|
СИМЕОН ДАРЕМСКИЙПИСЬМО ОБ АРХИЕПИСКОПАХ ЙОРКАEPISTOLA DE ARCHIEPISCOPIS EBORACENSIS НАСЛЕДНИКИ БЕДЫ: "ПИСЬМО ОБ АРХИЕПИСКОПАХ ЙОРКА" СИМЕОНА ДАРЕМСКОГО В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОЙ АНГЛИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. В 1074 г. трое паломников из Юго-западной Англии прибыли в Йорк и обратились к шерифу-нормандцу Гуго Фитц-Бальдрику с просьбой выделить им место для основания монастыря. Двое из них были англосаксами: Альдвин, приор монастыря св. Кенельма в Уинчкомбе (дочерней обители аббатства Ившем) и монах того же монастыря Эльфвин. Третьим был солдат-нормандец Рейнфрид, который участвовал в 1069 г. в печально известном "разорении Севера" (карательном походе Вильгельма Завоевателя после убийства нортумбрийцами графа Робера де Кумина). Во время похода он побывал среди руин монастыря в Уитби (основанного в середине VII в. св. Хильдой и пришедшего в упадок два века спустя в результате набегов норманнов) и настолько проникся увиденным, что в результате решил стать монахом и отправился как раз в Уинчкомб. Приор Альдвин, узнавший из "Церковной истории английского народа" Беды Достопочтенного о том, что в Нортумбрии 1 некогда существовали многочисленные знаменитые монастыри, мечтал о возрождении там монашества. В 1074 г., получив благословение аббата Ившема Этельвига, он вместе с двумя спутниками отправился на осуществление этой миссии. Шериф Гуго посоветовал им обосноваться в Монкчестере (современный Ньюкасл-апон-Тайн), но епископ Дарема Валькер (являвшийся одновременно и графом Нортумбрии) попросил их отправиться в Ярроу, где они и основали небольшую монашескую общину. Так сохранившиеся источники — прежде всего, "Книжица о начале и развитии церкви Дарема" (ранее известная как "История церкви Дарема") Симеона Даремского 2 — описывают начало процесса, [54] названного современными историками "монашеским возрождением Нортумбрии" 3. Несмотря на явное влияние литературных клише (например, паломники путешествуют пешком с единственным вьючным ослом и др.), нет оснований сомневаться в истинности основы этой истории. Славное прошлое Нортумбрии, отраженное прежде всего в сочинениях Беды, стало во второй половине XI в. реальным фактором, способствовавшим изменению религиозной, культурной, а отчасти и политической обстановки в этом регионе. Подробное рассмотрение указанных последствий, разумеется, далеко выходит за рамки данной статьи, посвященной анализу основных идей и методов североанглийской историографии первой половины XII в. на примере одного текста — "Письма об архиепископах Йорка" Симеона Даремского — в максимально широком контексте связанных с ним сочинений. Однако, прежде чем обратиться к самому этому памятнику, необходимо, по крайней мере в общих чертах, рассмотреть влияние "монашеского возрождения" на историографические процессы в Нортумбрии. Это влияние было достаточно глубоким и прямым, поскольку в Средневековье именно религиозные общины являлись институтами, занимавшимися сохранением и письменной фиксацией исторической традиции, причем применительно к Англии примерно до середины XII в. почти полной историографической монополией обладали монахи-бенедиктинцы. К 70-м годам XI в. крупнейшими религиозными корпорациями Северной Англии являлись архиепископская кафедра в Йорке, епископская кафедра в Дареме (они состояли из секулярных клириков, хотя некоторые из епископов были монахами), а также коллегии секулярных каноников в Беверли и Саутвелле. Данные источников свидетельствуют, что лишь в Дареме в XI в. имела место некоторая историографическая активность: в 60-е годы XI в. (возможно, на основе текста, написанного в середине X в.) там была составлена так называемая "История о святом Кутберте" — краткая история церкви Линдисфарна и Дарема, посвященная, главным [55] образом, перечислению земельных владений, полученных в разное время "конгрегацией святого Кутберта" 4, еще одна краткая история общины до 70-х годов 5, а также, возможно, небольшой исторический трактат "Об осаде Дарема и доблести эрла Утреда" 6. Кроме того, имеются некоторые указания на то, что именно в Дареме в 1060-1070-х гг. велся список Англосаксонской хроники, ставший позднее протографом "Хроники Питерборо" (список Е) 7. Около 1079 г. в Йорке был составлен летописный свод — рукопись D "Англосаксонской хроники", в котором были использованы в том числе и какие-то местные Йоркские записи. Есть, однако, основания предполагать, что его составлением занимались монахи из Вустера, приехавшие в Йорк вместе с архиепископом Элдредом (до того епископом Вустера) 8. О нехватке собственных кадров в Йорке косвенно свидетельствует тот факт, что Элдред заказал житие св. Иоанна из Беверли (епископа Йорка VII в.) агиографу Фолькарду, фламандцу по происхождению, который был аббатом монастыря Торни в Восточной Англии 9. Нужно отметить, что в большинстве этих текстов содержится немало ошибок, подчас весьма грубых, в описании далекого и даже относительно недавнего прошлого, что свидетельствует о невысокой в целом исторической культуре их создателей. Например, в "Истории о святом Кутберте" утверждается, что король Нортумбрии Осви был преемником Пенды, короля Мерсии 10, а преемником [56] св. Кутберта (умершего в 687 г.) назван епископ Эадред, живший в действительности в начале IX в. 11 По всей видимости, автор "Истории о святом Кутберте" не читал "Церковной истории" Беды: хотя в одном месте он вроде бы на нее прямо ссылается 12, ссылка ошибочна. Автор "Истории о святом Кутберте" утверждает, что королю Нортумбрии Эдвину явился св. Петр, тогда как Беда не конкретизирует, кто именно произнес знаменитое пророчество, способствовавшее затем крещению короля св. Паулином 13. По крайней мере одна серьезная ошибка есть и в трактате "Об осаде Дарема": там утверждается, что шотландский король Малькольм в 969 г. осаждал Дарем, тогда как город на самом деле был основан лишь в 995 г. 14 Впрочем, слабая историографическая активность (а чаще всего полное ее отсутствие) была характерной чертой общин секулярных клириков, большая часть которых, по словам Р. Сазерна. "не оставила почти никаких следов своего существования" 15. Поэтому трудно переоценить влияние, которое оказало на развитие исторической культуры в Северной Англии "возрождение монашества" и в особенности ключевое событие этого движения — преобразование в 1083 г. секулярной "конгрегации св. Кутберта" в бенедиктинскую кафедральную курию, осуществленное по инициативе Гийома из Сен-Кале, первого нормандского епископа Дарема. К этому времени в Нортумбрии существовали небольшие бенедиктинские монастыри в Ярроу-Уирмуте (именно монахи из Ярроу во главе с упоминавшимся выше Альдвином составили основу монашеской курии Дарема), Уитби и Йорке (монастырь Девы Марии, хотя епископская кафедра оставалась секулярной). Согласно "Книжице" Симеона, Гийом поставил членов "конгрегации св. Кутберта" перед выбором: принять монашество или отказаться от своих пребенд, и лишь один дьякон "конгрегации" предпочел принять постриг 16. Есть, однако, серьезные основания считать, что это утверждение является примером литературного топоса "renovatio", нередко использовавшегося монашескими историками, чтобы подчеркнуть революционный характер реформы 17. [57] в частности, У. Эйрд достаточно убедительно показал, что степень преемственности (в том числе, и чисто количественная) между старой и новой общинами была достаточно высокой 18. Тем не менее в идеологическом плане изменения были весьма глубокими, что создавало неразрешимое противоречие для всех будущих монашеских историков Дарема: с одной стороны, оправдание реформы неизбежно вело к критике (подчас весьма резкой) образа жизни секулярных клириков, с другой — именно члены "конгрегации" служили св. Кутберту на протяжении многих веков и обеспечили сохранение традиции (материальным выражением которой была главная реликвия общины -нетленные мощи святого). Решить это противоречие бенедиктинцы пытались, представляя себя в качестве "истинных преемников" монахов общины Линдис-фарна, описанной прежде всего в произведениях Беды ("Церковная история английского народа" и "Житие святого Кутберта"). По некоторым признакам вскоре после 1083 г. был написан краткий очерк истории "церкви св. Кутберта", в нескольких рукописях предшествующий "Книжице" Симеона (озаглавлен "Эпитома" в издании Т. Арнольда) 19, а также сборник чудес, сотворенных святым 20. Но пик историографической деятельности в Дареме пришелся на первую четверть XII в., когда монашеская община оказалась перед необходимостью отстаивать свои права в противостоянии с новым епископом, Ранульфом Фламбардом. В отличие от Гийома он был не монахом, а секулярным клириком, ближайшим советником (особенно в финансовой сфере) Вильгельма Рыжего. В этих условиях монахи во главе с приором Турготом (учеником и преемником Альдвина) ощущали несомненную угрозу как имущественному положению общины, так и самому ее существованию. В то же время противостояние не было абсолютным, поскольку именно при Ранульфе в 1104 г. было завершено строительство в Дареме нового собора (сохранившегося по сей день), куда были торжественно пересены мощи св. Кутберта и другие реликвии 21. Оба этих фактора (конфликт с епископом и необходимость утверждать себя в качестве истинных "стражей святого Кутберта") [58] вызвали достаточно активную историографическую деятельность, центральная роль в которой принадлежала регенту хора в Дареме Симеону 22. Благодаря недавним исследованиям 23 удалось установить, что он родился и получил образование где-то в Северной Франции, возможно, в Нормандии. Вероятно, Симеон попал в поле зрения епископа Гийома из Сен-Кале, когда тот в 1088-1091 гг. находился в изгнании в Нормандии (в результате конфликта с Вильгельмом Рыжим) 24, а затем вместе с епископом приехал в Дарем. В "Книге регента Дарема" имеются записи его почерком, сделанные между 90-ми годами XI в. и 1128 г. Кроме того, известно, что он занимал пост регента в 1126 г., когда засвидетельствовал видение 13-летнего мальчика Орма 25. Вероятно, он умер вскоре после 1128 г. 26 Видимо, после смерти Симеона в Дареме произошло некоторое уменьшение историографической активности, и с середины XII в. на первый план в этой сфере в Северной Англии выходят приорат каноников-августинцев в Хексеме, а также новые цистерцианские монастыри в Рьево, Фонтейне, Кирксталле. Палеографические исследования позволили выявить корпус рукописей, в которых встречается почерк Симеона 27, в результате чего была окончательно подтверждена его решающая роль в написании "Libellus de Exordio", а также установлено его авторство еще ряда сочинений, включая несколько собраний анналов (в том числе так называемых "Анналов Линдисфарна и Дарема" 28) и полемический трактат в поддержку прав церкви Дарема на юрисдикцию над [59] Карлайлом 29. В связи с этим новый интерес приобретает еще одно сочинение, принадлежность которого Симеону никогда не ставилась под сомнение — "Письмо Гуго, декану Йорка, об архиепископах Йорка". Его анализу и будет посвящена оставшаяся часть данной статьи. Этот небольшой текст сохранился в составе трех рукописей, Кембриджской 30 (далее: С), Коттоновской 31 (далее: Т) и Хэйла 32 (далее: Н), датируемых третьей четвертью XII, XV и XVII в. соответственно. Между текстом письма в Т и Н с одной стороны и С — с другой, имеются не очень большие, но важные различия, на основании которых еще редактор первого критического издания "Письма" X. Хайнд (а за ним и Т. Арнольд и Дж. Рэйн 33) определили вариант в Т (и Н, которая не была известна X. Хайнду) как первоначальный, а текст в С — подвергшийся интерполяциям (в то же время Н не является копией Т, поскольку в нескольких случаях варианты чтения там ближе к С 34). Прежде всего две самостоятельные по содержанию части, из которых состоит это сочинение (короткий очерк истории епископов и архиепископов Йорка и собственно письмо Симеона дьякону Гуго) расположены в них в различном порядке: в С — сперва письмо, затем историческая часть, в Т и Н — наоборот. Кроме того, в описании бегства архиепископа Вульфхере во время нападения норманнов на Йорк (в 867 г.) в С добавлено точное описание местоположения Аддингема (Hatyngham), где скрывался архиепископ: "к западу от Йорка в долине, называемой Уорфдейл, над берегом реки Уорф между Отли и крепостью Скиптон" 35. Эта вставка свидетельствует о неплохом знании топографии Западного Йоркшира, которым едва ли обладал Симеон Даремский. Логично предположить, что эти подробности были добавлены позднее, возможно в Йорке. Однако далеко не все слова и фразы, отсутствующие в Т и имеющиеся в С, обязательно нужно рассматривать как добавления к первончальному тексту. Все исследователи сходились во мнении, что "Письмо" содержит очень немного оригинальной информации, и поэтому считали его не слишком ценным источником 36. С первой частью этого тезиса спорить невозможно, а вот вторая, думается, нуждается в некоторой [60] корректировке, поскольку данный текст может дать интересный срез историографических процессов в Северной Англии в XII в. Для этого необходимо проанализировать, во-первых, источники, которыми пользовался при написании ''Письма" Симеон (и как именно он их использовал), а вовторых, то, как "Письмо" было использовано в позднейших исторических сочинениях. Парадоксально, но, хотя все издатели "Письма" указывали на его несамостоятельный характер, никто из них подробно не анализировал его источники. Между тем этот анализ позволяет сделать несколько любопытных наблюдений. В части, посвященной истории архиепископов Йорка, Симеон использовал, насколько можно судить, помимо "Церковной истории" Беды, "Житие св. Вилфрида", несколько хронографических текстов (включая, очевидно, первую часть так называемой "Истории королей англов" (далее: HR) и одну или несколько версий "Англосаксонской хроники"), а также список епископов и архиепископов Йорка. Кроме того, в "Письме" содержится и уникальная информация 37, в частности только там упоминается Эдвальд, который был архиепископом между Оскителем и Освальдом, хотя в других источниках XII в. ("Хроника" Иоанна Вустерского, "Деяния понтификов Англии" Уильяма Мальмсберийского, "Житие св. Освальда" Эадмера) Освальд назван непосредственным преемником Оскителя 38. Интересно, что Эдвальд отсутствует и в списке архиепископов Йорка, входящем в состав небольшого трактата "О приходе саксов", который был, по всей вероятности, составлен в Дареме в 20-е годы XII в. 39 Вторая (в рукописи С — первая) часть "Письма" посвящена прославлению Беды Достопочтенного и нортумбрийской церкви его времени. Фактически, апеллируя к авторитету Беды, Симеон в неявной форме представляет себя в качестве его преемника, т.е. рассказ о самом знаменитом историке английской (и, в особенности, нортумбрийской) церкви как бы подготавливает читателя к собственно хронике архиепископов Йорка, открывают которую как раз св. Паулин и другие герои "Церковной истории" Беды. Глубоко не случайно то, что Симеон называет Беду — "наш Беда" 40, и не только потому, что его мощи хранились в Дареме. Эта часть "Письма" почти полностью основана на анонимном "Житии Беды" 41 — обстоятельство, не замеченное ни одним из [61] издателей. "Житие Беды", которое еще ожидает более детального изучения 42, было написано, насколько можно судить на основании внутренней информации 43, в X — начале XI в. где-то в Южной Англии. В свою очередь, оно практически полностью основано на автобиографической информации, содержащейся в произведениях Беды, а также в написанном его учеником Кутбертом письме о его смерти. При этом Симеон, описывая в "Письме" кончину Беды, полностью следует за "Житием Беды", даже там, где оно несколько расходится с письмом Кутберта: в частности в "Житии Беды" и у Симеона Беда поет антифон "Царь славы, Господь могущества..." непосредственно перед смертью, тогда как Кутберт упоминает этот эпизод в другом контексте 44. С другой стороны, в своей "Истории церкви Дарема" Симеон приводит полный текст письма Кутберта и высоко оценивает его историческую ценность, цитируя наряду с ним и "Житие Беды" 45. Это заставляет предположить, что "Письмо об архиепископах" было написано на самом деле не в 20-е годы XII в., как обычно считают 46, а раньше "Истории церкви Дарема", завершенной в 1104-1107 гг. Иначе невозможно объяснить, почему в "Письме об архиепископах" Симеон использовал не письмо Кутберта, надежность и большую историческую ценность которого он прекрасно сознавал 47, а менее авторитетное анонимное "Житие Беды". На первый взгляд, это расходится с внутренней terminus post quern источника, поскольку в предположительно первоначальной версии "Письма" (сохранившейся в рукописях Т и Н) список архиепископов кончается на Турстане, занявшем этот пост лишь в 1114 г. Однако это мнимое противоречие, поскольку имена Томаса II (архиепископ в 1109-1114 гг.) и Турстана вполне могли быть добавлены к первоначальному тексту позднее, возможно, самим Симеоном, точно так же, как этот список был затем продолжен до Роджера из Пон-Левека в рукописи С. Еще одним косвенным аргументом в пользу более [62] ранней датировки "Письма" является то обстоятельство, что в нем нет следов использования "Хроники" Иоанна Вустерского, попавшей в руки Симеону в 1122-1135 годах 48. Таким образом, есть основания считать, что уже в самом начале XII в. Симеон считался достаточным авторитетом в области историографии, чтобы именно к нему обратился за необходимой информацией дьякон Гуго. С другой стороны, это обращение свидетельствует о слабости собственной историографической традиции в Йорке, основы которой (в особенности, для периода VIII—XI вв.) "Письмо об архиепископах" фактически заложило. Заключительная часть данной статьи посвящена влиянию "Письма" Симеона на североанглийскую историографию XII в. на примере анонимной "Хроники понтификов церкви Йорка" 49, "Истории церкви Хексема" Ричарда Хексемского 50, а также дополнений к тексту самого "Письма" в рукописи С. "Хроника понтификов", несмотря на то, что она является первой полной историей кафедры Йорка от св. Паулина до Турстана, никогда подробно не анализировалась. Ее текст сохранился отдельно в единственной рукописи конца XII в. (Oxford Bodl. Digby MS. 140) и как первая часть хроники епископов Йорка, написанной в середине XIV в. доминиканцем Томасом Стеббсом. Основными источниками автора "Хроники" были "Церковная история" Беды, "Житие св. Иоанна из Беверли" Фолькарда, "Письмо об архиепископах" Симеона и "История" Гуго Кантора 51. Вероятнее всего, "Хроника" была создана вскоре после смерти архиепископа Турстана в начале 40-х годов XII в. 52 Издавший "Хронику" Дж. Рэйн считал, что она была написана членом кафедральной курии Йорка, на том основании, что автор был явным сторонником независимости архиепископов Йорка от юрисдикции Кентербери, а также использовал ряд документов (грамоты о земельных пожалованиях, папские и королевские привилегии), относящихся к Йорку 53. Однако оба эти обстоятельства не могут однозначно свидетельствовать о принадлежности автора "Хроники" к курии Йорка, тогда как внимательное прочтение текста явно указывает на его тесную связь с другим североанглийским [63] религиозным учреждением — коллегией секулярных каноников в Беверли в Восточном Райдинге Йоркшира. Монастырь в этом месте был впервые основан еще в VII в. епископом Хексема и Йорка св. Иоанном (который был там похоронен), но в конце IX в. уничтожен скандинавами и восстановлен королем Ательстаном как коллегия секулярных клириков. В первой половине XI в. благодаря покровительству архиепископов Кинесиге и Элдреда Беверли становится одним из наиболее богатых и влиятельных религиозных центров Северной Англии, не уступавшим самому Йорку. В частности, в 1148-1150 и 1153-1154 гг. именно Беверли был фактической резиденцией архиепископа Генриха Мурдака, конфликтовавшего с горожанами Йорка, которые поддерживали его соперника Уильяма Фитц-Герберта. На связь автора "Хроники" с Беверли указывает многое. Он с большим почтением говорит о св. Иоанне из Беверли (основателе монастыря, чьи мощи были главной реликвией общины) и особо подчеркивает (в отличие от Симеона Даремского), что именно св. Иоанн посвящал Беду в дьяконы и священники. Кроме того, он довольно подробно описывает, как во времена Эдуарда Исповедника архиепископ Эльфрик поднял мощи святого из гробницы в специально сделанную драгоценную раку 54. В "Хронике" приводится немало других подробностей о церкви Беверли: о хранящейся там драгоценной митре св. архиепископа Освальда 55, о строительных работах архиепископов Кинесиге и Элдреда 56, о покупке архиепископом Эльфриком земли для церкви Беверли 57 и о праве на устройство ярмарки, которое Элдред получил для города от Эдуарда Исповедника 58. При этом никаких аналогичных подробностей относительно других религиозных центров Нортумбрии (включая Йорк) в "Хронике" не приводится. Таким образом, именно Беверли, на наш взгляд, является наиболее вероятным местом создания "Хроники" (или по крайней мере происхождения ее автора). Эта локализация тем более интересна, что в 40-е годы XII в. ризничим Беверли был Альфред, написавший историю королей Англии от легендарного Брута до Генриха I. Это сочинение (являющееся почти полностью компиляцией из Гальфрида Монмутского, Генриха Хантингдонского, "Истории королей Англии", приписываемой Симеону Даремскому. и ряда других текстов, но по-своему весьма интересное) еще ожидает подробного изучения 59, [64] поэтому выводы делать преждевременно, однако, нельзя исключать возможность того, что "Хроника архиепископов Йорка" также была написана Альфредом. Около 1155 г. "Письмо" Симеона было использовано в "Истории церкви Хексема", написанной приором августинского канони-ката в Хексеме Ричардом, перу которого принадлежит также трактат "О деяниях короля Стефана и битве при Штандарте" 60. Ричард пользовался "Письмом", наряду с "Церковной историей" Беды, для описания жизни святых Вилфрида и Иоанна (которые были также епископами Хексема). Вероятно, адресуя читателей к "книжицам об их жизни" 61, Ричард имеет в виду, в том числе, и "Письмо" Симеона. Но кроме того, есть основания считать, что именно в Хексеме (и, возможно, самим Ричардом) была сделана по крайней мере часть исправлений и дополнений в тексте "Письма", сохранившихся в рукописи С. В особенности примечательна одна ошибка в рукописи С: там указано, что архиепископ Эанбальд I умер в 796 г. "в царствование Осреда". В остальных двух рукописях имя короля указано правильно — Эардульф, тогда как король Осред был убит еще в 790 г. Единственный известный источник, в котором есть (ошибочная) информация о том, что в 796 г. королем Нортумбрии был Осред, — это так называемые "Анналы Линдисфарна и Дарема", составленные, как удалось недавно установить, около 1120 г. Симеоном Даремским 62. При этом, единственным известным средневековым историком, знавшим и пользовавшимся "Анналами Линдисфарна", является как раз Ричард Хексемский (в "Истории церкви Хексема") 63. Некоторые другие дополнения к тексту "Письма" в рукописи С также находят параллели в "Анналах Линдисфарна", хотя и не уникальные 64. Наконец, около 1166 г. "Письмо" Симеона наряду с "Хроникой понтификов Йорка" и "Историей церкви Хексема" было использовано в краткой истории архиепископов Йорка в составе "Книги о понтификах Англии", созданной в Дареме 65. Также в Дареме (и приблизительно в то же время) была написана и рукопись С, по крайней [65] мере та ее часть, в которой содержится "Письмо" Симеона 66. Таким образом, текст "Письма" Симеона (как и некоторые другие тексты исторического содержания, в первую очередь, так называемая "История королей Англии") совершив путешествие по Северной Англии через Йорк, возможно Беверли, и Хексем, поспособствовав развитию историографии в этих центрах, вернулся туда, где и был создан, — в Дарем. И уже оттуда тексты, представляющие североанглийскую историческую традицию, позднее попали в руки авторов крупнейших средневековых английских хроник — Роджера из Вендовера, Ранульфа Хигдена, Матвея Парижского 67. Комментарии1. В этот период под "Нортумбрией" понимали как все английские земли к северу от Хамбера, так и, в более узком смысле, территорию к северу от Тиса в противопоставлении Йоркширу (позднейший Нортумберленд). В данной статье понятие "Нортумбрия" используется в широком значении, как синоним Северной Англии. 2. Libellus de exordio atque procursu istius, hoc est Dunhelmensis, ecclesiae (Далее: LDE), цитируется с указанием книги и главы по изд. (под названием "Historia Dunelmensis ecclesiae"): Symeonis Monachi Opera Omnia / Ed. T. Arnold: 2 vols. Rolls Series. 75. 1882-1885). Vol. I. P. 3-135. Описание паломничества Альдвина и его спутников: LDE III. 21. 3. Наиболее полное описание см в: Knowles D. The Monastic Order in England. Cambridge, 1946 (гл. 9). В последние 15-20 лет появилось большое количество работ, посвященных различным аспектам этой темы, в том числе: Aird W. M. St. Cuthbert and the Normans: The Church of Durham, 1071-1153. Woodbridge, 1998; Dawtry A. The Benedictine Revival in the North: The Last Bulwark of Anglo-Saxon Monasticism? // Studies in Church History. 1982. 18. P. 87-98; Davis R. H. C. Bede after Bede // Studies in Medieval History Presented to R. Allen Brown. Woodbridge, 1989. P. 103-116; Meehan B. Outsiders, Insiders and Property in Durham around 1100 // Studies in Church History. 1975: 12. P. 45-62; Burton J. The Monastic Revival in Yorkshire: Whitby and St. Mary's Abbey, Yorke // The Anglo-Norman Durham, 1093-1193 / Ed. D.W.Rollason et al. Woodbridge, 1994. P. 41-51; Rollason D.W. Symeon of Durham and the Community of Durham in the Eleventh Century // England in the Eleventh Century: Proceedings of the 1990 Harlaxton Symposium / Ed. C. Hicks. Stamford, 1992. P. 183-98. 4. Historia de Sancto Cuthberto // Symeonis Monachi Opera et Collectanea / Ed. J. Hodgson Hinde, Surtees Society. 1868. 51. P. 138-152. 5. Реконструирована Э. Крастером на основе позднейших текстов: Craster Е. The Red Book of Durham // EHR. 1925. 40. P. 504-532. 6. Последнее по времени издание: De Obsessione Dunelmi et de probitate Uchtredi comitis // Symeonis Monachi Opera Omnia... Vol. I. P. 215-220. Наиболее подробно аргументы в поддержку даты написания в третьей четверти XI в. см.: Meehan В. The Siege of Durham, the Battle of Carham, and the Cession of Lothian // Scottish Historical Review. 1976. 55. P. 1-19. Согласно другой точке зрения, трактат был написан в начале XII в.: Morris С. Marriage and Murder in Eleventh Century Northumbria: A Study of "De Obsessione Dunelmi" // A Borthwick Paper. 1992. 82. 7. Гимон T. B. Атрибуция и локализация летописных текстов при помощи формального анализа тематики сообщений (Англия и Русь) // Восточная Европа в древности и средневековье: Автор и его текст // XV чтения памяти чл.-корр. АН СССР B. T. Пашуто (Москва, 15-17 апреля 2003 г.): Мат-лы конф. М., 2003. С. 54. Две хроники на древнеанглийском языке упоминаются в каталоге кафедральной библиотеки Дарема конца XIV в.: Piper A. J. The Historical Interests of the Monks of Durham // Symeon of Durham: Historian of Darhamand the Nortb / Ed. D. Rollason. Stamford, 1998. P. 321. 8. Гимон T. B. Ведение погодных записей в средневековой анналистике (Сравнительно-историческое исследование). Автореф. дис.... канд. ист. наук. М., 2001. С. 13-14. 9. The Life of King Edward the Confessor Who Rests at Westminster / Ed. F. Barlow. Oxford, 1992. P. III-IХ. 10. "...tempore Pendae regis filii Wybbindi, quibus successit rex Osvingius" (Historia de Sancto Cuthberto. P. 139). 11. "Hoc tempore obiit Sanctus Cuthbertus, et successit Ezred episcopus" (Ibid. P. 142). 12....ut in AngUca Historia \egitur" (Ibid. P. 145). 13. HE II. 12. 14. De Obsessione. P. 215. Возможно, впрочем, что неверная дата является результатом ошибки переписчика (Meehan В. Op. cit. Р. 18). 15. Southern R. W. Aspects of the European Tradition of Historical Writing: 4. The Sense of Past // Transactions of the Royal Historical Society, 5th ser. 1973. 24. P. 211. 16. LDE IV.3. 17. См. аналогичные утверждения (явно не соответствующие действительности) авторов из Вустера и Бери Сент-Эдмундс: Barrow J. The Community of Worcester // St. Oswald of Worcester: Life and Influence / Ed. N. Brooks. L., 1996. P. 84-99; Gransden A. Legends and Traditins, Concerning the Origins of the Abbey of Bury St. Edmunds // Gransden A. Legends, Traditions and history in Medieval England. L., 1992. P. 81-104. 18. Aird. CO. M. OP. cit. P. 178 19. Meehan В. Notes on the Preliminary Texts and Continuations to the Symeon of Durham's "Libellus de Exordio" // Symeon of Durham. P. 131. 20. Colgrave B. The Post-Bedan Translations and Miracles of St. Cuthbert // The Early Cultures of Norm-West Europe: H. M. Chadwick Memorial Studies / Ed. C. Fox, B. Dickins. Cambridge, 1950. P. 327. 21. Такого рода события очень часто вели к созданию исторических и агиографических сочинений об истории данной церкви. Подробный анализ этого типа источников см.: Hayward P. A. Translations-Narratives in Post-Conquest Hagiography and English Resistance to the Norman Conquest // ANS. 1999. 21. P. 67-94. 22. Регент хора (архикантор) отвечал за все вопросы, связанные с литургией (в том числе с богослужебными текстами, церковным календарем, поминовением умерших) и поэтому почти всегда был также библиотекарем и занимался ведением анналов общины. Эту должность занимали многие англо-нормандские историки и агиографы, включая Уильяма Мальмсберийского (в Мальмсбери), Осберна и Эадмера (в монастыре Св. Троицы в Кентербери), Госцелнна (в монастыре св. Августина в Кентербри) и др. См.: Rollason D. Symeon's Contribution to Historical Writing in Northern England // Symeon of Durham... P. 5. 23. См. в особенности: Gullick M. The Hand of Symeon of Durham: Further Observations on the Durham Martyrology Scribe // Symeon of Durham... P. 14-31. 24. Этим событиям посвящен небольшой трактат "О несправедливом изгнании епископа Вильгельма I королем Вильгельмом, сыном великого короля Вильгельма", также, возможно, написанный самим Симеоном или при его участии. См.: De iniusta vexacione Willelmi episcopi primi per Willelmum regem filium Willelmi magni regis / Ed. H.S. Offler with revisions by A.J. Piper and A.I. Doyle // Camden Miscellany. Camden, 5th ser. 10. Cambridge. 1997. Vol. 34. P. 49-104. 25. См.: Farmer H. The Vision of Orm // Analecta Bollandiana, 75 (1957). P. 72-82. 26. Rollason D. Symeon's Contribution... P. 7-9. 27. Gullick M. The Hand of Symeon of Durham... P. 14-31. 28. Story J. E. Symeon as Annalist // Symeon of Durham.... P. 202-213. Новейшее издание "Анналов Линдисфарна и Дарема" см.: Levison W. Die "Annales Lindisfarnenses et Dunelmenses" kritisch Untersucht und neu Herausgegeben // Deutsches Archiv fur Erforschung des Mittelahers. 1961. Bd. 17. S. 447-506. 29. Sharpe R. Symeon as Pamphleteer // Symeon of Durham... P. 214-229. 30. Cambridge Corpus Christi College. MS 139. 31. British Library. Cott. Titus A. XIX. 32. London. Lincoln's Inn. MS Hale.13. 33. Письмо" издавалось трижды: Symeonis Monachi Opera et Collectanea... P. 132-137: Symeonis Monachi Opera Omnia. Vol. I. P. 221-227; HCY II. 252-258. 34. В частности, в H и С имеется заголовок, отсутствующий в рукописи Т. См.: Ibid. Р. 252. 35. "...in occidentali parte Eboraci in valle qua; vocatur Hwerverdale, super ripam fluminis Hwerf, inter Oteleiam et castellum de Scipctun" (Symeonis Epistola de Archiepiscopis Eboracensis // Symeonis Monachi Opera et Collectanea... P. 134). 36. См., например: HCY II. P. XV1-XV11. 37. См. ниже комментарий к переводу 38. В наиболее раннем по времени источнике- "Житии св. Освальда" Биртферта из Рамзине не указано имя предшественника Освальда на посту архиепископа Йорка (HCY II. 435-463) 39. De primo Saxonum adventu // Sumeonis Monachi Opera et Collectanea… P. 215 40. Sumeonis Epistola… P. 135 41. Опубликовано в: PL. XC. 41-54. 42. Подробнее всего описано: Hardy T. D. Descriptive Catalogue of Materials relating to the History of Great Britain and Ireland to the end of the reign of Henry VII: 3 vols in 4 parts // Rolls Series, 1862-1871. 26. Vol. 1. P. 450-451. 43. Эгфрид назван королем "народа за Хамбером" (Transhumbranae gentis) (PL. X 45). В тексте не упоминается перенесение мощей Беды в Дарем в начале XI в., но, возможно, автор просто не знал о нем. "Житие Беды" по некоторым признакам близко к так называемому "герменевтическому стилю", господствовавшему в латинской литературе позднего англосаксонского периода. О нем см.: Lapidge М. The Hermeneutic Style in Tenth-Century Anglo-Latin Literature // Anglo-Saxon England. 1975. 4. P. 67-111). 44. Письмо Кутберта о смерти Беды // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. с лат. В.В. Эрлихмана. СПб., 2001. С. 206. 45. LDE I.14-15. 46. Rollason D. Sources for York History to AD 1100. York, 1998. P. 25. 47. LDE I.14. 48. Brett М. John of Worcester and his contemporaries // The Writing of History in the Middle Ages: Essays presented to Richard William Southern / Ed. R.H.C. Davis, J.M. Wallace Hadrill. Oxford, 1981. P. 119-122. 49. Chronica pontificum ecclesiae Eboracensis // HCY П. P. 312-387. О ней см.: Rollason D. Sources for York History.,. P. 31. 50. The Priory of Hexham: Its Chroniclers, Endowments and Annals / Ed. J. Raine. Vol. 1 // Surtees Society. 1864. 44. P. 1-62. 51. Hugh the Chanter. The History of the Church of York 1066-1127 / Ed. C. Johnson, rev. M. Brett, C.N.L. Brooke and M. Winterbottom. Oxford, 1990. 52. Rollason D. Sources for York History... P. 31. 53. HCY II. P. XXI-XX1I. 54. Chronica pontificum... P. 343. 55. Ibid. P. 341. 56. Ibid. P. 344, 353-354. 57. Ibid. P. 343. 58. Ibid. P. 354. 59. Единственное изд.: Aluredi Beverlacensis Annates, sive Historia de Gestis Kegum Britanniae, Libris IX / Ed. T. Hearne. Oxford, 1716. 60. Этот текст известен в единственной рукописи СССС 139 (fols. 38r-48r), где он находится рядом с текстом "Письма" Симеона (fols. 50v-52r). 61. Priory of Hexham. P. 30. 62. Записаны на полях пасхальных таблиц в рукописи Glasgow University Library, MS Hunterian 85 (Т. 4.2) (написана в Дареме в начале XII в.). См. выше примеч. 27. 63. См.: Offler H. S. The Last Medieval Bishops of Hexham // Offler H. S. North of the Tees: Studies in Medieval British History. Aldershot, 1996. P. 168. 64. См. ниже коммент. к переводу. 65. Опубликована только часть, посвященная архиепископам Йорка, в: HCY II. Р. 513-530. Сохранилась в рукописи Durham Cathedral Library MS B. II. 35 (fols. 144r-149v) и ее копии в рукописи СССС 66, (р. 80-98). См.: Norton С. History, Wisdom and Illumination // Symeon of Durham... P. 61-105. 66. См.: Story J. E. Op. cit. P. 212-213. 67. Подробнее см.: Offler H. S. Medieval Historians of Durham // Offler H. S. North of the Tees. P. 9-10. Текст воспроизведен по изданию: Наследники Беды: «Письмо об архиепископах Йорка» Симеона Даремского в контексте исторической культуры Северной Англии в первой половине XII в. // Средние века, Вып. 66, 2005 |
|