|
XI РАБДЖУН /1627-1686 гг./ 1627 г. - огня-зайца. Восемнадцатый кулика-император Симха 1 вступил на трон /Шамбхалы/. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил уроженец Чжама Чойчжэ-Чой-Чжамцо. 1628 г. - земли-дракона. Солнечные лучи стали несколько слабыми, относительно чего уроженец Пабонкхи Балдан-Лхундуб предсказал, что это дурное предзнаменование. Возможно, что (произошло от того, что) при “отсутствии луны” сам Раху затемнил /солнце/. На императорский трон Китая вступил шестнадцатилетний /минский император/ Ду-чо Тунтин 2. Гончог-Чжамцо из племени сэ умер. 1629 г. - земли-змеи. Панчэн Чойчжи-Чжалцан воздвиг золотую крышу на (монастырь) Галдан. 1630 г. - железа-лошади. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил Чжанчжа-Чойчжэ-Дагба-Одзер. Уроженец амдоского Рона великий сиддха Галдан-Чжамцо основал монастырь Ронбо-гон. Красношапочник Гарван умер. Бабо-Цуглаг-Чжамцо умер. 1631 г. - железа-овцы. Седьмой красношапочник иерарх умер. 1632 г. - воды-обезьяны. Настоятель /монастыря/ Чонэ умер. Чжара-Шейраб-Пунцог умер. [129] 1633 г. - воды-курицы. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил учитель из рода сумба Дамчой-Чжалцан. Перерожденец Гампо Норбу-Чжалцан умер. 1634 г. - дерева-собаки. 1635 г. - дерева-свиньи. Настоятель Лодой-Чжамцо родился. Лобсан-Данбий-Чжалцан родился. 1636 г. - огня-мыши. Уроженец Гампо Даший-Дагба-Чжамцо умер. 1637 г. - огня-коровы. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил уроженец Данмы рабджамба Монлама Цультим-Чжамцо. Монгольский дхарма-раджа Гуши прибыл в Кукунор, разгромил халхаского Цогту /-тайчжи/ с войсками, которые были враждебными к религии гэлугпа, затем отправился в тибетскую область Уй и снова вернулся в Кукунор. Кхонтон-Бал-Лхундуб умер. 1638 г. - земли-тигра. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил уроженец Конбо Данцзин-Лэгшад, но, будучи одолеваем беспокойством, бежал, после чего /на его место/ заступил Гэрин. Лама-ринбочэ и перерожденец Симкхан-Гонмы приняли обеты бикшу у всеведующего панчэн /-ламы IV/ по “низшей Винае” 3. 1639 г. - земли-зайца. Уроженец из Чжидшода Шабдрун-Агван-Данцзин-Принлай родился. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил первый перерожденец Чусана Намчжал-Балджор. Дхарма-раджа Гошри вторгся в Кхам и захватил большую часть жителей Бэри. 1640 г. - железа-дракона. Шакья-Лхаван составил “Историю учения” 4. За распространение подлинного бонпо был схвачен враг всей буддийской религии царь Бэри Кхама и брошен в тюремную яму. [130] 1641 г. - железа-змеи. Кханбо-Агван-Чойдаг умер. 1642 г. - воды-лошади. Чжанчжа-Агван-Чойдан-Балсанпо родился. На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Пагба-Шива-Санпо, года дерева-коровы рождения (1625 г.). Данцзин-Чойчжал /Гуши-хан/ прибыл в Цзан, захватил цзанского царя, сокрушавшегося /о потере/ лучших земель, подчинил своей власти Цзан и Кон и стал тибетским царем. Сановник Соднам-Чойпэл с предыдущего года стал регентом. 1643 г. - воды-овцы. Уроженец Халхи Лобсан-Данцзин-Принлай родился. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил уроженец Двагпо Данба-Чжалцан. Пагба-Чойчжал умер. 1644 г. - дерева-обезьяны. Пятый пагба-иерарх Кхама Чжалва-Чжамцо родился. Власть /императора/ Тунтина 5 в столице Китая не могли захватить войска шести разбойников, (орудовавших) повсюду, а главарь разбойников полмесяца засиживался в столице и снова убежал. В этот момент первый маньчжурский император Сунтичи-Та-цзун 6 вступил /на императорский трон Китая/. 1645 г. - дерева-курицы. На горе Потала был воздвигнут знаменитый дворец Побран. 1646 г. - огня-собаки. Перерожденец Ламо Лодой-Чжамцо и Одзер-Даший вдвоем основали амдоский монастырь Мамгургон. Настоятель Гончог-Чойпэл умер. 1647 г. - огня-свиньи. Настоятель из Двагпо умер. 1648 г. - земли-мыши. Мой учитель драгоценный Чжамьян-Шадпа-Агван-Цзондуй родился. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Гончог-Чойчжи-Санпо. [131] На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил уроженец Хора Дондуб-Чжамцо. 1649 г. - земли-коровы. 1650 г. - железа-тигра. Престол /настоятеля монастыря/ Гонлун длительное время занимали учитель и ученик из /дацана/ Гоман Самдуб-Ганва и Агван-Лобсан-Джинчой вдвоем. После того, как они снова стали настоятелями уйского монастыря Радэн, /настоятелем Гонлуна/ стал уроженец Хардуна Донъйод-Чжалцан. 1651 г. - железа-зайца. В /монастыре/ Гумбуме Лэг-Чжамцо основал тантрийский факультет. Настоятель /монастыря/ Гонлун уроженец Сур-Ронбо Дондуб-Чжамцо основал в Сэрлоге монастырь Цзанпо-Галдан-Дамчойлин. В “Вайдурья-сэрбо” говорится, что это случилось в год земли-коровы (1649 г.). Это ошибка. 1652 г. - воды-курицы. Пятый лама-ринбочэ (далай-лама V) прибыл в Китай, где император Шун-ти 7 пожаловал ему печать “великого /государственного/ учителя”. 1653 г. - воды-земли. Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо родился. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил Одсэр-Даший. Учитель далай-лама V по пути возвращения из Китая /в Тибет/ посетил монастыри Гонлун и другие. 1654 г. - дерева-лошади. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Балдан-Чжалцан. Гуши-хан умер. 1655 г. - дерева-овцы. Император Кханши-Дэчжид, известный /тибетцам/ как перерождение перерожденца Дагба-Чжалцана, родился. Шакья-Лхаван умер. 1656 г. - огня-обезьяны. 1657 г. - огня-курицы. Царь Тибета Дагчжан 8, перерожденец Сэмкхан-Гонмы, подлинно достиг /исполнения/ слов о страсти, поэтому сановник Соднам-Чойпэл, который умер в этом [132] году, сам сильно склонялся к секте гэлугпа, охранял учение, соблюдал его закон и прославился как покровитель гэлугпы, что, вероятно, соответствует действительности. На престол /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил Тарба-Чойчжэ-Даший-Чжалцан. Ньинмапасец Зун-Чойин-Рандол умер. 1658 г. - земли-собаки. 1659 г. - земли-свиньи. 1660 г. - железа-мыши. Сын Гуши Даян-хан стал царем Тибета, а уроженец Донмада первый Принлай-Чжамцо стал “сандэва” или, как широко известно, “дэсридом” 9. 1661 г. - железа-коровы. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил уроженец Лукья Чойчжэ-Донъйод-Чойдаг. 1662 г. - воды-тигра. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Лобсан-Чжалцан. На императорский трон Китая вступил второй маньчжурский /император/ Шинчу Кханши 10. Панчэн Лобсан-Чойчжи-Чжалцан умер в месяц “наг” 11. 1663 г. - воды-зайца. Мой драгоценный учитель пятый панчэн Лобсан-Ешей-Бал-Санпо родился. Гоманский Самдуб-Ганва умер. 1664 г. - дерева-дракона. 1665 г. - дерева-змеи. В Гонлун прибыл перерожденец Чжалсрайя Лобсан-Данцзин, а на трон настоятеля вступил старший Дэгу Балдан-Чжамцо. В монастыре Цзангон монгольскому габчу дали титул “номэн-хана”, вследствие чего он из Уйя прибыл в (Цзангон), где стал жить и основал “преподавание и слушание” 12. 1666 г. - огня-лошади. 1667 г. - огня-овцы. Наступил “период нравственного закона” 13. Агван-Принлай, года огня-овцы рождения (1607 г.), который занимал трон /настоятеля монастыря/ Чамдо до Шисана, умер в этом году. [133] Перерожденец Дагба-Чжалцан умер. 1668 г. - земли-обезьяны. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Лобсан-Донъйод. Даян-хан умер. Дэсрид-Принлай-/Чжамцо/ умер. 1669 г. - земли-курицы. Чодпон-Дэва, или Лобсан-Тудоб, стал регентом-дэсридом. 1670 г. - железа-собаки. 1671 г. - железа-свиньи. Далай-хан Ратна стал царем /Тибета/. Уроженец Манлуна Лама-Чог умер. 1672 г. - воды-мыши. На престол /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил Туган-Чойчжэ-Лобсан-Рабдан. Настоятель Лобсан-Чжалцан умер. 1673 г. - воды-коровы. Настоятель Гончог-Чойсан умер. 1674 г. - дерева-тигра. Кармапасец Чойин-Дорчжэ умер. 1675 г. - дерева-зайца. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Джамба-Даший. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил ученик Ликья Лобсан-Чжалцан. Лобсан-Джинба, по-видимому, либо в этом году, либо в следующем стал регентом-дэсридом. 1676 г. - огня-дракона. По-видимому, Лобсан-Джинба стал регентом. 1677 г. - огня-змеи. Агван-Лобсан-Чжамцо (далай-лама V) признает необходимым принять пожизненный обет спасения снова по правилам “Верхней Винаи” 14. 1678 г. - земли-лошади. Настоятель Лобсан-Донъйод умер. 1679 г. - земли-овцы. Уроженец Донмада Аба-Санчжяй-Чжамцо стал регентом. [134] 1680 г. - железа-обезьяны. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил мой учитель - перерожденец ринбочэ Чусана Данбий-Чжалцан. Чаган-Номэн-хан основал /монастырь/ Ламо-Дэчэн. 1681 г. - железа-курицы. В Нгарий появилась (показалась) “туманная звезда”. Уроженец Шалу Соднам умер. 1682 г. - воды-собаки. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Лубум-Чжамцо. В Тибете произошло большое землетрясение. Лама-ринбочэ пятый (далай-лама V) умер. Срэ-чжуд Гончог-Ярпэл умер. Уроженец Чжидшода Данцзин-Принлай умер. 1683 г. - воды-свиньи. Лама-ринбочэ Цаньян-Чжамцо (далай-лама VI) родился. Дэсрид составил астрономическое сочинение “Вайдурья-гарбо” 15. 1684 г. - дерева-мыши. Настоятель Джамба-Даший умер. 1685 г. - дерева-коровы. После того, как (настоятель) на золотом троне /монастыря Галдан/ Лодой-Чжамцо отправился в Китай, на (его место) заступил уроженец Чонэ Цультим-Дарчжяй. 1686 г. - огня-тигра. Лама-ринбочэ Бадкар-Дзинба-Ешей-Чжамцо родился. Левое крыло олётов и халхасцы учинили между собою распри, что умиротворил настоятель /монастыря Галдан/ Лодой-Чжамцо. Комментарии1 . rigs ldan bcu brgyad pa seng ge khyir khong.2. gru cho bcu drug pa khrurig tin — минский император Сицзун (1628-1644). 3. smad ‘dul — букв. “низшая виная”. Согласно “Чжа-бод йиг-цану”, “низшая виная” — это правила Винаи, которые соблюдались в Кхаме и Амдо и были введены туда после подавления буддизма в Центральном Тибете в IX в. [69, с. 989]. 4. Шакья-Лхаван (1586—1655) составил историю секты карчжудпа, которую Сумба-кханбо называет чойджун [29, с. 105]. 5. Т.е. минского императора Сыцзуна (1628—1644). 6. man cu’i rgyal po thog ma sun ti chi the tsung — первый цинский император Шицзу, который правил под девизом Шуньчжи (1644—1662). 7. bla ma rin po che lnga ba rgya nag tu byon nas rgyal po chun tis ta’i shri’i tha ma ka gnad. Шунти — искаженное от кит. Шуньчжи (см. примеч. 6), а тайшри — от кит. ди-ши (“государственный учитель”). 8. bod kyi nge’i rgyal po ni gzem khang gong ma sprul sku grags rgyan zer ba ni chae sdang gi gtam lo (mo?) nang zad de / des na dpon bsod naras chos ‘phel ni lo ‘dir ‘das nas khong dge lugs la thag zhen che pas chos srung de’i tshul bzung nas dge lugs pa skyong zhes grags pa bden nam snyam mo/. В этом предложении в выражении “тибетский 94-й царь Дагчжан, первый перерожденец Сэмкхана”, по-видимому, имеется в виду Пунцог-Намчжал, который в 1611 г. стал правителем Центрального (Уй и Цзан) и Восточного Тибета, тогда как Соднам-Чойпэл (1642—1658) — регент далай-ламы IV [92, с. 98—100, 106—110]. 9. gu sri’i sras da yan han bod kyi rgyal po dang grong smad phrin las rgya mtsho’i je sang sde ba ‘am rgyas pas sde srid byas. Гуши-хан умер в 1655 г., а его сыновья Даший-Батур и Даян-хан правили в Тибете вместе до 1660 г, когда они разделили “царство хошутов” на две части: Даший-Батур получил Кукунорскую область, а Даян-хан — Центральный Тибет [92, с. 117—118]. О деятельности регента (дэсрида) Принлай-Чжамцо (1600—1668) см.: [Там же, с. 118—119]. 10. man iu gnyis pa zhing cu khang zhi — цинский император Канси (1662—1723). 11. nag zla — приблизительно март-апрель [69, с. 730]. 12. chad nyan. 13. tshul khrims leu tshugs. 14. stod dul lugs kyi so thar sdom rgyun. “Верхняя Виная” — это линия преемственности обетов по Винае, как отмечалось выше, которая восходит к восточно-индийскому пандите Дхармапале, приглашенному в Тибет Лха-лхамой Ешей-Одом [85, 1, с. 69]. Однако, согласно “Чжа-бод йиг-цану”, “Верхняя Виная” — это правила Винаи, которые были введены в Тибете кашмирским пандитой Шакьяшри (1127—1225). Он прибыл в Тибет из Верхнего Тибета, т.е. со стороны Ладака [69, с. 989], и провел там десять лет (1204—1213). Вероятно, правила Винаи, которые были введены в Тибете кашмирским пандитой Шакьяшрибхадрой, восходят к “Верхней Винае” восточно-индийского пандиты Дхармапалы. 15. rtsis bee du rya dkar po. Автором знаменитого астрономического трактата “Вайдурья-онбо” является дэсрид Санчжяй-Чжамцо (1653—1705), о котором говорилось выше. Полное название этого трактата: phug lugs kyi legs bshad mkhas mgul rgyan bee du rya dkar po’i do shal dpyod ldan snyin nor. |
|