АНТОНИО ПОССЕВИНО
МОСКОВИЯ
БЕСЕДЫ О РЕЛИГИИ
ВВЕДЕНИЕ
Беседы о религии, включенные в «Московию»,
своего рода отчет Поссевино об исполнении
религиозной миссии в Москве. Иван IV долго
уклонялся от обсуждения религиозных вопросов
под тем предлогом, что споры о вере помешают
укреплению дружественных связей между Москвой и
Римом: «... мы о том говорити не хотим для
супротивных слов, что вам за досаду наши речи, и
мы для того и говорити не хотим, чтобы розна меж
нас с папою за то и гневу не было и любовь бы наша,
что почалась меж папы Григория с нами, тем не
порвалася» (ПДС, т. X, с. 302). Тем не менее диспуты О
вере состоялись 21, 23 февраля и 4 марта. Поссевино,
надеясь на свой талант опытного проповедника,
думал в публичной дискуссии разбить доводы
«московитов», не искушенных, по его мнению, в
богословии. Поссевино сделал запись этих бесед,
но внес в нее только то, что считал нужным.
Интересно сравнить эту запись с русскими
источниками (ПДС, т. X, с. 298 — 326). Поссевино
представляет беседы с русским царем как своего
рода проповедь, прерываемую изредка
возражениями Ивана IV, которые иезуит легко
опровергает. Судя же по русским источникам, Иван
IV взял инициативу в диспутах в свои руки, обвиняя
«наместника бога на земле» в неуважении к
святыням: «...в том в первом нашей вере
хрестьянской будет рознь: в нашей вере
хрестьянской крест Христов на врага победа и
поклоняемся ему ... у нас того не ведетца крест
ниже пояса носити» (ПДС, т. X, с. 303), в гордыне и
забвении апостольских заповедей, поражая
иезуита знанием священного писания и обширными
цитатами из него. В конце диспута Грозный в ответ
на многоречивые доводы иезуита в гневе сказал:
«Который папа не по христовому учению и не по
апостольскому преданию почнет жити, и тот папа
волк есть, а не пастырь». Поссевино в своих
записях из соображений дипломатии выпускает
последние слова и пишет о продолжении диспута, в
то время как в русских источниках значится: «И
посол Антоней и престал говорити, коли деи уж
папа волк, мне что уж и говорити» (ПДС, т. X, с.
307—308). Запись бесед о религии убедительно
свидетельствует о поражении, которое потерпел
искушенный в тонкостях европейской дипломатии
иезуит, столкнувшись с твердой позицией русского
царя в религиозной политике.
Перевод выполнен по изданию: Historiae Ruthenicae scriptores
exteri saeculi XVI, v. II. Berl.—Petr., 1842, p. 308—316.
|