Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

ЛЕТОПИСЬ

о Чингис-хане от начала года кулугинэ, 979 являющегося годом мыши, начинающегося с джумада II 600 г. х [апрель – май 1204 г.], до самого конца года морин, бывшего годом лошади, начинающегося с месяца шабана 606 г. х. [дек. 1209 – янв. 1210 г.], что составляет промежуток времени в шесть лет. В этот последний год Чингиз-хану исполнилось пятьдесят шесть лет. В этот упомянутый промежуток времени он воевал с Таян-ханом, убил его, водрузил белый девятиножный тук, 980 и за ним утвердилось прозвание Чингиз-хан. Несколько раз он ходил на войну с тангутами, был занят войной с Токта(й), государем меркитов, с Кушлуком, сыном Таян-хана, и призвал к подчинению [себе] государя уйгуров.

Рассказ об уведомлении государем онгутов Чингиз-хана о намерении Таян-хана идти [против него]. 981

Весною года кулугинэ, который является годом мыши, начинающегося с [мясяца] джумада II 600 г. х. [февраль – март 1204 г. н.э.], 982 Таян-хан, государь найманов, отправил посла, по имени Джука-нан, 983 к государю онгутов Алакуш-тегин-Кури 984 со словами: «Говорят, |A 61а, S 178| что в этих пределах появился новый государь, – а подразумеваемый им был Чингиз-хан, – мы твердо знаем, что |на небе] назначено быть солнцу и луне вдвоем, но как быть на земле двум государям в одном владении? Будь моей правой рукой и помоги мне ратью, дабы мы захватили его колчан [киш], т.е. его звание [мансаб]».

Алакуш послал к государю мира, Чингиз-хану, одного из своих приближенных 985 по имени Торбидаши, 986 с уведомлением об этом обстоятельстве. Таким путем он подчинился Чингиз-хану наилучшим способом. Рассказ об этом излагается на своем месте. И все!

Рассказ о походе Чингиз-хана на войну против Таян-хана и о поражении Таян-хана. 987

Несмотря на то, что Чингиз-хану было известно враждебное к нему отношение Таян-хана, [но теперь], как только он снова удостоверился [в этом] со слов посла Торбидаши касательно выше упомянутого события, то тою же весной упомянутого года мыши он устроил курил-тай [в урочище] Тулкул-чэут в [степи] Тэмэгэ. 988 Эмиры в один голос [147] сказали: «Наши кони худы, мы откормим [их] и осенью выступим!». Отчигин-нойон, дядя 989 Чингиз-хана, сказал: «О, нукеры, зачем нам ссылаться на худобу лошадей? Раз мы услышали подобные речи, мы выступим в поход! Как можно, чтобы нас взял Таян-хан, – мы его возьмем! И будут [потом] говорить: в этой местности схватили Таян-хана! Мы прославимся! А о том, мы ли его возьмем или он нас возьмет, знает [один] великий господь! Конечно, мы выступаем!».

[Затем] Бэлгутай, брат Чингиз-хана, сказал Чингиз-хану: «Если племя найман возьмет твой колчан, наши кости не будут лежать вместе. Они притязают на господство над [нами] вследствие того, что обладают великим улусом и многочисленными табунами и отарами. А с большим его улусом, многочисленными табунами и стадами что можно сделать? Если же мы опередим [их, найманов], то разве трудно взять их колчан?!».

Чингиз-хан одобрил его слова и пятнадцатого числа месяца ..... 990 выступил с намерением сразиться с Таян-ханом в местность Кэлтэгай-када, в долине реки Калаат. 991 Когда они пробыли в этом походе некоторое время, а случая для сражения не представилось, они вторично все собрались осенью того же года мыши и выслали в авангарде [мангалэ] в набег Кубилая 992 и Джэбэ. Таян-хан находился в долине реки Алтай, в пределах области Канкай. 993 Отправленные вперед вернулись обратно. Токтай, государь меркитов, Алин-тайши из эмиров кераитов, бежавший туда, племя ойрат, предводителем которого [был] Кутукэ-беки, Джамукэ из племени джаджир’ат, племена дурбан, татар, катакин и салджиут – все полностью собрались к Таян-хану. Случилось, что конь светлой масти с перевернутым под брюхо седлом убежал из войска Чингиз-хана и забежал в середину войска найманов. Когда те увидели, что конь истощен, Таян-хан учинил с эмирами совещание, что-де, кони монголов тощи, подразнив [монголов], 994 мы начнем понемногу отступать для того, чтобы они пустились нас преследовать, [вследствие этого] их кони еще более ослабеют, а наши окажутся резвыми [барак], затем мы остановимся и дадим сражение. Упомянутый Субэчу-Кори, который был одним из старших эмиров Таян-хана, в ответ на эти слова сказал: «Твой отец, Инанч-хан, ни одному человеку не показал своей спины и крупа своего коня, ты же сразу струсил! Когда так, следует привести Гурбасу-хатун», – т.е. жену, которую тот любил. Этот эмир, сказав эти слова, в гневе и негодовании удалился. По этой причине Таян-хану поневоле пришлось встать на войну. Чингиз-хан приказал Джочи-Касару: «Ты ведай центром [кул]». 995 И сам лично устанавливал войско. 996 Как только Джамукэ-сэчэн издали увидел [148] боевой порядок [йасамиши] войска Чингиз-хана, он обернулся [к своим] нукерам и сказал: «Знайте, что приемы и боевой порядок войск [моего] побратима, т.е. Чингиз-хана, стали иными! Племя найман не оставит никому другому [даже] кожу с ног быков, и от них никому не достанется прибыли». Он закончил эту речь и, повернув от них, отделился, выехал вон [из рядов] и ускакал с поля битвы.

В тот день они устроили великое сражение. К ночи войско Таян-хана потерпело поражение, обратилось в бегство и не стало воевать [букв. отвернуло лицо от сражения]. Таян-хан получил множество тяжких ран, так что его тело было сильно поранено в нескольких местах. Он укрылся на трудно доступном косогоре; вместе с ним были Кори-Субэчу и несколько других эмиров. Сколько он ни напрягался и ни |A 61б, S 179| старался подняться и снова вступить в бой, из-за тяжести [полученных] им ран у него нехватало на это сил. Тогда Кори-Субэчу сказал другим эмирам и нукерам: «Повремените, пока я скажу такое слово, от которого, я знаю, он оживится и встанет». И он сказал: «Таян-хан, мы стали перед горою, чтобы подняться на косогор. Вставай, дабы мы сразились!». Тот выслушал эти слова, однако даже не попытался встать. Снова тот сказал: «О, Таян-хан, жены твои, особенно Гурбасу, твоя любимица, все принарядились и, приведя в порядок свои орды, ожидают тебя. Встань, чтобы мы пошли [к ним]!». Он эти слова также выслушал и также даже не пошевелился, да он и не мог этого сделать. [Тогда] Кори-Субэчу сказал нукерам: «Если бы у него было [хоть] немного силы, он [либо] пошевелился бы, либо ответил. Теперь же, прежде чем мы увидим его кончину, пойдемте и сразимтесь перед ним, чтобы он видел нашу смерть!». Они спустились с этого косогора и жестоко сражались, пока не были [все] перебиты. Чингиз-хан хотел забрать их живыми, но они ни за что [ему] не дались, пока не были перебиты. Чингиз-хан удивился этому, весьма одобрил эту стойкость и верность и сказал: «Чего печалиться тому, у которого есть подобные нукеры». Так как была ночная пора и войско Таян-хана было разбито, а войско Чингиз-хана преследовало его, беглецы от чрезмерного страха и ужаса бросились в трудно проходимые горы. Ночью многие из войска найманов соскальзывали, скатывались, низвергались вниз с крутых гор и трудно доступного косогора, название которого Наку-Кун, 997 и погибали. Это событие весьма известно и знаменито среди монгольских племен. В эту войну племена дурбан, татар, катакин и салджиут все подчинились и явились к стопам Чингиз-хана. Племя меркит не подчинилось и бежало, бежал и Кушлук, сын Таян-хана. Потерпев поражение, он ушел к своему дяде Буюрук-хану. И все!

|A 62а, S 180| Рассказ о походе Чингиз-хана на войну против племени меркит и о покорении и завоевании их. 998

После этого [события] зимою того же года мыши, соответствующего 600 г. х. [1203-1204 гг. н.э.], Чингиз-хан выступил в поход против Токтай-беки, который был государем меркитов, и против многочисленных племен, принадлежавших к ним, бывших [ранее] заодно с Таян-ханом и бежавших после его поражения. В пути они [149] наткнулись прежде [всего] на одно из племен меркит, которое называют уваз 999-меркит, глава [мукаддам] и старейшина [бузург] которых, по имени Дайр-Усун, расположился в верховьях реки, называемой Тар-мурэн. 1000 Они сказали: «Мы не хотим войны!». Дайр-Усун взял свою дочь Кулан-хатун, 1001 привел [ее] к Чингиз-хану и подарил. 1002 [Затем] они доложили [Чингиз-хану], что у них нет улага 1003 и скота, чтобы выступить на войну при Чингиз-хане. Чингиз-хан приказал разделить их на сотни, поставить во главе их начальника [шихнэ] и оставить в обозе [угрук]. Как только Чингиз-хан ушел, они вторично восстали и разграбили обозы. Небольшое число людей [Чингиз-хана], остававшееся при обозах, собралось вместе, вступило в битву [с восставшими] и отобрало назад все, что те утащили, и то племя убежало.

Чингиз-хан, согласно принятому решению, окружил племя удиут-меркит 1004 в укреплении [кал’э], которое называют [*Дайкал 1005-курган, и одно племя, которое называют мудан, 1006 и другое племя тодолин 1007 и другое, которое называют] 1008 раджун. 1009 Он всех захватил и вернулся назад. Токтай со своими сыновьями бежал к Буюрук-хану, который был братом Таян-хана и имел отдельное владение [мулк] и войско. Племя уваз-меркит, предводителем которого был Дайр-Усун и которое вторично восстало, пришло в пределы реки Селенги в укрепление Караун-капчал, 1010 там оно и расположилось.

Чингиз-хан для подавления их послал Борагул-нойона и Чимбая, 1011 брата Чилаукан 1012-бахадура, обоих во главе командования войском 1013 правого крыла; они пошли туда и захватили все то племя, укрывшееся в укреплении.

Рассказ о походе Чингиз-хана на область Кашин, которую называют [также] Тангут, и о [ее] завоевании. 1014

Когда счастливо наступил год хукар, 1015 который является годом быка и начинается с [месяца] джумада II 601 г. х. [январь – февраль 1202 г. н.э.], Чингиз-хан соизволил привести войско в порядок и выступил в поход против области Кашин, которую называют Тангут. [150] Когда они вступили в эту область, то прежде [всего] они достигли крепости [кал’э], называемой Лигили, 1016 а место это чрезвычайно укрепленное. Они ее окружили и в короткое время взяли; они разрушили все: и ее стены, и фундамент. Оттуда они пошли на город, название которого Клин-Лоши, 1017 а он был очень крупным городом, его они взяли и разграбили. [Затем] захватили некоторые другие области Тангута и разграбили [их], а скот, найденный ими в тех пределах, они весь угнали [с собою]. [Затем] с многочисленной военной добычей и бесчисленным [количеством] верблюдов и скота они [монгольские отряды] повернули назад и явились с выражением рабской покорности к Чингиз-хану. И все!

Рассказ о собрании [курилтай] Чингиз-хана, на котором он водрузил белый девятиножный бунчук и [на котором] за ним было утверждено прозвание «Чингиз-хан». О походе его на войну против Буюрук-хана, государя одной из половин найманов, и о взятии в плен Буюрук-хана. 1018

Когда благополучно и счастливо наступил год барс, являющийся годом барса, начинающийся с раджаба 602 г. х. [февраль – март |A 62б, S 181| 1206 г. н.э.], в начале весенней поры Чингиз-хан приказал водрузить белый девятиножный бунчук и устроил с [присутствием] собрания [полного] величия великий курилтай. На этом курилтае за ним утвердили великое звание «Чингиз-хан», и он счастливо воссел на престол. Утвердившим это звание был Кокэчу, сын Мунлик-беки эчигэ из племени конкотан, его звали Тэб-тэнгри. 1019 Значение чин – сильный и крепкий, а чингиз – множественное от него число, [по смыслу] одинаковое с [наименованием] гур-хан, которое было прозванием великих государей Кара-Хитая, иначе говоря – государь сильный и великий. Когда это собрание и курилтай кончились, они выступили в поход против Буюрук-хана. Тот [в это время] охотился на птиц 1020 в пределах Улуг-така, 1021 в местности, которую называют река Сокау, 1022 и ничего не знал. Чингиз-хан и [его] войско, словно неизбежный рок, нагрянули на него и его уничтожили. Они забрали его владение и жилище [ханэ], жен и детей, табуны и стада. [Когда-то] его племянник по брату, Кушлук-хан, в то время когда убивали его отца, Таян-хана, бежал к своему дяде Буюрук-хану. Токтай-беки, государь меркитов, также, как это было раньше изложено, прибыл к нему. Они оба укрылись [151] в местности, название которой Ирдыш, 1023 на рубеже области найманов. Развязка их дела и положения излагается ниже, если [того] пожелает великий Аллах!

Рассказ о завоевании области Тангут, которую монголы называют Кашин. 1024

В год зайца, начинающийся с [месяца] раджаба 603 г. х. [с 1 февраля 1207 г. н.э.], осенью, так как [племена] области Тангут постоянно бунтовали, не платили дани [мал] и не выказывали [должного] уважения, Чингиз-хан вторично выступил на войну против них и в ту пору покорил всю эту область и вернулся назад победителем, победоносным и удовлетворенным. И все!

Рассказ о подчинении эмиров киргизов и той [их] области. 1025

В этом же упомянутом году зайца Чингиз-хан отправил к киргизским эмирам и начальникам [хаким] двух послов, имя одного из них Алтан, а другого Бура. Сначала они прибыли в область, название которой ….., 1026 а тамошнего эмира называли ….. 1027 После того они [прибыли] в другую область, название которой Еди-Урун, 1028 а тамошнего эмира называли Урус-Инал. Оба эти эмира оказали полный почет упомянутым послам и, послав вместе с ними своих двух послов, имя одного [из которых] Илик-Тимур, а другого Аткирак, 1029 отправили обратно с белым соколом [сункур-и сапид] и подчинились Чингиз-хану. И все!

Рассказ о захвате государя меркитов Токтай-беки, который неоднократно, как об этом упоминалось, воевал и поднимал восстания, а в это время был убит. 1030

В год дракона, начинающийся [с месяца] раджаба 604 г. х. [январь – февраль 1208 г. н.э.], когда Чингиз-хан вернулся после завоевания областей Тангут и киргизов и эмиры этих областей [ему] подчинились, – он расположился в своих жилищах [ханаха]. Там он провел конец лета и зимой счастливо выступил для отражения Токтай-беки и Кушлука, которые оба бежали после битвы к Буюрук-хану и прибыли в область [реки] Ирдыша. В пути патрульный дозор и передовые [пишрав] части войска неожиданно наткнулись на племя ойрат, [152] предводителем которого был Кутукэ-беки. Так как это племя не обладало силою и мощью, [достаточными] для войны и сопротивления, оно покорилось, показало дорогу войску Чингиз-хана и внезапно навело [его] на Токтай-беки, государя меркитов, и Кушлук-хана, сына Таян-хана, их обоих окружили и их домашних и имущество [хан-у-ман], табуны и стада совершенно разграбили. Токтай был убит во время сражения, а Кушлук с несколькими людьми выбрался [из вражеской среды] и укрылся в области гур-хана Кара-Хитай. Он пробыл там некоторое время; гур-хан его обласкал и назвал сыном, а через некоторое время он выдал за него свою дочь. Развязка его дела |A 63а, S 182| будет изложена впоследствии в своем месте.

Рассказ о подчинении племени уйгур и пожаловании 1031 Чингиз-ханом их государя иди-кута. 1032

Весною года могай, который является годом змеи, начинающийся с [месяца] шабана 605 г. х. [февраль – март 1209 г. н.э.], когда иди-кут, государь уйгуров, услышал молву о величии, твердости, справедливости и щедрости Чингиз-хана, – а в то время уйгуры платили [карахитайскому] гур-хану дань и над ними был в качестве наместника [шихнэ] 1033 его старший эмир, по имени Шукам, 1034 – то он [иди-кут] склонился на сторону Чингиз-хана, убил наместника Шукама и собирался послать к Чингиз-хану послов. Слух об этом обстоятельстве достиг ушей Чингиз-хана, и он послал к иди-куту двух послов, из коих одного звали Алп-Унук, 1035 а другого Дурбай. 1036 Когда они прибыли, иди-кут весьма обрадовался их прибытию, оказал им почет и уважение и выразил всякого рода симпатии. С ними вместе он отправил двух своих послов к стопам Чингиз-хана, коих звали Баргуш-Иш[?]-айгучи 1037 и Алгин-Тимур-Тутук. 1038 Их устами он доложил: «Я услышал от приходящих и уходящих о могуществе, величии, грозности и твердости государя, завоевателя мира и владыки вселенной, я поднял мятеж против карахитайского государя гур-хана. Я хотел послать послов и доложить [тебе] в целом и в частностях об обстоятельствах гур-хана и о всем прочем, что я знаю, и от чистого сердца усердно служить [тебе]. Среди этих размышлений мне показалось, словно небо очистилось от туч и из-за них выглянуло ясное солнце. Оно разбило льды, сковавшие поверхность рек, и появилась прозрачная и чистая вода. Сердцем и нутром я весьма возликовал. А засим я подношу всю уйгурскую область и становлюсь рабом и сыном Чингиз-хана!». По такому поводу доложил он все это. Как перед этим было сказано, [153] Токтай-беки пал в битве от стрелы и был убит. Его брат Куду и его сыновья Чилаун, Маджар 1039 и Мэргэн 1040 – т.е. хороший стрелок из лука, его называли стрелком [мэргэн] потому, что он был таковым, – короче говоря, они все четверо спешились после битвы и хотели подобрать труп Токтая, но, так как [у них] не было достаточно времени, они поспешно схватили его голову и бежали с побережья Ирдыша. [Оттуда] они прибыли в область уйгуров и послали к иди-куту посла, по, имени Эбугэн. 1041 Этого посла иди-кут убил. По этой причине они вступили в битву [с уйгурами] в долине реки, называемой Джам-мурэн, 1042 и были обращены в бегство. Оттуда они удалились вчетвером вместе с Кушлуком и вступили в другие пределы, о которых будет упомянуто. Так как иди-кут знал, что они являются врагами Чингиз-хана, то он им не подчинился, а, дав сражение, обратил [их] в бегство. С уведомлением об этом обстоятельстве он послал к Чингиз-хану четырех своих нукеров, имена их: 1043 Арслан-Уга, Джарук-Уга, Пулад-тегин и Инал-Кая-Сунчи 1044. Этот поступок [Чингиз-ханом] был одобрен на основании предшествующих обстоятельств. Когда два вышеупомянутых посла прибыли вместе с послами Чингиз-хана и доложили эти речи, Чингиз-хан оказал [им] благоволение и повелел [дать] такой ярлык: «Если иди-кут действительно имеет в сердце [желание] усердно [нам] служить, то пусть он лично возьмет и принесет [дань] из того, что он имеет, и из того, что числится и имеется налицо в казне». По этому делу он послал [к нему] вторично Алп-Унука и Дурбая. Когда те прибыли туда, иди-кут раскрыл двери сокровищницы и взял то, что счел подходящим и приличным из бывших в наличности денег и натуры, и отправился к его величеству Чингиз-хану. Когда Чингиз-хан послал вторично к иди-куту посла, было лето года морин, который является годом лошади, соответствующим месяцам 606 г. х. [1209-1210 гг. н.э.], а в то лето он остановился в своей орде. Иди-кут был занят приготовлениями [к поездке к Чингиз-хану], |A 63б, S 183| и когда наступила осень, он еще не прибыл [к нему], Чингиз-хан [между тем] выступил на войну против [области] Тангут, которую называли Кашин. Он дошел до города, по имени Иргай, 1045 и соизволил навести порядок 1046 во владении Тангут. Государь Тангута отдал ему дочь, и он вернулся обратно победоносным и победителем. Когда [Чингиз-хан] благополучно прибыл назад, иди-кут прибыл [к нему]. Также подчинился [бэ или дар амад] и государь карлуков Арслан-хан. Была весна года конин, который является годом барана, [154] соответствующего месяцам 607 г. х. [1210-1211 г. н.э.], по этой причине конец рассказа касательно иди-кута, входящий в рассказ об Арслан-хане, будет приведен ниже. Да будет мир над людьми мира!

Так как летопись Чингиз-хана от начала года кулугинэ, который является годом мыши, начинающимся с [месяца] джумада II 600 г. х. [февраль – март 1204 г. н.э.], до конца года морин, который является годом лошади, начинающимся с [месяца] шабана 607 г. х. [18 января – 15 февраля 1210 г. н.э.], что составляет промежуток времени в семь лет, а Чингиз-хану в этом последнем году было пятьдесят шесть лет отроду, – подробно написана, теперь мы приступим к летописи хаканов, халифов, султанов, меликов и атабеков, бывших современниками Чингиз-хана в [этот] семилетний промежуток времени в окрестностях владений их от Востока до Запада, и напишем [ее] сокращенно.

Затем мы снова вернемся к летописи Чингиз-хана, которая была после этого промежутка времени, и напишем ее обстоятельно, если пожелает [сего] великий Аллах!

ЛЕТОПИСЬ

хаканов Хитая, Мачина, Джурджэ, Кара-Хитая, Туркестана, Мавераннахра и халифов, султанов, меликов и атабеков Иранской земли, Шама, Мисра, Магриба, Рума и прочих, которые были современниками Чингиз-хана в этот семилетний промежуток времени, от начала года кулугинэ, который является годом мыши, начинающийся с [месяца] джумада II 600 г. х. [5 февраля – 4 марта 1204 г. н.э.], до конца года морин, который есть год лошади, начинающийся с [месяца] шабана 606 г. х. [29 января – 26 февраля 1210 г. н.э.], и достопримечательных событий, случившихся в упомянутый промежуток времени, в сокращенном виде

ЛЕТОПИСЬ

государей Хитая, которые были в этот упомянутый промежуток времени.

Чан-зун: 19 лет, за вычетом двух лет прошедших и 10 лет остающихся – 7 лет.

ЛЕТОПИСЬ

государей Мачина, которые были в упомянутый промежуток времени.

Нин-зун: 32 года, за вычетом 8 лет прошедших и 17 лет остающихся – 7 лет.

ЛЕТОПИСЬ

государей Туркестана и Мавераннахра, которые были в упомянутый промежуток времени.

[Государем] был вышеупомянутый гур-хан. [155]

|A 64а, S 184| Летопись халифов.

В Багдаде был халиф из династии Аббасидов ан-Насир-ли-дин[иллах].

Летопись султанов.

В Хорезме, в части Хорасана и Ираке был султан Ала-ад-дин Мухаммед ибн Хорезмшах.

По той причине, что вследствие кончины его отца и восстания против него его племянника по брату, Ханду-хана, султаны Гура, как было изложено в предшествующей части, нападали на него, отняли от его сына и его наместников большинство хорасанских городов, и между ними шли войны, положение [султана] несколько пошатнулось. В эти же годы, когда положение султанов Гура повернулось вспять, скончался Шихаб-ад-дин, как об этом будет обстоятельно изложено, – дела султана Мухаммеда пошли в гору: он окреп и двинулся на завоевание Хорасана. Изз-ад-дин Хусейн [сын] Хармиля, который был правителем [вали] Херата, прежде чем другие эмиры подчинились ему, опередил и превзошел [их]. Он послал к [султану] уведомление, чтобы тот раньше пришел в Херат.

Однако султан, опасаясь [гур-хана] Кара-Хитая, как бы тот не пришел и не опередил его и не забрал бы в [свои] руки Балх и его пределы, сначала двинулся на те районы. Когда он дошел до Херата, Изз-ад-дин Хусейн, сын Хармиля, вышел к [нему] навстречу и сдал ему город. Эмиры Гияс-ад-дина Махмуда, сына султана Гияс-ад-дина [Мухаммеда], Гурида, вышли из повиновения. Войска султана поскакали на них и их рассеяли. Когда султан прибыл в Балх, правители [вали] крепостей явились к нему и вручили ему ключи крепостей и казнохранилищ. Хорасан вторично очутился в его власти. В течение этого промежутка времени ему удалось завоевать Мазандеран, а также был покорен Керман. Из похода войной за веру [газа] на [Дешт-и] Кипчак он вернулся счастливым и удовлетворенным.

В месяцы 606 года [1209-1210 гг. н.э.] владение Мавераннахра целиком очутилось в его власти, и он отдал свою дочь султану Осману Самаркандскому.

В Руме был султан Рукн-ад-дин Сулейман ибн Кылыч-Арслан. 1047 Его племянник по брату, владетель [сахиб] Анкары, 1048 уже некоторое время держался в одной из крепостей. Сколько султан Рукн-ад-дин ее ни осаждал, завоевать [ее] не удавалось. В конце концов было порешено на том, что он даст [своему] племяннику возмещение за эту крепость. Он назначил [ему] ту местность. Тот сдал крепость и отправился. Так как та местность предназначалась [ему], Рукн-ад-дин послал в погоню за ним отряд – убить его вместе со всеми братьями и сыновьями. Спустя пять дней, в возмездие за это предательство и нарушение договора, Рукн-ад-дин был схвачен в Кукандже и на седьмой день [уже] был мертв. На его место посадили его сына, по имени Кылыч-Арслан. 1049 В [месяце] раджабе 602 г. х. [11 февраля – 13 марта 1206 г. н.э.] Гияс-ад-дин Кей-Хосроу ибн [156] Кылыч-Арслан-султан 1050 отобрал назад от своего племянника по брату, Кылыч ибн Сулеймана [владение]. Основанием к этому послужило то, что перед тем Конией 1051 владел Гияс-ад-дин, а Рукн-ад-дин [ее] силою от него отнял, тот бежал в Шам и прибегнул к защите мелика Захира. Там он не получил благосклонного приема [и] направился в Костантинийэ [Константинополь]. Тамошний государь [мелик] его обласкал и дал икту. Он обосновался в том владении и посватал дочь одного из крупных патрициев [батарикэ-и бузург]. Когда франки взяли Костантинийэ, Гияс-ад-дин бежал и поселился в крепости, принадлежавшей тому патрицию. После того, как скончался его брат Рукн-ад-дин, а эмиры принесли присягу его сыну, по имени Кылыч, один из эмиров высшего ранга 1052 восстал. Он известил Гияс-ад-дина: «Если ты придешь, я захвачу для тебя власть!». Гияс-ад-дин прибыл, и они напали с большим войском на Конию. Там находился сын Рукн-ад-дина, он вышел [из города], и они вступили в сражение. Гияс-ад-дин потерпел поражение и был обращен в бегство. В это время население Аксарая, изгнавшее своего правителя [хаким], согласилось [принять] Гияс-ад-дина. Население [же] Конии сказало: «В этом смысле мы больше, [чем] они, достойны, [чтобы] у нас был правителем он, так как он был уже нашим правителем [хаким]». И они изгнали из Конии других, а его посадили править. Он схватил [своего] племянника и нукеров и заключил [их] в тюрьму.

|A 64б, S 185| Кайсар-шах, брат Гияс-ад-дина, который был владетелем Малатья, а Рукн-ад-дин от него [ее] отнял силою, – находился в Шаме, он стал зятем мелика Адиля [Сафаддина] и жил в городе Руха. 1053 Когда он прослышал молву о брате, он явился к нему, однако не получил благосклонного приема и снова ушел в [город] Руха. Мелик Афдаль находился в Сумейсате и [был] владетелем [сахиб] Хартабирта. 1054 На его имя прочитали хутбу.

В Гуре, Газне и в части Хиндустана был султан Шихаб-ад-дин. 1055 В [месяце] мухарраме 602 г. х. [18 августа – 17 сентября 1205 г. н.э.] он вступил в войну с [племенем] бени-гоккар. 1056 Причиной этому послужило то, что, когда на границе Хорезма Шихаб-ад-дин потерпел поражение от войска кара-хитаев, которое прибыло на помощь к султану Мухаммеду Хорезм[шаху], и повсюду распространился слух, что его не стало, – [тогда] сын рая Сала, владетеля Кух-и Джуди, 1057 – там, где находится Сарандиб, принявший мусульманство, – снова стал неверным [157] [кафир], молодцы бени-гоккар, которые были подданными [мути’] и плательщиками хараджа, вследствие тех же ложных слухов о смерти Шихаб-ад-дина взбунтовались и разбойничали по дорогам. Когда Шихаб-ад-дин покончил с захватом и умерщвлением своего раба Лик-Тала, 1058 забравшего в [свои] руки Мултан, он послал Мухаммед ибн Аби Али в качестве [своего] наместника [наиб] в Лахавур и Мултан, 1059 чтобы тот прислал двухгодичную [невыплаченную] подать [мал], дабы он [Шихаб-ад-дин] подготовился к священной войне с Хитаем. Тот прислал в ответ уведомление, что бени-гоккар расположились по дорогам, грабят и из-за них решительно нет никакой возможности прислать какую-либо подать из Лахавура и Мултана.

Шихаб-ад-дин послал к ним своего раба Кутб-ад-дина Айбека, 1060 который был командующим войсками Хиндустана; однако они не вняли ни обещаниям, ни угрозам. Из пограничных районов [атраф] страны Синда и Хинда [непрерывно] приходили на них жалобы.

Султан отменил поход на Хитай и в [месяце] раби I 602 г. х. [16 октября – 15 ноября 1205 г. н.э.] выступил против них. Прослышав, что они с большим войском находятся между Джилемом и Сударой, 1061 он спешно поскакал и 25 числа [месяца] раби II [10 декабря 1205 г. н.э.] их настиг. Произошло великое сражение, [продолжавшееся] с рассвета до полудня [намаз-и дигар]. Внезапно прибыл Кут ад-дин Айбек с войском и ударил на них. Они потерпели жестокое поражение, и произошло [их] великое избиение. Индусы отошли к большой горе и разожгли сильный огонь. Когда мусульмане к ним подходили, они побросались в огонь и все таким образом сгорели.

Как сказал Аллах: «потерял ли в этом мире и в будущем то, что является явным убытком!». 1062

Войско ислама получило многочисленную военную добычу, так что пять индийских рабов продавали за один динар. [Один из] бени-гоккар, когда его братья и народ сгорели, бежал, а что касается сына рая Сала, владетеля Джуди, то он укрылся у Кутб-ад-дина Айбека и много умолял его о заступничестве. Тот благосклонно выслушал и попросил его [помилования] у султана. Султан находился в Лахавуре до 15 числа [месяца] раджаба [26 февраля 1206 г. н.э.], а после того прибыл в Газну и послал к Беха-ад-дину Саму, 1063 владетелю [сахиб] Бамиана, [уведомить его], чтобы он снарядил войско для похода на Самарканд.

В первых числах [месяца] шабана [март 1206 г. н.э.] он переправился через брод Джили на большой реке Синд [Инд] и в местности, которую называют Дамьяк, 1064 поставили шатер [баргах] таким образом, что половина его находилась на воде. Так как он рассеял народ [158] гоккар, многих перебил и взял в плен, то два-три индуса явились совершить на него покушение. Однажды во время послеобеденного сна они внезапно вылезли из реки, он же [в это время] находился в шатре, и нанесли ему около двадцати ножевых ран. Спустя некоторое время вошли [его] люди и нашли его на молитвенном коврике убитым. Они догадывались, что [это] совершили индийские фидаи. 1065 Эмиры и вельможи собрались у везира Муайид-ал-мулка и принесли клятву в защите казны и владения до тех пор, пока государю не найдется заместителя. Они зашили его раны и вследствие тяжелого состояния отвезли [его] в Газну на носилках с двумя тысячами ослиных вьюков [харвар] казны. Когда [неизбежность] кончины султана стала [всем] очевидной, среди эмиров возникли разногласия; некоторые склонились [на сторону] Шихаб-ад-дина Сама, владетеля Бамиана, а некоторые [на сторону] Гияс-ад-дина Махмуда, сына султана Гияс-ад-дина. Группа развращенных законоведов [фукаха] из газнийцев сказала их рабам [бандэ], что маулана, наставник рода человеческого, Фахр-ад-дин ар-Рази 1066 имел соглашение с Хорезмшахом, что он прислал человека и по его совету убили султана Шихаб-ад-дина. [Тогда] те слуги и сторонники упомянутых владетельных лиц напали на маулана Фахр-ад-дина; он укрылся у везира Муайид-ал-мулка, [тот] спас его от их злобы искусным мероприятием и отправил его в отдаленную местность, дабы [там] обрел он безопасность от их вреда. Обстоятельства Шихаб-ад-дина Сама, правителя [хаким] Бамиана, |A 65а, S 186| были таковы: отец его, Шамс-ад-дин Мухаммед ибн Масуд, был двоюродным братом султана Гияс-ад-дина [Мухаммеда] и Шихаб-ад-дина [Мухаммеда], они отдали ему в жены свою сестру, а Бамиан – в икта. Его дела, благодаря их покровительству, пошли в гору. Он имел от этой жены сына и назвал его Сам. Когда он скончался, на его место посадили его старшего сына, по имени Аббас, который был от жены тюрчанки. [Это] не понравилось [обоим] султанам, они его сместили, посадили [на его место] своего племянника Баха-ад-дина, по прозванию Сам, дав ему также в икта Бамиан. Дело его окрепло, и он приобрел множество добра [амвал]. В то время, когда Шихаб-ад-дин скончался, часть гурцев была склонна к тому, чтобы правителем [хаким] Газны был он [Сам], а тюркские рабы [бандаган-и турк] хотели Гияс-ад-дина Махмуда, сына султана Гияс-ад-дина. Гурцы послали за ним [Беха-ад-дина]. Когда через двое суток он дошел до Газнина, у него появилась крайне сильная головная боль, и он с достоверностью понял, что погибнет от этой болезни. Он призвал к себе своих сыновей, Ала-ад-дина и Джемал-ад-дина, 1067 и сказал: «Ступайте в Газнин, Джемал-ад-дин будет наследником. Вы заключите мир с Гияс-ад-дином Махмудом с тем, что Гур и Хорасан будут принадлежать ему, а Газна и Хинд Ала-ад-дину!». Когда Шихаб-ад-дин скончался, в Хинде [159] собрались эмиры Шихаб-ад-дина; [Шихаб-ад-дин] имел одного умного гуляма, который был заместителем Айбека, они посадили его на престол. Он стал известен в округах и окрестностях под [именем] султана Шамс-ад-дина Хиндустани. Кубача завладел стороною Синда, Лахавура и Мултана. Забулистан и Газнин захватил после смуты и волнения Тадж-ад-дин Йолдуз, 1068 а в Херате и Фирузкухе получил господство эмир Махмуд, сын султана Гияс-ад-дина. Изз-ад-дин Хусейн, сын Хармиля, который был наместником Херата, как об этом упоминалось, подчинился султану Мухаммеду Хорезмшаху. Эти раздоры стали причиной пресечения и прекращения державы султанов Гура 1069 и постепенного возвышения положения и дела султанов Хорезмшахов. И все!

Летопись меликов и атабеков.

В Мазандеране и в Ирак-и аджам Гокча владел [областями вплоть] до Рея и Хамадана. У Джехан-Пехлевана был другой раб [бандэ], по имени Айтугмыш. Он собрал войска и дал сражение Гокче. Гокча был убит, а Айтугмыш захватил область и дал звание владетеля [малик] внуку Джехан-Пехлевана, по имени Узбек, 1070 сам же стал регентом [мудаббир] этого владения [мулк].

В Азербайджане и в Диярбекре атабек Нур-ад-дин Арслан-шах 1071 был владетелем Мавсиля [Мосул]. Сын его дяди, Кутб-ад-дин Мухаммед, 1072 был владетелем Санджара, 1073 а Музаффар-ад-дин Кукбури ибн Зайн-ад-дин Али 1074 – владетелем Ирбиля. 1075 Между Нур-ад-дином и Кутб-ад-дином возникли враждебные отношения. Мелик Адиль, 1076 государь Мисра, послал к Кутб-ад-дину посла и склонил его к себе, тот подчинился мелику Адилю и прочитал хутбу на его имя. Когда Нур-ад-дин услышал [об этом], он отправился в Нисибин, 1077 захватил город и осадил крепость. Пришло известие, что Музаффар-ад-дин, владетель Ирбиля, напал на округа [а’мал] Мавсиля и разграбил город Ниневэ 1078; [160] вследствие этого [Нур-ад-дин] вернулся назад, намереваясь пойти на Ирбиль. Когда он дошел до города, который называют Мавсиль-и Кухнэ [Старый Мосул], он понял, что [действительность] превосходит то, что говорят по поводу Музаффар-ад-дина. Тогда он направился на Тал-Афар, 1079 – [тем временем] пришло известие, что мелик Ашраф Муса, 1080 сын Адиля, прибыл из Харрана в Рас-ал-Айн на помощь Кутб-ад-дину, владетелю Санджара и Нисибина. Музаффар-ад-дин, владетель Ирбиля, владетель крепости Кайфа и Амида, 1081 владетель Джезиры и владетель Дара 1082 собрались все вместе в Нисибине и направились в местности, принадлежащие к округам Мавсиля. Нур-ад-дин из Тал-Афара пришел к Кафар-Заммару 1083 и хотел завладеть им. Они сразились с упомянутыми выше людьми; войско Нур-ад-дина бежало, а он [сам] добрался до Мавсиля с четырьмя людьми. [Неприятельское] войско преследовало его [по пятам]. [Мелик] Ашраф вместе [с упомянутыми владетелями] прибыл в Кафар-Заммар и разграбил [его]. После этого заключили мир на том, что Нур-ад-дин вернет назад Тал-Афар и [все] будет попрежнему. В Шаме и Мисре мелик Адиль был могущественным государем. Его брат, сын и родственники все были меликами в каком-нибудь владении [мулк] тех стран, как об этом было обстоятельно изложено в предшествующей части. Новые же события в их жизни за упомянутый промежуток времени вошли в историю в таком |A 65б, S 187| количестве, как было изложено в летописи меликов Диярбекра.

В Магрибе меликом был Махмуд ибн Якуб ибн Юсуф ибн Абд-ал-Мумин; 1084 его положение [было] устойчивым.

Костантинийэ, который является внутренним Румом, 1085 в этот промежуток времени завладели франки [крестоносцы]. Они отняли владение у государя [малик] Рума [Византии], происходившего из рода древних кесарей, и представители древнего рода искоренились. 1086 Причиной этому послужило то, что государь Рума [Византии] сосватал сестру государя французов [малик-и афрасиси], который принадлежал к величайшим государям [малик] франков. От нее он имел сына. Спустя некоторое время, брат государя Рума [Византии], который являлся дядей этому юноше, схватил своего брата, государя Рума, ослепил его и заключил в тюрьму. Сын его бежал к своему дяде [по матери]. Между тем большая часть франкского войска собралась, чтобы отправиться в Миср и Шам на завоевание Бейт-ал-Мукаддаса [Иерусалим]. Когда они [франки] услышали об этом, то направили путь на Костантинийэ для оказания помощи отцу и сыну. По прибытии туда дядя юноши вышел из [города] с войском, и они сразились. Греки потерпели поражение и рассеялись. Государь [малик] укрылся в городе. [161] Франки осадили последний. Группа сторонников этого юноши, находившаяся в городе, подожгла его, чтобы население, [отвлекшись], занялось тушением [огня], они же [в это время] открыли одни из ворот, и франки вошли в город. Государь Рума бежал, а франки посадили на царство этого юношу и освободили его отца. [Однако] у этого юноши от царской власти ничего не было, кроме имени. Франки потребовали от него и от населения города [такой] большой выкуп [мал], что греки были не в состоянии ее выплатить. После того как они собрали все золото, бывшее в церквах и на большом кресте Мессии, и то, что [находилось] на евангелиях, все еще [этого] не было достаточным для [выполнения] их требования. Это не понравилось грекам; они убили юношу и прогнали франков из города, заперли ворота и занялись подготовкой к войне. Франки осадили город и несколько раз жестоко сражались. Греки отправили [посла] к султану Кылыч-Арслану, 1087 владетелю внешнего Рума [сахиб-и Рум-и бирун], и попросили [у него] помощи. Он не смог [ее] прислать, и греки очутились в бедственном положении. Так как Костантинийэ чрезвычайно большой город, [то] там проживало около тридцати тысяч франков. Они снеслись с франками, [находящимися] вне [города], и подожгли город, так что четверть [его] сгорела. Тогда они раскрыли ворота, и войско франков вошло; оно три дня избивало [население] и грабило. Греки ушли в большой храм, 1088 франки направились туда. Епископы, священники и монахи с евангелиями и крестом вышли из [храма] для заступничества. [Франки], не обратив [на них] внимания, разом всех прикончили и разграбили церкви. Франкских меликов было три: один дукс, владетель Ладкии, – под его началом были морские корабли, он был стар и слеп. Когда он садился верхом, кто-нибудь другой вел его лошадь под уздцы. Под Костантинийэ [франки] прибыли на его кораблях. Имя второго – маркиз, – предводитель [войск] короля [малика] французского. Третьего называли конт фландрский, войско его было многочисленней всех [других]. Когда они взяли Костантинийэ, они бросили жребий, кому из этих трех быть правителем [хаким] города. Трижды [жребий] выпал на ими конта фландрского, его сделали меликом города и зависимых от него местностей. Дуксу [венецианскому] отдали морские острова, а маркизу французскому – города, находящиеся на востоке от залива, как то Ладкию и Езник. Из всего этого [лишь] конту фландрскому досталась Костантинийэ. Другим же управление теми владениями не досталось, вследствие того что [греки] взяли назад свое согласие с ними. 1089

В Фарсе был атабек Сад ибн Зенги. Он послал в Керман своего племянника, Мухаммеда ибн Зейдана, с войском в [месяце] шаввале 602 г. х. [11 мая – 9 июня 1206 г. н.э.] и завоевал то владение вместе с [его] крепостями. [162]

В Кермане до конца упомянутого промежутка времени – три последующих года – был [выше] упомянутый мелик Мухаммед ибн Зейдан.

В Систане и Нимрузе: ….. 1090

ЛЕТОПИСЬ

редких в диковинных событий, которые произошли в упомянутый промежуток времени.

В месяцы 600 г. х. [1203-1204 гг. н.э.] тоже произошло великое землетрясение в Шаме, Мисре, в странах Рум [Византии и Малой Азии], Сикалийэ [Сицилии] и на [острове] Кибрис [Кипре], оно докатилось до пределов Мавсиля и Ирака. В Шаме оно произвело много разрушений. Точно так же в этом году случилось, что гурджи [грузины] пришли в Азербайджан и учинили множество убийств и грабежей. Оттуда они отправились в Ахлат и дошли до Малазджирда. 1091 Ни одна тварь не выступила против них, и они [безнаказанно] грабили область, убивали [людей] и уводили рабов. В конце концов владетель Ахлата собрал |A 66а, S 188| войско и отправился [за помощью] к сыну Кылыч-Арслана, владетеля Арзан-ар-Рума [Эрзерума]. Тот послал свои войска на помощь владетелю Ахлата. Они настигли гурджиев [грузин] и учинили с ними жестокое сражение. В битве были убиты эмир Гурджа [Грузии] и большая часть его войска. Те, что остались [в живых], обратились в бегство. Мусульмане вернулись назад победоносными и победителями с многочисленной добычей и бесчисленным количеством рабов. А [впрочем лишь] Аллах лучше всего знает истину дел!

Так как летопись хаканов, халифов, султанов, меликов и атабеков государств различных поясов [земли] от Востока до Запада, которые в этот упомянутый семилетний промежуток времени были современниками Чингиз-хана, и редкостные события вкратце написаны, обратимся снова к летописи Чингиз-хана и напишем обстоятельно и подробно о том, что было после этих семи упомянутых лет за определенный промежуток времени, если [это] угодно великому Аллаху!

Комментарии

979. кулукинэ, мнг. письм. хулуßана.

980. тук-и нухпайэ – девятиножный тук; мнг. письм. туг бунчук, энамя; (ср. также прим. 211 на стр. 40); ср.: Сокр. Сказ., § 202 – есун колту чахаан тух – белый девятиножный бунчук (знамя). Разумеется, вероятно, бунчук с девятью навешанными на него хвостами (число 9 у тюрков и монголов имело всегда значение символическое и предельное в подношении подарков).

981. Текст ср.: Сокр. Сказ., § 190; С. Ч., стр. 177.

982. Сокр. Сказ., § 193.

983. В ркп. А – хука?ан; S, L – джукакан; В – каман; Б – кудаиан; Сокр. Сказ., § 190 – Юэхунан, посол Алахуши-дигит-хури.

984. алакуш-тигин-кури; Сокр. Сказ., § 190 – Алахуши-дигит-хури.

985. В тексте – йаки аз хавасс-и у.

986. В тексте (ркп. А) – туриндаш; В – турбидаши; Сокр. Сказ., § 190 – Торбиташи, посол Таян-хана.

987. Текст ср.: Сокр. Сказ., §§ 190, 193-196; С. Ч., стр. 177 и сл.

988. В тексте тмкиэ-и-ин-тулкулджут; в ркп. L, I – тмкэ-иэ-ин-тулкул-джут; Б – нмкэ-баин-тулкулджут.; Сокр. Сказ., § 190 – (степь) Тэмээн-кээр, местность Тулкинчэуд; ср. стр. 135, прим. 902.

989. Ошибочно, вместо «младший брат».

990. Пропуск в рукописях. В тексте летописи говорится о двух походах; в Сокр. Сказ., § 193, упоминается лишь первый, в который Чингиз, согласно этому тексту, выступил 16 числа первого летнего месяца года мыши, тогда как в С. Ч., стр. 177 и 178, сообщается как о весеннем, так и об осеннем походах.

991. В тексте летописи клаат; ср.: Сокр. Сказ., § 191 – Кэлтагай-хада на р. Халха.

992. Так по Сокр. Сказ., § 193, и С. Ч., стр. 178; в тексте летописи ошибочно Кутула.

993. кнккай – горный хребет Хангай к северу от Алтая. Сокр. Сказ., § 194 – Канхай-ин Хачир-усун-а «на хангайской реке Хачир-усун»; С. Ч., стр. 178 – «основал лагерь на ханхайской реке Хаджин-усун…».

994. джанг-и саг кардэ – букв. «учинив собачью драку».

995. Мнг. письм. ßол – середина, центр; воен. – средняя рать.

996. чарик-ра йасамиши микард.

997. накукун; Сокр. Сказ., § 196 – Наху-Кун.

998. Текст ср.: Сокр. Сказ., § 197; С. Ч., стр. 179.

999. аууаз-мркит; Сокр. Сказ., § 197 – хоас мэркит, но §§ 102, 109, 117 – увас мэркит; С. Ч., стр. 179 – у-хуа-сы ме-р-ки.

1000. В Сокр. Сказ, не упоминается; С. Ч., стр. 179 – «достигли истоков реки Де-рэ в урочище Бу-ла-на Уй-ху».

1001. кулан; Сокр. Сказ., § 197 – Хулан-хатун.

1002. В тексте хулджамиши кард – от тюркского глагола хулджамак (собственно – улджамак) – почтительно представляться старшему, преклонив колено и целуя его руку.

1003. Тюрк. улаг, мнг. письм улаßа – вьючное или верховое животное.

1004. аудиут-мркит; Сокр. Сказ., § 102 – удуит-мэркит.

1005. В ркп. L, Р, В – адбгал; Б – даикал; Сокр. Сказ., § 198 – Тайхал.

1006. В ркп. L, Р, В и у Березина – мудн; С. Ч., стр. 179 – Май-гу-дань.

1007. В ркп. L, Р, В – будаулин; Б – тудаулин; С. Ч., стр. 179 – То-то-ли.

1008. В ркп. A, S, С, I опущено.

1009. рджун; Б – ху’н; С. Ч., стр. 179 – Джан-гинь (вар. Бо-гинь).

1010. В ркп. А – куру-кпчал; L – гуру- ~ ; С. Ч., стр. 179 – теснина Ха-ла-унь, ср. выше, стр. 127, прим. 829.

1011. джимбай; Сокр. Сказ., § 198 – Чимбай.

1012. джилаукан; Сокр. Сказ., § 84 – Чилаун.

1013. В тексте глагол тусамиши кардан, о котором см. прим. 377 на стр. 99, кн. 1 этого тома.

1014. Текст ср.: С. Ч., стр. 180.

1015. хукр; мнг. письм. укэр, тюрк. угуз.

1016. В ркп. А – либлки; L – л?ки; I – либки; Б – лики (*ликили); С. Ч., стр. 180 – Ли-ги-ли.

1017. В ркп. А (текст) – клнк-луши; L – кл?-куши; Б – клнк-уси; С. Ч., стр. 180 – Ло-сы; ср. Лин-Лоши на стр. 253.

1018. Текст ср.: Сокр. Сказ., § 202; С. Ч., стр. 180.

1019. Так в монгольских источниках; в персоязычных всюду бут-тангри; по Сокр. Сказ., § 244 – Шаман Тэб-тэнгэри, по имени Кокочу, сын Мунлик-эчигэ. В Сокр. Сказ. это лицо упоминается вне связи с возведением на престол Чингиза. Об этимологии этого имени см.: Владимирцов. Упоминание имени Теб-тенгри в монгольской письменности. Докл. Росс. Акад. Наук, 1924, стр. 116-117; также статью Pelliot в «T’oung Pao» (vol. XV, р. 627).

1020. кушламиши-микардэ.

1021. улг-так; ср. Сокр. Сказ., § 158 – Улух-тах.

1022. В тексте аб-и сукау’у (перс. аб – вода, река); в ркп. S – ~ -суджауу; С, I – ~ -суджау; Р, В – ~ -суджа; Б – -суджа’у; Ср.: Сокр. Сказ., § 158 – Со-хох-усун.

1023. Р. Иртыш; по Сокр. Сказ., § 198: у истоков эрдышской (иртышской) «Бухдурмы». Бухтурма – правый приток Иртыша в восточном Казахстане.

1024. Текст ср.: С. Ч., стр. 180.

1025. Текст ср.: Сокр. Сказ., § 239; о киргизах см.: В.В. Бартольд. Киргизы (исторический очерк). Изд. АН СССР, Фрунзе, 1945.

1026. Пропуск в рукописях.

1027. Пропуск в рукописях.

1028. Так у Березина, что значит «семь мест»; в тексте Аити-афрун; I, В – ~ -афзун; Б – ииди-аурун. А.А. Семенов предлагает чтение Emu (Еди)-мурэн – семь рек. Ср. здесь и ниже текст Сокр. Сказ., § 239 – «... тогда к Джочи явились киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиэр и Олэбэк-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами...»; С. Ч., стр. 180 (кит. текст, л.72 resto).

1029. В ркп. А – аикирак; I – атк?рак; С, Р – анкирак; у Березина – аик?рак; Ср. Сокр. Сказ., § 238 – Аткирах.

1030. Текст, ср.: Сокр. Сказ., § 198; С. Ч., стр. 180.

1031. сиургамиши фармудан.

1032. Текст ср.: Сокр. Сказ., § 238; С. Ч., стр. 181.

1033. Ар. шихнэ – термин, обозначающий (в источниках) наместника центральной власти, осуществлявшего контроль над местным управлением и взиманием налогов.

1034. В тексте – шукм.

1035. В ркп. Р, В и у Березина – алп-аутук; ср.: С. Ч., стр.. 181, и кит. текст, л. 73 recto – Ань-ли-е-буну (вар. Ань-лу-бу-е-ну).

1036. В ркп. С – дрбай; L – дузбай; I – дурпай; Р, В и у Березина – дрбан; С. Ч., стр. 181 – Да-р-бай (вар. Да-р-бань). По Сокр. Сказ., § 238, послы были посланы иди-кутом к Чингизу, имена их Аткирах и Дарбай.

1037. бркуш-аиш-айгучи; чтение не ясно; ср.: С. Ч., стр. 181 – Бе-ги-сы.

1038. алгин-тимур-тутук; С. Ч., стр. 181 – А-линь-Те-му-р.

1039. маджар; L – маджаз.

1040. В тексте ошибочно нуркан; в ркп. С, L, I, Р, В – туркан; у Березина – джиук и култукан-мркан; С. Ч., кит. текст, л. 73 verso, перечисляет четырех сыновей Токтай-беки: Хо-ду, Чи-ла-ун, Ма-джа-р, Ту-се-гань.

1041. В тексте – абукан; С. Ч., стр. 181 – Бе-гань.

1042. джм-муран; С. Ч., стр. 181 – Чань (*Чам); Юань-ши, цз. 122, л. 2 verso – Чжань (*Чжам).

1043. С. Ч., стр. 181 (кит. текст, л. 74 recto), говоря о четырех посланцах, приводит имена лишь трех из них: А-сы-лань о-ки, Бо-ло ди-гинь и И-нань хай-я цан-чи.

1044. В тексте арслан-аука ва джарук-аука ва пулад-тигин ва аинал-киа-сункджи.

1045. В тексте (***) в ркп. I, В – арлки; арикай, мнг. письм. Иргай или Иргай хото, – так называется монголами город Нинся в провинции того же наименования. С. Ч., кит. текст, л. 74 verso, называет его (***) Бо-ван мяо.

1046. йасамиши фармудэ.

1047. Рукн-ад-дин Сулейман II – Сельджукид, султан Рума.

1048. Джехан-шах, сын Тогрула и его преемник в Эрзеруме. Анкара (древняя Анкара) – ныне столица Турции.

1049. Кылыч-Арслан III (600 [1203] – 601 [1204] гг.).

1050. Кей-Хосроу I, Сельджукид, султан Рума (вторично 601 [1204] – 607 [1210] гг.).

1051. См. прим. 478 на стр. 81.

1052. амири аз умара-и аудж.

1053. Руха или Эдесса – город в зап. части Джезиры, современный город Урфа в Турции.

1054. Хартабирт, Хисн Зияд у арабских авторов, – крепость в Джезире (Верхней Месопотамии), на восточном рукаве Евфрата; современный Харпут – главный город одноименного вилаята в Малой Азии (Турции).

1055. Муызз-ад-дин Мухаммед Гури (ум. в 602 [1206] г.); о нем см. прим. 930 на стр. 138.

1056. В тексте бани-и куккар, или фарзандан-и куккар, т.е. дословно «сыновья, племя Гоккара». (Написание ср. Ravertу. Tabakati Nasiri, vol. I, 1881, pp. 482-484, примечание). Племя гоккар – одно из горных индийских племен, жившее по среднему течению р. Джилем, теперь рассеяно по Пенджабу.

1057. Раджа Саль, варианты написания см.: Raverty, там же. Кух-и Джуди (горы Джуди) или Джуди – горная область в северной Индии, между Лагором и Газной в западном Пенджабе, ныне входит в состав Пакистана.

1058. аик-нал; L – линк-тал; Ср. выше, стр. 140, прим. 941: Айбек Балбир.

1059. Лахор, город в северной Индии в верховьях Джилема, ныне столица Пенджаба. Подчинен Мухаммедом Гуридом в 582 [118б], г. Мултан был подчинен им в 571 г. х.

1060. Один из тюркских гулямов, служивших военачальниками при Мухаммеде Гуриде, впоследствии самостоятельный правитель в Дели; основатель династии Мамлюков в Индии, правил с 662 [1206] по 667 [1210] г.

1061. Джилем – город в верховьях р. Джилем, левого притока Инда; Судара – город к северо-западу от Вазирабада в северной Индии.

1062. Коран, XXII, 11.

1063. Сын Шамс-ад-дин-Мухаммеда, Гурид, представитель Бамианской линии (ум. в 602 г. х.).

1064. В тексте – дмил, ошибочно вместо дмик; Дамьяк – местность к западу от Джилема, по дороге в Газну.

1065. фидаи (ар.-перс.) – букв. «жертвующий жизнью (за идею религиозную или политическую)». В данном случае под этим термином имеются в виду последователи исмаилитского учения, а именно исмаилитские агенты, являвшиеся слепым орудием в руках исмаилитской верхушки, посылавшей их для террористических актов против политических противников исмаилитского владетеля Аламута.

1066. Фахр-ад-дин ар-Рази (Абу ‘Абдаллах Мухаммед ибн ‘Омар ибн ал-Хусейн ибн ал-Хасан ибн ‘Али ат-Таимй, ал-Бакрй, ат-Табаристани, ар-Рази) – известный средневековый философ и законовед, родился в 544 [1150] г. в Рее, умер в 606 [1209] г. в Герате.

1067. ‘Ала-ад-дин правил в Газне с 602 [1205] по 603 [1206-1207] г., Джелал-ад-дин – в Бамиане с 602 [1205-1206] по 609 [1212-1213] г., убит Хорезмшахом.

1068. Насир-ад-дин Кубача и Йолдуз – тюркские рабы (гулам), служившие военачальниками при Мухаммеде Гури.

1069. Династия Гуридов фактически прекратила свое существование вскоре после убийства Мухаммеда Гури. Номинальный преемник Мухаммеда, его племянник Махмуд (в Фирузкухе), правил лишь западным Афганистаном, умер в 606 [1211] г. Восточным Афганистаном с Газной завладел Кубача, северной Индией – Айбек, основавший в Дели династию Мамлюков; впоследствии Кубача захватил в свою власть Синд.

1070. Узбек Музаффар-ад-дин, последний представитель азербайджанских атабеков Илдегизидов (607 [1210] – 622 [1225] гг.). Согласно родословной таблице, приведенной Лен-Пулем, – сын Мухаммеда.

1071. Арслан-шах I, Зенгид; о нем см. стр. 144, прим. 962.

1072. Кутб-ад-дин Мухаммед, Зенгид (594 [1197] – 616 [1219] гг.).

1073. Санджар, крупный город Джезиры на правом притоке Евфрата к юго-западу от Мосула. Место рождения султана Санджара, последнего представителя династии так называемых «Великих Сельджуков».

1074. Музаффар-ад-дин Кукбури ибн ‘Али, третий и последний представитель династии Бектегинидов (58б [1190] – 630 [1233] гг.). Был назначен Сейф-ад-дином (Сафаддином) преемником своего брата Зейн-ад-дина в Ирбиле и Шахрзуре; он ие имел сыновей, и после его смерти Ирбиль перешел к аббасидским халифам.

1075. Ирбиль – др. Арбела – город Джезиры между левыми притоками Евфрата – Большим и Малым Забом.

1076. Эйюбид, Сефаддин, см. выше, стр. 141, прим. 948.

1077. Нисибин – греч. Нисибис – один из важнейших городов Джезиры (Верхней Месопотамии) на реке Хиркас. В XIV в. был почти полностью в развалинах.

1078. Может быть, здесь, как и ниже, речь идет о древней Ниневии, развалины которой лежат против Мосула, иа противоположном берегу Тигра,

1079. Тал-Афар, сильная крепость и селение между Санджаром и Мосулом в Джезире (Якут, I, 863).

1080. Эйюбид; о нем см. стр. 144, прим. 966.

1081. Амид – город Джезиры, позднейший Диярбекр (в современном турецком произношении Диярбекир), или Кара Амид; ныне главный город одноименного вилаята Турции.

1082. Дара – город Джезиры в верховьях Евфрата, между Мардином и Нисибином.

1083. Кафар-Земмар – селение Мосула (Якут, IV, 288).

1084. Мухаммед Насир – сын Абу Юсуфа Якуб Мансура, Алмохад (595 [1199] – 610 [1213] гг.); в тексте ошибочно Махмуд.

1085. Рум-и андарун (т.е. внутренний Рум). Так Рашид-ад-дин именует Византию в пределах Балканского полуострова, Малой Азии и Пелопоннеса, в отличие от Рум-и бирун (т.е. внешний Рум), каковое название у него означает принадлежавшую Сельджукидам часть Малой Азии.

1086. См. ниже, прим. 1089 на стр. 161.

1087. Кылыч-Арслан III, Сельджукид.

1088. Очевидно, разумеется собор Св. Софии.

1089. Речь идет о завоевании крестоносцами Константинополя и Византийской империи и образовании на ее территории так называемой Латинской империи. Под родом древних кесарей подразумевается династия Комненов. Мелик-ар-Рум – византийский император – династии Ангелов Исаак II, его брат Алексей III Ангел; сын Исаака II – Алексей IV Ангел, бежал в Венецию и вернулся в Константинополь с крестоносцами. Дукс, «владетель Лаодикии (?)», – венецианский дож Энрико Дандоло (ладики текста видимо бндукиэ – Венеция); маркиз – Бонифаций Монферратский; конт фландрский – граф фландрский Балдуин, получивший титул латинского императора и владение Константинополем.

1090. Пропуск в рукописях.

1091. Ахлат (или Хилат) – крупный город южной Армении; о нем см. стр. 83, прим. 513. Малазджирд (ар. форма, арм. Маназкерт, греч. Манзикерт) – сильная крепость Джезиры к северу от Ахлата на левом берегу восточного рукава Евфрата. Здесь произошла решительная битва между византийцами и Сельджукидами (в 1071 г.), положившая начало господству Сельджукидов в Малой Азии.

Текст воспроизведен по изданию: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 1. М.-Л. АН СССР. 1952

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.