КНИГА НАЗЫВАЕМАЯ НОВЫЙ
ЛЕТОПИСЕЦ
Преодоление Смуты в Московском
государстве в начале XVII в. ознаменовало новый
этап в развитии русской исторической мысли и
публицистики. Повести и сказания и просто
краткие летописные заметки о происходящих
событиях писали царские придворные и рядовые
служилые люди, монахи крупнейших монастырей и
священники сельских церквей. Однако мало кто из
авторов подробно сообщал о своем личном участии
в происходивших событиях или об их
непосредственном наблюдении. Большинство
сочинений, возникших как в разгар событий, так и в
первые годы после завершения Смуты, в период ее
осмысления, имеет ярко выраженный
публицистический или даже прямой агитационный
характер. В связи с этим авторы, как это было
принято для литературы того времени в целом,
широко пользуются сведениями [466]
других лиц, зачастую слухами, а нередко и прямо
заимствуют чужой текст. Поэтому при подготовке
настоящего тома серии наш выбор публикации
русского сочинения о Смуте остановился на
“Новом летописце” — памятнике, хотя и не
имеющем конкретного автора (возможно, над ним
работал не один составитель, а целая группа
переписчиков), но наиболее полно вобравшем в себя
многочисленные свидетельства современников и
участников событий конца XVI — начала XVII вв. (в его
тексте неоднократно встречаются прямые указания
на это: “То сами видехом очима своима”).
“Книга глаголемая Новый летописец”
по праву считается наиболее значительным и
популярным произведением из русских описаний
Смуты (сохранилось около сотни его списков
XVII—XVIII вв.). Повествование в нем начинается с
событий последних лет царствования Ивана
Грозного, главным из которых выделено начало
присоединения к России Сибири Ермаком. Далее
идет более подробный рассказ о царствованиях
Федора Ивановича, Бориса Годунова, достаточно
кратко описано правление Лжедмитрия I, более
детально говорится о царствовании Василия
Шуйского, в основном о сражениях под Москвой и
другими городами. С наибольшей полнотой освещены
события междуцарствования и освобождения Москвы
от поляков. “Новый летописец” оканчивается
рассказом об избрании царем Михаила Романова в
1613г. и о событиях первых лет его царствования (до
1630 г.), центральным из которых обозначено
поставление в патриархи вернувшегося из плена
отца царя Михаила Филарета Никитича в 1619 г.
Ученые много спорили об источниках
“Нового летописца”, времени и месте его
составления (был ли это Посольский приказ или
патриаршая канцелярия?) (См.: Черепнин
Л. В. “Смута” в историграфии XVII в. (Из истории
древнерусского летописания)//Исторические
записки. 1945. Кн. 14. С. 81 —128; Бовина В. Г. Спорные
вопросы в истории изучения позднего русского
летописания//Отечественная история. 1992. №5. С.
117—130; Солодкин Я. История позднего русского
летописания. М., 1997. С.67—84, 111 — 112 (библиография)).
Несомненно одно — это памятник официальной
историографии, призванный подчеркнуть
легитимность новой династии Романовых, указать
на божественный промысел в ее воцарении и
прекращении тем самым кровавой Смуты.
Установлено, что составители “Нового
летописца” использовали в своей работе такой
яркий публицистический памятник, как
Утвержденную грамоту Земского собора 1613г. об
избрании царем Михаила Романова, а также другие
официальные документы этого периода. С другой
стороны, вероятно, составители памятника о
событиях конца XVI — начала XVII вв. планировали
соединить его с предыдущими памятниками,
освещающими историю России с основания династии
Рюриковичей. Отсюда и название — “Новый летописец”.
Многие из ранних списков этого объемного
сочинения (составляющего несколько сот
рукописных листов) переписаны в единые громадные
фолианты, первые части которых представляют [467] монументальные летописные
памятники XVI в. — Никоновскую летопись, Степенную
книгу. По нескольким таким рукописям и было
произведено последнее научное издание “Нового
летописца” в серии Полного собрания русских
летописей (том XIV. СПб., 1910), взятое за основу для
публикуемого впервые перевода его на
современный русский язык, осуществленного С. Ю.
Шокаревым.
Текст воспроизведен по изданию: Хроники смутного времени. М. Фонд Сергея Дубова. 1998
|