|
II РАБДЖУН /1087-1146 гг./ 1087 г. - огня-зайца. 1088 г. - земли-дракона. Шараба почитал (помолился) Потопу. 1089 г. - земли-змеи. Мралоцзава Чой-Бар умер от отравления ядом. 1090 г. - железа-лошади. Ученик Джа-юлбы Чжэр-Гомчэнпо-Шондага родился. Сын Ог-Чой-Дорчжэ Ог-Додэ родился. Гэбшэй Цулпаг-Нганлампа родился. Последователь тантриста Чжалба-Дэннэя Рог-Шейраб-лама родился. Даба-Оншейжан скончался, после чего Дватан-Чойчжи-Чжаб-Донтэнба занял его место. 1091 г. - железа-овцы. Уроженец Джа/-юла/ винаянист Цзондуй-Бар родился. 1092 г. - воды-обезьяны. Ученик сакьяского Гончог-Чжалбо Сачэн-Гунга-Ньинбо родился. Утверждают, что Падамба /-Санчжяй/ 1 в промежутках (время от времени) посещал Тибет. Ог-лоцзава возвратился в Тибет. 1093 г. - воды-курицы. Лан-Ританва основал монастырь Лантан. Мидла “перешел предел созерцания” 2 и проследовал в Дэсэ и другие /области/. 1094 г. - дерева-собаки. Ученик Джансэм-Даба-Чжалцанбы шанский сиддхи Ньин-Пугба-Чойдаг, возможно, родился. [60] Последователь секты ньинма уроженец Китая (?) родился. Рай-Чунба встретился с Мидла. 1095 г. - дерева-свиньи. Относительно года основания монастыря Логон имеются три разные (даты), но Чаннга-Цулбар сам пробыл в Ньугруме три года, потому он был основан в год воды-курицы (1093 г.) или в этом году. 1096 г. - огня-мыши. Ученик Тиллипы Кхолва-Гайи-Чжэба и ученик Гамбо красношапочник по имени Цультим-Бал родились. 1097 г. - огня-коровы. Последователь секты ньинма Шантон-Даший-Дорчжэ родился. Марпа-Чой-Лодой скончался. 1098 г. - земли-тигра. 1099 г. - земли-зайца. 1100 г. - железа-дракона. Ученик Джа-юлбы Томшэр-Ринчэн-Сэнгэ, или же Одзэр-Сэнгэ, родился. Старший сын Гампо, Двагпо-Чой-Юн, родился. 1101 г. - железа-змеи. Ученик Шарабы уроженец Джачад-кхапы Ешей-Дорчжэ родился. Падампа /-Санчжяй/, возможно, прибыл в Китай. 1102 г. - воды-лошади. Кхонтон-Гончог-Чжалбо скончался, после чего на престол настоятеля монастыря Сакья вступил Бари-лоцзава. Лан-Цулджан скончался, после чего в резиденцию настоятеля храма Чжал /-лхакхан/ вступил Бринтон. Ог-Чойчжи-Дорчжэ умер. 1103 г. - воды-овцы. Ученик Шарабы Табкаба-Дарма-Дагба родился. Чунцан-Тод-Марба родился. Ученик Гампо Долгом родился. Тодлунпа основал монастырь Цзандо-гон. Чаннгапа-Цультим-Бар умер в Ньугруме. 1104 г. - дерева-обезьяны. Гампоба был посвящен в монахи. [61] 1105 г. - дерева-курицы. Потопа-Ринчэн-Сал умер. 1106 г. - огня-собаки. Ученик Шарабы Тумдон-Лодой-Дагба родился. Пучунва умер в монастыре Пото-гон. 1107 г. - огня-свиньи. Тэнва-лоцзава, пригласивший в Тибет кашмирца Алангадэву, родился. 1108 г. - земли-мыши. 1109 г. - земли-коровы. Уроженец Чапы Чойчжи-Сэнгэ родился. Ог-лоцзава скончался, после чего на престоле настоятеля монастыря Санпу последовательно сидели (следующие) : Шанский Цэсрон-Чойчжи-лама - тридцать два года; Ньялский Барилуба - два года; Набар - восемь лет; Чапа /Чойчжи-Сэнгэ/ - восемнадцать лет; Цагбан-Сэнгэ - пять лет; Цзанский Чжамьян-Сэнгэ - десять лет; Ньялский Дарба-Самбо - семь лет; Джам-Цзанэ - семь лет; Садпа-Дарон и Дондуб - десять лет; Джонам - пятнадцать лет; Го - один год; Онгон - тридцать пять лет; Они до года огня-тигра (1266 г.) занимали /трон настоятеля монастыря Санпу/ 159 лет. Ньуг-Румпа-чэнпо умер. 1110 г. - железа-тигра. Пагмодупа-Дорчжэ-Чжалбо родился. Соднам-Дагба утверждает, что кармапасец Дуйсум-Чэнба родился в год воды-змеи (1113 г.), но он, возможно, родился в этом году. Гампо поклонялся (молился) Мидле. 1111 г. - железа-зайца. На трон настоятеля монастыря Сакья вступил Гунга-Ньинбо. Ньялский Чойбар основал монастырь Гвагор-гон. 1112 г. - воды-дракона. В Чубаре появились перед Мидла “полчища (войска) чертей”. [62] Гампо в Олкхе совершал созерцание. Ньялский Чойбар умер. 1113 г. - воды-змеи. Утверждают, что этот последний визит Падампы /-Санчжяйя/ в Тибет был совершен из Китая. Утверждение о том, что перерожденцы Лайчэн-Гунчжала и прочие основали монастырь Джаюл-гон в год дерева-лошади (1114 г.), должно быть отнесено к этому году. 1114 г. - дерева-лошади. 1115 г. - дерева-овцы. Ученик Райчуна Чунцан-Ешей-лама родился. Сын (духовный?) Ог-Додэ Джобо-Цультим-Шейраб родился. Ученик Дома Кхамлунба-чэнпо умер. 1116 г. - огня-обезьяны. Двагпо-Гомба-Цультим родился. Чжалба-Ешей-Дагба-Марба родился. Тодлунба-чэнпо умер. Сетон-Гунриг умер. 1117 г. - огня-курицы. Ученик последователя секты шиджедпа Чуйдар-Цзондуй родился. Утверждают, что последователь секты ньинма Шантон открыл клады буддийских книг, спрятанных Бималой в Чинпу и Чжэбцзун-Нагпо-Сэнгэ-Ванчугом в Уюге и Жалпу. Говорят, что Падампа /-Санчжяй/ умер. 1118 г. - земли-собаки. Ученик великого кашмирского пандиты Шакьяшри Ог-Додэ-Пагду и других Топу-Чжалца родился. Уроженец Неусура Ешей-Бар умер. 1119 г. - земли-свиньи. Чжэр-Гом основал /монастырь/ Чжама-Ринчэн-Ганньин. Бринтон умер. Последователь секты шиджедпа Кам-Ешей-Чжалцан умер. 1120 г. - железа-мыши. Сын (духовный?) Ог-додэ Тогмэд-Дагба родился. Резиденцию храма Чжал-лхакхан занял Мранараба. Согласно Шаллун, начался “век (период) самадхи” 3. [63] 1121 г. - железа-коровы. Ученик Чанки, уроженец Сэчжилбу Чойчжи-Чжалцан родился. Двагпо-Лхачжэ основал монастырь Гампо. 1122 г. - воды-тигра. Младший брат Ог-Тогмэда Джо-Од родился. Уроженец Шана Цзондуй-Дагба родился. Тело умершего Корчуна похоронил индиец Нирупа. 1123 г. - воды-зайца. Ученик Двагпо-Гомцула (Гомба-Цультима) учитель из Шана Цзондуй-Дагба родился. Сын Кхон-Пубы Даба-Од родился. Ю-Брагпа родился. Уроженец Ло-Джа-юла Ланпунва Шон-Цзондуй родился. Достопочтенный Мидла-Райпачэн 4 скончался. Уроженец Лантана Дорчжэ-Сэнгэ умер. 1124 г. - дерева-дракона. Отец последователя секты ньинма Тадон-Джо-Ешей-Джо-Соднама Джо-Бум родился. Последователь секты шиджедпа поздняя Гунга умер. 1125 г. - дерева-змеи. Последователь секты кармапа Дуйчэн принял монашеский обет у Требо-Чог-ламы. Учитель Абхьякара умер. 1126 г. - огня-лошади. Ученик Шамы Малкабачан родился. Уроженец Сэбрага Чэтон-Йондан-Сун родился. 1127 г. - огня-овцы. Великий кашмирский пандита Шакьяшри родился. Последователь секты шиджедпа поздняя и ученик Пацаб-Гомбы Чжалба-Дэннэй-Джигдэн-Дагба родился. Оджуг-Шонну-Йондан родился. Тринадцатый кулика-император Вишварупа вступил на “львиный трон” /Шамбхалы/. 1128 г. - земли-обезьяны. Уроженец Чжала гэбшэй Лан родился. Последователь секты бругпа Линрайпа-Бадма-Дорчжэ родился. Кармапасец Дуйчэн прибыл в провинцию Уй. Сочун-Гэбар умер. [64] 1129 г. - земли-курицы. Уроженец Балти Дагчомпа родился. Младший брат Джобо-Ода, по имени Ог-Джобо-Соднам, родился. Марнараба умер. 1130 г. - железа-собаки. Двагпо Гомчун-Шейраб-Джанчуб родился. Резиденцию настоятеля храма Чжал-лхакхан занял Чжалца-Джанчуб-Ешей. Нуй-Чойбар умер. 1131 г. - железа-свиньи. Уроженец Шанкама Шейраб-Од умер. Индийский винаянист Чжа-Дулцзин умер. Шабо-Ганба умер. Уроженец Дола Шейраб-Чжамцо умер. 1132 г. - воды-мыши. Красношапочник Цультим-Бал умер. 1133 г. - воды-коровы. Перерожденец красношапочника Цультим-Бала Намкха-Од родился. Дуйчэн был посвящен в бикху у Мал-Дулцзина. 1134 г. - дерева-тигра. Утверждают, что Гампо-Дулцзин родился. До-Пугба умер. 1135 г. - дерева-зайца. 1136 г. - огня-дракона. Абдаг-Ньянрал 5 родился. 1137 г. - огня-змеи. Уроженец Томшера Одзер-Сэнгэ основал монастырь Том-Кам-Кам. 1138 г. - земли-лошади. Младший брат Чжама-Чжэргома Санчжяй-Бон-Шонджун родился. Сын (духовный?) Рог-Шейраб-ламы Рог-Даший-Дагба родился. Уроженец Джа-юла Шонну-Од умер. 1139 г. - земли-овцы. Дуйчэн встретился с Двагпо-Гампо. Чюнпо умер. [65] Чжалца Джанчуб-Ешей умер. 1140 г. - железа-обезьяны. Бромтон вступил в резиденцию настоятеля храма Чжал-лхакхан. 1141 г. - железа-курицы. Шараба-Йондан-Дагба умер. 1142 г. - воды-собаки. Сын сакьяского Гунга-Ньинбо Соднам-Цзэмо родился. Уроженец Таглуна Танба-чэнпо Даший-Бал родился. 1143 г. - воды-свиньи. Защитник (монастыря) Бригон и охранитель трех миров Ринчэн-Санпо родился. /Настоятель храма/ Чжал Бромтон скончался, после чего в течение девяти лет трон его оставался свободным (незанятым). Ар прибыл в летнюю резиденцию. Уроженец Кху Шейраб-Цзондуй умер. Утверждают, что в 85 лет Лабдон 6 умерла в год земли-овцы (1139 г.), но, возможно, умерла она в этом году. 1144 г. - дерева-мыши. Ученик Малкабачана и Пагду Чжэргом-Цультим-Сэнгэ родился. Говорят, что сакьяский пандита и сокровенный учитель Джибо-Лхайба родился. Брат Мачиг-Шамы Кхон-Пуба умер. 1145 г. - дерева-коровы. Ог-Джобо-Соднам умер. 1146 г. - огня-тигра. Сын Ог-Тогмэда Чжал-Чармо родился. Ог-Джобо-Одзер умер. Комментарии1 . Pha dam pa sangs rgyas. Па-Дамба-Санчжяй, согласно Сумба-кханбо, родился в год дерева-овцы (1055 г.) и умер в 95 или 99 лет [8, л. 238а]. Барбара Нимри Азиз из Колумбийского университета (США) отмечает, что год его рождения не известен и умер он в 1117 г. [57, с. 29]. Сумба-кханбо отмечает, что, по древним тибетским легендам, Па-Дамба-Санчжяй семь раз посетил Тибет и один раз — Китай [8, л. 237б]. Там же он заключает, что Па-Дамба-Санчжяй, по существу, посетил Тибет только три раза, и дает его краткую биографию [8, л. 237б—240а]. Впервые в тибетологии Азиз осветила биографию этого “черного индийского сиддхи” Па-Дамба-Санчжяйя (1055—1127) как основателя тибетских буддийских сект шиджедпа и чод, деятельность которого проходила на западной стороне равнины (долины) Динри у священной горы Ланкор [57, с. 21—29].2. Mid la sgrub pa mthar phyin nas. О Мидла см. примеч. 13 к I рабджуну. 3. Zhal lung ltar na ting ‘dzin leu chug. “Шаллун” — это “Бадгар-шаллун” (pad dkar zhal lung), сочинение, составление которого приписывается тибетским астрономам Кхайдуб-Норсан-Чжамцо (1423—1513) и Пугба-Лхундуб-Чжамцо (Phug la lhun grub rgya mtsho). Это сочинение было составлено в 1447 г. См.: [29, с. 80, 230—232]. “Период самадхи”, продолжительность которого исчисляется в 500 лет, по “Бадгар-шаллуну”, начинается в год железа-мыши II рабджуна (1120 г.) и кончается в год железа-обезьяны X рабджуна (1620 г.), тогда как по “Хронологическим таблицам” Гунчена (1716 г.) “период самадхи” начался годом позже, т.е. в год железа-коровы (1121 г.), и завершился в год железа-курицы (1621 г.). См.: [1, л. 36 и 23а]. 4. Mid la ras pa chen. Таким образом, Мидла (1040—1123) имел еще имя Мидла-Райпачен. 5. Bod rgyal mnga’ bdag nyan ral. Тибетский царь Абдаг-Ньянрал (1136—1203) известен тем, что он будто бы открыл так называемое “Завещание Бадмы” (Padma bka’ chems). См.: [29, с. 29]. Дж. Туччи приводит еще другое имя его: Ньянрал-Ньима-Одзер (Nyang ral nyi ша ‘od zer), называя его “открывателем кладов” (gter ша) и основателем секты дзор-чэн (rdzogs chen). См.: [104, с. 251]. 6. Lab sgron. Имеется в виду Мачиг-Лабдонма (1055—1145). Барбара Нимри Азиз допускает ее смерть и в 1153 г. [57, с. 29]. |
|