|
IV РАБДЖУН /1207-1266 гг./ 1207 г. - огня-зайца. Ученик Пагду Звара-Ешей-Сэнгэ умер. 1208 г. - земли-дракона. Резиденцию настоятеля монастыря Пагду с этого года в течение 27 лет занимал Чаннга-Дагджун. Сакья-пандита принял обеты монаха у великого кашмирского пандиты /Шакьяшри/. 1209 г. - земли-змеи. 1210 г. - железа-лошади. Таглун-Танва скончался, а настоятелем /монастыря Таглун/ стал Бон-Карва. Чжама-Санчжяй-Бонтон умер. 1211 г. - железа-овцы. Младший брат Бригонвы Тиллипа-Дорчжэ-Дагба умер. Уроженец Цзана Чжарай умер, в монастырь Бруг-Ралун воссел /на трон настоятеля/ Бонпо-Дарба-Сэнгэ. Малкабачан умер. [75] 1212 г. - воды-обезьяны. Утверждают, что последователь секты ньинмапа “открыватель кладов” Гуру-Чойван родился в год железа-тигра (1230 г.), но возможно, что он родился в этом году. Топу-лоцзава воздвиг гигантскую статую Майтреи (высотою) в восемьдесят локтей и сам совершил ее освящение. 1213 г. - воды-курицы. Старший сын последователя секты бругпа Гон-Цанбы Чжалва родился. Йан-Гонба-Чжалцан-Бал родился. Великий кашмирский пандита /Шакьяшри/ снова прибыл в Кашмир. Лантан основал /монастырь/ Чойдэ. Оджова-Шонну-Йондан умер. Последователь секты ньинмапа Ньибум умер. 1214 г. - дерева-собаки. Ученик Джамсапа, который /в свою очередь/ был учеником последователя Калачакры Сэмочэ, Чойку-Одзер родился. 1215 г. - дерева-свиньи. Монгольский царь Хубилай-Сэчэн 1 родился. 1216 г. - огня-мыши. Утверждают, что ученик Карма-бакши красношапочник Цультим-Бал родился. Старший сын Мар-Сэнгэ уроженец Ньемдо Тамчад-Ченба родился. Чаг-Дагом умер, после чего в /монастыре/ Тэу трон настоятеля занимали Чаг-Чойчжэ-Бал и другие. В Сакья умер Дагба-Чжалцан, вследствие чего настоятелем монастыря Сакья, по-видимому, стал Зан-Чойдаг. 1217 г. - огня-коровы. Чобпа-Джигдэн-Сум-Гонба умер, после чего настоятелем монастыря Бригун стал Дорчжэ-Цультим. Топу-Гундан-Райпа умер. Йан-Бэнпа умер. Чжалва-Тэннайпа умер. 1218 г. - земли-тигра. Двенадцатый младший брат 2 Ринчен-Дорчжэ родился. Гэбшэй Чанриба умер. [76] Гампо-Дулцзинпа умер. 1219 г. - земли-зайца. В резиденцию (настоятеля храма) Чжал-лхакхан вступил Лантон-Шейраб-Сэнгэ. Ог-Дорчжэ-Сэнгэ умер. 1220 г. - железа-дракона. 1221 г. - железа-змеи. Дорчжэ-Цультим из /монастыря/ Бригон умер. 1222 г. - воды-лошади. В монастыре Бригон трон настоятеля занял Бон-Шейраб-Джуннай. В страну Хор впервые в действительности была введена буддийская религия 3. 1223 г. - воды-овцы. Бригон-Чойгова-Дорчжэ-Ешей родился. Ученик Рог-Чэдсума Тулшиг-Дарма-Сэнгэ родился. 1224 г. - дерева-обезьяны. В монастыре Таглун Бонкар начал строительство большого жертвенного храма. Ньой-Лхананва умер. 1225 г. - дерева-курицы. Ученик Ринчэн-Бала из Удияны и уроженец Нерана Дэлэг-Чжалцан родился. В резиденцию (настоятеля храма) Чжал-лхакхан вступил Шантон-Цэмба. Два ученика великого кашмирского пандиты /Шакьяшри/ Джан и Дорчжэ основали (монастыри) Гэдунган и Ньецагмиг. Шакья-Сэнгэ основал /монастырь/ Джан-Дамрин. Великий кашмирский пандита /Шакьяшри/ умер в Кашмире. 1226 г. - огня-собаки. 1227 г. - огня-свиньи. Уроженец Бригона Тогкхава Ринчэн-Сэнгэ родился. Четырнадцатый кулика-император Чандрапрабха воссел на трон /Шамбхалы/. Чингэс-хан захватил тибетский Миньяг, после чего умер. 1228 г. - земли-мыши. Согласно собственно монгольским старинным и новым письменным источникам, в этом году сын Чингэса [77] Оготай 5, года огня-овцы (1187 г.) рождения, воссел на китайско-монгольский императорский трон. 1229 г. - земли-коровы. Гамбо-Ньива-Джосрай родился. Санчжяй-Гомба умер, после чего уроженец Цзана Джосрай с (этого?) года занял (трон настоятеля монастыря?) Джа-юла. 1230 г. - железа-тигра. Ученик уроженца Верхнего (?) Бруга Гон-Цанбы Ринчэн-Сэнгэ-Бал из Удияны родился. Последователь секты ньинмапа Татон-Джово-Ешей умер. 1231 г. - железа-зайца. Уроженец Таглуна Даший-лама родился. Последователь школы ньинмапа Джово-Бэр умер. 1232 г. - воды-дракона. Уроженец Кхамлуна в Джа-юле Ринчэн-Сэнгэ родился. Уроженец Джа-юла Санчжяй-Джово-Ванчуг-Шонну родился. В Нартане умер Домочэ, после чего (трон настоятеля Нартана) занял Шантон-Чойчжи-лама. Уроженец Лхалуна Ванчуг умер. 1233 г. - воды-змеи. /Трон настоятеля монастыря/ Чадкха занял уроженец Сэчжила Лхадо-Гонбо-Ван-Од. Уроженец Йамсана Чой-Монлам умер, а с этого /года трон настоятеля монастыря/ Йамсан последовательно занимали Ньегнай-Джосрай и другие. Рог-Шейраб-лама родился. Оготай умер, после чего Гоюг 6, года дерева-коровы рождения (1205 г.), занимал императорский трон шесть месяцев и умер. Утверждают, что Гуру-Чойван вынул из скалы Намкай клад /спрятанных книг/. 1234 г. - дерева-лошади. Преемник школы шанпа-карчжудпа Шантон-Цультим-Гонбо родился. В /монастыре/ Бригон умер Шейраб-Джуннай, вследствие чего (туда) прибыл Чаннга-Дагба-Джуннай из Пагду. [78] Хорский Годан 7, года огня-тигра рождения (1206 г.), воссел на императорский трон. Ог-Гунга-Дорчжэ и Тогдан-Санмо умерли. 1235 г. - дерева-овцы. Сын Сакья-Занцы Пагба родился. Сын Ог-Чжал-Га Сэнгэ-Да родился. На трон /настоятеля монастыря/ Пагду воссел Чжалва-Ринбочэ-Дагба-Цзондуй-Тогдугба. 1236 г. - огня-обезьяны. Таглунский Бонкар-Куйал скончался, после чего настоятелем (монастыря Таглун) стал Санчжяй-Йарджонба. Гампо-Ньигом-чэнпо умер. 1237 г. - огня-курицы. В /монастыре/ Бруг-Ралун умер ученик уроженца Цзана Чжарайя Дарва-Сэнгэ, после чего (настоятелем Бруг-Ралуна) стал Шонсан. 1238 г. - земли-собаки. Сыновья сакьяского Занцы Ринчэн-Чжалцан и Ешей-Джуннай родились. Резиденция /настоятеля храма/ Чжал-лхакхана с этого года до года воды-мыши (1251 г.) 14 (лет) была не занятой (вакантной). 1239 г. - земли-свиньи. Младший брат сакьяского Пагбы Чагна-Дорчжэ родился. (Один?) год /монастырь/ Джа-юла “охранял” Зем-Ринбочэ. Последователи сект сакья, бригон, кармапа и пагду узрели лик соответствующего хорского царя, вследствие чего они стали отдельными 8. Сакьяский Занца-Соднам-Чжалцан умер. 1240 г. - железа-мыши. Уроженец Пагду Дагба-Ешей родился. В Бригоне родился Цамчадпа-Дагба-Соднам. Войска монгольского /князя/ Чичжа-Дорты вторглись в Центральный Тибет, убили пятьсот сакьяских монахов, как Сэтон и прочие, сожгли /храмы/ Радэн и Чжал-лхакхан. 1241 г. - железа-коровы. В Нартане умер Чойчжи-лама, (а настоятелем этого монастыря) стал Санчжяй-Гомба. [79] Бон-Шейраб-Джуннай умер. 1242 г. - воды-тигра. 1243 г. - воды-зайца. Младший брат Ог-Сэнгэ-Да Ринчэн-Санбо родился. Ученик Сэнгэ-Чжалвы, который /в свою очередь/ был учеником последователя секты ньинмапа Джово-Бэра, Мэлон-Дорчжэ родился. Ученик Чойку-Одзера уроженец Джонана Гунпан-Тугчжэ-Цзондуй родился. 1244 г. - дерева дракона. Племянник сакьяского пандиты /Гунга-Чжалцана/ Пагба и Чагна вдвоем отправились в страну Монголия. Рог-Шейраб-Одзер умер. Таглунский Бом-Гонба умер. 1245 г. - дерева-змеи. Рог-Шигпо-Ринчэн-Шейраб умер. 1246 г. - огня-лошади. Младший брат Ог-Ринчэн-Санбо Чойчжи-Дорчжэ умер. Сакьяский пандита прибыл в Лань 9. 1247 г. - огня-овцы. Сакьяский пандита и хорский царь Годан устроили встречу. Ньемдо-Мар-Сэнгэ умер. 1248 г. - земли-обезьяны. Хотя Сакья-пандите и обеспечили устойчивое положение, но вследствие показа (только) знака свершения верили (в прочность его положения) 10. 1249 г. - земли-курицы. Годан-хан послал в Тибет прокламацию о преподношении /провинций/ Уй и Цзан Сакья-/пандите/. Ученик Дуйчэна Чжаба-Ганба умер. Бом-Брагпа умер. 1250 г. - железа-собаки. Уроженец Пагду Ньийчодпа-Дагба-Ринчэн родился. Уроженец Сэчжила Лхабраг-Кхава-Ешей-лама родился. Шон-Гонбал родился. В резиденции /настоятеля монастыря/ Нижний Бруг скончался лоцзава Ра, после чего Бон-Царипа занимал (трон настоятеля монастыря Бруг). [80] Уроженец Нартана Санчжяй-Гомбо умер. 1251 г. - железа-свиньи. Уроженец Таглуна Санчжяй-Бон-Даг-Бал родился. Сын уроженца Рона Гва-лоцзавы Шейраб-Сэнгэ родился. Уроженец Среднего Бруга Ньима-Сэнгэ родился. В Нартане /настоятелем монастыря/ стал Чим-Намдаг, а Сакья-пандита умер в (монастыре) Брулдэ 11 в стране Хор. Царь Годан умер. 1252 г. - воды-мыши. Монгольский Мункхэ 12, года огня-зайца рождения (1207 г.), занял императорский трон. Монгольское войско победило тибетского /военачальника/ Монкхар-Гонбо лично. 1253 г. - воды-коровы. В резиденцию настоятеля храма Чжал-лхакхан пожаловал /монах-/ стхавира. Сакьяский Пагба/-лама/ и принц Хубилай вступили (в отношения) учителя и милостынедателя 13. Сакьяская (иерархия) стала владетелем тринадцати областей Тибета 14. 1254 г. - дерева-тигра. Монгольский хан отправил войска в (область) Гара-Джан-юл, а в следующем году вернул их обратно. 1255 г. - дерева-зайца. Ученик Джонан-Гунпана, уроженец Мунмэ-брагкхава Данба-Сэнгэ родился. Сакьяский Пагба был посвящен в монахи. Соднам-Тоб основал /монастырь/ Чойлун-Цогбай-чойдэ. Карма-бакши 15 прибыл в страну Монголию. На престол /настоятеля монастыря/ Бригон после смерти Чаннга-Дагба-Джуннайя вступил его младший брат Тиллипа. 1256 г. - огня-дракона. / Карма/-бакши стал учителем монгольского хана /Мункхэ/. Уроженец Джа-юла Зэм-Дагба-Сэнгэ скончался, в год курицы (1261 г.) вступил /на трон настоятеля монастыря Джа-юла/ Кхамлунва. [81] Утверждают, что Гуру-Чойван вынул из клада шесть книг. 1257 г. - огня-змеи. Таглунский бонпосец Санчжяй-Балсан родился. В резиденцию /настоятеля храма/ Чжал-лхакхана вступил Лантон-Сэнгэбум. Порог-Додэ умер. 1258 г. - земли-лошади. Уроженец Среднего Бруга Бой-Чжан-Сэнгэ-Ринчэн родился. Перерожденец Гонцанбы, уроженец Ньедо Гунга-Санбо родился. Сын Тамчад-Ченбы Чжалва-Йан-Гонба умер. Уроженец Верхнего Бруга Годцан-Гомбо-Дорчжэ умер. 1259 г. - земли-овцы. Дэлэг-Чжалцанба основал монастырь Сансан-Неран. Лхадо-Гонбо-Ванчуг умер. Монгольский хан Мункхэ скончался. 1260 г. - железа-обезьяны. Ученик Джонан-Гунпана Йондан-Чжамцо родился. /Монастырь/ Чадкха охранялся Сэчжил-Лхобраг Кхабою. Монгольский Хубилай-Сэчэн вступил на императорский трон, а сакьяский Пагба был возведен в ранг учителя императора 16. Ринчэн из кармапаского монастыря Карма-Самлинг умер. 1261 г. - железа-курицы. Преемник школы шанпа-карчжудпа уроженец Джага Чжалцан-Бум родился. Карма-бакши в (течение) трех лет - годы огня-змеи (1257 г.), железа-обезьяны (1260 г.) и в году этом - в стране Монголия демонстрировал чудеса сиддхи. Уроженец Гобрага Соднам-Чжалцан умер. 1262 г. - воды-собаки. Сын сакьяского Ешей-Джуннайя Дагчэн-Санпо-Бал родился. Таглунский лоцзава Шакья-Санпо родился. 1263 г. - воды-свиньи. Ученик Чаннга-Риндана Сурпуба родился. [82] Бакши Нье-Найдан-Гомбо воздвиг большой храм Цурпу-лхакхан. 1264 г. - дерева-мыши. Уроженец Джа-юла Сантон-Цультим-Сэнгэ родился. Чаг-Чойчжэ-Бал умер. 1265 г. - дерева-коровы. Сакьяский Пагба из страны Монголия вернулся в Тибет. 1266 г. - огня-тигра. Сын последователя секты ньинмапа Мэлон-Дорчжэ Кумара родился. С этого года на престоле (настоятеля монастыря) Санпу последовательно сидели Шака-Шонну двадцать семь лет, Чжама-Даший-Чжалцан - восемь, Чоглай-Намчжал - тоже восемь и т.д. В Бруг-Ралуне умер Шонну-Сэнгэ, после чего (настоятелем монастыря Бруг-Ралун) стал Ньисан. Комментарии1 . hor hu ba li se chen. Монгольский Хубилай-Сэчэн-хан (1215—1294), который в 1260 г. провозгласил себя ханом всей Монголии, является и основателем юаньской династии в Китае (1280—1368).2. gcun bcu gnyis pa rin chen rdo rje. He установлено, является ли 12-й сын (чей?) Ринчэн-Дорчжэ индийским брахманом Ратнаваджрой, относящимся к линии Пацаб-лоцзавы. Ср.: [85, 1, с. 344]. 3. Hor yul du rgyal bstan gyi dbu dngos brnyed. Это положение о том, что в 1233 г., за четыре года до смерти Чингис-хана, буддизм был введен в Монголии, вызывает сомнение, но вместе с тем является предметом специального исследования. 4. Ching ges kyis sar tha gwa chen blangs. Здесь “сартагачен” — название племени сартагчин [39, с. 229, 234, 369]. 5. Ао ga tai. Угэдэй-хан (1187—1241), сын Чингис-хана и его престолонаследник, был только общемонгольским ханом, а признание его Сумба-кханбо китайско-монгольским императором искажает историческую действительность. Причем Угэдэй был провозглашен великим ханом в 1229 г., а не в 1227 г. [48, 1, с. 471]. 6. Ао ga tai gshegs nas go yug shing glang lo ba rgyal sar zla drug ‘khong nas ‘das. Угэдэй-хан умер не в 1233 г., а в 1241 г., Гуюк провозглашен ханом в 1246 г. и умер в 1248 г. [48, 1, с. 471—472]. 7. hor Go tan me stag lo ba rgyal sar ‘khong. О тибетской политике Годан-хана в Ланьчжоу см.: [44, с. 338—340]. 8. sa ‘bri kar phag gis hor rgyal so so’i ngo bltas sil bur gyur. Автор, на наш взгляд, в данном лаконичном и трудном для расшифровки предложении подчеркивает мысль о том, что феодально-теократические уделы Тибета в XIII в. окрепли политически благодаря поддержке того или иного монгольского хана. 9. Sa pandi ta lang jur phebs. Имеется в виду сакьяский пандита Гунга-Чжалцан (1182—1251), который прибыл в город Ланьчжоу в 1246 г. для встречи с монгольским ханом Годаном. См.: [44, с. 338—339]. 10. Sa pan nyam sad (должно быть nyams sad) byas kyang grub rtags bstan pas dad. В данном случае речь идет о покровительстве монгольского хана Сакья-пандите в обмен на признание им вассалитета [44, с. 339], что вызвало недовольство среди населения Тибета. 11. Nar thang du mchim nam grags bzhugs sa pan hor yul sprul sder. В окрестностях Ланьчжоу монголы построили для Сакья-пандиты дворец (bla brang) и монастырь Прулдэ (sprul ba’i sde), где он и умер в 1251 г. [44, с. 339]. 12. Hor mung khe me yos lo ba rgyal sar ‘khong. Согласно монгольским источникам, Мункэ стал ханом годом раньше, т.е. в 1251 г. Даты его жизни — 1207—1258 гг. См.: [48, 1, с. 472]. 13. Sa skya ‘phags pa dang rgyal bu hu ba li gnyis pa mchod yon du gyur. Сакьяский Пагба-лама (1235—1280) был приглашен в ставку Хубилая в 1259 г. и сделан ханским духовником, когда Хубилай еще не был великим ханом (он был провозглашен им в 1260 г.). См.: [44, с. 340]. 14. Sa skya pas bod khri skor bcu gsum po mnga’ mdzad. Речь идет о том, что тринадцать округов Тибета формально были поставлены под контроль Пагба-ламы Лодой-Чжалцана (1235—1280), хотя он такой властью в стране не обладал. См.: [104, с. 251]. 15. Карма-бакши (1204—1283), второй учитель секты кармапа, в 1255 г. прибыл в Монголию и посетил ставку Хубилай-хана. 16. Hor hu ba li se chen rgyal sar khong de sa skya phags pa bla mar bskur. В 1260 г. в Кайпине Хубилай-хан добился провозглашения себя великим ханом Монголии [48, 1, с. 472], а Пагба-лама был назначен его учителем, как замечает Сумба-кханбо. На самом деле речь идет о том, что Пагба-лама был назначен государственным наставником, или го-ши [44, с. 340]. |
|