Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ

ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ

В МОСКВУ В ХVІІ ВЕКЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ    РЕДАКЦИИ.

В  царствование Алексея Михайловича дважды приезжал  в  Россию антиохийский патриарх   Макарий, — в первый раз  (в  1656 г.) для сбора пожертвований, а во второй, — десять лет   спустя, — для суда над  патриархом   Никоном. В  первый приезд  с  ним   был его родной сын, архидиакон  Павел   Алеппский, который составил  подробное и чрезвычайно интересное описание трехлетнего путешествия своего отца.

Как  человек  весьма любознательный, Павел Алеппский в  своих  записках  касается всего, что видел  и слышал  во время своего продолжительного путешествия: описывает   страну, нравы и обычаи жителей, селения и города, замечательные здания, по преимуществу — церкви и монастыри, торжественные служения, в   коих  участвовал  вместе со  своим   отцом, приемы и пиры при дворах, политические события, которых  был  свидетелем, или о которых  узнавал по рассказам  других, и мимоходом  дает  яркую характеристику государей и политических  и церковных   деятелей, с  которыми приходил  в   соприкосновение его отец патриарх. Самая значительная часть сочинения Павла Алеппского занята описанием  долговременного пребывания его с  отцом  в  России и рассказами о событиях, происходивших  в  ней около того времени. [4]

По полноте и разнообразию содержания описание Павла Алеппского — один из самых лучших и ценных письменных памятников о России средины XVII века и во многих отношениях превосходит записки о ней тогдашних западноевропейских путешественников. Последние по большей части являлись в России в качестве послов, к которым московский двор того времени относился крайне недоверчиво: под видом почета, к дому посла приставлялась стража, которая получала тайный приказ следить за действиями чужеземцев и обо всем доносить. Благодаря такому своему положению, послы почти ни с кем не могли вступать в непосредственные сношения, кроме сдержанных скрытных бояр и дьяков посольского приказа, и поэтому почти не знали обыкновенной, будничной жизни московского общества. Не таково было положение Павла Алеппского. Как лицо духовное, он мог всюду свободно ездить и ходить; зная греческий язык, мог слышать многое от греков, постоянно или подолгу живших в России. Вдобавок, как родной сын патриарха Макария, он мог знать не только то, что видели слышал лично, но и многое из того, что было говорено сглазу на глаз между царем, Никоном и Макарием.

Помимо глубокого и чисто научного значения, как единственно полного и подробного исторического документа о России половины XVII в., записки Павла Алеппского не лишены своеобразных красот и в литературном отношении.

Желание соединить приятное с полезным, т. е. дать читателям“Русского Паломника" интересный исторический материал в своеобразно привлекательном изложении, и побудило редакцию остановить свой выбор на предлагаемых в настоящей книге записках Павла Алеппского. Мы делаем выборки из той части этих интересных “Записок ",  которая появилась до этого времени в печати.

При этом редакция не может отказать себе в удовольствии высказать должную глубокую признательность проф. Г. Муркосу, любезно разрешившему ей воспользоваться его переводом записок Павла Алеппского с арабского на русский язык.

Текст воспроизведен по изданию: Путеществие антиохиского патриарха Макария в Москву в середние XVII. СПб. П. П. Сойкин. 1898

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.