|
II. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ НА 1027-1746 гг./ДАНЦЗИЙ-РЕУМИГ/ Вступление Четвертое. Чтобы легко узнать последовательность того, кто из живших в Тибете ученых и других был раньше и кто позже, /мною/ составлены хронологические таблицы в двух частях: Трактовка некоторых “промежуточных” дат ранней /эпохи/, не входящих в шестидесятилетний цикл рабджун. Хронологические таблицы на двенадцать рабджунов. “Промежуточные даты” между древними эпохами сатья-юга, трета-юга, двапара-юга и кали-юга 1, /эпоха/ появления четырех ранних будд 2 “счастливой эпохи” (“калпа-бхадры”) 3, даты созыва трех буддийских соборов 4 и годы восшествия на трон дхарма-раджей и кулика-императоров 5 на трон Шамбхалы 6 приблизительно изложены выше. Хотя и пространно изложена выше, в частности, значительная часть дат жизни ранних тибетских царей и ученых, в целях узнать некоторые “промежуточные даты” 7, отдельные из них излагаются ниже. Относительно годов рождения тибетских царей составители исторических сочинений каждый в отдельности высказывают свои особые положения, или же в большинстве случаев утверждают такое, что не соответствует той или иной /общепринятой хронологии/. Если же исходить из того, что соответствует наиболее правильной /хронологии/ “Башэд” 8 и других, то Будда родился в год огня-лошади (915 г. до н.э.) (2661 9). Спустя после этого четыреста девяносто восемь лет (498 лет), или же по истечении 417 лет после года огня-зайца (834 г. до н.э.), когда умер Будда, в год дерева-мыши (417 г. до н.э.) родился Ньяти-цзанпо (2163 года 10), а через 600 лет после [52] этого, в год дерева-мыши (244 г. н.э.), родился Лхатотори (По “Саре”, год дерева-собаки (254 г.) 1503 года 17). Когда он достиг 60 лет (304 г.) (Год огня-зайца (307 г.) 18), в Стране снегов начинается ранний период распространения высшего учения. Проходят снова 60 лет - в год воды-свиньи (363 г.) умер /Лхатотори/ (1200 лет 19). Спустя 253 года после этого, на 254-м году, в год огня-коровы (617 г.), родился /Сронцзан/-Гампо; на 8-м году после этого, в год дерева-обезьяны (624 г.), на императорский трон Шамбхалы вступил Самудравиджайя, а при наступлении начала летосчисления “огонь-небо-океан” (403 года) 11 в Мекке Бранцзи-Лодой 12 основал ислам 13. Затем, спустя 15 лет, последовательно /произошли следующие события/: в год земли-свиньи (627 г.) (881 год) было заложено основание /храма/ Лхадан-тулнан, а через 28 лет, в год огня-зайца (667 г.), было завершено его строительство: /спустя/ 123 года после этого, в год железа-лошади (720 г.), родился Тисрон/-Дэвцзан/, спустя еще 16 лет, в год огня-собаки (746 г.) (1682 года), была составлена система летосчисления “джед-цзий” 14, спустя еще 3 года, в год земли-коровы (749 г.), прибыл /в Тибет/ учитель Бадма /Самбхава/, который на третьем году после прибытия основал монастырь Самьяй. Утверждают, что в год железа-зайца (751 г.) Йондан-Гонбо, исследователь медицины Чунпо-Йутог старший (“ранний”) был уже в возрасте 25-ти лет. Спустя после этого 55 лет, в год огня-самца-собаки (806 г.) (1799 лет), родился Ралбачан, спустя еще 26 лет, в год воды-мыши (832 г.), - Лочэн-Гон-па-Рабсал 15, спустя еще 9 лет, в год железа-курицы (841 г.) 16, Ландарма в Уйе и Цзане совершал гонения на буддийскую религию; 57 лет, до года земли-лошади (898 г.), великий лоцзава Ринчэн-Санпо и спустя еще 9 лет, до года огня-зайца (907 г.), в Индии Чилупа (780 лет) занимались распространением Калачакры - некоторые так утверждают; через 6 лет, в год воды-курицы (913 г.) или (здесь не ясен текст) родился Дорчжэ-Ван из Самарканда 20, с года огня-мыши (916 г.) через два года на третьем году, в год земли-тигра (918 г.) (769 лет), начинается поздний период распространения буддизма; 4 года спустя, в год воды-лошади (922 г.), родился Джово [53] /-Атиша/, спустя еще 8 лет, в год железа-тигра (930 г.), - Чунпо-Налджорба, через 3 года, в год воды-змеи (933 г.), - лоцзава Брогми-Шака-Ешей, через 11 лет, в год дерева-дракона (944 г.), - Абхакара, Бром 21 и Чжалчжи-Ланцум-Джан; через 5 лет учитель Лумэй 22 в год земли-самки-курицы (949 г.) воздвиг /храм?/ Морачжэл 23; спустя год, в год железа-собаки (950 г.), гэбши Лан-Е/шей/ и Ог-Джанджун стали монахами, а Ог /-Джанджун/ через 1 год, в год железа-свиньи (951 г.), построил /храм/ Ерба-Барэн 24, в том же году Нагцо-лоцзава Цултим-Чжал и Кхудон-Цзондуй-Йундрун, через год, в год воды-мыши (952 г.), Дваба-Оншэйжан-Шэйраб-чжал и Марба-лоцзава Чой-Лодой родились, а в том же году Шан-Нанампа 25 взял в свои руки храм Чжал-лхакхан, через 2 года, в год дерева-тигра (954 г.), родился последователь секты ньинмапа Сурчун-Шейраб-Дагба, через год, в год дерева-зайца (955 г.), йог Амэй-Чэнпо, через 1 год, в год огня-дракона (956 г.), Цзэд-Гонбапа и через 1 год, в год огня-змеи (957 г.), индиец Чагна и Чаг-Тичог родились, а Дулгэр 26 основал /храм/ Солнаг-Танбочэ 27, через 3 года, в год железа-обезьяны (960 г.), Ог-Чойчжэ-Дорчжэ и через 2 года, в год дерева-коровы (965 г.), Кхамлунва-Шака-Йондан родились, через 1 год после следующего года, года огня-тигра (966 г.), - в следующем году после завершения года “огня-неба-океана” (403 г.) (721 года 29) наступает год огня-зайца первого рабджуна (1027 г.), в котором дхарма-раджа Сурья 28 вступил на императорский трон Шамбхалы. Комментарии1 . См. примеч. 2 к “Генеалогии царей Тибета”.2. По махаянской традиции на джамбудвипе должна явиться тысяча будд, из которых явились уже четыре будды: первым — Кракучандха, вторым — Канакамуни, третьим — Кашьяпа, четвертым — Шакьямуни, пятым, грядущим явится Майтрея. См.: [43, с. 125—126, 258]. 3. Космическая эпоха явления тысячи будд на джамбудвипе, обитатели которой — люди — периодически и последовательно впадают в грехи сансары, называется “счастливой эпохой” (“калпа-бхадра”). См.: [43, с. 123]. 4. После смерти будды Шакьямуни, как известно, его ученики провели три будийских собора с целью обеспечения “первобытной чистоты” его учения и кодификации основных наставлений Учителя. Первый собор состоялся в Раджагрихе под председательством Махакашьяпы, второй — в Вайшали, третий — в Паталипутре под покровительством великого императора из династии Маурьев Ашоки (27л—232 гг. до н.э.). Поскольку хронология истории древней Индии у Сумба-кханбо основана на базовой датировке жизни Будды — 915—835 гг. до н.э. — и расходится с индийской традицией, согласно которой Будда жил в 623—549 гг. до н.э., даты созыва трех буддийских соборов, особенно первых двух, остаются все еще неопределенными в науке. В этом вопросе хронология Сумба-кханбо мало что проясняет. 5. В первом разделе “Пагсам-чжонсана” [8, л. 1 —95] Сумба-кханбо провел вычисление по определению даты возникновения системы Калачакра и годов “правления” легендарных кулика-императоров фантастической страны Шамбхала. Согласно Сумба-кханбо, в 878 г. до н.э. (год воды-овцы) будда Шакьямуни проповедовал первому дхарма-радже Шамбхалы Чандрабхадре “Калачакра-мула-тантру”. При этом Сумба-кханбо перечисляет 7 дхарма-раджей Шамбхалы, которые будто бы жили и правили ровно по 100 лет. Он указывает, что Чандрабхадра, первый дхарма-раджа Шамбхалы, умер в 877 г. до н.э., через год после прослушивания у Будды “Калачакра-мула-тантры”, затем он перечисляет имена 6 дхарма-раджей и приводит годы их “правления” по 100 лет с 877 г. по 277 г. до н.э. Наконец, Сумба-кханбо приводит даты “правления” 19 кулика-императоров Шамбхалы, которые жили и “правили” с 277 г. до н.э. до 1027 г. н.э. (это год “вступления” на трон 19-го кулика-императора Сурьи), и имена всех 25 императоров. См.: [8, л. 24; 43, с. 81—90]. 6. Шамбхала — фантастическая страна, которая в махаянской традиции рассматривается как родина возникновения и развития Калачакра-тантры, а генеалогическая линия ее семи дхарма-раджей и 25 кулика-императоров, приведенная Сумба-кханбо в “Пагсам-джонсане”, на данном уровне наших представлений о них относится к традиции древнеиндийских и тибетских исторических легенд. См.: [43, с. 89—90, 259—260]. Книга Н.К. Рериха о Шамбхале, изданная в Нью-Йорке в 1936 г., остается для нас недоступной. 7. “Промежуточные даты” (mtshams) в представлении Сумба-кханбо — это такие даты, относительно которых у разных тибетских авторов имелись различные точки зрения, или такие даты, которые, по мнению автора, сомнительны либо противоречат действительности. 8. “Башэд” (sBa bzhed) — историческая хроника, содержащая повествование о периоде правления тибетских царей Тисрон-Дэвцзана и Мунэ-цзанпо. Подробно см. примеч. 272 к гл. I, а также публикацию текста этой хроники Р. А. Стейном [99]. 9. Эта цифра показывает 2661 год, истекший с года огня-лошади (915 г. до н.э.) до 1746 г. — последнего года “Хронологических таблиц”. 10. Число лет в 403 года (me mkha’ rgya mtsho) образуется у Сумба-кханбо так: кулика-император Шамбхалы Самудравиджайя жил 182 года, а Дурджайя — 221 год, а сумма этих чисел (182 + 221) составляет 403 [43, с. 88]. 11. Бранцзи-Лодой (sBrang rtsi blo gros) букв. означает “Медовый ум”. Под этим именем в тибетской историографии известен основатель ислама Мухаммед. Данный вопрос впервые исследован Ц. Дамдинсурэном. См.: [68]. 12. Основание ислама Мухаммедом, как известно, связано с переселением его из Мекки в Медину в 622 г., а эта дата считается началом летосчисления по хиджре. В тибетской хронологии летосчисление по хиджре связывается с летосчислением по Калачакре так: если последним годом “правления” Парибхадры, 9-го кулика-императора Шамбхалы, считается 623 г. (год воды-овцы), то годом вступления на трон 10-го кулика-императора Самудравиджайи является 624 г. (год дерева-обезьяны), тогда как последний год пребывания Мухаммеда в Мекке и прибытие его в Медину относятся к “промежутку” между 623 и 624 годами. Этот “промежуток”, конечно, не относится к 622 г., в этом состоит логическая неувязка этого исчисления (см.: [43, с. 88—89]), но, тем не менее, прибавив к 624 г., к условному году начала летосчисления по хиджре, 403 г. по Калачакре, тибетская хронология получала 1027 год (год огня-зайца) по шестидесятилетнему циклу рабджун, который считается годом введения в Тибете “Калачакра-тантры” и восшествия на трон 12-го кулика-императора Шамбхалы Сурьи [Там же, с. 88—89]. 13. me khyir byed rtsis tshugs. Согласно Гунчен-Джамьян-Шадба-Дорчжэ, составителем летосчисления “джед-цзий” (byed rtsis) является 11-й кулика-император Шамбхалы Дурджайя (rgyal dk’a). См.: [1, л. 266]. Исследованием Д. Шу установлено, что “джед-цзий” (“карана”) представляет собой астрономическое исчисление Калачакра-тантры, которое применялось тибетцами при составлении календаря и считалось неточным [(93, с. 3, 71—76]. В отличие от “джед-цзий” (“караны”) “дуб-цзий” (“сиддханта”) — это астрономическое исчисление, которое являлось реконструкцией (исправлением или уточнением) “джед-цзий” и получило свое полное развитие в XV—XVIII вв. [Там же, с. 76—81]. 14. Если вычесть из 2661 года 498 лет, истекших с года огня-лошади (915 г. до н.э.) до года дерева-мыши (417 г. н.э.), получается 2163 года. 15. При вычитании из 2163 года 660 лет, истекших с 417 г. до н.э. до 244 г. н.э., получается 1503 года. 16. Однако в этом году ему было 63 года. 17. Здесь либо имеется в виду то, что с года смерти Будды (834 г. до н.э.) до года смерти Лхатотори (363 г. н.э.) истекло 1200 лет (в этом случае разница в 3 года), либо ошибка: вместо 1200 лет должно быть 120 лет — возраст этого царя в год смерти. 18. Поздний период распространения буддизма в Тибете (phyi dar) начинается на рубеже IX—X вв. благодаря активной деятельности Гонба-Рабсала (832—915 или 892—975 гг.?) и его ученика Лумэя (около 950—1025 гг.). См.: [104, с. 250]. 19. С этого года, т.е. 841 г., когда начались гонения царя Ландармы на буддизм, в тибетской хронологии обнаруживается “потеря” в 60 лет. Эта ошибка тибетских историков в летосчислении исследована Ю.Н. Рерихом во введении к переводу “Дэбтэр-онбо” [85, 1, с. XVII—XVIII]. Для того чтобы получить правильную дату при переводе дат 60-летнего цикла по рабджуну на европейское летосчисление, нужно прибавлять 60 лет [Там же, с. V—XIX]. 20. sNa nam rDo rje dbang. В “Вайдурья-ясэле” (л. 14), согласно С. Дасу [69, с. 765], говорится, что “царство будет передано Нанаму” (chab srid sna nam la lter nges), а в “Дэбтэр-онбо” [85, 1, с. 704] упоминается Нанам-Дорчжэ-Ван как подавитель злых духов (sna nam rdo dbang bdud ‘jom). Дас отмечает, что Нанам — это Самарканд в Бухаре, тогда как Дорчжэ-Ван — буддийский мудрец. Об этом мудреце мало что известно в тибетской литературе. В “Дэбтэр-онбо” только говорится, что во времена правления царя Тисрон-Дэвцзана и его сына появлялись многие сиддхи (чудотворцы) — последователи ваджраяны, которые могли двигаться по небу, проникать в горы и скалы, плавать в воде, показывать свои разные превращения внутри божественной мандалы. Среди них называется и Нанам-Дорчжэ-Дуджом [Там же, с. 104]. Далее там говорится, что этот сиддха относится к духовной линии преемственности, из которой он первым слушал тайные предписания от Падма-Самбхавы и передал их дальше другим. Отсюда вытекает, что Нанам-Дорчжэ-Дуджом жил в конце VIII — начале IX в., был тантристом и известным для своего времени буддийским деятелем в Тибете. 21. Бром (‘brom) — это Бромтон (1004—1065), иначе Бромтонба (‘brom ston pa). 22. klu mes. Согласно “Дэбтэр-онбо” Шоннубала, “в Стране снегов существовали три линии посвящения: первая линия — ачарья Нагарджуна, Бхавья, Шригупта, Джнянагарбха, Шантаракшита, и затем /она была передана/ через Ба-Ратну. Это — линия Лачэн-Гонбо-Рабсала и других великих учителей, которая передавалась в Кхаме. В Уйе и Цзане она передавалась через Лумэй и других” [85, 1, с. 34]. Полное его имя — Лумэй-Шейраб-Цултим, сподвижником его был Сумба-Ешей-Лодой. Эти двое проповедников буддизма после гонений царя Ландармы вернулись из Восточного Тибета в Центральный в 978 г. и начали новую пропаганду буддизма, тогда как в Западном Тибете реставрацией буддизма энергично начал заниматься Ринчэн-Санпо (958—1055). Это было начало “позднего распространения” буддизма в Тибете, истории которого посвящена большая часть “Пагсам-джонсана” Сумба-кханбо. 23. Mo ra ‘gyel. В “Дэбтэр-онбо” говорится, что “затем, в год курицы (1109 г.), Чжэл (sGyel) был построен в Ламо” [85, 1, с. 61]. sGyel, вероятно, и есть Mo ra ‘gyel. 24. Yer ba ba reng. Возможно, что это арама — парк (kun dga’ ra ba), построенный Огом (rNgog): См.: [85, 1, с. 76]. 25. Zhang sna nam pa. Полное его имя — Шан-Нанам-Дорчжэ-Ванчуг (Zhang sna nam rdo rje dbang phyug), который построил дворец Чжал-луглхай (rgyal lug lhas). Этот храм, по-видимому, стал называться или известен как Чжал-лхакхан. См.: [94, 1, с. 76]. При этом следует брать во внимание то, что новые реставраторы буддизма Лумэй и Сумба вместе со своими учениками соорудили в нижней части Буру (dBu ru) в Лхасе четыре больших монастыря, которые стали знаменитыми, среди них храм Чжал-луглхай (Чжал-лхакхан) называется первым [85, 1, с. 76]. Допустим, что Шан — это округ Шан в Северном Цзане, где расположен Таший-лхунбо [69, с. 1065]. 26. Gru mer. 27. Sol nag thang po che. В “Дэбтэр-онбо” Танбочэ называется вихарой, причем Солнаг-танбо как название местности не выделяется ([85, I, с. 76]; см. также: [69, с. 1286]). 28. Сурья (Nyi ma) — 12-й кулика-император Шамбхалы. 29. 721 год остается неопределенным. |
|