АЛ-МАСУДИ
ЗОЛОТЫЕ КОПИ И РОССЫПИ
САМОЦВЕТОВ
МУРУДЖ АЗ-ЗАХАБ ВА МА'ДИН
АЛ-ДЖАУХАР
/275/ [XVII] О халифате
ал-Муктафи би-л-Лаха 1
Присягнули ал-Муктафи би-л-Лаху, и он
'Али б. Ахмад ал-Му'тадид, в Городе Мира, в день,
когда была кончина отца его ал-Му'тадида, и это
понедельник восьми [ночей], оставшихся от месяца
раби' ал-ахар двести восемьдесят девятого года
(7.03.902). Принял присягу ему ал-Касим б. 'Убайдаллах,
а ал-Муктафи в тот день [был] в ар-Ракке, и
ал-Муктафи тогда [было] двадцать с небольшим лет.
Прозывается он по кунйе Абу Мухаммад. Состоялось
прибытие ал-Муктафи в Город Мира из ар-Ракки [в]
понедельник семи ночей, оставшихся от
джумада-л-ула двести восемьдесят девятого года
(5.05.902). Было вхождение его по воде. Остановился он
во дворце ал-Хасани на Тигре. И была кончина его
[в] воскресенье тринадцати ночей, прошедших от
зу-л-ка'да двести девяносто пятого года (1.08.908), и
ему тогда [был] тридцать один год и три месяца. И
продолжался халифат его шесть лет, семь месяцев и
двадцать два дня; сказано: шесть лет, шесть
месяцев и шестнадцать дней, в соответствии с
разноречиями людей касательно датировок. Аллах
лучше знает.
/276/ Совокупность известий [об
ал-Муктафи], деяниях его и обо всем замечательном,
что было в дни его
Не принимал халифата до этого времени,
и этого триста тридцать второй год (943/4) халифата
ал-Муттаки, [никто], чье имя 'Али, кроме 'Али б. Абу
Талиба и ал-Муктафи.
Когда остановился ал-Муктафи [во]
дворце ал-Хасани в день, когда было вхождение его
в Город Мира, пожаловал он ал-Касима б.
'Убайдаллаха и не пожаловал никого из
военачальников. Приказал он разрушить темницы,
которые построил ал-Му'тадид для мучения людей, и
выпустить [тех] кто был заключен там. Приказал он
вернуть дома, которые забрал ал-Му'тадид для
устроения [в них] темниц, владельцам их и раздал
им деньги. [Тогда] склонились к нему сердца
подданных, и умножилось по этой причине [число]
молившихся за него. Подчинили его себе ал-Касим б.
'Убайдаллах и Фатик 2, маула его. Потом,
после смерти ал-Касима б. 'Убайдаллаха, подчинили
его себе вазир его ал-'Аббас б. ал-Хасан 4. Ведал он диваном
посланий и был средоточием учености. Сместил
[ал-Касим б. 'Убайдаллах] Мухаммада б. Башшара 5 и
Ибн Манару 6
из-за дошедших до него их [речей]. Заковал он их в
железа и спустил в Басру. И говорят, что они
потонули по дороге, [468] и с тех
пор о них ничего не известно. Об этом говорит 'Али
Ибн Бассам 7:
Простили мы тебе убиение мусульман И
сказали: «Вот вражда сторонников разных ересей.
[Ведь] этот— сторонник [Ибн] Манары — какова его
вина? Религия ваша едина, не пресеклась».
Еще прежде наладились отношения между
ал-Касимом б. 'Убайдаллахом и Бадром. Когда [же]
стал халифом ал-Муктафи, настроил ал-Касим его
против Бадра. Военачальники отстранились от
Бадра, /277/ и они двинулись к
столице, а Бадр двинулся к Васиту. [Тогда] вывез
ал-Касим ал-Муктафи на реку Заййал и встал там
лагерем. И всякий раз, когда мог, вселял он в душу
ал-Муктафи злое к Бадру и настроил [ал-Муктафи]
против него. [Потом] вызвал ал-Касим Абу Хазима
ал-Кади 8,
и обладал он ученостью и познаниями, и приказал
ему от [имени] Повелителя Верующих отправиться к
Бадру, дать ему пощаду, привести его с собой и
пообещать ему от [имени] Повелителя Верующих [то],
что он пожелает. [Тогда] сказал Абу Хазим: «Не
стану я передавать от Повелителя Верующих
послание, которого я от него не слышал». И когда
отказался от этого [Абу Хазим], вызвал [ал-Касим]
Абу 'Амра Мухаммада б. Йусуфа ал-Кади 9 в шаза' 10.
Посулил [Абу 'Амр Бадру] пощаду, обеты и клятвы от
[имени] ал-Муктафи и пообещал ему отдать его из
рук своих только при виде Повелителя Верующих. И
[Бадр] оставил лагерь свой, сел с ним в шаза', [и]
они поднялись [по реке]. Когда прибыли они в округ
ал-Мада'ина и ас-Сабаба, повстречали их слуги и
окружили шаза'. Абу 'Амр удалился от [Бадра] в
таййар и сел в него. Бадр приблизился к берегу и
попросил [слуг разрешить ему] помолиться два
раката, и это в пятницу шести [ночей], прошедших от
месяца рамадан двести восемьдесят девятого года
перед концом того дня (16.08.902). [Тогда] дали они ему
время для молитвы. И когда пребывал он во втором
ракате, перерубили ему шею, взяли голову его и
отнесли к ал-Муктафи. Когда [же] положили голову
перед ал-Муктафи, простерся он ниц и сказал:
«Теперь изведал я вкус жизни и сладость
халифата».
Вошел ал-Муктафи в Город Мира [в]
воскресенье восьми [ночей], прошедших от месяца
рамадан (18.08.902). И о Мухаммаде б. Йусуфе ал-Кади о
даче им Бадру обетов и клятв от [имени] ал-Муктафи
говорит некий поэт: [469]
Скажи кади Города ал-Мансура 11:
«Как позволил ты взять голову
амира
Поклявшись и пообещав ему на развернутом [листе],
[Что будет он в] безопасности?
Где клятвы твои, клятвы нечестия, о которых
свидетельствует Аллах?
Где подтверждение твое троекратным
провозглашением развода?
[Видим здесь] неизбежность.
/278/ Поистине, ладони твои не
покинут ладоней
Его, пока [не] увидишь Владыку ложа.
О бесстыдный, о наиживейший [из мусульманской]
общины,
О лжесвидетельствующий.
Так не поступают кадии, и не
Сделают такое попечители мостов.
Ушел убитый тобою в рамадане,
Пал он, склонившись в земном поклоне, восхваляя
[Аллаха].
Грех свершил ты в цветущую пятницу,
В наилучшем [из] наилучших месяцев!
[Так] готовь ответ Судии Справедливому
После Мункара и Накира 12.
О сыны Йусуфа б. Йа'куба, [словно] ослепили вы
жителей Багдада.
Рассеял Аллах скопища ваши,
И предвижу я ваше унижение вслед за унижением
вазира.
Вы все — выкуп [за] Абу Хазима,
Честного [во] всех делах.
Сказал 13:
Был Бадр свободным. Он — Бадр б. Хайр из маула
ал-Мутаваккила. Служил Бадр у Наши', гулама
ал-Муваффака, стремянного его. Потом соединился
он с ал-Му'тадидом, завоевал сердце его и доверие
его в дни ал-Муваффака. Был у ал-Му'тадида гулам,
называемый Фатик, и был он из главных гуламов его.
Отдалился он от сердца [ал-Му'тадида], и
сокрушилось положение его. Причиной этого было
[то], что разгневался ал-Му'тадид на одну [из] своих
рабынь и приказал продать ее, и Фатик подослал
[человека], чтобы купить ее для себя. И это было
причиной отдаления его от сердца ал-Му'тадида,
когда дошло до него это. Положение Бадра
укрепилось и возвысилось так, что искали
[исполнения] просьб у ал-Му'тадида через него, и
стихотворцы, а также [и те], кто обращался к
[ал-Му'тадиду] не со стихами, соединяли
восхваление Бадра с восхвалением ал-Му'тадида. [470]
Сказал ап-Мас'уди: Сообщил мне Абу Бакр
Мухаммед б. Йахйа ас-Сули ан-Надим аш-Шатранджи в
Городе Мира. Он сказал: Пообещал мне [кое-что]
ал-Му'тадид, и не добился я [исполнения] этого,
пока [не] сочинил касиду, в которой упомянул
Бадра. Начало ее:
О покидающий, шути, а не поступай
серьезно.
Разве [таково] дружеское вознаграждение — [чтобы]
встречать отказом
/279/ Повелителя Верующих
ал-Му'тадида,
Море щедрости, которому никто не противится?
И Абу-н-Наджм [Бадр] для [того], кто стремится к
нему, — Поток,
впадающий в море от [ал-Му'тадида].
Пришел ал-фитр 14 к ал-адха,
И настало [время] сбыться давнему обещанию.
Не требовал [бы] я [исполнения] обещанного, если
[бы] не был
Уверен, что оно в руках моих.
Хотя душа и торопится,
Одинаково [хороши] даяние щедрого и обещание
[его].
Сказал [ас-Сули]: [Тогда] рассмеялся
[ал-Му'тадид] и приказал [исполнить то], что он мне
обещал.
Сообщил нам Мухаммад б. ан-Надим 15 в
Городе Мира. Он сказал: Слышал я, [что] ал-Му'тадид
говорил: «Гнушаюсь я дарением малого и не считаю,
[что] если бы были богатства мира этого моими и
скопились [бы] у меня, [что] соответствовали [бы]
они степени щедрости моей. А люди утверждают, что
я скуп. Полагаешь ли ты, будто они не знают, что я
поставил Абу-н-Наджма между мною и между ними,
зная сумму, что тратит он день ото дня. Если бы был
я скупым, [то] не оставил бы ему этого».
Сообщил нам Абу-л-Хасан 'Али б. Мухаммад
ал-Факих ал-Варрак ал-Антаки в городе Антакийа. Он
сказал: Сообщил мне Ибрахим б. Мухаммад ал-Катиб
со [слов] Йахйи б. 'Али ал-Мунаджжима ан-Надима. Он
сказал: Предстал я однажды перед ал-Му'тадидом, и
[был] он хмур. [Тогда] пришел Бадр, и когда увидел
его [халиф] издали, рассмеялся и сказал мне: «Кто
из стихотворцев говорит:
Лицо его — заступник; искупит [оно]
каждый проступок его
Среди людей, где бы [ни] заступался?»
И я сказал: «Это говорит ал-Хакам б.
Канбара ал-Марини ал-Басри» 16. [Тогда] он сказал
мне: «Как ты хорош! Прочти мне эти стихи» И я
прочел ему: [471]
Горе мое [тому], кто изгнал сон и
воздержался.
Сердце мое из-за него в горести —
[Если] встречу желанное, словно солнце среди туч
засверкает
Или луна из-за бутонов-[звезд] своих выглянет,
И если умножатся
Его прегрешения, [то] прошу я ему.
Лицо его — заступник; искупит [оно] каждый
проступок его
Среди людей, где бы [ни] заступался.
/280/ Сказал он 17: «Взял речение
его «или луна из-за бутонов-[звезд] своих
выглянет» Ахмад б. Йахйа б. ал-'Арраф ал-Куфи 18 и
сказал:
Предстал он, подобный луне,
Из-за бутонов-[звезд] своих выглянувшей.
Блестят пальцы его,
Стирая со лба мускус пота.
В двести восемьдесят девятом году (901/2)
объявился ал-Кармати 19 в Сирии. И
прославились известия [о] сражениях его с Тугджем
и египетскими военачальниками. Мы привели
упоминание [об ал-Кармати] в наших предшествующих
книгах, а также [об] исходе ал-Муктафи в ар-Ракку и
взятии [им] карматов, и это в двести девяносто
первом году (903/4), а также [о] деяниях Зикравайха б.
Михравайха 20
и нападении его на паломников в двести девяносто
четвертом году (906/7), пока [не] был он убит и ввезен
в Город Мира.
Сказал ал-Мас'уди: Был Предательский
выкуп 21
в зу-л-ка'да двести девяносто второго года 22 в
ал-Ламисе 23
после [того], как выкупили мусульман и ромеев.
Потом ромеи совершили предательство. И был Выкуп
полнолуния 24
в ал-Ламисе между ромеями и мусульманами в
полнолуние в шаввале двести девяносто пятого
года 25.
Амиром обоих выкупов [был] Рустам 26, и был он
[поставлен] над областью сирийских пограничных
крепостей. Число выкупленных мусульман в выкупе
Ибн Тугана в двести восемьдесят третьем году (896/7)
было, как мы предпослали ранее в этой книге в
упоминании о нем 27,
две тысячи душ и четыреста девяносто пять душ
мужчин и женщин. И было количество выкупленных
мусульман в Предательском [выкупе] тысяча сто
пятьдесят четыре души. И число выкупленных в
Выкупе полнолуния две тысячи восемьсот сорок две
души. [472]
Умер ал-Муктафи, оставив в
казнохранилищах восемь тысяч тысяч динаров
золотом и серебром двадцать пять тысяч тысяч
дирхамов, и из лошадей, мулов, иноходцев /281/
и [подобных им] девять тысяч голов. И был он вместе
с тем скупым, прижимистым.
Сообщил нам Абу-л-Хасан Ахмад б. Йахйа
ал-Мунаджжим известный как Ибн ан-Надим 28, и
был он из искусных людей воззрения и изыскания и
главенствовал над людьми единобожия и
справедливости, и о брате его 'Али б. Йахйе 29
говорит Абу Хаффан 30:
У весны в году [свой] срок,
А Ибн Йахйа [для нас] — весна вечная.
Он муж, исполненный достоинств. [На] базаре
Покупает он судьбу свою, а мы продаем.
Сказал [Ибн ан-Надим]: Было содержание
ал-Муктафи десять блюд каждый день, козленок
каждую пятницу и три чаши халвы. [Прежнюю] халву
ему приносили снова. Приставил [ал-Муктафи] к
столу своему слугу и приказал вести счет
остававшемуся хлебу. Разломленные [хлебы]
отдавал он на похлебку, а целые возвращал к столу
его на другой день. Так же поступал он с закусками
и халвой.
Приказал [ал-Муктафи] построить себе
дворец со стороны аш-Шаммасиййи перед
Кутраббулом и забрал по этой причине многие
поместья и пашни, бывшие в тех округах, не
заплатив владельцам их. [Тогда] многие возроптали
на него. Не успел он закончить этого
строительства и умер. Это деяние было подобно
строительству темниц отцом его ал-Му'тадидом.
Был вазир его ал-Касим б. 'Убайдаллах
велик ужасом, силен отвагой, проливающим кровь в
изобилии. Великий и малый были в ужасе и страхе
перед ним. Никто из них не знал с ним покоя.
Была кончина [ал-Касима б. 'Убайдаллаха]
в среду вечером десяти [ночей], прошедших от раби'
ал-ахар двести девяносто первого года (03.03.904), и
ему тридцать с небольшим лет. Об этом говорит
некий [из] людей вежества; я полагаю, [что] это
'Абдаллах б. ал-Хасан б. Са'д:
Пили мы вечером, [когда] умер вазир,
И пьем, о люди, на третий [вечер].
Да не освятит Аллах те кости
И да не ниспошлет благодать наследнику его. [473]
/282/ Был среди убитых
ал-Касимом б. 'Убайдаллахом 'Абд ал-Вахид б.
ал-Муваффак 31.
Был он заключен у Му'ниса ал-Фахла 32. И [ал-Касим б.
'Убайдаллах] послал [своих людей] к нему и взял
голову его, и это в дни ал-Муктафи. Ал-Му'тадид
почитал ['Абд ал-Вахида] и сильно к нему тяготел.
Не было у 'Абд ал-Вахида ни помысла о халифате, ни
стремления к главенству, но было у него
пристрастие играть с юнцами. Ал-Муктафи сообщили,
будто ['Абд ал-Вахид] направил послания
нескольким приближенным гуламам [халифа], и
приставил он к нему [соглядатая], что наблюдал [за]
поступками его и [запоминал] речения его, когда
разбирало его вино. И услышал [как-то раз тот
человек] от ['Абд ал-Вахида], [когда] тот усладился,
[что] читал он стихи ал-'Аттаби, где [стихотворец]
говорит:
Порицает меня бахилитка за то, что
я гнушаюсь богатством.
Не видит она, где благоприобретенное, а где
родовое.
Видит она вокруг лишь плавно ступающих женщин,
Чьи шеи унизаны ожерельями.
Шепнула тебе [судьба], будто получил я имущество
Джа'фара [ал-Бармаки]
Или достояние Йахйи б. Халида
Но продырявлен ли я, как и они,
Острым мечом по приказу халифа?
Развлеки меня. Умираю я в своей постели
И поэтому не боюсь смерти.
Поистине, добрые поступки [всегда] смешаны
С нечистотами в животах чернокожих.
Кто высоко взлетел,
В удел [тому] — всякая погибель и хитрость.
[Тогда] сказал ему один из
сотрапезников, [которого] разобрало вино: «О
господин мой, куда тебе до [того], о чем говорит
Йазид б. ал-Мухаллаб 33:
Отстал я, спасая свою жизнь, и не
обрел
Удачи».
[Тогда] сказал ему 'Абд ал-Вахид: «Фу, не
попал ты в цель, промахнулся [и] Ибн ал-Мухаллаб, и
промахнулся сказавший этот байт. А попал в цель
Абу Фир'аун ат-Тамими 34, поскольку он
говорит, Сказал сотрапезник: «Поскольку он
говорит что?» Сказал ['Абд ал-Вахид]: [474]
Все мне нипочем на войне, но
Боюсь я, что разобью свой горшок.
Если бы [мог] я купить на базаре подобный,
[То] шел бы вперед, ужасов не страшась.
Когда [же] дошло это до ал-Муктафи, он
рассмеялся и сказал: «Говорил я ал-Касиму, что
дядя мой, /283/ 'Абд ал-Вахид, не из
[тех], чьи помыслы устремляются к [халифату]. Это
слова [того], у кого нет [иного] помысла, кроме
удовольствия своего, утробы своей безбородого
[юноши], которого он обнимет, собак, с которыми он
возится, козлов, которых он заставляет бодаться,
и петухов, которых он стравливает. Отпустите дяде
моему то-то и то-то».
И не переставал ал-Касим [мучить] 'Абд
ал-Вахида, пока [не] убил его. Когда умер ал-Касим и
выявилось убиение им 'Абд ал-Вахида, захотел
ал-Муктафи вытащить ал-Касима из могилы его, бить
его плетью и сжечь его огнем. Сказано [и] другое.
Аллах лучше знает.
Из [тех], кого погубил ал-Касим б.
'Убайдаллах ядом, как сказано, [положенным] в
печенье, — 'Али б. ал-'Аббас б. Джурайх ар-Руми.
Было рождение его в Багдаде и кончина его там.
Придумал он образы, [которыми до сих пор
пользуются] поэты, прослыл он искусным в коротких
и длинных [стихотворениях], славно разбирался в
религиозных вопросах, ибо стихотворство было
наименьшим [из] его достоинств. Из ладно
составленных, хороших стихов его речение:
Вижу я, [что] судьба ранит, потом
лечит,
Возмущает или развлекает, или посылает забвение.
Не приемлет душа моя потери.
Довольно с нее потери себя самой.
Из удивительных речений его, в которых
воспользовался он мыслями греческих философов и
самых искусных из древних [стихотворцев]
выдержка из касиды, что сказал он о Са'иде б.
Махладе:
Тихо прошепчет мир о суете мирской,
[И от этого шепота] заплачет ребенок, когда кладут
его [в колыбель].
Из-за чего же еще может [ребенок] плакать, ведь
[мир]
Просторнее и шире [прежнего] его вместилища.
И [вот] речение [Ибн ар-Руми], в котором
был он точен, преуспел и последовал самым изящным
диалектическим построениям и рассуждениям
древних [философов]: [475]
Тонкость вопроса, который ты
защищаешь,
Не дает победить противнику, стремящемуся
вникнуть в его [суть].
Невмоготу умам слушать [прения наши],
И присуждается [победа] за хвалебные [речи], а [а не
за] въедливость [смысла их].
Вот так описал он убежденность:
Если хочешь познать
Однажды обман на вкус,
/284/ Ешь, что пожелаешь — будет тебе
Горькое и сладкое.
И обладай, чем пожелаешь. [И тогда] нипочем тебе
Красавица, хоть бы и уединился ты [с нею].
Сколько раз отвлекался ты от желаемого,
Приобретая то, чего ты не желал
И вот другое речение его:
[Клянусь] отцом моим, прекрасен лик
твой, [как] у Йусуфа 35.
О достойный любви и достойнейший!
В нем розы, нарциссы и вот удивительно —
Слились в нем зима и лето.
И речение его о разикском винограде 36:
Вот разикский [виноград] с тонкой
талией,
Подобный хрустальным сосудам.
Нежнее на ощупь, чем шелк.
И запах его словно розовая вода из Джура 37.
Если бы был он вечен,
Окропили бы [им ] красавиц гурий.
Сохранились славные известия [о
деяниях] Ибн ар-Руми с ал-Касимом б. 'Убайдаллахом
ал-Вазиром, Абу-л-Хасаном 'Али б. Сулайманом
ал-Ахфашом ан-Нахави 38 и Абу Исхаком
аз-Заджаджем ан-Нахави.
Главенствовали в [натуре] Ибн ар-Руми
черные соки. Был он алчным, скупым, и [есть]
известия, указывающие на упомянутые [его]
качества — о нем, и об Абу Сахле Исма'иле б. 'Али
ан-Нубах-ти 39
и прочих из рода Нубахт. [476]
В двести девяностом году была кончина
'Абдаллаха б. Ахмада б. Ханбала 40, в субботу десяти
[ночей], оставшихся от джумада-л-ахира (20.05.903).
В двести девяносто первом году была
кончина Абу-л-'Аббаса Ахмада б. Йахйи, известного
как Са'лаб, в ночь субботы восьми [ночей],
оставшихся от джумада-л-ула (11.04.904). Был он
погребен на кладбище Баб аш-Шам 41 в купленной для
него усыпальнице. Он оставил двадцать одну
тысячу дирхамов, две тысячи динаров и жито,
[хранившееся] на улице Баб аш-Шам 42, стоимостью три
тысячи динаров.
/285/ И не переставал Ахмад
б. Йахйа предводительствовать среди ученых с
дней юности своей, пока не состарился и [не] стал
предстоятелем в ремесле своем. Не оставил он
наследников, кроме внучки, и отдал имущество свое
ей. Он и Мухаммад ал-Мубаррад были учеными,
которыми завершилась [череда] людей вежества.
Были они [такими], как сказал [о них] некий поэт из
новых:
О ищущий знания, не проявляй
невежества
И обратись к ал-Мубарраду или Са'лабу.
Найдешь у них всеобъемлющее знание.
Смотри, не будь [похож] на паршивого верблюда.
Науки смертных связаны
С этими двумя на Востоке и Западе.
Мухаммад б. Йазид ал-Мубаррад любил
встречаться для спора с Ахмадом б. Йахйей
[Са'лабом] и многое получал от него, а Ахмад б
Йахйа воздерживался от этого.
Сообщил нам Абу-л-Касим Джа'фар б.
Хамдан ал-Маусили ал-Факих, и был он другом их
обоих. Он сказал: Сказал я Абу 'Абдаллаху
ад-Динавари 43,
зятю Са'лаба: «Почему противится Ахмад б. Йахйа
встречам с ал-Мубаррадом?» И он сказал мне:
«Абу-л-'Аббас Мухаммад б. Йазид [ал-Мубаррад]
доходчив в изъявлении, сладостен в указании,
красноречив, многосведущ, а манера Ахмада б.
Йахйи — манера учителей. И если сойдутся они на
диспуте, станут судить о них по внешности, прежде
чем углубятся в суть».
Сообщил нам Абу Бакр ал-Касим б. Башшар
ал-Анбари ан-Нахави 44, что этот Абу
'Абдаллах ад-Динавари наведывался к Абу-л-'Аббасу
ал-Мубарраду и изучал под его руководством Китаб
Сибавайхи 'Амра б. 'Османа б. Канбара 45.
Са'лаб порицал его, но это не удерживало [Абу
'Абдаллаха ад-Динавари]. [477]
Говорили, что кончина Ахмада б. Йахйи
Са'лаба была в двести девяносто втором году (904/5).
В этом году, и это год двести девяносто
первый (903/4), умер Мухаммад б. Мухаммад ал-Джузу'и
ал-Кади. [Есть] о нем удивительные известия,
касающиеся [религиозного] учения, [которому он
следовал]. Мы привели описание его и редкостные
[из известий] его, а [также] бывшую у него гордыню в
ал-Китаб ал-Аусат.
В двести девяносто втором году была
кончина Абу Хазима 'Абд ал-'Азиз аб. /286/
'Абд ал-Хамида ал-Кади [в] четверг семи ночей,
прошедших от джумада-л-ахира этого года (18.04.904) в
Багдаде, и ему с небольшим девяносто лет.
В этом году завладел Ибн ал-Халиджи 46
Египтом.
В [этом году] случился великий пожар, и
у Баб ат-Так 47
сгорело около трехсот лавок и более.
Захватили Ибн ал-Халиджи в двести
девяносто третьем году (905/6) в Египте и ввели в
Багдад. Был он выставлен, и перед ним двадцать
четыре человека из сторонников его, среди них
Сандал ал-Музахими 48, это в середине
месяца рамадан сего года (10.06.906).
В двести девяносто четвертом году (906/7)
умер Муса б. Харун б. 'Абдаллах б. Марван ал-Баззаз
ал-Мухаддис, известный как ал-Хаммал 49, в четверг
одиннадцати ночей, оставшихся от ша'бана (3.06.907), в
Багдаде. Прозывается он по кунйе Абу 'Умран. И
[ему] с небольшим восемьдесят лет. [Был] он
погребен на кладбище Баб ал-Харб 50 рядом с Ахмадом
б. Ханбалом.
В этой книге мы уже предпослали
извинение за упоминания о кончинах этих старцев,
ибо у людей разные цели и расходятся они в своем
понимании полезного. Может быть, попадет эта
книга и руки тому, кто не нуждается в [том], о чем
мы написали, а захочет он знать о кончине этих
старцев.
Была кончина Абу Муслима Ибрахима б.
'Абдаллаха ал-Каджжи ал-Басри ал-Мухаддиса 51 в
мухарраме двести девяносто второго года 52, и
[ему] девяносто два года. Рождение его было в
месяц рамадан двухсотого года 53.
Преставился Абу-л-'Аббас Ахмад б. Йахйа
Са'лаб, и он в возрасте Абу Муслима, как мы
упомянули, несмотря на разноречия людей
относительно даты кончины его. Одолела
Абу-л-'Аббаса Ахмада б. Йахйу глухота,
увеличившаяся у него перед смертью, так что
обращавшийся к нему писал, что хотел [сообщить
ему], на листке. [478]
/287/ Сообщил нам Мухаммад
б. Йахйа ас-Сули аш-Шатранджи. Он сказал: Однажды
ели мы у ал-Муктафи. Положили перед нами пирожки,
взятые от него, чрезвычайно свежие, тонкой
выпечки и совершенно приготовленные. И он сказал:
«Описали ли это стихотворцы?» [Тогда] сказал
Йахйа б. 'Али: «Да, сказал о них Ахмад б. Йахйа
[Са'лаб]:
Пирожки, начиненные миндалем
И медовым сахаром — банановой начинкой.
Купаются они в волнах орехового соуса,
Радуясь, [что] попали ко мне,
Словно 'Аббас-победитель».
Сказал [ас-Сули]: И прочел я ему речение
Ибн ар-Руми:
И прибыли пирожки после этого
нежные.
[Тогда] сказал [ал-Муктафи]: «Это
требует начала. [Так] прочти мне стихи эти
сначала». И я прочел ему [стихи] Ибн ар-Руми:
Желтая, подобная динару ценой и
цветом, хабиса.
Преподнес тебе ее молодой слуга.
Выросла она, и стала [размером] чуть ли не с гуся.
Кажется, когда ее приносят, что корка на ней
вот-вот лопнет.
Принялась джузаба 54 источать сок,
И зерно миндаля в ней — сахар.
Поток благодати небесной,
И благодать земная снисходит вечным дождем.
О красота ее на столе,
Кипит поток жира ее!
Не перестаем мы снимать кожицу с плоти ее,
И словно песчинки золота очищаются от серебряной
пыли.
Предшествовали ей похлебки,
[Многоцветные], словно сады. Такими начинают
[трапезу].
Растертые, каждая из них украшена
[Кусочками] яиц. Одни из похлебок сладкие, [другие
же] — в оболочке.
И прибыли пирожки после этого нежные,
Которым радуются язычок и горло.
Радуемся леденцу на них —
Слеза из глаз, как жир [с пирожков] капает.
/288/ [Тогда] понравились
ал-Муктафи би-л-Лаху байты, и он сделал мне знак,
чтобы я ему их записал, и я это исполнил. [479]
Сказал Мухаммадб. Йахйа ас-Сули:
Однажды примерно через месяц после этого [случая]
[снова] ели мы у него. Принесли лаузиндж. И
[ал-Муктафи] сказал: «Описал ли Ибн ар-Руми
лаузиндж?»Я сказал: «Да». И он сказал: «Прочти
мне». [И] я прочел:
Не обманет меня лаузиндж.
Если появится он, [то] поразит или удивит.
Не затворил аппетит дверей своих,
Желание [вкусить лаузиндж] мешает им закрыться.
Если бы пожелал [лаузиндж] подняться в гору,
Воспарил бы он, несомый ароматом своим.
Вращается он в чаше от всякого дуновения,
И жир его винтом крутится.
При виде его развязывается язык у рассказчика,
Весело смотреть на вкушающего.
Подобен [лаузиндж] красотой певцу, что приносит
радость.
Даже и после соблазняет он и услаждает,
Начинка его плотна, но
Тоньше кожа его дуновений восточного ветра.
Словно вырезаны очертания его
Из капель, что кажутся куполами.
Прозрачностью своей
Подобен он крыльям кузнечика.
Если бы сделали из мякоти его
Уста, то был бы абрис их прекрасен.
Желает молодец, чтобы для всех белых [зубов его]
Ладонь была кораблем.
Чаша, покрытая жиром, внутри
Серого цвета, подобна она голубому камню с
прожилками.
Дали ему миндаля, и едва
Поднесли горькое [ядрышко], отверг он [его].
Сахар выбирали знатоки,
Соревнуясь друг с другом.
И не отказывался от [сахара]
Ни глаз, ни зуб.
/289/ Запомнил [стихи эти]
ал-Муктафи и читывал их.
И вот стихи ал-Муктафи, [написанные] им
о себе самом, [что нравились многим]: [480]
Я влюбился, не браните [меня], в
девушку.
С солнцем схожа она, [и] даже превосходит солнце.
Образ ее наипрекраснейший.
Смотреть на нее для меня счастье, а если
сокрылась она — горе.
И также у ал-Муктафи:
Получила душа [то], чего вожделела
она,
И вот она исцелилась.
Поистине, жизнь [идет], пока
Ты живешь и время твое не истекло.
Всякий, кто порицает любящего,
Сам умирает, замолкает.
И у него также:
Кто, как и я, узнает, что встречу я,
[Тот] узнает влюбленность и любовь.
Все еще есть у меня раб, и любовь моя [принадлежит]
ему.
Превратил он меня [в] раба своего, невольника.
Отпущен он мною из рабства, однако
От любви его нет мне отпущения.
Сообщил нам Абу 'Абдаллах Ибрахим б.
Мухаммад б. 'Арафа ан-Нахави, известный как
Нафтавайх 55.
Он сказал: Сообщил нам Абу Мухаммад 'Абдаллах б.
Хамдун. Он сказал: Вспомнили мы однажды в
присутствии ал-Муктафи [различные] виды напитков,
и он сказал: «[Есть] ли среди вас, кто помнит
что-либо о финиковом вине?» [Тогда] прочитал я ему
слова Ибн ар-Руми:
Если хорошо ты схоронишь его и
выжмешь,
Потом хорошо отобьешь его и размочишь,
Потом надолго заключишь его в сосуд,
Будешь пить из [сосуда] само вавилонское [вино].
[Тогда] сказал ал-Муктафи: «Да
обезобразит его Аллах! Сколь он жаден! Приохотил
он меня сегодня к питию финикового». /290/
Подали пищу и поставили перед ними огромное
блюдо с харисой 56,
и было в середине ее [некое] подобие чаши,
наполненной куриным жиром. [Тогда] рассмеялся я, и
пришло мне на ум известие [об] ар-Рашиде и Абане
ал-Кари 57.
Взглянул [на] меня ал-Муктафи и сказал: «О
'Абдаллах, что [значит] этот смех?» И я сказал: [481] «Вспомнилась мне история о
харисе, о Повелитель Верующих, и [о] курином жире,
[что случилось] с дедом твоим ар-Рашидом». Сказал
он: «Что же это за история?» Я сказал: «О
Повелитель Верующих, поведали ал-'Утби и
ал-Мада'ини, что Абан ал-Кари обедал с ар-Рашидом,
и принесли изумительную харису, в середине
которой [было отверстие,] подобное большой
тарелке, похожей на эту, с куриным жиром. Сказал
Абан 58:
Захотелось мне [отведать] того жира. И из уважения
к ар-Рашиду протянул я руку свою [сначала к
харисе] и погрузил в [нее]. Сказал [Абан ал-Кари]:
Проделал я в ней пальцем небольшое отверстие, и
жир полился на меня. [Тогда] сказал ар-Рашид: «Ты
его продырявил, чтобы потопить находящихся на
нем?» 59
И сказал Абан: «Нет, о Повелитель Верующих. «Мы
гоним его на мертвую страну» 60. [Тогда] стал
смеяться ар-Рашид, так что схватился за грудь 61».
В двести девяносто пятом году (907/8)
прибыл в Город Мира дар Зийадата Аллаха б.
'Абдалаха, прозываемого на кунйе Абу Мудар 62.
Было [в] том даре двести черных и белых рабов, его
пятьдесят невольниц, сто арабских скакунов и
прочее.
В сто восемьдесят четвертом году (800),
это в ар-Ракке, поручил ар-Рашид Ибрахиму б. ал-
Аглабу власть в Ифрикии в земле ал-Магриб 63, и
род ал-Аглаба продолжал [быть] амирами Ифрикии,
пока [не] изгнали оттуда этого Зийадата Аллаха б.'
Абдаллаха в двести девяносто шестом году (908/9). И
сказано [также]: в двести девяносто пятом году.
Изгнал его из ал-Магриба Абу 'Абдаллах
ал-Мухтасиб, глашатай 64, который
объявился в среде кутама 65 и прочих
берберов и призвал [их повиноваться]
'Убайдаллаху, владетелю ал-Магриба. Мы
рассказывали прежде в нашей книге, как ал-Мансур
назначил ал-Аглаба б. Салима ас-Са'ди 66 [правителем]
ал-Магриба.
/291/ Сказал 67: Усилилась
болезнь ал-Муктафи би-л-Лаха в аз-Зарабе. [Тогда]
вызвал он Мухаммада б. Йусуфа ал-Кади и 'Абдаллаха
б. 'Али б. Абу-ш-Шавариба 68 и взял их в
свидетели завещания своего брату своему Джа'фару
69.
И предпослали мы упоминание [о] кончине его
прежде в этой книге, и это избавляет от
повторения.
Сказал ал-Мас'уди: Об ал-Муктафи
би-л-Лахе и [о], бывших в век его событиях [есть]
славные известия — касаются [они] истории Ибн
ал-Балхи 70
в Египте, деяний ал-Кармати в Сирии, деяний
Зикравайха и нападения его на паломников и
прочего, что было во [время] халифата его. Мы
привели все это в двух книгах наших, Ахбар
аз-заман и ал-Аусат, и нет необходимости
повторять.
Комментарии
1. Ал-Муктафи би-л-Лах
(«Удовлетворенный Аллахом») — аббасидский халиф
(902-908). Zettersteen К. V. Al-Muktafi // ЕI1. Bd. III. S. 777.
2. Фатик, маула
ал-Муктафи (ум. 908) — выполнял административные и
военные поручения ал-Му'тадида; при ал-Муктафи
фактически управлял государством; помог
ал-Муктадиру овладеть властью; был убит во время
одной из дворцовых распрей. См. о нем; Пелла. VII.
Р. 548.
3. Ал-'Аббас б.
ал-Хасан — вазир ал-Муктафи в 904—908 гг., а также
ал-Муктадира в 908 г. См. о нем подробнее: Sourdel D. Le
vizirat Abbaside. P. 359—370.
4. Мухаммад б. Талиб
ал-Исбахани — см. о нем: Sourdel D. Le vizirat Abbaside. P. 736.
5. Мухаммад б. Башшар
— см.: Пелла. VII. Р. 640.
6. Ибн Манара - см.: Пелла.
VI. Р. 98.
7. Али Ибн Бассам —
поэт времен ал-Муктафи. См: Ибн Халликан. XI. Р.
73.
8. Абу Хазим 'Абд
ал-'Азиз б. 'Абд ал-Хамид ал-Кади — ханафитский
факих; был кади Восточной стороны Багдада, а
также занимал должность кади-л-кудат. См. о нем: Пелла.
VII. Р. 466.
9. Абу 'Амр Мухаммад б.
Йусуф ал-Кади (ум. 932) — маликитский улем; был
кади-л-кудат при ал-Муктадире. См. о нем: Пелла. VII.
Р. 667.
10. Шаза' —
разновидность судна.
11. Город ал-Мансура
— в данном случае, Багдад, основанный халифом
ал-Мансуром.
12. Мункар и Накир —
согласно мусульманской мифологии, два ангела,
которые допрашивают в могилах умерших об их
земной жизни. См. об этом подробнее: Weminck A. J. Munkarwa
Nakir // ЕI1. Bd. III. S. 782—783.
13. Имя информатора
опущено ал-Мас'уди.
14. Ал-фитр (Праздник
ал-фитр, или Малый Праздник— ал-'Ид ac-Сагир) —
мусульманский праздник в честь окончания поста в
месяце рамадан; по мусульманскому календарю,
начинается 1 шаввала и продолжается 3—4 дня. См.: Mittwoch
E. 'Id al-Fitr // ЕI1. Bd. II. S.473.
15. Мухаммад б.
ан-Надим — т. е. Абу Бакр Мухаммад б. Йахйа ас-Сули.
16. Ал-Хакам б.
Канбара (ал-Хакам б. Мухаммад б. Канбара) —
басрийский поэт. См. о нем: Пелла. VI. Р. 283.
17. По контексту
неясно, кто имеется в виду — Абу-л-Хасан 'Али б.
Мухаммад ал-Факих ал-Варрак ал-Антаки, Ибрахим б.
Мухаммад ал-Катиб или Йахйа б. 'Али ал-Мунаджжим
ан-Надим.
18. Ахмад б. Йахйа б.
ал-'Арраф ал-Куфи (по другим сведениям, Ахмад б.
Йахйа б. Фарран ал-Куфи) — поэт. См.: Пелла. VI. Р.
130.
19. Ал-Кармати —
Абу-л-Касим Йахйа б. Зикравайх, один из
предводителей кар-матов; объявил себя потомком
'Али б. Абу Талиба; после его гибели сторонники
Йахйи объединились вокруг его брата, также
именовавшегося ал-Кармати; в конце концов он был
взят в плен и обезглавлен. См. о нем: Пелла. VII.
Р. 765.
20. Зикравайх б.
Михравайх (ум. 907) — один из руководителей
карматов. См. о нем подробнее: Zettersteen К. V. Zikrawaih
// ЕI1. Bd. IV. S. 1327-1328.
21. Предательский
выкуп (Фида'ал-гадр) — см. об этом: ат-Табари.
III. Р. 2254.
22. 04.09.-03.10.905 г.
23. Ал-Ламис — место,
расположенное недалеко от Тарсуса, на берегу
Бахр ар-Рум (Средиземного моря). См.: Йакут. Булдан.
Bd. IV. S. 342—343.
24. Выкуп полнолуния (Фида'ат-тамам)
— см. об этом: ат-Табари. III. 2280.
25. 19.07.908.
26. Рустам —
наместник (комендант) Тарсуса, которому было
поручено проводить выкупы пленных мусульман. См.
о нем: Пелла. VI. Р. 338.
27. Выкуп Ибн Тугана
— см. об этом: ат-Табари. III. 2153—2154; Ибн Туган —
Ахмад б. Туган ал-'Уджайфи, мусульманский
военачальник; в 893 г. совершил поход (газв) против
ромеев. См. о нем: Пелла. VI. Р. 124. Предыдущего
упоминания в МЗ выкупа Ибн Тугана обнаружить не
удалось.
28. Абу-л-Хасан Ахмад
б. Йахйа ал-Мунаджжим, известный как Ибн
ан-Надим (ум. 939) — литератор. См. о нем: Пелла. VI.
Р. 130.
29. 'Али б. Йахйа —
Абу-л-Хасан 'Али б. Йахйа б. Абу Мансур (ум. 888/9),
поэт, адиб, надим (сотрапезник) ал-Мутаваккила и
других халифов. См. о нем подробнее: Ибн
Халликан. № 479.
30. Абу Хаффан
[ал-Махзуми] — поэт, современник ал-Му'тасима. См.
о нем подробнее: Ибн Халликан. I. Р. 43.
31. 'Абд ал-Вахид б.
ал-Муваффак (ум. 903) — аббасидский амир. См. о нем: Пелла.
VII. Р. 487.
32. Му'нис ал-Фахл —
скорее всего, этот персонаж упоминался ранее под
именем Му'ниса ал-'Иджли.
33. Йазид б.
ал-Мухаллаб (672/3—720) наместник Хорасана; поднял
восстание против Омейядов, но был разбит и погиб
сам. Zettersleen К. V. Yazid b. al-Muhallab // ЕI1. Bd. IV. S.
1259-1260.
34. Абу Фир'аун
ат-Тамими (ат-Тайми) — поэт-бедуин, живший в Куфе;
по мнению Ш. Пелла. стихи, которые ему
приписывает ал-Мас'уди, принадлежат другому лицу.
См.: Пелла. VI. Р. 113.
35. Йусуф (библейский
Иосиф) — неоднократно упоминается в Коране; один
из наиболее популярных персонажей мусульманских
легенд; славился красотой. См.: Heller В. Yusuf b. Ya'kub
// ЕI1. Bd. IV. S. 1275-1277.
36. Разикский
виноград (ал- 'инабар-разики) — сорт
винограда. См.: ал-Мунджид. С. 258.
37. Розовая вода из
Джура — иранский город Джур (Фирузабад) был
крупнейшим центром производства розовой воды.
См.: Huart Cl. Firuz-Abad // ЕI1. Bd. II. S. 119.
38. Абу-л-Хасан 'Али б.
Сулайман ал-Ахфаш (ум. 927) — грамматист,
представитель багдадской школы; ученик
ал-Мубаррада и Са'лаба. См. о нем: Brockel-mann С. - [Pellat
Ch.] Al-Akhfash // EI2. Vol. I. P. 321.
39. Абу Сахл Исма'ил б.
'Али ан-Нубахти (849—923) — один из руководителей
шиитов-имамитов, шиитский теолог. См. о нем: Massignon
L. Nawbakhti // ЕI1. Bd. III. S. 958.
40. 'Абдаллах б. Ахмад
б. Ханбал — сын Ахмада б. Ханбала, дожил до
возраста 77 лет. См. о нем: Ибн Халликан. I. S. 30.
41. Кладбище Баб
аш-Шам — кладбище, располагавшееся перед
воротами Баб аш-Шам (Сирийскими воротами)
Круглого города ал-Мансура, на Западной стороне
Багдада; считается древнейшим кладбищем города.
См.: Le Strange G. Baghdad. P. 131.
42. Улица Баб аш-Шам —
см. упоминание о ней: Йакут. Булдан. Bd. I. S. 443.
43. Абу 'Абдаллах
ад-Динавари — см. о нем: Пелла. VI. Р. 111.
44. Абу Бакр ал-Касим
б. Башшар ан-Анбари ан-Нахави — на самом деле, как
считает Ш. Пелла. имеется в виду Мухаммад
б. ал-Касим б. Мухаммад б. Башшар ал-Анбари
ан-Нахави (885—940), известный грамматист. См.: Пепла.
VII. Р. 661.
45. Сибавайхи ('Амр б.
'Осман б. Канбар) (ум. 193/4 ) — крупнейший
представитель басрийской грамматической школы,
автор грамматического трактата, называемого Китаб
(«Книга»), См. о нем подробнее: Krenkow F. Sibawaihi //
ЕI1. Bd. IV. S. 427-428.
46. Ибн ал-Халиджи —
называемый по-разному в различных источниках,
этот исторический деятель был военачальником в
Египте; в 902 г. он, объявив, что желает
восстановить власть Тулунидов, разгромил войска
тогдашнего наместника Египта и захватил Фустат;
ему присягнули многие египтяне; вскоре прибыли
халифские войска под командованием Фатика и
Бадра ал-Хамами; воины Ибн ал-Халиджи были
разгромлены, а сам он со своими ближайшими
сторонниками был пленен и отвезен в Ирак, где,
после торжественного ввоза в столицу на
верблюде, подвергся жестокой казни. См.: Пелла. VI.
Р. 91— 92.
47. Баб ат-Так — арка,
располагавшаяся в северной части Восточной
стороны Багдада, которая также называлась Баб
ат-Так; первоначально была частью дворца дочери
халифа ал-Мансура Асмы. См.: Le Strange G. Baghdad. P. 218.
48. Сандал
ал-Музахими — чернокожий раб Ибн ал-Халиджи,
захваченный вместе с ним в 906 г. и доставленный в
Багдад. См. о нем: Пелла. VI. Р. 431.
49. Абу 'Умран Муса б.
Харун б. 'Абдаллах б. Марван ал-Баззас ал-Мухаддис
ал-Хаммал (ум. 906/7) — факих и хадисовед. См. о нем: ал-Хатиб
ал-Багдади. Т. XIII. С. 50.
50. Кладбище Баб
ал-Харб — кладбище, располагавшееся перед
одноименными воротами. См.: Le Strange G. Baghdad. P. 112.
51. Абу Муслим
Ибрахим б. 'Абдаллах ал-Каджжи ал-Басри
ал-Мухаддис (815/6— 904/5) — известный хадисовед и
богослов. См. о нем подробнее: ал-Хатиб
ал-Бaгдaдu.T.Vl.C. 120-124.
52. 13.11.- 12.12.904 г.
53. 03.04. -02.05.816 г.
54. Джузаба — кушанье
из пшеницы, протертой с рисом. См.: БМ. VIII. Р. 435.
55. Абу 'Абдаллах
Ибрахим б. Мухаммад б. 'Арафа ан-Нахави Нафтавайх
(ум. 934/5) — факих, хадисовед, лексикограф и
грамматист, автор многих сочинений. См. о нем
подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. VI. С. 159—162.
56. Хариса — кушанье
из толченого зерна и мяса. См.: ал-Мунджид. С. 947.
57. Абан ал-Кари (Абан
б. Таглиб ал-Кари ал-Куфи) — праведник,
религиозный авторитет, передатчик хадисов и
прочих преданий. См.: ал-Джахиз. Ал-Байан. III. С.
361, примеч. 2.
58. Характерная для
стиля ал-Мас'уди смена повествователя.
59. Коран, 18:70.
60. Коран, 7:55.
61. Рассказ имеет
фривольный смысл: Харун ар-Рашид интересуется, не
обжег ли Абан ал-Кари себе гениталии горячим
жиром, а тот отвечает, что это не имеет значения,
ибо уже давно не способен к половым сношениям.
62. Зийадат Аллах б.
'Абдаллах, Абу Мудар — один из аббасидских
администраторов; в 903—909 гг. был наместником
Ифрикии. См. о нем: Пелла. VI. Р. 360.
63. Ифрикийа —
арабское наименование Восточной Берберии;
западная ее часть называлась ал-Магриб; является
искажением латинского наименования «Африка». См.
подробнее: Iver G. Ifrikiya // ЕI1. Bd. II. S. 483—484.
64. Абу 'Абдаллах
[ал-Хусайн б. Ахмад б. Мухаммед] ал-Мухтасиб (ум. 911)
— основатель Фатимидского государства в
ал-Магрибе. См. о нем: Пелла. VI. Р. 277.
65. Кутама — одно из
берберских племен. См.: Пелла. VI. Р. 591.
66. Ал-Аглаб б. Салим
ас-Са'ди — прародитель Аглабидов; один из
аббасидских глашатаев; впоследствии —
приближенный халифа ал-Мансура, принимал участие
в убийстве Абу Мусмима; погиб в Ифрикии. См. о нем: Босворт
К. Э. Мусульманские династии. С. 52. См. также: Пелла.
VI. Р. 160.
67. Имя информатора
опушено ал-Мас'уди.
68. 'Абдаллах б. 'Али б.
Абу-ш-Шавариб (ум. 913/4) — кади Багдада при
ал-Муктафи и ал-Муктадире, был также кади Медины;
славился благочестием. См. о нем: ал-Хатиб
ал-Багдади. Т. X. С. 10.
69. Джа'фар, брат
ал-Муктафи — т. е. будущий халиф ал-Муктадир.
70. Ибн ал-Балхи — Ш.
Пелла считает, что имеется в виду Ибн ал-Халиджи
(или Ибн ал-Халнаджи), военачальник, захвативший
власть в Египте в 905—906 гг. См.: Пелла. VI. P. 91,92.
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М. Наталис. 2002 |