|
РАШИД-АД-ДИНСБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙУКАЗАТЕЛЬ названий тюркских кочевых народов, которые все происходят от потомства четырех сыновей Диб-Якуя 220 Последний был сыном Абулджа-хана, сына пророка Ноя, – да |А 7б| будет мир ему! – который послал его, а также Кара-хана, Ор-хана, Гур-хана и Коз-хана в стороны: северную, северо-восточную и северо-западную. Вследствие того что сын Кара-хана, по имени Огуз, стал исповедовать единобожие и к нему присоединились некоторые [его] родственники, то стали две части [одного народа]. Объяснение всего этого последует [дальше], дабы [это] стало [всем] известно. Вторая ветвь Огуза, сына Кара-хана, – уже была упомянута, как и некоторых его родных братьев и двоюродных, которые присоединились к нему. О родовых ветвях Огуза – это в подробностях будет о них изложено. У Огуза было шесть сыновей, каждый из них имел четырех сыновей; Огуз дал им правое и левое крыло войска в таком распределении:
Братья Огуза и некоторые двоюродные его братья из присоединившихся к нему: Уйгур, Канлы, Кипчак, Карлук, Калач и Агач-эри. [77] Подразделение народов, [происшедших от] дядей Огуза: Ор-хана, Коз-хана и Гур-хана, его братьев и их детей, которые не присоединились к Огузу. Эти народы разделяются на две части: одна – та, происхождение родов которой, по причине их древности, в подробностях не известно; другая часть, – о родах которой [все] известно в подробностях. Народности, о происхождении ответвлений которых за давностью времени в подробностях не известно, [имеют два следующих подразделения]. Первое подразделение. Народности, которых в настоящее время называют монголами, однако в начале их название не было таковым, |А 8а| потому что это название появилось спустя некоторое время после них. Каждое ответвление этих народов [разделилось] на множество ветвей и каждое [из них] получило определенное название: джалаир, сунит 234, татар, меркит, курлаут 235, тулас 236, тумат 237, булагачин, кэрэмучин 238, урасут, тамгалык, таргут 239, ойрат, баргут, кори, теленгут, кесутами 240, урянка 241, куркан 242 и сукаит. Второе подразделение. Народы же обитатели равнины подобны [выше]упомянутым народам, которые не столь давно получили имя монголов. Это сборище народов многочисленно, племена их бесчисленны; названия некоторых из таких племен и их ветвей, поскольку они стали известны, приводятся полностью, [в дальнейшем] будут объяснены и обстоятельства их жизни, это: кераиты, найманы, онгуты, тангуты, бекрины, киргизы. О [названных] народах известно, что начало их происхождения пошло от тех двух человек, которые ушли на Эргунэ-кун 243; путем рождений и размножения их род стал многочисленным. Слово монгол стало именем их рода, и это название переносят [теперь] на другие народы, которые похожи на монголов, потому что начало обобщения сего слова [с другими народами] произошло с эпохи монголов, – последние же были одним из тюркских народов. Так как к ним была [проявлена] божественная помощь, то за время около четырехсот лет от них [произошло] множество ответвлений и по своей численности они превысили другие [народы]; вследствие же их могущества другие [племена] в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков [теперь] называют монголами. Подобно тому, как перед этим татары стали победителями, то и всех [других] стали называть татарами. И [поныне] еще татары пользуются известностью [78] в Аравии, Хиндустане и Хитае. Коренные монголы постепенно разделились на две части [или подразделения]. Подразделение первое. [Составляет ту] ветвь, которая произошли от тех настоящих монгольских народов, кои были на Эргунэ-куне, [где] каждый получил [свое] специальное имя и прозвище. [Впоследствии] они удалились оттуда. [Это были племена]: нукуз 244, урянкат 245, кунгират, икирас 246, олкунут, куралас 247, элджигин, кункулают 248, ортаут 249, конкотан 250, арулат 251, килингут 252, кунджин 253, ушин, сулдус 254, илдуркин 255, баяут 256 и кингит 257. Подразделение второе. Народы, которые произошли от трех сыновей, появившихся на свет у жены Добун-Баяна, по имени Алан Гоа, [уже] после смерти ее мужа. Добун-Баян же был из коренных монголов, что не забыто; Алан-Гоа же происходила из племени куралас. Эти народности также состоят из двух подразделений: нируны |А 8б| в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин 258, салджиут 259, тайджиут, хартакан 260, сиджиут 261, чинос, который называют также нукуз 262, нуякин 263, урут 264, мангут, дурбан 265, баарин, барулас, хадаркин 266, джуръят 267, будат, дуклат 268, йисут 269, сукан 270 и кингият 271. [79] Второе подразделение – нируны, которых также называют киятами; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле [они объединяют роды]: юркин 272, чаншиут 273, кият-ясар 274 и кият-бурджигин 275, что означает – синеокие; их ветвь произошла от отца Чингиз-хана и имеет [поэтому] родственное отношение [к роду Чингиз-хана и его отца]. [Таким образом] поскольку [теперь] оказались подробно перечисленные названия тюркских народов, из которых каждый имеет [свое] определенное имя и прозвище, а также народ монголов и многочисленные ветви, происшедшие от них, и каждый род, ставший почитаемым [и известным], – то теперь будут изложены повествования в отдельности о каждом племени и роде, на основании того, что известно [о них], в том порядке, который приведен в указателе [этих племен и родов]. [Все это будет сосредоточено], между прочим, в нижеследующих четырех разделах. [80] Комментарии220. У Березина – Диб-Бакуй. 221. В ркп. L – кани. 222. У Березина – Дукер. 223. Березин читал – «Алыкраули». 224. В ркп. L, В – дургэ, у Березина – дудургэ. 225. В ркп. С, I – баирли; S – йапарли; В – йап?рли; у Березина – Яирлы. 226. В ркп. С, L, I – каркиз. 227. У Березина – бедженэ (по его чтению – «бичина»). 228. В ркп. С – алай-йушли. 229. В ркп. С, L – урк?д; В–урк?р; у Березина – уркез. 230. В ркп. С, I – ик?д?р; В – б?нк?д?р: у Березина – бикдиз, в русском же переводе у него – бикдыр. 231. В ркп. I – букдуз; В – нукдур. 232. В ркп. I – иивэ; L – ?ги?вэ; у Березина – бивэ, что он читал как «Бую». 233. В ркп. L – канкли; В – к?нт?к; I – к?нб?к; у Березина – Катык. 234. В ркп. С – суйит; В – сунб?т; сунит у арх. Палладия (Кафарова) и проф. Позднеева (op. cit., стр. 108-117). То же у Владимирцова (op. cit., стр. 116). 235. В ркп. I – куркут; С, L и В – курку(б,т?). 236. В ркп. В – барлас. 237. В ркп. В – буйаут. У Владимирцова (по-монгольски) – tümed (op. cit., 140, 153, 155 и 157). 238. У Владимирцова – кэрэмÿчин (keremücin) (op. cit., стр. 35). 239. В ркп. В – баргут. 240. В тексте – с огласовкою, в ркп. В – к?ш?т?ми. У Березина – кестеми. 241. В ркп. S – уйанкэ. 242. В ркп. L – кукан. 243. Повидимому, разумеется р. Аргун или Аргунь, из слияния которой с р. Шилкой, как выше сказано, образуется р. Амур. В рукописях В и I второе слово кун (Эргунэ-кун) отсутствует. Монгольское название этой реки – Ergüne (см.: Б.Я. Владимирцов. Общественный строй монголов. Л., 1934, стр. 35). 244. В одной из ркп. Березина, Д, принадлежавшей Н.В. Ханыкову, дано – мукуз. 245. У Березина перед этим – хуйин (по его чтению – «уин»). Ср. монгольское название, повидимому, этого же племени, – урянхат; оно было одним из старинных монгольских племен, появившихся еще до легендарной праматери Алан-Гоа (Alan-goa) (см.: Б.Я. Владимирцов, op. cit., стр. 57 и 77). 246. По ркп. В – инкирас; I – инкирас; С – инкирас; у Березина – икирас. 247. По ркп. В и у Березина – курлас. 248. В ркп. S – кункулайус; В – кункалаут. 249. В ркп. С, I с огласовкою – аваранаут; В – азйаут; у Березина – урйаут (по его чтению – «орают»). 250. В ркп. В – ку?гтан. 251. В тексте ркп. А с огласовкою. В ркп. С – ар?лас; у Березина ар?лат (по его чтению «арулат»). 252. В ркп. В и у Березина – килинкгут (по чтению Березина – «келенгут»). 253. В ркп. S, L, I – нунджин; С – нундж?б?н; В – куджин; у Березина – куджит (по его чтению – «ходжит»). 254. В ркп. В – билдус. 255. В ркп. I – илдузкин. 256. В ркп. В – ?анаут. 257. В ркп. С, L – лингит. 258. В ркп. С – кикин. 259. По-монгольски salji’ud (Б.Я. Владимирцов, op. cit., стр. 47, где говорится, что это монгольское племя или род возводил свое происхождение к четвертому сыну Алан-Гоа, Бухату-Сальджи). 260. В ркп. С – хартикат; в ркп. L – хар?кат; В – сар?р?ан; у Березина – харикан. 261. В ркп. С, L – опущено; I – это приписано снизу другим почерком; В – с?х?т. 262. Повидимому, то же, что и «негус» у Владимирцова (op. cit., стр. 105). 263. В ркп. С – нутак??; I – ?у?а?ин; В – одни меркезы. У Березина – нутакин. 264. Вероятно, то же, что и «ураты» у Владимирцова (op. cit., стр. 131). 265. Повидимому, соответствует монгольскому названию dörben (см.: Владимирцов, op. cit., стр. 47, 49 и 84). В ркп. В – дурсан. 266. В ркп. В – без всяких диакритических точек, кроме последней буквы н. У Березина – хуииргин (он читал – «хоиргин»). 267. В ркп. L – х?р?ат; I – хурмат; В – хур?ат. 268. В ркп. I – дуклаб; В – д?ркла? 269. В ркп. S – бисут; у Владимирцова – бесут (op. cit., стр. 87 и 109). В ркп. В – меркезы + ут; у Березина – исуп. 270. В ркп. С, L – сукат, у Березина – суктан. 271. В ркп. L – кингкат; В – слово без диакритических точек. У Березина – кингиат (по его чтению – «хонгхоиот»). Таким образом, приведенный здесь перечень племен дает в подсчете не 16, а 19 названий. Излишне добавлены опущенные в других списках и у Березина – сиджиут, урут и мангкут. 272. В ркп. L и у Березина – буркин; I – нуркин; В – без диакритических точек. 273. У Березина – джнкшут; у Владимирцова – чаншикит, чиншиут (op. cit., стр. 57, 65 и 66). 274. В ркп. S, L, и В – без диакритических точек; I – бсиар; у Березина – сийар. 275. «Отец Чингиз-хана, Йесугей-багатур, выделился от своих родичей, его новый род стали называть Кият-Борджигин» (Б.Я. Владимирцов, op. cit., стр. 71). В ркп. L – ?уркх?н; С – буркджин; I – нуркджин ; В – нурчин; у Березина – бурджикин.
Текст воспроизведен по изданию: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 1. М.-Л. АН СССР. 1952
|
|