зу-л-хиджжа двести девяносто восьмого (911) года, Му'аддал спустился из шахристана к Хусайну б. 'Али 835, а [282]

Симджур поднялся в шахристан. Ворота шахристана сорвали [с петель], а крепостную стену протаранили и сожгли деревянные части стенобитных орудий. За два месяца до этих событий Ахмад б. Исма'ил отдал грамоту на Систан Симджуру. И это был конец Систану.

Прекращение господства рода Йа'куба и 'Амра в Систане. [Провозглашение] хутбы на [имя] Саманидов

В пятницу, второго зу-л-хиджжа двести девяносто восьмого (911) года Симджур вступил на наместничество. Ахмад б. Исма'ил, не заходя в Систан, покинул Буст и составил к Хусайну б. 'Али ал-Марваруди письмо [такого содержания]: «Вернись назад и приведи с собой в Харат Му'аддаля б. 'Али». И Хусайн б. 'Али привел с собой из Буста в Харат Му'аддаля б. 'Али. Затем Ахмад б. Исма'ил отправил Му'аддаля б. 'Али из Харата в Бухару, а его людям назначил жалованье и приказал выплачивать [My'аддалю] особо ежемесячно три тысячи дирхемов. Пока все это происходило, Ахмаду б. Исма'илу пришло письмо от повелителя верующих Муктадира [с просьбой] прислать [к нему] Мухаммада б. 'Али. И [Ахмад б. Исма'ил] направил Мухаммада б. 'Али в Багдад. [Затем] Ахмад б. Исма'ил передал наместничество Систаном своему двоюродному брату Бу Салиху Мансуру б. Исхаку. Бу Салих вступил [в Систан] в четверг, двенадцатого раби' I в двести девяносто девятом (911) году.

/295/ Рассказ о Субкари

А вот рассказ о Субкари. Субкари пришло письмо от 'Али б. Мухаммада б. ал-Фурата, [в котором] он звал его в Багдад (Мадинат ас-салам). Семья и имущество Субкари находились в залоге у Мухаммада б. Джа'фара ал-.'Ибиртани 836 в Рам Хурмузе. Бадр также получил письмо от 'Али [б.] Фурата, что «ты-де [283] оставайся с войском в Ширазе» 837. Идти к Муктадиру было не по душе Субкари, и он написал письмо и присягнул на сбор налогов в Парсе, Кирмане и Систане и отослал большую сумму денег. Двести тысяч динаров дал Мухаммаду б. ал-'Ибиртани, и тот написал в столицу письма о деле Субкари и [от его имени] обещал Муктадиру ежегодно высылать с этого округа налог [в сумме] тринадцать миллионов дирхемов. На этом условии Субкари были привезены обязательство и грамота, а семью [его продолжали] держать [под арестом]. Все это было сделано по совету 'Абдаллаха б. Мухаммада б. Микаля, и он [в это время] скончался в Бурджане (Перевод сделан с учетом поправки Бахара, см.: ТС, стр. 295,. прим. 3). Субкари сделал везиром Исма'ила б. Ибрахима ал-Бами, а бразды правления остались за ним [самим] и 'Абдаллахом б. Мухаммадом ал-Катталем. Немного времени спустя пришло [письмо] с требованием у Субкари денег. Субкари понял, что столько денег ему не достать. Путем принуждения и конфискаций он Собрал [всего] десять миллионов дирхемов. В это время /296/ к воротам Шираза подступило войско Муктадира для войны с Субкари. В субботу, за четыре дня до конца месяца зу-л-ка'да в двести девяносто девятом (912) году Субкари бежал из Шираза.

Бегство Субкари

[Субкари] пришел в Сирган, оттуда ушел в Бам. Войско [халифа] следовало за ним по пятам. Субкари окопал Бам рвом и предложил мир, дабы войско удалилось [восвояси]. Те отвечали: «Выхода [у тебя] нет. Надо идти во дворец». Тогда в пятницу, четвертого зу-л-хиджжа этого года [между Субкари и войском халифа] произошло сражение. Субкари обратился в бегство. 'Абдаллаха б. Мухаммада [б.] Катталя, Мухаммада б. Халафа б. ал-Лайса и группу знати и сархангов взяли плен. Субкари через Пахре пришел в Сифих. Оттуда ушел в Них, а [затем] в Табас 838. Идти в Систан он не [284] смел из-за того, что сделал с сыновьями Мухаммада б. 'Амра б. ал-Лайса — Тахиром и Йа'кубом. Знал, что систанцы — его враги. Из [Табаса] он ушел в Харат и написал к Ахмаду б. Исма'илу письмо [с просьбой] предоставить [ему] в Хорасане убежище. Тот приказал: «Ступай в Мерв и живи там», и [Субкари] ушел.

Ахмаду б. Исма'илу пришло письмо от халифа Муктадира [с требованием]: «Отправь [ко мне] Субкари». И Ахмад б. Исма'ил связал его и отослал в Багдад, в месяце джумада II двести девяносто девятого (912) года 839.

А вот рассказ о Бу Салихе Мансуре б. Исхаке

Придя в Систан, он ласково говорил с народом, /297/ дал [много] обещаний, однако их не исполнил. В Халафабаде, в войсковом стане останавливаться не стал, пошел в город и разместил [своих воинов] в частных домах. Согласно древнему договору налог с Систана не превышал одного миллиона дирхемов. [Мансур б. Исхак] потребовал больше.

Восстание народа против Мансура б. Исхака

[На его требование] народ Систана отвечал: «Мы никоим образом не потерпим неуважения [к себе]».

Из рода Йа'куба и 'Амра [к этому времени] никого не осталось, за исключением Абу Хафса 'Амра б. Йа'куба б. Мухаммада б. 'Амра б. ал-Лайса. Он был еще десятилетним ребенком. Порешили на том, что «посадим его [на престол], а сами будем при нем управлять делами. Хорасанское [же] войско изгоним». Мухаммад б. Хурмуз ал-мавля, которого [все] называли мавля Сандали 840 и который был из клиентов Мухаммада б. 'Амра, — человек решительный, пошел в мазалим и заявил [там]: «В Систане нет обычая взимать налог [в сумме] больше [установленной]. Место [же] войска — в войсковом стане, ведь у людей есть жены и дочери. [285] Чужеземцам не подобает [находиться] в жилищах благородных людей 841». У Мансура б. Исхака был племянник, человек молодой, вспыльчивый и дерзкий. «Мы не привезли с собой из Хорасана [свои] дома и coitus! — заорал он.— Мы не намерены брать налог меньший, чем наше жалованье!». На это мавля Сандали ответил: «Скажу я тебе...!» Встал и удалился.

Мансур б. Исхак наставлял юношу: «Этого не следовало говорить!» — «Но ведь этот мужик угрожал нам!» — возразил он. Его искали, [но] не нашли. Сандали ушел к 'аййарам и держал с ними совет. После того он отправился в Пишзирих — он был родом из Камар Зухайра (?) 842. [Так] он ходил из города в город /298/. и собирал [мужей] по десять-двенадцать человек. [Всего] из Пишзириха [он набрал] около пятисот мужей. В ночь на субботу, [когда] оставалось тринадцать дней до [конца] месяца джумада I двести девяносто девятого (912) года, он подступил [со своими людьми] к воротам Каркуйа. Там была часть соратников Мансура б. Исхака. Он сразился с ними, часть [людей] убил, остальные бежали в город. В городе раздался [боевой] призыв.

[Все] собрались в Хаудже 843. Каждый, кто видел в доме, на улице или на базаре воина, убивал. И [так] они дошли до ворот тюрьмы. Ворота взломали. Узники, выйдя на свободу, примкнули к ним. Пришел Мухаммад б. 'Аббас Кулки 844, храбрый муж. Оба отряда воссоединились — [и те и другие не желали, чтобы] хорасанское войско оставалось там. И они лоднялись на крышу конюшни при дворце Йа'куба. Многие воины из войска [Мансура б. Исхака] были убиты или же попали в плен.

Захват Систана мавлей Сандали. Истребление хорасанского войска и взятие [в плен] Мансура б. Исхака

Мансур б. Исхак бежал из города. Юноша, его племянник, был схвачен на улице Занан, где он и был заключен [в зиндан]. Сандали выкрасил его хной и отдал его на следующий [286] день в руки конюха, дабы посрамили его за те слова, что он тогда сказал. Мансур б. Исхак спешился в селении Мухаммада б. ал-Лайса. На другой день он намеревался начать войну, ибо знал, что они находятся в Хаудже. /299/ Вышел на улицу и был схвачен. Его увели в плен, а все имущество, обоз и скот его разграбили.

Мухаммад мавля Сандали расположился во дворце Йа'куба. Когда случились эти события, мавля Сандали вознамерился провозгласить на свое имя хутбу, а историю с Абу Хафсом оставил [без внимания]. Народу это не понравилось. Мухаммад б. 'Аббас Кулки отмежевался от него, поднялся с группой 'аййаров и ушел в Фарах. Мавля Сандали стал притеснять народ и силой отбирать у него имущество, а Бу Насра Хамдана Джувайни послал вместе с частью войска и искавшими убежище тюрками из войска Майсура б. Исхака в Фарах, на войну с Мухаммедом б. 'Аббасом. [Мухаммад б. 'Аббас] воевать отказался, говоря: «Я подчиняюсь». Снялся и вместе с ними пришел [в Систан]. Когда они уже подходили к городу, он внезапно убил Бу Насра Хамдана Гувайни. Соратники Бу Насра бежали, [Мухаммад б. 'Аббас] подступил к городским воротам. К нему собрался народ. Мавля вышел на войну с [Курки], и они ожесточенно сразились. Многие [из людей мавли] были убиты. Наконец, мавля отступил к берегу Хирманда. Курки расположился во дворце Йа'куба, и [все] клиенты пришли к нему, извлекли [из убежища] Бу Хафса и посадили его на престол. На его имя в пятницу, двенадцатого рамазана двести девяносто девятого (912) года прочли хутбу.

Провозглашение хутбы на имя эмира Бу Хафса 'Амра [б.] Йа'куба [б.] Мухаммада [б.] 'Амра б. ал-Лайса

[Вступив на престол], Бу Хафс отправился на поиски Мансура б. Исхака, который бежал во время смуты и [287] укрылся в доме одного гебра, вблизи от мусаллы. Разыскав, он привез его [с собой], со [всей] добротой обращался с ним, пожаловал [почетный] халат и день и ночь держал его возле себя.

Бу Хафс спал ночь в гареме, /300/ а Кулки — во дворце Йа'куба. Мавля в это время собрал 'аййаров и народ из тородов и сел и забил ночью в барабан. Кулки был мертвецки пьян. В конце концов его подняли, и он оседлал [коня]. Была пятница, четырнадцать дней оставалось до [конца] месяца шаввал. Они сразились. Мавля бежал, Хаффар (В тексте: Джаффар, правильно: Ибн Хаффар, см. прим. 844; ср. также Ихйа ал-мулук, стр. 64, 65) преследовал его. Доехав до улицы Занан, [мавля] свернул на улицу Рух. Какая-то женщина с крыши сбросила ему на голову ступку [весом] в тридцать манов. [Мавля] упал с лошади. Подскакал Хаффар, отрубил у него голову, а [туловище] вздернул на виселицу. Дела Кулки шли хорошо, и он, возомнив о себе, похвалялся: «Я, дескать, добился [успеха] благодаря мечу». В субботу, за десять дней до конца месяца шаввал, Бу Хафс скрылся. Кулки [тогда] сел на коня и поехал к нему, просил прощения и привез его и его клиентов во дворец Йа'куба. [Потом] Кулки вновь поссорился с клиентами, и они собрались, чтобы убить его. Кулки, проведав об этом, отвез Бу Хафса на хазру и посадил [на трон], а сам встал перед ним, дабы клиенты и простой народ увидели его прислуживающим [Абу Хафсу] и оставили [свой замысел].

Курки отослал Мансура б. Исхака в арк и [сам] вернулся оттуда назад. [Вскоре] клиенты снова восстали против Кулки. Курки в конце концов бежал и скрылся. И вновь сделал кого-то посредником, и Бу Хафс обещал ему защиту, и он вышел [из укрытия].

Когда же известие о Мансуре б. Исхаке и о том, что с ним случилось и что он находится сейчас в заточении, дошло до Ахмада б. Исма'ила, он направил в Систан Хусайна б. 'Али ал-Марваруди и сархангов в сопровождении многочисленного войска. [288]

Прибытие в Систан Хусайна б. 'Али Марвази в другой раз

Вместе с ним в Систан прибыл Ахмад Длинный (Дараз, ср. ранее: Ахмад б. Сами), десять дней осталось до [конца] месяца зу-л-ка'да. В этом же /301/ году 845 [Хусайн] остановился [с войском] у ворот города в Халфабаде. Много сражались, и в город его не впустили. И он ушел оттуда в Нишк и расположился там, слал в город к главам и старейшинам гонцов, сулил им разного рода блага и обнадеживал. Однажды он, сев на коня, выдал войску немного денег [и сам вышел на поле боя]. Жители рабада встали на его сторону. В тот день они вели ожесточенное сражение. И Курки и Бу Хафс поднялись в шахристан, а Хусайн вошел в рабад, осыпал милостями его жителей и посулил им блага. На помощь Хусайну [б.] 'Али подъехали с войском Бу Бакр б. ал-Музаффар и Симджур. Много раз [противники] вступали в бой. Наконец, они заключили мир, и Хусайн [б.] 'Али обещал всем безопасность. Мир заключили в ночь на понедельник, 14 шавваля трехсотого (913) года. Мансура б. Исхака выпустили из арка. Кулки, Зангалуд и другие 'аййары все пришли к Хусайну [б.] 'Али. Он ласково принял их, одарил [почетными] халатами и [всех], кроме Мансура б. Исхака, отослал назад, в крепость.

В понедельник, за восемь дней до конца месяца шаввал Мансур [б.] Исхак ушел в Хорасан, говоря: «Сегодня я бежал из ада и попал в рай. Систана с меня хватит».

Бу Хафс вместе со своими клиентами выступил к Хусайну б. 'Али. Хусайн принял его и обнадежил и написал о нем Ахмаду б. Исма'илу. Тот отвечал на письмо: «Веди всех с собой, а город и область оставь Симджуру». Хусайну [это] пришлось не по душе, ибо он сам хотел управлять [Систаном]. И он стал подстрекать всех 'аййаров.

Симджур хорошо поступал и хорошо говорил и расположил к себе сердца народа (Дил-и мардуман-ра хуш гарданид). [289]

В конце концов Хусайн б. 'Али связал Кулки, а Бу Хафса и других 'аййаров повез с собой не связанными. В четверг, 14 зу-л-хиджжа трехсотого (913) года, он ушел в Харат. Приехав в Харат, он отослал Бу Хафса и других 'аййаров к Ахмаду б. Исма'илу. Зангалуда же оставил при себе. [Затем] в месяце раби' I триста первого (913) года убил и его.

Ахмад б. Исма'ил отослал Бу Хафса в Самарканд, а 'аййаров приказал казнить.

В начале раби' I триста первого (913) года из Буста пожаловал в Систан Бу Мансур Джайхани. Систанцы отправили к Ахмаду б. Исма'илу послов. Когда послы подошли к Бухаре, [узнали, что] Ахмада б. Исма'ила убили на берегу Джайхуна два его гуляма /302/ по наущению Бу Бакра-дабира за восемь дней до конца [месяца] джумада II триста первого (914) года 846.

Убийство эмира Хорасана Ахмада б. Исма'ила. Возведение на эмират его сына, Насра б. Ахмада 847

И войско, и народ присягнули его сыну, Насру б. Ахмаду. Было ему девять лет 848. Делами правил 'Абдаллах Джайхани 849. Он отослал послов назад.

Когда известие об Ахмаде б. Исма'иле и его смерти дошло до Симджура, он проявил геройство и. мужество, чтобы сохранить [за собой] город. В войске вспыхнули разногласия. Бу Бакр б. ал-Музаффар ушел в Харат к Хусайну б. 'Али. Сарханги в большинстве ушли вместе с ним. И так они уходили один за одним, пока Симджур не остался лишь [в окружении] своей свиты. И он ничего об этом не знал, пока ночью на него не напали 'аййары. [Сопротивляться] он больше не смог и восьмого рамазана триста первого (914) года спешно бежал из города в сторону Кухистана.

Бегство Симджура из Систана

Жители пришли к Ахмаду б. Мухаммаду б. 'Амру, который был известен [под прозванием] «дед», и, заявили [ему]: «Надо стеречь город». [290]

Сборщиком налогов в Кирмане был Абу Йазид Халид б. Мухаммад б. Йахйа 850. Он писал Муктадиру о Систане. А подстрекал его к этому /303/ Мухаммад б. Хамдан Баранда (?). Затем пришло ответное письмо Муктадира и грамота на Систан на имя Фазля б. Хумайда. И он прислал своим наместником в Систан Мухаммада б. Хамдана. Вместе с ним — Самуру б. Раби'.

В это время восстал один ткач из области Ук. Имя его — Малих (?). К нему собралась чернь. Он подступил к воротам города и [потребовал]: «Город следует [отдать] мне». В среду он прочел на свое имя хутбу. Кто-то ему сказал: «О эмир, согласно обычаю хутбу [читают] в пятницу!» Он отвечал: «Быть может, до пятницы у меня не будет времени, так же как не было [его] до сих пор!»

Ахмад [по прозвищу] Нийа и 'аййары вышли и убили его в тот [же] день, в который он прочел на свое имя хутбу. На следующий день они вышли [встретить] Мухаммада б. Хамдана Баранду (?) и Самуру б. ар-Раби' и с почетом и величанием ввезли их в город первого зу-л-ка'да триста первого (914) года.

Прибытие Фазля [б.] Хумайда на правление Систаном

[И вот] он вступил [в город], и жители нарядно убрали его. Вместе с ним был Халид б. Мухаммад. Халида разместили во дворце Бу-л-Хусайна, а Фазля б. Хумайда — во дворце Бу Йусуфа. Несколько дней спустя [Фазл б. Хумайд] послал Мухаммада б. Хамдана Баранда (?) в Кам Зухайр (Ср. ранее: Камар Зухайр). Там 'аййары убили его, и город восстал, так что и Фазл, и Халид оба вознамерились уходить. Когда настала ночь, между партиями вспыхнула война.

В Хваше [в это время] поднял мятеж Мухаммад б. Хамдавайх. Он протянул было руки к зерну и к деньгам, [которые подлежали отправке] в Багдад. Прискакал Фазл б. [291] Хумайд и /304/ убил его там. Соратники же его рассеялись. Большую часть [из них] взяли в плен и привезли в город. Город успокоился.

После того [Фазл] стал хватать 'аййаров. Он [их] связывал и отсылал в Кирман.

В начале триста второго (914) года он изъял [в свою пользу] харадж.

Бадр прислал ему из Фарса помощь и приказал идти в Буст. В Бусте находился Бу Мансур Джайхани 851. Бу Мансур был 'амилем Буста от имени Ахмада б. Исма'ила. [Спустя] некоторое время [Бу Мансур] пришел в Систан. Когда же [Ахмада б. Исма'ила] убили и посадили на престол Насра б. Ахмада, Бу Мансур ушел в Буст. Халид б. Мухаммад писал к Джайхани: «Оставь Буст и уходи», но он не послушался его. Тогда Фазл б. Хумайд пошел в Буст на войну с ним во вторник, восьмого джумада I триста второго (914) года. Когда он подошел к Наузаду, ему навстречу вышел Бу Мансур Джайхани. И они ожесточенно сразились там. Джайхани потерпел поражение и ушел со своими людьми в Забулистан к Са'ду Таликани 852.

В четверг, [когда] оставалось шесть дней [до конца] джумада I триста второго (914) года, Фазл б. Хумайд вступил в Буст. Немного побыл там и [вновь] ушел оттуда в Систан, оставив [в Бусте] наместником Фатха б. Бархуха.

После того как Джайхани прибыл к Са'ду, они оба выступили в Буст. [И вот] когда они подходили к Риздану 853, Фатх напал на них и перебил многих из их воинов. Однако потом /305/ Фатх отступил, а Джайхани и Са'д оба вошли в Буст. Фатх пришел в Систан.

Фазл б. Хумайд [в это время] сильно занемог и написал письмо Бадру в Парс [с просьбой] прислать кого-нибудь вместо него. [В письме] он упомянул и о своем недомогании и о своих ценностях. Бадр прислал тогда Мухаммада б. Тугрила с боевым войском. И тот вступил в Систан во вторник, [когда] оставалось пять дней до [конца] месяца зу-л-ка'да триста второго (915) года. [Оттуда] он ушел в Замин Давар. В одном фарсахе от Замин Давара Джайхани и Таликани [292] сразились с ним. Джайхани бежал, а Таликани попал в плен, две ночи прошло от месяца мухаррам триста третьего (915) года 854. Са'да отправил на носилках в Систан.

Халид [б.] Мухаммад [б.] Йахйа ушел вместе с Мухаммадом б. Тугрилом в Забулистан и, уладив там все дела, вернулся в Систан. Вступил в Систан за шесть дней до [конца] джумада I триста третьего (915) года, освободил Са'да Таликани и поступил с ним по всей доброте.

В этом же месяце скончался Мухаммад б. Тугрил от тяжкого недуга, который неожиданно настиг его.

Комментарии

804 Дата указана, по-видимому, ошибочно. Как известно, Муктадир вступил на престол сразу же после смерти халифа Муктафи в 295/908 г. и правил до 320/932 г.; см.: Табари, III, стр. 2280, 2281; Zambaur, стр. 4.

805 Табари, III, стр. 2280: «12 ночей осталось от месяца зу-л-ка'да 595 г.».

806 Куках — название крепости в Систане, см.: Tate, I, стр. 62.

807 Далее в тексте ва дигар руз та гах-и намаз-и пишин; повидимому, опущено сказуемое буданд — «были»: «и [были] там до следующего дня, до времени полуденного намаза» (?).

808 У Табари упомянут как ал-Каттал, начальник (ра'ис) войска Субкари; см.: Табари, III, стр. 2286.

809 Далее в тексте. ***. По-видимому, вместо ***, следует читать *** — «без» (такие примеры уже были ранее), т. е. «без его просьбы и без его письма» (?), см также: ТС, стр. 285, прим. 1. Бахap предлагает эти слова отнести к последующему контексту.

810 О сражении между Тахиром б. Мухаммедом б. 'Амром б. ал-Лайсом и Субкари, гулямом 'Амра б. ал-Лалса, сообщает Табари (III, стр. 2283). Субкари взял Тахира и его брата Йа'куба в плен и отослал их в Багдад.

811 Немецкий перевод стихотворения см.: Rempis, Die aеltesten Dichtungen, стр 225.

812 Гас (<Гах), согласно Бахару, название небольшого государства на Кавказе, см.: ТС, стр. 286, прим. 2. В словарях не засвидетельствовано.

813 В тексте: 'Амр-и 'умар (или 'амар); последнее слово, повидимому, является эпитетом 'Амра (?).

814 Что подразумевается в данном случае под «лисьей верой», нам неясно.

815 В тексте: даур-и фалак кардан-и чун асйа. Рэмпис читает эту строку таким образом: даур-и фалак, гардан чун асйа(б) — «Вращай колесо фортуны, словно мельницу», см.: Remis, Die aеltesten Dichtungen, стр 231.

816 Имеется в виду Ийас б. 'Абдаллах, арабский военачальник, служивший Йа'кубу и 'Амру; о нем см.' стр. 267; ТС, стр. 287, прим. 3.

817 Ханнаб — город в Кирмане, находившийся, согласно Истахри (стр. 160), между Бамом и Сйрджаном, в трех переходах от последнего; о нем см.: Le Strange, стр. 311; Schwarz, стр. 225.

818 Ринде, или Риндан,— название селения к северу от Захидана; о его развалинах см.: Тatе, III, стр. 235, 236.

819 О термине кутвал /кутайл см.: Воswоrth, The Ghaznavids, стр. 248, 303, прим. 20.

820 В тексте ошибочно Махадд, ср. Табари, III, стр. 2278: 'Али б. Мухаммад б. ал-Фурат, везир халифа Муктадира; ср. также Ибн ал-Асир, VIII, стр. 47—49.

821 Мунис-хадим, Военачальник халифа Муктадира, посланный им в помощь Субкари, которого халиф назначил наместником Фарса, после того как он связал и прислал к нему Тахира и Йа'куба, сыновей Мухаммада б. 'Амра б. ал-Лайса; о нем см.: Табари, Индекс.

822 Табари (III, стр. 2285) сообщает о состоявшемся в 297/909-10 г. сражении между Мунисом-хадимом и Лайсом б. 'Али. Лайс бежал. Большое число из его людей было убито и взято в плен. Часть его соратников просила убежища у Муниса. Воины халифа вошли в Наубанджаи, которым уже овладел Лайс. О заключении между ними перемирия Табари не сообщает.

823 Фарс здесь упомянут ошибочно, по-видимому, вместо Кирман, по скольку само сражение происходило в Фарсе, см : ТС, стр. 289, прим. 2.

824 Хатим, муж из племени Тай, щедрость которого обратилась в пословицу.

825 Саму'йл б. 'Адийа, иудей, верность которого вошла в пословицу; о нем см.: Ибн Халликан, № 841.

826 'Амр б. Ма'ди-Карйб, арабский поэт (ок. 530 — ок. 643), прославившийся чрезвычайным мужеством в битве при Кадисии; о нем см.: EI, n. е., I (Ch. Pellat).

827 Ахмад б. Исма'ил Саманид, правил в 295—301/907—914 гг.

828 Гардизи (изд. Хабиби, стр. 148) также сообщает об отправке в Систан Хусайна б. 'Али ал-Марвази. Вместе с ним в Систан были посланы Ахмад б. Сахл, Мухаммад б. ал-Музаффар, Ибрахим, Йахйа б. Зайдуйа и Ахмад б. 'Абдаллах. Согласно Гардизи, они взяли в окружение My'аддаля б. ал-Лайса.; Тогда Му'аддал послал в Буст и Рухад своего брата, Абу 'Али, дабы он собрал там налог и прислал ему. Ахмад б. Исма'ил, узнав об этом, напал на войско Абу 'Али и заставил его бежать. Абу 'Али попал в плен, и Ахмад б. Исма'ил отослал его в Багдад.

829 В тексте: *** Бахар считает возможным отождествить это название с упомянутым у Истахри (стр. 249) Джаман, селением на пути из Харата в Буст, см.: ТС, стр. 292, прим. 2.

830 Пулан — название селения вблизи Буста; в источниках не засвидетельствовано; см.: ТС, стр. 292, прим. 3.

831 Хусайн б. Мут, по-видимому, брат Ахмада б. Мута, владетеля Исфиджаба при Саманиде Насре б. Ахмаде (914—943), и военачальник его отца Ахмада б. Исма'ила (907—914). Сын Хусайна б. Мута, Мухаммад, тоже военачальник, был главным сподвижником Илйаса б. Исхака, двоюродного дяди эмира Насра II, поднявшего в 922 г. восстание против центральной саманидской власти; о последнем см.: Бартольд, I, стр. 301; Е. А. Давидович, Нумизматические материалы для истории развития феодальных отношений в Средней Азии при Саманидах,— «Труды АН Таджикской ССР», 1954, т. XXVII, стр. 95, 90.

832 Название селения, расположенного у ворот Каркуйа в Зарандже; в источниках не засвидетельствовано.

833 Абу 'Имран Симджур, тюркский гулям Саманидов, родоначальник Симджуридов.

834 Ср. Гардизи (изд. Хабиби, стр. 149): «Хусайн б. 'Али вел в Систане войну с My'аддалем. Когда Му'аддал узнал, что брата его, Бу 'Али, взяли в плен, он предложил мир и отдал Систан Мансуру б. Исхаку, а сам ушел с Хусайном б. 'Али в Бухару».

835 Хусайн б. 'Али после заключения мира с My'аддалем б. 'Али фактически стал правителем Систана. Однако некоторое время спустя эмир Ахмад сместил его и на его место прислал своего двоюродного брата Абу Салиха Мансура б. Исхака, см.: Ибн ал-Асир, VIII, стр. 45, 46.

836 Ибн ал-Асир, VIII, стр. 44: Мухаммад б. Джа'фар ал-Фириа би (?) (ум. 911), правитель Рам Хурмуза (Фарс), см.: ТС, стр. 295, прим 1.

837 Ибн ал-Асир, который говорит об этих событиях подробно, о письме Бадру не упоминает. Ибн ал-Фурат, поняв, что Мунис-хадим втайне поддерживает Субкари, написал ему, чтобы он шел в Багдад и привез с собой пленного Лайса б. 'Али. В то же время он направил в Фарс против Субкари отряд войска во главе с Мухаммедом б. Джа'фаром ал-Фирйаби. Они дважды сразились. Во втором сражении у ворот Бама в Кирмане Субкари был разбит и бежал в Хорасан см.: Ибн ал-Асир, VIII, стр. 19; ТС, стр. 295, прим. 2.

838 Табас — город на краю Великой пустыни в Кухистане, названный Балазури «воротами Хорасана», см.: Le Strange, стр. 359, 360.

839 Этого известия у Ибн ал-Асира нет. Однако, как справедливо замечает Бахар, это не является основанием, чтобы считать его недостоверным, см.: ТС, стр. 296, прим. 5.

840 Ибн ал-Асир, VIII, стр. 52: Мавла ас-Сандали, клиент Ахмада б. Исма'ила, хариджитского вероисповедания, жил в Бухаре, был человеком старым, опытным в делах, см. также: Гардизи, изд. Хабиби, стр. 149.

841 Согласно Ибн ал-Асиру (VIII, стр. 52), причиной восстания послужил отказ 'ариза (должностное лицо, ведавшее выдачей жалованья войску) Бухары, Хусайна б. 'Али, выдать Мавла Сандали жалованье. Отказ свой Хусайн мотивировал тем, что «старцам, подобным Мавла Сандали, подобает находиться в рибате и все время молиться богу, пока не придет смерть». Мавла Сандали рассердился и ушел в Систан, где склонил на свою сторону группу хариджитов, и они втайне присягнули 'Амру б. Йа'кубу Саффариду, схватили Мансура б. Исхака, наместника халифа в Систане, и заключили его в тюрьму, в арк; см. также. Гардизи, изд. Хабиби, стр. 149.

842 Камар Зухайр (или Кам Зухайр) — название селения в Систане; его местоположение установить не удалось, в источниках не упоминается; ТС, стр. 297, прим. 5.

843 Хаудж — по-видимому, название квартала в Зарандже или же название прилегающего к нему селения; см.: ТС, стр. 298, прим. 1.

844 Мухаммад б. ал-'Аббас, известный как Ибн Хаффар, глава (ра'ис) хариджитов Систана, см.: Ибн ал-Асир, VIII, стр. 52; Гардизи, изд. Хабиби, стр. 149: сын (писар) Хаффара.

О возможной этимологии Кулки /Курки см : ТС, стр. 298, прим. 2.

845 Ибн ал-Асир, VIII, стр. 52, 53, относит это событие к 300/912 г. и говорит, что осада Заранджа продолжалась 9 (по другому списку — 6) месяцев; ср. также Гардизи, изд. Хабиби, стр. 149.

846 Об обстоятельствах и дате смерти эмира Ахмада см. сводку по источникам «The History of Bukhara», стр. 154, прим. 318 и 319. Дата, приведенная в ТС, ближе всего к сообщению Ибн ал-Асира (VIII, стр. 58) и Гардизи (изд. Хабиби, стр. 150).

847 Наср б. Ахмад б. Исма'ил правил с 301/913-14 по 331/943, см.: Бартольд, I, Указатель имен; «The History of Bukhara», стр. 154, прим. 322.

848 Согласно Наршахи, Насру было 8 лет, когда отец его был убит; см. «The History of Bukhara», стр. 95, 154, прим. 322; ср. также Гардизи (изд. Хабиби, стр. 150).

849 Абу 'Абдаллах Мухаммад б. Ахмад ал-Джайхани, везир Насра б. Ахмада; см.' Ибн ал-Асир, VIII, стр. 59; Гардизи, изд. Хабиби, стр. 150.

850 Ибн ал-Асир, VIII, стр. 59: Абу Йазид Халид б. Мухаммад ал-Марвази; был послан в Систан Бадр ал-Кабиром, новым наместником Систана от имени халифа Муктадира, вместе с Фазлем б. Хумайдом; ТС, стр. 303, прим. 2.

851 По-видимому, имеется в виду 'Убайдаллах б. Ахмад ал-Джайхани, наместник Буста и Руххаджа от имени Насра б. Ахмада; ср. Ибн ал-Асир, VIII, стр. 59; ТС, стр. 204, прим. 3.

852 Упомянут у Ибн ал-Асира (VIII, стр. 59) как наместник Газны от имени Насра б. Ахмада.

853 В тексте: ***, согласно Бахару, имеется в виду уже встречавшийся ранее город Рузан, см.: прим. 109; ТС, стр. 304, прим. 7; ср., однако, нисбу Риздани (Мухаммад б, Йа'куб); наш перевод, стр. 300.

854 Ибн ал-Асир, VIII, стр. 60, пишет, что, потерпев поражение, 'Убайдаллах Джайхани бежал, а Са'д Таликани попал в плен и его отослали в Багдад Фазл и Халид стали править Газной и Бустом, см. также: ТС, стр 305, прим. 1.

 


Текст воспроизведен по изданию: Та'рих-и Систан. М. Наука. 1974

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.