Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

РИГОРД

О ДЕЯНИЯХ ФИЛИППА АВГУСТА, КОРОЛЯ ФРАНКОВ

DE GESTIS PHILIPPI AUGUSTI FRANCORUM REGIS

46. — Ордонансы Филиппа II Августа о крестовом походе и Саладиновой десятине.

1188 г.

I.

Ордонанс о долгах крестоносцев.

Во имя святыя нераздельныя Троицы, аминь. Было постановлено государем Филиппом (II), королем Франции, с согласия архиепископов, епископов и баронов своего государства, что еписконы и прелаты, и монастырские клерики и воины, которые возьмут крест, получат, для уплаты долгов, сделанных ими как у евреев, так и у христиан еще прежде, нежели король принял крест, двухлетнюю отсрочку, считая с наступающего праздника Всех Святых; таким образом, в первый праздник заимодавцы возвратят себе треть своей ссуды; в следующий праздник — другую треть и в третий праздник — последнюю треть. Никто не обязывается уплачивать процентов со дня принятия креста. Если крестоносный рыцарь, законный наследник, сын или зять не-крестоносца, или вдовы, имеет в живых отца и мать, то его отец и мать, для уплаты своих долгов, пользуются тем же узаконенным сроком. Если же их сын или зять, принявший крест, отделен от семьи, или если он не рыцарь, или не крестоносец, то им не предоставляется никакой рассрочки. В течение пятнадцати дней от наступающего праздника св. Иоанна Крестителя, должники, имеющие земли и доходы, должны представить их, в узаконенный срок, своим заимодавцам, через посредство сузерена, в области которого состоят те земли и доходы, дабы заимодавцы получили должное им. Сузерены не могут сопротивляться подобному предоставлению, или должны сами обеспечить заимодавца крестоносцев. Крестоносец, который не имеет ни земель, ни доходов, достаточных для покрытия своего долга, обязуется представить поручителей или залогодателей, которые должны уплатить за него в определенные сроки; и если, в течение пятнадцати дней от наступающего праздника св. Иоанна Крестителя, долг [485] не будет обеспечен землею или поручительством, то такой крестоносец не пользуется рассрочкою, предоставленною другим крестоносцам. Если клерик или крестоносный воин должен клерику или воину также крестоносному, то долг отлагается до следующего праздника Всех Святых, но во всяком случае обеспечивается залогом.

Если какой-нибудь крестоносец, за восемь дней до Сретения Господня или восемь дней спустя, дал своему заимодавцу в обеспечение золото, серебро или хлеб, или какую-нибудь другую движимость, то заимодавец не обязуется в этом случае к рассрочке. Закуп годового сбора хлеба, сделанный по определенной цене не крестоносцем, сохраняется во всей своей силе. Если какой-нибудь воин или клерик закладывает на известное число лет свое имущество или свои доходы какому-нибудь крестоносному горожанину или клерику или воину некрестоносному, то заложивший получает в этот год сбор с своих земель или доходов, а заимодавец, по истечении срока долгового обязательства, удерживает залоги еще на один год, для вознаграждения того времени, которое он потерял; во всяком случае, заимодавец удерживает на этот год половину хлебного сбора, если он сам обрабатывал заложенные земли или виноградники. Все торговые сделки, совершенные в течение осьми дней от Сретения Господня, сохранят свою силу. А чтобы крестоносный должник мог воспользоваться рассрочкою, даруемою ему для уплаты долга, он должен дать обеспечение такое же или даже лучше прежнего. Если возникнут споры по поводу обеспечения, то по определению сузерена, в области которого находится заимодавец, дается новое обеспечение, такое же или лучшее. Если сузерен не переменит обеспечения, то дело переносится в совет государя той земли. Если какой-нибудь сузерен или владетель, в области которого находится заимодавец или должник, не захочет исполнить или приказать исполнить то, что предписано относительно рассрочки долга или обезпечения его, и, не смотря на предостережения митрополита или епископа, не исполнить того в сорок дней, то он может подвергнуться отлучению. Но если сузерен или государь пожелает доказать, в присутствии митрополита или епископа, что он ничем не нарушил прав заимодавца или должника, и что он готов исполнить предписанное, то митрополит или епископ не могут его отлучать. Ни один крестоносец, клерик, воин или кто другой не могут быть принуждаемы к исполнению обещанного ими, со дня своего отправления до прибытия назад, если только жалоба не была подана до принятия креста.

II.

Ордонанс о Саладиновой десятине.

Все те, которые не отправляются в крестовый поход, обязуются представить в этот год, по крайней мере, десятину со всех своих движимостей и доходов, исключая духовных монастыря Сито [486] (Cistersienses) и ордена Шартрезов (Gartusii) или Фонтевристов (Fons Eureldinus, близ Сомюра) и прокаженных, но только относительно их собственного имущества. Никто не может налагать руки на коммюны, кроме сузерена, которому принадлежит коммюна. Во всяком случае, тот, кто имел права на какую-нибудь из коммюн, сохранит их по прежнему. Тот, кто имеет право высшего суда в какой-нибудь земле, будет собирать и десятину с той земли. Да будет ведомо, что те, которые платят десятину, должны взносить ее со всей движимости и своих доходов, не вычитая долгов, в которые они могли войти прежде. По взносе десятины, они могут уплачивать свои долги из остатка. Все миряне, как военные, так и другие, будут взносить свою десятину под присягою и под страхом анафемы, а клерики под угрозою отлучения. Некрестоносный воин взносит крестоносному сузерену, по отношению к которому он считается обязательным вассалом (homo ligius), десятину как с своей собственной движимости, так и с того феода, который получен им от него. Если он не имеет такого феода, то платит своему обязательному сузерену с одной собственной движимости, а с своих феодов взносит тому, от кого их получил. Если кто не имеет никакого обязательного сузерена, то он доставляет десятину с своей движимости тому, в чьем феоде живет. Если какой-нибудь сборщик десятины найдет в имении того, от кого получается десятина, вещи, принадлежащая другому, и если владетель может то доказать, то сборщик не должен удерживать таких вещей. Крестоносный воин, будучи законным наследником, сыном или зятем некрестоносного воина, или какой-нибудь вдовы, получит десятину с своего отца или с своей матери. Никто не может наложить руки на имущество архиепископов, епископов, капитулов или церквей, стоящих в непосредственной зависимости от них, кроме архиепископов, епископов, капитулов и церквей, находящихся в феодальной зависимости. Епископы, собирающие десятину, взносят ее тем, кому они должны. Всякий крестоносец, который в виду подати или десятины не захочет уплатить ее, будет принужден тем, кому он должен внести и кто распорядится с ним по своей воле; кто принудить такого силою, не будет отлучен за то. Бог да вознаградить всякого, кто благочестиво внесет свою десятину.

Из ордонансов Филиппа II Августа.

Institutio decimarum.


Ордонансы Филиппа II Августа, относящееся к крестовым походам, записаны у его историографа и медика Ригорда в его сочинении: De gestis Philippi Augusti Francorum regis (изд. Duchesne, Historiae Francorum scriptores etc. Par. 1649. Т. V, стр. 25 и след.).

(пер. М. М. Стасюлевича)
Текст воспроизведен по изданию: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. СПб. 1887

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.