Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АЛ-МАСУДИ

ЗОЛОТЫЕ КОПИ И РОССЫПИ САМОЦВЕТОВ

МУРУДЖ АЗ-ЗАХАБ ВА МА'ДИН АЛ-ДЖАУХАР

/387/ [XXIV] О втором соединении хронологии от хиджры до этого времени

И это джумада-л-ула триста тридцать шестого года 1, в котором завершили мы последнюю часть этой книги.

Выделили мы ранее в этой книге главу, касающуюся хронологии мира, пророков и царей до рождения пророка нашего Мухаммада, да пребудет с ним молитва и благословение Аллаха, и послушничества его до хиджры его 2. Потом помянули мы хиджру его до кончины его и дни халифов и царей до этого времени и соответствии с [тем], чего требует счет и что [имеется] в книге житий и [сочинениях] знатоков хронологий, которые интересовались известиями [о] халифах и царях. Мы не касались в упомянутом нами [лишь того], что [имеется] в книгах зиджей 3 из [того], что упомянули звездочеты в соответствии с [тем], чего требует хронология их. [Так] упомянем в этой главе все, что находили они в звездных книгах зиджей от хиджры до означенного времени, чтобы увеличить пользу книги [нашей] и дополнить расхождения среди знатоков хронологий из знатоков известий и звездочетов, а также [то], в чем они сошлись.

И обнаружили мы в Китабаз-зиджат 4, что начало мухаррама первого года (622/3) ат-тарвийа 5 пришлось на пятницу, и это шестнадцатый день таммуза девятьсот тридцать третьего года Зу-л-Карнайна 6. И была хиджра Пророка, да пребудет с ним молитва и благословение Аллаха, из Мекки в Медину [в] первом году, после того как прошло от него два месяца и восемь дней (16.06.622). И пребывал он там, пока [не] преставился, да пребудет с ним благословение и приветствие Аллаха, девять лет, одиннадцать месяцев и двадцать два дня, и всего десять лет и два месяца.

Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах: два года, три месяца и восемь дней. И это двенадцать лет, пять месяцев и восемь дней.

/388/ 'Омар б. ал-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: десять лет. шесть месяцев и девятнадцать дней. И это двадцать два года, одиннадцать месяцев и двадцать пять дней.

Была аш-шура после 'Омара три дня. И это двадцать два года, одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней. [570]

'Осман б. 'Аффан, да будет доволен им Аллах: одиннадцать лет, одиннадцать месяцев и девятнадцать дней. И это тридцать четыре года, одиннадцать месяцев и семнадцать дней.

'Али б. Абу Талиб, да будет доволен им Аллах: четыре года и семь месяцев. И это тридцать девять лет, восемь месяцев и семнадцать дней.

До присяги Му'авии б. Абу Суфйана [прошло] шесть месяцев и три дня. И это сорок лет, два месяца и двадцать дней.

Му'авия б. Абу Суфийан, да будет доволен им Аллах: девятнадцать лет, три месяца и двадцать пять дней. И это пятьдесят девять лет, шесть месяцев и двадцать пять дней.

Йазид б. Му'авия 8: три года и восемь месяцев. И это шестьдесят три года, два месяца и пятнадцать дней.

Му'авия б. Йазид б. Му'авия 9: три месяца и двадцать два дня. И это шестьдесят три года, шесть месяцев и семь дней.

Марван б. ал-Хакам 10: четыре месяца. И это шестьдесят три года, десять месяцев и семь дней.

'Абдаллах б. аз-Зубайр: восемь лет и пять месяцев. И это семьдесят два года, три месяца и семь дней.

'Абд ал-Малик б. Марван до убиения Ибн аз-Зубайра: год, два месяца и шесть дней. И это семьдесят три года, пять месяцев и десять дней.

/389/ О днях сынов Марвана б. ал-Хакама 11

'Абд ал-Малик б. Марван б. ал-Хакам: двенадцать лет, четыре месяца и пять дней.

Ал-Валид б. 'Абд ал-Малик: девять лет, девять месяцев и двадцать дней.

Сулайман б. 'Абд ал-Малик: два года, семь месяцев и двадцать дней.

'Омар б. 'Абд ал-'Азиз б. Марван: два года, пять месяцев и тринадцать дней.

Йазид б. 'Абд ал-Малик: четыре года и один день.

Хишам б. 'Абд ал-Малик: девятнадцать лет, восемь месяцев и семь дней. И это сто лет, двадцать четыре года, три месяца и шесть дней.

Ал-Валид б. Йазид б. 'Абд ал-Малик, пока [не] был убит: год, два месяца и двадцать дней. И это сто двадцать пять лет, пять месяцев и двадцать семь дней. Была смута после убиения его два [571] месяца и двадцать пять дней. И это сто двадцать пять лет, восемь месяцев и двадцать два дня.

Йазид б. ал-Валид б. 'Абд ал-Малик: два месяца и семь дней. И это сто двадцать пять лет, одиннадцать месяцев и один день.

Ибрахим б. ал-Валид б. 'Абд ал-Малик, пока [не] был смещен: два месяца и одиннадцать дней. И это сто двадцать шесть лет, месяц и двенадцать дней.

Марван б. Мухаммад, пока [не] был убит: пять лет и два месяца. И это сто тридцать один год, три месяца и двенадцать дней.

/390/ О халифах из сынов Хашима

Абу-л-'Аббас 'Абдаллах б. Мухаммад [ас-Саффах]: четыре года, восемь месяцев и два дня. И это сто тридцать пять лет, одиннадцать месяцев и двадцать четыре дня, и пока [не] началось правление ал-Мансура — четырнадцать дней. И это сто тридцать пять лет, одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней.

Абу Джа'фар 'Абдаллах б. Мухаммад ал-Мансур: двадцать один год, одиннадцать месяцев и восемь дней. И это сто пятьдесят семь лет, одиннадцать месяцев и шесть дней, и пока [не] дошло известие [о его смерти] до ал-Махди — двенадцать дней. И это сто пятьдесят семь лет, одиннадцать месяцев и восемнадцать дней.

Ал-Махди: десять лет, один месяц, и пять дней. И это сто шестьдесят восемь лет и тринадцать дней. И пока [не] дошло известие до ал-Хади — восемь дней. И это сто шестьдесят восемь лет, один месяц и один день.

Ал-Хади: один год, один месяц и двадцать пять дней. И это сто шестьдесят девять лет, два месяца и шестнадцать дней.

Ар-Рашид: двадцать три года, два месяца и шестнадцать дней. И это сто девяносто два года, пять месяцев и три дня. И пока [не] дошло известие до ал-Амина, сына его — двенадцать дней. И это сто девяносто два года, пять месяцев и пятнадцать дней.

Ал-Амин, пока [не] был свергнут и заточен: три года и двадцать пять дней. И это сто девяносто пять лет, шесть месяцев и десять дней. Пребывал он заточенным два дня 12. И это сто девяносто пять лет, шесть месяцев и двенадцать дней. Его выпустили, ему присягнули, он сражался, был осажден [в течение] года, шести месяцев и тринадцати дней, пока [не] был убит.

Ал-Ма'мун: двадцать лет, пять месяцев и двадцать два дня. И это двести семнадцать лет, шесть месяцев и девятнадцать дней. [572]

/391/ Ал-Му'тасим: восемь лет, восемь месяцев и два дня. И эти двести двадцать шесть лет, два месяца и девятнадцать дней.

Ал-Васик: пять лет, девять месяцев и пять дней. И это двести тридцать один год, одиннадцать месяцев и двадцать четыре дня.

Ал-Мутаваккил: четырнадцать лет, девять месяцев и семь дней. И это двести сорок шесть лет, девять месяцев и один день.

Ал-Мунтасир: шесть месяцев. И это двести сорок семь лет, три месяца и один день. И до [того], как спустился ал-Муста'ин [по реке] в Город Мира — два года, девять месяцев и три дня. И это двести пятьдесят лет и четыре дня. И до [того], как присягнули ал-Му'таззу в Самарре — десять дней. И это двести пятьдесят лет и четырнадцать дней. И до [того], как [упомянули имя] ал-Му'тазза [в] хутбе в Городе Мира — одиннадцать месяцев и двадцать дней. И это двести пятьдесят один год и четыре дня. И до [того], как свергнут был ал-Му'тазз, — три года, шесть месяцев и двадцать три дня. И это двести пятьдесят четыре года, шесть месяцев и двадцать семь дней. И до присяги ал-Мухтади два дня. И это двести пятьдесят четыре года и семь месяцев.

Ал-Мухтади: одиннадцать месяцев и восемнадцать дней. И это двести пятьдесят пять лет, шесть месяцев и семнадцать дней.

Ал-Му'тамид: двадцать три года и три дня. И это двести семьдесят восемь лет, шесть месяцев и двадцать дней.

А-Му'тадид: девять лет, девять месяцев и два дня. И это двести восемьдесят восемь лет, три месяца и двадцать два дни.

/392/ Ал-Муктафи: шесть лет, шесть месяцев и двадцать дней. И это двести девяносто четыре года, десять месяцев и двенадцать дней.

Ал-Муктадир, пока [не] был свергнут: двадцать один год, два месяца и пять дней. И это триста шестнадцать лет и девятнадцать дней.

Ибн ал-Му'тазз, пока [не] был свергнут: два дня. И это триста шестнадцать лет и двадцать один год.

Ал-Муктадир, пока [не] был убит: три года, девять месяцев и восемь дней. И это триста девятнадцать лет, девять месяцев и девятнадцать лет.

Ал-Кахир, пока [не] был свергнут: год, шесть месяцев и десять дней. И это триста двадцать один год, четыре месяца и девять дней.

Ар-Ради: шесть лет, одиннадцать месяцев и восемь дней. И это триста двадцать восемь лет, три месяца и семнадцать дней. [573]

Ал-Муттаки: три года, девять месяцев и семнадцать дней. И это триста тридцать два года, один месяц и три дня.

Ал-Мустакфи: год и три месяца. И это триста тридцать три года, четыре месяца и три дня.

Ал-Мути' ли-л-Лах до начала джумада-л-ула триста тридцать шестого года (18.11.947): два года, восемь месяцев и пятнадцать дней. И это триста тридцать пять лет, четыре месяца без трех ночей.

Сказал ал-Мас'уди: Годы хиджры лунные, и между этой хронологией и хронологией знатоков известий и житий различие от добавлений месяцев и дней. И надежда наша на упомянутую нами /393/ хронологию от хиджры до этого времени в соответствии с [тем], что мы обнаружили в книгах зиджей, ибо люди этого ремесла соблюдают эти времена и получают точное знание их.

Получившаяся у нас хронология [основана] на зидже Абу 'Абдаллаха Мухаммада б. Джабира ал-Баттани и иных зиджах, [доводящих счет лет] до этого времени. [Все] упомянутое прежде в этой книге от хиджры до этого времени, [то] мы вновь и приводим подробно в этой главе, чтобы приблизилось значение к ищущему его и не удалилось [сказанное] от упомянутых нами зиджей.

Истинно [доказано] в хронологии знатоков житий и известий из мужей, [что] передают [известия] и предания [то], что был послан [он] 13, да пребудет с ним приветствие и благословение Аллаха, и ему сорок лет. [Потом] пребывал он в Мекке тринадцать лет, и был в изгнании десять лет. Преставился он, и ему шестьдесят три года, да пребудут с ним молитва и благословение Аллаха.

Абу Бакр: два года, три месяца и десять дней.

'Омар б. ал-Хаттаб: десять лет, шесть месяцев и четыре ночи.

'Осман б. 'Аффан: двенадцать лет без восьми дней.

'Али б. Абу Талиб: четыре года, девять месяцев и восемь ночей.

Ал-Хасан б. 'Али: шесть месяцев и десять дней.

Му'авия б. Абу Суфйан: девятнадцать лет, восемь месяцев и двадцать пять дней.

Йазид б. Му'авия: три года и восемь месяцев без восьми ночей.

Му'авия б. Йазид: один месяц и одиннадцать дней.

Марван б. ал-Хакам: восемь месяцев и пять дней

'Абд ал-Малик б. Марван: двадцать один год и полтора месяца.

Ал-Валид б. 'Абд ал-Малик: девять лет, восемь месяцев и два дня.

Сулайман б. 'Абд ал-Малик: два года, восемь месяцев и пять дней. [574]

/394/ 'Омар б. 'Абд ал-'Азиз: два года, пять месяцев и пять дней.

Йазид б. 'Абд ал-Малик: четыре года, месяц и два дня.

Хишам б. 'Абд ал-Малик: девятнадцать лет, семь месяцев и одиннадцать ночей.

Ал-Валид б. Йазид: год, два месяца и двадцать два дня.

Йазид б. ал-Валид: пять месяцев и две ночи.

Марван б. Мухаммад: пять лет и десять дней.

' Абдаллах б. Мухаммад ас-Саффах: четыре года и девять месяцев.

Ал-Мансур: двадцать два года без десяти ночей.

Ал-Махди: десять лет, месяц и пятнадцать дней.

Ал-Хади: год и три месяца.

Ар-Рашид: двадцать три года и шесть месяцев.

Ал-Амин: четыре года и шесть месяцев.

Ал-Ма'мун: двадцать одни год ровно.

Ал-Му'тасим: восемь лет и восемь месяцев.

Ал-Васик: пять лет, девять месяцев и тринадцать дней.

Ал-Мутаваккил: четырнадцать лет, девять месяцев и девять ночей.

Ал-Мунтасир: шесть месяцев.

Ал-Муста'ин: три года и восемь месяцев.

Ал-Му'тазз: четыре года и шесть месяцев.

Ал-Мухтади: одиннадцать месяцев.

Ал-Му'тамид: двадцать три года.

Ал-Му'тадид: девять лет, девять месяцев и два дня.

Ал-Муктафи: шесть лет, семь месяцев и двадцать два дня.

/395/ Ал-Муктадир: двадцать четыре года, одиннадцать месяцев и шестнадцать дней.

Ал-Кахир: год, шесть месяцев и шесть дней.

Ар-Ради: шесть лет, одиннадцать месяцев и восемь дней.

Ал-Муттаки: три года, одиннадцать месяцев и двадцать три дня.

Ал-Мустакфи: год и три месяца.

Ал-Мути': до начала джумада-л-ула триста тридцать шестого года (18.11.947): год, восемь месяцев и пятнадцать дней.

Мы надеемся [снискать] у Аллаха долгие лета, чтобы присовокупить к уже сказанному [то], что [еще] произойдет в дни их и что станет с государством их.

И вот совокупная хронология от хиджры до сего времени, джумада-л-ула триста тридцать шестого года. Привели мы в книге [то], [575] что упомянули обе стороны совокупно, чтобы понять это мог всякий, кто хочет этого и к тому стремится, если пожелает Аллах Всевышний.

Хронология от рождения [Пророка] до этого времени известна и от посланничества до кончины [его] знаема, не неведома, и нетрудно обладающему знанием постигать ее по этой книге, ибо опора людей [в том], что начало хронологии [идет] от хиджры. Как объяснили мы в наших предшествующих книгах, согласно наиболее достоверным свидетельствам, начало счета времени от хиджры [ведут] от совещания 'Омара [б. ал-Хаттаба] [с] мужами о том, [когда] случились дела, которые следует записывать, и что говорили тогда люди от каждой стороны, и поступили они [тогда] в [соответствии с] речением 'Али б. Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, чтобы считать года по хиджре Пророка, да пребудут с ним приветствие и благословение Аллаха, когда покинул он землю язычества, и что это было от 'Омара, да будет доволен им Аллах, в семнадцатом (638/9) или восемнадцатом году (639/40) в соответствии с расхождениями. И Аллах лучше знает.


Комментарии

1. 18.11.- 17.12.947г.

2. БМ. IV. Р. 137-150; MX. П. 265-271.

3. Зидж — в арабо-мусульманской математической географии, географическая таблица. См. об этом подробнее: Крачковский И. Ю. Т. IV. С. 72—73.

4. Видимо, имеется в виду «Книга зиджей», сочинение Абу 'Абдаллаха Мухаммада б. Джабира ал-Баттани (ок. 858—929) — знаменитого арабо-мусульманского астронома. См. об этом подробнее: Nallino С. A. Al-Battani // EI2. Vol. I. P. 1104-1105.

5. Год ат-тарвийа — по другим доступным источникам проследить такой эпизод не удалось.

6. Имеется в виду Селевкидская эра (или сиро-македонская), началом которой было 1.09. (по др. источника, 1.10.) 312 г. до н. э. — дата сражения при Газе, выигранного Селевком I Никанором (358—280 до н.э.). См.: Babelon E. Ere // La Grand Encyclopedie. Т. XVI. P. 173.

7. Му'авия б. Абу Суфйан, да будет доволен им Аллах — формула, свидетельствующая о том, что ал-Мас'уди считал Му'авию праведным правителем.

8. Йазид б. Му'авия — второй халиф из династии Омейядов (680—683, род. 642). См. о нем: Lammens H. Yazid b. Mu'awiya // ЕI1. Bd. IV. S. 1258—1259.

9. Му'авия б. Йазид б. Му'авия — халиф из династии Омейядов (983—683). См. о нем: Levi Della Vida G. Umaiyaden I // ЕI1. Bd. III. S. 1081.

10. Марван б. ал-Хакам — омейядский халиф (684—685), родоначальник Марванидской ветви этой династии. См. о нем: Lammens H. Marwan b. а1-Накаm // ЕI1. Bd. III. S. 364-365.

11. Сыны Марвана б. ал-Хакама — омейядские халифы и их родственники, потомки Марвана б. ал-Хакама, основателя Марванидской ветви династии Омейядов. Там же.

12. Этот эпизод по другим источникам идентифицировать не удалось.

13. Имеется в виду Пророк Мухаммад.

Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М. Наталис. 2002

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.