|
СИГЕБЕРТ ИЗ ЖАМБЛУХРОНИКАCHRONICA SIGEBERTI GEMBLACENSIS Начинается хроника господина Сигеберта, монаха из Жамблу. Собираясь с Божьей помощью рассказать о современности царей, скажем сперва несколько слов о происхождении отдельных народов, насколько мы сможем следовать по стопам предков, двигаясь по тропам историй. В первой линии мы поставим царство римлян, во второй – персов, в третьей – франков, в четвёртой – вандалов, в пятой – англов, в шестой – лангобардов, в седьмой – визиготов и в девятой – гуннов. О царстве римлян я считаю необходимым сказать только то, что пророк Даниил толковал о четвёртом царстве, а именно, что как железо разбивает, раздробляет и сокрушает всё, так и оно с самого своего начала разбило, раздробило и сокрушило почти все царства мира; в последнее же время это царство, которое так долго и крепко непоколебимо стояло на своих железных ногах, после того как железо его твёрдости смешалось с глиной человеческой слабости, начало, наконец, с ужасающим грохотом падать с самой вершины своего владычества. Первые поражения этому царству нанесли персы, которые почти всегда держались на равных с римлянами; теперь же, когда положение государства пошатнулось, они не побоялись и дальше тревожить римлян, и смогли, кроме того, урезать их границы, после того как Юлиан Отступник был убит, а римское войско оказалось в бедственном положении, обретя величайшее счастье за счёт их несчастья. Так это царство, которое столько времени грабило и угнетало почти все народы мира, теперь, когда всемогущий Бог подмешал ему в питьё то, что оно подмешивало прочим, стало открыто для грабежа и насилий практически всем народам; и те, которые недавно сражались с другими народами ради одной лишь славы, теперь едва могли позаботиться о собственном спасении. Ибо все народы, которые покидали своё отечество то ли ради необходимости уменьшить народонаселение дома, то ли из любви к совершению насилий, тревожили Римскую империю, отрубали от её ослабевшего тела отдельные части и учреждали в них свои царства. Всё это будет подробно изложено в дальнейшем. Далее, более пространно повторяться теперь о происхождении Персидского царства нам кажется излишним, поскольку благодаря древним историям читатель и так хорошо представляет себе и то, каким была древность этого царства, и каким могучим было его древнее благородство. Отмечу только, что часто злоупотребляя победой над римлянами, они даже теперь, после недавней гибели Юлиана, когда римское войско было разбито, границы Римской империи урезаны и на их условиях заключён мирный договор на 29 лет, воспользовались своим счастьем без всякой умеренности; в результате безрассудных действий их царя Сапора они стали враждебны христианам и римлянам. О происхождении нашего народа, то есть царства франков, мы ознакомим других на основании правдивого сообщения древних авторов. После того знаменитого и известного всем векам и народам разрушения города Трои, когда остатки троянцев отступали перед победившими греками, часть их вместе с Энеем отправилась в Италию основывать Римскую империю, а ещё одна часть, а именно, 12 000 воинов во главе с Антенором, прибыла в соседние с Паннонией земли возле Меотидского озера. Там они построили город и в память о себе назвали его Сикамбрией. Они жили в нём много лет, стали большим народом и, тревожа Римскую землю частыми набегами, распространили следы своей дикости до самой Галлии. Поскольку они были настолько враждебны римлянам, цезарь Констанций, сын Константина Великого, разбил их в битве и, подчинив, наконец, римской власти, несколько обуздал их дикость. Через несколько лет, когда против императора Валентиниана восстали аланы и он не смог их полностью победить, потому что их защищали непроходимые Меотидские болота, Валентиниан постановил, что в случае, если какой-либо народ сможет войти в эти болота и выгнать оттуда мятежных аланов, то он на десять лет освободит его от дани. Соблазнённые этим условием, троянцы, полагаясь на свою силу и мудрость, во главе с Приамом вошли в непроходимые для римлян Меотидские болота, прогнали народ аланов и тем угодили Валентиниану. Восхищённый их доблестью, Валентиниан назвал их по-гречески франками, что в переводе на латинский означает «неукротимые», тогда как прежде они назывались троянцами, затем антенорцами, а в последствии также сикамбрами. Другие же говорят, что они были названы франками по имени их короля Франтиона, храбрейшего на войне, который, сразившись со многими племенами, направил свой путь в Европу и обосновался между Дунаем и Рейном; там его народ разросся и не желал сносить ничьё иго вплоть до указанного времени. Так или иначе, по какой бы причине их не назвали франками, ими, насколько смогли выяснить историки, правил во времена Валентиниана I названный Приам. Имя этого царя, очевидно, напоминало о благородстве того Приама, при котором была разрушена Троя, откуда, как они хвалились, брал своё начало их народ. По прошествии десяти лет, когда чиновники вновь потребовали у франков дань, те, возгордившись из-за указанной выше победы и целиком полагаясь на свои силы, не только отказали им в дани, но даже дерзнули восстать против римлян. Собрав войско, римляне напали на франков и давили побеждённых до полного уничтожения. Британцы или бритты, от которых получила своё название населённая ими Британия, остров в Океане, жили под властью римлян со времени Гая Юлия Цезаря вплоть до 413 года Господня. Во времена Марка Антонина Вера они по настоянию Луция, царя британцев, приняли через послов папы Элевтерия таинства христианской веры, в которой некоторые из них упорствовали вплоть до мученического венца. Страдая от частых и почти постоянных набегов пиктов, они, не имея склонности к войне и будучи неспособны организовать сопротивление врагам, призвали по совету своего царя Вертигиния из пределов Саксонии народ англов и обрели в них защитников против всех вражеских нападений. Какое-то время англы деятельно и храбро их защищали, но затем, соблазнённые жаждой власти и одновременно привлечённые к этому их слабостью, решили подчинить себе тех, кого взялись защищать. В результате насильственного беззакония коренные жители, британцы, подчинились иноземцам, англам и, восприняв, как побеждённые, законы и само имя последних, так никогда и не смогли избавиться от их ига. Вандалы, также родом из Скифии, были побеждены готами и, не сумев сохранить собственные земли, стали захватывать чужие. Когда они сидели в районе Дуная, Гиберих, король готов, вновь спустя много лет победил их в войне и, прогнав оттуда, принудил оставшихся, покинув стоянки, подчиниться власти Рима и смиренно просить Константина Великого дать им место для поселения. Добившись своего, они на протяжении 60 лет мирно жили в выделенной им Паннонии. Вызванные оттуда по наущению Стилихона, замышлявшего мятеж против государства, они в 13-й год Аркадия и Гонория рассыпались по Галлии и, соединившись с аланами, какое-то время разоряли её самым жутким образом. Но готы прогнали их и оттуда, думая, правда, отнюдь не о спокойствии галлов, но стремясь всего лишь самим опустошить их отечество. Вандалы же вторглись в Испанию и долгое время разоряли то Испанию, то Галлию. Но и там они не смогли обезопасить себя от готов. Поскольку готы жестоко беспокоили Италию, Гонорий, посоветовавшись со своими людьми, пожаловал готам Испанию и Галлию, которые и так были вырваны у него вандалами и другими племенами. И вот, когда готы собирались изгнать из выделенных им земель вандалов и прочих врагов, а вандалы, запертые отовсюду, в страхе перед готами не находили себе места, им в наказание за грехи народа внезапно представилась счастливая возможность. Ибо между Бонифацием и Аэцием, римскими полководцами, из-за зависти возникла вражда, и Бонифаций, потерпев поражение, решил отомстить за боль нанесённого ему оскорбления не иначе, как причинив ущерб государства и подвергнув его опасности. Так, прибыв в Испанию, он пригласил вандалов занять Ливию и Африку. Когда же те переправились, то на долгое время основали там своё королевство и без всякого внимания к человечности или священству, нарушали и людские, и божеские законы. О происхождении винилов, которые позднее были названы на родном языке лангобардами за свои длинные бороды, мы имеем довольно точные сведения, но точных данных о времени их происхождения у нас нет. Ибо мы читаем, какие ими правили короли, знаем их имена, но данных о времени их правления не находим. Они проживали в Скандинавии, острове в Скифии; и вот, когда они так умножились, что земля уже не могла их вместить, они приняли решение уменьшить свою численность за счёт ухода третьей их части; вопрос по поводу того, кому следовало уйти, был решён посредством жребия. Итак, третья часть винилов, избранная посредством жребия, во главе с вождями Агио и Ибором, покинув остров Скандинавию, переходила с места на место без определённого плана и цели. Многие часто нападали на них, но они мужественно, ибо дело шло об их жизни, защищали свою жизнь и свободу. После смерти Агио и Ибора первым над ними в течение 23 лет царствовал Агельмунд. Поскольку он вёл себя довольно беспечно, то был убит булгарами вместе со многими своими людьми. Вторым правил Ламиссио, после него, третьим, 40 лет правил Лету, четвёртым – Ильдехох, а пятым – Гудеох, в то время, когда в Италии правил Одоакр. Шестым королём лангобардов был Клаффо, седьмым – Тато, восьмым – Валтарит, девятым – Авдоин, который привёл лангобардов в Паннонию, а десятым – Альбоин, который перевёл лангобардов в Италию и укрепил там их королевство самым надёжным образом. А происхождение готов, которые у древних авторов звались гетами и впоследствии, разделившись, образовали два царства – остроготов и визиготов, как мы узнали из истории Иордана, было следующим. Поначалу они населяли Скандию, остров в Скифии. Не довольствуясь этим владением, они ушли оттуда вместе со своим королём Берихом; проходя через соседние острова и земли Скифии, они тревожили войной соседние племена и, внушив страх перед своим именем, подчинили себе пограничные народы. Позже, при Филимере, своём пятом короле, они отправились в дальние земли Скифии и долго разоряли земли Фракии, Дакии и Мезии вплоть до ближних берегов Дуная. За долгое время, точнее за много веков, они выросли в большой народ и, присоединив в результате победных войн много племён, возвысили своё имя и храбрость. Отличаясь силами и талантом, знакомые также с философскими учениями, они, оставив врождённое варварство, своей человечностью и благородством превзошли прочие варварские племена. Во времена императора Деция они, перейдя через Дунай со своим королём Гнивой, жестоко побеспокоили Римскую империю. Когда же Деций вступил с ними в битву, они разбили римское войско, а самого Деция убили вместе с его сыном, тоже Децием. Возгордившись от этой удачи и часто одерживая в последующем верх в битвах с римскими полководцами, они внушили страх всему римскому миру. Проживая до сих пор по ту сторону Дуная, они во времена императора Валента вступили друг с другом в гражданский конфликт. Когда же Аталарих, предводитель одной стороны, одержал верх над Фритигерном, вождём другой стороны, Фритигерн просил Валента о помощи, обещая стать христианином. Валент послал ему помощь и, будучи арианином, привлёк готов в арианскую секту. В 13-й год Валента гунны, которые и сами властно и жестоко свирепствовали в Скифии, воспользовавшись внутренними раздорами готов, внезапно вторглись в их земли и, победив их в битве, либо подчинили себе, либо замучили в плену, либо изгнали из отечества. Так, готы, которые покорили себе множество племён, сами покорились власти гуннов, и резко усилили их могущество, ибо все те, кто служил готам, теперь через готов подчинились владычеству гуннов. Так почти во всей Скифии гунны превзошли прочих и властью, и храбростью. А побеждённые готы, перейдя через Дунай, вступили в пределы Римской империи и просили Валента дать им землю для поселения. Добившись своего, они какое-то время воздерживались от всяких вооружённых акций, но в конце концов, вынужденные жадностью римлян и недостатком продуктов первой необходимости, они начали жестокие бои в самом центре своей власти. Император Валент, выступив против них, был побеждён в битве и по справедливому приговору Божьему сгорел в огне, причинив огромный вред государству и умножив радость врагов. Те готы, которые находились на территории Римской империи, назывались визиготами, то есть западными готами; они многие годы тревожили западные римские земли вплоть до отдалённых пределов Испании, где впоследствии основали своё королевство. А готы, которым пришлось остаться на родной земле по ту сторону Дуная под властью гуннов, управлялись царьками своего народа и назывались остроготами, то есть восточными готами. Позднее они многие годы владели Итальянским королевством, полученным их королём Теодорихом в дар от императора Зенона. Так, словно двумя рогами своей головы жестоко беспокоя Восток и Запад, готы образовали два королевства, то есть королевство визиготов в Испании и королевство остроготов в Италии. О королевстве гуннов, власть которого распространялась почти на всю Скифию, мне следовало бы умолчать ввиду варварства этого народа, но знаменитое разорение ими Галлии и Италии вынуждает всё таки рассказать, как суд Божий излился повсеместно благодаря их королю Аттиле, которого Бог извлёк из ножен своего гнева против грешных народов словно отточенный и разящий меч. Итак, об их происхождении я изложу в нескольких словах то, что вычитал в историях древних авторов. Филимер, король готов, сын Гадарика Великого, который после ухода с острова Скандии уже пятым по счёту держал власть над гетами и вместе со своим племенем вступил в земли Скифии, обнаружил среди своего народа нескольких женщин-колдуний, которых они на готском языке называют алирунами. Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив в бегство, заставил жить в пустыне. Когда лесные люди, которых некоторые называют фиговыми фавнами, увидели их, бродящих по пустыне, то, вступив с ними в связь, произвели на свет это свирепейшее племя, которое сперва жило среди болот Меотиды. Это малорослое, отвратительное и сухопарое племя было понятно как некий род людей только в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи. Тех, кого им не удавалось победить в битве, они обращали в бегство, внушая величайший ужас своим страшным видом, потому что их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так выразиться, на безобразный комок с дырами вместо глаз. А свирепый взгляд выдавал жестокость их духа. Они зверствуют даже над собственными детьми с первого дня рождения. Ибо, как только те рождаются, они рассекают их щёки железом, чтобы, прежде чем воспринять питание молоком, те научились терпеть боль от ран. Поэтому они стареют безбородыми, а в юношестве лишены красоты, ибо лицо, изборождённое железом, из-за рубцов теряет своевременное украшение волосами. Они малы ростом, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи. Имея человеческий облик, они живут в звериной дикости. Рождённые от такого корня, гунны внушали страх и ужас всем соседним племенам. Их могущество ещё более возросло от победы над готами, жившими на берегах реки Меотиды, которые славились в Скифии исключительной силой и храбростью. Эту победу гунны одержали следующим образом. Гуннские охотники, следуя по пятам за оленем, перешедшим через Меотидские болота, которые до сих пор считались непроходимыми, тщательно разведали скифскую страну и, обо всём рассказав гуннам, побудили их к переходу. Перейдя во главе с ними через болота, они, словно буря, внезапно обрушились на скифские народы и подчинили себе их всех, а готов, повелевавших прочими или по крайней мере превосходивших их, прогнали из их мест проживания. В результате этого счастливого успеха гунны, возвысившись среди прочих народов Скифии благодаря победе над готами, на протяжении почти 80 лет действовали ради потрясения и крушения мира. Итак, в этом сочинении мы расскажем об их королевстве от этой их победы до самой смерти Аттилы. Кроме этих были и другие племена, которые разоряли Римскую империю, а именно, гепиды, аланы, турки, булгары и многие другие; и все они вышли из северных стран; возможно, именно по этому поводу пророком было сказано: «С севера придёт зло на всю землю». Итак, начнём наше повествование с 381 года Господнего, то есть с того года, когда Валентиниан Младший и Грациан, сыновья Валентиниана Старшего, начали править после смерти Валента и царствовали шесть лет. С этого года Сапор, который долгое время повелевал персами, правил 28 лет. С этого года британцы находились под властью Рима 30 лет. Начиная с этого года вандалы вместе со своим королём Модигизилом жестоко разоряли Галлию на протяжении 33 лет. Над франками, проживавшими в Сикамбрии, правил Приам. Другие писали, что он погиб в той битве, в которой франки, как мы писали, потерпели сокрушительное поражение от войска Валентиниана I и были вынуждены уйти из Сикамбрии. Фритигерн, который какое-то время царствовал над визиготами, правил после этого года три года. Во главе остроготов, оставшихся в родной земле под властью гуннов, стоял Винитарий; с этого года и до смерти Аттилы ими на протяжении примерно 80 лет правили царьки из их племени. Во главе гуннов стоял Баламбер. Он, а после него Мундзук, отец Аттилы, братья Мундзука Октар и Ругила, а затем Бледа и его брат Аттила правили с этого года до смерти императора Маркиана примерно 80 лет. Итак, в 4331 году от Адама, согласно Дионисию, 381 году Господнем, согласно тому же Дионисию, в 4-й год 289-й Олимпиады, после смерти нечестивого Валента правили:
Феодосий, назначенный Грацианом начальником армии, с невероятной быстротой и удивительной удачей победил множество варварских племён и восстановил в восточных землях пришедшее в упадок государство. В это же время известностью пользовались: Дамас, занимавший должность папы вот уже 13-й год, в Риме; Дидим, который лишился зрения в четыре года, но, несмотря на слепоту, прекрасно знал и грамоту, и философию, в Александрии; Иероним, целиком посвятивший себя Священному писанию; Григорий Нисский, Григорий Назианзен, Мартин, епископ Турский, Амвросий Медиоланский, Руфин, пресвитер из Аквилеи; аббат Пахомий в Египте, а также Мелетий, епископ Антиохии, ещё более славный тем, что Феодосий увидел во сне, будто именно он облачил его в императорский плащ и возложил на голову диадему.
Грациан весьма покровительствовал религии и, заботясь о государственных делах, сделал своим соправителем Феодосия. Павла, наиболее знатная среди благородных римских матрон, отреклась от мира. Иероним исправил Псалтырь перевода 70 толковников, который читали во всех церквях. Когда же его опять исказили, Иероним составил новый Псалтырь, который не слишком отличался от издания 70 толковников, но был гораздо ближе к еврейскому тексту. Чтобы сделать его понятным для всех, он снабдил его звёздочками и чёрточками, пояснив, что то, что содержится под звёздочкой вплоть до двоеточия, есть в еврейском тексте, но пропущено 70 толковниками, а того, что содержится под чёрточкой вплоть до двоеточия, нет у евреев, но добавлено 70 толковниками, по крайне мере согласно переводу Феодота. Папа Дамас по просьбе Иеронима велел читать этот Псалтырь в галльских церквях, почему он и зовётся галльским; римляне же сохраняют Псалтырь перевода 70 толковников, почему он и зовётся римским. Поскольку этих двух Псалтырей было недостаточно для изложения доказательств о Христе вопреки евреям, которые не верят ничему, кроме того, что содержится в еврейском тексте, он добавил ещё и третий Псалтырь, который слово в слово перевёл с еврейского на латынь по просьбе мудрого мужа Софрония. Этот Софроний перевёл с латыни на греческий и этот Псалтырь, и другие сочинения Иеронима. Феофил, епископ Александрии, сделал вычисления Пасхального цикла на сто лет вперёд, назвав его «латеркулум», и начал его с этого года, то есть в первое консульство Феодосия. Папа Дамас по просьбе Иеронима велел произносить в церкви в конце псалмов: «Слава Отцу и Сыну и Святому духу. Аминь». Он постановил также читать в церкви псалмы днём и ночью. Чтобы хоры, разделённые на две части, пели эти псалмы друг за другом, уже во времена императора Констанция первыми постановили Флавиан и Диодор, мужи проверенной жизни и учёности; а оттуда этот обычай распространился по всему миру.
Максим в Британии насильственным путём захватил власть. После Фритигерна вторым у визиготов в течение одного года правит Атанарих. Заключив союз с Феодосием, он был приглашён им в Константинополь, но вскоре, на 15-й день после своего прихода, там умер. Василий Кесарийский был знаменит одновременно и философией, и святостью. Бог, явившись ему по его просьбе, велел ему собственными словами освятить святую жертву; ему было открыто, что императора Юлиана убил воин и мученик Меркурий. Василий, открыто сразившись с дьяволом, примирил с Христом некоего юношу, который из-за любви к девушке, посланной ему дьяволом, отрёкся от Христа. Он добился от Бога, чтобы святой Ефрем, сириец, заговорил по-гречески. Грешные письмена и заметки грешницы он посредством молитвы предал забвению. Знаменитый этим и многим другим, он, когда врач-еврей предсказал ему скорую смерть, посредством молитвы отложил смерть на следующий день и, обратив таким образом ко Христу и врача, и его людей, блаженно умер. Папа Дамас был лживо обвинён в прелюбодеянии, но очистился благодаря свидетельству 44-х епископов, а его обвинители были изгнаны из церкви. Аполлинарий, епископ Лаодикеи, обратившись в ересь собственного имени, был осуждён папой Дамасом; ибо он говорил, что Христос, родившись, принял только плоть, но не душу, а если и принял душу, то не разумную, но исключительно животворящую; что вместо души у него была сила божественной плоти, и плоть эта была принята им не от Марии, но и плоть, и слово были единосущны.
Папа Дамас запретил архидьяконам, которые звались также хорепископами, то есть епископами областей или сёл, выступать против епископов. Ибо греческая «хора» означает по латыни «село» или «страна». Максим побеждает пиктов и скоттов, совершавших набеги на Британию. Визиготы были при Феодосии без короля 13 лет. Винитарий, король остроготов, восстаёт в Готии за свободу против гуннов. Епископ Амвросий написал для императора Грациана книги о Святом духе. Тело Павла, епископа Константинопольского, задушенного еретиками в ссылке при Константине, было со славой перенесено в Константинополь императором Феодосием.
В Галлии умер святой Роман Блавиенский. Феодосий назначает августом своего сына Аркадия. Юстина, мать Валентиниана, арианка, со страшной ненавистью свирепствует против Амвросия и всей святой католической церкви. После Приама франками в течение 36 лет правят Маркомир, сын Приама, и Сунно, сын Антенора. Уйдя во главе с ними из Сикамбрии, франки осели близ Рейна в городах Германии. Винитарий побеждает гуннов в битве.
Максим переходит в Галлию и убивает в Лугдунуме императора Грациана, а его брата, Валентиниана, притворно заключив мир, на три года изгоняет из Италии. Феодосий единолично правит 11 лет. Баламбер, король гуннов, убил в битве Винитария; после него вторым у остроготов два года правит Хунимунд. В Константинополе по приказу Феодосия и с согласия папы Дамаса состоялся Второй вселенский собор 150 отцов; осудив Македония, отрицавшего, что Святой дух – это Бог, он постановил считать, что Святой дух единосущен Отцу и Сыну и дал символ веры, который вся латинская и греческая конфессия поёт в церкви во время богослужения в праздничные дни. Тогда же было решено, чтобы Константинопольский [патриарх], как епископ Нового Рима, имел преимущество после римского понтифика. Епископ Присциллиан, основав в Испании ересь собственного имени, потревожил церковь. Так, он смешал лиц Святой Троицы, говоря, что она и есть Отец, который представляет собой единство Сына и Святого духа. Мясные блюда он считал недозволенной пищей. Он расторгал брака, давая развод мужьям, не желавшим своих жён, и жёнам, не желавших мужей. Творение всякой плоти он приписывал не доброму и истинному Богу, но злым ангелам. Он говорил, что души той же природы и сущности, что и сам Бог; для проведения добровольного состязания, правда, не на земле, они шаг за шагом спускаются через семь небес и через столько же царств и попадают к князю тьмы, создавшему этот мир; этот князь и распределяет их по различным плотским телам. Судьба людей тесно связана со звёздами, а наше тело, по его словам, сложено сообразно 12 небесным созвездиям: Овна он помещал в голове, Вола в шее, Близнецов в плечах, Рака в груди, Льва в руках, Деву в животе, Весы в пояснице, Скорпиона в бёдрах, Стрельца в половых органах, Водолея в мочевом пузыре, Козерога в голенях, а Рыб в стопах. Выслушанный по этому поводу на соборе епископов, он отправился в Рим, где святые Дамас и Амвросий уличили его в ереси. Затем, в Галлии, на соборе в Бордо он также был осуждён как еретик святым Мартином и прочими. Когда он понял, что осуждён, то обратился с апелляцией к императору Максиму. Он был им выслушан, но лишён епархии и убит в Трире префектом Эводием вместе со многими своими последователями, поскольку император велел перебить в Испании сторонников этой секты. Епископы Итахий и Урсаций, обвинители Присциллиана, были лишены церковного общения епископами, говорившими, что это, мол, грех, лишать жизни человека иного образа мыслей по обвинению епископов, хотя император Максим и некоторые епископы защитили Итахия и Урсация. По этой причине святой Мартин подвергся гневу со стороны Максима, ибо не хотел вступать в общение с Итахием, и едва добился, чтобы сторонников Присциллиана не убивали. Павла, предпочтя Риму Вифлеем, служила там Христу вместе с дочерью Евстохией и многих побудила своей святой жизнью к соревнованию с ней в святости.
Сириций, 37-м по счёту стоял во главе римской церкви. Он постановил, чтобы кающийся еретик принимался церковью путём возложения рук священника. Он же отправил в изгнание найденных в Риме манихеев. Епископ Амвросий первым стал употреблять в церкви у латинян антифон, восприняв этот обычай у греков, которые уже давно ввели его по решению Игнатия, епископа Антиохии и ученика апостолов, ибо последний, оказавшись в видении на небе, видел и слышал, как ангелы посредством антифона пели гимны Святой Троице. Франки разбили близ Трира римских полководцев Квинтина и Гераклия и уничтожили почти всё их войско. В Египте святостью и пророческим духом славился отшельник Иоанн.
Тела мучеников Гервасия и Протасия были обретены в Медиолане Амвросием. Остроготами два года правит Хорисмунд.
Император Валентиниан, бежав от Максима, приходит в Константинополь, где его по-отечески принимает Феодосий. Августин, будучи манихеем, был обращён к истинной вере Амвросием и, оставив школу, крещён.
Тиран Максим отлучён от церкви Амвросием, ибо не хотел исправляться, и убит Феодосием в битве у Аквилеи. Валентиниан же восстановлен на троне. Остроготы оставались без короля 40 лет.
Император Феодосий искупил достойным подражания примером всенародного покаяния страшное преступление, которое он совершил, велев перебить в Фессалонике 7000 её горожан в отмщение за судей, убитых во время мятежа. Не пущенный Амвросием в церковь, он примирился с ним, дав смиренное удовлетворение. Умер Григорий, епископ Назианзенский. Амвросий первым после Хилария из Пуатье велел петь в церкви хвалебные гимны. Известностью в Риме пользовался языческий поэт Клавдиан.
Голова Иоанна Крестителя была перенесена в Константинополь императором Феодосием. Некогда её хотел перенести туда император Валент, но повозку, на которой собирались везти святую голову, так и не смогли сдвинуть с места.
На небе появился страшный знак колонны, везде одинаковый. В Испании известностью пользовался поэт-лирик Пруденций.
Иероним окончил на этом месте книгу о сиятельных мужах. От этого места её продолжил Геннадий. В Александрии по приказу Феодосия епископом Феофилом были разрушены языческие святилища; разрушен был и знаменитый храм Сераписа, а на его месте освящена часовня, в которой были захоронены кости Иоанна Крестителя. Они были доставлены в Александрию следующим образом. Когда правил Юлиан Отступник и свирепствовал против Христа, язычники, взломав могилу Иоанна Крестителя в городе Самарии, вытащили его кости и разбросали их по полям; затем, вновь собрав, они сожгли их в огне и, смешав священный пепел с пылью, опять рассеяли его по полям. Но некие монахи из Иерусалима, смешавшись с этими бесновавшимися язычниками, собрали сколько могли костей и принесли их своему аббату Филиппу в Иерусалим. А Филипп отослал их Афанасию, епископу Александрии. Святой Патриций Скотт был продан вместе со своими сёстрами в Ирландию. Будучи королевским свинопасом, он часто наслаждался беседой с ангелами.
В Риме известностью пользовался Арсений, который до 40 лет со славой служил при императорском дворе, а затем, из сенатора став монахом, в течение 55 лет вёл святой образ жизни. Когда Иероним перевёл Священное писание Ветхого завета на латинский язык с еврейского оригинала, перевод 70 толковников, которого придерживались все, и греки, и латиняне, отошёл на второй план. Хотя святые и учёные мужи с неудовольствием восприняли то, что это сделано вопреки укоренившейся церковной традиции, авторитет еврейского оригинала всё таки возобладал, после того как выяснилось, насколько отошли от него 70 толковников.
В это время в иудейской крепости Эммаус родился здоровый мальчик, но, начиная от поясницы, разделённый надвое, так что у него было два туловища и две головы: в каждой – своё сознание; когда одна половина ела и пила, вторая не ела; когда одна спала, вторая – бодрствовала; впрочем, иногда они вместе спали, играли друг с другом и плакали, а иногда даже дрались между собой. Они прожили около двух лет, после чего одна половина умерла, а вторая прожила после этого ещё четыре дня. Император Валентиниан был доведён до крайности чрезмерной наглостью Арбогаста, начальника армии, и окончил жизнь в петле. Власть с помощью Арбогаста захватил Евгений. Были обретены тела пророков Аввакума и Михея. Дидим «Слепой» умер в Александрии в возрасте 85 лет.
Феодосий убил в битве Евгения и Арбогаста, но и сам умер малое время спустя. После него империей 13 лет правили его сыновья Аркадий и Гонорий. В Медиолане Амвросием были обретены и подняты тела мучеников Назария и Цельса.
Константинопольский епископ, боясь Божьего гнева, когда огонь страшным образом сверкнул над тучей, обратился к покаянию. Руфин, начальник армии Востока, подняв мятеж, был убит Стилихоном, начальником армии Запада. Гильдон, комит Африки, подняв мятеж, перестал платить римлянам обычную дань; малое время спустя его убил Стилихон, вернув Африку в её прежнее состояние. Визиготы, разорвав договор с римлянами, поставили над собой королём Алариха, который правил 18 лет.
Анастасий 37-м по счёту стоял во главе римской церкви. В этом году, согласно некоторым авторам, умер святой Мартин. В это время в церкви славились святые и учёные мужи: Иоанн Златоуст, епископ Константинопольский, известный своей святостью и учёностью, но ещё более знаменитый своим красноречием; Донат, епископ Эпира, который убил огромного дракона, поразив его прямо в глаз, и восемь запряжённых быками повозок едва смогли отвезти на сожжение его останки; в Испании историк Орозий; в Аквитании Север, который написал жизнь Мартина и многое другое; в старости, совращённый пелагианами, он хранил молчание до самой смерти, исправлял таким образом то, в чём погрешил своим языком; в Галлии Северин из Агриппины; а также Серваций, 10-й епископ Тонгерна, родственник нашего Господа, Иисуса Христа, причём не только потому что он исполнял волю Бога-Отца, но и по крови. Ибо он был потомком рождённого в Персии Эммио, отцом которого был Элиуд, брат Елизаветы, которая родила Иоанна Крестителя. Матерью же Элиуда и Елизаветы была Эсмерия, сестра Анны, которая родила Марию, мать Господа.
Римские провинции жестоко разоряли то визиготы, то гунны. Когда в Риме проводились гладиаторские игры, монах Телемаций, укорявший людей, жадно взиравших на зрелище, был побит народом камнями. Разгневанный этим, император Гонорий навсегда запретил своим эдиктом бои гладиаторов.
Императоры, подражая рвению своего отца Феодосия, приказали разрушить храмы идолов по всему римскому миру. Иероним и Руфин, пресвитер из Аквилеи, когда между ними возникли разногласия по поводу вопросов Писания, написали друг против друга полные упрёков книги, изложенные довольно изящным, но слишком оскорбительным языком.
Святой Мартин умер в этом году в возрасте 81 года, на 26-м году пребывания в должности епископа, согласно Просперу, который пишет, что он умер в пятый год Аркадия и Гонория, и согласно Северу, который сообщает, что он прожил после смерти Присциллиана ещё 16 лет.
Умер Амвросий Медиоланский, чью жизнь описал для епископа Августина Павлин, епископ Нолы. Этот Павлин, впоследствии ставший епископом Нолы, был крупным землевладельцем; но, показав удивительный пример, он продал все своим поместья и предпочёл им веру. Терасия, став ему вместо супруги сестрой, сравнялась с ним заслугами и свидетельством блаженной жизни. Будучи епископом, он отдал себя в рабство варварам вместе пленного сына бедной вдовы; но, когда Бог дал знать, кто он таков, он вернул свободу многим пленным. В те времена в Италии были замучены язычниками Сизинний, Мартирий и Александр. Когда их тела были доставлены в Медиолан, то благодаря им прозрел некий слепой, говоря, что был направлен сюда епископом Амвросием, который явился ему в видении и сказал, что принят в сообщество этих мучеников. Стилихон, желая нарушить мир между братьями императорами, велел назначить Алариха, короля готов, начальником армии.
Иннокентий 38-м по счёту стоял во главе римской церкви. Он постановил давать во время мессы поцелуй мира, по субботам соблюдать пост и разрешил употреблять освящённый епископом елей для пользования больных не только пресвитерам, но и всем христианам, совершая помазание им в случае необходимости. В Британии Пелагий пытался запятнать церковь Христову безбожным учением, говоря, что человек якобы может спастись и без милости Божьей, за счёт собственных заслуг; каждого направляет к справедливости лишь его собственная воля. Дети рождаются без первородного греха и такими же невинными, каким невинным был Адам до грехопадения; поэтому их нужно крестить не для того, чтобы освободить от греха, но для того, чтобы они посредством принятия в церковь попали в царство Божье; но даже если их не окрестить, они всё равно обретут вечную и блаженную жизнь вне царствия Божьего. Только Адам отмечен своим грехом, но и он умер не по причине своей вины, а по требованию природы; он всё равно бы умер, даже если бы и не согрешил. Пелагий говорил также, что молитвы, которые совершаются церковью то ли за неверующих, то ли за верующих, тщетны. Папа Иннокентий осудил и его, и его сторонников Целестия и Юлиана. Также Иероним, Августин и другие атаковали их, как врагов веры, оружием истины. Восточные земли также жестоко поколебал поднятый по поводу Бога вопрос, а именно, обладает ли Бог телом и подобно ли оно человеческому, или он бесплотен и совершенно чужд организации человеческого тела; простаки утверждали, что Бог обладает телом и оно подобно человеческому, а другие это отрицали.
В Риме стала известна удивительная жизнь благороднейшего из римлян Алексея; оставив невесту в первую ночь свадьбы, он странствовал ради Христа 16 лет; наконец, в Эдессе, сирийском городе, образ святой Богоматери Марии объявил всем, кто он; бежав оттуда, он не по своей воле причалил в римской гавани, где его, как бедняка, встретил его отец. Проведя там в безвестности 16 лет, он, написав на бумаге историю своей жизни, умер; когда об этом стало известно благодаря голосу свыше, весь Рим наполнился изумлением и радостью. Иоанн Златоуст, вызвав к себе вражду со стороны Евдоксии, жены императора Аркадия, и многих священников, был лишён епархии и отправлен в ссылку. Но, поскольку народ выступил в его поддержку, он был возвращён. Затем его вторично изгнали, но, когда землетрясение жестоко потрясло царственный град, горожане опять призвали его назад. Аббат Пахомий, прожив 110 лет, скончался в добродетели.
Император Аркадий перенёс из Иудеи в Константинополь кости пророка Самуила, и народ столь радостно вышел им навстречу, словно увидел живого Самуила. В Вифлееме умерла Павла, чью жизнь описал Иероним. Августин занимался философией в церкви; количество его книг, трактатов и писем превышает 1030 экземпляров, хотя точное их число неизвестно.
Скиф Радагайс, придя с 200 000 готов из Скифии, вторгся в Италию. Из-за этого на Христа обрушилась сильная ругань хулителей, которые обвиняли христианские времена и превозносили счастье язычников. Особенно неистовствовал среди них оратор Симмах, который даже выступал в письмах за идолопоклонство и за возвращение алтаря Победы. Рты этим хулителям закрыли, бросив им кость правды, Августин своей книгой о Граде Божьем и Орозий своей историей. Поэт Пруденций изящной книжицей в стихах также опроверг упрёки Симмаха.
После того как множество городов было опустошено, Радагайс был заперт римлянами и убит вместе со всеми своими людьми. Йездигерд повелевал персами 34 года. Августин в Гиппоне Африканском и Иероним в Вифлееме Иудейском, обмениваясь письмами, чуть ли не до вражды поспорили между собой по поводу некоторых глав Писания, особенно же по поводу слов Павла, который сказал, что лично противостал Петру, ибо тот заслуживал нарекания. Иероним писал по этому поводу, что Павел порицал Петра не на самом деле, а лишь делая вид. Августин же, напротив, говорил, что он упрекал его в действительности, а отнюдь не притворно.
Иоанн Златоуст по настоянию врагов отказался от епархии и был отправлен Аркадием в ссылку, где в скором времени умер. Папа Иннокентий и западные епископы воздержались от общения с восточными епископами из-за осуждения ими Иоанна. Из-за смерти Иоанн гнев Божий поразил Константинополь в виде сильнейшей бури с градом, а вслед за этим последовала смерть августы Евдоксии.
Аркадий, император Востока, боясь за своего сына, восьмилетнего мальчика Феодосия, назначил в завещании его опекуном Йездигерда, царя персов, после чего умер. Йездигерд, охотно приняв опеку над мальчиком, соблюдал прочнейший мир с римлянами, имея посредником Маруфу, епископа Месопотамии. Этот Маруфа пользовался величайшим уважением и у персов, и у римлян. Земля в Утике издавала мычание на протяжении семи дней. Стилихон, домогаясь царства Гонория для своего сына Евхерия, стал опасен для государства, впуская в него одни варварские племена и поддерживая другие. Поэтому их ярость и, особенно, ярость вандалов разгорелась в Галлии хуже обычного. После смерти Аркадия Гонорий правит вместе со своим племянником Феодосием 14 лет.
Известностью пользуется Аттик, епископ Константинополя. Вандалы бродили по Галлии во главе с Кроском и разрушили множество городов и церквей. Наконец, Кроск был схвачен Марианом, президом Арелата, с позором проведён по взятым городам и замучен до смерти. Во время этой бури среди многих других мученическую смерть приняли седунцы Флорентий и Хиларий, епископ Лингонский Дезидерий вместе с архидьяконом Винцентием и епископ Безансонский Антидий. Об этом Антидии мы читаем, что, однажды, во вторник после Вербного воскресенья, он, проходя по мосту через реку Дунай, увидел толпу демонов, рассказывающих своему князю о своих подвигах, и среди них эфиопа, несущего в руке сандалий в знак того, что он, наконец-то, ввёл в заблуждение римского епископа, которому принадлежал этот сандалий и которого он искушал семь лет. Призвав к себе этого эфиопа и вскочив на него благодаря силе Божьей и святого креста, он прибыл верхом на нём в Рим в четверг, как раз к часу богослужения. Пока демон ожидал его у ворот, он сообщил папе об этом деле и, несмотря на то, что папа всё отрицал, посредством сандалия побудил его к покаянию; отслужив вместо него мессу и взяв часть освящённого им елея, он опять-таки верхом на демоне вернулся в свою церковь, как раз в субботу перед Пасхой, к часу богослужения. В Риме от родителей умеренного роста родилась женщина гигантского размера, что вызвало удивление многих людей.
Аларих, король визиготов, свирепствуя по Италии, поручил передать императору Гонорию, чтобы тот или вступил с ним в битву, или пожаловал готам место для поселения в своём царстве. И Гонорий уступил готам Галлию, со всех сторон открытую ярости язычников.
Вандалы, оставив из страха перед готами Галлию, которую разоряли столько лет, вместе с аланами и свевами заняли Испанию и жили там почти 30 лет. Аларих, заключив договор с Гонорием, направился в пожалованную ему Галлию, но в самый день Пасхи на него внезапно напал Стилихон; одержав поначалу победу, он затем был постыдно разбит готами. Гонорий, узнав о том, что Стилихон является виновником столь тяжких бедствий и в то же время посягает на его жизнь, убил его вместе с его сыном Евхерием. Аларих, нарушив договор, вновь вторгся в Италию, захватил Рим, сжёг в нём множество мест, многих перебил, но воздержался от крови и резни, пощадив укрывавшихся у святых могил. На третий день он добровольно покинул Рим, но, собираясь отплыть в Сицилию, потерпел кораблекрушение и малое время спустя умер внезапной смертью в городе Консенции. Рим же был взят августа 1164 года от своего основания. В эти дни в Африке, на Утическом берегу был найден такой огромный зуб гиганта, что если бы его разрезать на куски размером с наш зуб, то из него можно было бы получить сто зубов. Между тем, когда вандалы вновь вторглись в Галлию, в битву с ними вступили франки и убили их короля Модигизила, а вместе с ним 20 000 вандалов. Здесь вандалам, вероятно, пришла бы окончательная погибель, если бы оставшимся в живых не пришёл на помощь король аланов Респлендиал. Британские силы в этот период были сильно ослаблены из-за частых набегов врагов. Поскольку римляне, со всех сторон страдавшие от войн, не могли оказать никакой помощи, бритты вышли из-под их власти и в течение около 67 лет сильно страдали от множества бед. После Модигизила вандалами в Испании на протяжении 16 лет правил сын Модигизила Гундерих. У визиготов третьим в течение трёх лет правил Атаульф. [Франки, часто тревожившие Галлию, сначала разграбили, а во время второго набега сожгли город Тревер, который основал Тревер, сын Нина, царя Ассирии, бежавший от своей мачехи Семирамиды, и назвал по своему имени Тревером].
Атаульф вернулся в Рим и забрал то, что ещё оставалось. Среди прочих он увёл в плен также Плацидию, сестру императора Гонория, и взял её себе в жёны. Поскольку император Гонорий уповал на Богу и следовал истинной вере, Бог избавил его от многих восставших на него со всех сторон тиранов. Ибо в Британии поднялся Грациан, а Галлии из монаха стал цезарем Константин и его сын Констант, а после них в той же Галлии – Геронтий и Максим, Саллюстий, Иовиан, Себастьян; в Африке – Гераклиан; в Риме – Тертулл и Аттал, которого готы, взяв Рим, ради забавы сделали императором; один день он шествовал в императорском облачении, а на завтра они заставили его служить себе как раба. Впрочем, сам он собирался править на деле, а не ради забавы. Все они, которые захватили власть посредством насилия, были либо схвачены воинами Гонория, либо убиты в разное время и в разных местах.
Известностью пользовался Максим, епископ Турина, который был весьма усерден в составлении гомилий и чтении их в церкви. Испания жестоко страдала от меча вандалов, голода, чумы и укусов диких зверей. Валенсия, галльский город, захвачена готами. В это время начала распространяться предестинская ересь; она потому называется предестинской, что её сторонники, споря о предопределении и Божьей милости, утверждали, что ни живущим праведно не помогут никакие добрые дела, если они предопределены Богом к смерти, ни безбожным не повредит то, что они живут нечестиво, если Бог предопределил их к жизни. Это утверждение добрых отвращало от добра, а дурных побуждало ко злу. Эта ересь, как говорят, взяла своё начало из превратно понятых книг Августина.
Император Гонорий, угомонив еретиков в Африке, возвратил мир церквям. После того Атаульф, король визиготов, был убит своими людьми, в течение года правил Сигерих. Некий еврей, уже неоднократно крещённый ради выгоды во многих еретических церквях, пришёл также и в православную церковь с тем же намерением креститься. Но, когда его должны были крестить, вода в купели внезапно испарилась; вновь и вновь лили воду и наполняли купель, но вода постоянно испарялась, являя силу Божью и нечестие еврея.
Зосим, 39-м по счёту стоял во главе римской церкви. Он постановил освящать по церквям свечи в святую субботу Пасхи. После того как визиготами был убит Сигерих, ими в течение 22 лет правил Валлия. Некоторые люди на Западе в последний год 19-летнего цикла, считая обычный год за вставной, ошиблись из-за этого в праздновании Пасхи, но были возвращены к истине Божьим чудом. Ибо ежегодно в святую субботу Пасхи, в час крещения, в одной итальянской церкви благодаря воле свыше обычно появлялась вода и тут же уходила сама по себе, хотя не было никакого отводного канала. Теперь же, когда люди праздновали Пасху слишком рано, то есть 25 марта, вода не появилась, обманув ожидания всего дня и ночи; а в законный день Пасхи, то есть 22 апреля, вода, разлившись, как обычно, в час крещения, показала, что именно в этот день следует праздновать Пасху. Были обретены тела святых первомученика Стефана, Никодима, Гамалиеля и пресвитера Абибона Луциана. Тело первомученика Стефана епископ Иоанн перенёс из Кафаргамалы в Иерусалим, но через несколько лет оно было взято оттуда женщиной Юлианой, которая, желая забрать тело своего мужа Александра, погребённого рядом с телом первомученика, вместо тела своего мужа забрала тело первомученика и перенесла его, блиставшего многочисленными чудесами, в Константинополь.
Пресвитер Орозий, вернувшись от Иеронима, к которому был послан Августином ради обсуждения вопроса о происхождении души, привёз в Африку мощи первомученика Стефана вместе с историей их обретения, которую Бог прославил милостью последующих чудес. По этому поводу многое написал Августин, но ещё больше написал Эводий. Гонорий, заключив мир с готами, передал им Аквитанию. Валлия вернул Плацидию, взятую в плен Атаульфом, её брату Гонорию. Гонорий же отдал её в жёны комиту Констанцию, от которого Плацидия родила Валентиниана, впоследствии правившего после Гонория.
Когда умерли герцоги франков Сунно и Маркомир, франки сообща решили, чтобы и они, как другие народы, имели одного короля; и поставили королём Фарамунда, сына герцога Маркомира, который правил 11 лет.
Бонифаций, 40-м по счёту стоял во главе римской церкви. Когда вопреки этому Бонифацию поставили Евлалия и в церкви из-за этого наступил раскол, август Гонорий велел обоим покинуть Город; далее Евлалий был осуждён, а Бонифаций по приказу августа восстановлен на апостольском престоле, ибо он был поставлен первым. Этот папа постановил, чтобы ни одна женщина, ни одна монашка не касалась священного покрова с алтаря и не омывала его, а также не воскуряла фимиам. Он же запретил рабам и зависимым от курии или какого-либо иного учреждения лицам становиться клириками.
Иероним, сочинявший свои книги на протяжении 56 лет, так утомил трудами своё тело, что не мог вставать с ложа иначе, как только схватившись руками за верёвку, которая специально для это свисала с кровли; он умер в Вифлееме в возрасте 98 лет.
Франки начали пользоваться законами, и четыре знатных человека из этого племени, а именно, Узогаст, Бозогаст, Салагаст и Видигаст, выбранные из многих в сёлах Германии – Салехайме, Бодохайме и Виндохайме, продиктовали Салический закон. Эти четыре знатных мужа, собравшись на три судебных заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и о каждом из них вынесли отдельное решение, как то записано в Салическом законе. Вандалы, аланы и свевы, разделив между собой для поселения испанские земли на три части и образовав три королевства, столкнулись между собой в междоусобной войне.
Гонорий возвёл на императорский трон Констанция, мужа своей сестры Плацидии, но тот умер через восемь месяцев правления. Бриттам, обещавшим вновь подчиниться Римской империи, и испанцам, страдавшим от войны с вандалами, Гонорий послал помощь, но всё это было напрасно.
Гонорий, отпраздновав в Равенне тридцатилетие со дня триумфа над взятым в плен тираном Максимом, умер. Феодосий на протяжении трёх лет правил обоими царствами. Валлия, король визиготов, победил вандалов, преследуя их в Испании.
Иоанн впустил в царство гуннов и с их помощью захватил власть. Вандалы захватили Мавританию. В это время епископ Феонист был изгнан еретиками из своего города Филипп вместе со своими учениками Альбаном, Урсом, Фабрахамом и Тубрахамом. Из них Альбан был замучен ради Христа в Майнце, в Галлии, а остальные приняли мученичество в разных местах Италии.
Целестин, 41-м по счёту стоял во главе римской церкви. Он постановил петь перед богослужением 150 псалмов Давида, друг за другом; раньше это не делалось, разве что читались письма блаженного Петра и святое евангелие. По этому установлению извлечённые из псалмов входные молитвы, песнопения во время обедни и дароприношения стали петь в римской церкви до богослужения, а молитвы, относящиеся к причастию, наряду с самим причастием, во время обедни и под музыку. Феодосий через Ардабурия и с помощью ангела поразил тирана Иоанна. В Риме возникшая между Аэцием и Бонифацием по поводу воинской славы вражда стала источником огромных бедствий для государства.
Феодосий назначает императором Валентиниана, сына его тётки Плацидии от Констанция, и отправляет его править в Рим вместе с его матерью Плацидией. Они совместно правили 24 года. Карфаген было дозволено обвести стеной. Кассиан, изгнанный из Константинопольской церкви Иоанном Златоустом и поставленный пресвитером в Массилию, в Галлии, написал много [сочинений]; среди прочего он изложил в своих, посвящённых очень многому книгах также известные в Египте жития отцов, их учения и уставы.
В Вифинии некий Тимофей, обманув многих личиной воздержания и благочестия, ввёл их в заблуждение своей ереси, говоря, что Христос воистину Бог и воистину человек, рождённый от девы Марии, но лживо утверждая, что Божественная природа обратилась в нём в человеческую природу. Римляне изгнали гуннов из Паннонии, которой те владели 50 лет.
Бонифаций побудил к восстанию Африку, во главе которой стоял. Гундерих, король вандалов, взяв Гиспалис и безбожно возгордившись, поднял руку на церковь этого города, но вскоре погиб, поражённый по приговору Божьему злым духом. Ему наследовал на троне его брат Гензерих, и правил 48 лет. Он, как говорят, из католической веры перешёл в арианскую секту.
Клодий, сын Фарамунда, длинноволосый король, царствовал над франками 20 лет. С этого времени франки стали иметь длинноволосых королей. Валамер, заняв остроготский трон, правил 31 год. Его братом был Тиудемер, от которого происходит Теодорих, король Италии. Августин велел поставить своим помощником в Гиппонском епископстве Гераклия.
Клодий вторгся в Торингию и какое-то время жил в Диспарге, крепости торингов.
Папа Целестин отправил к верующим во Христа скоттам первого епископа – Палладия. После него тот же Целестин отправил к ним святого Патриция, родом бритта, сына Конхи, сестры святого Мартина Турского; в крещении он был назван Сухатом, но св. Герман звал его Магонием, а Целестин – Патрицием; поставленный им архиепископом скоттов, он, блистая в течение 60 лет знамениями, святостью и учёностью, обратил ко Христу весь остров Гибернию. Несторий, став епископом Константинополя, сделался основателем ереси, которая отделяла во Христе человека от Бога, говоря, что всего лишь человек, а не Бог был рождён Марией и распят иудеями. Вандалов, которые некогда в страхе перед Атаульфом ушли из Галлии, Валлия, король готов, приготовился изгнать также и из Испании.
По приказу августа Феодосия Младшего объявлено о созыве Третьего вселенского, то есть Первого Эфесского собора 200 епископов; он по праву осудил, предав анафеме, Нестория, уверявшего, что во Христе – две ипостаси, и доказав, что, несмотря на две природы, существует лишь одна ипостась Господа нашего, Иисуса Христа. В Испании было перебито 20 000 воинов, сражавшихся против вандалов. Гензерих, боясь ненависти готов и в то же время получив приглашения от Бонифация, вместе с вандалами и всеми их семьями переправился в Африку; захватив её и разорив, он долгое время причинял римлянам большой вред. В Галлии, когда Суптар, король гуннов, чересчур утеснил бургундов, те, возложив свою надежду на Бога христиан, просили их окрестить. После это, вступив в битву с гуннами, они в малом числе тут же перебили много тысяч врагов и тем укротили их ярость.
Сикст, 42-м по счёту стоял во главе римской церкви. Римляне, вступив в Африке в битву с вандалами, были разбиты. Бонифаций, вступив в конфликт с Аэцием, вышел победителем, но ушёл, чтобы умереть.
В Галлии пользовались известностью епископы Герман Аутисиодорский, Луп Трекасинский, Евхерий Лугдунский и Хиларий Арелатский. Аэций, отправившись к Ругиле, королю гуннов, с его помощью вернулся в римскую землю. Папа Сикст был обвинён Бассом, и, когда в Риме по приказу императора Валентиниана был созван собор, он по решению собора очистился в присутствии 56 епископов. Басс же был осуждён; малое время спустя он был поражён Богом и с честью погребён руками самого Сикста.
Аэций вернул себе милость императора. Ругила, король гуннов, союзный римлянам, умер, и ему наследовал Бледа.
Когда Ближняя Галлия была приведена в волнение князем Баттоном, почти все галльские рабы примкнули к движению багаудов. Кирилл, епископ Александрии, начиная с этого года со всей краткостью рассчитал на 95 лет пасхальный цикл, в течение которого учёл все расхождения в праздновании Пасхи.
В это время христианство распространилось у персов. Ибо епископ Маруфа, осуществляя у них миссионерскую деятельность, с помощью молитвы избавил от злого духа сына царя Йездигерда. Благодаря этому слава его стала ещё больше, но и гонение на христиан со стороны врагов Божьих также усилилось. Августа Евдоксия, жена Феодосия, отправилась по обету в Иерусалим и по воле Божьей привезла оттуда мощи первомученика Стефана и две цепи, которые ангел сбросил с рук апостола Петра; когда к ним присоединили ещё и цепь, которой сковали Петра в Риме, получилось три цепи; по этой причине, по совету римского епископа в Риме 1 августа был учреждён праздник св. Петра, получивший название «У оков», главным образом для того, чтобы отвлечь народ от праздника языческого суеверия, который город до сих пор праздновал по языческому обычаю по случаю победы Августа над Антонием и Клеопатрой, одержанной 1 августа. Дьявол в лице лжепророка, лживо уверявшего, что он – Моисей, обманул иудеев и, обещая увести их в землю обетованную, вывел на берег моря для переправы; а там многих из них велел погубить разными способами. Многим из них, избежавшим этой опасности, это стало поводом уверовать во Христа.
Валлия, король готов, упорно преследуя вандалов, решил преследовать их также и в Африке, но умер, застигнутый смертью, и ему на троне наследовал Теодорих, правивший 15 лет.
Вандалы всеми способами разоряют захваченную Африку. Во время этой грозы к Господу отошёл святой Августин, в возрасте 73 лет, на 13-м месяце осады его города и на 40-м году пребывания в должности клирика или епископа; он написал столько всего, что и всей жизни не хватит на то, чтобы даже не написать, но прочитать его книги.
Лев, 43-м по счёту стоял во главе римской церкви. Он весьма преуспел в чтении гомилий. Он также добавил в каноне мессы слова: «Святое жертвоприношение, непорочная жертва». Поскольку разные люди часто просили его дать им мощи тех или иных апостолов или мучеников, он приучал их служить мессу у тел или памятных знаков апостолов и мучеников, мощи которых они выпрашивали, в их честь и, деля на части хлеба с алтаря, которые он, освятив, превращал в тело Господне, давал им их вместо мощей апостолов и мучеников. Если же кто-то выражал сомнение по этому поводу, он разрезал ножиком эти хлеба и из них текла кровь; делая так на виду у всех, он доказал, что при освящении таинств Христовых кровь апостолов и мучеников, которая была пролита за него, переходит благодаря силе Божьей в эти хлеба; поэтому вполне справедливо давать их вместо мощей святых, в честь которых они были освящены. Вспыхнула достопамятная война против бургундов; в ней пал почти весь этот народ вместе со своим королём, побеждённый Аэцием. Тела Приска и других, пострадавших вместе с ним в Аутисиодоре, были открыты свыше епископу Герману.
Когда умер Йездигерд, персами в течение 38 лет правил его сын Гавраран. В Галлии, после того как были усмирены зачинщики мятежа и взят в плен Баттон, движение багаудов прекратилось.
Гавраран нарушил договор, заключённый его отцом с римлянами, и напал на римские провинции. После того как римляне уступили Гейзериху для поселения часть Африки, между вандалами и римлянами был заключён мир, скорее по необходимости, чем ради выгоды.
Тело Иоанна Златоуста, умершего в изгнании, было, наконец, доставлено в Константинополь по настоянию епископа Прокула и по приказу императора Феодосия, со слезами умолявшего [Иоанна] дать прощение его отцу Аркадию и матери Евдоксии, которые его изгнали; благодаря этому окончился раскол, который до сих пор был в церкви из-за осуждения названного Иоанна. Когда в Константинополе в результате землетрясения земля на протяжении четырёх месяцев ходила ходуном, некий [юноша] был поднят в воздух Божьей силой на виду у всех молящихся и услышал Божественный голос, велевший всем совершить литании и запеть: «Святой Боже, могучий и бессмертный, пожалей нас», не добавляя ничего сверх. Когда это было сделано, землетрясение прекратилось. Римляне во главе с Литорием неудачно сражались с визиготами.
Клодий, король франков, выслав разведчиков от крепости Диспарга до города Камбре, перешёл через Рейн и, перебив множество римского народа, проживавшего в районе Рейна и до реки Луары, вторгся в Угольный лес, захватил город Турне и добрался оттуда до города Камбре. Пробыв там малое время, он убил всех римлян, которых там находил; добравшись далее до реки Соммы, он захватил все [эти земли]. Теодорих, король визиготов, захватывает Испанию.
Гавраран в Персии начал гонение на христиан и упорно проводил его в течение 30 лет. Затем Феодосий, хоть часто и счастливо побеждал персов, но пожелал заключить мир, чтобы избавить христиан от гонений. Гейзерих с помощью коварства захватил Карфаген и, подчинив себе всю Африку, в ходе достойно слёз резни сокрушил силу Римской державы. Не считаясь ни с чем, не имея ничего святого, он был враждебен всему, особенно же благородству и благочестию; он разграбил все духовные и светские владения, изгнал епископа и весь клир карфагенской церкви, святые места или превратил в жилища для своих людей, или передал арианам, а католиков велел преследовать повсеместно. Герман Аутисиодорский и Луп Трекассинский отправились по просьбе бриттов в Британию, чтобы искоренить пелагианскую ересь, которая распространилась там некоторое время назад, и укрепить церковным авторитетом истинную веру. Между тем, когда враги, как обычно, напали на остров, Герман, призвав всех к сопротивлению, лично стал их предводителем; и вот, когда враги были уже на подходе, он громким голосом закричал: «Аллилуйя!» и все его люди закричали вместе с ним; тем самым он обратил врагов в бегство и, одержав бескровную победу, избавил отечество от страшной опасности. Бритты, которые столько лет были лёгкой добычей и даже игрушкой в руках врагов, призвали из Германии англов. Англы пришли в Британию и обезопасили её от врагов, но малое время спустя сами завладели ею. Бритты поставили себе королём Амвросия Аврелиана и в течение 45 лет боролись под его предводительством против англов с переменным успехом.
Бледе, королю гуннов, проникшему в Восточную империю вместе с братом Аттилой, Феодосий дал 6000 фунтов за уход и обещал ему ежегодную дань в 1000 фунтов. В Эфесе семь братьев, терпевшие от императора Деция мучения ради Христа, закрылись в пещере и, помолившись, заснули; примерно через 192 года после того как они заснули, вход в пещеру, который заложил император Деций, был открыт благодаря Божьей воле; они проснулись и, засвидетельствовав перед императором Феодосием веру в наше воскресение, в которой сильно сомневались, вновь почили во Христе.
Меровей, сын Клодия, правил франками 10 лет; от этого весьма дельного короля франки были прозваны Меровингами.
Бледа, король гуннов, был убит в результате коварства своего брата Аттилы, (Продолжение следует) Источник: Chronica Sigeberti Gemblacensis. MGH, SS. Bd. VI. Hannover. 1844 |
|