Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АЛ-МАСУДИ

ЗОЛОТЫЕ КОПИ И РОССЫПИ САМОЦВЕТОВ

МУРУДЖ АЗ-ЗАХАБ ВА МА'ДИН АЛ-ДЖАУХАР

/292/ [XVIII] О халифате ал-Муктадира би-л-Лаха

Присягнули ал-Муктадиру би-л-Лаху Джа'фару б. Ахмаду в день когда скончался брат его ал-Муктафи би-л-Лах, и было [это] воскресенье тринадцати ночей, прошедших от зу-л-ка'да двести девяносто пятого года (14.08.908). Прозывается он по кунйе Абу-л-Фадл. Мать его умм валад, называемая Шагаб, и также мать ал-Муктафи — умм валад, называемая Залум 1. И [было] сказано иное. Было ему в день, [когда ему] присягнули, тринадцать лет. Убили его в Багдаде после вечерней молитвы [в] среду трех ночей, оставшихся от шаввала трехсот двадцатого года (29.10.932). И был халифат его двадцать четыре года, одиннадцать месяцев и шестнадцать дней. Достиг он возраста тридцати восьми лет и пятнадцати дней. О возрасте его сказано не [то], что мы упомянули. Аллах лучше знает.

 /293/ Совокупность известий [об ал-Муктадире], деяниях его и обо всем замечательном, что было в дни его

Присягнули ал-Муктадиру, и на вазирстве его [был] ал-'Аббас б. -ал-Хасан, пока [не] восстали ал-Хусайн б. Хамдан, Васиф б. Савартакин 2 и прочие из приближенных на ал-'Аббаса б. ал-Хасана и [не] убили его и [вместе] с ним Фатика, и это в субботу одиннадцати ночей, оставшихся от раби' ал-аввал двести девяносто шестого года (17.12.908). И случилось дело 'Абдаллаха б. ал-Му'тазза 3, Мухаммада б. Да'уда 4 и прочих, что раскрылось и получило известность среди людей. Мы привели упоминание [об] этом в ал-Китаб ал-Аусат и прочих [книгах] среди известий [об] ал-Муктадире би-л-Лахе.

Составили люди известия [об] ал-Муктадире совокупно с известиями [о] прочих халифах и отдельно и включили их в государственные известия Багдада. Составил Абу 'Абдаллах б. 'Абдус ал-Джахшийари 5 известия [об] ал-Муктадире би-л-Лахе в [несколько] тысяч листов, и ко мне попали немногие из них.

Сообщал мне не один из людей сведущих, что Ибн 'Абдус составил известия [об] ал-Муктадире в тысячу листов. Однако мы упоминали [лишь] замечательные известия о каждом из [халифов], совокупность [же] известий [о] них побуждает к изучению, запоминанию и переписыванию этих [сведений].

Был 'Абдаллах б. ал-Му'тазз образованным, красноречивым, способным стихотворцем, естественным, старательным, остроумным, выражавшимся просто [и] талантливо, хорошо придумывал он и [поэтические] образы. [Вот пример таких]: [483]

Говорят девы упрекающие: «Утешься
И потуши пламя сердца своего развлечением».
Как же [это], ведь и поцелуй мимолетный
От нее слаще, чем злорадство по поводу {бедствий] врага!

/294/ И [вот также] речение его:

Слабы веки его,
И сердце его — камень,
Словно взоры его
За дела его извиняются.

И речение его:

Воцарилось невежество, прервались упреки,
Показалась седина — и явилась [на волосах моих] краска.
Сердится душа моя на седину.
Как же полюбят меня полногрудые девы?

И речение его:

Удивляюсь времени в двух состояниях его,
Прогнали беды меня из одного [места] в другое.
Но и там порой плакал я.
Когда [же] Покинул его, заплакал о прежнем.

И речение его об Абу-л-Хасане 'Али б. Мухаммаде б. ал-Фурате ал-Вазире 6:

О Абу Хасан, утвердил он на земле поступь мою,
И одолела меня тревога из-за невзгод моих.
Заковала она меня в прочную броню,
И крикнул я бедам: «Выходите со мною биться!»

И речение его также:

Тяжелейшее испытание молодцу —
Бесчестие перед [тем, не доступно кому] великодушие.
Когда добьешься милости [того], кому
Благодеяния доставались даром?

И речение его:

И если я пожелаю, виночерпии вновь поднесут мне чашу.
А [тем временем] рассвет раскрыл в ночи уста [свои]. [484]
Прошел рассвет, и заря протянула луч свой,
[Подобный] расшитому звездами плащу, возвещая [наступление утра].

И речение его:

Плачу, если исчезнет звезда, словно я
Потерял друга или поражен [горем из-за] близкого человека.
И если рассекают край ночи планеты,
Рассеку [и] я в [ночи] глазами своими [путь для] звезд.

/295/ И из [того], в чем он преуспел, речение его об 'Убайдаллахе б. Сулаймане:

У рода Сулаймана б. Вахба деяния,
Что были мне полезны, и милость ко мне давнишняя.
Они научили дни, как ласкать меня,
И [это] они, кто смыл с одежды отца моего кровь.

И речение его при кончине ал-Му'тасима би-л-Лаха:

Исполнили положенное ему, потом выбрали
Имама, кто властвовать будет людьми, и встали напротив.
И молились за него, преклоняясь, словно они
Ряды, выстроившиеся для приветствия.

И речение его при кровопускании, [сделанном] ал-Му'тадиду:

О кровь, текущая из предплечья имама,
Ты чище амбры и выдержанного [вина].
Подумали мы, когда потекла ты в таз, —
[Это] слезы из глаз обезумевшего от любви.
А это погрузил врач острие скальпеля
В душу крови ислама.

И речение его:

Терпи зависть завистника.
Поистине, терпение твое убивает его.
[Ведь] огонь съедает себя, Если не найдет, что съесть.

И речение его:

Обносит он нас вином, [словно] газеленок,
Угождающий сердцам и глазам. [485]
Когда появляется он под взглядами,
Кровь приливает к щекам его от смущения.

И речение его:

Газеленок, гордящийся прелестью своей,
[С] деланно томным взором.
Словно застыл локон на виске,
Приблизившись к огню и раю его.

И речение его:

Если сорвут со щеки его розу уста,
Готова под ней уж другая от смущения.

/296/ Сказал 7: Была кончина Абу Бакра Мухаммад б. Да'уда б. 'Али б. Халафа ал-Исбахани ал-Факиха 8 [в] двести девяносто шестом году (908/9). Был он из [тех], кто достиг высокой степени вежества, овладел причинами языка, изощрился в [ведении] источников [религиозных] толков и достиг пределов [в] исследовании. Был он непревзойденным знатоком фикха. Сочинил он во цвете юности своей, до совершенства и полноты зрелости своей книгу, известную как аз-Захра 9. Потом окрепла мысль его и упрочилась сила его. [Тогда] сочинил он по фикху подобное книге его ал-Вусул илама'-рифат ал-усул, Китабал-инзар, Китаб ал-а'зар ea-л иджаз, и книге его, известной как ал-Интисар 'ала Мухаммад б. Джарир 10 ва 'Абдаллах 6. Шаршир 11 ва 'Иса б. Ибрахим ад-Дарир 12.

И из [того], [в чем] преуспел в цвете юности своей, что утвердил он в книге своей, озаглавленной аз-Захра, приписав это одному из людей века своего, хотя [тот] и был хорош во всех речениях своих в стихах и прозе, слова:

Страшится сердце мое разлуки и страдает,
И от страдания сердце мое чуть не разрывается.
Боится оно, [потому, что] [только] близость соединяет.
И плачут глаза горькими слезами.
О если бы радовались они [тому], что происходит [сейчас],
Как печалились [тому], что ожидает,
То были [бы] здоровье и недуг [для] них равнозначны,
Однако канун разлуки всего тяжелее.

И речение его: [486]

Наслаждайся прощанием с любимым своим
До времени радостной встречи.
Сколько пережил я встреч и расставаний,
Сколько взлетов и падений.
И сколько чаш горше горькой судьбы
Испил я, не чувствуя усталости.
/297/ И не знал я с [тем], кого встречал, ничего
Горше расставания без прощания.
Всевышний Аллах, все соединения,
[Даже] если и долго длятся они, заканчиваются разрывом.

И речение его:

Нехорош влюбленный, что скрывает страсть свою
Словами, а тоска любви во вздохах его выказывается.
Прячет он любовь свою, но не скроет [ее] ни от кого,
Даже от верблюдов, седоков и погонщика.

В триста третьем году (915/6) в халифат ал-Муктадира би-л-Лаха была кончина 'Али б. Мухаммада б. Насра б. Мансура б. Бассама. Был он красноречивым стихотворцем, более склонным к [роду стихов] осмеяния 13, и не уберегся от него [ни] вазир, ни амир, ни малый, ни старый. [Сочинял] он осмеяния на отца своего, братьев и прочих домочадцев. Вот что сказал он об отце своем Мухаммаде б. Насре:

Построил Абу Джа'фар дом,
Так возводит дома хороший зодчий.
Голод царит в этом доме, а снаружи его унижение,
И под стенами стоят отчаяние и беда.
Какая польза в том, что воздвигнуты стены дома,
[Если] внутри его нет [ни] хлеба, ни воды.

И [сказал] он об [отце своем] также:

Допустим, проживешь ты жизнь двадцати орлов.
Можешь и не увидеть ты моей смерти.
И если проживу я после тебя [хоть один] день,
То порастрясу карман властелина.

И еще у него об [отце своем]: [487]

Счел он, что голод лучший лекарь, и бережет и бережется.
В доме его видишь ты только голодных.
Утверждает он, что бедность — залог доброты и щедрости
И что в приобретении нет счастья.
Уверовал он в мир этот и безоглядно прожигает свою жизнь,
И не ведает, что придется держать ответ.

Прочитал мне Абу-л-Хасан Мухаммад б. 'Али ал-Факих ал-Антаки в Антакии [стихи] 'Али /298/ б. Мухаммада Ибн Бассама, осмеивающие ал-Муваффака, вазира Абу-с-Сакра Исма'ила б. Булбула, ат-Та'и, амира Багдада, 'Абдуна ан-Насрани, брата Са'ида, Абу-л-'Аббаса б. Бастама, Хамида б. ал-'Аббаса, вазира ал-Муктадира би-л-Лаха после того, и Исхака б. 'Умрана 14, амира Куфы [в] то время:

Неужели надеется ал-Муваффак на поддержку свыше,
[Поручая] власть над подданными слабой женщине.
Прежде были рабы [Божьи] под властью
Блудницы, [клянусь] жизнью отца твоего.
И если была она довольна, то тем, что власть
Словно виноградная лоза, над которой лоза [другая].
Остался [жив] Ибн Булбул, называемым вазиром,
И не затерялся он в пустыне судьбы.
Мельник из племени тайй стал следить, кто как постится,
И напоил голубой Евфрат водой.
Правит 'Абдун мусульманами,
А сам он из зиммиев.
Косой Бастам стал вельможей,
А ведь ткал он в Бузуртайсе
15.
И если бы был Хамид в моей власти, о люди,
То сделал бы я его ровней.
И снова поставил бы я его, ничтожного
Продавать плоды граната [из] Хадраваййи.
Попал Исхак б. 'Умран в амиры
Из-за беды, да еще какой беды.
Сам халифат заброшен,
Трон покинут.
[Так] оставь мир этот глупцам,
Достойным проклятия Аллаха и бездны.
О Господи, уселись верхом подлецы, [488]
Но нога моя выше ног их.
Дайте же лошадь под стать мне.
А не то — покину сынов блудницы.
Собрал он в этих стихах всех государственных мужей того века.

Прочитал Абу Исхак аз-Заджжадж ан-Нахави, последователь ал-Мубаррада, [стихи] Ибн Бассама об ал-Му'тадиде, обрезавшего сына своего Джа'фара ал-Муктадира:

/299/ Возвращаясь с празднества обрезания,
[Эти] велят затянуть пояс потуже.
Сказал я: «Не удивляйтесь.
Ведь так обрезают сирот».

И у него также об ал-Му'тадиде:

До каких пор не увидим мы [того], чего ожидаем,
И не избавимся от ложной надежды?
Если назвали тебя Му'тадидом
16, то
Думаю, ты нам скоро поможешь.

И у него о вазире ал-'Аббасе б. ал-Хасане и Ибн 'Умравайхе ал-Хурасани 17, бывшем тогда амиром Багдада:

[Да] проклянет Аллах [того], кто
Опоясал 'Аббаса вазирством
И кто назначил Ибн 'Умравайха
Властвовать в Багдаде.
[Ведь] вазир — со сморщенным лицом,
Пузат, словно мешок,
На затылке [у него] две шишки,
А голова словно огурец.
Издавна известен он
Как врун и бродяга.
Амир-инородец,
Подобный ослу сыну ослицы.
Ушел от нас ислам,
Когда стал он властвовать над нами.

И прочитал он мне об Абу-л-'Аббасе Джахзе ал-Бармаки ал-Муганни 18: [489]

Буду потчевать я Джахзу-благодетеля
Благодарностью до Страшного Суда,
Показал он мне морду аргамака своего
И избавил от мерзкой своей морды.

И у него об отце его Мухаммеде б. Насре б. Мансуре б. Бассаме:

Густеет хабиса от сахара,
Бедный жаворонок варится на дне горшка
У молодца, что щедрее Хатима
19,
[У которого] два котла на жаровне.
/300/ Да и то не каждый день,
Но по [случаю] ненавистного приглашения
В день развлечений, отвратительный [и] ужасный,
На шумном пиру, [где царит] удовольствие.
Говорит он едящему хлеб его:
«Горе животу этому. Как он велик!»

И опять об отце своем:

[Печет] Абу Джа'фар хлеб свой из мела,
Найдешь в нем благовония и зелья,
Найдешь лекарство от всякого недуга,
От живота, от груди и от опухолей.
А миска его подобна масленке,
Вокруг которой вопят гости, голодно смотрящие.
Не думай получить от него желаемое,
Ничего не принесет судьба.

И снова об [отце своем]:

Попросил я у него в подарок осла,
А не знал, что осел стал у нас зятем.
Послал он [его] ко мне, [но с условием], чтобы сидели мы [на] нем вместе:
Уляжется он [на] него животом, я же
Сяду ему на спину.

И сказал он о власть имущих:

Скажи главенствующим и [тем, от] кого ждут подарка,
И [тем], на чью помощь надеются,
Чтобы удостоили они меня деяниями своими,
Чтобы занялся ими я, а не то я займусь их честью. [490]

И его стихи также:

Почему вижу я тебя упорствующим,
Всегда недовольным пропитанием своим?
Вернись к [тому], чего ты заслуживаешь.
Поистине, имеешь ты больше, чем заслужил.

И об 'Убайдаллахе б. Сулаймане ал-Вазире:

Не способен 'Убайдаллах [на] обещания,
Нет у него ни разума, ни здравого смысла.
Снова живу я, но отвратился от жизни.
Как сказал Аллах: «...если бы они были возвращены, то вернулись бы»
20.

/301/ И об ал-Касиме б. 'Убайдаллахе б. Сулаймане:

Скажи управляющим государством:
«Не бывает совершенства без недостатка.
Скольких вазиров видел я возвеличенными.
[А] оказались они в унижении и пренебрежении».

И об 'Убайдаллахе б. Сулаймане:

Нет спасения, о душа — поклонишься
Обезьянам, когда властвуют обезьяны.
Подул на тебя ветер, о Ибн Вахб,
[Так] приготовься к нему как-нибудь.

И об Исма'иле б. Булбуле ал-Вазире:

У Абу-с-Сакра государство
Подобно ему отсталостью.
Туча, что излилась дождем.
Возвещает об этом [громом].

И об ал-'Аббасе б. ал-Хасане ал-Вазире:

Нипочем ему тяготы этого мира.
Вазиру, о гнете миров возвещающему.
Разве ты не видел его предшественников —
Принесла им невзгоду судьба.

И о вазире Са'иде б. Махладе:

Желая обрести мир этот, преклонились мы перед обезьянами.
Но сокрыли от нас его руки обезьян. [491]
И руки наши пусты.
Ведь, преклоняясь, мы оказались унижены.

И об ал-'Аббасе б. ал-Хасане ал-Вазире:

Построил ты над Тигром покой,
Соревнуясь с древними. Но не радуйся.
[Ведь] скольких подобных
Знаем мы — быстро прошло их время.

И о вазире 'Али б. Мухаммаде б. ал-Фурате:

Долгие месяцы стоял я перед вазиром,
Но не склонили его ко мне прежние мои заслуги.
/302/ Не думает он обо мне заботиться,
А я не гнушаюсь стоять перед ним.

И об Абу Джа'фаре Мухаммаде б. Джа'фаре ал-Гарбали:

Попросил я Абу Джа'фара,
И он сказал: «Рука моя коротка».
[Тогда] сказал я ему: «[Не говори] поспешно.
Случится по словам твоим».

И об [Абу Джа'фаре]:

Густая борода поредела от выщипывания,
Обезобразилось лицо проклятое.
Сказал я, когда появился он, бормоча
И бредя, словно безумный:
«Ты таков, как сказал
Аллах: «ничтожен и едва объясняется»»
21.

И об Ибн ал-Марзубане 22, у которого попросил он коня, и тот отказал ему:

Пожалел ты для меня и клячи.
Не попрошу у тебя, пока я жив.
И если ты берег ее для себя, то еще не создал
Аллах такой клячи, на которой [бы] смог ты поехать [верхом].

И вот из [того], в чем он преуспел:

Пообещал он мне желанное, когда нуждался я в том,
И когда исполнил я [свое] обещание, нахмурился и возгордился, [492]
Сказал, что занят другими делами.
И если бы даже и не эти дела, было бы ему не до меня.

У 'Али б. Мухаммада Ибн Бассама много стихов, подобных этим. Удовольствовались мы упоминанием лишь части [их] в этой книге, ибо приводили прежде мы это в книгах, предшествовавших настоящей. Отец его Мухаммад б. Наср б. Мансур был знатен и доблестен. Был он мужем утонченным, изысканно одетым, увлечен он был строительством.

/303/ Упомянул Абу 'Абдаллах ал-Кумми. Он сказал: Вошел я к нему однажды зимним весьма холодным днем, в Багдаде, и обнаружил его в просторном зале, обмазанном красной армянской глиной, и она сверкала, подобно молнии. И прикинул я, что зал [размером в] двадцать локтей в длину и в ширину, в середине его жаровня на [подставке в виде] двух жирафов, и в собранном виде был бы размер ее десять локтей в длину и в ширину. Наполнена она была тамарисковыми угольями, а [хозяин] сидел в середине залы в тустарийской рубахе. Оставшаяся часть жаровни [была] покрыта красным бархатом. Усадил он меня рядом с собой, а я почти пылал. [Тогда] дал он мне кувшин [с] розовой водой, смешанной с камфорой, и я смочил ею лицо свое. Потом попросил [он] напиться воды, и ему ее принесли, и в ней я увидел лед. И не было у меня просьбы, которой [бы] он [не] исполнил. И вышел я от него на липкий мороз. И сказал он мне, [провожая]: «Не место в этом доме [тем], кто хочет уйти из него».

Сказал [Абу 'Абдаллах ал-Кумми]: Вошел я к нему однажды, и он сидел в другом месте в доме своем, [что] возвел он высоко над озером. В середине [дома был] балкон, с которого взирал он на сад, на загон для газелей, клетку для горлиц и тому подобное. [Тогда] сказал я ему: «Абу Джа'фар, ты, [клянусь] Аллахом, восседаешь в раю». Он сказал: «Не следует тебе выходить из рая перед трапезой». И не [успел] я сесть и устроиться на месте своем, как принесли ему ониксовый столик, краше которого я не видел, и в середине его цветной ониксовый кувшин, со всех сторон украшенный червонным золотом, и наполнен он был розовой водой. И был [тот кувшин] весь резной, словно купол, сложенный из куриных грудок. На столике [были] ониксовые сосуды с пищевыми красками и солью [различных] сортов. Потом принесли нам блюдо [с] горячими слоеными пирожными, а после этого — чашу [с] лаузинджем. И столик убрали. [493] Мы сразу [же] направились к месту, [где находилась] занавесь. [Тогда] поставили перед нами белую фарфоровую вазу, наполненную фиалками и левкоями, а также другую, в которую были положены сирийские яблоки. Число их определили мы в тысячу. И не встречал я кушанья ни более чистого, нежели это, /304/ ни более красивых цветов. [Тогда] сказал он мне: «Это полагается [при] утреннем питье». И не забуду я до [последнего] часа прелести того дня.

Сказал ал-Мас'уди: Поистине, привели мы это известие о Мухаммаде б. Насре, чтобы стало ведомо, что 'Али б. Мухаммад, сын его, сообщал об отце своем противоположное, и что не уберегся от языка его никто. Есть о том сведения и многочисленные осмеяния, которые привели мы полностью в наших предшествующих книгах.

Рассказали мы, что случилось из-за речения его с ал-Касимом б. 'Убайдаллахом при вхождении его к ал-Му'тадиду, [когда] играл тот в шахматы, а [ал-Касим] произнес [нечто, написанное] 'Али Ибн Бассамом:

Жизнь этого [мужа] подобна его смерти:
Исполнена она несчастий.

Когда [же] поднял [ал-Му'тадид] голову свою [и] посмотрел на ал-Касима, [тот] смешался. [Тогда] сказал [халиф]: «О Касим, отрежь язык Ибн Бассаму, чтобы он тебе не вредил». И вышел ал-Касим, собираясь отрезать Ибн Бассаму язык, но сказал ему ал-Му'тадид: «Милостью и властью [прошу], не причиняй ему зла». [Тогда] поставил ал-Касим [Ибн Бассама ведать] ал-баридом и таможнями в джунде Киннисрин и ал-'Авасим в Сирийской земле.

[Привели мы] речение его об Асаде б. Джахваре ал-Катибе 23, известие [о проделках] его с ним и осмеяния, предназначенные Асаду и прочим писцам. И из них:

Что за несчастные времена настали.
Порождают они безобразное,
А от изысканности и вежества не осталось и следа.
Разве не видишь ты, [что] стал Асад б. Джахвар
Подражать крупнейшим писцам.
Потянулись за ним и другие. Если бы простер я руку свою
К ним, [то] заставил бы их жить по Писанию.

Когда был убит ал-'Аббас б. ал-Хасан, назначил ал-Муктадир вазиром 'Али б. Мухаммада б. Мусу б. ал-Фурата 24 [в] среду [494] четырех ночей, прошедших от зу-л-хиджжа двести девяносто девятого года (22.07.912). И продолжалось вазирство его, пока [не] разгневался на него [халиф], три года, девять месяцев и [несколько] дней

Назначил [ал-Муктадир] вазиром Мухаммада б. 'Убайдаллаха б. Йахйу б. Хакана 25 в [тот] день, когда разгневался на 'Али б. Мухаммада б. Мусу б. ал-Фурата, и это среда четырех [ночей], прошедших от зу-л-хиджжа /305/ двести девяносто девятого года (22.07.912), и пожаловал его, не пожаловав никого более. И схватил [ал-Муктадир Мухаммада б. 'Убайдаллаха в] понедельник десяти [ночей], прошедших от мухаррама триста первого года (19.08.913). Пожаловал [ал-Муктадир] вазира 'Али б. 'Ису б. Да'уда б. ал-Джарраха 26 [во] вторник одиннадцати ночей, прошедших от ал-мухаррама триста первого года (20.08.913), и схватили его [в] понедельник восьми [ночей], прошедших от зу-л-хиджжа триста четвертого года (2.05.917).

Назначил [ал-Муктадир] вазиром 'Али б. Мухаммада б. ал-Фурата во второй [раз] и пожаловал его в понедельник восьми [ночей], оставшихся от зу-л-хиджжа триста четвертого года, и схватил его [в] четверг четырех [ночей], оставшихся от джумада-л-ула триста шестого года (5.11.918).

Пожаловал [ал-Муктадир] вазиром Хамида б. ал-'Аббаса [в] среду двух ночей, прошедших от джумада-л-ахира триста шестого года (11.11.918), и отпустил 'Али б. 'Ису на второй день вазирства его, и это среда, поручил ему дела и схватил Хамида б. ал-'Аббаса.

Назначил он вазиром 'Али б. Мухаммада б. ал-Фурата, и это третье из вазирств его. Сын его Мухассин б. 'Али 27 подчинил [себе] дела во [время] того вазирства, и покончил он с частью писцов. Потом схватил [ал-Муктадир 'Али б. Мухаммада] и сына его, как уже упомянули мы в начале этой главы.

Назначил ал-Муктадир 'Абдаллаха б. Мухаммада б. 'Убайдаллаха ал-Хакани 28. Назначил вазиром после него Ахмада б. 'Убайдаллаха ал-Хасиби 29. Потом назначил вазиром 'Али б. 'Ису [во] второй [раз]. Потом назначил вазиром Абу 'Али Мухаммада б. 'Али б. Муклу 30. Назначил вазиром после него Сулаймана б. ал-Хасана б. Махлада. Потом назначил вазиром 'Убайдаллаха б. Мухаммада ал-Калвази 31. Потом на назначил вазиром ал-Хусайна б. ал-Касима б. 'Убайдаллаха б. Сулаймана б. Вахба 32, и был [он] убит в ар-Ракке. Назначил вазиром после него ал-Фадла б. Джа'фара б. Мусу б. ал-Фурата 33. [495]

/306/ Был убит ал-Муктадир би-л-Лах в Багдаде [во] время дневной молитвы 34 [в] среду трех ночей, оставшихся от шаввала триста двадцатого года (31. 10. 932). Убили его в сражении, что произошло между ним и Му'нисом ал-Хадимом, у Баб аш-Шаммасиййа на Восточной стороне. Занялось погребением ал-Муктадира простонародье, и был вазиром его в тот день Абу-л-Фатх ал-Фадл б. Джа'фар б. Муса б. ал-Фурат, как мы упомянули.

[Было] упомянуто, что ал-Фадл посмотрел [на] ат-тали' 35 ал-Муктадира би-л-Лаха, когда тот собирался выехать на сражение, в котором был убит. [Тогда] спросил его ал-Муктадир: «Что ждет меня?» И сказал [ал-Фадл]: «Погибель». [Посмотрел] на него ал-Муктадир нахмурившись и решил не выезжать, но тут настигла его конница Му'ниса. И видели его здесь в последний раз.

Каждый шестой из халифов сынов ал-'Аббаса свергнут [и] убит. И был шестым из них Мухаммад б. Харун [ал-Амин] Свергнутый, и другим шестым ал-Муста'ин, и другим шестым ал-Муктадир би-л-Лах.

Об ал-Муктадире [сохранились] славные известия, а также о сражениях и событиях, что были в дни его, и известия [об] Ибн Абу-с-Садже, и известия [о] Му'нисе, и известия [о] Сулаймане б. ал-Хасане ал-Джаннаби 36 и что свершил он в Мекке в триста семнадцатом году (929/30) и прочее, что было на Востоке и на Западе. Мы привели все это в книге нашей Ахбар аз-заман подробно, в ал-Китаб ал-Аусат полностью и упомянули в настоящей книге [только] замечательное. Надеюсь я, что Аллах продлит существование наше и осчастливит нас долготою дней. [Тогда] присовокупим мы к этой книге другую, в которую включим разные известия и самые восхитительные из преданий без какого-либо установленного порядка в соответствии с последними имеющимися у нас сведениями. Озаглавим мы ее Китаб васл ал-маджалис [«Книгой непрерывных сходок»]. [Обнимет она] отборные известия и наилучшие правила вежества. [ Книга эта] последует за нашими прежними книгами и примкнет к ним.

Была кончина Мусы б. Исхака ал-Ансари ал-Кади 37 во [время] халифата ал-Муктадира, и это в двести девяносто седьмом году (909/10), и [кончина] Мухаммада б. 'Османа б. Абу Шайбы ал-Факиха ал-Куфи 38. [Был] похоронен и он на Восточной стороне. Были они оба знатоками хадисов и крупнейшими в деле [их] передачи. [496]

/307/ Пришло известие в Город Мира о [том], что четыре столпа Запретного Дома 39 затоплены, и потоп в ат-Тавафе 40, и залило колодец Замзам 41, и что не знали такого в предшествующие времена.

В [этом году] была кончина Йусуфа б. Йа'куба б. Исма'ила б. Хаммада ал-Кади, и это в месяце рамадан в Городе Мира, и [было] ему девяносто пять лет.

Указывают, что в этом году была кончина Мухаммада б. Да'уда б. 'Али б. Халафа ал-Исбахани ал-Факиха. Мы рассказывали прежде [о] нем и о том, что кончина его была в двести девяносто шестом году (908/9), и упомянули о несоответствии дат по этому поводу.

В этом году, и это двести девяносто седьмой год, была кончина Ибн Абу 'Ауфа ал-Базузи ал-Му'аддила 43 в Багдаде, и это в шав-вале 44, и ему [было] с небольшим восемьдесят лет. Погребен он на Западной стороне.

Поистине, упомянули мы этих [мужей], ибо передавали они предания и прославились этим, и потребно людям науки и знатокам преданий ведать о времени кончины их.

В [этом году] умер Абу-л-'Аббас Ахмад б. Масрук ал-Мухаддис и ему восемьдесят четыре года. Похоронен он у Баб ал-Харб на Западной стороне.

Предпослали мы в этой книге, а [также] в иных наших предшествующих книгах известия [о тех], кто объявился из рода Абу Талиба в дни сынов Умаййи и сынов ал-'Аббаса и как были они убиваемы и заточаемы, и в каких они принимали участие сражениях.

Объявился в Са'иде Египетском Ахмад б. Мухаммад б. 'Абдаллах б. Ибрахим б. Исма'ил б. Ибрахим б. ал-Хасан б. ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб 46. Убил его Ахмад б. Тулун после событий, о которых мы упоминали в наших предшествующих книгах.

Поистине, упоминаем мы [тех], кто объявился из рода Абу Талиба, и [самые] замечательные из известий [о] них в этой книге, ибо поставили себе условием привести в ней сведения [о] них, убиении их и прочем /308/ от убиения Повелителя Верующих 47 до времени составления нами этой книги.

Умер Йахйа б. ал-Хусайн ал-Хасани ар-Расси, а до того жил он в городе Са'да в Йеменской земле 48, в двести семьдесят восьмом году (891/2). И наследовал ему сын его ал-Хасан б. Йахйа 49.

Было явление Ибн ар-Риды, и он Мухассин б. Джа'фар б. 'Али б. Мухаммад б. 'Али б. Муса б. Джа'фар б. Мухаммад 50, в [497] провинции Дамаска в трехсотом году (912/3). Произошло у него с Абу-л-'Аббасом Ахмадом б. Кайгалгом 51 сражение, и был он убит беззащитным. И сказано: был он убит в сражении. Отвезли голову его в Город Мира и водрузили на Новом мосту на Западной стороне.

Объявился в стране Табаристан и ад-Дайлам ал-Утруш, и он же ал-Хасан б. 'Али, и изгнал он оттуда чернознаменных, и это в триста первом году (913/4). Был он сведущ во всем, что касалось религиозных учений и сектантских воззрений. Пребывал он среди дайламитов [долгие] годы, и это кафиры, исповедующие зороастризм, и [есть] среди них язычники, а также [среди] ал-джил 53. Призвал он их к Аллаху, Велик Он и Славен, и они согласились и приняли ислам. У мусульман на границе с ними были крепости, такие как Казвин и прочие. И [ал-Утруш] построил в [стране] ад-Дайлам мечети. Многие знатоки родословий утверждали, что дайламиты из детей Басила б. Даббы б. Удада 54 и что ал-джил из тамим. Говорят, что вхождение ал-Утруша в Табаристан было в первый день мухаррама триста первого года (7.08.913) и что в этот день вошел владетель ал-Бахрайна 55 [в] Басру и убил амира ее Тамсака ал-Муфлихи 56. Мы привели в книге нашей Ахбар аз-заман известие [об] ал-Утруше ал-'Алави, известие [о] сыне его и известие [об] Абу Мухаммаде ал-Хасане б. Ал-Касиме ал-Хасани ад-Да'и, захвате им Табаристана и убиении его и как относились к нему ал-джил и дайламиты.

Была кончина Абу-л-'Аббаса Ахмада б. 'Омара б. Сурайджа ал-Кади 57 в триста шестом году (918/9). Была кончина Абу Джа'фара Мухаммада б. Джарира ат-Табари ал-Факиха в Багдаде в триста Десятом году (922/3). Была кончина Абу Исхака Ибрахима б. Джабира ал-Кади в Халабе.

Был введен /309/ ал-Лайс б. 'Али б. ал-Лайс, сын брата ас-Саффара 58, в Город Мира на слоне в двести девяносто седьмом году (909/10), и вокруг него войско. Выставили его на всеобщее обозрение. И сказано, что ал-Лайс был ввезен в Город Мира в двести девяносто восьмом году (910/11).

В этом году, и это год двести девяносто восьмой, умер в Багдаде Абу Бакр Мухаммад б. Сулайман ал-Марвази, знаток хадисов, друг ал-Джахиза. Сказано также, что кончина его была в двести девяносто восьмом году 59.

В этом году была высадка Фариса 60, командующего кораблями ромеев и их войсками, на Сирийский берег. Он захватил [498] твердыню ал-Кубба после долгой битвы и [по причине] отсутствия у мусульман защитника, [способного] помочь им. Захватил он город ал-Лазикийа 61 и увел в плен много народа.

Случился в Куфе великий град, и была одна градина [весом] в багдадский ритл, и [был] несущий тьму ветер, и это в месяце рамадан 62. Разрушились многие дома и постройки. Был там великий трус, от которого погибло много народа. Это было в Куфе в двести девяносто девятом году. Было в Египте в этом году великое землетрясение, и в [том же году] взошла звезда [с] хвостом.

В [этом году] напал Дамнана 63, что командовал набегами в Ромейском море, [на] мусульманские суда [на] острове Кубрусе 64. [Жители Кубруса] нарушили договор, заключенный при начале ислама — чтобы не помогали они ромеям [в сражениях их] против мусульман и мусульманам [в сражениях их) против ромеев, и чтобы половина хараджа [Кубруса принадлежала] мусульманам и половина ромеям. Пребывал Дамнана на этом острове четыре месяца, уводя [жителей] в плен, сжигая и завоевывая укрепленные места. Мы привели известия [об] этом острове прежде в нашей книге, заканчивая повествование о морях, истоках рек и их местоположениях 65. И нет необходимости повторять описание [Кубруса].

/310/ В триста первом году (913/4) умер 'Абдаллах б. Наджийа ал-Мухаддис 66 в Городе Мира. Было рождение его в двести двенадцатом году (827/8).

Был схвачен Ибн ал-Джассас ал Джаухари в Городе Мира и триста втором году (914/5). Достоверно [известно], что было и изъято из имущества его золота, серебра, драгоценностей, утвари, одежды и доходов [на] пять тысяч тысяч динаров.

В [этом] году умер ал-Касим б. ал-Хасан ал-Ашйаб 68, и прозывается он по кунйе Абу Мухаммад, [в] понедельник двух ночей, оставшихся от джумада-л-ула (19.12.914). Принадлежал он крупнейшим улемам и знатокам хадисов. Погребен он был на Западной стороне, на улице, известной как Шари' ал-Хаммалин 69. Присутствовали на похоронах его Мухаммад б. Йусуф ал-Кади 70, Абу Джа'фар Ахмад б. Исхак б. ал-Бахлул ал-Кади 71 и прочие факихи, судьи, писцы и государственные люди. И он же Абу Абу 'Умран Муса б. ал-Касим б. ал-Хасан, известный как Ибн ал-Ашйаб, крупный факих шафиитов 72 этого времени.

В этом году, и это триста второй год, прибыло войско из ал-Магриба. [Тогда] были у жителей Египта из [числа] сторонников [499] власти великие с ними битвы, и было убито в них много народа. И сдался муж из знатных берберов, известный как Абу Джарра, властям, отправился в Город Мира и был пожалован.

В триста седьмом году (918/20) введен был Йусуф б. Абу-с-Садж в Город Мира. Был он выставлен на двугорбом верблюде, и на нем бархатная куртка, которую надевали 'Амр б. ал-Лайс и Васиф ал-Хадим, и на голове его высокая шапка с лентами и бубенцами. Вокруг него войска, и Му'нис ал-Хадим позади него с виднейшими военачальниками государства. Мы привели известие [об] этой битве, в которой пленил Му'нис ал-Хадим Ибн Абу-с-Саджа /311/ в области Ардабила 73 и упомянули бывших там амиров, подобных Ибн Абу-л-Хайдже 'Абдаллаху б. Хамдану 74, 'Али б. Хассану 75, Абу-л-Фадлу ал-Марви 76, Ахмаду б. 'Али, брату Су'лука 77, и прочих амиров и военачальников. [И упомянули мы] освобождение ал-Муктадиром Ибн Абу-с-Саджа, его исход из Дийар Раби'а ва Мудар, исход его в страны Азербайджан и Армения, где был он наместником, а также деяния гулама его Субука 78 и захват им наместничества господина своего и полнейшее его с ним расхождение, и прочие известия [об] Ибн Абу-с-Садже, походе его на Васит, походе его на Куфу, и [о] сражении его против Абу Тахира Сулаймана б. ал-Хасана ал-Джаннаби, пленении и убиении им [Ибн Абу-с-Саджа] под ал-Анбаром и Хитом, когда настигли войско [Абу Тахира] Йалбак 79 и Назиф 80, гулам Ибн Абу-с-Саджа, и как разгромил [Абу Тахир] Йалбака и Назифа, а [также о] походе ал-Кармати, захвате им Хита. [Упомянули мы] и иное, и это в триста пятнадцатом году (927/8). [Привели мы все это] в наших предшествующих книгах, а также коснулись деяний Му'ниса ал-Хадима и [тех] вельмож, что были с ним, в сражении против войска властителя ал-Магриба в Египте, и это в триста девятом году (921/2) 81.

Комментарии

1. Залум (досл. «несправедливая») — см.: Пелла. VII. Р. 450.

2. Васиф б. Савартакин — военачальник времен ал-Муктадира. См. о нем: Пелла. VII,. Р. 754.

3. 'Абдаллах б. ал-Му'тазз, Абу-л-'Аббас (861— 908) — выдающийся арабский поэт, сын халифа ал-Му'тазза; после смерти ал-Муктадира пытался захватить власть, но был свергнут, пойман и казнен. См. о нем подробнее: Тоrrеу С. С. Ibn al-Mu'tazz // ЕI1. Bd. II S. 431- 432.

4. Мухаммад б. Да'уд (ум. 908) — аббасидский чиновник. См. о нем: Пелла. VII. Р. 644.

5. Абу 'Абдаллах б. 'Абдус ал-Джахшийари (ум. 942) — историк и общественный деятель, автор Китаб ал-вузара'ва-л-куттаб («Книги [о] вазирах и писцах», сохранилась первая часть) и исторического сочинения о правлении ал-Муктадира (не сохранилось). См. о нем подробнее: Sourdel D. Al-Djahshiyari // EI2. Vol. II. P. 388-389.

6. Абу-л-Хасан 'Али б. Мухаммад б. ал-Фурат (855—924) — вазир халифа ал-Муктадира; казнен за казнокрадство. См. о нем подробнее: Zettersteen К. V. Ibn al-Furat // ЕI1. Bd. П. S. 400-401.

7. Имя информатора опущено ал-Мас'уди.

8. Абу Бакр Мухаммад б. Да'уд б. 'Али б. Халаф ал-Исбахани ал-Факих (869— 900) — известный факих. См. о нем: Massignon L. Аl-Isfahani // ЕI1. Bd. III. S. 567. Дата его смерти, приводимая ал-Мас'уди, по всей видимости, неверна.

9. Аз-Захра («Цветок») — по другим доступным источникам идентифицировать не удалось; ал-Вусул ила ма'рифат ал-усул («Достижение знания основ»), Китаб ал-инзар («Книга предупреждения»), Китаб ал-а'зар ва-л-ид.жаз («Книга извинений и краткости») — см.: Ибн ан-Надим 2. S. 218; Китаб ал-интисар 'ала Мухаммад б. Джарир еа 'Абдаллах б. Шаршир ва 'Иса 6. Ибрахим («Книга победы над Мухаммадом 6. Джариром, 'Абдаллахом б. Шарширом и 'Исой б. Ибрахимом») — такого сочинения, по всей видимости, у Мухаммада б. Да'уда ал-Исбахани не было; очевидно, ал-Мас'уди в этом заглавии соединил названия двух других принадлежавших этому автору сочинений..

10. Мухаммад б. Джарир [ат-Табари] (839—923) — великий арабо-мусульманский историк, автор-составитель погодной хроники Та'рих ар-русул еа-л-мулук («История пророков и царей»); занимался также коранической экзегетикой, фик-хом и другими науками. См. о нем подробнее: Paret К. Al-Tabari // ЕI1. Bd. IV. S. 625-627.

11. 'Абдаллах б. Шаршир — по сведениям Ибн Халликана, это поэт, близкий по силе таланта и манере творчества Ибн ар-Руми; был также грамматистом и знатоком аруда; умер в Египте в 905/6 гг. См. о нем подробнее: Ибн Халликан. № 352.

12. 'Иса б. Ибрахим ад-Дарир — факих. См.: Ибн Халликан. VI. S. 141.

13. Осмеяние (араб. хиджа') — жанр осмеяния в средневековой арабской поэзии. См. об этом: Hidja // ЕI1. Bd. 11. S. 318.

14. Исхак б. 'Умран - см.: Пелла. VI. Р. 144-145.

15. Бузуртайс — возможно, имеется в виду деревня Бурзат под Багдадом. См.: Йакут. Булдан. Bd. I. S. 562.

16. Ал-Му'тадид означает «Усиливающийся». См.: ал-Мунджид. С. 534.

17. [Мухаммад] б. 'Умравайх ал-Хурасани — аббасидский военачальник, живший в первой половине X в. См. о нем: Пелла. VII. Р. 659.

18. Абу-л-'Аббас Джахза ал-Бармаки ал-Муганни (839—936) — филолог, собиратель преданий, музыкант, острослов, герой многочисленных анекдотов. См. о нем: Pellat Ch. Djahza // EI2. Vol. II. P. 389.

19. ...щедрее Хатима — поговорка, указывающая на необычайную щедрость; Хатим — Хатим б. 'Абдаллах б. Са'д ат-Та'и, доисламский поэт и витязь, славившийся щедростью. См.: Van Arendonk С. Hatim al-Ta'i // ЕI1. Bd. IX S. 307—308.

20. Коран, 6:28.

21. Коран, 43:51-52.

22. Ибн ал-Марзубан (Мухаммад б. Халаф б. ал-Марзубан; (ум. 921) — хадисовед, грамматист, адиб, переводчик с пехлевийского, автор многих оригинальных сочинений. См. о нем: Пелла. VII. Р. 644.

23. Асад б. Джахвар ал-Катиб — чиновник времен ал-Муктадира. См. о нем: Пелла. VI. Р. 146.

24. 'Али б. Мухаммад б. Муса б. ал-Фурат — вазир ал-Муктадира; занимал этот пост в 908/9 и 916/7 гг. См.: Sourdel D. Le vizirat Abbaside. P. 727.

25. Мухаммад б. 'Убайдаллах б. Йахйа б. Хакан — один из вазиров ал-Муктадира. См.: Sourdel D. Le vizirat Abbaside. P. 727.

26. 'Али б. 'Иса б. Да'уд б. ал-Джаррах (859—946) — аббасидский вазир; см. о нем: Bowen H. 'Ali b. 'Isa // EI2. Vol. I. P. 386-388.

27. Мухассин б. 'Али б. Мухаммад б. ал-Фурат (ум. 924) — сын вазира Абу-л-Хасана 'Али б. Мухаммада б. ал-Фурата; казнен вместе с ним. См. о нем: Zettersteen К. V. Ibn al-Furat // ЕI1. Bd. II. S. 400.

28. 'Абдаллах б. Мухаммад б. 'Убайдаллах ал-Хакани — один из вазиров ал-Муктадира, занимал этот пост в 924—925 гг. См.: Sourdel D. Le vizirat Abbaside. P. 435—438.

29. [Абу-л-'Аббас] Ахмад б. 'Убайдаллах ал-Хасиби — вазир ал-Муктадира и ал-Кахира. См.: там же. Р. 437—442, 477-479.

30. Абу 'Али Мухаммад б. 'Али б. Мукла (886—940) — государственный деятель, вазир при ал-Мутадире, ал-Кахире и ар-Ради. См. о нем: Zellersteen К. V. Ibn Mukla // El1. Bd. II. S. 430-431.

31. 'Убайдаллах б. Мухаммад ал-Калвазани (ум. 947) — аббасидский чиновник; был наместником ас-Савада, ал-Ахваза, Фарса и Кирмана, а также вазиром. См. о нем: Пелла. VII. Р. 493.

32. Ал-Хусайн б. ал-Касим б. 'Убайдаллах б. Сулайман б. Вахб (ум. 934) — аббасидский чиновник; был вазиром при ал-Му'тадиде и ал-Муктафи; попал в опалу при ал-Муктадире и был убит. См. о нем: Пелла. VI. Р. 278—279.

33. [Абу-л-Фатх] ал-Фадл б. Джа'фар б. Муса б. ал-Фурат (ум. 938) — аббасидский чиновник; занимал ряд административных должностей и дважды назначался вазиром. См. о нем: Пелла. VII. Р. 557.

34. Дневная молитва (салат ал-'аср)молитва, производящаяся между тем моментом, когда тени становятся равными предметам, которые их отбрасывают, и началом захода солнца. См. об этом: Wensinck A. J. Mikat // ЕI1. Bd. III. S. 567— 568.

35. Ат-тали' асседанта, один из важнейших терминов астрологии ('или ахкам ан-нуджум) у арабов-мусульман. См. об этом: Nallino С. A. Astrologie // ЕI1. Bd. I, S. 503.

36. Сулайман б. ал-Хасан ал-Джаннаби — имеется в виду Абу Тахир Сулайман 6. Абу Са'ид ал-Хасан ал-Джаннаби (ум. 943/4), глава карматского государства в ал-Бахрайне; совершил много походов в Ирак и Хиджаз. См. о нем подробнее: Canard M. Al-Djannabi, Abu Tahir // EI2. Vol. II. P. 452-454.

37. Муса б. Исхак ал-Ансари (ум. 297—909/10) — факих; занимал должности кади в ал-Ахвазе и Рее. См. о нем подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. XIII. С. 52—54.

38. Мухаммад б. 'Осман б. Абу Шайба ал-Факих ал-Куфи (ум. 909/10) — факих и хадисовед. См. о нем подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. III. С. 42—47.

39. Четыре столпа Запретного Дома — т. е. четыре угла Каабы. См. об этом: Wensinck A. J. Ka'ba // EI1. Bd. II. S. 625.

40. Ат-Таваф — возможно, имеется в виду мощеная дорожка, окружающая Каабу, по которой паломники совершают ее ритуальные обходы (таваф). См. об этом: ал-Ка'ба // Ислам: Энциклопедический словарь. С. 123.

41. Колодец Замзам — священный колодец в Мекке, находящийся к юго-востоку от Каабы, напротив того угла святилища, в который вмонтирован Черный камень; имеет 42 м в глубину, увенчан купоом; считая воду Замзама целебной, паломники пьют ее и привозят домой для лечения больных. См. подробнее: Саrrа de Vaux B. Zamzam // ЕI1. Bd. IV. S. 1312.

42. 14.05-12.06.910 г.

43. Ибн Абу 'Ауф ал-Базури ал-Му'аддил — см. о нем: Пелла. VI. Р. 88—89.

44. 3.06.- 12.07.910 г.

45. Абу-л-'Аббас Ахмад б. Масрук ал-Мухаддис (ум. 910/11) — известный хадисовед и факих. См. о нем подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади, Т. V. С. 100—103.

46. Ахмад б. Мухаммад б. 'Абдаллах б. Ибрахим б. ал-Хасан б. ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб — см. о нем: Пелла. VI. Р. 127.

47. Имеется в виду 'Али б. Абу Талиб.

48. Город Са'да в Йеменской земле — находился на расстоянии 60 фарсахов (около 420 км) от Саны. См.: Йакут. Булдан. Bd. III. S. 389.

49. Ал-Хасан б. Йахйа [ал-Хасани] ар-Расси (ум. 956) — сын основоположника зайдитского имамата в Йемена; первоначально отказался от власти, но потом все же участвовал в борьбе за нее. См. о нем: Пелла. VI. Р. 286.

50. Ибн ар-Рида — Мухассин б. Джа'фар б. 'Али б. Мухаммад б. 'Али б. Муса б. Джа'фар б. Мухаммад (ум. 912); см. о нем: Пелла. VII. Р. 634.

51. Абу-л-'Аббас Ахмад б. [Ибрахим] б. Кайгалг (ум. ок. 936) — аббасидский военачальник тюркского происхождения. См. о нем: Пелла. VI. Р. 120.

52. Ал-Хасан б. 'Али ал-Утруш (844 —917) — алид, захвативший власть в Табаристане. См. о нем подробнее: Strothmann R. Al-Utrush // ЕI1. Bd. IV. S. 1147—1149.

53. Ал-Джил — средневековое название ираноязычного населения иранской области Гилан. См. подробнее: Spuler В. Gilan // EI2. Bd. II. P. 1111— 1112.

54. Басил б. Дабба б. Удад [б. Адвар] — легендарный прародитель дайламитов; см. о нем: Ибн Кутайба. Маариф. С. 36.

55. Имеется в виду Сулайман б. ал-Хасан ал-Джаннаби; см. примеч. XVIII 36.

56. Тамсак ал-Муфлихи — см.: Пелла. VII. Р. 446.

57. Ахмад б. 'Омар б. Сурайджал-Кади (ум. 918/9) — один из руководителей шафиитов, хадисовед и факих, автор многих сочинений. См. о нем подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. IV. С. 287—290.

58. Ал-Лайс б. 'Али б. ал-Лайс — племянник ас-Саффара, был захвачен в плен Му'нисом ал-Хадимом. См. о нем: Пелла. VII. Р. 620.

59. Текст испорчен.

60. Фарис — византийский флотоводец, долгое время победоносно сражавшийся против мусульман. См. о нем: Пелла. VII. Р. 539.

61. Ал-Лазикийа (античн. Лаодикия Приморская, совр. Латакия) — портовый город в северной Сирии; о его истории в арабо-мусульманскую эпоху см.: Honigmann E. Al-Ladhikiya // ЕI1. Bd. III. S. 3-4.

62. 21.04.-20.05.912г.

63. Дамнана — по другим спискам, Дахнана, Дахйана (БМ. VIII. 429); у ат-Табари этот полководец именуется Дамйана (IV. 2286).

64. Кубрус (Кипр) — остров в восточной части Средиземного моря; в 648—965 гг. находился под арабским владычеством. См.: Кипр // Советская историческая энциклопедия. Т. VII. С. 247.

65. См.: БМ. II. 375-376; MX. I. 349.

66. 'Абдаллах б. Наджийа ал-Мухаддис — знаток хадисов. См. о нем: Пелла. VII. Р. 479.

67. Видимо, имеется в виду Абу 'Абдаллах ал-Хусайн (ал-Хасан) б. ал-Джассас ал-Джаухари.

68. Ал-Касим б. ал-Хасан ал-Ашйаб (Абу Абу 'Умран Муса б. ал-Касим б. ал-Хасан, известный как Ибн ал-Ашйаб, ум. 914) — известный хадисовед. См. о нем: Пелла. VII. Р. 566.

69. Шари' ал-Хаммалин — см.: Пелла. VI. Р. 406.

70. Мухаммад б. Йусуф ал-Кади — см. о нем: Пелла. VII. Р. 667.

71. Абу Джа'фар Ахмад б. Исхак б. Бахлул ал-Кади [ат-Танухи] (ум. 930/1) — факих родом из ал-Анбара; в течение двадцати лет был кади Медины; собиратель хадисов. См. о нем подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. IV. С. 30—34.

72. Шафииты — последователи одного из четырех мазхабов (толков) суннитского фикха, основателем которого является Абу 'Абдаллах Мухаммад б. Идрис аш-Шафи'и (767—820); шафиитский мазхаб распространен в настоящее время в Южной Аравии, ал-Бахрайне, Дагестане, на Малайском архипелаге. См. об этом подробнее: Heffening. Al-Shafi'i // ЕI1. Bd. IV. S. 271- 173.

73. Ардабил — город и одноименная провинция в Южном Азербайджане. См. подробнее: Frye R. N. Ardabil // EI2. Vol. I. P. 625-626.

74. Ибн Абу-л-Хайджа' 'Абдаллах б. Хамдун (ум. 929) — один из членов рода Хамданидов; был наместником Мосула, затем ад-Динавара, ведал Хорасанским трактом; сражался с карматами, участвовал в заговоре против ал-Муктадира. См. о нем: Пелла. VII. Р. 170.

75. 'Али б. Хассан — военачальник времен ал-Муктадира. См. о нем: Пелла VII Р. 512.

76. Абу-л-Фадл ал-Марви — см. о нем: Пелла. VI. Р. 113.

77. Ахмад б. 'Али — один из военачальников, который участвовал в 919/20 г. в захвате Йусуфа б. Абу-с-Саджа под командованием Му'ниса ал-Хадима; его брат, Мухаммад б. 'Али Су'лук, был видным администратором. См. о нем: Пелла. VI. Р. 126.

78. Субук — гулам Ибн Абу-с-Саджа, был наместником Азербайджана. См. о нем: Пелла. VI. Р. 371.

79. Йалбак (MX — Балик, ум. 933) — тюркский военачальник, служивший под командованием Му'ниса ал-Хадима; был казнен. См. о нем: Пелла. VII. Р. 777.

80. Назиф (ум. 929) - см. о нем: Пелла. VII. Р. 728.

81. Имеется в виду поход фатимидского сухопутного войска и флота, 919— 921 гг., закончившийся неудачно. См. об этом: Семенова Л. А. Из истории Фатимидского Египта... С. 17.

Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М. Наталис. 2002

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.