АЛ-МАСУДИ
ЗОЛОТЫЕ КОПИ И РОССЫПИ
САМОЦВЕТОВ
МУРУДЖ АЗ-ЗАХАБ ВА МА'ДИН
АЛ-ДЖАУХАР
/292/ [XVIII] О халифате
ал-Муктадира би-л-Лаха
Присягнули ал-Муктадиру би-л-Лаху
Джа'фару б. Ахмаду в день когда скончался брат его
ал-Муктафи би-л-Лах, и было [это] воскресенье
тринадцати ночей, прошедших от зу-л-ка'да двести
девяносто пятого года (14.08.908). Прозывается он по
кунйе Абу-л-Фадл. Мать его умм валад, называемая
Шагаб, и также мать ал-Муктафи — умм валад,
называемая Залум 1.
И [было] сказано иное. Было ему в день, [когда ему]
присягнули, тринадцать лет. Убили его в Багдаде
после вечерней молитвы [в] среду трех ночей,
оставшихся от шаввала трехсот двадцатого года
(29.10.932). И был халифат его двадцать четыре года,
одиннадцать месяцев и шестнадцать дней. Достиг
он возраста тридцати восьми лет и пятнадцати
дней. О возрасте его сказано не [то], что мы
упомянули. Аллах лучше знает.
/293/ Совокупность известий
[об ал-Муктадире], деяниях его и обо всем
замечательном, что было в дни его
Присягнули ал-Муктадиру, и на
вазирстве его [был] ал-'Аббас б. -ал-Хасан, пока [не]
восстали ал-Хусайн б. Хамдан, Васиф б. Савартакин 2 и
прочие из приближенных на ал-'Аббаса б. ал-Хасана
и [не] убили его и [вместе] с ним Фатика, и это в
субботу одиннадцати ночей, оставшихся от раби'
ал-аввал двести девяносто шестого года (17.12.908). И
случилось дело 'Абдаллаха б. ал-Му'тазза 3,
Мухаммада б. Да'уда 4 и прочих, что
раскрылось и получило известность среди людей.
Мы привели упоминание [об] этом в ал-Китаб
ал-Аусат и прочих [книгах] среди известий [об]
ал-Муктадире би-л-Лахе.
Составили люди известия [об]
ал-Муктадире совокупно с известиями [о] прочих
халифах и отдельно и включили их в
государственные известия Багдада. Составил Абу
'Абдаллах б. 'Абдус ал-Джахшийари 5 известия [об]
ал-Муктадире би-л-Лахе в [несколько] тысяч листов,
и ко мне попали немногие из них.
Сообщал мне не один из людей сведущих,
что Ибн 'Абдус составил известия [об] ал-Муктадире
в тысячу листов. Однако мы упоминали [лишь]
замечательные известия о каждом из [халифов],
совокупность [же] известий [о] них побуждает к
изучению, запоминанию и переписыванию этих
[сведений].
Был 'Абдаллах б. ал-Му'тазз
образованным, красноречивым, способным
стихотворцем, естественным, старательным,
остроумным, выражавшимся просто [и] талантливо,
хорошо придумывал он и [поэтические] образы. [Вот
пример таких]: [483]
Говорят девы упрекающие: «Утешься
И потуши пламя сердца своего развлечением».
Как же [это], ведь и поцелуй мимолетный
От нее слаще, чем злорадство по поводу {бедствий]
врага!
/294/ И [вот также] речение
его:
Слабы веки его,
И сердце его — камень,
Словно взоры его
За дела его извиняются.
И речение его:
Воцарилось невежество, прервались
упреки,
Показалась седина — и явилась [на волосах моих]
краска.
Сердится душа моя на седину.
Как же полюбят меня полногрудые девы?
И речение его:
Удивляюсь времени в двух
состояниях его,
Прогнали беды меня из одного [места] в другое.
Но и там порой плакал я.
Когда [же] Покинул его, заплакал о прежнем.
И речение его об Абу-л-Хасане 'Али б.
Мухаммаде б. ал-Фурате ал-Вазире 6:
О Абу Хасан, утвердил он на земле
поступь мою,
И одолела меня тревога из-за невзгод моих.
Заковала она меня в прочную броню,
И крикнул я бедам: «Выходите со мною биться!»
И речение его также:
Тяжелейшее испытание молодцу —
Бесчестие перед [тем, не доступно кому]
великодушие.
Когда добьешься милости [того], кому
Благодеяния доставались даром?
И речение его:
И если я пожелаю, виночерпии вновь
поднесут мне чашу.
А [тем временем] рассвет раскрыл в ночи уста
[свои]. [484]
Прошел рассвет, и заря протянула луч свой,
[Подобный] расшитому звездами плащу, возвещая
[наступление утра].
И речение его:
Плачу, если исчезнет звезда, словно
я
Потерял друга или поражен [горем из-за] близкого
человека.
И если рассекают край ночи планеты,
Рассеку [и] я в [ночи] глазами своими [путь для]
звезд.
/295/ И из [того], в чем он
преуспел, речение его об 'Убайдаллахе б.
Сулаймане:
У рода Сулаймана б. Вахба деяния,
Что были мне полезны, и милость ко мне давнишняя.
Они научили дни, как ласкать меня,
И [это] они, кто смыл с одежды отца моего кровь.
И речение его при кончине ал-Му'тасима
би-л-Лаха:
Исполнили положенное ему, потом
выбрали
Имама, кто властвовать будет людьми, и встали
напротив.
И молились за него, преклоняясь, словно они
Ряды, выстроившиеся для приветствия.
И речение его при кровопускании,
[сделанном] ал-Му'тадиду:
О кровь, текущая из предплечья
имама,
Ты чище амбры и выдержанного [вина].
Подумали мы, когда потекла ты в таз, —
[Это] слезы из глаз обезумевшего от любви.
А это погрузил врач острие скальпеля
В душу крови ислама.
И речение его:
Терпи зависть завистника.
Поистине, терпение твое убивает его.
[Ведь] огонь съедает себя, Если не найдет, что
съесть.
И речение его:
Обносит он нас вином, [словно]
газеленок,
Угождающий сердцам и глазам. [485]
Когда появляется он под взглядами,
Кровь приливает к щекам его от смущения.
И речение его:
Газеленок, гордящийся прелестью
своей,
[С] деланно томным взором.
Словно застыл локон на виске,
Приблизившись к огню и раю его.
И речение его:
Если сорвут со щеки его розу уста,
Готова под ней уж другая от смущения.
/296/ Сказал 7: Была кончина Абу
Бакра Мухаммад б. Да'уда б. 'Али б. Халафа
ал-Исбахани ал-Факиха 8 [в] двести
девяносто шестом году (908/9). Был он из [тех], кто
достиг высокой степени вежества, овладел
причинами языка, изощрился в [ведении] источников
[религиозных] толков и достиг пределов [в]
исследовании. Был он непревзойденным знатоком
фикха. Сочинил он во цвете юности своей, до
совершенства и полноты зрелости своей книгу,
известную как аз-Захра 9. Потом окрепла
мысль его и упрочилась сила его. [Тогда] сочинил
он по фикху подобное книге его ал-Вусул
илама'-рифат ал-усул, Китабал-инзар, Китаб ал-а'зар
ea-л иджаз, и книге его, известной как ал-Интисар
'ала Мухаммад б. Джарир 10 ва 'Абдаллах 6.
Шаршир 11
ва 'Иса б. Ибрахим ад-Дарир 12.
И из [того], [в чем] преуспел в цвете
юности своей, что утвердил он в книге своей,
озаглавленной аз-Захра, приписав это одному
из людей века своего, хотя [тот] и был хорош во
всех речениях своих в стихах и прозе, слова:
Страшится сердце мое разлуки и
страдает,
И от страдания сердце мое чуть не разрывается.
Боится оно, [потому, что] [только] близость
соединяет.
И плачут глаза горькими слезами.
О если бы радовались они [тому], что происходит
[сейчас],
Как печалились [тому], что ожидает,
То были [бы] здоровье и недуг [для] них
равнозначны,
Однако канун разлуки всего тяжелее.
И речение его: [486]
Наслаждайся прощанием с любимым
своим
До времени радостной встречи.
Сколько пережил я встреч и расставаний,
Сколько взлетов и падений.
И сколько чаш горше горькой судьбы
Испил я, не чувствуя усталости.
/297/ И не знал я с [тем], кого
встречал, ничего
Горше расставания без прощания.
Всевышний Аллах, все соединения,
[Даже] если и долго длятся они, заканчиваются
разрывом.
И речение его:
Нехорош влюбленный, что скрывает
страсть свою
Словами, а тоска любви во вздохах его
выказывается.
Прячет он любовь свою, но не скроет [ее] ни от кого,
Даже от верблюдов, седоков и погонщика.
В триста третьем году (915/6) в халифат
ал-Муктадира би-л-Лаха была кончина 'Али б.
Мухаммада б. Насра б. Мансура б. Бассама. Был он
красноречивым стихотворцем, более склонным к
[роду стихов] осмеяния 13, и не уберегся от
него [ни] вазир, ни амир, ни малый, ни старый.
[Сочинял] он осмеяния на отца своего, братьев и
прочих домочадцев. Вот что сказал он об отце
своем Мухаммаде б. Насре:
Построил Абу Джа'фар дом,
Так возводит дома хороший зодчий.
Голод царит в этом доме, а снаружи его унижение,
И под стенами стоят отчаяние и беда.
Какая польза в том, что воздвигнуты стены дома,
[Если] внутри его нет [ни] хлеба, ни воды.
И [сказал] он об [отце своем] также:
Допустим, проживешь ты жизнь
двадцати орлов.
Можешь и не увидеть ты моей смерти.
И если проживу я после тебя [хоть один] день,
То порастрясу карман властелина.
И еще у него об [отце своем]: [487]
Счел он, что голод лучший лекарь, и
бережет и бережется.
В доме его видишь ты только голодных.
Утверждает он, что бедность — залог доброты и
щедрости
И что в приобретении нет счастья.
Уверовал он в мир этот и безоглядно прожигает
свою жизнь,
И не ведает, что придется держать ответ.
Прочитал мне Абу-л-Хасан Мухаммад б.
'Али ал-Факих ал-Антаки в Антакии [стихи] 'Али /298/
б. Мухаммада Ибн Бассама, осмеивающие
ал-Муваффака, вазира Абу-с-Сакра Исма'ила б.
Булбула, ат-Та'и, амира Багдада, 'Абдуна
ан-Насрани, брата Са'ида, Абу-л-'Аббаса б. Бастама,
Хамида б. ал-'Аббаса, вазира ал-Муктадира би-л-Лаха
после того, и Исхака б. 'Умрана 14, амира Куфы [в] то
время:
Неужели надеется ал-Муваффак на
поддержку свыше,
[Поручая] власть над подданными слабой женщине.
Прежде были рабы [Божьи] под властью
Блудницы, [клянусь] жизнью отца твоего.
И если была она довольна, то тем, что власть
Словно виноградная лоза, над которой лоза
[другая].
Остался [жив] Ибн Булбул, называемым вазиром,
И не затерялся он в пустыне судьбы.
Мельник из племени тайй стал следить, кто как
постится,
И напоил голубой Евфрат водой.
Правит 'Абдун мусульманами,
А сам он из зиммиев.
Косой Бастам стал вельможей,
А ведь ткал он в Бузуртайсе 15.
И если бы был Хамид в моей власти, о люди,
То сделал бы я его ровней.
И снова поставил бы я его, ничтожного
Продавать плоды граната [из] Хадраваййи.
Попал Исхак б. 'Умран в амиры
Из-за беды, да еще какой беды.
Сам халифат заброшен,
Трон покинут.
[Так] оставь мир этот глупцам,
Достойным проклятия Аллаха и бездны.
О Господи, уселись верхом подлецы, [488]
Но нога моя выше ног их.
Дайте же лошадь под стать мне.
А не то — покину сынов блудницы.
Собрал он в этих стихах всех государственных
мужей того века.
Прочитал Абу Исхак аз-Заджжадж
ан-Нахави, последователь ал-Мубаррада, [стихи] Ибн
Бассама об ал-Му'тадиде, обрезавшего сына своего
Джа'фара ал-Муктадира:
/299/ Возвращаясь с
празднества обрезания,
[Эти] велят затянуть пояс потуже.
Сказал я: «Не удивляйтесь.
Ведь так обрезают сирот».
И у него также об ал-Му'тадиде:
До каких пор не увидим мы [того],
чего ожидаем,
И не избавимся от ложной надежды?
Если назвали тебя Му'тадидом 16, то
Думаю, ты нам скоро поможешь.
И у него о вазире ал-'Аббасе б. ал-Хасане
и Ибн 'Умравайхе ал-Хурасани 17, бывшем тогда
амиром Багдада:
[Да] проклянет Аллах [того], кто
Опоясал 'Аббаса вазирством
И кто назначил Ибн 'Умравайха
Властвовать в Багдаде.
[Ведь] вазир — со сморщенным лицом,
Пузат, словно мешок,
На затылке [у него] две шишки,
А голова словно огурец.
Издавна известен он
Как врун и бродяга.
Амир-инородец,
Подобный ослу сыну ослицы.
Ушел от нас ислам,
Когда стал он властвовать над нами.
И прочитал он мне об Абу-л-'Аббасе
Джахзе ал-Бармаки ал-Муганни 18: [489]
Буду потчевать я
Джахзу-благодетеля
Благодарностью до Страшного Суда,
Показал он мне морду аргамака своего
И избавил от мерзкой своей морды.
И у него об отце его Мухаммеде б. Насре
б. Мансуре б. Бассаме:
Густеет хабиса от сахара,
Бедный жаворонок варится на дне горшка
У молодца, что щедрее Хатима 19,
[У которого] два котла на жаровне.
/300/ Да и то не каждый день,
Но по [случаю] ненавистного приглашения
В день развлечений, отвратительный [и] ужасный,
На шумном пиру, [где царит] удовольствие.
Говорит он едящему хлеб его:
«Горе животу этому. Как он велик!»
И опять об отце своем:
[Печет] Абу Джа'фар хлеб свой из
мела,
Найдешь в нем благовония и зелья,
Найдешь лекарство от всякого недуга,
От живота, от груди и от опухолей.
А миска его подобна масленке,
Вокруг которой вопят гости, голодно смотрящие.
Не думай получить от него желаемое,
Ничего не принесет судьба.
И снова об [отце своем]:
Попросил я у него в подарок осла,
А не знал, что осел стал у нас зятем.
Послал он [его] ко мне, [но с условием], чтобы
сидели мы [на] нем вместе:
Уляжется он [на] него животом, я же
Сяду ему на спину.
И сказал он о власть имущих:
Скажи главенствующим и [тем, от]
кого ждут подарка,
И [тем], на чью помощь надеются,
Чтобы удостоили они меня деяниями своими,
Чтобы занялся ими я, а не то я займусь их честью. [490]
И его стихи также:
Почему вижу я тебя упорствующим,
Всегда недовольным пропитанием своим?
Вернись к [тому], чего ты заслуживаешь.
Поистине, имеешь ты больше, чем заслужил.
И об 'Убайдаллахе б. Сулаймане
ал-Вазире:
Не способен 'Убайдаллах [на]
обещания,
Нет у него ни разума, ни здравого смысла.
Снова живу я, но отвратился от жизни.
Как сказал Аллах: «...если бы они были возвращены,
то вернулись бы» 20.
/301/ И об ал-Касиме б.
'Убайдаллахе б. Сулаймане:
Скажи управляющим государством:
«Не бывает совершенства без недостатка.
Скольких вазиров видел я возвеличенными.
[А] оказались они в унижении и пренебрежении».
И об 'Убайдаллахе б. Сулаймане:
Нет спасения, о душа — поклонишься
Обезьянам, когда властвуют обезьяны.
Подул на тебя ветер, о Ибн Вахб,
[Так] приготовься к нему как-нибудь.
И об Исма'иле б. Булбуле ал-Вазире:
У Абу-с-Сакра государство
Подобно ему отсталостью.
Туча, что излилась дождем.
Возвещает об этом [громом].
И об ал-'Аббасе б. ал-Хасане ал-Вазире:
Нипочем ему тяготы этого мира.
Вазиру, о гнете миров возвещающему.
Разве ты не видел его предшественников —
Принесла им невзгоду судьба.
И о вазире Са'иде б. Махладе:
Желая обрести мир этот,
преклонились мы перед обезьянами.
Но сокрыли от нас его руки обезьян. [491]
И руки наши пусты.
Ведь, преклоняясь, мы оказались унижены.
И об ал-'Аббасе б. ал-Хасане ал-Вазире:
Построил ты над Тигром покой,
Соревнуясь с древними. Но не радуйся.
[Ведь] скольких подобных
Знаем мы — быстро прошло их время.
И о вазире 'Али б. Мухаммаде б.
ал-Фурате:
Долгие месяцы стоял я перед
вазиром,
Но не склонили его ко мне прежние мои заслуги.
/302/ Не думает он обо мне заботиться,
А я не гнушаюсь стоять перед ним.
И об Абу Джа'фаре Мухаммаде б. Джа'фаре
ал-Гарбали:
Попросил я Абу Джа'фара,
И он сказал: «Рука моя коротка».
[Тогда] сказал я ему: «[Не говори] поспешно.
Случится по словам твоим».
И об [Абу Джа'фаре]:
Густая борода поредела от
выщипывания,
Обезобразилось лицо проклятое.
Сказал я, когда появился он, бормоча
И бредя, словно безумный:
«Ты таков, как сказал
Аллах: «ничтожен и едва объясняется»» 21.
И об Ибн ал-Марзубане 22, у которого
попросил он коня, и тот отказал ему:
Пожалел ты для меня и клячи.
Не попрошу у тебя, пока я жив.
И если ты берег ее для себя, то еще не создал
Аллах такой клячи, на которой [бы] смог ты поехать
[верхом].
И вот из [того], в чем он преуспел:
Пообещал он мне желанное, когда
нуждался я в том,
И когда исполнил я [свое] обещание, нахмурился и
возгордился, [492]
Сказал, что занят другими делами.
И если бы даже и не эти дела, было бы ему не до
меня.
У 'Али б. Мухаммада Ибн Бассама много
стихов, подобных этим. Удовольствовались мы
упоминанием лишь части [их] в этой книге, ибо
приводили прежде мы это в книгах,
предшествовавших настоящей. Отец его Мухаммад б.
Наср б. Мансур был знатен и доблестен. Был он
мужем утонченным, изысканно одетым, увлечен он
был строительством.
/303/ Упомянул Абу
'Абдаллах ал-Кумми. Он сказал: Вошел я к нему
однажды зимним весьма холодным днем, в Багдаде, и
обнаружил его в просторном зале, обмазанном
красной армянской глиной, и она сверкала, подобно
молнии. И прикинул я, что зал [размером в] двадцать
локтей в длину и в ширину, в середине его жаровня
на [подставке в виде] двух жирафов, и в собранном
виде был бы размер ее десять локтей в длину и в
ширину. Наполнена она была тамарисковыми
угольями, а [хозяин] сидел в середине залы в
тустарийской рубахе. Оставшаяся часть жаровни
[была] покрыта красным бархатом. Усадил он меня
рядом с собой, а я почти пылал. [Тогда] дал он мне
кувшин [с] розовой водой, смешанной с камфорой, и я
смочил ею лицо свое. Потом попросил [он] напиться
воды, и ему ее принесли, и в ней я увидел лед. И не
было у меня просьбы, которой [бы] он [не] исполнил.
И вышел я от него на липкий мороз. И сказал он мне,
[провожая]: «Не место в этом доме [тем], кто хочет
уйти из него».
Сказал [Абу 'Абдаллах ал-Кумми]: Вошел я
к нему однажды, и он сидел в другом месте в доме
своем, [что] возвел он высоко над озером. В
середине [дома был] балкон, с которого взирал он
на сад, на загон для газелей, клетку для горлиц и
тому подобное. [Тогда] сказал я ему: «Абу Джа'фар,
ты, [клянусь] Аллахом, восседаешь в раю». Он
сказал: «Не следует тебе выходить из рая перед
трапезой». И не [успел] я сесть и устроиться на
месте своем, как принесли ему ониксовый столик,
краше которого я не видел, и в середине его
цветной ониксовый кувшин, со всех сторон
украшенный червонным золотом, и наполнен он был
розовой водой. И был [тот кувшин] весь резной,
словно купол, сложенный из куриных грудок. На
столике [были] ониксовые сосуды с пищевыми
красками и солью [различных] сортов. Потом
принесли нам блюдо [с] горячими слоеными
пирожными, а после этого — чашу [с] лаузинджем. И
столик убрали. [493] Мы сразу
[же] направились к месту, [где находилась]
занавесь. [Тогда] поставили перед нами белую
фарфоровую вазу, наполненную фиалками и
левкоями, а также другую, в которую были положены
сирийские яблоки. Число их определили мы в
тысячу. И не встречал я кушанья ни более чистого,
нежели это, /304/ ни более красивых
цветов. [Тогда] сказал он мне: «Это полагается
[при] утреннем питье». И не забуду я до
[последнего] часа прелести того дня.
Сказал ал-Мас'уди: Поистине, привели мы
это известие о Мухаммаде б. Насре, чтобы стало
ведомо, что 'Али б. Мухаммад, сын его, сообщал об
отце своем противоположное, и что не уберегся от
языка его никто. Есть о том сведения и
многочисленные осмеяния, которые привели мы
полностью в наших предшествующих книгах.
Рассказали мы, что случилось из-за
речения его с ал-Касимом б. 'Убайдаллахом при
вхождении его к ал-Му'тадиду, [когда] играл тот в
шахматы, а [ал-Касим] произнес [нечто, написанное]
'Али Ибн Бассамом:
Жизнь этого [мужа] подобна его
смерти:
Исполнена она несчастий.
Когда [же] поднял [ал-Му'тадид] голову
свою [и] посмотрел на ал-Касима, [тот] смешался.
[Тогда] сказал [халиф]: «О Касим, отрежь язык Ибн
Бассаму, чтобы он тебе не вредил». И вышел
ал-Касим, собираясь отрезать Ибн Бассаму язык, но
сказал ему ал-Му'тадид: «Милостью и властью
[прошу], не причиняй ему зла». [Тогда] поставил
ал-Касим [Ибн Бассама ведать] ал-баридом и
таможнями в джунде Киннисрин и ал-'Авасим в
Сирийской земле.
[Привели мы] речение его об Асаде б.
Джахваре ал-Катибе 23, известие [о
проделках] его с ним и осмеяния, предназначенные
Асаду и прочим писцам. И из них:
Что за несчастные времена настали.
Порождают они безобразное,
А от изысканности и вежества не осталось и следа.
Разве не видишь ты, [что] стал Асад б. Джахвар
Подражать крупнейшим писцам.
Потянулись за ним и другие. Если бы простер я руку
свою
К ним, [то] заставил бы их жить по Писанию.
Когда был убит ал-'Аббас б. ал-Хасан,
назначил ал-Муктадир вазиром 'Али б. Мухаммада б.
Мусу б. ал-Фурата 24
[в] среду [494] четырех ночей,
прошедших от зу-л-хиджжа двести девяносто
девятого года (22.07.912). И продолжалось вазирство
его, пока [не] разгневался на него [халиф], три
года, девять месяцев и [несколько] дней
Назначил [ал-Муктадир] вазиром
Мухаммада б. 'Убайдаллаха б. Йахйу б. Хакана 25 в
[тот] день, когда разгневался на 'Али б. Мухаммада
б. Мусу б. ал-Фурата, и это среда четырех [ночей],
прошедших от зу-л-хиджжа /305/ двести
девяносто девятого года (22.07.912), и пожаловал его,
не пожаловав никого более. И схватил [ал-Муктадир
Мухаммада б. 'Убайдаллаха в] понедельник десяти
[ночей], прошедших от мухаррама триста первого
года (19.08.913). Пожаловал [ал-Муктадир] вазира 'Али б.
'Ису б. Да'уда б. ал-Джарраха 26 [во] вторник
одиннадцати ночей, прошедших от ал-мухаррама
триста первого года (20.08.913), и схватили его [в]
понедельник восьми [ночей], прошедших от
зу-л-хиджжа триста четвертого года (2.05.917).
Назначил [ал-Муктадир] вазиром 'Али б.
Мухаммада б. ал-Фурата во второй [раз] и пожаловал
его в понедельник восьми [ночей], оставшихся от
зу-л-хиджжа триста четвертого года, и схватил его
[в] четверг четырех [ночей], оставшихся от
джумада-л-ула триста шестого года (5.11.918).
Пожаловал [ал-Муктадир] вазиром Хамида
б. ал-'Аббаса [в] среду двух ночей, прошедших от
джумада-л-ахира триста шестого года (11.11.918), и
отпустил 'Али б. 'Ису на второй день вазирства его,
и это среда, поручил ему дела и схватил Хамида б.
ал-'Аббаса.
Назначил он вазиром 'Али б. Мухаммада б.
ал-Фурата, и это третье из вазирств его. Сын его
Мухассин б. 'Али 27
подчинил [себе] дела во [время] того вазирства, и
покончил он с частью писцов. Потом схватил
[ал-Муктадир 'Али б. Мухаммада] и сына его, как уже
упомянули мы в начале этой главы.
Назначил ал-Муктадир 'Абдаллаха б.
Мухаммада б. 'Убайдаллаха ал-Хакани 28. Назначил
вазиром после него Ахмада б. 'Убайдаллаха
ал-Хасиби 29.
Потом назначил вазиром 'Али б. 'Ису [во] второй
[раз]. Потом назначил вазиром Абу 'Али Мухаммада б.
'Али б. Муклу 30.
Назначил вазиром после него Сулаймана б.
ал-Хасана б. Махлада. Потом назначил вазиром
'Убайдаллаха б. Мухаммада ал-Калвази 31. Потом на
назначил вазиром ал-Хусайна б. ал-Касима б.
'Убайдаллаха б. Сулаймана б. Вахба 32, и был [он] убит в
ар-Ракке. Назначил вазиром после него ал-Фадла б.
Джа'фара б. Мусу б. ал-Фурата 33. [495]
/306/ Был убит ал-Муктадир
би-л-Лах в Багдаде [во] время дневной молитвы 34 [в]
среду трех ночей, оставшихся от шаввала триста
двадцатого года (31. 10. 932). Убили его в сражении, что
произошло между ним и Му'нисом ал-Хадимом, у Баб
аш-Шаммасиййа на Восточной стороне. Занялось
погребением ал-Муктадира простонародье, и был
вазиром его в тот день Абу-л-Фатх ал-Фадл б.
Джа'фар б. Муса б. ал-Фурат, как мы упомянули.
[Было] упомянуто, что ал-Фадл посмотрел
[на] ат-тали' 35
ал-Муктадира би-л-Лаха, когда тот собирался
выехать на сражение, в котором был убит. [Тогда]
спросил его ал-Муктадир: «Что ждет меня?» И сказал
[ал-Фадл]: «Погибель». [Посмотрел] на него
ал-Муктадир нахмурившись и решил не выезжать, но
тут настигла его конница Му'ниса. И видели его
здесь в последний раз.
Каждый шестой из халифов сынов
ал-'Аббаса свергнут [и] убит. И был шестым из них
Мухаммад б. Харун [ал-Амин] Свергнутый, и другим
шестым ал-Муста'ин, и другим шестым ал-Муктадир
би-л-Лах.
Об ал-Муктадире [сохранились] славные
известия, а также о сражениях и событиях, что были
в дни его, и известия [об] Ибн Абу-с-Садже, и
известия [о] Му'нисе, и известия [о] Сулаймане б.
ал-Хасане ал-Джаннаби 36 и что свершил он
в Мекке в триста семнадцатом году (929/30) и прочее,
что было на Востоке и на Западе. Мы привели все
это в книге нашей Ахбар аз-заман подробно, в ал-Китаб
ал-Аусат полностью и упомянули в настоящей
книге [только] замечательное. Надеюсь я, что Аллах
продлит существование наше и осчастливит нас
долготою дней. [Тогда] присовокупим мы к этой
книге другую, в которую включим разные известия и
самые восхитительные из преданий без какого-либо
установленного порядка в соответствии с
последними имеющимися у нас сведениями.
Озаглавим мы ее Китаб васл ал-маджалис [«Книгой
непрерывных сходок»]. [Обнимет она] отборные
известия и наилучшие правила вежества. [ Книга
эта] последует за нашими прежними книгами и
примкнет к ним.
Была кончина Мусы б. Исхака ал-Ансари
ал-Кади 37
во [время] халифата ал-Муктадира, и это в двести
девяносто седьмом году (909/10), и [кончина]
Мухаммада б. 'Османа б. Абу Шайбы ал-Факиха ал-Куфи
38.
[Был] похоронен и он на Восточной стороне. Были
они оба знатоками хадисов и крупнейшими в деле
[их] передачи. [496]
/307/ Пришло известие в
Город Мира о [том], что четыре столпа Запретного
Дома 39
затоплены, и потоп в ат-Тавафе 40, и залило колодец
Замзам 41,
и что не знали такого в предшествующие времена.
В [этом году] была кончина Йусуфа б.
Йа'куба б. Исма'ила б. Хаммада ал-Кади, и это в
месяце рамадан в Городе Мира, и [было] ему
девяносто пять лет.
Указывают, что в этом году была кончина
Мухаммада б. Да'уда б. 'Али б. Халафа ал-Исбахани
ал-Факиха. Мы рассказывали прежде [о] нем и о том,
что кончина его была в двести девяносто шестом
году (908/9), и упомянули о несоответствии дат по
этому поводу.
В этом году, и это двести девяносто
седьмой год, была кончина Ибн Абу 'Ауфа ал-Базузи
ал-Му'аддила 43
в Багдаде, и это в шав-вале 44, и ему [было] с
небольшим восемьдесят лет. Погребен он на
Западной стороне.
Поистине, упомянули мы этих [мужей], ибо
передавали они предания и прославились этим, и
потребно людям науки и знатокам преданий ведать
о времени кончины их.
В [этом году] умер Абу-л-'Аббас Ахмад б.
Масрук ал-Мухаддис и ему восемьдесят четыре года.
Похоронен он у Баб ал-Харб на Западной стороне.
Предпослали мы в этой книге, а [также] в
иных наших предшествующих книгах известия [о
тех], кто объявился из рода Абу Талиба в дни сынов
Умаййи и сынов ал-'Аббаса и как были они убиваемы
и заточаемы, и в каких они принимали участие
сражениях.
Объявился в Са'иде Египетском Ахмад б.
Мухаммад б. 'Абдаллах б. Ибрахим б. Исма'ил б.
Ибрахим б. ал-Хасан б. ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб 46.
Убил его Ахмад б. Тулун после событий, о которых
мы упоминали в наших предшествующих книгах.
Поистине, упоминаем мы [тех], кто
объявился из рода Абу Талиба, и [самые]
замечательные из известий [о] них в этой книге,
ибо поставили себе условием привести в ней
сведения [о] них, убиении их и прочем /308/
от убиения Повелителя Верующих 47 до времени
составления нами этой книги.
Умер Йахйа б. ал-Хусайн ал-Хасани
ар-Расси, а до того жил он в городе Са'да в
Йеменской земле 48,
в двести семьдесят восьмом году (891/2). И
наследовал ему сын его ал-Хасан б. Йахйа 49.
Было явление Ибн ар-Риды, и он Мухассин
б. Джа'фар б. 'Али б. Мухаммад б. 'Али б. Муса б.
Джа'фар б. Мухаммад 50, в [497]
провинции Дамаска в трехсотом году (912/3).
Произошло у него с Абу-л-'Аббасом Ахмадом б.
Кайгалгом 51
сражение, и был он убит беззащитным. И сказано:
был он убит в сражении. Отвезли голову его в Город
Мира и водрузили на Новом мосту на Западной
стороне.
Объявился в стране Табаристан и
ад-Дайлам ал-Утруш, и он же ал-Хасан б. 'Али, и
изгнал он оттуда чернознаменных, и это в триста
первом году (913/4). Был он сведущ во всем, что
касалось религиозных учений и сектантских
воззрений. Пребывал он среди дайламитов [долгие]
годы, и это кафиры, исповедующие зороастризм, и
[есть] среди них язычники, а также [среди] ал-джил 53.
Призвал он их к Аллаху, Велик Он и Славен, и они
согласились и приняли ислам. У мусульман на
границе с ними были крепости, такие как Казвин и
прочие. И [ал-Утруш] построил в [стране] ад-Дайлам
мечети. Многие знатоки родословий утверждали,
что дайламиты из детей Басила б. Даббы б. Удада 54 и
что ал-джил из тамим. Говорят, что вхождение
ал-Утруша в Табаристан было в первый день
мухаррама триста первого года (7.08.913) и что в этот
день вошел владетель ал-Бахрайна 55 [в] Басру и убил
амира ее Тамсака ал-Муфлихи 56. Мы привели в
книге нашей Ахбар аз-заман известие [об]
ал-Утруше ал-'Алави, известие [о] сыне его и
известие [об] Абу Мухаммаде ал-Хасане б. Ал-Касиме
ал-Хасани ад-Да'и, захвате им Табаристана и
убиении его и как относились к нему ал-джил и
дайламиты.
Была кончина Абу-л-'Аббаса Ахмада б.
'Омара б. Сурайджа ал-Кади 57 в триста шестом
году (918/9). Была кончина Абу Джа'фара Мухаммада б.
Джарира ат-Табари ал-Факиха в Багдаде в триста
Десятом году (922/3). Была кончина Абу Исхака
Ибрахима б. Джабира ал-Кади в Халабе.
Был введен /309/ ал-Лайс б.
'Али б. ал-Лайс, сын брата ас-Саффара 58, в Город Мира на
слоне в двести девяносто седьмом году (909/10), и
вокруг него войско. Выставили его на всеобщее
обозрение. И сказано, что ал-Лайс был ввезен в
Город Мира в двести девяносто восьмом году (910/11).
В этом году, и это год двести девяносто
восьмой, умер в Багдаде Абу Бакр Мухаммад б.
Сулайман ал-Марвази, знаток хадисов, друг
ал-Джахиза. Сказано также, что кончина его была в
двести девяносто восьмом году 59.
В этом году была высадка Фариса 60,
командующего кораблями ромеев и их войсками, на
Сирийский берег. Он захватил [498]
твердыню ал-Кубба после долгой битвы и [по
причине] отсутствия у мусульман защитника,
[способного] помочь им. Захватил он город
ал-Лазикийа 61
и увел в плен много народа.
Случился в Куфе великий град, и была
одна градина [весом] в багдадский ритл, и [был]
несущий тьму ветер, и это в месяце рамадан 62.
Разрушились многие дома и постройки. Был там
великий трус, от которого погибло много народа.
Это было в Куфе в двести девяносто девятом году.
Было в Египте в этом году великое землетрясение,
и в [том же году] взошла звезда [с] хвостом.
В [этом году] напал Дамнана 63, что командовал
набегами в Ромейском море, [на] мусульманские
суда [на] острове Кубрусе 64. [Жители Кубруса]
нарушили договор, заключенный при начале ислама
— чтобы не помогали они ромеям [в сражениях их]
против мусульман и мусульманам [в сражениях их)
против ромеев, и чтобы половина хараджа [Кубруса
принадлежала] мусульманам и половина ромеям.
Пребывал Дамнана на этом острове четыре месяца,
уводя [жителей] в плен, сжигая и завоевывая
укрепленные места. Мы привели известия [об] этом
острове прежде в нашей книге, заканчивая
повествование о морях, истоках рек и их
местоположениях 65.
И нет необходимости повторять описание [Кубруса].
/310/ В триста первом году
(913/4) умер 'Абдаллах б. Наджийа ал-Мухаддис 66 в
Городе Мира. Было рождение его в двести
двенадцатом году (827/8).
Был схвачен Ибн ал-Джассас ал Джаухари
в Городе Мира и триста втором году (914/5).
Достоверно [известно], что было и изъято из
имущества его золота, серебра, драгоценностей,
утвари, одежды и доходов [на] пять тысяч тысяч
динаров.
В [этом] году умер ал-Касим б. ал-Хасан
ал-Ашйаб 68,
и прозывается он по кунйе Абу Мухаммад, [в]
понедельник двух ночей, оставшихся от
джумада-л-ула (19.12.914). Принадлежал он крупнейшим
улемам и знатокам хадисов. Погребен он был на
Западной стороне, на улице, известной как Шари'
ал-Хаммалин 69.
Присутствовали на похоронах его Мухаммад б.
Йусуф ал-Кади 70,
Абу Джа'фар Ахмад б. Исхак б. ал-Бахлул ал-Кади 71 и
прочие факихи, судьи, писцы и государственные
люди. И он же Абу Абу 'Умран Муса б. ал-Касим б.
ал-Хасан, известный как Ибн ал-Ашйаб, крупный
факих шафиитов 72
этого времени.
В этом году, и это триста второй год,
прибыло войско из ал-Магриба. [Тогда] были у
жителей Египта из [числа] сторонников [499]
власти великие с ними битвы, и было убито в них
много народа. И сдался муж из знатных берберов,
известный как Абу Джарра, властям, отправился в
Город Мира и был пожалован.
В триста седьмом году (918/20) введен был
Йусуф б. Абу-с-Садж в Город Мира. Был он выставлен
на двугорбом верблюде, и на нем бархатная куртка,
которую надевали 'Амр б. ал-Лайс и Васиф ал-Хадим,
и на голове его высокая шапка с лентами и
бубенцами. Вокруг него войска, и Му'нис ал-Хадим
позади него с виднейшими военачальниками
государства. Мы привели известие [об] этой битве,
в которой пленил Му'нис ал-Хадим Ибн Абу-с-Саджа /311/
в области Ардабила 73 и упомянули
бывших там амиров, подобных Ибн Абу-л-Хайдже
'Абдаллаху б. Хамдану 74, 'Али б. Хассану 75,
Абу-л-Фадлу ал-Марви 76, Ахмаду б. 'Али,
брату Су'лука 77,
и прочих амиров и военачальников. [И упомянули мы]
освобождение ал-Муктадиром Ибн Абу-с-Саджа, его
исход из Дийар Раби'а ва Мудар, исход его в страны
Азербайджан и Армения, где был он наместником, а
также деяния гулама его Субука 78 и захват им
наместничества господина своего и полнейшее его
с ним расхождение, и прочие известия [об] Ибн
Абу-с-Садже, походе его на Васит, походе его на
Куфу, и [о] сражении его против Абу Тахира
Сулаймана б. ал-Хасана ал-Джаннаби, пленении и
убиении им [Ибн Абу-с-Саджа] под ал-Анбаром и
Хитом, когда настигли войско [Абу Тахира] Йалбак 79 и
Назиф 80,
гулам Ибн Абу-с-Саджа, и как разгромил [Абу Тахир]
Йалбака и Назифа, а [также о] походе ал-Кармати,
захвате им Хита. [Упомянули мы] и иное, и это в
триста пятнадцатом году (927/8). [Привели мы все это]
в наших предшествующих книгах, а также коснулись
деяний Му'ниса ал-Хадима и [тех] вельмож, что были
с ним, в сражении против войска властителя
ал-Магриба в Египте, и это в триста девятом году
(921/2) 81.
Комментарии
1. Залум (досл.
«несправедливая») — см.: Пелла. VII. Р. 450.
2. Васиф б. Савартакин
— военачальник времен ал-Муктадира. См. о нем: Пелла.
VII,. Р. 754.
3. 'Абдаллах б.
ал-Му'тазз, Абу-л-'Аббас (861— 908) — выдающийся
арабский поэт, сын халифа ал-Му'тазза; после
смерти ал-Муктадира пытался захватить власть, но
был свергнут, пойман и казнен. См. о нем подробнее:
Тоrrеу С. С. Ibn al-Mu'tazz // ЕI1. Bd. II S. 431- 432.
4. Мухаммад б. Да'уд
(ум. 908) — аббасидский чиновник. См. о нем: Пелла. VII.
Р. 644.
5. Абу 'Абдаллах б.
'Абдус ал-Джахшийари (ум. 942) — историк и
общественный деятель, автор Китаб
ал-вузара'ва-л-куттаб («Книги [о] вазирах и
писцах», сохранилась первая часть) и
исторического сочинения о правлении
ал-Муктадира (не сохранилось). См. о нем подробнее:
Sourdel D. Al-Djahshiyari // EI2. Vol. II. P. 388-389.
6. Абу-л-Хасан 'Али б.
Мухаммад б. ал-Фурат (855—924) — вазир халифа
ал-Муктадира; казнен за казнокрадство. См. о нем
подробнее: Zettersteen К. V. Ibn al-Furat // ЕI1. Bd. П. S.
400-401.
7. Имя информатора
опущено ал-Мас'уди.
8. Абу Бакр Мухаммад
б. Да'уд б. 'Али б. Халаф ал-Исбахани ал-Факих (869—
900) — известный факих. См. о нем: Massignon L. Аl-Isfahani
// ЕI1. Bd. III. S. 567. Дата его смерти, приводимая
ал-Мас'уди, по всей видимости, неверна.
9. Аз-Захра («Цветок»)
— по другим доступным источникам
идентифицировать не удалось; ал-Вусул ила
ма'рифат ал-усул («Достижение знания основ»), Китаб
ал-инзар («Книга предупреждения»), Китаб
ал-а'зар ва-л-ид.жаз («Книга извинений и
краткости») — см.: Ибн ан-Надим 2. S. 218; Китаб
ал-интисар 'ала Мухаммад б. Джарир еа 'Абдаллах б.
Шаршир ва 'Иса 6. Ибрахим («Книга победы над
Мухаммадом 6. Джариром, 'Абдаллахом б. Шарширом и
'Исой б. Ибрахимом») — такого сочинения, по всей
видимости, у Мухаммада б. Да'уда ал-Исбахани не
было; очевидно, ал-Мас'уди в этом заглавии
соединил названия двух других принадлежавших
этому автору сочинений..
10. Мухаммад б. Джарир [ат-Табари] (839—923)
— великий арабо-мусульманский историк,
автор-составитель погодной хроники Та'рих
ар-русул еа-л-мулук («История пророков и
царей»); занимался также коранической
экзегетикой, фик-хом и другими науками. См. о нем
подробнее: Paret К. Al-Tabari // ЕI1. Bd. IV. S. 625-627.
11. 'Абдаллах б. Шаршир — по
сведениям Ибн Халликана, это поэт, близкий по
силе таланта и манере творчества Ибн ар-Руми; был
также грамматистом и знатоком аруда; умер в
Египте в 905/6 гг. См. о нем подробнее: Ибн
Халликан. № 352.
12. 'Иса б. Ибрахим ад-Дарир —
факих. См.: Ибн Халликан. VI. S. 141.
13. Осмеяние (араб. хиджа') — жанр
осмеяния в средневековой арабской поэзии. См. об
этом: Hidja // ЕI1. Bd. 11. S. 318.
14. Исхак б. 'Умран - см.: Пелла.
VI. Р. 144-145.
15. Бузуртайс — возможно,
имеется в виду деревня Бурзат под Багдадом. См.: Йакут.
Булдан. Bd. I. S. 562.
16. Ал-Му'тадид означает
«Усиливающийся». См.: ал-Мунджид. С. 534.
17. [Мухаммад] б. 'Умравайх
ал-Хурасани — аббасидский военачальник, живший в
первой половине X в. См. о нем: Пелла. VII. Р. 659.
18. Абу-л-'Аббас Джахза
ал-Бармаки ал-Муганни (839—936) — филолог,
собиратель преданий, музыкант, острослов, герой
многочисленных анекдотов. См. о нем: Pellat Ch. Djahza
// EI2. Vol. II. P. 389.
19. ...щедрее Хатима — поговорка,
указывающая на необычайную щедрость; Хатим —
Хатим б. 'Абдаллах б. Са'д ат-Та'и, доисламский поэт
и витязь, славившийся щедростью. См.: Van Arendonk С. Hatim
al-Ta'i // ЕI1. Bd. IX S. 307—308.
20. Коран, 6:28.
21. Коран, 43:51-52.
22. Ибн ал-Марзубан (Мухаммад
б. Халаф б. ал-Марзубан; (ум. 921) — хадисовед,
грамматист, адиб, переводчик с пехлевийского,
автор многих оригинальных сочинений. См. о нем: Пелла.
VII. Р. 644.
23. Асад б. Джахвар ал-Катиб —
чиновник времен ал-Муктадира. См. о нем: Пелла. VI.
Р. 146.
24. 'Али б. Мухаммад б. Муса б.
ал-Фурат — вазир ал-Муктадира; занимал этот пост
в 908/9 и 916/7 гг. См.: Sourdel D. Le vizirat Abbaside. P. 727.
25. Мухаммад б. 'Убайдаллах б.
Йахйа б. Хакан — один из вазиров ал-Муктадира. См.:
Sourdel D. Le vizirat Abbaside. P. 727.
26. 'Али б. 'Иса б. Да'уд б.
ал-Джаррах (859—946) — аббасидский вазир; см. о нем: Bowen
H. 'Ali b. 'Isa // EI2. Vol. I. P. 386-388.
27. Мухассин б. 'Али б. Мухаммад
б. ал-Фурат (ум. 924) — сын вазира Абу-л-Хасана 'Али б.
Мухаммада б. ал-Фурата; казнен вместе с ним. См. о
нем: Zettersteen К. V. Ibn al-Furat // ЕI1. Bd. II. S. 400.
28. 'Абдаллах б. Мухаммад б.
'Убайдаллах ал-Хакани — один из вазиров
ал-Муктадира, занимал этот пост в 924—925 гг. См.: Sourdel
D. Le vizirat Abbaside. P. 435—438.
29. [Абу-л-'Аббас] Ахмад б.
'Убайдаллах ал-Хасиби — вазир ал-Муктадира и
ал-Кахира. См.: там же. Р. 437—442, 477-479.
30. Абу 'Али Мухаммад б. 'Али б.
Мукла (886—940) — государственный деятель, вазир
при ал-Мутадире, ал-Кахире и ар-Ради. См. о нем: Zellersteen
К. V. Ibn Mukla // El1. Bd. II. S. 430-431.
31. 'Убайдаллах б.
Мухаммад ал-Калвазани (ум. 947) — аббасидский
чиновник; был наместником ас-Савада, ал-Ахваза,
Фарса и Кирмана, а также вазиром. См. о нем: Пелла.
VII. Р. 493.
32. Ал-Хусайн б.
ал-Касим б. 'Убайдаллах б. Сулайман б. Вахб (ум. 934)
— аббасидский чиновник; был вазиром при
ал-Му'тадиде и ал-Муктафи; попал в опалу при
ал-Муктадире и был убит. См. о нем: Пелла. VI. Р.
278—279.
33. [Абу-л-Фатх]
ал-Фадл б. Джа'фар б. Муса б. ал-Фурат (ум. 938) —
аббасидский чиновник; занимал ряд
административных должностей и дважды назначался
вазиром. См. о нем: Пелла. VII. Р. 557.
34. Дневная молитва (салат
ал-'аср) — молитва, производящаяся между
тем моментом, когда тени становятся равными
предметам, которые их отбрасывают, и началом
захода солнца. См. об этом: Wensinck A. J. Mikat // ЕI1.
Bd. III. S. 567— 568.
35. Ат-тали' —
асседанта, один из важнейших терминов астрологии
('или ахкам ан-нуджум) у арабов-мусульман. См.
об этом: Nallino С. A. Astrologie // ЕI1. Bd. I, S. 503.
36. Сулайман б.
ал-Хасан ал-Джаннаби — имеется в виду Абу Тахир
Сулайман 6. Абу Са'ид ал-Хасан ал-Джаннаби (ум. 943/4),
глава карматского государства в ал-Бахрайне;
совершил много походов в Ирак и Хиджаз. См. о нем
подробнее: Canard M. Al-Djannabi, Abu Tahir // EI2. Vol. II. P.
452-454.
37. Муса б. Исхак
ал-Ансари (ум. 297—909/10) — факих; занимал должности
кади в ал-Ахвазе и Рее. См. о нем подробнее: ал-Хатиб
ал-Багдади. Т. XIII. С. 52—54.
38. Мухаммад б. 'Осман
б. Абу Шайба ал-Факих ал-Куфи (ум. 909/10) — факих и
хадисовед. См. о нем подробнее: ал-Хатиб
ал-Багдади. Т. III. С. 42—47.
39. Четыре столпа
Запретного Дома — т. е. четыре угла Каабы. См. об
этом: Wensinck A. J. Ka'ba // EI1. Bd. II. S. 625.
40. Ат-Таваф —
возможно, имеется в виду мощеная дорожка,
окружающая Каабу, по которой паломники совершают
ее ритуальные обходы (таваф). См. об этом:
ал-Ка'ба // Ислам: Энциклопедический словарь. С. 123.
41. Колодец Замзам —
священный колодец в Мекке, находящийся к
юго-востоку от Каабы, напротив того угла
святилища, в который вмонтирован Черный камень;
имеет 42 м в глубину, увенчан купоом; считая воду
Замзама целебной, паломники пьют ее и привозят
домой для лечения больных. См. подробнее: Саrrа de
Vaux B. Zamzam // ЕI1. Bd. IV. S. 1312.
42. 14.05-12.06.910 г.
43. Ибн Абу 'Ауф
ал-Базури ал-Му'аддил — см. о нем: Пелла. VI. Р.
88—89.
44. 3.06.- 12.07.910 г.
45. Абу-л-'Аббас Ахмад
б. Масрук ал-Мухаддис (ум. 910/11) — известный
хадисовед и факих. См. о нем подробнее: ал-Хатиб
ал-Багдади, Т. V. С. 100—103.
46. Ахмад б. Мухаммад
б. 'Абдаллах б. Ибрахим б. ал-Хасан б. ал-Хасан б.
'Али б. Абу Талиб — см. о нем: Пелла. VI. Р. 127.
47. Имеется в виду
'Али б. Абу Талиб.
48. Город Са'да в
Йеменской земле — находился на расстоянии 60
фарсахов (около 420 км) от Саны. См.: Йакут. Булдан.
Bd. III. S. 389.
49. Ал-Хасан б. Йахйа
[ал-Хасани] ар-Расси (ум. 956) — сын основоположника
зайдитского имамата в Йемена; первоначально
отказался от власти, но потом все же участвовал в
борьбе за нее. См. о нем: Пелла. VI. Р. 286.
50. Ибн ар-Рида —
Мухассин б. Джа'фар б. 'Али б. Мухаммад б. 'Али б.
Муса б. Джа'фар б. Мухаммад (ум. 912); см. о нем: Пелла.
VII. Р. 634.
51. Абу-л-'Аббас Ахмад
б. [Ибрахим] б. Кайгалг (ум. ок. 936) — аббасидский
военачальник тюркского происхождения. См. о нем: Пелла.
VI. Р. 120.
52. Ал-Хасан б. 'Али
ал-Утруш (844 —917) — алид, захвативший власть в
Табаристане. См. о нем подробнее: Strothmann R. Al-Utrush
// ЕI1. Bd. IV. S. 1147—1149.
53. Ал-Джил —
средневековое название ираноязычного населения
иранской области Гилан. См. подробнее: Spuler В. Gilan
// EI2. Bd. II. P. 1111— 1112.
54. Басил б. Дабба б.
Удад [б. Адвар] — легендарный прародитель
дайламитов; см. о нем: Ибн Кутайба. Маариф. С. 36.
55. Имеется в виду
Сулайман б. ал-Хасан ал-Джаннаби; см. примеч. XVIII 36.
56. Тамсак ал-Муфлихи
— см.: Пелла. VII. Р. 446.
57. Ахмад б. 'Омар б.
Сурайджал-Кади (ум. 918/9) — один из руководителей
шафиитов, хадисовед и факих, автор многих
сочинений. См. о нем подробнее: ал-Хатиб
ал-Багдади. Т. IV. С. 287—290.
58. Ал-Лайс б. 'Али б.
ал-Лайс — племянник ас-Саффара, был захвачен в
плен Му'нисом ал-Хадимом. См. о нем: Пелла. VII. Р.
620.
59. Текст испорчен.
60. Фарис —
византийский флотоводец, долгое время
победоносно сражавшийся против мусульман. См. о
нем: Пелла. VII. Р. 539.
61. Ал-Лазикийа
(античн. Лаодикия Приморская, совр. Латакия) —
портовый город в северной Сирии; о его истории в
арабо-мусульманскую эпоху см.: Honigmann E. Al-Ladhikiya
// ЕI1. Bd. III. S. 3-4.
62. 21.04.-20.05.912г.
63. Дамнана — по
другим спискам, Дахнана, Дахйана (БМ. VIII. 429); у
ат-Табари этот полководец именуется Дамйана (IV.
2286).
64. Кубрус (Кипр) —
остров в восточной части Средиземного моря; в
648—965 гг. находился под арабским владычеством.
См.: Кипр // Советская историческая энциклопедия.
Т. VII. С. 247.
65. См.: БМ. II. 375-376; MX. I.
349.
66. 'Абдаллах б.
Наджийа ал-Мухаддис — знаток хадисов. См. о нем: Пелла.
VII. Р. 479.
67. Видимо, имеется в
виду Абу 'Абдаллах ал-Хусайн (ал-Хасан) б.
ал-Джассас ал-Джаухари.
68. Ал-Касим б.
ал-Хасан ал-Ашйаб (Абу Абу 'Умран Муса б. ал-Касим
б. ал-Хасан, известный как Ибн ал-Ашйаб, ум. 914) —
известный хадисовед. См. о нем: Пелла. VII. Р. 566.
69. Шари' ал-Хаммалин
— см.: Пелла. VI. Р. 406.
70. Мухаммад б. Йусуф
ал-Кади — см. о нем: Пелла. VII. Р. 667.
71. Абу Джа'фар Ахмад
б. Исхак б. Бахлул ал-Кади [ат-Танухи] (ум. 930/1) —
факих родом из ал-Анбара; в течение двадцати лет
был кади Медины; собиратель хадисов. См. о нем
подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. IV. С. 30—34.
72. Шафииты —
последователи одного из четырех мазхабов
(толков) суннитского фикха, основателем которого
является Абу 'Абдаллах Мухаммад б. Идрис аш-Шафи'и
(767—820); шафиитский мазхаб распространен в
настоящее время в Южной Аравии, ал-Бахрайне,
Дагестане, на Малайском архипелаге. См. об этом
подробнее: Heffening. Al-Shafi'i // ЕI1. Bd. IV. S. 271- 173.
73. Ардабил — город и
одноименная провинция в Южном Азербайджане. См.
подробнее: Frye R. N. Ardabil // EI2. Vol. I. P. 625-626.
74. Ибн Абу-л-Хайджа'
'Абдаллах б. Хамдун (ум. 929) — один из членов рода
Хамданидов; был наместником Мосула, затем
ад-Динавара, ведал Хорасанским трактом; сражался
с карматами, участвовал в заговоре против
ал-Муктадира. См. о нем: Пелла. VII. Р. 170.
75. 'Али б. Хассан —
военачальник времен ал-Муктадира. См. о нем: Пелла
VII Р. 512.
76. Абу-л-Фадл
ал-Марви — см. о нем: Пелла. VI. Р. 113.
77. Ахмад б. 'Али —
один из военачальников, который участвовал в 919/20
г. в захвате Йусуфа б. Абу-с-Саджа под
командованием Му'ниса ал-Хадима; его брат,
Мухаммад б. 'Али Су'лук, был видным
администратором. См. о нем: Пелла. VI. Р. 126.
78. Субук — гулам Ибн
Абу-с-Саджа, был наместником Азербайджана. См. о
нем: Пелла. VI. Р. 371.
79. Йалбак (MX — Балик,
ум. 933) — тюркский военачальник, служивший под
командованием Му'ниса ал-Хадима; был казнен. См. о
нем: Пелла. VII. Р. 777.
80. Назиф (ум. 929) - см. о
нем: Пелла. VII. Р. 728.
81. Имеется в виду
поход фатимидского сухопутного войска и флота,
919— 921 гг., закончившийся неудачно. См. об этом: Семенова
Л. А. Из истории Фатимидского Египта... С. 17.
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М. Наталис. 2002 |