|
ПАВЕЛ ОДЕРБОРНЖИЗНЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА, ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МОСКОВИИЗнамение Ивана Грозного … Трое мужчин и столько же женщин отправились в соседний лес, как это в обычае у сих варваров, за дровами, - писал он. - Когда же вечером, в сумерки, они возвращались домой, то услышали голос: бегите, Московиты! Когда же, устрашась этого, они пустились поспешно бежать, чтобы скорее достичь города, то из воздуха упала на землю, в снег, большая мраморная глыба, подобная тем, которые у немцев и других народов употребляются для надгробных камней, и падение ее сопровождалось ударом молнии, причем глыба ударилась не с большой силой, а легла так, как будто бы нарочно была кем-либо положена. На этой глыбе было начертано неизвестными и неотчетливыми письменами какое-то изречение, или скорее надгробная надпись, которая, без сомнения, означала, что Московское государство обречено погибели. Когда камень низринулся, упали мертвыми и упомянутые трое мужчин. Тела их пролежали на земле несколько дней без всякого смрада и разложения. Даже и женщины, устрашенные столь невиданным событием, пали ниц, но вскоре оправились; когда же они заметили на снегу капли крови, то со страхом поспешили обратно в город и прибыв туда ночью, с громкими воплями возвестили о случившемся. Все поспешили к означенному месту рассмотреть, в чем дело, и нашли распростертые на земле трупы, брызги крови на снегу, а также и надгробный камень; подвигнутые троекратными знамениями и вразумленные точным языком необыкновенных явлений, они в страхе предувидели падение отечества и несчастливый исход собственных дел своих. Сам Иоанн Васильевич, привыкший пренебрегать божественными знамениями и предпочитать свое собственное усмотрение небесному, пришел в волнение, свойственное робкой душе, и счел, что множество чудесных знамений предвещает вместе с тем и множество грядущих бедствий. Только с большим трудом удалось его советникам склонить его, молчаливо и грустно сидящего дома, отправиться на место события, где лежал камень. Склонясь, наконец, пред настоятельными просьбами своих приближенных, он отправился в сопровождении митрополита и сыновей своих за город, и сам увидел обрызганный кровью снег и камень. Пораженный зрелищем, он тотчас спросил, что означает это дивное явление. Так как все терялись в догадках, то он повелел митрополиту растолковать слившиеся друг с другом и неизвестные письмена. Митрополит не без великого страха отвечал, что он этого не знает. Тогда царь приказал на следующий день привести к себе двух военнопленных проповедников из Кокенгузена и Оберпалена, которые прославились своею ученостью даже между варварами, и обещал им свободу и подарки, если они разрешат тайну, написанную на камне. Но так как эти последние также не могли прочесть неизвестные письмена и открыть таинственную волю Божию, то надеясь истолкованием наудачу получить себе свободу, обратились к царю со следующими словами: “Ты видишь в этом погибель страны; посему молчи и помышляй об умилостивлении Бога. Эти знаки касаются твоих народов и твоего царства”. Услышав столь неблагоприятный ответ, царь тотчас же созвал своих телохранителей и повелел им разбить камень в куски; вскоре потом он уехал оттуда, помышляя человеческими мерами воспрепятствовать совершению грозных судеб, предназначенных небесным усмотрением …
Текст воспроизведен по изданию: Знамение Ивана Грозного // Аномалия № 16 (171), 25.08.1998
|
|