Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

XII РАБДЖУН /1687-1746 гг./

1687 г. - огня-зайца.

Великий настоятель Ламо-Лодой-Чжалцан прибыл в Пекин. [135]

1688 г. - железа-дракона.

На престол /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил уроженец из Чжанчжи Да-Гошри-Агван-Лобсан-Чойдан-Балсанпо.

Настоятель Лодой-Чжамцо умер в Богкхоге.

1689 г. - земли-змеи.

Перерожденец настоятеля Лодой-Чжамцо, мой “алмазный” учитель Данбий-Ньима, по-видимому, родился.

1690 г. - железа-лошади.

На престол /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил рабджамба из До Балдан-Чжамцо.

1691 г. - железа-овцы.

1692 г. - воды-обезьяны.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Самдуб-Лодой-Джинба-Чжамцо.

1693 г. - воды-курицы.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил младший /брат уроженца/ Дэгу Гунга-Чжамцо.

1694 г. - дерева-собаки.

Дэсрид Санчжяй-Чжамцо построил девятиэтажный красный храм во (дворце) Потала, в котором организовали “общее жертвоприношение и великое молебствие” в память ламы-ринбочэ пятого (далай-ламы V).

1695 г. - дерева-свиньи.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ снова вступил уроженец Чонэ Цультим-Дарчжяй.

1696 г. - огня-мыши.

Перерожденец Чжалсрай-ринбочэ Лобсан-Агван-Чжигмэд умер.

1697 г. - огня-коровы.

1698 г. - земли-тигра.

Дэсрид Санчжяй-Чжамцо составил “Историю учения желтошапочников Вайдурья-сэрбо” 1.

1699 г. - земли-зайца.

Лама-ринбочэ Ешей-Чжамцо прибыл в /монастырь/ Брайбун.

На трон /настоятеля монастыря/ Цзангон вступил Чусан-ринбочэ. [136]

Цзанпо-Номин-хан умер.

1700 г. - железа-дракона.

Чжамьян-Шадба-Дорчжэ вступил на престол /факультета/ Роман.

1701 г. - железа-змеи.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Донъйод-Чжамцо.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил уроженец Таглуна Шабдрун-Чойчжи-Ньима.

1702 г. - воды-лошади.

Лама-ринбочэ Цаньян-Чжамцо был выдворен из Даший-Лхунбо /на перевоспитание/ по “нравственному закону” - “шила” 2.

1703 г. - воды-овцы.

Дэсрид Санчжяй-Чжамцо был устранен (от власти).

Монгол Лхавсан стал царем /Тибета/.

1704 г. - дерева-обезьяны.

Я родился.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил мой “алмазный” учитель, перерожденец Тоугана, имевшего печать “чэнши”, Ринбочэ-Чойчжи-Чжамцо “собственной персоной” (?) (25 и 55. /Эти цифры показывают, вероятно, то, что он был настоятелем Гонлуна от 25 лет до 55/).

1705 г. - дерева-мыши.

Бадкар-Дзинба 3 был признан за действительного перерожденца лама-ринбочэ (далай-ламы V).

Сын царя Ратны Лхавсан и Дэсрид Санчжяй-Чжамцо вступили в распри, в результате сам Дэсрид был убит и /вместе с ним/ были умерщвлены четыреста тибетских воинов.

Снова Лхавсан стал царем Тибета.

Цаньян-Чжамцо, приглашенный в Китай, по дороге в Кукуноре умер.

1706 г. - огня-собаки.

1707 г. - огня-свиньи.

Бадкар-Дзинба Ешей-Чжамцо вступил на трон лама-ринбочэ (далай-ламы VI).

1708 г. - земли-мыши.

Седьмой перерожденец лама-ринбочэ (далай-лама VII) родился 4. [137]

1709 г. - земли-коровы.

В Тибете произошло большое землетрясение.

1710 г. - железа-тигра.

Лама-ринбочэ - /далай-ламе VII/ и Чжамьян-Шадба-Дорчжэ 5 китайский император 6 пожаловал печать.

Чжамьян-Шадпа основал в Амдо (монастырь) Даший-чил.

В /монастыре/ Гонлун Дамба третий основал тантрийский факультет.

1711 г. - железа-зайца.

1712 г. - воды-дракона.

На престол /настоятеля монастыря/ Гонлун снова вступил Чусан-ринбочэ.

Я был помещен на “философский факультет” /монастыря/ Гонлун.

1713 г. - воды-змеи.

1714 г. - дерева-лошади.

Чжамьян-Шадпа составил “Историю учения Бхайравы” 7.

Чжанчжа-Агван-Чойдан умер.

1715 г. - дерева-овцы.

1716 г. - огня-обезьяны.

Чжамьян-Шадпа основал в (монастыре) Даший-чил тантрийский факультет и составил “Хронологию религии”8.

1717 г. - огня-курицы.

Перерожденец Чжанчжи 9 Ешей-Данбий-Донмэ родился.

Войска левого крыла хоров убили тибетского царя Лхавсана.

1718 г. - земли-собаки.

Джунгарские войска левого крыла закрыли все монастыри секты ньинмапа, как Намчжал-лин, Дорчжэбраг, Миндол-лин и прочие, которые были преподнесены (переданы) главе секты гэлугпа.

1719 г. - земли-свиньи.

Лама-ринбочэ Галсан-Чжамцо - /далай-лама VII/ из (монастыря) Гумбум по приказу китайского императора был сопровожден (в Тибет) моим “алмазным” учителем Тоуган-Ринбочэ-Чой-Чжамцо и посажен на трон. [138]

1720 г. - железа-мыши.

1721 г. - железа-коровы.

1722 г. - воды-тигра.

В (монастыре) Даший-чил учителем стал Джинган.

Чжамьян-Шадба-Дорчжэ умер.

Китайский император Кханши-Канси умер, а на (императорский) трон вступил третий (маньчжурский император) Шин-цзу Юн-тин 10.

1723 г. - воды-зайца.

Олёты Кукунора и китайцы вступили в распри, в результате олёты были побеждены. Китайцы убили свыше семисот крупных и малых /монахов/, как настоятель монастыря Сэркхоггон Чусан-Ринбочэ и другие, разрушили “три памятника поклонения”, сожгли храмы и соборы. Также они разрушили три больших монастыря Швабокхога и некоторые кельи.

/Китайцы/ убили много стариков в (монастыре) Гумбум (30. /Это число указывает на 30 убитых стариков в Гумбуме/).

Я отправился в Тибет.

1724 г. - дерева-дракона.

Китайские полководцы Ньин-гун и Йоутэу сожгли храмы и соборы несчастного /монастыря/ Гонлун и тринадцать комплектов Ганчжура и убили цзанцев.

Хотя и были разрушены многие факультеты-дацаны и кельи для созерцания, как монастырь Сэмни-гон /округа/ Чжулаг и другие, но с осени три группы келий для созерцания в монастыре Гонлун и монастыри Швабокхога и Чжулага стали восстанавливаться.

1725 г. - дерева-змеи.

1726 г. - огня-лошади.

1727 г. - огня-овцы.

Девятнадцатый кулика-император Викрама-Симха вступил на трон /Шамбхалы/.

В то время, когда регент Уйя и Цзана Шанкхан-чэнба 11, буддист, был убит министрами, дошедшими до разряда злых духов, и другими, Пола-Соднам-Тобчжяй 12 повел из Цзана войска Нгарийя, Ладака и Цзана, разгромил уйцев вместе с конпосцами, в результате чего было убито свыше тысячи воинов. [139]

1728 г. - земли-обезьяны.

В тот момент, когда Пола-тэчжэ 13 занял /войсками/ Уй, прибыли китайские войска, убили трех министров-злых духов, лама-ринбочэ - /далай-лама VII/ был приглашен в Гадаг, а перерожденец Чжалсрая Ешей-Дагба стал настоятелем (монастырей) Сэра и Брайбун.

Пола-тэчжэ был назначен регентом, а впоследствии управлял /в звании/ “чун-вана” 14.

1729 г. - земли-курицы.

Монастыри Гонлун, Цзангон и прочие снова восстановили /свое прежнее положение/, а на трон настоятеля Гонлуна вступил мой предшественник Сумба-Чойчжэ-Пунцог-Намчжал, а в Цзангоне - уроженец Бу /по имени/ Чойчжэ-Лодой-Бал.

1730 г. - железа-собаки.

1731 г. - железа-свиньи.

Я из Уйя вернулся в Амдо.

1732 г. - воды-мыши.

1733 г. - воды-коровы.

1734 г. - дерева-тигра.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил ван Чойчжэ-Дагба-Балчжор.

1735 г. - дерева-зайца.

Лама-ринбочэ - /далай-лама VII/ по приказу китайского императора /Юн-чжэна/ был препровожден перерожденцем Чжанчжой 15 из Гадага в Уй, вследствие чего в Тибете и Кхаме водворился мир.

Чжанчжа-ринбочэ в Гомане произнес проповедь о пратитья-самудпаде и шуньяте, вследствие чего достиг славы на джамбудвипе.

1736 г. - огня-дракона.

Китайский император Юн-тин - (Юнчжэн) умер, после чего его сын - четвертый цинский /император Китая/ Кхэнлун (Цяньлун) 16 - вступил на трон.

1737 г. - огня-змеи.

Перерожденец Тоугана Лобсан-Чойчжи-Ньима 17 родился.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил Чунца-Шабдрун-Агван-Намчжал.

По приказу императора /Цянь-луна/ я отправился в Китай. [140]

1738 г. - земли-лошади.

В городе /крепости?/ Ньинша, что /у подножия/ горы Ланру, произошло большое землетрясение, которое много разрушило.

1739 г. - земли-овцы.

Панчэн Лобсан-Ешей умер.

1740 г. - железа-обезьяны.

Шестой перерожденец панчэна Лобсан-Балдан-Ешей родился 18.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил уроженец Дэгу Шабдрун-Балдан-Чжалцан.

Чжалсрай-Ешей-Дагба умер.

1741 г. - железа-курицы.

Перерожденец Чжалсрая Лобсан-Балдан умер.

1742 г. - воды-собаки.

1743 г. - воды-свиньи.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил рабджамба из Чжалтига Лобсан-Дондуб.

Появилась большая огненная звезда.

1744 г. - дерева-мыши.

1745 г. - дерева-коровы.

1746 г. - огня-тигра.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил я - Ешей-Балджор, на сорок третьем году жизни.

Если признать, что Будда умер в год огня-зайца (834 г. до н.э.), то это - восьмидесятый год “периода шила” 19. Согласно утверждению некоторых (авторов) о том, что он умер в год железа-дракона (821 г. до н.э.), это - сто двадцать седьмой год (“периода шила”).


Комментарии

1. zhwa ser chos ‘byung bee ser. История желтошапочной секты гэлугпа Цзонкхапы “Вайдурья-сэрпо”, написанная также дэсрид Санчжяй-Чжамцо (1653—1705), имеет такое полное название: dpa’ mnyam med ri bo dga’ ldan pa’i bstan pa zhu ser cod pan ‘chang ba’i ring lugs chos thams cad kyi rtsa ba gsal bar byed pa bee du rya ser po’i melong, 319 ff.

2. shi la — shila (tshul khrims). См.: [69, с. 1233]. Здесь речь идет о том, что беспутный далай-лама VI Цаньян-Чжамцо был выдворен из Даший-лхунбо на перевоспитание по буддийскому нравственному закону “шила”, т.е. принятием обета гэлона — бикху [46, с. 19—21].

3. pad dkar dzin pa bla ma rin po che’i sprul skur ngos bzung. Это есть свидетельство признания некоего Бадкар-Дзинба как перерожденца далай-ламы (?) при жизни далай-ламы VI Цаньян-Чжамцо, умершего в следующем году, т.е. в 1796 г. Данный вопрос требует специального изучения.

4. Далай-лама VII Галсан-Чжамцо (1708—1657).

5. Гунчен-Джамьян-Шадба-Дорчжэ (1648—1722).

6. Цинский император Канси (1662—1722).

7. ‘jig byed chos ‘byung — dpal rdo rje jigs byed kyi chos ‘byung khams gsum las rnam par rgyal ba dngos grub kun kyi gter mdzod. “История учения Бхайравы” составляет том V (417 г.) собрания сочинений Гунчен-Джамьян-Шадба-Дорчжэ в 15-ти томах.

8. bstan rtsis. “Хронология религии” (на 1027—1715 гг.) Гунчен-Джамьян-Шадба-Дорчжэ (1648—1722) имеет следующее полное название: bstan pa’i gsal byed chen po bod rim gyis byung ba’i lo tshig re’u mig tu bkod pai tshegs chung rlogs byed gser gyi nyi ma od zer bkra ba bzhugs so. Данная “Хронология религии” (иначе: “Хронологические таблицы”) входит в том I сумбума автора, вступление ее занимает 11л., собственно таблицы — 26 л. Тибетский текст, перевод на русский язык и комментарий подготовлены нами к печати.

9. Первый перерожденец Чжанчжа-ламы, известный в русской тибетологии как Чжанчжа-хутукта, был известен под именем Агван-Лобсан-Чойдан (1642—1724), второй — Ешей-Данбий-Донмэ (1717—1786). Этот второй больше известен под именем Чжанчжа-Ролбий-Дорчжэ, он имел 14 предшественников по рождению, жил в Пекине и являлся выдающимся ученым XVIII в. Есть история перерождения Чжанчжа-Ролбий-Дорчжэ, написанная в 1776 г. Гончог-Джигмэд-Ванбо (1728—1791), вторым перерожденцем Джамьян-Шадбы (1648—1722), имеет название: rje btsun bla ma thams cad mkhyen pa lean skya rol ba’i rdo rje’i ‘khrungs rabs kyi phreng ba gtam du brjod pa ngo mtshar dad pa’i ljon shing, 121 ff.

10. gsum pa shing tsu yung ting. Цинский император Шицзун — Юнчжэн (1723—1736).

11. zhang khang chen pa — khang chen nas. Кханченнай — политический деятель Тибета начала XVIII в., который в Лхасе возглавлял совет, ограничивавший власть далай-ламы VII Галсан-Чжамцо.

12. pho la bsod nams stob rgyas. Пола-Соднам-Тобчжяй (1689—1747), который при поддержке цинского императора Юнчжэна (1723—1736) положил конец джунгарской оккупации Лхасы в 1717—1722 гг., в 1740 г. получил титул “царя” Тибета и проводил процинскую политику. После смерти Пола-Соднам-Тобчжяйя в 1747 г. его сын Далай-Батур Джурмэд-Намчжал круто изменил политику своего отца и выступил против цинской династии Китая. Он был убит в 1750 г. Поэтому Шакабпа пишет, что “он отдал жизнь за тибетскую независимость” [92, с. 149].

13. pho la the je. Пола-Соднам-Тобчжяй (1689—1747).

14. chung wang.

15. lean skya sprul sku. Чжанчжа-Ролбий-Дорчжэ (1717—1786).

16. khen lung — цинский император Цяньлун (1736—1796).

17. Тоуган-Лобсан-Чойчжи-Ньима (1737—1802) — автор известного историко-философского сочинения “Хрустальное зерцало” (khungs dang ‘dod tshul ston pa legs bshad shel gyi me long grub mtha’ thams cad kyi). Тибетский текст этого сочинения впервые полностью издан в 1969 г. в Нью-Дели Нгаван-Гэлэг-Дэмо с предисловием Е.Г. Смита. Это издание пока нам недоступно.

18. pan chen drug pa dpal ldan ye shes. Балдан-Ешей был панчэн-ламой III (1740—1780), а не VI.

19. Кроме того, если исходить из того, что “период шила” (“период нравственного закона”) начался в 1667 г. (год огня-овцы XI рабджуна), то 1746 г. — это действительно 80-й год “периода шила”; если исходить из того, что “период шила”, согласно “Бадгар-шаллуну”, начался в 1620 г. (год железа-обезьяны X рабджуна), то 1746 г. — это действительно 127-й год “периода шила”.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.