Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

V РАБДЖУН /1267-1326 гг./

1267 г. - огня-зайца.

В /монастыре/ Пагду после смерти Тогнгугпы /настоятелем/ стал двенадцатый ньинма /-лама/.

Сакьяский Чагна умер.

1268 г. - земли-дракона.

Сын сакьяского Чагны Дхармабала-Ракшита родился.

1269 г. - земли-змеи.

Пагба снова отправился в страну Монголия.

1270 г. - железа-лошади.

1271 г. - железа-овцы.

Внук Чингэса /Хубилай/-Сэчэн-хан с (года) дерева-мыши (1264 г.) до этого года воздвиг четыре большие крепости, как Бечин 1 и прочие.

Уроженец Бруга Кхараг-Дагба-Чжал умер 2.

1272 г. - воды-обезьяны.

Уроженец Джа-юла Шонну-Монлам, ставший известным Двагпо-Читэрвай-Бонбо, родился 3.

Таглунский Санчжяй-Йарджон умер, после чего настоятелем /монастыря Таглун/ стал Даший-лама. [83]

1273 г. - воды-курицы.

Утверждают, что Гуру-Чойван умер в год железа-лошади (1270 г.), но /это случилось/ в этом году.

1274 г. - дерева-собаки.

На границе между Непалом и Тибетом был основан монастырь Тарбалин.

Сакьяский Ешей-Джуннай умер в Джа-юле.

1275 г. - дерева-свиньи.

Сакьяский Шакья-Санпо 4 стал правителем тринадцати областей.

1276 г. - огня-мыши.

Сакьяский Чжамьян-Дончжан и учитель Соднам-Чжалцана Ван-Лодан родились.

Пагба снова вернулся в свою резиденцию в Тибете.

Санчжяй-Бон-Дагбал основал монастырь Джам-ринбочэ-гон 5.

1277 г. - огня-коровы.

Уроженец Сэчжила Лхасур-Кханба-Ванчуг-Ешей родился.

Последователь секты карчжудпа Дагба-Содбал 6 родился.

Пагба созвал в /местности Чумиг/ духовный собор 7.

Уроженец Ньедо Тамчад-Ченба умер.

1278 г. - земли-тигра.

Уроженец Бригона Дорчжэ-Ринчэн родился.

1279 г. - земли-зайца.

Таглунский Ешей-лама родился.

Гампо-Чойчжи-Чжалцан родился.

В Бригоне умер младший Тиллипа, после чего /настоятелем/ стал Тог-Каба.

Сакьяский Ринчэн-Чжалцан умер.

1280 г. - железа-дракона.

Внук Тулшиг-Дарба-Сэнгэ, последователь секты шиджедпа Ринчэн-Чойчжал родился.

В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхан вступил кханбо Барба.

Сакьяский Пагба-/лама/ умер.

Чунвай-Чуйпа умер.

Последователь секты шиджедпа Санчжяй-Райпа умер. [84]

1281 г. - железа-змеи.

/Монастырь/ Сакья управляется Дхармапалой, на престол /настоятеля монастыря/ Пагду воссел Дагба-Ешей, крепость Джарог-цзон была побеждена.

Ог-Сиджид-Дагба умер.

1282 г. - воды-лошади.

Уроженец Джа-юла Кхамлунба умер.

Красношапочник Даший-Дагба умер.

Уроженец Миньяга Га-лоцзава умер.

1283 г. - воды-овцы.

Сын последнего Ог-Чойчжи-Дорчжэ-Чойчжи-Чжалцан родился.

Перерожденец красношапочника Даший-Дагбы - первый перерожденец-красношапочник Дагба-Сэнгэ - родился.

Ученик Шейраб-Сэнгэ и учитель сына его уроженец Рона Дорчжэ-Чжалцан родился.

В /местность/ Ло-Джа-юл прибыл Санчжяй-Цзантон.

Карма-бакши умер.

1284 г. - дерева-обезьяны.

Уроженец Джа-юла Санчжяй-Гомба, последний Цультим-Шейраб, родился.

Перерожденец / Карма-/ бакши, третий (иерарх) секты кармапа Ранджун-Дорчжэ родился.

Двадцать восьмой /настоятель монастыря/ Бригон Дорчжэ-Чжал родился.

Ог-Чжалбо-Га умер.

1285 г. - дерева-курицы.

Уроженец Сэчжила Лха-Лодой-Од родился.

Жители Бригона сожгли /монастырь/ Джа-юл и убили Санчжяй-Цзантона, вследствие чего в течение пяти лет резиденция /настоятеля Джа-юла/ пустовала (т.е. была не занятой).

В /монастыре/ Бригон умер Тогкхава, после чего /настоятелем его/ стал Цамчадпа.

1286 г. - огня-собаки.

Возможно, что умер Лхабраг-Кхаба.

1287 г. - огня-свиньи.

Ученик последователя секты ньинмапа Сур-Джам-Сэнгэ, учителя Карма-Ранджуна, Йунтон-Дорчжэ-Бал родился. [85]

/Те события/, о которых утверждают, что они имели место в год дерева-обезьяны (1284 г.), в действительности происходили в этом году: /монастырь/ Сэчжил управлялся Лхасур-Кханбой; в /монастыре/ Сакья умер Дхармапала, после чего /настоятелем его/ стал Шадба-Чжамьян; в /монастыре/ Бруг-Ралун умер Ньима-Сэнгэ, после чего /настоятелем его/ стал Сэнгэ-Ринчэн.

1288 г. - земли-мыши.

Таглунский Ратна-Гуру родился.

В /монастыре/ Нартан /настоятелем/ стал Чжотон-Монлам-Цультим.

В /монастыре/ Бригон Цамбачадпа умер, после чего /настоятелем/ стал Чойгоба-Дорчжэ-Ешей.

В Пагду умер Дагба-Ешей.

1289 г. - земли-коровы.

Уроженец Среднего Бруга Сэнгэ-Чжалбо родился.

В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхан вступил Джанчуб-Сэмба.

На престол /настоятеля монастыря/ Пагду воссел “второй жертвователь” (?) Дагба-Ринчэн.

Нартанский Чим-Намдаг умер.

1290 г. - железа-тигра.

Будон Ринчэндуб родился. Последователь секты ньинмапа Лэгдан родился.

Сакьясцы одержали победу над /монастырем/ Бригон, затем вернулись в свой монастырь.

1291 г. - железа-зайца.

Уроженец Джа-юла Цультим-Гомбо родился.

Санчжяй-Джово вступил на престол /настоятеля монастыря/ Ло 8.

Деревянный /монастырь/ Джа-юл был реставрирован на золото, пожалованное /Хубилай-/ Сэчэн-ханом.

1292 г. - воды-дракона.

Преемник традиции шанпа-карчжудпа, уроженец Сэрлина Даший-Бал родился.

Ученик Джонан-Йонлан-Чжамцо Долбу-Шейраб-Чжалцан родился.

Уроженец Бруга Орчжанпа отправился в страну Хор.

Гунчен-Чойку-Одзер умер. [86]

1293 г. - воды-змеи.

Уроженец Пагду Дагба-Чжалва, /обращенный/ в секту ньинмапа на четвертый день новолуния, родился.

Таглунский Уржан-Гонбо-Шейраб-Бал умер.

В /монастыре/ Бригон Чой-Гоба-Дорчжэ-Ринчэн стал (настоятелем).

1294 г. - дерева-лошади.

Кханчэн-Джняна-Праджня родился.

Внук /Хубилай/-Сэчэна Олчжайту 9, года дерева-коровы рождения (1265 г.), вступил на императорский трон Китайско /-Монгольской/ империи.

1295 г. - дерева-овцы.

Чжалсрай-Тогмэд-Санпо-Бал родился.

Последователь секты ньинмапа Йундон-Дабо-Чжамьян-Самдуб-Дорчжэ родился.

1296 г. - огня-обезьяны.

Чим-Карма-Лончэнба родился.

Гамбо-Ньива-Чжосрай умер.

Таглунский Санчжяй-Бон-Дагба-Бал умер.

Монгольский император /Хубилай-/ Сэчэн умер.

1297 г. - огня-курицы.

В /монастыре/ Таглун умер Даший-лама, после чего настоятелем стал Санпал.

1298 г. - земли-собаки.

Последователь секты кармапа-ньинмапа 10 Йундон отправился в страну Хор.

1299 г. - земли-свиньи.

Сын сакьяского Балсана дишри 11 Гунга-Лодой родился.

Ученик красношапочника Дагба-Сэнгэ Йагдэ-панчэн Цзондуй-Дарчжяй родился.

1300 г. - железа-мыши.

Таглунский Ратнакара родился.

1301 г. - железа-коровы.

1302 г. - воды-тигра.

Уроженец Пагду Тай-Ситу-Джанчуб-Чжалцан родился.

1303 г. - воды-зайца.

Ван-лоцзава Лодан-Бонпо-Джанчуб-Цзэмо родился.

Ранджун-Дорчжэ основал /монастырь/ Лхатон. [87]

Возможно, что в Нартане настоятелем стал Ньима-Чжалцан.

Последователь секты шиджедпа Тулшиг-Дарба-Сэнгэ умер.

Последователь секты ньинмапа Мэлон-Дорчжэ умер.

1304 г. - дерева-дракона.

1305 г. - дерева-змеи.

Сын сакьяского Санпала Кхайбцзун-Намлзт-Лодой-Чжалцан родился.

1306 г. - огня-лошади.

Ученик Долбу-Шейраб-Чжалцана, уроженец Нгарийя Джонан-Чоглай-Намчжал родился.

На трон /настоятеля монастыря/ Сакья вступил Санпо-Бал.

1307 г. - огня-овцы.

В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхан вступил Гунпан-Лхариба.

Монгольский император Олчойту 12 умер.

1308 г. - земли-обезьяны.

Ученик последователя секты ньинмапа Кумари Лонченпа родился.

Внук монгольского императора /Хубилай-/Сэчэна Кхулуг 13, года железа-змеи рождения (1281 г.), вступил на императорский трон.

1309 г. - железа-курицы.

Настоятелем /монастыря/ Таглун стал Ратна-Гуру.

Кхайдуб-Шантон-Цультим-Гонбо умер.

Утверждают, что сиддхи Орчжанпа-Сэнгэ 14 умер в год железа-курицы, однако хорошо известно, что /случилось это/ в этом году.

1310 г. - железа-собаки.

Сын сакьяского Санпал дишри Гунга-Чжалцан и Чжамьян-Дон /дуб?/ -Чжалцан родились.

Ученик Цурпубы, уроженец Шан Абарава Чжалцан-Балсан родился.

Двенадцатый настоятель Пагду 15 Сарма-Дагба-Шейраб родился.

Преемник традиции шанпа-карчжудпа Джагчэн-Джамбал родился.

В /монастыре/ Пагду умер “второй жертвоприноситель” 16, после чего /настоятелем/ стал последователь секты ньинмапа Цэйбши 17. [88]

В Нартане /настоятелем/ стал Дагба-Цзондуй.

Таглунский Балсан умер.

1311 г. - железа-свиньи.

Ученик Сурпубы, уроженец Ри Шонну-Чжалцан родился.

Возможно, что /монастырь/ Сэчжилбу Лхакханбой был передан Лха-Лодой-Оду.

Ог-Чойчжи-Дорчжэ последний умер.

Монгольский император Кхулуг умер.

1312 г. - воды-мыши.

Сын сакьяского Санпала лама Дамба-Соднам-Чжалцан родился.

Уроженец Джа-юла Санчжяй-Джово умер, а /настоятелем монастыря Джа-юла/ стал Санчжяй-Ньонба.

В стране Монголия младший брат императора Кхулуга Бойанту 18, года дерева-курицы рождения (1285 г.), вступил на императорский трон.

Таглунский Ешей-лама умер в Индии.

1313 г. - воды-коровы.

В /монастыре/ Бруг-Ралун умер Санчжяй-Ринчэн, после чего /настоятелем/ стал Сэнгэ-Чжалбо.

Джонан-Гунпан умер, после чего в Джомонане стал /настоятелем/ Чжал-Ешей в 57 лет 19.

Утверждают, что ньинмапаский перерожденец Цультим-Дорчжэ прочитал /сочинение?) “Лун-прамо-ньинтиг” 20.

1314 г. - дерева-тигра.

Кханчэн-Джамбал-Ешей умер.

Уроженец Среднего Бруга Чжамьян-Гунга-Сэнгэ умер.

1315 г. - дерева-зайца.

В Бригоне умер Дорчжэ-Ринчэн, после чего /настоятелем/ стал Дорчжэ-Чжалбо, который воздвиг большой храм.

Уроженец Рона Шейраб-Сэнгэ умер.

1316 г. - огня-дракона.

Утверждают, что Гампоба спрятал в озере /упадешу/ “Сэмтидман-аг” 21, которую вытащил (впоследствии) перерожденец Чжебо-Ешей-Дорчжэ Дунцо-Райпа.

Уроженец Ньедо Гунга-Санпо умер.

1317 г. - огня-змеи.

Уроженец Шана Гончог-Бал умер. [89]

1318 г. - земли-лошади.

Ранджунба составил “Полное собрание сочинений по астрологии” 22.

Утверждают, что Цультим-Дорчжэ преподнес Лэгдану (сочинение?) “Ньинтиг” 23.

1319 г. - земли-овцы.

Гампо-Санчжяй-Чойчжи-Сэнгэ родился.

Ученик уроженца Шана Санчжяй-Тонбы Кхайдуб-Шоннудуб умер.

Ог-Ринчэн-Санпо умер.

1320 г. - железа-обезьяны.

Таглунский Орчжан-Гонбо воздвиг храм с предметами культа.

На должность /настоятеля монастыря/ Джонан 24 вступил Йондан-Чжамцо.

Император Бойанту умер.

1321 г. - железа-курицы.

Сын монгольского императора Бойанту Гэгэн-хан 25, года воды-зайца рождения (1303 г.), вступил на императорский трон.

1322 г. - воды-собаки.

В Джа-юле родился Шонну-Ешей, или Лодой-Намдаг.

Возможно, что в Нартане жил Шар-Дагба.

Драгоценное сочинение Будона “История буддизма” 26 было составлено.

Сакьяский Санпал умер, после чего резиденция /настоятеля монастыря Сакья/ три года была не занятой.

1323 г. - воды-свиньи.

В стране Монголия умер монгольский император Гэгэн-хан.

1324 г. - дерева-мыши.

Сын монгольского императора /Хубилай-/Сэчэна - принц от матери-китаянки Букамала Есун-Тэмур 27, года воды-змеи рождения (1293 г.), вступил на императорский трон.

1325 г. - дерева-коровы.

В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхан вступил Джняна-Ваджра. [90]

На престол /настоятеля монастыря/ Сакья вступил Кхайбцзун-Нам-Лэгба.

Уроженец Рона Дорчжэ-Чжалцан умер.

Уроженец Джа-юла Санчжяй-Тонба умер.

В /монастыре/ Бруг-Ралун 28 умер Сэнгэ-Чжал, после чего /настоятелем/ стал Гунга-Сэнгэ.

1326 г. - огня-свиньи.

Учитель Чжэ 29, уроженец Лхобрага Намкха-Чжалцан родился.

В /монастырь/ Джа-юл прибыл Санчжяй-Гомбо последний.

На должность /настоятеля монастыря/ Джонан вступил Долбу-Шейраб-Чжалцан.

Будон сказал, что со (времени) проповеди Буддой “Калачакра-мула-тантры” прошло две тысячи двести лет 30.


Комментарии

1. Be cin — Пекин. Здесь речь идет не об основании города Пекина, а о сооружении крепости или дворца в нем.

2. brug pa — уроженец Бруга, т.е. Бутана, это может означать и “последователь секты бругпа”, одного из пяти направлений большой секты карчжудпа [69, с. 932].

3. Вуа yul ba Gzhon nu smon lam dwags po sbyi sher ba’i dbon por grags. В этом предложении слово “dpon po” означает “лама из определенной секты, одетый в красное, бритый и женатый” и “лама, искусный в астрологии и совершающий похоронные обряды” [69, с. 913].

4. Sa skya sha kya bzang po khri skor bcu gsum gyis dpon byas. В 1265 г. Пагба-лама вернулся из Пекина, где он жил при дворе Хубилай-хана с 1268 г. и составил проект монгольского государственного письма (так называемого квадратного письма на основе тибетского), прибыл в Тибет в качестве главы всех тринадцати областей Центрального Тибета и Кхама, “но власть его была ограничена назначением особого чиновника, который ведал гражданскими и военными делами, состоял при иерархии с титулом “великого правителя” (dpon chen)...” [44, с. 340—341]. Первым из таких “великих правителей” был сакьяский Шакья-Санпо.

5. sTag lung sangs rgyas dpon grags dpal gyis bams rin po che’i dgon btab. Здесь вместо bams должно быть byams.

6. bka’ rgyud pa grags pa bSad dpal khungs. Здесь вместо ошибочного bSad dpal должно быть bSod dpal.

7. Phags pas chu mig chos ‘khor mdzad. Об этом духовном соборе сакьяских монахов, созванном Пагба-ламой в 1277 г. у родника (?), нам неизвестно.

8. Sangs jo bo lo’i khya phebs. Здесь “lo”, вероятно, есть название местности Ломо (Lo mo), где монастырь назывался Ло, причем Санчжяй-Джово (1232—1312) был из местности Ло [85, 1, с. 94]. Его краткую биографию см.: [Там же, с. 302—303].

9. Se chen gyis tsha bo Aol ca’i thu shing glang lo ba rgya sog gi rgyal sar ‘khong. Хубилай-хан умер в 1294 г., а его внук Улдзэйту занимал престол Юаньского императора в 1295—1365 гг. Его храмовое (посмертное) имя — Чэнцзун.

10. kar rnying pa gyung ston hor gyi yul byon. Под годом воды-овцы V рабчжуна (1283 г.) автор отмечает, что цзанский учитель Санчжяй (Sangs rgyas gtsan ston) пожаловал в Ло-джа-юл do bya yul). Возможно, что Ломо и Джа-юл — одна и та же местность, причем цзанский учитель Санчжяй, по-видимому, не есть Санчжяй-Джово (1232—1312), который, по “Дэбтэр-онбо”, имел друга по имени Ванчуг-Шонну (dbang phyug dzhon nu) [85, 1, с. 302]. Санчжяй-Цзантон был убит в 1285 г. в монастыре Джа-юл бригонцами, о чем говорит Сумба-кханбо. Это предложение будет непонятно без учета записи Сумба-кханбо под годом огня-свиньи (1287 г.): karma rang byung gi bla ma rnyin ma Zur byams sengre’i slob bu gyung ston rdor dpal /родился/. Из этой записи видно, что Йундон-Дорчжэ-бал был учеником ньинмапаского Сур-Джам-Сэнгэ, который, в свою очередь, был учителем кармапасца Ранджун /-Дорчжэ/. Если Йундон есть Йундон-Дорчжэ-Бал, то сочетание кармапа-ньинмапа в какой-то степени понятно. С другой стороны, известно, что двор монгольских ханов посещали известные кармапаские иерархи, такие как Карма-бакши (1204—1283) при Мункхэ-хане, Ранджун-Дорчжэ (1284—1339) при Тогон-Тэмуре и Ролбий-Дорчжэ (1339—1383). См.: [44, с. 345].

11. Sa skya dpal bzang sras ti’i shri kun blo. По “Дэбтэр-онбо”, сакьяский Балсан назывался Санпо-Бал (bzang po dral, 1262—1322), занимал трон настоятеля Сакья 19 лет, имел 12 сыновей, вторым из которых и был Дишри (кит. ди-ши) Гунга-Лодой (1299—1327). См.: [85, 1, с. 213-308].

12. Монгольский император Улдзэйту. См. примеч. 9.

13. Монгольский император Хайсан-Кулуг (1308—1311), его посмертное имя — Уцзун. См.: [85, 1, с. 582—583; 2, с. 479].

14. Ао rgyan seng ge.

15. phag rdu bcu’i (bcu gnyis) gsar ma grags shes. Сарма /новый/ Дагба-Шейраб, по-видимому, был братом Гунга-Дорчжэ (kun dga’ rdo rje), автора “Дэбтэр-марбо” [85, 1, с. VI—VII].

16. gnyis mchod pa. “Второй жертвователь” идентифицирован Ю.Н. Рерихом как Дагба-Ринчэн, который жил в 1250—1310 гг.

17. tshe bzhi rnyin ma. Ньинмапаский Цэйбши (1293—1360), по “Дэбтэр-онбо”, стал настоятелем Данса-Тэла (gdan sa thel) в 18 лет [85, 1, с. 583—584]. По утверждению Ю.Н. Рериха, он имел еще имя Дагба-Чжалцан [Там же, 2, с. 1226].

18. Юаньский император Буянту (1312—1320), его посмертное имя — Жэньцзун.

19. jo nang kun spang das nas jo mo nang du rgyal ye nga bdun pa bsdad.

20. Lung phra mo snying thig.

21. sems khrid man ngag.

22. rtsis kun bsdus.

23. snyin thig.

24. Монастырь Джонан был основан Чоглай-Намчжалом (1306—1386) в местности Джомонан, находящейся к северо-западу от Таший-лхунбо [104, с. 259, 321 и далее; 69, с. 450].

25. Монгольский Гэгэн-хан (1321 —1324) — юаньский император Юнцзун.

26. “История буддизма” Будона (1290—1364) имеет полное название: bde bar gshegs pa’i bstan pa’i gsal byed chos kyi byung gnas gsung rab rin po che’i mdzad, 244 ff.

27. Монгольский хан Исун-Темур (1324—1328) — юаньский император Тайдин.

28. ‘brag ra lung. Браг-Ралун, по-видимому, есть монастырь Ралун в одноименной деревне к востоку от Чжянцзе в Цзане, основанный Догон-Цзанпа-Чжарайем [69, с. 1161].

29. Имеется в виду Чжэ-Цзонкхапа (1357—1419).

30. В данном исчислении Будона даты проповеди Буддой “Калачакра-мула-тантры” “базовой датой” берется год воды-лошади (878 г. до н.э.), поэтому с этого года до года огня-свиньи V рабджуна (1326 г.) действительно истекло 2204 года (878 + 1326 = 2204).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.