Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

X РАБДЖУН /1567-1626 гг./

1567 г. - огня-зайца.

Третий /перерожденец/ Пагбы Кхама Тонва-Дондан-Соднам-Намчжал-Ванбой-Дэ родился.

На императорский трон Китая вступил тринадцатый /минский/ император Хуанди Лин-цин 1.

Настоятель Гэлэг-Бал умер.

Царчэн-Лосал умер.

1568 г. - земли-дракона.

Третий /перерожденец/ Бабо кармапасец Цуглаг-Чжамцо родился.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Цэдан-Чжамцо.

Настоятель Гэдун-Дандар умер.

1569 г. - земли-змеи.

На трон /настоятеля монастыря/ Даший-Лхунбо вступил уроженец Найньина Чой-Чжалцан.

1570 г. - железа-лошади.

Четвертый перерожденец панчэна Лобсан-Чойчжи-Чжалцан 2 родился.

На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил снова (вторично) Шейраб-Ванбо.

Началась (букв. “поднялась”) междоусобная вражда 3 между /монахами монастырей/ Бригон и Таглун.

1571 г. - железа-овцы.

В “Биографии панчэна Лобсан-Чойчжи-Чжалцана” 4 говорится, что он родился в этом же году. [121]

1572 г. - воды-обезьяны.

Уроженец Гампо настоятель Даший-Гунга-Дагба родился.

Кханбо Агван-Чойдаг родился.

В Чжиншоне происходила междоусобная борьба между /монахами монастыря/ Пагду. Ё

Перерожденец Сэмбы Дагба-Чжалцан умер.

1573 г. - воды-курицы.

Настоятель из монастыря Линмад 5 Гончог-Чойпэл родился.

Третий перерожденец Сэмбы Агван-Чой-Чжамцо родился.

На императорский трон Китая вступил четырнадцатый /минский император/ Ван-Ли Шэн-чжа 6.

1574 г. - дерева-собаки.

/Тантрийский факультет/ “чжуд-тод” управлялся уроженцем Шара Нам-Чжалцаном.

/Далай-лама III/ Соднам-Чжамцо основал факультет Намчжал-дацан, который впоследствии превратился в монастырь секты ньинмапа.

В /монастыре/ Пандэ с этого года становятся учителями Нам-Чжалцан и другие.

1575 г. - дерева-свиньи.

Перерожденец настоятеля Агван-Чойдага, святой из Салхана, Чой-Чжалцан родился.

Последователь школы джонанпа Таранатха Гунга-Ньинбо родился.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Джам-Чжамцо.

Трон /настоятеля тантрийского факультета/ “чжуд-мад” занял Гэ-Чжалцан.

Войска Ринпуна отправилась в провинцию Уй и вернулись обратно.

1576 г. - огня-мыши.

Настоятель Цэдан-Чжамцо умер.

1577 г. - огня-коровы.

Лама-ринбочэ Соднам-Чжамцо (далай-лама III) отправился в страну Монголию.

1578 г. - земли-тигра.

Гарский Дамба-Данцзин-Пунцог родился.

На месте рождения Чжэ-ламы /Цзонкхапы/ был воздвигнут монастырь Гумбум. [122]

Чжэ-Соднам-Чжамцо и Алтан-хан встретились, а на месте встречи их в следующем году основали махаянский монастырь Тэгчэн-чойкхорлин.

1579 г. - земли-зайца.

1580 г. - железа-дракона.

На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Басо-Лхаван.

В соответствии с повелением ламы-ринбочэ Соднам-Чжамцо перерожденец Соднам-Ешей-Ванбо основал в /местности/ Литане Бом-абар монастырь Тубчэн-чойкхор.

1581 г. - железа-змеи.

Лама-ринбочэ Соднам-Чжамцо прибыл в Чамдо.

Среди последователей секты бригонпа возникли внутренние распри.

1582 г. - воды-лошади.

Панчэн-ринбочэ (Лобсан-Чойчжи-Чжалцан) принял обеты монаха у Санчжяй-Ешея.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Балджор-Чжамцо.

Монгольский Гуши-хан родился.

1583 г. - воды-овцы.

Красношапочник Гончог-Йанлаг умер.

1584 г. - дерева-обезьяны.

Шестой красношапочный иерарх Гарван-Чойчжи-Ванчуг родился.

1585 г. - дерева-курицы.

Настоятелем /монастыря/ Таглун стал пятнадцатилетний Агван-Намчжал.

Кханчэн Чог-Чжал умер.

1586 г. - огня-собаки.

Кхайдуб-Пагба-Шакья-Лхаван родился.

1587 г. - огня-свиньи.

Уроженец Гампо Даший-Намчжал умер.

Уроженец Бодкхара Дондуб умер.

Уроженец Тодгора Ешей-Чжамцо умер.

1588 г. - земли-мыши.

Два уроженца Тодгора Чжамьян-Чжамцо и Чжалва-Чжамцо родились. [123]

Перерожденец Гампо Норбу-Чжалцан родился.

Лама-ринбочэ Соднам-Чжамцо (далай-лама III) умер.

1589 г. - земли-коровы.

Четвертый перерожденец лама-ринбочэ Йондан-Чжамцо 7 (далай-лама IV) родился в стране Монголия.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дамчой-Балбар, а на трон /настоятеля тантрийского факультета/ “чжуд-мад” - Намчжал-Балсан.

1590 г. - железа-тигра.

Лекарь из /факультета/ Линтод 8 в монастыре Санпу Лобсан-Чжамцо родился.

Настоятель Джам-Чжамцо умер.

Уроженец Бэнсы Кхайдуб-Санчжяй-Ешей умер, однако есть утверждение, что он скончался в следующем году.

1591 г. - железа-зайца.

Перерожденец настоятеля Джамбы Гэдун-Санпо-Чжамцо родился.

Уроженец Гомана Самдуб-Ганва-Лобсан-Агван родился.

Панчэн-ринбочэ стал бикху.

1592 г. - воды-дракона.

Первый перерожденец уроженца Бэнсы Санчжяй-Ешея Ешей-Чжамцо родился.

Настоятель /тантрийского факультета/ “чжуд-тод” уроженец Шара Нам-Чжалцан умер.

Перерожденец Соднам-Ешей-Ванбо умер.

1593 г. воды-змеи.

Уроженец Бруга Пагсам-Ванбо родился.

1594 г. - дерева-лошади.

Второй перерожденец Соднам-Дагбы Соднам-Гэлэг родился.

На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Пагба-Тонва-Дондан.

Монгольский Гуши-хан победил Гокар 9.

1595 г. - дерева-овцы.

Уроженец Манлуна Лочог-Дорчжэ родился.

Правитель Соднам-Чойпэл или Рабдан родился.

1596 г. - огня-обезьяны.

Сын Гуши Даян-хан родился. [124]

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Санчжяй-Ринчэн.

1597 г. - огня-курицы.

Великий правитель Гунга-Соднам родился.

1598 г. - земли-собаки.

1599 г. - земли-свиньи.

Настоятель Балджор-Чжамцо умер.

Настоятель Дамчой-Балбар умер.

Уроженец Гампо настоятель Даший-Гунга-Дагба умер.

Таглунский Гунга-Даший умер.

1600 г. - железа-мыши.

Панчэн 10 вступил на трон /настоятеля монастыря/ Даший-Лхунбо.

Кханчэн Нам-Чжалцан умер.

1601 г. - железа-коровы.

Перерожденец настоятеля Бал-Чжамцо, уроженец Танрина Чойджор-Чжамцо родился.

Кармапасец Ванчуг-Дорчжэ умер либо в год воды-зайца (1603 г.), либо в этом году.

1602 г. - воды-тигра.

Настоятель Намдаг-Дорчжэ-Лобсан-Донъйод родился.

Гончог-Ярпэл из племени сэ родился.

Уроженец Шалу Соднам-Чогдуб родился.

Последователь /тантрийского факультета/ “чжуд-мад” Намчжал-Балсан умер.

1603 г. - воды-зайца.

Гонбо-Соднам-Чогдуб родился.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Агван-Чжалцан.

Лама-ринбочэ Йондан-Чжамцо (далай-лама IV) из Монголии прибыл в Тибет, у настоятеля монастыря Галдан Сур принял обеты монаха и гэцула и стал управлять монастырями Сэра и Брайбун.

1604 г. - дерева-дракона.

Десятый кармапаский иерарх Чойин-Дорчжэ умер.

Ньинсур-Чойин-Дорчжэ родился.

На престол /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Бэндрун-Санчжяй-Джунгнай, года воды-зайца рождения (1543 г.). [125]

Чжасрай-Дондуб-Чжалцан основал в Амдо монастырь Гонлун.

Сэмба-Агван-Дагба-Чжалцан умер.

Перерожденец Бэнсы Ешей-Чжамцо умер.

Басо-Лхаван умер.

Пагба-Тонва-Дондан умер.

1605 г. - дерева-змеи.

Перерожденец Сэмбы Агван-Пунцог-Намчжал родился.

Второй перерожденец Бэнсы Лобсан-Данцзин-Чжамцо родился.

Четвертый пагба-иерарх Кхама Чойчжи-Чжалбо-Намчжал-Чжамцо родился.

Басо-Чжэдрун-Лхаван-Чой-Ванчуг умер.

Карамапаские войска разрушили /крепость?/ Чжийшодгар.

Перерожденец Сэмбы Чойчжи-Чжамцо умер.

1606 г. - огня-лошади.

Гуши-хан добился примирения олётов и халхасцев, когда между ними возникли споры (распри) относительно того, кто должен быть главенствующим и кто - вторым: настоятель Галдана или Тодкорский Шабдрун, известный как Чжэбцзун-Дамба; за это и получил он титул Гушри.

1607 г. - огня-овцы.

Четвертый перерожденец Сэмбы Агван-Пунцог-Намчжал родился.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Чойньер, или иначе Шэйньен-Дагба.

Настоятель Гэ-Чжалцан умер.

1608 г. - земли-обезьяны.

Таранатха составил “Историю буддизма в Индии”.

Пангар-Ринбочэ умер.

1609 г. - земли-курицы.

Выходец из племени сэ монастыря Даший-Лхунбо Гончог-Чжалцан родился.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил учитель из рода сумба, уроженец Бачэ Дамчой-Чжамцо.

Таглунский Агван-Намчжал составил “Историю учения” 11.

1610 г. - железа-собаки.

Уроженец Гампо Даший-Дагба-Чжамцо родился. [126]

Перерожденец Чжасрая Донъйод-Чойчжи-Чжамцо снова прибыл в Уй.

Цзанские войска прибыли в Уй и вернулись обратно.

1611 г. - железа-свиньи.

Уроженец Ликья Шейраб-Чог основал в Амдо монастырь Дацангон.

1612 г. - воды-мыши.

Винаянист Чойчжэ-Од-Чжамцо превратил монастырь Гумбум в цзанский.

Кармапасец Пунцог-Намчжал стал правителем (владетелем) Цзана.

Настоятель Санчжяй-Ринчэн умер.

1613 г. - воды-коровы.

Панчэн-ринбочэ до года земли-лошади (1618 г.) председательствовал в школе монлам.

1614 г. - дерева-тигра.

У панчэн /-ламы IV/ Йондан-Чжамцо (далай-лама IV) стал бикху.

1615 г. - дерева-зайца.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил уроженец Тагбрага Лодой-Чжамцо.

На трон настоятеля монастыря Гонлун-Джамлина вступил уроженец Доцан-Гарина Пунцог-Намчжал.

Перерожденец Гэлэг-Бал умер.

1616 г. - огня-дракона.

Лама-ринбочэ Йондан-Чжамцо (далай-лама IV) умер.

1617 г. - огня-змеи.

Пятый перерожденец лама-ринбочэ Агван-Лобсан-Чжамцо 12 родился.

Панчэн-ринбочэ (панчэн-лама IV) вступил на трон /настоятеля монастыря/ Сэра и Брайбун.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил Лхава-Чойчжэ-Даший-Пунцог.

“Отец” (“учитель”) Санчжяй-Чойцзин умер.

1618 г. - земли-лошади.

Настоятель Джам-Даший родился.

Перерожденец “отца” /Санчжяй-Чойцзина/ Санчжяй-Ешей родился.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дамчой-Бал. [127]

Цзанские войска, когда в монастырях Сэра и Брайбун возникли внутренние разногласия, убили там многие тысячи людей.

Настоятель Чойньер-Дагба умер.

Настоятель Лодой-Чжамцо умер.

1619 г. - земли-овцы.

Третий перерожденец Соднам-Дагбы Дагба-Чжалцан-Симхан-Гонма родился.

Перерожденец Танрина Чойджор-Чжамцо умер.

1620 г. - железа-обезьяны.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Соднам-Чойпэл.

На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Пагба-Чойчжал.

В Чжантангане сражались цзанцы и монголы, в результате было убито много тибетцев.

Согласно Шаллуну, наступил “период нравственного закона” 13.

Настоятель Дамчой-Бал умер.

1621 г. - железа-курицы.

На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун снова вступил учитель из рода сумба, уроженец Бачэ.

На императорский трон Китая вступил пятнадцатый /минский император/ Тэнчи 14.

Монгольские войска разгромили цзанцев в Чжантангане, вследствие чего все ранее потерянное снова досталось секте гэлугпа.

1622 г. - воды-собаки.

Монгольский Принлай-Лхундуб-Миндол-Номинхан родился.

Лама-ринбочэ Лобсан-Чжамцо (далай-лама V) вступил на трон /настоятеля монастыря/ Брайбун.

1623 г. - воды-свиньи.

Панчэн-ринбочэ /воздвиг/ “золотой зонтик” над статуей одиннадцатиликого /Авалокитешвары/.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дагба-Чжамцо, а после смерти его /настоятелем/ стал Агван-Чой-Чжалцан с целью, чтобы резиденция не пустовала.

Настоятель Цультим-Чойпэл умер. [128]

1624 г. - дерева-мыши.

Лама-ринбочэ (далай-лама V) стал гэцулом.

Некоторые утверждают, что (это случилось) в год огня-тигра (1626 г.).

1625 г. - дерева-коровы.

1626 г. - огня-тигра.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Гончог-Чойпэл.

В Джанцзе прибыл панчэн /-лама IV/.


Комментарии

1. Huang li lings tshing — минский император Муцзун (1567-1573).

2. pan chen sku bzhi ba bio bzang chos kyi rgyal mtshan. Панчэн-лама I Лобсан-Чойчжи-Чжалцан (1570—1662) здесь называется “четвертым перерожденцем панчэна” ошибочно, в данном случае речь идет, по-видимому, о Лобсан-Дондубе, имя которого не идентифицировано. См. примеч. 16 к IX рабджуну.

3. ‘bri stag gi sde gzar langs.

4. pan chen blo bzang chos rgyan gi rnam thar. Полное название биографии панчэн-ламы I Лобсан-Чойчжи-Чжалцана (1570—1662): chos smra ba’i dge slong blo bzang chos kyi rgyal mtshan gi spyod tshul gsal bar ston pa nor bu’i phreng ba, 255 ff. Эта биография Записана панчэн-ламой II Лобсан-Ешеем (1663—1737) и входит в том I его собрания сочинений [29, с. 308—309].

5. khri gling smad dkon mchog chos ‘phel. gLing smad — букв. “нижний монастырь”, что можно идентифицировать с дацаном (школой) “нижняя тантра” (rgyud smad).

6. Wang li sheng kya — минский император Шэньцзун (1573—1620).

7. Далай-лама IV Йондан-Чжамцо (1589—1616).

8. gsang phu’i gling stod. gLing stod — букв. “верхний монастырь”. Ср. примеч. 5.

9. mgo dkar — букв. “белоголовый”.

10. Панчэн-лама I Лобсан-Чойчжи-Чжалцан (1570—1662).

11. stag lung ngag dbang rnam rgyal gyis chos ‘byung brtsan. Автор этого сочинения и само сочинение не идентифицированы.

12. Далай-лама V Агван-Лобсан-Чжамцо (1617—1682).

13. zhal lung ltar na tshul khrim le’u tshug. “Шаллун” — это “Бадгар-шаллун”. См. примеч. 2 к VIII рабджуну.

14. Then chi — минский император Сицзун (1621 — 1628).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.