САДР АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ
СООБЩЕНИЯ О СЕЛЬДЖУКСКОМ
ГОСУДАРСТВЕ, СЛИВКИ ЛЕТОПИСЕЙ, СООБЩАЮЩИХ О
СЕЛЬДЖУКСКИХ ЭМИРАХ И ГОСУДАРЯХ
[ГЛАВА 9.]
Рассказ о смерти малика Чагры-бека
Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука и о правлении
султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана
Затем болезнь малика Да'уда усилилась,
и он становился [все] слабее. Он прожил 70 лет и
скончался в сафаре 452 годa 1а
в Сарахсе. Гроб с его телом переправили в Мерв.
Его место занял его сын Алп-Арслан. Султан Рукн
ад-Дин Тогрул пережил своего брата на три года 1.
[ГЛАВА 10.]
Сообщение о султане 'Адуд ад-Даула
Абу Шуджа' Алп-Арслане ибн Да'уде ибн Мика'иле ибн
Селджуке
Когда султан Алп-Арслан стал
самостоятелен в деле правления и занял престол
царства 2, он простер над
подданными крылья справедливости и укрыл их под
сенью сострадания и щедрости. Он освободил
подданных (ap-ра'аййа) от ежегодной двукратной
уплаты «основного» хараджа (ал-харадж ал-асли).
Каждый год в месяце рамадане он жертвовал четыре
тысячи динаров на подаяния: тысячу динаров в
Балхе, тысячу в Мерве, тысячу в Герате и тысячу в
Нишапуре. Сверх этого десять тысяч динаров
милостыни он раздавал при своем дворе.
Клеветники написали ему донос на
везира Низам ал-Мулка, сообщив ему о доходах
[везира]. Они положили донос в том месте, где
султан молился. Султан призвал (л. 18а)
везира [45] Низам ал-Мулка
и оказал: «Возьми это письмо и, если они правдивы
в том, о чем пишут, то смягчи свой нрав и исправь
положение. Если же они лгут, то прости смелого и
займи клеветника каким-либо важным делом дивана,
с тем чтобы [эти люди] отказались от лжи и
наветов» 3.
[ГЛАВА 11.]
Война великого султана 'Адуд
ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана ибн Да'уда ибн
Мика'ила ибн Селджука 2а
с маликом Куталмышем и его победа над ним 2а.
Пришло сообщение о том, что малик
Куталмыш ибн Исра'ил ибн Селджук — двоюродный
брат (по отцу) султана Тогрула и предок
владетелей (мулук) ар-Рума — восстал и
потребовал для себя султанской власти. Он собрал
войско [из] головорезов, подобных
распространившейся саранче, и остановился близ
Саве
4, по дороге ж округу Рея, Султан
послал против него свой авангард во главе с
командиром по имени эмир Сау-Тегин 5.
Этот эмир происходил из селения Хакистар 2б.
Он построил рибат Хакистара и добровольно,
без какой-либо нужды, оскопил себя. [Так вот], этот
эмир направился к Рею, а султан выехал из
Нишапура 10 мухаррама 456 года 2в.
Малик Куталмыш разрушил все селения
Рея, дав полную волю негодяям из своих войск. Он
пустил воду на окрестности Абдаллахабада и Вади
ал-Милх (Соляную долину) — это был солончак,
дороги которого путники с трудом преодолевали 6.
Когда (л. 18б) оба войска
приблизились друг к другу, везир Низам ал-Мулк
надел оружие и расположил отряды {войск]. На
правое крыло [сил] султана [стали] эмир Кутб ад-Дин
Гюльсарыг 7 и эмир Пахлаван
Шунуклу, а на левое крыло — отец эмира Хабаша
эмир Алтун-Так и командующий [войском] эмир
Сау-Тегин. С султаном в центре были эмир Балтаджи,
эмир Сункурджа, эмир Агаджи и другие знатные
эмиры.
Малик Куталмыш ибн Исра'ил показался с
войсками, от которых стало тесно пространству.
Справа у него находился его брат 8,
слева — эмир Аби Буга.
Султан сел на коня и стал искать дорогу
у подножия горы, но не нашел и направил коня по
воде вдоль русла [46] (вади)
и стал показывать бичом [путь] своим войскам.
Войско следовало за ним, переправляясь через
страшные потоки.
Малик Куталмыш и его войска ждали, что
они застрянут в вязкой глине этого солончака.
Однако Сункурджа бросился на малика Куталмыша, 2г
захватил его шатер и сорвал его знамена. Малик
Куталмыш был разбив и получил несколько ран. Он
направился в одну из своих крепостей — Гирдкух 9,
а из войск Куталмыша не осталось ни всадника, ни
пешего — все они бежали куда глаза глядят. Султан
решил казнить пленных так, как львы
расправляются с обнаглевшими волками, [но] тогда
везир Низам ал-Мулк призвал султана к милосердию
и прощению. И тот простил их и наградил
великодушно и милостиво.
Когда война завершилась (л. 19а)
и пыль победы и триумфа улеглась, нашли [самого]
малика Куталмыша. Он закончил свои дни в овечьем
загоне. Гроб с его телом был перенесен в гробницу
султана Рукн ад-Дина Тогрула в Рее 10,
В этом году 'амилем 11 Басры
был 'амид Хорасана Мухаммад ибн Мансур
ан-Насави. Он возвратился ко двору султана с
деньгами, которые могли бы [стать] предметом
вечной, мечты. На службе у 'амида Хорасана
находился шейх 'Али ибн ал-Хасан ал-Бахарзи, с
которым в Басре произошли занятные случаи.
[ГЛАВА 12.]
Сообщение об 'амиде Хорасана
Мухаммаде ибн Мансуре ан-Насави
'Амид Хорасана в лучшие годы своей
жизни был мясником на рынке войска (Сук
ал-'аскар). Он был одним из приятелей ахур-салара
12,
[служившего] султану Рукн ад-Дину Тогрулу. Когда
умер ахур-салар, [его] обязанности стал нести 'амид
Мухаммад. Он должен был подметать конюшню,
чистить ее, обрызгивать [пол] водой, убирать навоз
и засыпать корм в торбы.
Султан ежедневно видел его за этим
занятием и изумлялся его необычайной
старательности. Он приметил его и передал ему
[должность] начальника факелоносцев (имарат
асхаб ал-маша'ил).
Однажды султан Алп-Арслан в темную
ночь потерял по пути какую-то свою вещь, а в
[светильнике] у него иссякло масло. [Мухаммад]
купил у смотрителя кухни (матбахчи) один ман 13
миндального масла за 50 динаров и заполнил [47] этим маслом факельницы.
Когда (л. 19б) султан почувствовал запах
дыма факелов, он спросил об этом деле, и 'амид сказал
ему правду о своей выдумке. [Так] султан узнал о eгo
смышлености и приблизил его к престолу, оказал
ему честь и поручил ему сбор хараджа в Нишапуре и
его округах.
Он взимал харадж Нишапура и его
округов в то время, когда Нишапур постигла
засуха, и все люди почувствовали его доброту, ибо
он снабжал их провизией. Ему была поручена [также]
область Хорезма. Везир Низам ал-Мулк послал к
нему с эмиром расписки дивана (вусулат
диваниййа). У этого эмира были слуги и свита, и
везир наказал ему стеснить 'амида Хорасана в
[тисках] унижения. А 'амид Хорасана велел
казнить этих гулямов [эмира] и бросить их трупы в
Джейхун. После этого он купил сто гулямов и,
привязав к поясу каждого из них сто динаров,
послал их в подарок султану. И сказал [при этом];
«Пренебрежением и унижением не собирают
султанских налогов: султан может добиться
благоустроения, только [проявляя] уважение. Эти
гулямы пренебрегли правами, [установленными] для
твоего дивана, и я заставил их вкусить
напиток власти при помощи меча, которым ты
опоясал меня. Я построил [здание] на [основе],
которую ты заложил, несу эту службу за небольшую
мзду, и уверен в том, что мое малое старание не
покажется ничтожным». И султан принял его
извинения и назначил ему «богатое
вознаграждение из [средств] своего дивана.
'Амид Хорасана служил малику Да'уду (л.
20а) ибн Мика'илу ибн Селджуку, великому
султану Рукн ад-Дину Тогрулу ибн Мика'илу ибн
Селджуку, великому султану 'Адуд ад-Даула Абу
Шуджа' Алп-Арслану, его сыну султану Джалал
ад-Даула Малик-шаху, малику Бёри-Барсу, малику
Аргуну 14,
султану Рукн ад-Дину Бёркийаруку и великому
султану Му'изз ад-Дину Абу-л-Харису Санджару ибн
Малик-шаху ибн Алп-Арслану. Умер 'амид
Хорасана в субботу 21 шаввала 494 года 3а.
Малик Аргун задумал арестовать ['амида]
и привез его в Мерв. Но малик Аргун умер, и 'амид
Хорасана завернул его в саван и похоронил. Из
числа удивительных историй [рассказывают], что
[как-то] 'амид Хорасана стоял перед маликом
Аргуном — сыном султана Алп-Арслана, и Аргун
обнажил меч и спрашивал у 'амида: «Ударить
тебя или нет?». Он перечислял проступки 'амида
Хорасана и бросал ему жестокие упреки, поднимал
меч, угрожая ему, и [снова] спрашивал: «Бить или не
бить?», а 'амид, не видя спасения, молчал. [В это
время] шут ударил ['амида] по лицу и
воскликнул: [48] «Глупец!
Скажи: „Не бей!"». Малик Аргун рассмеялся, и 'амид
Хорасана спасся от смерти. Он послал шуту тысячу
динаров, (л. 20б) Люди удивлялись этому и
говорили: «Удар по лицу принес спасение тому, кто
его получил, и тысячу динаров тому, кто его
нанес».
[ГЛАВА 13.]
Рассказ о походе великого султана
'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана в ар-Рум
Затем в начале месяца раби' I 456
года 4а султан
Алп-Арслан направился из Рея в сторону ар-Рума. До
султана дошло, что группа курдских разбойников
перекрыла дороги близ Хулванского прохода 15
и «сеет на земле нечестие» 4б.
Султан отрядил против них войско,
которое заставило этих разбойников испить из
чаши смерти и не оставило в живых ни одного из них
в этих краях.
Затем в ставку [султана] прибыла группа
курдов, уцелевших от мечей. Они поручились за
охрану дорог от разбойников. А управление этими
округами султан поручил эмиру Бек-Арслану.
После [этого] войска направились к
городу Маранду 16 и остановились
там. На пути к ар-Руму был некий эмир-проводник 4в,
его звали эмир Туг-Тегин 17. При нем
собралась группа [воинов] из числа туркмен, они
наносили ущерб румам, и от их набегов и походов
ар-Рум постигло унижение. Этот эмир вступил на
службу к султану, и тот поручил ему сопровождать
войска через труднопроходимые места этой страны.
Он сообщил султану, что страна грузин (ал-Курдж)
стала для страны византийцев (ар-Рум) поприщем
для обольщения и пастбищем для безбожия (л. 21а)
и тиранства.
И султан отправился в страну грузин 18,
оставив вместо себя в лагере [своих] войск сына —
султана Джалал ад-Даула Малик-шаха. Последний
подошел к крепости
19, в которой
находились еретики-отступники из ар-Рума: они
перебили большое число воинов-мусульман.
Низам ал-Мулк и 'амид Хорасана
сошли с коней, а султан Малик-шах пустил стрелу,
которая попала в шею владетеля крепости.
[Осажденные] стали бросать камни, удалились на
высокий холм и стали укрываться на вершинах гор. [49]
[Но] вскоре войско ислама одолело их,
над ними стали властвовать мечи, и не осталось от
них ни слуху, ни духу.
Затем султан Малик-шах направился к
крепости под названием Сурмари 20,
внутри которой имеются проточная вода и сады. Он
захватил ее; близ нее была [еще] другая крепость 21,
и она была взята султаном Малик-шахом. Когда
султан задумал ее разрушить, везир Низам ал-Мулк
удержал его от этого и сказал: «Это — сильная
крепость и [надежное] пограничье для мусульман!».
Везир Низам ал-Мулк укрепил это
пограничье, [поселив здесь] храбрецов и героев.
Султан Малик-шах направился к городку
под названием Марйам-Нешиман 22,
населенному монахами и священниками.
Христианские владыки и их подданные совершают
паломничество к этому городку, а его укрепления
не поддаются описанию. Его стены из камней,
уложенных симметрично, были укреплены гвоздями (л.
21б) и железными плитами 23,
а вокруг него куда ни глянь простиралась широкая
гладь текущей воды.
Для сражения везир Низам ал-Мулк
подготовил корабли и лодки. Они вступали в бой
рано утром и возвращались вечером [либо]
наоборот: ведь сражение не прекращалось ни днем
ни ночью. Наконец султан Малик-шах глубокой ночью
забросил веревку на верхушку стены и стал
подниматься на нее, но упал в воду. И все же Аллах
спас его от несчастья: он поднялся, прославляя
Аллаха. [На стену] взбирались гулямы, но и они не
смогли добиться успеха. Попытка пробить брешь в
стене [также] не удалась, так как стена была
построена из камней, скрепленных гвоздями и
железными плитами. [Но] в одну из ночей они не
сходили с коней, и этой же ночью произошло
землетрясение, разрушившее восточную часть
крепости, и оборона христиан стала слабее.
Утром, едва появился диск солнца,
султан Малик-шах и везир Низам ал-Мулк вступили в
город. Церкви были сожжены, и над жизнями
христиан стал властвовать меч, а те, кто остался в
живых, приняли ислам.
Затем прибыл [гонец] великого султана
Алп-Арслана, призвавшего к себе [в лагерь] своего
сына Малик-шаха и своего везира Низам ал-Мулка.
Султан не был осведомлен о победах, дарованных им
[обоим] Аллахом. Султан Малик-шах отправился
навстречу своему отцу — великому султану
Алп-Арслану. По дороге к нему он при помощи Аллаха
великого завоевывал находившиеся на его пути
крепости (л. 22а), пока не прибыл на службу
к своему отцу.
Затем великий султан Алп-Арслан
снарядил войска для похода на Сафид-шахр 24.
Между жителями крепости и [войсками] султана
произошло жестокое сражение, но Аллах [50] всевышний помог
завоевать этот город. Отсюда султан направился к
другому городу, под названием Ахал-Кала 25.
Стены этого города были в сто локтей 26
в высоту, а в ширину [еще] более того. С восточной,
западной и северной сторон город окружали горы,
на вершинах которых были неприступные крепости,
а стены, о которых мы упоминали, находились на
южной стороне. Перед этими стенами была [полоса]
воды, такая, как Джейхун по глубине. Там был мост,
но осажденные подняли его, и войска ислама
потеряли надежду покорить этот город.
Султан Алп-Арслан раскинул свой шатер
у ворот города, усердно молился и просил [Аллаха].
Султанские войска навели большой мост, и
сражение разгорелось. Тогда из города вышли два
человека, которые стали взывать к милосердию и
просить пощады. Они просили у султана [дать им]
справедливого эмира, который не позволял бы
совершать преступления и не разрешал бы посягать
на женщин. И султан направил к ним эмира Ибн
Муджахида и Абу Сумру 27. [Но],
когда они миновали первую стену, их окружили
грузины и бросились на них. Они оказались между
двух огней: впереди них были мечи, а сзади — вода.
К султану вошел Саваб ал-хадим 28
в то время, когда султан молился (л. 22б), и
сообщил, каково положение, и [сказал], что грузины
набросились на мусульман и те отступили. Однако
султан не прервал молитвы и завершил ее с
покорностью и смирением. Затем он вышел, сел на
коня и хладнокровно бросился в бой и проливал
кровь [врагов], пока не вступил в город и не
очистил землю от их скверны.
В одной из башен этого города
оставались смельчаки, сражавшиеся против
султана с большим упорством. Султан приказал
обложить башню дровами, поджечь ее, и они сгорели
там, превратившись в золу.
Султан возвратился в свой шатер в
самом лучшем состоянии и в радостном настроении.
Воины ислама захватили столько добычи, что ее
[количество] нельзя было ни определить, ни учесть.
Когда наступила ночь, подул сильный
ветер. У башни остались горящие поленья, о
которых мы упоминали; ветер раздул пламя, разнес
по городу, и он сгорел дотла.
Рядом с этой крепостью находилась
другая могучая крепость 29, и
султан захватил ее
30. Тогда царь грузин 31
направил [к султану] послов и подарки и стал
стучаться в двери умиротворения и прокладывать
путь к оправданию. Из ставки султана с
грузинскими послами отправились эмир Темир ал-хаджиб
и Айбек ал-хасс. Султан написал царю грузин,
что тот должен либо принять ислам, либо
выплачивать джизью, и [царь] согласился на
[выплату] джизьи
32. [51]
[ГЛАВА 14]
Поход великого султана 'Адуд
ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана ибн Да'уда ибн
Мика'ила ибн Селджука из [страны] грузин в ар-Рум
(л. 23а) Затем султан
устремился в страну ар-Рум. Он направился в
область Карс
33 и область Ани 34,
а также в [расположенные] рядом с ними два округа:
Джавахети и Лори
35. Население этих
округов вышло навстречу султану и приняло учение
[истинной] веры. Султан был охвачен большой
радостью и ликовал. Он приказал подвергнуть всех
их очищению, церкви были разрушены и построены
мечети.
Султан не останавливался нигде, пока
не достиг округа Ани. [Здесь] он увидел, что стены
Ани подобны высоким горам и на вершине каждой
стоит могучая крепость. Этот город был твердыней
страны румийцев, и в этих крепостях находились их
сокровищницы.
Жители города подумали, что султан и
его армия — это купцы: ведь до сего времени они
никогда не видели войско своих врагов.
Султан разбил шатры на полях [близ]
этого города. А из-города выехали всадники,
которым было поручено охранять поля и
[оросительные] каналы. Они хотели сказать воинам,
[чтобы те] ушли с полей, но их опередила группа
султанских гулямов, напав на них [первыми], и
удивленные румийцы отступили. Султан стал их
преследовать, пока они не вошли в город 36.
Когда султан стал рыскать по их стране
и достиг ал-Анджана
37, румийцы пали духом
и не выказывали [больше] усердия. Среди них
возникли разногласия, и их мнения разошлись. Они
почувствовали, каково могущество султана, и
стали взбираться на вершины гор, которые
опоясывали их город, словно стены, забрасывали
бревнами и другими [предметами] все пути [в горы],
преграждая этими ловушками горные дороги, (л.
23б) Султан приказал нефтеметателям (ан-наффатун)
поджечь эти завалы и препятствия. Тогда румийцы
спустились с гор и обязались платить джизью.
Султан предоставил управление ими 'амиду
Хорасана 38 и Шамсу ал-хадиму 39,
и румийцы стали «давать откуп своей рукой, будучи
униженными» 5а. Однако после этого
румийцы стали сожалеть об этом перемирии и
вступили в борьбу, Сражение усилилось, и султан
приказал набить мешки соломой и песком и класть
их друг на друга, пока не образуются высокие
холмы. [На них] взобрались стрелки из пращи [52] (арбаб ал-макали'),
нефтеметатели, стрелки из стрелометов (румат
ал-хусбанат) и камнеметов (ал-марасил) и
метатели хаттийских [копий] 40
(ал-хаттийат). А румийцы выбрали в своем
городе самых красивых женщин и безбородых юнцов,
вывели их за город и поставили перед султанским
лагерем, чтобы они соблазняли воинов, отвлекая их
от сражения. Султан приказал собрать их и взять
под стражу.
Султан и его войска стойко переносили
жестокие битвы, совершенно забыв о пище, питье и
сне. Затем султан построил крепость из дерева, ее
покрыли навесом из войлока, пропитанного
уксусом, и, [используя ее], султанские воины
вступили в сражение, препятствуя румийцам
взбираться на стены и башни. Воины разрушили углы
стен и ворвались в город. Многие его жители
погибли под копытами коней.
Султан построил здесь мечеть и,
оставив в этом городе эмира с войском, поехал в
Исфахан. Оттуда (л. 24а) он отправился в
Керман, где его встретил его брат малик Ка-вурд
сын малика Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука 41.
Затем из Кермана он выехал в Хорасан, далее
направился в Манкашлаг 42, где
осадил эмира Кавшута и силой заставил его выйти
из [его] крепости, а затем, удовлетворившись
[поведением] эмира, вернул его в крепость 43.
После этого у [султана] возникло
сильное желание посетить гробницу своего
[пра]деда эмира Селджука, и он двинулся в Дженд и
Сабран 44. Здесь его встретил
Джанд-хан с множеством подарков. Затем он
возвратился в хорезмский Гургандж и назначил
эмиром Хорезма своего сына Арслана Аргу[на].
Отсюда он перебрался в Мерв, а затем в Райикан
(Райаган) 45 Здесь он
назначил своим наследником своего сына Джалал
ад-Даула Малик-шаха и наградил почетными
одеждами эмиров, присутствовавших при этом.
[ГЛАВА 15.]
Второй поход великого султана
Алп-Арслана в Фарс и Керман
Затем, в 459 году 6а
султан Алп-Арслан выехал по направлению к
Исфахану. У владетеля Кермана Кара-Арслана
[Кавурта] был везир-невежда 46,
который стал подстрекать владетеля Кермана к
бунту против султана, и тот поддался его
уговорам. Тогда султан направился в сторону
Кермана, авангарды [обоих войск] встретились и
сразились. Войско Кермана бежало. Султан победил
их [при помощи] устрашения, и боязнь произвела в
их душах то, чего не сделали [53] мечи
среди их тел. Все они унеслись на крыльях страха,
и (л. 24б) первые бежали, не обращая
внимания на последних. [Сам] малик Кара-Арслан
бежал с двумя всадниками в Джируфт 47,
а затем стал молить о ниспослании милости,
рассчитывая на благородство султана и [надеясь]
на помощь [Аллаха]. Он добился желаемого, после
того как раскаялся и стал просить прощения за
грехи. Он вошел к султану, и тот встал, обнял его и
заплакал, и окружающие [также] заплакали.
Султан оставил за ним его владения в
Кермане, и малик Кара-Арслан сказал ему: «У меня
есть дочери, подобные покрытым пухом [птенцам],
куропатки. Одари их приданым!». Султан согласился
и назначил каждой из них по сто тысяч динаров из
своей казны помимо одежд, имений, наделов икта' и
свадебных [подарков].
Затем султан двинулся по дороге на
Фарс. Когда он подошел к Истахру, он взял его
крепость, построенную Сулайма-ном ибн Да'удом, да
благословит его Аллах, и заставил выйти из
крепости ее вали так, как [подобает] выводить
благородных 48 из твердынь.
Владетель крепости подарил султану кубок из
бирюзы, на котором буквами древнего письма (би-рукум
ал-хутут ал-мадийа) было написано имя Джамшида 49.
Султан изъял из сокровищниц этой крепости
[богатства], подобных которым не видели глаза и [о
равных им] не слышали уши, и перевел владетеля
этой крепости в другую крепость 50.
[ГЛАВА 16.]
История Фадлуна 51
и взятие его крепости
Фадлун был вали Танджи и ее округов 52.
Везир Низам ал-Мулк направился в его страну,
Фадлун встретил его, поцеловал стремя его коня и
вместе с везиром (л. 25а) прибыл ко двору
султана. Султан назначил Фадлуна правителем
Фарса. Там была каменная крепость, сотворенная
[самим] Аллахом — никто ее не строил и ни одно
создание [Аллаха] не было властно над ней. Фадлун
укрепился в ней, а сатана вдул в его ноздри
[соблазн], и он уклонился [от повиновения] с самого
начала своего дела и до конца его.
Везир Низам ал-Мулк подошел к подножию
этой крепости 53 и разжег пламя
войны. Воины крепости стали забрасывать войско
Низам ал-Мулка стрелами, которые пробивали даже
железные [кольчуги], и воины Низам ал-Мулка метали
в них камни и стрелы. Когда наступил полдень,
жители города [неожиданно] ухватились за петлю
спасения, [54] [запросив
пощады]. Люди удивлялись этому и стали выяснять, в
чем дело. [А] причина этого была в том, что из
колодцев, имевшихся в этой крепости, в одну ночь
ушла вода и жажда вынудила [жителей] просить
пощады.
Фадлун укрылся в середине крепости, в
укрепленном замке. Везир Низам ал-Мулк призвал
эмира Хазараспа
54 и сказал ему: «Ты со
своими конными и пешими [воинами] должен
направиться к месту рождения Фадлуна, разыскать
его близких и жен и гнать их, как гонят скот, и
сечь, как секут людей». Фадлун узнал об этом
решении и вышел из крепости со своими воинами,
чтобы преградить Хазараспу путь к своим близким.
Его встретили дозорные войск везира Низам
ал-Мулка. Фадлун сошел с коня и спрятался в [стоге]
сена, но его заметил (л. 25б) один из
воинов везира Низам ал-Мулка и, схватив за волосы,
притащил пленного к ставке Низам ал-Мулка. Тот
приказал взять его под страж.
Великий султан Алп-Арслан находился в
Кермане. Той ночью он увидел во сне, что везир
Низам ал-Мулк взял крепость и что жители вышли из
нее, а Фадлун схвачен. Когда он проснулся, то
рассказал о сновидении толкователям снов, и те
сказали, что его сон был вещим и все это случилось
на самом деле. Через несколько дней прибыл гонец
Низам ал-Мулка, а вслед за ним к султанскому двору
явился сам Низам ал-Мулк с пленным Фадлуном.
Султан простил Фадлуна, а шейх 'Али ибн ал-Хасан
ал-Бахарзи написал победную грамоту (китаб
ал-фатх).
Комментарии
1. О Чагры-беке Да'уде
см.: Ибн ал-Асир, VIII, 88; Сибт ибн ал-Джаузи, изд.
Севима, 44—45. О Тогрул-беке см. прим. 97 к гл. 6.
Глава 10
2. Султан Алп-Арслан (род. в
1032-33 г.) Занял престол в ау-л-хиджж» 455 г. х. (25.XI—
24.XII.1063).
3. Рассказ повторяется у Ибн
ал-Асира (VIII, 113).
Глава 11
4. Саве — город между
Реем и Хамаданом (Йакут, V,21).
5. 'Имад ад-Даула
ва-д-Дин Абу Мансур Сау-Тегин, хадим ал-хасс,
хаджиб и сарханг (командующий) войсками
Алп-Арслана. Умер в джумада I 477 г. х. (5.IX.— 4.Х.1084),
оставив после себя громадное наследство: миллион
динаров, 15 тысяч комплектов одежды, из которых 9
тысяч — византийских парчовых, 5 тысяч лошадей,
тысяча верблюдов и 300 тысяч голов овец, кроме
имений, оружия и вещей. См.: Сибт ибн ал-Джаузи,.
изд. Севима, 228—229. О его походе в Закавказье см.:
Минорский. 18, 28 (араб. текст), 63, 77 (русск. пер.).
6. Куталмыш осадил
Рей, имея 50 тыс. всадников из туркмен, которые
стали грабить, и чинить насилия. См.: Сибт ибн
ал-Джаузи, изд. Севима, 110.
7. Сражение произошло
у селения ал-Милх в начале мухаррама 456 г. х.
(начало января 1064). См.: Ибн ал-Асир, VIII, 98; Сибт ибн
ал-Джаузи, изд. Севима, 110.
8. Брата Куталмыша
звали Расул-Тегин (Сибт ибн ал-Джаузи, изд.-Севима,
111).
9. Гирдкух — крепость
в Кермане.
10. Почти дословно
рассказ Ибн ал-Асира (VIII, 98). См. также: Сибг ибн
ал-Джаузи, изд. Севима, 111—112.
11. 'Амил —
сборщик налогов, самый низший чиновник
финансового ведомства. См.: Horst, 44—47, 56—58.
Глава 12
12. Ахур-салар — начальник
султанской конюшни.
13. Ман = 2 ратля по 130 дирхемов =
812,50 г.
14. Бёри-Барс (?—1095) и
Арслан-Аргун (в рук.: Аргу.?—1096) — сыновья султана
Алп-Арслана.
Глава 13
15. Хулван — город на с.-з.
Ирака, близ которого находится Асадабадский
(Хулванский) перевал.
16. Маранд — город в Южном
Азербайджане.
17. Об эмире Туг-Тегине,
показавшем пути (не в ар-Рум, а в Закавказье), см.:
Ибн ал-Асир, VIII, 98—99.
18. Начав поход против
Византии, султан Алп-Арслан во главе 180-тысячного
конного войска прошел через территорию
Азербайджана. Жители Хоя и Салмаса выступили
против Сельджукидов, однако под угрозой
истребления покорились превосходящим силам
султана. Затем его армия подошла к Нахичевану —
«последнему пограничному форпосту ислама» на
западе, где стала переправляться на судах через
Араке. См.: Ибн ал-Асир,. VIII, 98—99. В Нахичеване
войска Алп-Арслана разделились на две группы. Сам
Алп-Арслан со 100-тысячным войском (Вардан, 126)
через Кавказскую Албанию вторгся в Грузию.
Разгромив в 1063 г. Албанию, Алп-Арслан женился на
дочери местного владетеля Кюрике и заключил с
ним мир. Затем он вторгся в грузинские области
Джавахети и Ташир. См.: Вардан, 126—127; Маттеос
Урфаеци, 118—119.
19. Этой крепостью был Двин,
где воины Малик-шаха истребили 30 тыс защитников
крепости и захватили в плен 50 тыс. человек. См.:
Сибт ибн-ал-Джаузи, изд. Севима, 117.
20. Сурмари — совр. Сурмалу в
Турции, находится на месте развалин крепости
Кара-кала.
21. Это крепость
Карабаг, севернее Сурмари. Была подчинена эмиру
Нахичевана. См.: Ибн ал-Асир, VIII, 99.
22. Марйам-Нешиман (в
рук.: Нешин) — «местопребывание (жилище) Марии»,
возможно, монастырь Мармарашен, находящийся у
впадения р. Арпа-чай в Араке.
23. Ибн ал-Асир (VIII, 99)
сообщает, что стены этой крепости-монастыря были
сложены «из громадных камней, скрепленных с
помощью свинца и железа»..
24. Крепость
Сефид-шахр (перс., тур.—Ак-шахр) соответствует
крепости Тетрицихе (Агджа-кала). Она находилась
на нижнем течении р. Дебеда (приток Куры),
восточнее оз. Чалдыр, по дороге из Карса в
Ахалкала.
25. Ахал-кала (в рук.:
***, у Ибн ал-Асира: ***) — совр. город Ахалкалаки в
Грузинской ССР. Вардан (136) говорит также о взятии
Самшвилде.
26. Локоть (зар') = 49,875
см.
27. У Ибн ал-Асира (VIII,
99): «Они попросили послать с ними отряд воинов, и
он направил порядочный отряд».
28. Хадим — слуга,
чаще всего евнух (см.: Men, 278 и сл.).
29. Возможно, это была
крепость Лори (близ совр. села Джалал-оглы
Борчалинского р-на Грузинской ССР).
30. Ибн ал-Асир (VIII, 100)
отмечает, что эти события имели место в раджабе 456
г. х. (19. VI—18.VII.1064).
31. Царем Грузии в это
время был Баграт IV (1028—1072).
32. Ал-Бундари (31)
сообщает следующее: «Алп-Арслан вынудил царя
Абхаза (Здесь «Абхаз» этнического значения не
имеет. В 975 г. князь Баграт (его мать была абхазкой)
унаследовал престол Абхазии. В 1008 г. он занял
престол Грузии и объединил оба царства. С тех пор
его династия именовалась Абхазской. См.:
Анчабадзе, 163 и сл.) Баграта сына Георгия
просить мира и выдать свою дочь за него (у Сибта
ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 136: “султан женился на
дочери сестры Баграта, царя Абхаза") и, приняв
его подношения, даровал ему аман. Затем он
выдал грузинскую принцессу за Низам ал-Мулка».
См. также: Histoire (328, 342), где говорится о выплате
Грузией дани (хараджа) Алп-Арслану.
Глава 14
33. Карс — одноименный город в
совр. Турции. По Йакуту (VII, 25): «город в
окрестностях Тифлиса. Между ними два дня пути».
34. Ани — «первая область
ар-Рума» (Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 117),
средневековый город на р. Арпа-чай. Развалины
находятся на территории Турции.
35. В рук. названия этих
округов даны в виде *** (у Ибн ал-Асира, VIII, 100: ***). По
сообщению Маттеоса Урфаеци (119), Алп-Арслан перед
взятием Ани овладел двумя пунктами — Лори и
Джавалхом (Джавахети). Оба эти пункта были
расположены на пути Алп-Арслана к Ани, и
реконструкция арабских транскрипций в
«Джавахети» и «Лори» вполне обоснована.
36. У Сибта ибн
ал-Джаузи (изд. Севима, 117, 118) есть сообщение
относительно неприступности Анийской крепости,
которое отчасти повторено Ибн ал-Асиром (VIII, 100).
При султане Алп-Арслане во время штурма Ани
сельджуками находился представитель халифа
ал-Ка'има би-амри-ллаха накиб ал-нукаба' (глава
шарифов) Абу-л-Фаварис ал-Камил, который отправил
в Багдад следующее донесение: «В упомянутом этом
городе я был очевидцем страшной картины, такой,
что и не вспомнить, когда еще была подобная. Не
припомнить, чтобы какой-либо владыка достигал
такой победы. Три четверти города Ани
расположены на большой реке Аракс, а одна
четверть — над рвом (отводом от реки.—3. Б.),
который отходил от Аракса. Вода текла в него с
отдаленной вершины с сильным шумом, и поток ее
был таким сильным, что если бы в него бросили
огромные камни, то он перемолол бы их и унес.
Дорога к городским воротам шла по мосту, который
был прямо перед ними, а стены города были из
твердых плотных камней. Говорят, что в городе
было 700 тысяч домов и 1000 церквей и монастырей (у
Ибн ал-Асира, VIII, 100: более 500 церквей). И не было к
нему доступа, как не было места для битвы. Войска
отчаялись взять город из-за его неприступности и
были беспомощны до того часа, когда без всякой
причины от стены отвалился кусок, и это привело к
ослаблению [защиты] города. Войска [Алп-Арслана]
вторглись в город и перебили его население,
разграбили его, сожгли, разорили и пленили тех,
кто уцелел от меча, и овладели городом. Улицы
стали непроходимы от множества убитых. Число
пленных было не менее 500 тысяч. Я захотел войти в
город и сам увидел все это и старался найти себе
такой путь, чтобы на кем не было убитых, но не
нашел такого. Передавали, что в одной из церквей
нашли девять хрустальных сосудов для воды. Их
разбили и поделили между собой воины. Каждый
кусок весил 18 ратлей (ратл = 406,5 г)». Ср.: Ибн
ал-Джаузи, VIII, 236.
Маттеос Урфаеци (119—120) пишет, что в Ани
имелась 1001 церковь, что «город со всех сторон был
опоясан каменной стеной, а река Арпа-чай текла
вокруг него. Только одна сторона города была
расположена ниже. И хотя мусульмане и разрушили
эту сторону баллистами, но на протяжении многих
дней не могли проникнуть в город. Однако
греческие князья, назначенные их императором
[Константином Дукой] для обороны, а именно
презренные Баграт, отец Смбата, и Григор, сын
Бакурана, отошли в цитадель и верхнюю крепость и
заперлись там. В этот день султан стал готовиться
[к тому], чтобы уйти со всей армией в Иран.
Горожане видели, как эти безбожные защитники
запирались в цитадели. Моральный дух горожан был
сломлен, и без всякой причины все стали
разбегаться в разные стороны. Весь город
окутался пылью. Мусульманские воины увидели, что
защитники покинули городские стены, и султан со
всей армией вошел в город».
Как видно из материала источников,
городом Ани в указанное время владели
византийцы, которые почти без боя сдали его
войскам Алп-Арслана. В результате безразличия со
стороны византийского гарнизона к судьбе Ани
пострадало его многотысячное население.
О событиях, связанных с захватом Ани
султаном Алп-Арсланом, см.: Вардан, 126—127;
Аристакэс Ластивертци, 128—129; Киракос
Гандзакеци“ 53; ал-Бундари, 31; Бар Эбрей, I, 316—317 и
другие источники.
Ани был взят Алп-Арсланом 16.VIII.1064 г.
Дополнительно о взятии Ани сельджуками см.: Марр;
Орбели; Canard и др.
После взятия Ани султан Алп-Арслан
направился к Карсу, которые владел Гагик сын
Ашота. В 1064 г. Гагик сдал город султану, а сам
перебрался в Византию, где взамен Карса был
наделен другими владениями (Маттеос Урфаеци,
121—122).
37. Анджан—совр.
Анджалу в Турции (западнее Малазгирта).
38. 'Амидом
Хорасана в это время был Мухаммад ибн Мансур
ан-Насави. О нем см. гл. 12.
39. См. прим. 28 к гл. 13.
40. Известные в
средние века хаттийские копья выделывались в
местечке ал-Хатт, в Омане. См.: Йакут, III, 449.
41. Брат Алп-Арслана Кавурд
'Имад ад-Даула Ахмад Кара-Арслан ибн Да'уд
Чагры-бек (?—1073) был основателем государства
керманских сельджукидов (1041—1183).
42. Манкашлаг — «мощная
крепость в крайних пределах Хорезма. Расположена
между Хорезмом, Саксином и областями русов, близ
моря, в которое впадает Джейхун, а это —
Табаристанское (Каспийское) Море» (Йакут, VIII,
183—184). См.: Бартольд. Мангышлак, 479—481).
43. В январе 1066 г.
султан Алп-Арслан подавил восстания некоторых
эмиров в Мавераннахре и Хорезме. В письме везиру
Низам ал-Мулку султан сообщал: «Туркмены
перемешались с неверными (куффар) и стали
грабить купцов. Это происходило близ моря и
кипчаков. Когда они услышали о нас, то
переправились на остров в море, бросив свое
имущество, женщин и скот, количество которого не
поддается подсчету. Всем этим мы завладели и
возвратились в Хорасан» (Сибт ибн ал-Джаузи, изд.
Севима, 131).
44. Дженд —
средневековый город, развалины которого
находятся на правом берегу р. Сырдарьи, близ
Кзыл-Орды.
Сабран (в рук.: Сайран) — «городок с
высокой цитаделью в Мавераннахре, за рекой
Сейхун (Сырдарья), на краю пустыни» (Йакут, V, 336).
45. Райикан (Райаган)
— городок в округе Туса.
Глава 15
46. Везиром Кавурда был кади
Абу Мухаммад Фазари (Мухаммад ибн Ибрахим, 4).
47. Джируфт — столица Кермана
при Кавурде. Расположен на юге Кермана.
48. Истахр — главный город и
крепость фарса. Существовал до XVI в.
Сулайман ибн Да'уд — библейский Соломон.
Вали Истахра был эмир Абу-л-'Аббас Фадлавайх
ибн 'Алавайх из курдской династии Шабанкара'и.
49. Джамшид — мифический царь
Ирана.
50. О событиях, описанных в
главе, см. также: Ибн ал-Асир, VIII, 105; Сибт ибн
ал-Джаузи, изд. Севима, 91, 100, 119—121, 137—138, 140;
ал-Бундари, 30—31.
Глава 16
51. Фадлун, или Фадл ибн Хасан
известен также по имени Фадлавайх. См. о нем прим.
48 к гл. 15.
52. Танджа — один из округов
.Мерверуда в Хорасане.
53. Это была крепость Бардашир
(Гувашир, Джувашир) — одна из самых мощных в
Кермане (в 14 фарсахах от Кермана).
54. Тадж ал-Мулк Абу Калиджар
Хазарасп ибн "Аййад — наместник султанов
Тогрул-бека и Алп-Арслана в Басре, Ахвазе, их
округах, Хузистане и Дейлеме с правом упоминания
своего имени в местной хутбе. Занимал высокое
положение при дворе Алп-Арслана. Умер в рамадане
462 г. х. (13.VI—12.VII.1070). См.: Ибн ал-Асир, VIII, 108;
ал-Бундари, 37—38.
1а 7 марта — 4 апреля 1060 г.
2а-а Добавлено на поле
рук. другим почерком.
2б В рук. одно слово не
поддается прочтению — ***
2в 3 января 1064 г.
2г-г Добавлено на поле рук.
другим почерком.
3а Понедельник 19 августа 1101
г.
4а Третья декада
февраля 1064 г.
4б Перифраз Корана (5,37 и 69)
4в В рук.: *** что М.
Икбал читал ***. По нашему мнению,
предпочтительнее *** , что подтверждается
дальнейшим текстом: Туг-Тегин показал дорогу
войскам Сельджукидов.
5а Коран, 9,29.
6а 22 ноября 1066—10 ноября 1067 г.
Текст воспроизведен по изданию: Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа. М. Восточная Литература. 1980
|