АЛ-МАСУДИ
ЗОЛОТЫЕ КОПИ И РОССЫПИ
САМОЦВЕТОВ
МУРУДЖ АЗ-ЗАХАБ ВА МА'ДИН
АЛ-ДЖАУХАР
/182/ [XIV] О халифате ал-Мухтади
би-л-Лаха
Присягнули ал-Мухтади Мухаммаду б.
Харуну ал-Васику перед полуднем среди ночи,
оставшейся от раджаба двести пятьдесят [383] пятого года (15.06.869). Мать его —
ромейская умм валад, называемая Курб 1. Прозывается он но
кунйе Абу 'Абдаллах. И ему тогда было тридцать
семь лет. Сказано: был он убит, и не сравнялось ему
сорока лет, в двести пятьдесят шестом году (869/70).
Было правление его одиннадцать месяцев. Погребен
он в Самарре. Сказано: было рождение его в двести
восемнадцатом году (833/4)
/183/ Совокупность известий об
ал-Мухтади, деяниях его и обо всем замечательном,
что было в дни его
Назначил вазирами ал-Мухтади би-л-Лах
нескольких человек, несмотря на
кратковременность правления его. И спаслись они
от убиения и иных преследований его.
Построил ал-Мухтади купол с четырьмя
дверями и назвал его Куполом жалоб 2. Сидел он в нем
ради рассмотрения жалоб простонародья и знатных.
Повелевал он творить добро и препятствовать
злому 3,
воспретил винопитие, запретил певиц и явил
справедливость. Каждую пятницу приходил он в
соборную мечеть, говорил людям проповедь и
предстоятельствовал среди них на молитве. Тогда
тяжелым оказался гнет его для простонародья и
знати, ибо повел он их по ясной дороге. И сочли они
халифат его долгим, и намучились днями его, и
сговорились против него и убили его. А дело в
[том], что Муса б. Буга ал-Кабир был наместником. Он
пребывал в Рее и был занят войной с мужами из рода
Абу Талиба, такими как ал-Хасан б. Зайд ал-Хусайни,
и дайламитами 4,
которые насильственно вошли в местность Казвина
и учинили убиение жителей ее. И когда достигло
Мусы б. Буги [известие об] убийстве ал-Му'тазза и
об участии в этом Салиха б. Васифа и тюрок,
выступил он из тех мест в Самарру, осуждая то, что
произошло с ал-Му'таззом.
Привели мы ранее в этой книге известия
об ал-Му'таззе и о его убийстве. И не рассказали мы
подробно о том, как он был убит. Заспорили люди о
подробностях этого. Видел я знатоков житий и
хронологий и мужей, интересующихся известиями о
династиях. [Эти мужи] разошлись во мнениях
относительно убийства его. И из них те, кто
упомянул, что ал-Му'тазз умер в темнице своей во
время халифата ал-Мухтади би-л-Лаха, внезапно в
соответствии с [тем], как мы рассказали. И из них
те, кто упомянул, что он был лишен в заточении
своем пищи и питья и умер /184/ от
непоступления питательных веществ из еды и
питья. И из них те, кто считал, что ему ввели
клистир из кипящей воды. И поэтому, когда его
вынесли к людям, они обнаружили, что живот его
опух. Наиболее [384] распространено
среди знатоков, которые интересовались
известиями об Аббасидах, [то], что его насильно
ввели в баню и была баня раскалена, и не дали ему
выйти из нее. Потом заспорили те [знатоки]. И из
них те, кто сказал, что его оставили к бане, пока
не отлетела душа его. И из них те, кто упоминал,
что его вынули из бани после того, как душа его
чуть было не погибла от жара, потом напоили его
водой со льдом, и она разорвала печень и прочие
внутренности, и он тут же затих. И это на второй
день, прошедший от ша'бана, двести пятьдесят
пятого года (16.07.869). Мы привели полностью эти
известия и разногласия знатоков по поводу этих
событий в книге нашей Ахбар аз-заман.
Когда дошло до ал-Мухтади известие о
походе Мусы б. Буги на Обитель халифата, не
понравилось ему это, и он написал Мусе, чтобы тот
оставался на месте и не покидал бы
местопребывания своего, ибо нужен он там, но не
захотел Муса б. Буга [ничего], кроме поспешного
выступления. Так что прибыл он в Самарру, и это
[было] в двести пятьдесят шестом году (869/70), и
Салих б. Васиф управлял делами при ал-Мухтади.
Когда же приблизился Муса к Самарре, закричало
простонародье на местах своих и чернь на дорогах
своих: «О Фир'аун, пришел Муса» 5. Салих б. Васиф
бежал от ал-Мухтади, когда узнал о приходе Мусы, и
сказал: «Поистине, ал-Мухтади написал Мусе тайно,
чтобы он шел на Самарру и явился в нее, и написал
ему открыто, чтобы он не приходил». Муж из
военачальников-тюрок, называемый Байкбак, тоже
захватил власть и выдвинулся. Вошел Муса в
Самарру и проник к ал-Мухтади, где тот сидел,
рассматривая жалобы, а помещение [было] заполнено
знатными людьми и простонародьем. Тогда
двинулись сторонники Мусы, ворвались в здание и
стали выгонять из него простонародье самыми
жестокими ударами булав и секир, что убивают, и
творя насилие. И зашумело простонародье. [Тогда]
поднялся ал-Мухтади, негодуя из-за деяний их с
собравшимися, но [сторонники Мусы] не отвратились
от того, чем занимались. [Тогда] он во гневе отошел
в сторону. И подвели ему /185/ коня, и
он, почувствовав их коварство, сел на него и
поехал и дом Йарджуха 6. Муса б. Буга ушел
из дома ал-Мухтади, когда увидел в нем волнение
простонародья. И остановился он в доме [Йарджуха],
и ал-Мухтади отвели туда. Пребывал он у Мусы б.
Буги и три [дня]. Взял с него Муса обеты и клятвы,
чтобы не поступил он с ним коварно. Большинство
войска было с Мусой б. Бугой. И выказал ал-Мухтади [385] [такие] набожность и
воздержание, что воины настрадались от него. Не
пил он вина. В нраве его была ярость, и он
ненавидел Мусу. Все чуть было не закончилось
благополучно, потому что Муса пожалел его. И оба
они замыслили убить Салиха б. Васифа. Испугался
Муса, что Салих б. Васиф строит им козни,
скрываясь от них. Тогда разослал он соглядатаев
на поиски его и нашел его. И когда увидел Салих,
что вот-вот нападут они на него, стал сражаться,
чтобы защитить себя. Потом был он убит. Отрубили
ему голову и принесли ее Мусе б. Буге. Есть среди
[знатоков исторических преданий] те, что считают,
будто для него растопили баню и ввели его туда, и
он умер в ней, подобно тому, как случилось [это] с
ал-Му'таззом.
Тем временем окрепли силы Мусавира
аш-Шари, приблизился он с войском своим к Самарре
и причинил людям бедствия. Опасными стали дороги
и появились [на них] бедуины. Тогда отправил
ал-Мухтади би-л-Лах Мусу б. Бугу и Байкбака на
войну с аш-Шари. Он [же] выехал вместе с ними и
проводил их. Выступили они, не встречая
сопротивления. И когда понял ал-Мухтади, что они
возвращаются, выехал и встал лагерем у Джиср
Самарра с войском из тюрок, магрибинцев и прочих,
чтобы сразиться с Байкбаком. Говорят, что Байкбак
прочитал Мусе послание ал-Мухтади о том, чтобы
погубить его. И Мусе написал он подобное тому [о
Байкбаке]. [Так] они узнали о том, что халиф
разжигает вражду между ними, и отказались от
[первоначальных целей своих], во имя коих
выступили. Байкбак напал на ал-Мухтади, а Муса
отошел за Самарру, избегая сражения с ним. И
случилась между ал-Мухтади и Байкбаком великая
битва, в которой было убито много народу. Байкбак
потерпел поражение, а ал-Мухтади победил. Тогда
напал засадной отряд Байкбака на ал-Мухтади, и в
нем был Йарджух ат-Турки. И бежал ал-Мухтади со
сторонниками своими. Он вошел в Самарру, прося
спасения и поддержки у простонародья, крича на
рынках, и впереди него [шли] люди из родов ансаров,
но не было спасения. Тогда, отчаявшись в
поддержке, ушел он в дом /186/ Ибн
Хай'уны в Самарре, чтобы спрятаться там. [Тут]
напали на него, сместили и доставили оттуда в дом
Йарджуха. Было сказано ему: «Хочешь ли ты
наставить людей на великое житие, которого они не
знали?» И он сказал: «Я хочу наставить их на житие
Посланца, да пребудет с ним приветствие и
благословение Аллаха, сородичей его и Праведных
халифов». Тогда было ему сказано: «Поистине,
Посланец, да пребудет с ним приветствие и
благословение [386] Аллаха, был
с людьми, проявлявшими благочестие в этом мире и
желавшими мира иного, такими как Абу Бакр, 'Омар,
'Осман, 'Али и другие. А твои люди — это тюрок,
хазар, ферганец, магрибинец и прочие инородцы,
которые не ведают об участи своей на том свете,
однако цель их — блага мимолетные этого мира. Как
же наставишь ты их на путь истинный, о котором
говоришь?» И обоюдно умножились их речи и споры
их о том и об этом. Потом согласились они с ним в
соответствии со своими представлениями. И когда
спор их почти что завершился, поднялся Сулайман
б. Вахб ал-Катиб 7
— а может быть, некто другой — и сказал: «Дурны
помыслы ваши и дела. Если и пошел [ал-Мухтади] на
уступки в речах своих, то намерения его
относительна вас иные». Сказал [Сулайман б. Вахб
ал-Катиб]: «Он покончит со всеми вами и рассеет
сообщество ваше». И когда услышали они эти речи,
отступились [от слов своих] и пришли к ал-Мухтади
с кинжалами. Первым ранил его племянник Байкбака.
Он ранил его кинжалом в шейную вену и повалился
на него, припал ртом к ране, а из нее хлестала
кровь, и принялся сосать кровь, пока не напился
ею. И был тюрок пьян. И когда напился он кровью
ал-Мухтади, встал выпрямившись, а ал-Мухтади уже
умер, и сказал: «О сторонники наши, напился я
кровью ал-Мухтади, как напился в день этот вином».
Спорили о том, как именно убили
ал-Мухтади. И наиболее известным из упомянутого
нами является убийство его кинжалами. И есть [те],
кто считал, что ему раздавили мошонку и он умер. И
есть [те], кто считал, что его положили между двумя
большими досками и затягивали веревками, пока он
не умер. Говорили: был убит он удушением. Говорили
[также]: давили его коврами и подушками, пока он
[не] умер. И когда умер он, стали носить его, вопия
и плача, и раскаялись в [том], что содеяли, ибо
явилось им его благочестие и богомольство.
Говорили, что это было во вторник четырнадцати
ночей, оставшихся от раджаба двести пятьдесят
пятого года (29.06.869). Муса б. Буга и Йарджух ат-Турки
не были причастны к деянию тюрок.
/187/ Озлобились тюрки на
ал-Мухтади оттого, [что] убил он Байкбака. [Когда]
Байкбак попал в руки ал-Мухтади, тот перебил ему
шею и бросил к сторонникам его. И среди [знатоков
исторических известий есть те,] кто считал, что
ал-Мухтади был убит в сражении, в месте, известном
как Джиср Самарра, упомянутом нами прежде. [387]
И ал-Мухтади, когда достался ему
халифат, вывел Ахмада б. Исра'ила ал-Катиба 8 и
Абу Нуха ал-Катиба 9
к Баб ал-'Амма 10
в Самарре в четверг трех ночей, прошедших от
месяца рамадан (16.08.869), ударил каждого из них
пятьсот раз плетью, и они умерли. И это за дела их,
заслужили они у ал-Мухтади [то], что следовало по
приговору шариата сделать с ними.
Был убит ал-Мухтади, а детей у него
семнадцать мальчиков и шесть девочек.
Назначил ал-Мухтади Ахмада Ибн
ал-Мудаббира" собирать харадж с Палестины. И
случились между ними происшествия, все известия
о которых мы привели в наших предшествующих
книгах, как и известия об Ибн ал-Мудаббире, когда
прибыл он в Палестину и какие суммы отвез в
Самарру. И было сказано, что ал-Му'тазз би-л-Лах
ранее отправил его в Сирию. И об Ахмаде Ибн
ал-Мудаббире есть славные известия. И [есть]
известия об Ибрахиме Ибн ал-Мудаббире, брате его,
и о повелителе зинджей, когда тот взял его в плен.
Сказал ал-Ма'суди: И из достославных
историй об Ахмаде Ибн ал-Мудаббире из [того], что
записали люди о туфайлах, [известно], что Ахмад
мало предавался сотрапезничеству. Было у него
семеро сотрапезников, и он не общался с иными и не
благоволил ни к кому прочему. Он выбрал их для
своего общения и для застолья своего. Каждый из
них был сведущ в некоей отрасли знаний, и не было
ему в ней равных. И был некий туфайл, известный
как Ибн Даррадж 12,
из совершеннейших в вежестве, из наиболее легких
духом и наиболее изощренных во всякой шутке. Он
не оставлял [своих] ухищрений, пока не узнал, в
какое время Ахмад Ибн ал-Мудаббир сотрапезничает
с избранными своими. Тогда переоделся он в
одеяние его сотрапезников и вошел в сообщество
их. Хаджиб подумал, что это с ведома господина его
и по знакомству с прочими сотрапезниками. И он
никоим образом не воспротивился этому. Вошел
Ахмад Ибн ал-Мудаббир, увидел [туфайла] среди
людей и сказал хаджибу своему: «Пойди к тому мужу
и скажи ему: «Что тебе нужно?» [Тогда Ибн Даррадж]
попал в руки хаджиба и узнал, что его разоблачили
и [решил], что Ибн ал-Мудаббир не удовольствуется
[никаким] иным наказанием, кроме убийства его. /188/
Прошел он, волоча ноги. И [хаджиб] сказал ему:
«Хозяин спрашивает тебя: «Что тебе нужно?» [Тогда
Ибн ад-Даррадж] сказал: «Скажи ему: «Ничего»». И
[Ибн ал-Мудаббир сказал хаджибу|: «Вернись к нему
и скажи: «Что же ты сидишь?»» [Тогда [388]
Ибн ад-Даррадж] сказал: «Скажи ему: «Я туфайл, да
помилует тебя Аллах»». И сказал ему Ибн
ал-Мудаббир: «Так ты туфайл?» Он сказал: «Да, да
укрепит тебя Аллах». [Ибн ал-Мудаббир] сказал:
«Поистине, терпят, когда входит туфайл в дома
людей и портит желанную для них уединенность со
своими сотрапезниками и вторгается в тайны их,
[только] если туфайл имеет некоторые таланты, [к
примеру], если он игрок в шахматы или в нарды, или
играет на лютне или на танбуре». [Тогда] сказал
[Ибн ад-Даррадж]: «Да поддержит тебя Аллах, я
владею всеми этими искусствами». Сказал [Ибн
ал-Мудаббир]: «А какого уровня ты в них?» Он
сказал: «Высшего во всех». Сказал [Ибн
ал-Мудаббир] одному [из] сотрапезников своих:
«Сыграй с ним в шахматы». Тогда сказал туфайл: «Да
облагодетельствует Аллах хозяина, а если я
проиграю?» [Ибн ал-Мудаббир] сказал: «Мы изгоним
тебя из покоев наших». [Туфайл] сказал: «А если
выиграю?» [Ибн ал-Мудаббир] сказал: «Дадим тебе
тысячу дирхамов». Сказал Ибн ад-Даррадж: «Не
соизволишь ли ты, да поддержит тебя Аллах,
приказать принести тысячу дирхамов? Ведь,
поистине, [пребывают] в них силы для души и
убежденность в победе». [Тогда] принесли деньги, и
они сыграли. Туфайл выиграл и протянул руку,
чтобы взять дирхамы. Но сказал хаджиб, чтобы
отвести от себя часть [беды], в какую он попал: «Да
укрепит тебя Аллах, он заявил, что он высшего
уровня, а сын такого-то, слуга твой, обыграет его».
[Тогда] привели слугу, и он обыграл туфайла. И
сказал ему Ибн ал-Мудаббир: «Уходи». Но Ибн
ад-Даррадж сказал: «Принесите нарды». Тогда их
принесли, и с Ибн ад-Дарраджем сыграли, и он
выиграл. Тогда сказал хаджиб: «Этот не на высшем
уровне в нардах, даже привратник наш такой-то
обыграет его». Привели привратника, и обыграл он
туфайла. Тогда сказал ему Ибн ал-Мудаббир:
«Выйди». Но он сказал: «Господин мой, а лютня?» И
принесли лютню. Тогда заиграл он, и пришлось это
кстати, запел и развеселил. И сказал хаджиб: «О
господин мой, по соседству с нами старец-хашимит,
обучающий певицу, искуснее его». Тогда привели
старца, и был он зажигательнее Ибн ад-Дарраджа. И
сказал ему Ибн ал-Мудаббир: «Выйди». И [туфайл]
сказал: «А танбур?» Тогда дали ему танбур, и он
заиграл на нем [так], что люди не слыхивали лучше
этого, а потом запел. И сказал хаджиб: /189/
«Да укрепит Аллах хозяина, по соседству с нами
перекупщик искуснее его». Тогда привели
перекупщика, и он был искуснее Ибн ад-Дарраджа. И
сказал ему Ибн ал-Мудаббир: «Изучили мы тебя [389] со всем тщанием, но не
заслуживает ремесло твое ничего [иного], кроме
изгнания из дома нашего». Тогда туфайл сказал: «О
господин мой, осталась у меня славная шутка». Тот
сказал: «А какова она?» Туфайл сказал: «Прикажи
принести мне самострел с пятьюдесятью
свинцовыми шарами. Пусть поставят этого хаджиба
на четвереньки, а я стану метать их все ему в зад,
и если хоть один не попадет, ты перебьешь мне
шею». Тут закричал хаджиб, и Ибн ал-Мудаббир обрел
в этом исцеление душе своей [и узрел] наказание
для хаджиба и воздание ему за [то], что тот оплошал
и пустил туфайла в его собрание. Тогда приказал
он принести два седла, и их принесли. Одно
поставили на другое, а сверху привязали хаджиба.
Потом приказал Ибн ал-Мудаббир принести
самострел и свинцовые шары и вручил их туфайлу. И
тот метнул их и не промахнулся. Освободили
хаджиба, а он стонал от [того], что с ним было.
[Тогда] сказал ему туфайл: «Нет ли у ворот хозяина
[кого-либо], кто мог бы сделать подобное этому?» И
[хаджиб] сказал: «О рогач, если мишенью будет моя
задница, — нет!»
О туфайлах есть славные истории,
подобные повести о Бунане ат-Туфайли, об
ал-Мутаваккиле и о лаузиндже 13 и [о том], как
начал он считать от одного и далее, а также другие
истории, которые привели мы в наших двух книгах Ахбар
аз-заман и ал-Аусат подробно, целиком и
полностью. В этой книге мы помещаем только самое
замечательное из [того], о чем мы не упомянули в
предыдущих наших книгах.
В правлении своем ал-Мухтади би-л-Лах
шел путем праведности и веры. Поэтому приблизил
он улемов, возвысил факихов и объял их милостями
своими. Говаривал он: «О Хашимиты, дайте мне идти
но пути 'Омара б. 'Абд ал-'Азиза, и тогда буду я
среди вас подобен 'Омару б. 'Абд ал-'Азизу среди
Омейядов». Проявил он умеренность в одеяниях,
убранстве, яствах и питье. Приказал он вынести
золотые и серебряные сосуды из хранилищ. Их
сломали и начеканили динаров и дирхамов.
Обратился он к изображениям, /190/
что находились в покоях, и были они стерты. И
заколол он козлов, которых стравливали перед
халифами, и убил заключенных в клетки зверей.
Убрал ал-Мухтади бархатные ковры и всякую утварь,
не разрешенную шариатом. До него тратили халифы
за трапезами своими каждый день [по] десять тысяч
дирхамов. Уничтожил он это и определил для стола
своего и прочего кормления на каждый день сто
дирхамов и постоянно постился он. [390]
И сказано, что когда убили ал-Мухтади,
выкинули вещи его оттуда, где он скрывался. И
нашли запертый его ларец и вообразили, будто там
деньги или драгоценности. Когда же его открыли
нашли там шерстяную джуббу и оковы. Говорили еще:
власяницу Тогда спросили [того], кто ему
прислуживал, и он сказал: «Когда наступала ночь,
ал-Мухтади надевал ее и сковывал себя. И он
совершал ракаты и падал ниц, пока [не] заставало
его утро. И спал он ночью час после второй
вечерней молитвы, потом вставал».
И, поистине, слышал некто, общавшийся с
[ал-Мухтади] перед тем, как убили его, что когда
совершил он вечернюю молитву и приблизилось
время разговления, то сказал: «Господи, верно
передают от пророка Твоего Мухаммада, да
пребудет с ним приветствие и благословение
Аллаха, что он сказал: «Молитва троих не
заслонится от Аллаха — молитва справедливого
имама, — а я источил душу свою ради
справедливости к пастве моей, — и молитва
несправедливо обиженного, и молитва постящегося,
пока он не разговеется», — а я постящийся». И
принялся молиться [за гонителей своих], чтобы
быть избавлену от зла их.
Упомянул Салих б. 'Али ал-Хашими 14.
Он сказал: Однажды присутствовал я, когда воссел
ал-Мухтади для рассмотрения жалоб, и я увидел
простоту доступа к нему и отправку писем от него
в различные области [по поводу того], на что ему
жаловались, и это мне понравилось. Тогда принялся
я вперять в него взор, когда смотрел он в бумаги, а
когда поднимал он взор свой на меня, я
отворачивался. И он словно узнал, чту в душе моей,
и сказал мне: «О Салих, кажется мне, есть на душе у
тебя [нечто], о чем ты хочешь сказать». Я сказал:
«Да, о Повелитель Верующих». Тогда он замолчал.
Кода же освободился он от дел своих, приказал мне
не уходить. Он поднялся, а я долго сидел. Потом он
позвал меня, и я вошел к нему, а он — на циновке
для молитвы. Тогда он сказал мне. «О Салих,
расскажешь ли ты мне о [том], что у тебя на душе,
или я расскажу тебе об этом?» Я сказал: «Нет, пусть
лучше говорит Повелитель Верующих». И он сказал:
«Кажется мне, что тебе понравилось [то], что видел
ты в /191/ присутствии нашем, и ты
подумал: «Что это за халиф, если не говорит о
сотворенности Корана»» 15. И я сказал: «Да».
Тогда он сказал: «И я полагал так некоторое время,
пока не привели к ал-Васику старца из людей фикха
и хадиса, из жителей Аданы на сирийской границе, в
оковах, высокого, благообразного. И [старец]
приветствовал его безбоязненно и кратко
помолился за [391] халифа. Тогда
увидел я стеснение в глубине глаз ал-Васика и
милость к [этому старцу]. И [ал-Васик] сказал ему:
«О старец, отвечай Абу 'Абдаллаху Ахмаду б. Абу
Ду'аду, о чем он спросит». Тогда он сказал: «О
Повелитель Верующих, Ахмад мал и слаб для спора».
И я заметил в ал-Васике вместо мягкости и милости
к [старцу] гнев. И он сказал ему: «Абу 'Абдаллах
слаб для спора?» Тогда он сказал ему: «Не
расстраивайся, о Повелитель Верующих. Позволишь
ли поговорить с ним?» И сказал ему ал-Васик:
«Разрешаю тебе». Тогда повернулся старец к
Ахмаду и сказал ему: «О Ахмад, к чему ты призвал
людей?» И он сказал: «К речам о сотворенности
Корана». Тогда сказал старец: «Входит ли учение
твое, к которому ты призвал — людей, о
сотворенности Корана, в религию и будет ли
религия совершенной только благодаря этому
учению?» Он сказал: «Да». Сказал старец: «Призвал
Посланец Аллаха, да пребудет с ним приветствие и
благословение Аллаху, людей к этому или избавил
от этого?» Он сказал: «Избавил их». [Старец]
сказал: «Так знал ли это Посланец Аллаха, да
пребудет с ним приветствие и благословение
Аллаха, или не знал?» Он сказал: «Он знал это».
Сказал старец: «Тогда почему призвал ты людей к
[тому], к чему Посланец Аллаха, да пребудет с ним
молитва и благословение Аллаха, не призывал их и
от чего он их избавил?» Тогда замолчал Ахмад, и
сказал старец: «О Повелитель Верующих, это
первое». Потом сказал он ему через некоторое
время: «О Ахмад, сказал Аллах и Книге Своей
редкостной: «Сегодня Я завершил для вас вашу
религию и закончил для вас Мою милость и
удовлетворился для вас исламом как религией» 16. А
ты сказал, что не будет религия совершенной без
учения нашего о сотворенности Корана. Но более
прав Аллах в Его завершении и окончании или ты в
ущербности своей?» И он замолчал. Сказал старец;
«О Повелитель Верующих, это второе». Потом сказал
он [Ахмаду] через некоторое время: «Сообщи мне, о
Ахмад, о речении Аллаха, Велик Он и Славен, в Книге
Его: «О посланник, передай, что низведено тебе от
твоего Господа» 17.
И так далее. И принадлежит ли учение это твое, к
которому призвал ты людей, к [тому], что донес
Посланец Аллаха, да пребудет с ним молитва и
благословение Аллаха, до общины, или нет?» Тогда
он замолчал. И сказан старец: «О Повелитель
Верующих, это третье». Потом сказал он через
некоторое время: «Сообщи мне, /192/ о
Ахмад, если бы узнал Посланец Аллаха, да пребудет
с ним приветствие и благословение Аллаха, об этом
твоем учении, к которому и [392]
произнесению которого касательно сотворенности
Корана призвал ты людей, мог бы он отречься от них
или нет?» Сказал Ахмад: «Да, для него это было бы
возможно». Тогда сказал старец: «А также для Абу
Бакра и 'Омара, а также для 'Османа и также для
'Али, да будет доволен ими Аллах?» Ахмад сказал:
«Да». Тогда повернул старец лик свой к ал-Васику и
сказал: «О Повелитель Верующих, если не позволено
нам [то], что позволено Посланцу Аллаха, да
пребудет с ним приветствие и благословение
Аллаха, и асхабам его, то Аллах суров с нами».
Тогда сказал ал-Васик: «Да не позволит нам Аллах,
если не позволительно нам [то], что позволительно
для Посланца Аллаха, да пребудет с ним
приветствие и благословение Аллаха, и для
асхабов его». Потом сказал ал-Васик: «Разорвите
оковы его». И когда сорвали с него оковы, надел он
их на себя [снова]. И сказал ал-Васик: «Оставьте
его». Потом сказал он старцу: «Почему надел ты их
на себя [снова]?» Он сказал: «Потому что дал я
зарок надеть их. И если надену я их, то завещаю
положить между саваном и телом моим, чтобы
сказать: «О Господи, спроси этого раба Своего,
зачем сковал он меня несправедливо и стращал
из-за меня родичей моих?» Тогда заплакал ал-Васик,
и заплакал старец, и все присутствовавшие. Потом
сказал ему ал-Васик: «О старец, прости меня». И он
сказал: «О Повелитель Верующих, не успею я выйти
из дома своего, как поставлю тебя среди
добродетельных из уважения к Посланцу Аллаха, да
пребудет с ним приветствие и благословение
Аллаха, и к родству твоему с ним». Тогда просиял
лик ал-Васика от радости. Потом сказал он ему:
«Останься у меня, я тебя обласкаю». И старец
сказал: «Пребывание мое в дальних пределах
полезнее. Я древний старец, и есть у меня
просьба». Он сказал: «Проси, что потребно тебе».
Старец сказал: «Позволит ли мне Повелитель
Верующих вернуться туда, откуда забрал меня этот
нечестивец?» Он сказал: «Разрешим тебе». И
приказал ал-Васик выдать ему награду, и старец не
принял ее. С тех пор отступился я от того учения, и
полагаю, что и ал-Васик отступился от него».
Сказал [Салих б. 'Али ал-Хашими]: Показал
мне ал-Мухтади однажды тетради книгохранилищ. [И
оказалось], что на обложке одной из этих книг
байты, сказанные ал-Му'таззом и написанные рукою
его. И [вот] они:
/193/ Поистине, познал
я исцеление врачеванием от боли моей
И не познал исцеления от любви и коварства. [393]
Пугался я любви и терпел страсть.
Поистине, удивляюсь я терпению своему и испугу
своему.
Кого-то отвлекала от друга его боль,
Но не отвлечет меня от любви к вам боль моя.
Не наскучит мне любимая. О, если бы всегда
Был я с любимой и если бы любимая была со мной!
Тогда нахмурилось лицо ал-Мухтади
би-л-Лаха, и он сказал: «Молодость и власть
юности». И ал-Мухтади, бывало, часто произносил
первый байт этого стихотворения.
Упомянул Мухаммад б. 'Али ар-Раба'и. Был
он из [тех], кто завсегдатайствовал у ал-Мухтади, и
был он хорош общением, знающим деяния людей и
известия о них. Он сказал: Проводил я ночи вместе
с ал-Мухтади, и однажды ночью он сказал мне:
«Знаешь ли ты известие Нуфа 18, которое поведал
он от 'Али б. Абу Талиба, когда ночевал с ним?» Я
сказал: «Да, о Повелитель Верующих. Упомянул Нуф,
сказав: «Видел я 'Али, да будет доволен им Аллах,
однажды ночью, когда часто выходил он, входил и
глядел на небо. Потом он сказал мне: «О Нуф, спишь
ты? » Сказал Нуф: «Я сказал: «Нет, смотрю я. Не
смыкаю я глаз с этой ночи, о Повелитель Верующих».
Тогда он сказал мне: «О Нуф, блаженны
благочестивые в этом мире, стремящиеся к свету
иному. Они — люди, что сделали землю Божью ковром,
пыль ее — одеждой, воду ее — благовонием, Писание
— знамением, молитву — покровом. Потом
отстранились они от мира этого подобно ал-Масиху
'Исе б. Марйам, да пребудет он в мире. О Нуф,
поистине, Аллах Всевышний внушил рабу Своему
'Исе, да пребудет он в мире: «Скажи сынам
Исраилевым, чтобы не входили они ко Мне, кроме как
с сердцами боязливыми, и взорами потупленными, и
ладонями чистыми. И объяви им, что Я не отвечу ни
одному из них на молитву его, если хоть одна из
тварей Моих [потерпит] от них несправедливость»».
Сказал Мухаммад б. 'Али ар-Раба'и: Клянусь Аллахом,
записал ал-Мухтади это известие рукою своею. И
слышал я в глубине ночи, когда оставался он
наедине с Господином своим в предназначенном для
того доме, как плакал он, говоря: «О Нуф, блаженны /194/
благочестивые в этом мире, стремящиеся к свету
иному». И [часто] рассказывал он известие это до
конца его, пока [не] произошло известное дело
между ним и тюрками, которые убили его. [394]
Сказал Мухаммад б. 'Али: Сказал я
однажды ал-Мухтади, оставшись с ним наедине,
когда перечислили мы многие беды мира этого, и
[тех], кто желал его, и [тех], кто отказался от него
и явил в нем благочестие: «О Повелитель Верующих,
что заставляет человека мыслящего, здравого,
хотя и знает он о всех бедах мира этого и о
быстроте ухода его, гибели его и об ослеплении
[тех], кто стремится к нему, все же любить его и
быть привязанным к нему?» Сказал ал-Мухтади:
«Предопределено это человеку. Из мира этого
создан он, и мир этот — мать ему. В нем вырос
человек, и он — жизнь его. В нем определено
пропитание человека, и он бытие его. В него
возвращается человек, и мир этот кончина его. И в
нем приобретает человек рай, и мир этот — начало
счастья человека. Мир этот — переход праведников
в рай. Так как же не любить дорогу, ведущую
шествующего по ней к раю, [а человек такой
пребывает] в непреходящей благости, вечно сущим,
если он из жителей рая?»
И сказано, что речи эти из ответа 'Али б.
ал-Хусайна б. 'Али б. Абу Талиба, да будет доволен
ими Аллах. И ответил он так вопрошающему,
спросившему его об этом. И они взяты из слов
Повелителя Верующих 'Али б. Абу Талиба, да будет
доволен им Аллах, когда восхвалил он мир этот и
стал порицать порицающего его, как предпослали
мы ранее в этой книге, в главе о благочестии его и
известий о нем 19.
Сказал ал-Мас'уди: Было выступление
повелителя зинджей в Басре в халифат ал-Мухтади,
и это в двести пятьдесят пятом году (868/9). Он
утверждал, что является 'Али б. Мухаммадом б.
Ахмадом б. 'Исой б. Зайдом б. 'Али б. ал-Хасаном б.
'Али б. Абу Талибом 20. Большинство
людей отрицает, что он глашатай рода Абу Талиба.
Был он из жителей деревни в окрестностях Рея,
называемой Варзанин 21. Деяния его
указывают на то, что его справедливо обвиняли в
следовании воззрениям азракитов из хариджитов 22,
ибо против него свидетельствуют убийства женщин,
детей и умирающих старцев, которые не
заслуживают убиения. /195/ Есть у
него проповедь, в начале которой он говорит:
«Аллах Превелик, Аллах Превелик. Нет божества
кроме Аллаха, и Аллах Превелик. Только Аллаху
принадлежит власть». Считал он все грехи
многобожием. Сторонники его были зинджами.
Явление его было в Би'р Нахл 23 между Мадинат
ал-Фатх и Карх ал-Басра 24 в ночь четверга
трех ночей, оставшихся от месяца рамадана двести
пятьдесят пятого года (08.09.869). Овладел он Басрой в
двести пятьдесят седьмом [395]
году (870/1). Был он убит в ночь субботы двух ночей,
прошедших от сафара двести семидесятого года
(12.08.883), и это в халифат ал-Му'тамида 'ала-л-Лаха.
Составили люди об известиях, о сражениях его и
делах многие книги. И первый, кто собрал известия
о нем и о начале дел его, когда попал он в страну
ал-Бахрайн и [о том], что было между ним и
бедуинами, — Мухаммад б. ал-Хасан б. Сахл 25,
сын брата обладателя Двух Верховенств ал-Фадла б.
Сахла, сподвижника ал-Ма'муна. И он — муж, у
которого с ал-Му'тадидом би-л-Лахом 26 было [то], о чем
упомянули мы и чем прославился он прежде среди
людей, пока не водрузил его ал-Му'тадид, словно
курицу, на огонь, и кожа его раздулась и
потрескалась.
Упомянули люди повелителя зинджей в
известиях о носящих белые одежды и [в] книгах.
Привели мы все известия о нем и о начале дела
ал-билалиййи и ас-са'диййи в Басре в ал-Китаб
ал-Аусат, что избавляет от необходимости
повторения этого. Мы приведем в этой книге в
подобающем тому месте самое замечательное и
известий [о] повелителе зинджей и [о] том, как он
был убит.
Сказал ал-Ма'суди: В этом году, и этот
год двести пятьдесят пятый (868/9), и сказано — год
двести пятьдесят шестой (869/70), была кончина 'Амра
б. Бахра ал-Джахиза в Басре, в мухарраме 27. И
не знает никто из знатоков преданий и людей науки
никого, у кого было бы более книг, хотя и
исповедовал он учение ал-'усманиййа 28. Было у
Абу-л-Хасана ал-Мада'ини много книг, однако
Абу-л-Хасан ал-Мада'ини воспроизводил [то], что
слышал. А книги ал-Джахиза, несмотря на известное
его заблуждение, устраняют ржавчину умов и
открывают ясность довода, ибо сложил он их
наилучшим сложением, вымостил их наилучшим
мощением и облачил их из слов своих в самые
обильные выражения. И если 196 // страшился он скуки
читателя и усталости слушателя, переходил от
серьезности к шутке и [от] красноречивой мудрости
к забавной выдумке. У него славные книги, из них Китаб
ал-байан ва-т-табйин 29. Она самая
благородная из них, ибо собрал он в ней прозу и
стихи, и отборные стихотворения, и славные
известия, и красноречивые проповеди. И если бы
кто-нибудь ограничился только этой книгой, то
удовольствовался бы ею. И Китаб ал-хайаван 30, и Китаб
ат-туфайлиййин 31,
и Китаб ал -бухала' 32, и прочие книги
его, достигшие предела совершенства, в которых не
стремился он к обману или к отрицанию правды. И не
знаем из бывших прежде и потом мутазилитов более
красноречивый, нежели он. [396]
Был он слугой Ибрахима б. Йасара
ан-Наззама 33,
от него он и взял и у него учился.
Рассказывал Йамут б. ал-Музарра',
которому ал-Джахиз был дядя по матери. Он сказал:
Вошли к дяде моему по матери люди из Басры из
числа друзей его во время болезни, от которой он
умер, и спросили его о состоянии его. И он сказал:
«Болен от двух причин — от недугов и долгов».
Потом он сказал: «Я попал в лапы спорящих друг с
дружкой болезней, из которых одной достаточно,
чтобы бояться смерти, но самая опасная из них —
быть семидесяти с лишним лет от роду», — имея в
виду свой возраст.
Сказал Йамут б. ал-Музарра': Натирал он
правую половину тела своего из-за сильного в ней
жара сандаловым деревом и камфорой, а другой
стороной, если бы стали резать ее ножницами, не
почувствовал бы он [ничего] от онемения [ее] и
холода.
Сказал Ибн ал-Музарра': Слышал я, как он
говорил: «Видел я в Басре мужа, ходившего там и
тут по делам людей. И сказал я ему: «Утомил ты этим
тело свое, износил одежды, истощил аргамака и
погубил слугу. Нет тебе ни отдыха, ни покоя. [Вот]
если бы немного поберечься». Он сказал: «Слышал я
щебетание птиц на рассвете, на вершинах дерев, и
слышал я искусно играющих на струнах певиц. И не
получал я удовольствия большего, нежели от
голоса благодарящего, которому оказал я услугу
или по делу которого я ходил». Йамут не навещал
больного, опасаясь, что испугается он имени его 34.
Передают от него славные известия и хорошие
стихи. Жил он в Табарие 35, что в области
Иордания в Сирии, и умер там, и это после
трехсотого года (912/13). Был он из людей науки,
умозрения, знания и спора. У него сын, называемый
197 // Мухалхил б. Йамут б. ал-Музарра' 36, и он искусный
поэт из поэтов этого времени, и это год триста
тридцать второй (943/4). О нем говорит отец его Йамут
б. ал-Музарра':
Мухалхил, отдал я [обе] половины
судьбы,
И боролось со мной из-за них ревнивое время.
Соревновался я с мужами во всяком месте
И подчинялись мне подонки и благородные люди.
|Тогда] причиняло боль то, из-за чего обезумело
мое сердце.
Благородный, укушенный назойливым временем,
Хватит грустить о потере прошлого,
Даже если у сыновей рабов — троны. [397]
Лишил сна я глаза свои, а ведь до этого были они
сомкнуты
Из страха, что [сын мой] потеряется, если я
погибну.
И в милости властвующего мне утешение
Подобным тебе. Если погибну я, если останусь
И если укрепятся кости твои после смерти моей,
То не сломит тебя гнев злобного.
Говори: «[По] знанию был отец мой благородным
скакуном».
Скажут: «А кто отец твой?» Тогда отвечай: «Йамут».
Подтвердят тебе [это] дальние и ближние
Знанием, которого не опровергнет внезапность.
И об ал-Мухтади имеются славные
известия, о которых упомянули мы в
предшествующих наших книгах. Аллах — податель
благополучия.
Комментарии
1. Курб, мать
ал-Мухтади — умм ал-валад ромейского
происхождения. См. о ней: Пелла. VII. Р. 573.
2. Купол жалоб (Куббат
ал-мазалим) — по всей видимости, ал-Мас'уди
является единственным автором, упоминающим об
этом здании. См.: Мец А. Мусульманский
Ренессанс. С. 197.
3. Повелевал он
творить доброе и препятствовать злому... — пятая
догма (асл, «корень») доктрины мутазилитов. В то
же время, из текста явствует, что ал-Мухтади -
противник мутазилитского учения. См.: Nyberg H. S. Al-Mu'tazila
// ЕI1. Bd. III. S. 856.
4. Дайламиты —
ираноязычное население иранской области Дайлам.
См. подробнее: Daylam // EI2. Bd. П. Р. 190-191.
5. Имеется в виду
кораническая легенда ветхозаветного
происхождения о победе пророка Мусы (Моисея) над
египетским царем Фир'ауном (Фараоном). См.
подробнее: Weminck A. J. Fir'awn // EH. Bd. II. S. 114—115.
6. Йарджух ат-Турки —
хаджиб ал-Му'тамида. См. о нем: Пелла. VII. Р. 761.
7. Сулайман б. Вахб
ал-Катиб (ум. 885) — вазир ал-Мухтади и ал-Му'тамида,
умер в опале заключенным в тюрьму. См. о нем: Zettersteen
К. V. Sulaiman b. Sa'id // ЕI1.Bd. IV. S. 364-365.
8. Ахмад б. Исра'ил
ал-Катиб — вазир ал-Му'тазза. См. о нем: Sourdel D. Le
vizirat Abbaside. P. 735.
9. Абу Нух ал-Катиб
(ум. 869) — аббасидский чиновник; в 869 г. был обвинен
в злоупотреблениях и заключен в темницу; с
началом правления ал-Мухтади был подвергнут
пыткам, от которых и умер. См. о нем: Пелла. VII.
Р. 537.
10. Баб ал-'Амма в
Самарре — см.: Пелла. VI. Р. 181.
11. Ахмад б.
ал-Мудаббир (ум. 883) — аббасидский чиновник. См. о
нем: Пелла. VI. Р. 128.
12. Ибн Даррадж (Абу
Са'ид 'Осман б. Даррадж ат-Туфайли) — туфайл,
который вошел в пословицы; сохранилось много
стихов и анекдотов, связанных с его именем. См. о
нем: Пелла. VII. Р. 496.
13. Лаузиндж —
сладкий пирожок, покрытый миндальной глазурью.
См.: ал-Мунджид. С. 893.
14. Салих б. 'Али
ал-Хашими — приближенный ал-Мухтади. См о нем: Пелла.
VI. Р. 424.
15. Сотворенность
Корана — одно из наиболее известных положений
доктрины мутазилитов, вытекающее из принципа
строгого единобожия, которого они
придерживались. См. об этом подробнее: NibergH. S. Al-Mu'tazila
// ЕI1. Bd. III. S. 855.
16. Коран, 5:5. 17. Коран,
5:71.
18. Нуф — один из
сподвижников 'Али б. Абу Талиба; фигурирует у
ат-Табари в качестве передатчика информации как
Нуф ал-Баккали аш-Шами ар-Рави. См.: ат-Табари. I.
382, 417, 424, 501; III. 2527, 2554.
19. 'Али б. Мухаммад б.
Ахмад б. 'Иса б. Зайд б. 'Али б. ал-Хасан б. 'Али б. Абу
Талиб (ум. 883) — руководитель восстания зинджей; Ш.
Пелла считает, что он мог быть алидом, однако
родословная явно подложна. См.: Пелла. VII. Р. 516.
21. Варзанин —
населенный пункт под Реем. См.: Йакут. Булдан.
Bd. IV. S. 921.
22. Азракиты из
хариджитов — экстремистская хариджитская
группировка, одним из первых руководителей
которой был Нафи' б. ал-Азрак (ум. 683 или 684),
полагавший, что все несогласные с его доктриной,
включая женщин и детей, должны быть физически
уничтожены. См. подробнее: Azrakiten // ЕI1. Bd. I. S.
563—564.
23. Би'р Нахл
—деревня, где началось восстание зинджей. См.: Пелла.
VI. Р. 213.
24. Карх ал-Басра —
квартал в Басре. См.: Йакут. Булдан. Bd. IV. S. 253.
25. Мухаммед б.
ал-Хасан б. Сахл (ум. 893) — чиновник; сочувствовал
предводителю зинджей; был убит ал-Му'тадидом по
обвинению в заговоре против него; составил
первое сочинение о предводителе зинджей, которое
не сохранилось, однако обильно цитируется
ат-Табари. См. о нем: Пелла. VII. Р. 642.
26. Ал-Му'тадид
би-л-Лах («Усиливающийся благодаря Аллаху») —
аббасидский халиф (892-902). См. о нем: Zeltersleen К. V. Al-Mu'tadid
// ЕI1. Bd. III. S. 839.
27. 20.12.868-18.01.868; 09.12. -
07.01.870.
28. Ал-'Усманиййа —
сторонники Праведных халифов, которые считали,
что 'Али не имеет превосходства над Абу Бакром,
'Омаром и 'Османом. См.: Пелла. VII. Р. 498.
29. Китаб ал-байан
ва-т-табйин («Книга разъяснения и ясной речи»)
— известное сочинение ал-Джахиза; см.: Pellat Ch. Inventaire
de l'oeuvre Gahizinne // Arabica. 1956. 2. P. 153-154. N 32.
30. Китаб ал-хайаван
(«Книга [о] животных») — известное сочинение
ал-Джахиза. См.: Pellat Ch. Al-Djahiz // EI2. V.II. P. 386.
31. Китаб
ат-туфайлиййиин («Книга [о] туфайлах») —
сочинение ал-Джахиза; см: Pellat Ch. Inventaire de l'oeuvre
Gahizienne. P. 177. № 171.
32. Китаб ал-бухала'(«Книга
[о] скупых») — известное сочинение ал-Джахиза. См.:
Pellat Ch. Al-Djahiz // EI2. Vol. II. P. 386.
33. Ибрахим б. Йасар
ан-Наззам — известный багдадский мутазилит,
стихотворец и адиб; неоднократно упоминается в
сочинениях ал-Джахиза. См. о нем подробнее: ал-Хатиб
ал-Багдади. Т. VI. С. 17—18.
34. «Йамут» — по-арабски
«он умирает» или «он умрет».
35. Табарийа
(Тивериада) — город в Палестине, находящийся на
западном берегу Генисаретского озера. См.
подробнее: Buhl Fr. Tabariya // ЕI1. Bd. IV. S. 628—629.
36. Мухалхил б. Йамут
б. ал-Музарра' — см. о нем: ал-Хатиб ал-Багдади. Т.
XIII. С. 273-274.
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М. Наталис. 2002 |