|
МИХАИЛ СИРИЕЦХРОНИКАПЯТОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ /770/ 1 МЫ РАСПОЛОЖИЛИ ИМЕНА АРМЯНСКИХ ЦАРЕЙ И ИЕРАРХОВ В ТОМ ПОРЯДКЕ, КАК ОНИ УПОМИНАЮТСЯ В ИХ КНИГАХ. Говорят, что в первый год царя Авгара, сына Аршама 2, который является 43 годом цезаря Августа и 33 годом Ирода 3, в Вифлееме родился наш спаситель. Когда он достиг тридцати лет, то был крещен, а в возрасте тридцати трех лет претерпел мучения. Когда Авгар узнал о таинстве его страстей, то отправили нему Анания Апахуни в сопровождении десяти. Отправившись о Иерусалим, этот встретил Филиппа — одного из учеников, и открыл ему цель своего прихода. Филипп передал это Андрею, и оба они рассказали Иисусу, как пишет Иоанн.4 Но не пошел он в Армению, а принял с почетом посланца Авгара — Анания Апахуни и повелел апостолу Фоме 5 составить ответ Авгару, [187] обещая отправить к нему, после своего воскресения, одного из своих учеников, который и исцелит царя. Эти таинства провидел пророчески Захария, который предуказал посланника и те десять человек, что были отправлены Авгаром к нашему спасителю. 6Авгар прожил еще пять лет после страстей господних. Всего же он процарствовал тридцать восемь лет. После Авгара царствовал Санатруг, его двоюродный брат по материнской линии. Он основал город Месопотамии — Нисивию нa Евфрате. 7 Окончив (строительство), он приказал изваять для установления на городской стене свое изображение с зузой 8 в руке в знак того, что он имел только одну зузу, когда начал строительство города. Это он убил апостола Фаддея в местности Адра. После Санатруга в течение двадцати лет царствовал Ерванд, незаконнорожденный сын женщины из того же рода. Он убил детей Санатруга, потому что господь побудил отомстить за кровь апостола. Муж по имени Смбат Багратуни спас младшего сына Санатруга — Аршака, и тот бежал к персидскому царю Дарию. 9 Он (Смбат) известил его, что юноша является сыном Санатруга н что его братья убиты и он — единственный — уцелел. Когда персидский царь узнал это, то наградил юношу. Он дал Смбату семидесятитысячное войско и отправил против Ерванда. Смбат его разбил, убил, взял корону Санатруга н возложил на Аршака. А то место (сражения) назвали Ервандаванд. На десятом году этого Ерванда Иерусалим был опустошен Веспасианом. 10 После Ерванда в течение сорока лет царствовал Аршак. Он взял в жены дочь аланского царя. Вместе с ней прибыли св. Субиа и Кинос 11. Царь уверовал и был крещен св. Вазгеном, учеником апостола Фаддея. В его-время появились святые, «питающиеся травой», которых называли базак и которые удостоились мученического венца. После Аршака два года царствовал его сын Артавазд. Относительно него армяне долгое время считали, будто он был похищен гигантами, именуемыми хашир, на горе Масис, и что там был прикован цепью. Он прилагал усилия для того, чтобы освободиться и опустошить землю. Но благодаря ударам молота кузнецов его цепи укрепили, и он не смог освободиться. Другие считали, что переходя мост через реку Араке он запутался и упал (в воду), и его тело не нашли. Поэтому они верят, что он вновь появится в наши дни. После /771/ него семнадцать лет царствовал его брат Тирад. Затем — его другой брат Тигран, сорок пять лет. А после того его сын Вагарш, восемнадцать лет, а затем скончался. После него [188] его сын Хосров, сорок четыре года. Oн был убит персидским царем Ардаширом 12 и перс Ардашир царствовал над армянами двадцать шесть лет. После перса пятьдесят шсгть лет царствовал Трдат, сын Хосроза. На шестнадцатом году Трдата, который приходится на двадцатый год императора Диоклетиана 13 и 260 год страстей господних, св. Григорий вышел из вираба и в продолжение тридцати лет проповедовал армянам Евангелие; затем он вознесся к нашему спасителю. После пего был его младший сын Аристакэс — семь лет. Он построил в селении Кузан большую церковь Aйa Софья. Потом он был убит главой Архекабасом, так как порицал его за совершенные проступки. После него в течение семнадцати лет был старший сын Григория — Вртанес. Он был изгнан по наущению дигнац дигин, которую он обуздал. После Трдата в течение двадцати лет царствовал его младший сын Хосров. Он основал город у горы Гегам, на реке Азат, и назвал его по-персидски Довин, то есть блур. На шестнадцатом году его царствования в католикосы армян был рукоположен Иусик, сын Вртанеса; он (был) шесть лет. После Хосрова пятнадцать лет царствовал его сын Тигран. Ввиду того, что католикос его порицал, он приказал засечь католикоса до смерти. Узнав об этом, хорепископ старец Даниил 14, который был одним из учеников Григория, проклял царя и все его достояние. Вот почему этот проклятыи царь приказал удавить Даниила. В католикосы был рукоположен Фарнерсе, муж миролюбивый и смиренный, он оставался четыре года. Он также был убит царем. После этого персидский царь схватил Тиграна и приказал ослепить его. Бог предал его в руки его врагов, потому что он совершил безбожное и убил двух католикосов. И лишились армяне (духовного) света. После Тиграна тридцать лет царствовал его сын Аршак. Он был убит сыном своего брата Кнелом из-за женщины по имени Парандзем. На его четвертом году в армянские католикосы был рукоположен (Нерсес), сын Атанакина, сына Иусика, сына Вртанеса, сына Григория. Он оставался в течение тридцати лет. Он проклял царя Аршака, ибо тот убил его племянника и завладел его женой. Он проклял армян, которые не избрали царем другого, покинул свою резиденцию и отправился в страну греков. Тогда персидский царь призвал армянского царя Аршака, который отправился к нему. Он приказал заковать его и бросить в темницу, и Аршак там покончил с собой, как и предсказывал католикос Нерсес. А персидский царь назначил в Армению персидского главу Мехруджана. Тогда католикос [189] Нерсес уговорил императора ромеев Феодосия Великого 15 дать войско (сыну) Аршака, который был заложником (у императора), и Пап, сын Аршака, выступил и одолел. Мехруджана. Пап царствовал семь лет. В этот период стараниями Анатолия, главы войска ромеев, пришедшего с Папом, Феодосии основал в Армении город. Название его — Карникагак, но его называли по имени императора Феодосиополем. Пап, следуя по стопам своего дурного отца, продолжал притеснять католикоса Нерсеса. Опасаясь, что он проклянет его, как проклял его отца, и уйдем к грекам, Пап распорядился погубить. католикоса смертельным ядом. Тогда Василий Великий 16 проклял Папа и постановил, чтобы в дальнейшем армянских католикосов не рукополагали в Кесарии, хотя до того армянские католикосы посвящались (в сан) в церкви Кесарии. Проклятье св. Василия поразило Папа подобно стреле. Анатолий схватил его и отправил к императору Феодосию. По распоряжению последнего, он был брошен в море, как сообщает Мовсэс Кертогахайр, то есть «оттачивающий слова». После Папа десять. лет царствовал Вараздат Аршакуди. Он получил трон по указу императора Феодосия, у которого находился в качество-заложника. В этот период, без согласия архиепископа Кесарийского, в армянские католикосы был рукоположен Саак, он был (в течение) шести лет. Затем был рукоположен его брат Завен, шесть лет. После него — Аспурак, (правил) пять лет. После Вараздата /772/ двадцать лет царствовали двое сыновей Папа — Аршак и Валаршак. А затем, по распоряжению персидского царя, воцарился Хосров Аршакуни, ибо армяне восстали против ромеев. Он правил десять лет. На его втором году в армянские католикосы был рукоположен Саак, сын Нерсеса Великого, он оставался (на престоле) сорок один год. После Хосрова, при поддержке персидского царя, воцарился Врамшапух, (он правил) двадцать два года. С этого времени у армян появилась письменность благодаря блаженному Месропу из области Тарон, селения Хасигас. После Врамша-пуха правил десять лет его сын Арташес. Ввиду того, что он совершил много дурного, армянские главы собрались к католикосу Сааку и предложили ему отправиться вместе с ними к персидскому царю с тем, чтобы вместо (Арташеса) пocaдить царем другого. Но католикос не согласился и ответил: «Богу не угодно, чтобы я отдал христову овцу в лапы волка и безбожника». Поэтому главы разгневались на него и отправились к персидскому царю Врамшапуху. 17 Царь (персов) схватил Арташеса, заковал и отправил в Хузистан, а Саака низложил. [190] По предложению армянских глав, (католикосом) был назначен сириец-яковит Абд-Ишо, муж коварный и скверный Он правил один год и скончался. После него был Самуил, из того же народа. Он оставался два года и скончался. После них был армянин Сурмаг, который совместно с главами возвел клевету на блаженного Саака и который стал католикосом благодаря поддержке персидского царя. Он скончался после семилетнего правления. Саак же скончался в области Тарон, в селении Ашдишад, тогда же почил царь Хосров. После него над армянами стоял спарапет управитель Вардан из рода Мамиконянов, младший сын св. Саака. Некоторое время спустя армяне были подчинены персами, но вскоре они восстали против них, как некогда восставали против ромеев, о чем сообщается в «Истории» учителя Елишэ. Этот Вардан в течение тридцати лет пребывал в добром согласии с армянскими главами. Он погиб за церковь, убитый персидскими воинами. В период управления Вардана в армянские католикосы был рукоположен Иосиф, один из учеников знаменитого Месропа. Он оставался католикосом в продолжение восьми лет. После него в течение десяти лет был Кут. При нем стали известны учителя армянские Мовсэс Кертогахайр, его брат Мамбре Базнуг и философ Давид. После него в течение шеста лет католикосом был Иоанн Мандакуни. Он ввел множество установлении в армянской церкви, в том числе — дневные и ночные чтения, правила крещения, а также относительно рукоположения епископов, священников и дьяконов, об освящении церкви, о подготовке к обедне. В его время собрался церковный собор в Халкедоне, с которым он не был согласен. 18 После него шесть лет был Бабкен. После управителя Вардана в течение двадцати лет был его сан Манканос. Затем его сын Ваган — пятнадцать лет; его брат Варт — двенадцать лет; Мегек Кнуни — тридцать лет. На его десятом году, который приходится на 310 год греков и на седьмой год кесаря Филиппа, четырнадцатый год Юстиниана 19, что построил храм св. Софии, и 258 год от Григория, просветителя армян, было положено (начало) армянскому .летосчислению. 20 Затем десять лет католикосом был Самуил. После него — Муша, восемь лет; Саак — пять лет; Христофор Филосов — шесть лет; Леон — три года; Нерсес — девять лет. Последний на четвертом году своем созвал церковный собор в Довине. Главами этого собора были Петр Сюнийский, Нершапух Таронский, Абд-Ишо Санасунский. В это время и сирийцы созвали церковный собор в Месопотамии. Они направили [191] семерых знатных мужей на церковный собор армян с посланиями, в которых излагался символ веры православных (то есть яковитов). Они также извещали, что в трисагионе 21 провозглашают: «который был распят за нас». Когда армяне узнали об этом, то они вошли в (церковную) унию с сирийцами и объединились (с ними) в вере. Вот имена мужей. посланных сирийцами (к армянам): архимандриты Аарон и Давид, Марда-Яб, священники Иаков из Сареба, Давид, Саргис. Они отправили /773/ с ними также божьего избранника св. Абд-Ишо с тем, чтобы он был рукоположен в священники. Глава церковного собора мар 22 Нерсес рукоположил его. и отпустил его с почетом и подарками, вручив символ веры, изложенный в послании. Когда сирийцы узнали обо всем этом, они возрадовались, и с общего согласия осудили церковный собор в Халкедоне и формулу Льва. 23 После (управителя Армении) Мегека Кнуни, когда над персами воцарился Кавад, сын Пороза 24, он назначил персидским марзбаном над армянами,то есть дукой, Артаншапуха, который принуждал их почитать огонь. Не подчинившиеся этому были преданы смерти. Он управлял восемь лет. После него семь лет также был перс — Вараздат. После кончины персидского царя Кавада воцарился его сын Хосров. 25 Он отправил (марзбаном в Армению) своего родственника перса Сурена, который управлял семь лет. Этот перс был (убит армянином), который затем бежал к византийскому императору Юстиниану, принявшего его с почетом. Как раз в это, время была построена Айя Софья и император посвятил одну из ее дверей армянам, и до настоящего времени их называют «Двери армян». Затем персы избрали из армян Давида Сааруни и назначили армянским управителем. На двенадцатом году этого главы объявился Мухаммад, сын Абдаллаха, и началось царство арабов — в 72 году армянского летосчисления 26. Этот Давид управлял армянами в течение тридцати лет. После него тринадцать лет был Феодор Рштуни. Тогда же был рукоположен в католикосы Ованес, .который правил двадцать семь лет; после него Моисей — тридцать лет; затем Авраам — двадцать три года. В его время католикос иберов Кюрион принял сторону Халкедонского собора и объявил об этом. И иберы (в церковном отношении) отделились от армян. В этот период греки потерпели поражение от персов и потеряли города Гарникагак и Гедраши. Затем в католикосы был рукоположен Оган, но его не включают в перечень, потому что он перешел в халкедонскую ересь и был низложен. После него восемь лет был Комитас, который построил церковь на месте упокоения [192] мученицы Рипсимэ и восстановил церковь, построенную при Григории. Затем — Христофор, три года; он был низложен, так как затеял смуту среди глав. После него — Эзр, десять лет, в его время, в 100 году армянского летосчисления, в Армении прекратилось персидское владычество и над Арменией и Иберией воцарились при Омаре, (одном из преемников) Мухаммада, — арабы 27. Затем был (католикосом) Нерсес — двадцать лет, он построил храм Григория в городе Ташди. На обряд своего посвящения он пригласил византийского императора Константина, младшего сына Ираклия 28. Прибыв, император не почтил армянских глав, как они ожидали, и после его ухода главы низложили католикоса Нерсеса из-за того, что он допустил в церковь халкедонита, чем осквернил ее. Нерсес проклял армянских глав и бежал-в византийские пределы, где и умер. После него — Анастас, шесть лет, в его время (жил) учитель Анания Ширакаци, который создал для армян календарь; до этого же они пользовались греческим календарем. Тогда же (жил) Филон Диракаци, который перевел сочинение Сократа с греческого языка на армянский. После (Анастаса католикосом) был Илия, десять лет; Саак — двадцать семь лет, он скончался в Харране; 29 Илия — тринадцать лет; Ованес — одиннадцать лет, он созвал церковный собор в Манцихерте. После Феодора Рштуни (над армянами) были следующие главы: куропалат Амазасп Мамиконян, он управлял при арабах двадцать шесть лет; батрик Григор — двадцать лет; Ашот Багратуни — семнадцать лет; Нерсес Гамсарган — двадцать лет; Смбат Багратуни — двадцать лет; Ашот Багратуни, сын Васака, — восемнадцать лет; его сын Смбат — двенадцать лет. После Ованеса Философа были следующие католикосы: Давид — тринадцать лет; Диртад — двадцать три года; другой Диртад; Сион — восемь лет; Есаи — тринадцать лет; Степанос — два года; Геворк — три года; Иосиф — десять лет; Иов — шесть месяцев; Шаламун — два года; Давид — двадцать пять лет; Ованес — двадцать два года; в его время Мамуни /774/ стал эмиром в Армении 30; Захария, приятный муж,—двадцать два года; Геворк — двадцать один год; Маштоц, предававшийся аскетизму с юных лет, — восемь месяцев; Ованес — двадцать девять лет, в его время в Армения управлял Смбат, сын Ашота. Затем в течение двадцати пяти лет управлял его сын Ашот, прозванный Мсагер, то есть «плотоядный». Он купил у рода Гамсарган Аршарунис и перенес туда свою резиденцию. Затем тридцать лет управлял его сын Смбат, прозванный Абу-л-Аббас. Мальчиком он был заложником в Самарре 31, а будучи отпущен — стал править в Армении. Затем — его сын Ашот — сорок лет, под эгидой Исы бар Хашака 32 и с согласия [193] византийского императора Василия. 33 Его сын Смбат правил с 339 года армянского летосчисления — в течение двадцати двух лет, под эгидой византийского императора Льва 34 и при поддержке эмира Ахмада ибн Исы бар Хашака. 35 При этом Смбате и его отце Ашоте армянская земля пребывала в мире. На двадцать втором году (Смбага), который является 360 годом армянского летосчисления, арабский эмир Йусуф ибн Абу-с-Садж 36 пришел в Армению с многочисленным войском. С ним заключили соглашения (царь иберов) Атрнерсех, глава Ваопуракана Гагик, и Ашот, сын Шапуха. Он осадил Смбата в Габвиде, изгнал его оттуда и приказал распять, а Армению опустошил. Проклятье пророка на сынов Израиля пало и на армян. Мы нашли все (вышеописанное) в армянском сочинении, которое содержит их историю от рождества Христова до 360 года армянского летосчисления, в котором Смбат был убит и воцарились арабы. Это составляет период в 910 лет. С этого времени они (армяне) не имели царей. АРМЯНСКИЕ ЦАРИ И ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ КАЖДОГО ИЗ НИХ
Когда же пресеклись цари, были управители: 21. Вартан — 30 лет В Здесь полностью пресеклись армянские главы и управителями были персидские главы, которые назывались марзбанами то есть дуками: 26. Артаншапух — 8 лет Затем вновь появились армянские главы: 29. Давид Сааруни —30 лет Затем вновь появились армянские цари: 38. Ашот Мсатер — 20 лет Он был убит, и не было более в Армении ни царя, ни управителя из армян. Арабские цари и эмиры властвовали над ними повсюду в Армении. Когда после них вторглись тюрки, то тюркские эмиры обосновались в Армении и правят там до настоящего времени. 37 При византийских императорах Зиноне и Анастасии 38 собрались греки, а также из армянских и (персидских) земель и осудили Халкедонский собор. АРМЯНСКИЕ КАТОЛИКОСЫ 39: 16. Самуел Пзнунский, из селения Арцхе — 10 лет 23. Мовсэс, из селения Алавард — 30 лет. На своем третьем году он распорядился составить хронику Торгома, по годам армянского летосчисления, начиная от Мегека Кнуни. 24. Авраам Ерегдуни, из селения Алаб — 23 года. При нем распалось и прекратилось армянское царство, были переняты обычаи ромеев, признан Халкедонский собор. Виновником этого (церковного) раскола был католикос иберов Кюрион. 25. Map Охан, из Коговита — 26 лет. Кесарь Маврикий 40 назначил этого Ованеса католикосом армянским при католикосе Аврааме и определил для Ованеса резиденцией селение Аван, в Годасе. 26. Map Комитас, из селения Алей — 8 лет, (который восстановил) церковь Рипсимэ. 27. Map Христофор, из знатного рода мар Авраама — 3 года. 28. Map Эзр, из Ниджа, из селения Паразнагерд, которое стало резиденцией католикоса,— 9 лет. Он вел переговоры с византийским императором и должен был признать, вместе с епископами Армении, Халкедонский собор. 29. Map Нерсес. Есть еще много другого в этой главе (о католикосах), но я не могу все передать, потому что утрачены ее начало и конец. /775/ Яков Эдесский 41 указывает, что следующие девять царей правили над армянами до начала последнего персидского (то есть Сасанидского) царства, то есть до прихода нашего спасителя: Хосров, Трдат, Хосров, Тиран, Аршак, Пап с Араздом, Аршак и Валаршак. Они наследовали один другому до появления христианских царей. Когда армяне уверовали в Христа, их цари склонялись к единению с верующими царями. Поэтому персидские (то есть сасанидские) цари ополчились против них и не разрешали им иметь войско. Вот что говорит учитель мар Яков (Эдесский). Но армяне рассказывают относительно царя Аршака (следующее). Этот Аршак убил царя Антиоха и правил в Сирии и Иерусалиме, Палестине, Ассирии и Вавилоне. Он спустил на море суда, отправился на запад, разорил землю Итаяии и правил в Риме. Он воздвиг две колонны между двумя городами, где добывали золото. Когда он обратился к земле греков, то поразил своим копьем большую мраморную колонну и пробил отверстие. Узнав об этом, афинские мудрецы изрекли: «Наконечник этого копья был обмокнут в кровь дракона, которая смешалась со змеиным ядом. Вот почему оно пробило насквозь камень» Аршак опустошил остров иберов 42 уведя его жителей в северные горы, чтобы сделать их зависимыми от армян. Это как раз те, которых ныне называют иберами. Сам же он после тридцатилетнего правления скончался в Нисивии. Вот что написано по-армянски. Хотя это и считают истинным, но кажется это невероятным рассказом. ПОСЛЕ ПРОПОВЕДНИКОВ ЕВАНГЕЛИЯ ВАРФОЛОМЕЯ И ФАДДЕЯ (БЫЛИ):
Комментарии1 В переводе имена собственные, термины и топонимы переданы в звучаний подлинника. В хронологию Михаила Сирийца внесены необходимые коррективы. 2 Авгар V Укама — один из царей сирийского государства Осроэны, со столицей в Эдессе. Правил в 13—50 гг. н. э. Укама /сир./ — «черный». Эдесса была одн-им из древнейших городов Передней Азии, известным под семитским названием Урха /ныне Урфа в восточной Турции/. Эдесса — название, принесенное воинами Александра Македонского. По мнению В. В. Бартольда, этот город имел исключительное значение в развитии сирийской культуры и в истории христианства вообще /см. В. В. Бартольд. Сочинения, т. VI, М., 1966, с. 148/. Н. Г. Адонц считает, что в деле распространения христианства на персидском Востоке, в том числе и в Закавказье, Эдесса сыграла выдающуюся роль /см. Н. Г. Адонц. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971, с. 346—347/. С ней связаны и армянские предания о проповеди христианства в Армении /наряду с Каппадокией/, следствием чего, возможно, и является причисление Авгара V к плеяде армянских венценосцев. 3 Римский император цезарь Август «з династии Юлиев правил в 27 г. до н. э.—14 г. н. э. Иудейский царь Ирод I Великий правил в 40—4 гг. до н. э. 4 Далее следует пересказ из Евангелия от Иоанна, гл. XII, ст. 20—23: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые эллины. Они подошли к Филиппу, который .был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». Филипп идет и говорит о том Андрею, и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: «Пришел час прославиться сыну человеческому». 5 Апостолы Фома и Фаддей (в сирийской передаче Варфоломей и Аддай), по сирийской традиции, считаются первыми проповедниками христианства (или же проповедниками Евангелия) в странах Закавказья. О том, что они еще в 1 в. н. э., якобы, приходили сюда, говорится почти в каждом значительном историографическом сочинении, в том Числе в «Хронике» Михаила Сирийца (Chronique de Michel le Syrien, t. IV, p. 92). He случайно, что Фавст Бузанд (История Армении, перевод с древнеарм., Ереван, 1953, с. 7) именует армянский церковный престол «престолом апостола Фаддея». 6 Далее следует пересказ из Книги пророка Захарии, гл. VIII, ст. 23: «Так говорит господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек, из всех разноязычных народов, возьмутся за полу иудея, и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы, слышали, что с вами Бог». 7 Нисивия, или Нисиба (в армянской литературе — Мцбин, ныне Нусайбин в северо-восточной Сирии), — один из древнейших городов, упоминаемый еще в ассирийских клинописных табличках. В период средневековья был одним из важнейших центров сирийской науки и культуры. Достаточно упомянуть, что здесь находилась знаменитая Нисибийская академия — высшее учебное заведение (средневековый университет). Н. В. Пигулевская (История Нисибийской академии. — ПС, 1967, вып. 17, с. 98) отмечает: «Широкое распространение сирийской культуры связано с историей городов Междуречья, среди которых Эдесса и Нисибия заняли наиболее выдающееся место как важные экономические пункты, как центры ремесла, торговли и образованности». Действительно, находясь в приграничной полосе, Нисивия имела важное военно-стратегическое значение, а вместе с тем была крупным центром транзитной торговли между Востоком и Западом. 8 Зуза (сир.) — сирийская серебряная монета, равная примерно одной четвертой шекеля (еврейского), греческой драхме или арабскому серебряному дирхему. 9 Кто этот «персидский царь Дарий» — трудно сказать. 10 Римский император Тит Флавий Веспасиан (69—79) захватил Иерусалим в 71 г. 11 Должно быть одно лицо — Сукиасин. 12 Шаханшах Ардашир I Папакан Сасанид, правил в 226— 241 гг. 13 Римский император Диоклетиан правил в 284—305 гг. 14 Хорепископ Даниил — родом сириец, сыгравший определенную роль в истории распространения христианства и создания домаштоцевской письменности в Армении. О сирийце Данииле и Данииловых письменах, то есть о попытке приспособить сирийский алфавит к армянскому языку, как об этапе развития армянской письменности, сравнительно подробно рассказывают Фавст Бузанд (История Армении с. 31—36) и Корюн (Маштоц. Пер. с древнеарм. Ереван 1954, с. 89—91). См. также: Н. Г. Адонц. Армения в эпоху Юстиниана, с. 351. 15 Византийский император Феодосии I (379—395). 16 Архиепископ Кесарийский в 370—379 гг., один из трех «отцов Каппадокийских». 17 Вероятно, имеется в виду шаханшах Бахрам (Варахран) V Гур (420—438/9). 18 Имеется в виду четвертый вселенский собор, который был созван византийским императором Маркианом (450—457) в 451 г. в Халкедоне. На нем была выработана формула, согласно которой Христос имел два естества (божеское и человеческое), неслитные, но и нераздельные после воплощения. В связи с этим на соборе были осуждены ереси Ария, Нестория, Евтихия и монофизитов. Решения собора привели к церковному расколу: его каноны не были признаны в Сирии, Египте и Армении, что явилось формой протеста против политического и экономического, а также конфессионального гнета Византийской империи в этих странах; 19 Византийский император Юстиниан I (527—565). У сирийцев было принято летосчисление по Селевкидской эре, которая начиналась 1 октября 311 г. до н. э. Ее они называли «греческой эрой». 20 11 июля 552 г. н. э. 21 Трисагион (греч.) — «трисвятый». Песнопение «святый боже, святой и могущественный, святой и вечный, помилуй нас» имеется во всех старых евангелических литургиях. Наиболее раннее фиксированное известие о трисагионе— в актах Халкедонского собора 451 г. (The Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. bv F. L. Cross. London, 1957, p. 1377). Подробное трисагионе см.A. Baumstark. Trishagion und Queduscha. — Jahrbuch fuer Liturgiewissenschaft, Muenster, 1923, Bd. III, S. 18—32; L. Brou. O.S.B. Etudes sur la liturgje mozarabe. Le trishagion de la messe d'apres les sources manuscrites.-Ephemerides liturgicae. Roma, 1947, v. 1/11,p. 309—334. 22 Map, мари (сир.) — «господин», «наш господин», обязательное слово перед именами святых и патриархов. 23 Вероятно, имеется в виду формула, выработанная константинопольскими иерархами и папой Львом I Великим (440—461) и принятая на четвертом вселенском соборе 451 г. в Халкедоне. 24 Шаханшах Кавад I Сасанид (488—531). 25 Шаханшах Хосров I Ануширван Сасанид (531—578). 26 Имеется в виду появление, проповедь и деятельность Мухаммада, основателя ислама и пророка мусульман, а также создание Арабского мусульманского государства (после смерти Мухаммада-Халифата). 27 Омар ибн ал-Хаттаб (634—644) — второй правоверный халиф. 28 Возможно, имеется в виду Константин II, преемник Ираклия I; был на-византийском троне в 641—668 гг. 29 Ныне Харан в восточной Турции. 30 Имеется в виду один из наместников халифов-Аббасидов в Армении, с резиденцией в Двине, в первой половине IX в. Конкретно определить, о ком идет речь, — трудно, так как в 833—855 гг., когда католикосом был Иоанн Овайский, сменилось несколько наместников. (См. Е. de Zambaur. Manuel de genealogie et de chronok gie pour l'histoire de l'Islam. Bad Pyrmont, 1955, p. 178). 31 При халифе Харуне ар-Рашиде Аббасиде (786—809). 32 Имеется в виду наместник халифов Аббасидов в Армении Иса ибн аш-Шайх ибн ас-Салил аш-Шайбани в 869/70— 882/3 гг. (Е. de Zambaur. Manuel de genealogie et de chronologie pour l'histoire de l'Islam, p. 179). 33 Византийский император Василий I (867—886). 34 Византийский император Лев VI (886—912). 35 Возможно, имеется в виду сын и преемник эмира Исы на посту наместников халифов Адов в Армении. Годы наместничества неизвестны. 36 Возможно, имеется в виду Абул-д-Касим Йусуф ибн Дивдад Саджид (900/01—927/8), правивший в Азербайджане и имевший резиденции в Мараге, Ардабиле и Бердаа (Е. de Zambaur. Manuel de genealogie, p. 179). 37 Имеется в виду сельджукское завоевание и временное господство в Армении в XI—XII вв. 38 Византийские императоры. Зенон правил в 474—475 гг. и повторно в 476—491 гг., а Анастасий I в 491—518 гг. 39 Список неполон, ибо источник, откуда Михаил Сириец почерпнул сведения, — дефектен, на что он сам далее указывает. 40 Византийский император в 582—602 гг. 41 Яков Эдесский — сирийский автор VII в., ему принадлежит не дошедшая до нас непосредственно «Хроника», которая составлена по образцу «Канонов» Евсевия Кесарийского и является их продолжением. Был епископом Эдессы. 42 Судя по контексту, подразумевается Иберийский (Пиренейский) полуостров.
Текст воспроизведен по изданию: "Краткая история Армении" (Из "Хроники" Михаила Сирийца) // Кавказ и Византия. № 1. Ер. 1979
|