Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПЕТР ИЗ ДУСБУРГА

ХРОНИКА ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

CHRONICON TERRAE PRUSSIAE

Начинается первая часть книги

О НАЧАЛЕ ОРДЕНА ДОМА ТЕВТОНСКОГО

ПРЕДИСЛОВИЕ К УЧРЕЖДЕНИЮ ОРДЕНА ДОМА ТЕВТОНСКОГО

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его. Книга притчей Соломоновых, IX 1. Хотя эти слова принадлежали Соломону, называющему сына Божиего премудростью Отца, в связи с чем апостолы говорят: «Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость»: 2 и в псалме: «Все соделал Ты премудро» 3, т. е. в Сыне, который, приняв человеческий образ, воздвиг по смерти своей во славу и честь себе дом воинствующей церкви и высек семь столбов, т. е. семь заповедей, которыми он поддерживается; могут они, однако, быть словами святой матери церкви, которая господина папу Целестина III 4 называет премудростью, ибо на земле вместо Сына Божиего он действует по изречению Екклесиаста: «Премудрость соответствует имени своему» 5. Ибо к нему притекает вселенская церковь, чтобы слушать и видеть его учение, как Царица Савская - премудрость Соломона. Этот господин папа Целестин III построил, т. е. учредил и утвердил себе и святой церкви на пользу дом, а именно священный Тевтонский Иерусалимский госпиталь Пресвятой Марии, и высек семь столбов, т. е. семь братьев комтуров 6, или прецепторов земель, а именно Ливонии 7, Пруссии 8, Тевтонии 9, Австрии 10, Апулии 11, Романии 12 и Армении 13, которыми братья указанного ордена поддерживаются, словно подлинный дом, опирающийся на воздвигнутые столбы, так что великий магистр и капитул являются основанием этого дома, комтуры, или прецепторы земель, - столбами, прочие братья-всем, что на них зиждится. И так господин папа уподобляется премудрому мужу, который построил дом свой на камне 14 и может сказать: «Я утвердил столпы его» 15. Но поскольку говорится в Писании: дух животворит, плоть не пользует нимало 16, потому и следует поставить семь таких духовных столпов в этом храме, три из которых, а именно: смирение, нищета, целомудрие, создают постоянный порядок, а четыре другие, а именно: скорбь, раскаяние, прощение и любовь, которая покрывает множество [10] грехов 17, - устраняют всякую небрежность соблюдения священного обряда во имя нерушимой справедливости. Вот они-духовные столпы, высеченные рукой премудрости, в этом доме святого благочестия, который воздвиг господин папа, так что, если хлынет дождь алчности и разольются реки роскоши и подуют ветры гордыни и устремятся на него, он не смог бы упасть; потому что основан он на прочном камне; 18 а камень тот - Христос.

1. ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ОРДЕНА ДОМА ТЕВТОНСКОГО 19

Во имя Господа аминь. В год от Воплощения Его же 1190, в то время, когда град Аккон был осажден христианами и по милости Господа отвоеван из рук неверных, были в войске христианском некие благочестивые люди из городов Бремена и Любека, которые, будучи людьми, не способными без милосердия и сострадания взирать на разные невыносимые лишения и неудобства недужных, имевшихся в упомянутом войске, устроили госпиталь в палатке своей, сделанной из паруса корабля, называемого по - тевтонски «кокка» 20, где, собрав упомянутых недужных, преданно и смиренно служили им и от благ, посланных им Богом, бережливо пользуясь, милосердно исцеляли, полагая, что в лице любого недужного или нищего они принимают самого Христа, который скажет тем, кто в Судный день будет одесную: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня» и т. д.; 21 и когда они скажут: «Где мы видели Тебя больным?», Он ответит: «Аминь говорю вам, когда вы помогали одному из этих братьев Моих наименьших, вы помогали Мне». Вот как Христос всех недужных, калек и отверженных называет братьями; и по праву, ибо Он-плоть наша и брат наш. Но поскольку говорит апостол: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог»; хотя из этих слов явствует, что и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий; 22 однако человеческое усердие наряду с волнениями о лишениях должно окружить заботой растения, которые по сей день приносят новые обильные плоды и в свое время сулят более обильные. Вот почему, когда господин патриарх иерусалимский, славный король Генрих Иерусалимский, назарейский, тирский и кесарейский архиепископы и вифлеемский и акконский епископы, магистр госпиталя святого Иоанна и магистр дома тамплиеров и многие братья обоих домов и многие бароны Святой земли, а именно Рудольф Тиберийский, и господин Гуго, брат его, и Райнальд, господин Сидона, и господин Аймар Кесарейский, и господин Иоанн Ибелинский, и многие другие из Иерусалимского королевства, а из Алемании Конрад, архиепископ майнцский, Конрад, епископ вюрцбургский и канцлер Римской [11] империи, Вольфер, епископ Пассау, Гардульф, епископ хальберштгадтский и епископ цейтский, Фридрих, герцог швабский, Генрих, пфальцграф рейнский и герцог брауншвейгский, Фридрих, герцог австрийский, Генрих, герцог брабантский, стоявший тогда во главе войска; Герман, пфальцграф саксонский и ландграф Тюрингии, маркграф бранденбургский Альбрехт и Генрих фон Кальден, маршал империи, маркграф Конрад Ландсбергский, маркграф Дитрих Мейссенский 23, а также графы и магнаты и множество знати из упомянутого войска, узрев милостивым оком, что этот новонасажденный госпиталь с чрезмерным изобилием приносит плоды чести и славы, и непоколебимо надеясь, что при Господе возращающем он, раскинув ветви свои, даст в будущем богатейшее изобилие плодов, совет всех вышеупомянутых правителей постановил, чтобы господин Фридрих, герцог швабский, послал официальных послов к брату своему, светлейшему господину Генриху VI, королю римскому 24, будущему императору, чтобы тот испросил разрешения у господина папы об учреждении и утверждении вышеупомянутого госпиталя. Итак, услышав это, папа, одобрив прошение посольства с благочестивыми просьбами, учредил в упомянутом госпитале, подобно ордену братьев храмовников, орден Иерусалимского госпиталя над бедными и немощными, над клириками и рыцарями и прочими братьями и утвердил во имя Господа, позволив братьям упомянутого госпиталя носить белый плащ с черным крестом, и предоставил все свободы, иммунитеты и индульгенции, пожалованные апостольским престолом, в знак почтения упомянутых домов госпиталя и храма, чтобы пользовались ими так же свободно, как и те 25. Ибо подобало, чтобы желающие с благочестивым намерением стать равными в делах доблести, стали равными и в получении апостольского благословения. И так был учрежден и утвержден и получил многие привилегии этот почитаемый рыцарский 26 орден братьев госпиталя Пресвятой Марии Тевтонского Иерусалимского дома. Это избранная виноградная лоза господа Саваофа, которую Ты, Иисус Христос, насадил и был вождем на пути в глазах его. Ты утвердил корни его, и он наполнил землю; после Ты перенес его и изгнал язычников из земли Прусской и Ливонии и посадил его там, и вот пустил он ветви его до моря и отрасли его до реки 27. Это почтенное рыцарство не только людьми на земле утверждено, но также во многом предначертано по образу неба и многообразию земли. Ибо читаем в старых историях, что великий патриарх Авраам с 318 рабами своими сражался за освобождение своего богобоязненного брата, и, когда он освободил невиновного из заключения и возвращался, одержав победу над царями, поднес ему царь и священник Мельхиседек дар хлеба и вина с благословением всевышнего Бога, благодаря защите которого враги [12] оказались в руках его 28. С того времени начала осуществляться борьба христиан с мятежами народов, обнаруживая с тех пор Духом Святым, сколько по милости тех, кто занимает высшее место в церкви, должно содержать таких борцов для защиты церковного благословения, поддерживая их особым благоволением и утверждая своими индульгенциями и привилегиями освящение наследия Распятого, предоставленное рыцарям сим. Кажется, что это рыцарство, по образу неба и земли созданное, является единственным и главнейшим, которое вместо Христа будет страдать при поругании креста Его и посвятит себя делу отвоевания Святой земли обетованной от гнета языческого. Ибо видел Иоанн воинствующую церковь в образе нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога 29, в которой они сражаются с прочими отрядами небесных сил, отражая любую противоборствующую силу. Конечно, это видение напоминает нам, какие рыцари должны входить в воинствующую церковь, чьим призванием должно быть отражение враждебной церкви тирании неверных, утверждая превыше всего цели правоверных народов по числу и обязанностям ангелов Божиих. Ему созвучно и свидетельство земли. Ведь при Моисее и Иешуа и других судиях Израиля воины Божий в новой войне, которую избрал Господь, род Энаха и других враждебных Святой земле жителей, великой злобой объединенных, вторгнувшись наподобие львов, до основания уничтожили, за исключением только тех, которым для воспитания народа Божиего выпал жребий жить под гнетом рабства. А с течением времени вырастали одновременно предначертания религии этой. Ибо Давид, муж по сердцу Господа 30, возвысившийся в царстве правоверных, как прозорливый пророк грядущего, давая более ясные предсказания этого воинства, легионы Керетов и Фелефеев собирался сделать членами своей семьи, служителями которой они стали бы, поскольку в соответствии с прямым значением имен их они считались стражами главы его, очевидно, чтобы, уничтожив покушающихся на жизнь Давида, они чудесным спасением защитили подданных. Объясняют, что Кереты чудесным образом уничтожены, а Фелефеи спасены 31. Ибо когда Давид был пророком и сердцем Святого Духа, предвидящим как настоящее, так и грядущее в писаниях истины, он в ясновидении своем поведал толпам, что в самом конце истории Христос поставит стражей во главе церкви, которые, предназначая драгоценные души свои не для самих себя, препоясали бы себя по бедру святым мечом Его 32, чтобы, окружив одр Соломона, сильные из сильных Израилевых страхи ночные 33 мрачного неверия изгнали бы от пределов христианских. Явилась также душе этой, достойной похвалы и ценимой Богом, война Маккавеев, которые, питаясь в пустыне травами, чтобы не сделаться причастными осквернения 34, во имя закона [13] и полные веры, Антиоха Епифана и корень греха 35, который стремился склонить народ Божий к языческим обрядам и вертепу разврата, попрали с Божией помощью, чтобы очистить и обновить святилища, отвоевать Сионскую землю 36 и вернуть мир земле. Их войнам святой этот орден рыцарский, а именно Тевтонский дом госпиталя Пресвятой Марии в Иерусалиме, усердно подражая, заслужил быть украшенным славными членами, разными и во славу предназначенными к выполнению разных богоугодных обязанностей. Ибо являются они рыцарями и воителями избранными, твердой рукой подавляющими врагов во имя закона родины. Являются они и вечным источником благодеяний любви, дающим приют чужестранцам, странникам и нищим. Более того, они-те, кто, являясь воплощением милосердия, с пламенной душой дают приют в монастырях измученным и недужным, не брезгая грязью. Среди этих членов почетное и весьма полезное место занимают клирики, чтобы, как искры, бегущие по жизни 37 в мирное время, побуждать мирян к соблюдению обрядов и посещать богослужения и совершать таинства, а когда берутся за оружие, давать причастие, т. е. напоминание о жизни и смерти распятого Господа, подготавливать их к воинской доблести, и так от самого доблестного рыцаря до самого недужного больного, чей душевный покой они берегут и укрепляют исход, укрепившись в сладости духа, исполняют они свое служение. Так этот духовный орден, который на пользу святой церкви быстро распространяется, находясь под неусыпным оком разных верховных священнослужителей, укрепился и возвеличился многими привилегиями, иммунитетами и свободами.

2. О БРАТЕ ГЕНРИХЕ ВАЛЬПОТЕ, I МАГИСТРЕ ГОСПИТАЛЯ СВЯТОЙ МАРИИ ТЕВТОНСКОГО ДОМА

Брат Генрих, называемый Вальпот 38, I магистр госпиталя Пресвятой Марии Иерусалимского Тевтонского дома, возглавлял его много лет и умер в ноны [календы] ноября и похоронен в Акконе. Когда горожане Бремена и Любека, которые, как говорилось, были первооснователями этого ордена, по совершении своего обета паломничества собирались вернуться восвояси, то по совету господина Фридриха, упомянутого герцога швабского, и прочих знатных людей Алемании, участвовавших в осаде града Акконского, предоставили ему упомянутый госпиталь со всеми пожертвованиями и владениями, которых было тогда немало, где упомянутым немощным с братьями своими он смиренно служил и выполнял требуемое. Но после взятия упомянутого града Акконского этот брат Генрих выбрал одно место в пределах стен пред вратами святого Николая, на котором воздвиг церковь и госпиталь [14] и различные строения и там служил Богу с братьями своими и немощными. В этой церкви и погребен герцог Фридрих Швабский, умерший на пути паломничества, ибо еще при жизни выбрал там место церковного погребения 39.

3. О БРАТЕ ОТТО, II МАГИСТРЕ

Брат Отто, II магистр, возглавлял орден много лет и умер в 4 ноны июня и погребен в Акконе 40.

4. О БРАТЕ ГЕРМАНЕ, III МАГИСТРЕ

Брат Герман, именуемый Барт, III магистр, возглавлял орден много лет и умер в XIII календы апреля и погребен в Акконе 41.

5. О БРАТЕ ГЕРМАНЕ ФОН ЗАЛЬЦА, IV МАГИСТРЕ

Брат Герман фон Зальца, IV магистр, возглавлял орден долгие годы, умер в IX календы августа и погребен в Барлетте 42. Он был красноречивый, приветливый, мудрый, осмотрительный, прозорливый и прославленный во всех делах своих. Когда после избрания своего он увидел столь непрочное состояние ордена, то поклялся в присутствии некоторых братьев, что глаз отдаст, только бы орден его со временем вырос так, чтобы смог иметь, по крайней мере, десять братьев-рыцарей. Но что содеял в этом случае Ты, о всеблагой Иисус, всегда споспешествующий праведным желаниям молящих и не устающий милостиво внимать благочестивым обетам? Разве был он обманут в своем желании? Отнюдь. Напротив, Ты дал ему больше того, чего желало сердце его 43. Ибо так с течением времени преуспел орден, возглавляемый им, что вскоре после смерти его насчитывалось в вышеупомянутом ордене две тысячи братьев из знатных родов королевства Алемании. Ведь и тот сиятельный ландграф Тюрингии, господин Конрад 44, из чьей семьи он вышел, когда был в миру, с многочисленной придворной знатью вступил в упомянутый орден. А при брате его Германе были пожалованы ордену новые привилегии, как папские, так и императорские 45. Ибо чудесные дары в Апулии, Романии, Армении, Алемании, Венгрии, а именно область, называемая Бурца 46, в Ливонии и Пруссии были дарованы при нем ордену. Ведь так возвысился орден благодаря ему, что неслыхано было испокон веков, чтобы какая-либо другая религия или орден так преуспели бы в этом мире благодаря одному человеку. И не удивительно. Ибо так милостив был к нему Бог, что был он любим всеми и воистину можно было бы сказать о нем, что был он возлюблен Богом и людьми 47. Держал он в руке своей господина папу [15] и императора, не говоря о прочих правителях и магнатах, и так расположил к себе их души, что получал все, чего бы ни попросил у них ради чести и пользы ордена своего. Вот почему случилось так, что после того, как венецианцы были сурово наказаны за мятеж, поднятый против империи 48, большую часть Святого креста 49 поднесли они в качестве особого дара императору Фридриху II; а этот император отдал ее упомянутому магистру, который послал ее в пределы Пруссии, в Эльбингский замок, где и по сей день она обретается в большом почитании со стороны христиан из-за множества чудес, сотворенных через нее Господом. Случилось и так, что, когда между господином папой Гонорием III и императором Фридрихом II выявились некоторые скрытые разногласия 50 и оба ввели этого брата Германа в курс дела, чтобы он рассудил их, он, услышав это, отказался, уверяя, что весьма неприлично, если он возьмет на себя дело владык всего мира, ибо сам был человеком скромным и не злоупотребляющим выгодами своего положения. Вот почему случилось, что сам господин папа и император, чтобы окружить этого брата Германа еще большим почетом, пожаловали ему и его будущим преемникам, магистрам учрежденного ордена дома Тевтонского, достоинство принцепсов, и в знак этого принципата господин папа поднес ему кольцо, а император предоставил королевские инсигнии на его стяг 51, и так он еще не раз устраивал дружеские примирения между ними.

Окончилась первая часть этой книги

Комментарии

1 Прит. 1,1.

2 Кор. 1, 24.

3 Пс.103, 24.

4 Целестин III (Джачинто Бобоне Орсини)-папа римский в 1191-1198 гг.

5 Сир. 6, 23.

6 Комтур (commendator) (прецептор)-глава округа (комтурства) в Тевтонском ордене. Он выполнял церковные, административные и хозяйственные функции (Die Statuten... S. 106). Комтур земли Хелминской впервые появляется в 1248 г.; им был Генрих фон Мервиц (Heinrich von Merwitz), затем-комтуры других прусских земель: Самбии (1254), Наттангии (1257), Барты (1257). Все комтуры с 1251 г. были подчинены магистру Пруссии. Комтурства были административно - территориальной единицей государства Тевтонского ордена на Хелминской земле и в Пруссии. Комтурство состояло из замка и относящегося к нему округа и было замкнутой, относительно самостоятельной в хозяйственном отношении административной единицей, размеры которой определялись требованиями самоуправления (Ziesemer W. Das grosse Aemterbuch..., S. VII: Milthaler F. Die Grossgebietiger... S. 7-16). Понятия «комтур» и «комтурство» были перенесены в Пруссию из Средиземноморья и Германии, где земельные владения Тевтонского ордена назывались баллеями, или комтурствами. Называя семь комтурств земель, Петр из Дусбурга основывается, вероятно, на ст. 8 Статутов Ордена: «Постановляем, чтобы комтуры Ливонии, тевтонских земель, Пруссии, Австрии, Апулии, Романии, Армении ежегодно собирали великие капитулы» (SRP, I, S. 24). В 1309 г. Пруссия разделилась на 8 или 9 комтурств: Меве, Мариенбург, Христбург, Эльбинг, Балга, Бранденбург, Кёнигсберг, Гердауен (?), Рагнита (Toppen М. Historisch-comparative Geographic... S. 162).

7 Ливония.-Орденская земля Ливония объединяла собственно Ливонию (Лифляндию), а также Курляндию и Эстляндию. Первым объектом миссионерской деятельности стала Эстляндия, в которую в 1167 г. был направлен епископ из Ордена цистерцианцев Фульк. Инициаторами этой миссии были датчане, которые во второй половине ХII в. начали завоевание южного побережья Балтийского моря. Наивысший подъём ливонского завоевания приходится на время правления епископа рижского Альберта (1199-1229). Он вместе с местными епископами призвал на помощь немецких крестоносцев, из числа которых был создан Орден меченосцев. Тевтонский орден включился в эту борьбу в 1237 г. Ему принадлежали многие замки и города, самый ранний из которых Гольдинген (ранее: Иезусбург) был заложен в 1242 г.; среди прочих-Мемель, Хейлигенберг, Фрауенбург, Нейхауз, Волькенбург, Дюнемюнде, Нарва и др. (Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 202-209).

8 Пруссия (Prussia). - Первое упоминание Тевтонского ордена в Пруссии в связи с основанием легендарного замка Фогельзанг относится к 1228 г. История завоевания Орденом прусских земель детально раскрывается в «Хронике» Петра из Дусбурга. К 1400 г. прусские владения немецких крестоносцев охватывали земли Западной и Восточной Пруссии; на них насчитывалось около 100 орденских храмов, около 28 комтурств (Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 194-202).

9 Тевтония.-Германия. На территории Германии Ордену принадлежали следующие баллеи: Франковом, Эльзас-Бургундия, Лотарингия, Кобленц, Гессен, Тюрингия, Саксония, Вестфалия, Бизен, Утрехт (Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 104-178).

10 Австрия.-О комтурствах Ордена в Австрии (Нейштадт, Фризах, Грац и др.) см.: Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 92.

11 Апулия.-Свидетельство существования владений Тевтонского ордена в Италии. Первые из них в Апулии-портовые города Бари, Барлетта и Бриндизи. Самое раннее известие о немецких крестоносцах в Барлетте относится к 1197 г. Среди других городов упоминаются Эболи, Корнетто, Белловедере, Фоджа, Мельфи. Документальные сведения об этом баллее Ордена весьма скудны (Tumler М. Der Deutsche Orden... S. 74-78).

12 Романия.-Так обычно называется Византийская империя. В 1204 г. материковая часть Греции была захвачена одним из войск крестоносцев и включена в состав Священной Римской империи под названием Романии. Однако сам император получил только Константинополь и Фракию. В Салониках, Афинах и Пелопоннесе возникли княжества, находившиеся изначально под властью Готфрида де Виллардуэна, обратившегося за военной помощью к рыцарским орденам тамплиеров и св. Иоанна и к Тевтонскому ордену. Последний получил в 1209 г. владение в небольшом городке Каламата. Комтур Тевтонского ордена в Романии впервые упомянут в 1236 г. В 30-х годах ХIII в. Ордену принадлежали уже многие города. Однако в 1261 г. греки начали отвоевание своих земель, завершившееся в 1311 г. Отдельными городами в Романии немецкие крестоносцы владели еще в 1500 г. (SRP. I, S. 25; Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 65-68; Biskup M., Labitda G. Dzieje... S. 105).

13 Армения.-Обычно называют баллей Армения (речь идет о так называемой Великой Армении в Киликии на границе Турции и Сирии) и Кипр, включавший в себя владения Тевтонского ордена в Святой земле. Именно здесь, в Акконе, в 1191 г. был создан госпиталь, послуживший, по преданию, прообразом Ордена. В 1196 г. Ордену принадлежали также Яффа, Аскалон, Газа, Рама и Замен, расположенные по южной границе христианских владений. Из финикийских городов ему принадлежали Сидон, Тир и Триполи. Весьма значительны были владения Ордена в Малой Армении, отдельные территории которой принадлежали ему с 1209 г. В 1212 г. армянский царь Лев даровал Ордену крепость Амуду, а его зять Эвтон в 1236 г.-город Харому с прилегающими к нему землями. Господство Ордена в этих областях прекращается с падением Аккона в 1291 г. (SRP, I. S. 25; Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 58-65; Biskup M., Lahuda G., Dzieje... S. 106).

14 Мат. 7, 24.

15 Пс. 74, 4.

16 Иоан. 6, 63.

17 1 Пет. 4, 8.

18 Ср.: Мат. 7, 25.

19 В немецкой историографии датой основания Тевтонского ордена принято считать 1191 г. (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 60). Польский историк К. Гурский решающими моментами истории Тевтонского ордена считал его основание во время осады Аккона в 1189-1191 гг. и его официальное утверждение в 1198 г. (Gorski К. Zakon Krzyzacki... S. 7).

20 ...«кокка»...-«когге», или «ког» (нем. Kogge, Cogge, Cog),-тип парусного судна, распространенного в Средневековье в районе Северного моря. Название первоначально относилось к любому кораблю с прямым форштевнем и кормой, поставленной под углом к килю, но к концу ХII в. немцы стали использовать эту форму для вместительного судна, управляемого с помощью настоящего руля. Когте мог взять 500 пассажиров или запасы продовольствия на зиму для целого города, а также служить и военным судном (Christiansen E. The Northern Crusades. P. 87).

21 Мат. 25, 35-36.

22 1 Кор. 3, 6-7.

23 Перечень лиц, участвовавших в создании Тевтонского ордена, основан на текстах «Exordium ordinis Theutonici» (МРН. Т. 6) и «De primordiis ordinis Theutonici narracio» (SRP. I, VI).
Король Генрих Иерусалимский-Генрих Шампанский (ум. 1197). В 1198 г. королем иерусалимским был Амальрик II. Генрих мог быть назван так в позднейших редакциях honoris causae (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 581).
Назарейский архиепископ-назаретский архиепископ (личность не установлена).
Тирский архиепископ-епископ Иосий Тирский (1186-1120).
Кесарейский архиепископ-личность не установлена.
Акконский епископ-Теобальд, епископ акконский (1191-1120).
Магистр госпиталя св. Иоанна-Готфрид фон Донжон, магистр. Ордена св. Иоанна в 1193-1202 гг.
Магистр тамплиеров-Жильбер Эрайль (1194 - 1200), магистр Ордена тамплиеров.
Конрад, архиепископ майнцский (у Николая фон Ерошина: Conrat zu Menz)-Конрад I (1161-1165 и 1183-1200) (NDB. 12. S. 510-511).
Конрад, епископ вюрцбургский (1198-1202) (у Николая фон Ерошина: Conrat zu Wirzenburc).
Вольфер, епископ Пассау (1191-1208), позднее - патриарх аквилеиский (у Николая фон Ерошина: Volker von Pazzow). (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 581).
Гардульф, епископ хальберштадтский (1193 - 1201) (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 581).
Епископ цейтский-Бертольд II, епископ цейтский (1186-1206).
Фридрих, герцог швабский (1168-1191).
Генрих, пфальцграф рейнский (1195-1214).
Герцог брауншвейгский.-Допущена ошибка, так как герцогство Брауншвейг-Люнебург образовалось в 1235 г.
Фридрих, герцог австрийский-Фридрих I (1195-1198).
Генрих, герцог брабантский-Генрих I Брабантский (1183-1235).
Герман, пфальцграф саксонский и ландграф Тюрингии (1190-1217).
Маркграф бранденбургский Альбрехт-маркграф Альбрехт II Бранденбургский (1177-1220), в то время - граф Арнебургский, маркграф-с 1205 г.
Генрих фон Кальден-императорский маршал (ум. после 1214).
Конрад, маркграф ландсбергский-Конрад, маркграф Лауштца и Ландсберга (1190-1210).
Дитрих, маркграф мейссенский (1190/97-1221) (см.: Gottschalk J. Hedwig... S. 50). Представители немецкой духовной и светской знати названы среди участников крестового похода 1194 г. в «Burchardi et Cuonradi Urspergensium Chronicon»: «...Cuonradus Maguntmus archiepiscopus, Cuonradus cancellarius unperatoris, Heinricus dux Saxoniae, Liupoldus dix Austriae, dux Brabantiae (Генрих. - В. М.), Hennannus lantgravius de Turingia, frater Lodovici... Pataviensis episcopus (Вольфер.-В. M.), Ratisponensis episcopus (Конрад.-В. M.), Cicensis episcpus (Бертольд.-В. M.), Halberstatensis episcopus (Гардульф.-В. M.), marchio Cuonradus (маркграф Конрад из Восточной марки.-В. M.), Albertus comes, Heinricus Caladinus marscalcus ...» (MGH. SS. Т. ХХШ. P. 364).

24 Генрих VI, король римский-Генрих VI, сын императора Фридриха I, германский император (1190-1197).

25 Привилеи папы Гонория III от 15 декабря 1220 г. и 9 января 1221 г.

26 В латинском тексте: militaris. Лат. miles и militia получили в Средние века значение «рыцарь» и «рыцарство». Наряду с некоторыми другими значениями militia и militare означали рыцарство и его обязанности (Taylor H. О. The Medieval Mind. Vol. I. P. 541; Bumke J. Studien... S. 21, 112 - 113).

27 Пс. 79, 9-10, 12.

28 Быт. 14, 14-20.

29 Отк. 3, 12.

30 Деян. 13, 22.

31 1 Цар. 30, 14; 2 Цар. 8, 18; 15, 18.

32 Пс. 44, 4.

33 Песн. П. 3, 7-8.

34 1 Мак. 5, 24.

35 Там же, 1, 10; 3, 42-47.

36 Там же, 4, 36-37, 43.

37 Прем. 3, 7.

38 Генрих Вальпот (Henricus Walpote; у Николая фон Ерошина: Henrich Walbote)-I великий магистр Тевтонского ордена. Выходец из одной из 13 семей с Нижнего Рейна, носящих это имя. Во всех исторических нарративных источниках Ордена и в некрологах выступает под именем Генрих; лишь в латинском тексте «Narracio de primordiis ordinis Theutonici» именуется Герман (Hermannus). Существует гипотеза о его идентичности с неким братом Генрихом, упоминаемым в документах Ордена в 1193, 1194 и 1196 гг. сначала как приор, а позже-как прецептор. Невозможно точно установить продолжительность его правления. По хронике Иоганна фон Посильге (SRP. III. S. 388) он правил 10 лет (1190-1200). Умер 5 ноября, год смерти неизвестен (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 30), вероятно, в Акконе, где и был похоронен (Schreiber О. Die Personal-und Amtsdaten... S. 647-648).

39 Текст этой главы основан на «Narracio de primordus ordinis Theutonici» (SRP. I. P. 30).

40 Брат Отто-Отто фон Керпен (Otto von Kerpen), II великий магистр Тевтонского ордена. Происходил, вероятно, с Рейна, из семьи, именуемой по названию города Керпена близ Гиллесхейма на Эйфеле. Дата смерти у Петра из Дусбурга приведена неточно. Имеются данные, что в 1208 г. Отто еще был магистром. Умер 7 февраля (SRP. I. S. 30; Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 31); год смерти обычно считают неизвестным, но О. Шрайбер, используя материал некрологов, приводит 1209 г. Умер в Акконе (Schreiber О. Die Personal-und Amtsdaten... S. 648 - 649).

41 Брат Герман-Герман Барт (Hermannus Bart), III великий магистр Тевтонского ордена. Известен также по некрологам как Генрих (Герберт) Барт. Вероятно, происходил из министериалов ландграфа Тюрингии и пфальцграфа саксонского Германа I, отца великого магистра Конрада Тюрингского (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 31). Вступил в Тевтонский орден во время паломничества в Иерусалим. Из анализа документов Ордена следует, что он был магистром с 7 февраля 1209 г. (сразу после смерти Отто фон Керпена) по 2 июня 1209 г. (Buchholz F. H. Bart... S. 175), похоронен в Акконе (Schreiber О. Die Personal-und Amtsdaten... S. 649-651).

42 Герман фон Зальца (Hermannus de Salcza).-И. Фойгт, используя данные грамот, относит его правление в качестве великого магистра к 1210/11-1239 гг. (Voigt J. Namen - Codex... S. 1; см. также: Gehler M. Geschichte... Bd. I. S. 192; Wojtecki J. Der Deutsche Orden... S. 219). По другим сведениям, стал великим магистром в 1209 г. (Schreiber О. Die Personal-und Amtsdaten... S. 651-653). Происходил из рода Зальца, в котором выделяются линии знати и министериалов. Последние находились на службе Вельфов и ландграфов тюрингских. К ним относились родители магистра. Дата рождения и события жизни до вступления в Тевтонский орден неизвестны (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 33). С его деятельностью связывают начало осуществления политической цели Тевтонского ордена: создание автономного государства Тевтонского ордена в Пруссии (Caspar E. Hermann von Salza...; Erdmann С. Hermann von Salza). Политическая цель Германа фон Зальца не была достигнута. Все же немецкие историки Ордена высоко оценивают его заслуги, считая, что он поставил Тевтонский орден в один ряд с орденами тамплиеров и иоаннитов, и подчеркивают, что он «ввел Орден в Пруссию и Ливонию и тем самым положил начало его всемирно - исторической миссии» (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 40). Умер 20 марта 1239 г., погребен в Барлетте (Апулия) (Tumler M. Der Deutsche Orden... S. 76).

43 Ср.: Пс. 20,3.

44 Конрад-ландграф тюрингский (1206/7-1240), младший сын ландграфа тюрингского и пфальцграфа саксонского Германа I (1181-1217) от его второй жены Софии Баварской (1196 - 1232), дочери Отгона I Баварского (1120-1183). Его воспитателем был Конрад Марбургский, первый немецкий инквизитор, крестный отец св. Елизаветы. Конрад с 1231 г. имел титул ландграфа и пфальцграфа. Вступил в Тевтонский орден в 1234 г. в Марбурге. В 1240 г. стал великим магистром Ордена (Caemmerer E. Konrad, Landgrafvon Thueringen). Умер 24 июля 1240 г. в Риме. Останки были перевезены в Марбург-на-Лане и захоронены в только что основанной церкви Св. Елизаветы (Schreiber О. Die Personal-und Amtsdaten... S. 653-655). Подробнее о нем говорится в IV части «Хроники земли Прусской» Петра из Дусбурга (гл. 33).

45 Имеются в виду Золотая булла (1226 г.) императора Фридриха II и папская булла 1234 г., по которым Тевтонский орден получал право завоевания земель в Пруссии (Caspar E. Hermann von Salza... S. 40-44). Золотая булла 1226 г.-первый исторический документ, свидетельствующий о намерении Тевтонского ордена овладеть Хелминской землей (см. комм. ч. III. 3) и Пруссией, а также намечающий основы правового статуса Ордена в этих землях (Labuda G. Stosunek... S. 88-89). О Золотой булле и о других грамотах, закрепляющих права Тевтонского ордена на Хелминскую землю и Пруссию, см.: Labuda G. Uber die Urkunden...

46 Бурца (Борца) - земля, отданная Тевтонскому ордену венгерским королем Эндре II (1205-1235) в 1211 г. Она лежала по границе с Валахией и имела площадь ок. 12 тыс. км. Орден, ведя войну с половцами, основал здесь замок Крейцбург и еще четыре замка. В Венгрии тевтонские рыцари пребывали до 1221 г. (Adrianyi G. Zur Geschichte...). Пребывание крестоносцев на венгерской земле Бурца имеет значение и для оценки методов их действий в Пруссии, особенно в отношении представителей местной церковной и светской власти (BiskupM., Labuda G. Dzieje... S. 117).

47 Сир. 45,1.

48 Во время правления Фридриха II венецианцы не поднимали мятежа. Напряженными были отношения с ними во время крестового похода 1228 г. (SRP. I. Р. 32).

49 ...часть Святого креста.-Особым почитанием пользовался в Тевтонском ордене Святой крест, символ спасения человечества (рыцари Ордена имели изображение черного креста на белом плаще). В 1223 г. Орден получил «славный деревянный крест Господень» («crux de ligno domini gloriosa»), который папой Григорием IX (1227 - 1241) предназначался для крестоносцев. М. Теплен считал, что этот крест и есть та «большая часть Святого креста», о которой пишет Петр из Дусбурга. Император Фридрих II мог получить ее в Венеции в марте 1232 г., а затем передать великому магистру. Реликвия, должно быть, была доставлена в Эльбинг, что тем более вероятно, поскольку в Эльбинге до 1309 г. находился капитул Ордена в Пруссии (SRP. I. Р. 32; Tidick E. Beitraege zur Geschichte... S. 352).

50 Разногласия между папой Гонорием III и императором Фридрихом II за преобладающее влияние в землях Восточной Прибалтики возникли в середине 20-х годов ХIII в. О политике Тевтонского ордена в этом конфликте см.: Arnold U. Der Deutsche Orden... К 1225 г. относятся привилеи папы Гонория III неофитам Ливонии и Пруссии, которые, как полагают историки, можно рассматривать в качестве ответа на данный в 1224 г. манифест императора, которым народы Прибалтики (в том числе население Самбии и Земгаллии) объявлялось под защитой империи, а неофитам гарантировалась сохранность их владений и существующих иммунитетов. Успех императорской политики по отношению к Тевтонскому ордену был закреплен в Золотой булле в Римини (март 1226 г.), определившей особенности правового статуса государства крестоносцев в Пруссии (Opladen Р. Die Stellung... S. 31; Kegel E. Das Ordensland... S. 19).

51 Самое раннее свидетельство пожалования кольца папой великому магистру (им был Герхард фон Мальберг) относится к 1243 г. С какого времени великий магистр обладал императорской символикой (орел), неизвестно (Peter von Dusburg. S. 54).

Текст воспроизведен по изданиям: Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. М. Ладомир. 1997

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.