|
РЕГИНОН ПРЮМСКИЙХРОНИКАХРОНИКА РЕГИНОНА ПРЮМСКОГО С ТРИРСКИМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ CHRONICON REGINONIS PRUMIENSIS CUM CONTINUATIONE TREVERENSI Регинон был аббатом Прюмского монастыря (Pram, несколько севернее Трира) в 892-899 гг. Изгнанный оттуда, он перебрался в Трир, где, пользуясь покровительством трирского архиепископа Ратбода, оставался до самой своей смерти в 915 г. В Трире им и была написана хроника, ставшая весьма популярной среди раннесредневековых книжников Германии и Франции (о памятниках, в которых использована хроника, см. ниже, а также подробнее: Kurze F. Р. Х-ХІ). До 813 г. хроника представляет собой компиляцию на основе хроники Беды Достопочтенного (ум. в 735 г.) и "Франкских имперских анналов". Свое повествование Регинон довел до 906 г. Регинон известен также как автор сочинений по теории музыки и каноническому праву. Со следующего, 907 г. и до 967 г. хроника Регинона была продолжена анонимом, которого после работ В. Гизебрехта, И. Верра и X. Изенбарта (Giesebrecht W. Kaiserzeit. Bd. 1. S. 740; 5. Aufl. S. 778; Werra J. Continuator Reginonis. S. 90-02; Isenbarth H. Continuatio Reginonis. S. 5-14) наука практически единодушно отождествляет с первым магдебургским архиепископом, а до того миссийным епископом Руси, Адальбертом, история которого с 961 г. изложена Продолжателем Регинона довольно подробно (Wattenbach W., Holtzmann R. Geschichtsquellen. Bd. 1. S. 166-168). Следует упомянуть, что о связи Продолжателя Регинона с монастырем св. Максимина в Трире, исходя из обширных данных об Адальберте, говорил уже Г. Перц в предисловии к своему изданию этого памятника (MGH SS. 1826. Т. 1. Р. 612). Отдельные голоса против авторства Адальберта раздаются до сих пор (см., например: Mohr W. Zur Problematik der Dagobert-Konstantin-Tradition des Klosters St. Maximin in Trier // Trierer Zeitschrift fuer Geschichte und Kunst des Trierer Landes und seiner Nachbargebiete. 1967. Bd. 30. S. 150-151), но существенных аргументов пока не выдвинуто. Адальберт работал над Продолжением Регинона долгое время, возможно, с перерывами; один из этапов работы был завершен статьей 939 г., так как именно эта часть хроники была использована в анналах швабского монастыря Айнзидельн, начатых ок. 966 г. (так называемая 1-я редакция, по К. Хауку: Hauck К. Adalbert). Уже по одной этой причине кажется упрощенной господствующая точка зрения, будто Адальберт писал Продолжение Регинона в 966-968 гг., в бытность свою аббатом в Вайсенбурге (Cont. Reg. А. 966; наст. том. С.107, 109 и примеч. 41), причем работа была якобы прервана до весны 968 г., потому что сообщение о болезни и выздоровлении архиепископа Вильгельма летом 967 г. выглядит так, как если бы [102] Адальберт ничего не знал еще о смерти Вильгельма 2 марта 968 г. (Lintzel М. Adalbert. S.400. Anm. 5); полагают, что внезапное прекращение работы над хроникой связано с тем, что Адальберт был вынужден покинуть стены монастыря (если верно, что осенью 967 г. он отправился в свите Оттона II в Италию: Cont. Reg. А. 967; Uhlirz К. Geschichte des Erzbistums Magdeburg unter den Kaisern aus sachsischem Hause. Magdeburg, 1887. S. 56). В науке не обратили должного внимания на факт, отмеченный еще в конце прошлого века (Isenbarth Н. Continuatio Reginonis. S. 14): в заключительной статье хроники при описании синода в Вормсе летом 967 г. накануне отправления Оттона II в Италию говорится, что уже тогда "во время своего первого синода [Оттон II] загодя выказал многие признаки своих будущих (выделено нами. – А. Н.) мудрости и милосердия" ("... in primo.suo placito...plurima futurae prudentiae simul et clementiae suae indicia premonstravit"). Ясно, что эти слова не могли быть написаны в том же 967 г., а отсылают читателя к более позднему времени, очевидно, к периоду самостоятельного правления Оттона II (после марта 973 г.). Вместе с тем работа Адальберта оборвалась, судя по всему, действительно внезапно; сохранившийся в единственном списке (Ann. Saxo. P. 620) композиционный финал хроники не принадлежит самому историографу, а приделан поздней неумелой рукой, так что в статье 967 г. оказалось два Рождества. Ввиду сказанного считаем, что по крайней мере до 973 г. Адальберт еще не завершил своего труда. Отождествление Продолжателя Регинона с Адальбертом, человеком, близким ко двору, объясняет общеимперский кругозор его исторического труда, вовсе не характерный для верхнелотарингского историописания той поры, для которого типичен локальный масштаб, обусловленный чаще всего агиографическим интересом (Wattenbach W., Holtzmann R. Geschichtsquellen. Bd. 1. S. 170-193). Общепризнанные достоинства Продолжения Регинона как одного из лучших историографических сочинений X в. в Германии (наряду с "Историей саксов" Видукинда Корвейского) пытался подвергнуть сомнению М. Линцель (Lintzel М. Adalbert. S. 399-406); но составленный им каталог фактических неточностей в этом сочинении едва ли способен поколебать представление об этом последнем как о действительно уникальном для того времени продолжении общеимперской анналистической традиции предыдущего столетия (Hauck К. Adalbert. S. 276-353). В связи с особым значением для нас личности Адальберта, миссийного епископа Руси, следует подробнее сказать о тех его биографических данных, какие удалось установить науке. Есть основания предполагать, что Адальберт происходил из верхнелотарингской знати и что его отец (и тезка) имел лен в окрестностях св. Максимина (Wattenbach W., Holtzmann R. Geschichtsquellen. S. 168; Claude D. Magdeburg. S. 115; Fleckenstein J. Hofkapelle. S. 37; ср., однако: Bresslau H. Continuator Reginonis. S. 671. Anm. 1). He нашло себе сторонников предположение В. Ваттенбаха, будто Адальберт был братом архиепископа Вильгельма (примеч. 27, 37) по матери, пленной славянке знатного происхождения; именно этими обстоятельствами исследователь объяснял позднейшее назначение [103] Адальберта епископом в славянскую страну, а затем и на высокий пост магде-бургского митрополита (Wattenbach W. Geschichtsquellen. Bd. 1. S. 367-368). Более обоснованной, чем догадка В. Ваттенбаха, выглядит гипотеза Г. Альтхоффа, доказывающего саксонское происхождение Адальберта и его родство с высшей саксонской знатью, в частности с семейством (впоследствии герцогским) Биллунгов (Althoff G. Necrolog. S. 268-282; Idem. Adels- und Koenigsfamilien im Spiegel ihrer Memorialueberlieferung: Studien zum Totengedenken der Billunger und Ottonen. Muenchen, 1984. S. 39. Anm. 145; S. 306-307). Согласно Т. Зиккелю (Sickel Т. Excurse. S. 361-362), с 950 г. Адальберт засвидетельствован в качестве нотария в канцелярии кёльнского архиепископа Викфрида (923-953), а затем, в 953-958 гг., – в королевской канцелярии (так называемый нотарий Liutolf А, участие которого отмечено в грамотах DD Ott. I. № 166, 169, 170, 176, 177, 179; характерно, что в число этих последних попадают обе королевские грамоты, упомянутые в Продолжении Регионона: Stengel Е. Е. Die Immunitaet in Deutschland bis zum Ende des 11. Jh.: Forschungen zur Diplomatik und Verfassungsgeschichte. Innsbruck, 1910. Т. 1. S. 164. Anm. 2). He совсем ясно, когда именно Адальберт стал монахом в трирском монастыре св. Максимина (см. примеч. 28) – до своего вступления в канцелярию архиепископа Викфрида или после 958 г. (так считает X. Бресслау, исходя из того, что в 959-960 гг. Адальбертом были составлены два документа от имени монастыря: Bresslau Н. Continuator Reginonis. S. 669. Anm. 4). Скорее всего, и после своего возвращения из Руси в 962 г. Адальберт снова оказался в составе придворной капеллы, на этот раз Оттона II, где покровительствовал выходцам из св. Максимина (Bresslau Н. Continuator Reginonis. S. 665-666, 668; Wattenbach W., Holtzmann R. Geschichtsquellen. S. 167; Fleckenstein J. Hofkapelle. S. 38. Anm. 130). В 965 г., во время пребывания Оттона I в Магдебурге, его сопровождал и "епископ Адальберт"; наряду с Вильгельмом Майнцским и некоторыми другими иерархами он выступает ходатаем в одной из грамот, касающейся Хальберштадской церкви (UBMagdeburg. N 45), что указывает на известное влияние Адальберта при дворе и помимо канцелярии (Fleckenstein J. Hofkapelle. S. 38). Вероятно, именно в это время происходит личное знакомство Адальберта и Лиутпранда Кремонского, "Историю Оттона" которого Адальберт использовал в качестве одного из своих письменных источников (Wattenbach W., Holtzmann R. Geschichtsquellen. S. 169-170; Hauck К. Adalbert). В начале 966 г. Адальберт получает в управление Вайсенбургское аббатство (примеч. 41), но уже осенью 967 г., вероятно, отбывает вместе с Оттоном II в Италию (см. выше). Там в результате придворной интриги, или неожиданного поворота политических событий (см. наст. том. С. 143-144. Примеч. 1, 3), он становится первым магдебургским архиепископом в октябре 968 г. В сане магдебургского митрополита Адальберт и скончался 20 июня 981 г.; характерно, что день его смерти отмечен в синодике св. Максимина (Hontheim J. N. Prodromus historiae Trcvirensis diplomaticae et pragmaticae. Augsburg, 1757. P. 979: ' Adelbertus archiepiscopus, istius loci monachus"). Произведение Адальберта [модифицируя построение И. Р. Дитериха [104] (Dieterich JR. Die Geschichtsquellen des Klosters Reichenau bis zur Mitte des 11. Jh. Giessen, 1897. S. 184-195), Ф. Курце предполагал, что в 954-960 гг. Адальберт написал еще и несохранившиеся Майнцские анналы (Kurze F. Jahrbuecher. S. 434, 446)] было неоднократно использовано последующим историописанием. Так, через посредство несохранившихся анналов Нинбургского монастыря (в Восточной Саксонии) Продолжение Регинона почти целиком вошло в Магдебургские анналы (ок. 1166-1175 гг.) и в огромную компиляцию так называемого Саксонского анналиста (ок. 1152 г.) (Kurze F. P. X). Установлено использование Продолжения Регинона и в так называемой херсфельдской анналистической традиции (см. подробнее о ней примеч. 10) [Kurze F. Ueberlieferung. S. 329-330; после исследования X. Лоренца (Lorenz Н. Jahrbuecher) ясно, что не Продолжатель Регинона черпал из херсфельдской традиции, а наоборот – он послужил для последней главным источником о событиях X в.]. Однако была ли в распоряжении составителя Херсфельдских анналов хроника Адальберта в целом, как принято считать? В силу приведенных выше соображений о завершении работы над хроникой после 973 г. на этот вопрос приходится отвечать отрицательно; возможно, херсфельдский анналист, работавший, как известно, до 973 / 974 г., использовал список 1-й редакции Продолжения Регинона (подробнее см.: Назаренко А. В. Русь и Германия). Рукописи хроники Регинона и ее Продолжения достаточно многочисленны и распадаются на две группы: группу А, куда входят рукописи, содержащие труд Регинона с продолжением Адальберта, и группу В, объединяющую рукописи только хроники Регинона. Приводим здесь лишь важнейшие, пользуясь сокращениями, принятыми в издании Ф. Курце; полные стеммы см.: Kurze F. Ueberlieferung. S. 296-301, а для хроники Регинона также: Schleidgen W.-R. Regino. S. 93. Протограф списков группы А, т.е. автограф Адальберта со сделанным для него списком хроники Регинона, утерян (вероятно, увезен Адальбертом с собою в Магдебург). Его списками являются: А1 – cod. Monacensis n. 6388, inter Frisingenses n. 188 (X в.), хранящийся в Мюнхенском государственном архиве; именно этим кодексом пользовался, кажется, составитель Нинбургских анналов. Предположение Г. Вайца и Т. Зиккеля (Sickel Th. Excurse. S. 362), что A1 является автографом, опровергнуто Ф. Курце (Kurze F. Ueberlieferung. S. 297). Возможно, это список, сделанный для родного монастыря Адальберта (Bresslau Н. Continuator Reginonis. S. 665. Anm. 2). Во всяком случае, A1 – главный из сохранившихся списков Продолжения Регинона. A3 – cod. Parisinus n. 11851, inter Sangermanenses п. 440 (XII в.); это рукопись Саксонского анналиста. Протограф списков группы В также утрачен; его копии: В1 – cod. Einsidelensis п. 359 (конец X в.); В2 – cod. Schafhusanus, n. 109 (конец X в.); ВЗ – cod. Parisinus n. 5017 (XI в.). * * * Текст воспроизводится по изданию Ф. Курце, страницы которого приводятся в круглых скобках. В подстрочный аппарат включены только наиболее важные разночтения, а также касающиеся написания имен собственных. [105] ИЗДАНИЯ MGH SS. 1826. Т. 1 / Ed. G. H. Pertz; Cont. Reg. / Ed. F. Kurze; AQuDGMA. [1960]. Bd. 7 / Ed. R. Rau (следует изданию Ф. Курце, лишь иногда предпочитая чтения списков группы В). ПЕРЕВОДЫ На немецкий язык: Die Chronik des Abtes Regino von Pruem / Uebers. F. Duemmler. Leipzig, 1939. 5. Aufl.; Die Fortsetzung Reginos / Uebers. M. Buedinger, W. Wattenbach. Leipzig, 1939. 3. Aufl.; перевод хроники с продолжением: AQuDGMA. [1960]. Bd. 7 / Uebers. R. Rau. ВАЖНЕЙШАЯ ЛИТЕРАТУРА О хронике Регинона: Ermisch Н. Die Chronik des Regino bis 813. Goettingen, 1872; Schulz P. Die Chronik des Regino vom Jahre 813 an. Halle, 1888; Schulz P. Zur Glaubwuerdigkeit der Chronik des Abtes Regino. Hamburg, 1897; Manitius M. Regino und Justin; Wawra C. De Reginone Prumiensi. Bresslau, 1901; Lintzel M. Zur Chronik Reginos von Pruem // DA. 1937. Bd. 1; Loewe H. Regino von Pruem und das historische Weltbild der Karolingerzeit // Rheininsche Vierteljahresblaetter. Koblenz, 1953. Bd. 17 (repr.: Loewe H. Von Cassiodor zu Dante: Ausgewaehlte Aufsaetze zur Geschichtsschreibung und Ideenwelt des Mittelalters. В.; N.Y., 1973); Werner K.F. Zur Arbeitsweise Reginos von Pruem // Die Welt als Geschichte. Stuttgart, 1959. Bd. 19; Schleidgen W.-R. Regino; Hlawitschka E. Regino von Priim // Rheinische Lebensbilder. Koeln, 1975. H. 6. S. 7-27 (здесь прочая библиография). О Продолжении Регинона: Werra J. Continuator Reginonis; Sickel Т. Excurse; Isenbarth H. Continuatio Reginonis; Kurze F. Ueberlieferung; Erben W. Zu der Fortsetzung des Regino // NA. 1891. Bd. 16; Kurze F. Jahrbucher; Bresslau H. Continuator Reginonis; Lintzel M. Adalbert; Hauck K. Adalbert; Althoff G. Necrolog. Литература, касающаяся известия Продолжателя Регинона о русском посольстве в Германию, приведена в комментариях. Текст воспроизведен по изданию: Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков. М. Наука. 1993 |
|