|
X РАБДЖУН /1567-1626 гг./ 1567 г. - огня-зайца. Третий /перерожденец/ Пагбы Кхама Тонва-Дондан-Соднам-Намчжал-Ванбой-Дэ родился. На императорский трон Китая вступил тринадцатый /минский/ император Хуанди Лин-цин 1. Настоятель Гэлэг-Бал умер. Царчэн-Лосал умер. 1568 г. - земли-дракона. Третий /перерожденец/ Бабо кармапасец Цуглаг-Чжамцо родился. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Цэдан-Чжамцо. Настоятель Гэдун-Дандар умер. 1569 г. - земли-змеи. На трон /настоятеля монастыря/ Даший-Лхунбо вступил уроженец Найньина Чой-Чжалцан. 1570 г. - железа-лошади. Четвертый перерожденец панчэна Лобсан-Чойчжи-Чжалцан 2 родился. На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил снова (вторично) Шейраб-Ванбо. Началась (букв. “поднялась”) междоусобная вражда 3 между /монахами монастырей/ Бригон и Таглун. 1571 г. - железа-овцы. В “Биографии панчэна Лобсан-Чойчжи-Чжалцана” 4 говорится, что он родился в этом же году. [121] 1572 г. - воды-обезьяны. Уроженец Гампо настоятель Даший-Гунга-Дагба родился. Кханбо Агван-Чойдаг родился. В Чжиншоне происходила междоусобная борьба между /монахами монастыря/ Пагду. Ё Перерожденец Сэмбы Дагба-Чжалцан умер. 1573 г. - воды-курицы. Настоятель из монастыря Линмад 5 Гончог-Чойпэл родился. Третий перерожденец Сэмбы Агван-Чой-Чжамцо родился. На императорский трон Китая вступил четырнадцатый /минский император/ Ван-Ли Шэн-чжа 6. 1574 г. - дерева-собаки. /Тантрийский факультет/ “чжуд-тод” управлялся уроженцем Шара Нам-Чжалцаном. /Далай-лама III/ Соднам-Чжамцо основал факультет Намчжал-дацан, который впоследствии превратился в монастырь секты ньинмапа. В /монастыре/ Пандэ с этого года становятся учителями Нам-Чжалцан и другие. 1575 г. - дерева-свиньи. Перерожденец настоятеля Агван-Чойдага, святой из Салхана, Чой-Чжалцан родился. Последователь школы джонанпа Таранатха Гунга-Ньинбо родился. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Джам-Чжамцо. Трон /настоятеля тантрийского факультета/ “чжуд-мад” занял Гэ-Чжалцан. Войска Ринпуна отправилась в провинцию Уй и вернулись обратно. 1576 г. - огня-мыши. Настоятель Цэдан-Чжамцо умер. 1577 г. - огня-коровы. Лама-ринбочэ Соднам-Чжамцо (далай-лама III) отправился в страну Монголию. 1578 г. - земли-тигра. Гарский Дамба-Данцзин-Пунцог родился. На месте рождения Чжэ-ламы /Цзонкхапы/ был воздвигнут монастырь Гумбум. [122] Чжэ-Соднам-Чжамцо и Алтан-хан встретились, а на месте встречи их в следующем году основали махаянский монастырь Тэгчэн-чойкхорлин. 1579 г. - земли-зайца. 1580 г. - железа-дракона. На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Басо-Лхаван. В соответствии с повелением ламы-ринбочэ Соднам-Чжамцо перерожденец Соднам-Ешей-Ванбо основал в /местности/ Литане Бом-абар монастырь Тубчэн-чойкхор. 1581 г. - железа-змеи. Лама-ринбочэ Соднам-Чжамцо прибыл в Чамдо. Среди последователей секты бригонпа возникли внутренние распри. 1582 г. - воды-лошади. Панчэн-ринбочэ (Лобсан-Чойчжи-Чжалцан) принял обеты монаха у Санчжяй-Ешея. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Балджор-Чжамцо. Монгольский Гуши-хан родился. 1583 г. - воды-овцы. Красношапочник Гончог-Йанлаг умер. 1584 г. - дерева-обезьяны. Шестой красношапочный иерарх Гарван-Чойчжи-Ванчуг родился. 1585 г. - дерева-курицы. Настоятелем /монастыря/ Таглун стал пятнадцатилетний Агван-Намчжал. Кханчэн Чог-Чжал умер. 1586 г. - огня-собаки. Кхайдуб-Пагба-Шакья-Лхаван родился. 1587 г. - огня-свиньи. Уроженец Гампо Даший-Намчжал умер. Уроженец Бодкхара Дондуб умер. Уроженец Тодгора Ешей-Чжамцо умер. 1588 г. - земли-мыши. Два уроженца Тодгора Чжамьян-Чжамцо и Чжалва-Чжамцо родились. [123] Перерожденец Гампо Норбу-Чжалцан родился. Лама-ринбочэ Соднам-Чжамцо (далай-лама III) умер. 1589 г. - земли-коровы. Четвертый перерожденец лама-ринбочэ Йондан-Чжамцо 7 (далай-лама IV) родился в стране Монголия. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дамчой-Балбар, а на трон /настоятеля тантрийского факультета/ “чжуд-мад” - Намчжал-Балсан. 1590 г. - железа-тигра. Лекарь из /факультета/ Линтод 8 в монастыре Санпу Лобсан-Чжамцо родился. Настоятель Джам-Чжамцо умер. Уроженец Бэнсы Кхайдуб-Санчжяй-Ешей умер, однако есть утверждение, что он скончался в следующем году. 1591 г. - железа-зайца. Перерожденец настоятеля Джамбы Гэдун-Санпо-Чжамцо родился. Уроженец Гомана Самдуб-Ганва-Лобсан-Агван родился. Панчэн-ринбочэ стал бикху. 1592 г. - воды-дракона. Первый перерожденец уроженца Бэнсы Санчжяй-Ешея Ешей-Чжамцо родился. Настоятель /тантрийского факультета/ “чжуд-тод” уроженец Шара Нам-Чжалцан умер. Перерожденец Соднам-Ешей-Ванбо умер. 1593 г. воды-змеи. Уроженец Бруга Пагсам-Ванбо родился. 1594 г. - дерева-лошади. Второй перерожденец Соднам-Дагбы Соднам-Гэлэг родился. На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Пагба-Тонва-Дондан. Монгольский Гуши-хан победил Гокар 9. 1595 г. - дерева-овцы. Уроженец Манлуна Лочог-Дорчжэ родился. Правитель Соднам-Чойпэл или Рабдан родился. 1596 г. - огня-обезьяны. Сын Гуши Даян-хан родился. [124] На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Санчжяй-Ринчэн. 1597 г. - огня-курицы. Великий правитель Гунга-Соднам родился. 1598 г. - земли-собаки. 1599 г. - земли-свиньи. Настоятель Балджор-Чжамцо умер. Настоятель Дамчой-Балбар умер. Уроженец Гампо настоятель Даший-Гунга-Дагба умер. Таглунский Гунга-Даший умер. 1600 г. - железа-мыши. Панчэн 10 вступил на трон /настоятеля монастыря/ Даший-Лхунбо. Кханчэн Нам-Чжалцан умер. 1601 г. - железа-коровы. Перерожденец настоятеля Бал-Чжамцо, уроженец Танрина Чойджор-Чжамцо родился. Кармапасец Ванчуг-Дорчжэ умер либо в год воды-зайца (1603 г.), либо в этом году. 1602 г. - воды-тигра. Настоятель Намдаг-Дорчжэ-Лобсан-Донъйод родился. Гончог-Ярпэл из племени сэ родился. Уроженец Шалу Соднам-Чогдуб родился. Последователь /тантрийского факультета/ “чжуд-мад” Намчжал-Балсан умер. 1603 г. - воды-зайца. Гонбо-Соднам-Чогдуб родился. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Агван-Чжалцан. Лама-ринбочэ Йондан-Чжамцо (далай-лама IV) из Монголии прибыл в Тибет, у настоятеля монастыря Галдан Сур принял обеты монаха и гэцула и стал управлять монастырями Сэра и Брайбун. 1604 г. - дерева-дракона. Десятый кармапаский иерарх Чойин-Дорчжэ умер. Ньинсур-Чойин-Дорчжэ родился. На престол /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Бэндрун-Санчжяй-Джунгнай, года воды-зайца рождения (1543 г.). [125] Чжасрай-Дондуб-Чжалцан основал в Амдо монастырь Гонлун. Сэмба-Агван-Дагба-Чжалцан умер. Перерожденец Бэнсы Ешей-Чжамцо умер. Басо-Лхаван умер. Пагба-Тонва-Дондан умер. 1605 г. - дерева-змеи. Перерожденец Сэмбы Агван-Пунцог-Намчжал родился. Второй перерожденец Бэнсы Лобсан-Данцзин-Чжамцо родился. Четвертый пагба-иерарх Кхама Чойчжи-Чжалбо-Намчжал-Чжамцо родился. Басо-Чжэдрун-Лхаван-Чой-Ванчуг умер. Карамапаские войска разрушили /крепость?/ Чжийшодгар. Перерожденец Сэмбы Чойчжи-Чжамцо умер. 1606 г. - огня-лошади. Гуши-хан добился примирения олётов и халхасцев, когда между ними возникли споры (распри) относительно того, кто должен быть главенствующим и кто - вторым: настоятель Галдана или Тодкорский Шабдрун, известный как Чжэбцзун-Дамба; за это и получил он титул Гушри. 1607 г. - огня-овцы. Четвертый перерожденец Сэмбы Агван-Пунцог-Намчжал родился. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Чойньер, или иначе Шэйньен-Дагба. Настоятель Гэ-Чжалцан умер. 1608 г. - земли-обезьяны. Таранатха составил “Историю буддизма в Индии”. Пангар-Ринбочэ умер. 1609 г. - земли-курицы. Выходец из племени сэ монастыря Даший-Лхунбо Гончог-Чжалцан родился. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил учитель из рода сумба, уроженец Бачэ Дамчой-Чжамцо. Таглунский Агван-Намчжал составил “Историю учения” 11. 1610 г. - железа-собаки. Уроженец Гампо Даший-Дагба-Чжамцо родился. [126] Перерожденец Чжасрая Донъйод-Чойчжи-Чжамцо снова прибыл в Уй. Цзанские войска прибыли в Уй и вернулись обратно. 1611 г. - железа-свиньи. Уроженец Ликья Шейраб-Чог основал в Амдо монастырь Дацангон. 1612 г. - воды-мыши. Винаянист Чойчжэ-Од-Чжамцо превратил монастырь Гумбум в цзанский. Кармапасец Пунцог-Намчжал стал правителем (владетелем) Цзана. Настоятель Санчжяй-Ринчэн умер. 1613 г. - воды-коровы. Панчэн-ринбочэ до года земли-лошади (1618 г.) председательствовал в школе монлам. 1614 г. - дерева-тигра. У панчэн /-ламы IV/ Йондан-Чжамцо (далай-лама IV) стал бикху. 1615 г. - дерева-зайца. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил уроженец Тагбрага Лодой-Чжамцо. На трон настоятеля монастыря Гонлун-Джамлина вступил уроженец Доцан-Гарина Пунцог-Намчжал. Перерожденец Гэлэг-Бал умер. 1616 г. - огня-дракона. Лама-ринбочэ Йондан-Чжамцо (далай-лама IV) умер. 1617 г. - огня-змеи. Пятый перерожденец лама-ринбочэ Агван-Лобсан-Чжамцо 12 родился. Панчэн-ринбочэ (панчэн-лама IV) вступил на трон /настоятеля монастыря/ Сэра и Брайбун. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун вступил Лхава-Чойчжэ-Даший-Пунцог. “Отец” (“учитель”) Санчжяй-Чойцзин умер. 1618 г. - земли-лошади. Настоятель Джам-Даший родился. Перерожденец “отца” /Санчжяй-Чойцзина/ Санчжяй-Ешей родился. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дамчой-Бал. [127] Цзанские войска, когда в монастырях Сэра и Брайбун возникли внутренние разногласия, убили там многие тысячи людей. Настоятель Чойньер-Дагба умер. Настоятель Лодой-Чжамцо умер. 1619 г. - земли-овцы. Третий перерожденец Соднам-Дагбы Дагба-Чжалцан-Симхан-Гонма родился. Перерожденец Танрина Чойджор-Чжамцо умер. 1620 г. - железа-обезьяны. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Соднам-Чойпэл. На трон /настоятеля монастыря/ Чамдо вступил Пагба-Чойчжал. В Чжантангане сражались цзанцы и монголы, в результате было убито много тибетцев. Согласно Шаллуну, наступил “период нравственного закона” 13. Настоятель Дамчой-Бал умер. 1621 г. - железа-курицы. На трон /настоятеля монастыря/ Гонлун снова вступил учитель из рода сумба, уроженец Бачэ. На императорский трон Китая вступил пятнадцатый /минский император/ Тэнчи 14. Монгольские войска разгромили цзанцев в Чжантангане, вследствие чего все ранее потерянное снова досталось секте гэлугпа. 1622 г. - воды-собаки. Монгольский Принлай-Лхундуб-Миндол-Номинхан родился. Лама-ринбочэ Лобсан-Чжамцо (далай-лама V) вступил на трон /настоятеля монастыря/ Брайбун. 1623 г. - воды-свиньи. Панчэн-ринбочэ /воздвиг/ “золотой зонтик” над статуей одиннадцатиликого /Авалокитешвары/. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дагба-Чжамцо, а после смерти его /настоятелем/ стал Агван-Чой-Чжалцан с целью, чтобы резиденция не пустовала. Настоятель Цультим-Чойпэл умер. [128] 1624 г. - дерева-мыши. Лама-ринбочэ (далай-лама V) стал гэцулом. Некоторые утверждают, что (это случилось) в год огня-тигра (1626 г.). 1625 г. - дерева-коровы. 1626 г. - огня-тигра. На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Гончог-Чойпэл. В Джанцзе прибыл панчэн /-лама IV/. Комментарии1 . Huang li lings tshing — минский император Муцзун (1567-1573).2. pan chen sku bzhi ba bio bzang chos kyi rgyal mtshan. Панчэн-лама I Лобсан-Чойчжи-Чжалцан (1570—1662) здесь называется “четвертым перерожденцем панчэна” ошибочно, в данном случае речь идет, по-видимому, о Лобсан-Дондубе, имя которого не идентифицировано. См. примеч. 16 к IX рабджуну. 3. ‘bri stag gi sde gzar langs. 4. pan chen blo bzang chos rgyan gi rnam thar. Полное название биографии панчэн-ламы I Лобсан-Чойчжи-Чжалцана (1570—1662): chos smra ba’i dge slong blo bzang chos kyi rgyal mtshan gi spyod tshul gsal bar ston pa nor bu’i phreng ba, 255 ff. Эта биография Записана панчэн-ламой II Лобсан-Ешеем (1663—1737) и входит в том I его собрания сочинений [29, с. 308—309]. 5. khri gling smad dkon mchog chos ‘phel. gLing smad — букв. “нижний монастырь”, что можно идентифицировать с дацаном (школой) “нижняя тантра” (rgyud smad). 6. Wang li sheng kya — минский император Шэньцзун (1573—1620). 7. Далай-лама IV Йондан-Чжамцо (1589—1616). 8. gsang phu’i gling stod. gLing stod — букв. “верхний монастырь”. Ср. примеч. 5. 9. mgo dkar — букв. “белоголовый”. 10. Панчэн-лама I Лобсан-Чойчжи-Чжалцан (1570—1662). 11. stag lung ngag dbang rnam rgyal gyis chos ‘byung brtsan. Автор этого сочинения и само сочинение не идентифицированы. 12. Далай-лама V Агван-Лобсан-Чжамцо (1617—1682). 13. zhal lung ltar na tshul khrim le’u tshug. “Шаллун” — это “Бадгар-шаллун”. См. примеч. 2 к VIII рабджуну. 14. Then chi — минский император Сицзун (1621 — 1628). |
|