АЛ-МАСУДИ
ЗОЛОТЫЕ КОПИ И РОССЫПИ
САМОЦВЕТОВ
МУРУДЖ АЗ-ЗАХАБ ВА МА'ДИН
АЛ-ДЖАУХАР
/166/ [XIII] О халифате ал-Му'тазза
би-л-Лаха
Присягнули ал-Му'таззу би-л-Лаху, и он
аз-Зубайр б. Джа'фар ал-Мутаввакил, и мать его умм
валад, называемая Кабиха, и прозывается он по
кунйе Абу 'Абдаллах, и ему в то время восемнадцать
лет, после того, как ал-Муста'ин сместил сам себя,
и это в четверг двух ночей, прошедших от
муххаррама, и сказано — трех ночей, прошедших от
него, двести пятьдесят второго года (24.01.866), как мы
предпослали. Присягнули ему военачальники,
маула, аш-шакириййа и жители Багдада, стали
поминать его в [пятничных] [369]
проповедях в соборной мечети в Багдаде на обеих
сторонах 1.
Потом сместил ал-Му'тазз самого себя в
понедельник трех ночей, оставшихся от раджаба
двести пятьдесят пятого года (11.07.869), и умер, после
того, как сместил себя, через шесть дней.
Был халифат его четыре года и шесть
месяцев. Погребен он был в Самарре. Таким образом,
совокупность дней его с тех пор, как присягнули
ему в Самарре перед смещением ал-Муста'ина, до
дня, когда он был смещен, четыре года, шесть
месяцев и несколько дней, а с тех пор, как
присягнули ему в Городе Мира — три года и семь
месяцев. Скончался он, и ему было двадцать четыре
года.
/167/ Совокупность известий об
[ал-Му'таззе], его деяниях и обо всем
замечательном, что было в дни его
Когда был свергнут ал-Муста'ин би-л-Лах
и привезен в Васит после того, как
свидетельствовал он о себе, что непричастен он к
халифату и что не годится для него, и когда увидел
он случившуюся смуту и что сделал он людей
свободными от присяги себе, сказали об этом поэты
и умножили речения свои, описали это в стихах
своих и далеко ушли [в описании этого]. И сказал об
этом ал-Бухтури в длинной своей касиде:
[Отправьтесь хоть все] в Васит за
курицей —
Не вырастут у курицы орлиные когти.
Об этом говорит стихотворец, известный
как ал-Канани, в касиде:
Поистине, вижу я, что ты
предчувствуешь разлуку —
Стал имам ведомым, свергнутым.
Стал халиф Ахмад б. Мухаммад
Смещенным [халифом] после дней халифата и
великолепия.
Были при нем дни, когда смеялся цветок,
И эта весна — для кого творил он весну?
Скинула судьба его с высот его
И оказался он в Васите, не мечтая о возвращении.
Между смещением ал-Муста'ина и
убийством его прошло пять месяцев и [один] день.
Умерли в халифат ал-Муста'ина многие
ученые люди и знатоки хадисов. Из них — Абу Хашим
Мухаммад б. Зайд ар-Рифа'и, Аийуб б. Мухаммад
ал-Варрак 2,
Абу Кариб Мухаммад б. ал-'Ула ал-Хамадани 3 в
Куфе, Ахмад б. Салих ал-Мисри 4, Абу-л-Валид [370] ас-Сарри аз-Димашки, 'Иса б.
Хаммад Загба ал-Мисри 5 в Египте,
прозываемый по кунйе Абу Муса, и Абу Джа'фар б.
Саввар ал-Куфи, и [было] это в двести сорок восьмом
году (862/3).
В халифат ал-Муста'ина — а это в двести
сорок девятом году (863/4) — была кончина /168/
ал-Хасана б. Салиха ал-Баззара, был он из лучших
знатоков хадисов, Хишама б.Халида аз-Димашки,
Мухаммада б. Сулаймана ал-Джухани в ал-Масисе 6,
ал-Хасана б. Мухаммад б. Талута 7, Абу Хафса
ас-Сайрафи в Самарре, Мухаммада аз-Занбури
ал-Макки 8
в Мекке, Сулаймана б. Абу Таййиба и Мусы б. 'Абд
ар-Рахмана ал-Барки 9.
В халифат ал-Муста'ина — а это в двести
пятидесятом году (864/5) — умерли Ибрахим б.
Мухаммад ат-Тамими, кади Басры 10, Махмуд б.
ал-Хаддаш 11,
Абу Муслим Ахмад б. Абу Шу'айб ал-Харрани, ал-Харис
б. Мискин ал-Мисры 12,
Абу Тахир Ахмад б. 'Амр б. ал-Мусаррих 13 и прочие из тех,
от упоминания о коих мы воздержались, старейшины
знатоков хадисов и передатчики преданий,
упоминания о коих мы привели, начиная с первых
времен асхабов до нашего времени, и это триста
тридцать второй год (943/4), на шестом году нашей
книги, озаглавленной ал-Аусат. Однако
приводим сообщения о кончине [тех], кого мы
перечислили, чтобы не отсутствовали в этой книге
жизнеописания [тех], кого следует упомянуть по
мере [надобности] нуждающегося в этом [читателя].
В двести сорок восьмом году (862/3) извлек
ал-Муста'ин из халифатской казны красный камень
яхонт, известный как ал-Джа-бали 14, который берегли
цари. Ар-Рашид некогда купил его за сорок тысяч
динаров. И вырезал на нем ал-Муста'ин имя твое —
«Ахмад» — и возложил тот камень на перст свой.
Тогда заговорили об этом люди. Рассказывали, что
тот камень передавали друг другу цари из Хосроев 15.
Был он добыт в давнее время, и говорили, что
всякий царь, что высекал на нем свое имя, умирал
убиенный, а если царь умирал и садился на трон его
преемник, то он стирал надпись. [Обычно] носили
его цари, и был он без надписи, и редко попадал он
к кому из царей, который вырезал бы на нем
надпись. Был это красный яхонт, горевший ночью,
словно фонарь. Если вносили его в дом, где нет
светильника, он сиял. И виднелись в нем ночью /169/
призрачные истуканы. О нем существует
замечательная история, которую мы привели в
нашей книге Ахбар аз-заман, когда
рассказывали о печатях персидских царей. Этот
камень появился в дни ал-Муктадира, потом след
его затерялся. [371]
Об ал-Му'таззе, когда установилась его
власть и утвердился его халифат, а ал-Муста'ин
сместил себя, стихотворцы сказали много речений.
И из них речение Марвана б. Абу-л-Джануба из
длинной касиды:
Поистине, обратилась удача к
ал-Му'таззу,
А ал-Муста'ин получил то, что заслуживает.
Знал он, что царство не для него
И что оно для тебя, но надеялся попусту.
И об этом сказал человек из жителей
Самарры, и говорили, что это ал-Бухтури:
Как хороша тюркская клика,
Мечом отразившая превратности судьбы своей.
Убили они халифа Ахмада б. Мухаммада 16
И облачили всех людей в одеяние страха.
Чинят они несправедливость, и разделилось наше
царство,
И имам наш в нем подобен гостю.
Об ал-Му'таззе, возвращении власти к
нему и [всеобщем] согласии по его поводу говорит
Абу 'Али ал-Басир:
Возвратилось дело ислама к
наилучшему прибежищу,
И укрепились основы царства,
Умиротворилось оно, успокоились,
Населилось и расцвело.
Так восхваляй одного Аллаха и ходатайствуй
О прощении тех, кого обошло обильное Его
воздаяние.
Был на вазирстве ал-Му'тазза Джа'фар б.
Мухаммад, потом назначил он вазирами нескольких.
Тогда послания исходили от имени Салиха б. Васифа
17,
словно он был возведен в сан вазира.
И была кончина Абу-л-Хасана 'Али б.
Мухаммада б. 'Али б. Мусы б. Джа'фара б. Мухаммада 18 в
халифат ал-Му'тазза би-л-Лаха, /170/ и
это в понедельник четырех ночей, оставшихся от
джумада-л-ахира двести пятьдесят четвертого года
(24.05.868). И было ему сорок лет. И сказано — сорок два
года. И сказано — более того. Было слышно, как на
похоронах его говорила [некая] девушка:
«Понедельник и прежде, и теперь приносит нам
несчастье» 19.
Молился над ним Ахмад б. ал-Мутаваккил 'ала-л-Лах 20 на
улице Абу Ахмада и в доме его в Самарре. И был он
там погребен. [372]
Рассказывал нам Ибн [Абу]-ал-Азхар. Он
сказал: Рассказывал нам ал-Касим б. 'Аббад. Он
сказал: Рассказывал нам Йахйа б. Харсама 21.
Он сказал: Послал меня ал-Мутаваккил в Медину,
чтобы доставить к нему 'Али б. Мухаммада б. 'Али б.
Мусу б. Джа'фара из-за [чего-то], что стало известно
о нем. Когда прибыл я в Медину, закричали и
зашумели жители ее таким криком и шумом, подобных
которым я не слыхивал. Тогда стал я успокаивать
их и клясться им, что не было приказано мне
учинить над ним ничего дурного. Обыскал я дом его
и не нашел в нем ничего, кроме Корана, записанной
молитвы и подобного этому. И я забрал его, стал
ему служить и хорошо с ним обращался. Однажды,
когда я спал, а небо было ясным и солнце светило,
он уселся верхом, [надев] плащ от дождя и заплетя
хвост своему коню. Я удивился поступку его, и не
прошло и мгновения, как появилось облако, открыло
отверстие бурдюка своего, и изрядно досталось
нам от дождя. [Тогда] повернулся он ко мне и
сказал: «Я знаю, что тебе не понравилось [то], что
ты видел, и ты вообразил, будто я знал [то], чего ты
не знал. Но это не так, как ты подумал. Просто
вырос я в пустыне и знаю ветры, после которых
бывает дождь. И когда я проснулся, подул ветер,
который не обманывает. Почуял я в нем запах дождя
и приготовился к этому». Когда я прибыл в Город
Мира, начал с Исхака б. Ибрахима ат-Тахири — был
он наместником Багдада, — и он сказал мне: «О
Йахйа, поистине, этого мужа родил Посланец
Аллаха, да пребудет с ним приветствие и
благословение Аллаха. Ал-Мутаваккил таков, каким
ты его знаешь, и если ты подговоришь его на
убийство 'Али б. Мухаммада, то будет Посланец
Аллаха, да пребудет с ним приветствие и
благословение Аллаха, противником твоим. И я
сказал: «Клянусь Аллахом, не замышлял я против
него ничего, кроме хорошего». /171/
Потом отправился я в Самарру и начал с Васифа
ат-Турки. Был я из друзей его. И он сказал мне:
«Клянусь Аллахом, если упадет с головы этого
человека волосок, то не кто иной, как я, буду
взыскателем за него». Тогда я удивился таким
речам и уведомил ал-Мутаваккила о [том], что я
слышал, и о [том, как 'Али б. Мухаммада] восхваляли.
И он дал ему славную награду, проявив свою
милость и уважение.
Рассказывал мне Мухаммад б. ал-Фарадж 22 в
городе Джурджане, в месте, известном как Би'р Абу
'Инан. Он сказал: Рассказал мне Абу Ду'ама. Он
сказал: Пришел я к 'Али б. Мухаммаду б. 'Али б. Мусе,
навещая его в болезни, от которой и приключилась
его [373] кончина в этом году. И
когда собрался я уходить, он сказал мне: «О Абу
Ду'ама, тебе причитается. Не рассказать ли тебе
хадис, который тебя порадует?» Тогда я сказал:
«Сколь нуждаюсь я в этом, о сын Посланца Аллаха».
Он сказал: «Рассказал мне отец мой Мухаммад б.
'Али. Он сказал: Рассказал мне отец мой 'Али б. Муса
23.
Он сказал: Рассказал мне отец мой Муса б. Джа'фар.
Он сказал: Рассказал мне отец мой Джа'фар б.
Мухаммад. Он сказал: Рассказал мне отец мой
Мухаммад б. 'Али. Он сказал: Рассказал мне отец мой
'Али б. ал-Хусайн. Он сказал: Рассказал мне отец
мой ал-Хусайн б. 'Али. Он сказал: Рассказал мне
отец мой 'Али б. Абу Талиб, да будет доволен им
Аллах. Он сказал: Сказал Посланец Аллаха, да
пребудет с ним приветствие и благословение
Аллаха: «Пиши, о 'Али». Он сказал: «Я сказал: «А что
мне писать?» Он сказал мне: «Пиши: «Именем Аллаха
Милостивого Милосердного. Вера — это [то], что
почтили сердца и подтвердили дела, а ислам — это
[то], что выражает язык и [что] делает брак
законным». Сказал Абу Ду'ама: Тогда я сказал: «О
сын Посланца Аллаха, не знаю я, [клянусь] Аллахом,
что лучше — хадис или иснад!» И он сказал: «Это,
поистине, свиток, написанный почерком 'Али б. Абу
Талиба под диктовку Посланца Аллаха, да пребудет
с ним молитва и благословение Аллаха, который мы
наследуем — младший от старшего».
Сказал ал-Мас'уди: Привели мы историю
об 'Али б. Мухаммаде б. Мусе, да будет доволен им
Аллах, с Зайнаб-лгуньей 24 в присутствии
ал-Мутаваккила и о [том, как 'Али б. Мухаммада б.
Мусу] спускали, да будет доволен им Аллах, в ров со
львами, [о том, как львы] изъявили ему покорность,
а Зайнаб отказалась от слов своих, будто она —
дочь ал-Хусайна б. 'Али б. Абу Талиба, /172/
да пребудет с ним благословение, и будто Аллах
Всевышний продлил жизнь ее до того времени, в
книге нашей Ахбар аз-заман. И сказано, что 'Али
б. Мухаммад умер отравленным, да пребудет с ним
благословение.
Сказал ал-Мас'уди: В двести пятьдесят
третьем году, и это в халифат ал-Мутазза, умер
Мухаммад б. 'Абдаллах б. Тахир, в половине
зу-л-ка'да (17.11.867), через тринадцать дней после
убийства Васифа, и луна была в затмении. И был он
щедростью, благородством, обилием возраста,
памятливостью, хорошими манерами,
царственностью бесед таким, каким не был никто из
подобных ему в век его. О нем говорит ал-Хусайн б.
'Али б. Тахир в своей касиде: [374]
Затмились вместе и луна, и амир,
Потом появилась луна, а амир сокрыт.
Снова источает луна свет свой, ибо очистилась,
А свет амира не возвращается.
О два затмения в злосчастную ночь воскресенья!
Уготовила вас судьба.
Край одного — острее меча,
И в огне возмужало горение.
Упомянул Абу-л-'Аббас ал-Мубаррад. Он
сказал: Однажды расслабился Мухаммад б. 'Абдаллах
б. Тахир и настроился на сотрапезничество, когда
пришел к нему Ибн Талут 25, который был
вазиром его, самым близким к нему человеком и
чаще всего с ним уединявшимся. Тогда Мухаммад б.
'Абдаллах повернулся к нему и сказал: «Непременно
должен быть у нас сегодня третий, благодаря
сотрапезничеству с которым прекрасно будет
общение и сладостна беседа [наша]. Так кого бы нам
позвать? И избавь нас от того, чтобы был он
злонравным, или низкородным, или явственно
нищим». Сказал Ибн Талут: Тогда задумался я и
сказал: «О амир, пришел мне на ум муж, в общении с
которым не будет нам тягости. Свободен он от
надоедливости сотрапезника и от бремени
собеседника, легок поступью, если пожелаешь,
стремителен в прыжке, если захочешь». Сказал
Мухаммад б. 'Абдаллах: «А кто это?» Я сказал:
«Мани-Безумец» 26.
Он сказал: «Хорошо ты, клянусь Аллахом, [придумал]
. Так пусть же отдадут приказ начальникам [шурты]
двадцать /173/ восьмого квартала и
ищут его, чтобы немедленно доставить его мне».
Тогда быстро изловил его начальник ал-Карха и
привел его к двери амира. Его взяли, образили,
почистили, отвели в баню, одели в чистые одежды и
ввели к Мухаммаду б. 'Абдаллаху. И Мани сказал:
«Мир тебе, о амир». Тогда сказал Мухаммад: «И тебе
мир, о Мани. Разве не пора тебе навестить нас,
когда стремимся мы к тебе и завладел ты нашими
сердцами?» И сказал Мани: «Тоска сильна, любовь
крепка, путь далек, сокрытие трудно, а привратник
груб. Если бы у дверей нас пропустили, то легко бы
мы вас посетили». Тогда Мухаммад сказал: «Если
вежливо просил ты позволения, то пусть вежливо
будет тебе разрешение. Да не будет Мани
препятствия, в какое бы время ночи или дня он ни
прибыл». Потом позволил амир ему сесть, и он сел, и
велел принести еды, и он поел. Потом омыл руки
свои и сел на свое место. А Мухаммад [375]
возжелал послушать Му'нису, невольницу дочери
ал-Махди. Ее привели, и первое, что она запела,
было:
Я не из людей, которые поутру
забывают
Слезы страсти своей, пролитые по любимым.
И скажи девственницам Неджда, так как исчезла
ночью ноша их:
«Пусть это будет не последняя встреча».
Тогда сказал Мани; «Хорошо спела ты. И,
клянусь правом амира, надо бы тебе добавить к
этому:
И встал я, размышляя, и слеза
замешкалась
В глазу моем, [не зная, течь ли ей].
И не ревнует меня больше этот амир
К несправедливому, непримиримому и
упорствующему в разлуке».
И она принялась это петь. Тогда сказал
ему Мухаммад: «Влюблен ли ты, о Мани?» Он
засмущался, и Ибн Талут мигнул ему, чтобы он
ничего не открывал Мухаммаду, что может
повредить ему в глазах его. И Мани сказал: «Не
знали мы о таком веселье и такой любви, но [они]
проявились. Неужели после седины [вновь] наступит
молодость?» Потом предложил Мухаммад Му'нисе
такой напев:
Скрыли ее от ветров, потому что я
Сказал: «О ветер, передай ей привет».
/174/ И если бы были довольны они
покрывалом, то было бы [это]
пустое, однако [все же]
Запретили ей при [дуновении ветра] разговаривать.
[Тогда] она это запела, и Мухаммад
развеселился. Он приказал принести ритл 27
вина и выпил. И сказал Мани: «[Жаль, что]
сочинитель этих стихов не добавил:
Тогда я вздохнул и сказал призраку
своему:
«Ах, если ты будешь сильнее домогаться ее
призрака,
То почти ее приветом от меня, ибо боюсь я,
[Что] не дадут ей жалобы мои спать».
Иначе еще тяжелее пришлось бы кресалу
страсти, что бьет в самое сердце, и сильнее кипело
бы в печени, жаждущей ключевой воды. Строй же
стихов был бы более благосочиненным, а смысл [их]
достиг бы предела своей завершенности». Тогда
сказал Мухаммад: «Хорошо сказано, Мани». Потом он
приказал Му'нисе добавить эти два байта к двум
первым и пропеть их. Затем она спела два таких
байта: [376]
О други мои, не покидайте
Сраженного страстью, останьтесь.
Не [успели] проехать мы мимо дома Зайнаб,
Как выдала слеза сокрытую нашу тайну.
И это понравилось Мухаммаду. Тогда
сказал Мани: «Если бы не боялся я прогневить
[тебя], то добавил бы к этим двум байтам [еще] два
байта, что не придутся по нраву разумному
[человеку], но все же сами по себе хороши». И
сказал Мухаммад: «О Мани, желание красоты и
[целебное] воздействие ее врачует от любой
болезни. Читай же, что там у тебя». И он сказал:
Газеленок, подобный месяцу — если
бы глянул на скалу,
То раздробил бы ее.
И если улыбнется [красавица], воображу
Сверкание молнии или нанизанный жемчуг.
Тогда сказал Мухаммад: «Хорошо
[сказано], о Мани. Продолжи-ка такие стихи:
Приятны наслаждения лишь с тем,
Кто по нраву нам.
Запела красавица и заплакала, словно слеза ее
Вышла из темницы терпения».
[Тогда] сказал Мани:
/175/ И можно ли
спокойно взирать на девушку-красавицу,
Которую я обижу, если сравню ее с павлином?
И совершу несправедливость, если назову ее ивой,
В райском саду посаженной.
И несправедливым [буду], если сравню ее
[С] драгоценностью, в море погруженной.
Потом он замолчал, и Мухаммад попросил
его продолжить поэтическое описание. Тогда
сказал Мани:
Прекраснее она описания, и слова
Перед ней бессильны.
Тогда сказал Мухаммад: «Хорошо
сказано». И сказала Му'ниса: «Долженствует
благодарность тебе, о Мани. Да поможет тебе [377] судьба твоя, [да] пожалеет
тебя друг твой, [да] охватит тебя радость и [да]
разминется с тобой [то], чего ты опасаешься. И да
продлит Аллах для нас это [наслаждение], сохранив
жизнь [тех], с кем мы соединились». И сказал ей
Мани при речении ее «да пожалеет тебя друг твой»:
Нет у меня друга, чтобы пожалел он
меня.
Рассталась душа моя с обольщениями [мысли].
Соединен я с благодеянием того,
Кто сам соединен со славой.
Я осчастливлен благодеянием того,
Чей нрав благостен.
Тогда кивнул Мани Ибн Талут, чтобы он
встал. И он поднялся, говоря:
Царь, подобных которому мало.
Украшают его достойные витязи.
Тахирит в шествии своем,
Благодеяния его среди людей расточаются.
Кровь того, кто сетует на меч его,
Вместе с порывами ветра разбрызгивается.
О Абу-л-'Аббас, храни вежество.
Край которого судьбою зазубрен.
Тогда сказал Мухаммад: «Долженствует
наградить тебя за благодарность твою, хотя
прежде мы и не оказывали тебе благодеяния». Потом
повернулся он к Ибн Талуту и сказал: «Ни темнота
происхождения, ни невзрачная внешность, ни
равнодушие ко благам жизни не могут уничтожить в
человеке зерно дара, который был ему ниспослан. И
не ошибся Салих б. 'Абд ал-Куддус 28, когда сказал:
/176/ Да не очарует
тебя тот, кто бережет платье свое,
Боясь пыли, а честь его в убытке.
И, может быть, обеднел молодец, и увидел я его
В грязных одеждах, а честь его незапятнанна».
Сказал Ибн Талут: «Не видел я
сообразительнее его, ибо говорит девушка «да
сжалится над тобой друг твой» и читает он при
речении ее: [378]
Нет у меня друга, что пожалеет меня.
Рассталась душа моя с обольщениями [мысли]».
Сказал [ал-Мубаррад]: И Мухаммад не
переставал выплачивать [Мани] жалование его, пока
[тот] не умер.
Донесли ал-Му'таззу, что ал-Му'аййад
замышляет против него и что он склонил к себе
многих маула. Тогда заточил он ал-Му'аййада и Абу
Ахмада 29,
и они братья по отцу и матери. Был пытан
ал-Му'аййад, чтобы сместил он сам себя с
воспреемства завета, и бит он был палкой сорок
раз, пока не согласился, и не свидетельствовал
это о себе. Потом дошло до ал-Му'тазза, что тюрки
замыслили извлечь ал-Му'аййада из темницы его. И
когда наступил четверг восьми ночей, оставшихся
от раджаба двести пятьдесят второго года (11.07.866),
извлек он ал-Му'аййада мертвым. Пригласили кадиев
и факихов, и увидели они его, и не было на нем
следа [насилия]. И говорят, что его завернули в
отравленное покрывало и завязали края его, так
что он умер в нем.
Утеснил ал-Му'тазз Абу Ахмада в
заточении его. И было между вступлением его в
Сурра ман Ра'а и полученными им там почестями и
между заточением его шесть месяцев и три дня.
Потом доставлен он был в Басру на тринадцатую
ночь, оставшуюся от месяца рамадан (2.10.867), после
убийства ал-Му'аййада через пятьдесят дней.
Назначен был Исма'ил б. ал-Кабиха 30, и он брат
ал-Му'тазза по отцу и матери его, вместо
ал-Му'аййада на воспреемство завета. И собрались
вожди маула ал-Му'тазза и попросили его
помиловать Васифа и Бугу, и он согласился с ними.
В этом году (866/7) умер Зурафа 31,
смотритель дворца ал-Мутаваккила в Египте.
Захватил Йусуф б. Исма'ил ал-'Алави 32
Мекку и умер в этом году. Тогда сменил его после
кончины его брат Мухаммад б. Йусуф 33. И был он
старше его на двадцать лет. И поразило людей /177/
в тот год из-за него сильное бедствие. Тогда
послал ал-Му'тазз Абу-с-Саджа ал-Ашруси 34 в
Хиджаз, и бежал Мухаммад б. Йусуф, а известное
количество сторонников его было убито.
В [том году] сразился ал-Хасан б. Зайд
ал-Хусайни с Сулайманом б. 'Абдаллахом б. Тахиром 35 и
изгнал его из Табаристана.
В этом году прибыл в Самарру 'Иса б.
аш-Шайх аш-Шайбани 36 из Египта, и с ним
много богатств и семьдесят шесть мужей из всех
родов потомков Абу Талиба из сынов 'Али, Джа'фара
и [379] 'Дкила. Они ушли из
Хиджаза, боясь смуты и бедствий, его поразивших, в
Египет. И доставили их оттуда. Тогда приказал
ал-Му'тазз одарить их и отпустить, ибо дело их
утомило его. И ушел 'Иса б. аш-Шайх в Палестину.
В этом году, и это двести пятьдесят
третий год (867), умер Сафван ал-'Укайли 37, владетель Дийар
Мудар, в самаррской тюрьме.
В этом году было избиение жителями
Карха [в] Самарре ферганцев и тюрок Васифа
ат-Турки. Буга избавился от них. Ожесточилось
дело с Мусавиром аш-Шари 38, и Салих б. Васиф
был поставлен на место Васифа.
В двести пятьдесят четвертом году (868)
вышел Буга ас-Сагир из Самарры в сторону Мосула.
Тогда маула разграбили дом его, и бывшие с ним из
войска рассеялись. Спустился он в заураке
переодетым, и напало на него несколько
магрибинцев у Джиср Самарра 39. [Тогда] был он
убит, и выставили голову его в Самарре.
При жизни Буги ал-Му'тазз не
наслаждался сном и не снимал вооружения своего
ни ночью, ни днем, боясь Буги. И говаривал он:
«Поистине, боюсь я, что спустится на меня Буга с
неба или выйдет из-под земли». И решил Буга
спуститься по реке тайно, чтобы добраться до
Самарры /178/ ночью, отвратить тюрок
от ал-Му'тазза и раздать им деньги. И случилось с
ним [то], что мы описали.
Когда убедились тюрки в решимости
ал-Му'тазза убивать вождей их [и увидели], что
строил он козни в погибель им и что стал он
опираться на магрибинцев и ферганцев помимо них,
двинулись к нему все вместе, и это когда от
раджаба двести пятьдесят шестого года осталось
четыре ночи (10.08.869), и принялись уязвлять его
прегрешениями его, браня его за деяния его. И
потребовали они от него денег. Был устроителем
этого Салих б. Васиф вместе с военачальниками
тюрок. [Однако халиф] упорствовал и объявил, что у
него денег нет. Когда же попал ал-Му'тазз в руки
[тюрок], то послал в Город Мира за Мухаммадом б.
ал-Васиком, прозванным ал-Мухтади 40, куда тот был
сослан и заточен в темницу [по его же приказу].
Тогда привезли его за один день и одну ночь в
Самарру. По дороге его повстречали вельможи.
Вошел он в ал-Джаусак, и согласился ал-Му'тазз на
отречение, если дадут ему обещание, что не убьют
его и пощадят его самого, имущество его и детей. И
отказался Мухаммад б. ал-Васик сесть на ложе
царства или принять присягу, пока не увидит
ал-Му'тазза и не услышит слов его. [Тогда] [380] привели ал-Му'тазза, и на нем
была испачканная рубаха, а на голове — платок.
Когда же увидел его Мухаммад б. ал-Васик, бросился
к нему и обнял. И они оба сели на ложе. [Тогда]
сказал ему Мухаммад б. ал-Васик: «О брат мой,
какова власть твоя?» Ответил ал-Му'тазз: «Дело, с
которым я не справляюсь, которое не исполняю и
для коего не гожусь». И захотел ал-Мухтади
уладить дела его и помирить с тюрками. [Тогда]
сказал ал-Му'тазз: «Нет мне в этом надобности, и
недовольны они, что я халиф». Сказал ал-Мухтади:
«Тогда я свободен от присяги тебе». Он сказал: «Ты
свободен и на просторе». И когда освободил его
ал-Му'тазз от присяги себе, отвратил ал-Мухтади от
него лицо свое. [Тогда] убрали ал-Му'тазза с глаз
ал-Мухтади и вернули в темницу его. И был он убит в
темнице своей после того, как был свергнут, через
шесть дней, как уже говорили мы в начале этой
главы.
Сказали поэты о свержении ал Му'тазза и
убийстве его и умножили речи свои, и оплакали они
его, и получилось у них хорошо. Вот речение одного
из людей того века из касиды его:
/179/ Глаз, не скупись
на пролитые слезы
И оплачь наилучшего из пораженных горем
страдальцев.
Предал его верный заступник, и
Объяли его ладони погибели скорою смертью.
Напали на него утром тюрки, мстя ему,
Свергающие его — да выкуплю я этого свергнутого.
Они убили его своими несправедливыми, грубыми
руками, —
Царя, чью щедрость и чье терпение они испытали.
Затмевал он прелестью своей великолепие луны,
И принял [смерть] с покорностью.
Видишь ты, что солнце покоряется и не восходит —
Или увидело оно [халифа], когда восходило.
Не убоялись они войска и не испугались меча —
Так горе мне из-за убитого, свергнутого.
Стали тюрки владыками власти и мира —
Всех слушающих и повинующихся.
И видишь ты среди них Аллаха владыкой власти,
Который пристыдит их за скорое убийство.
И сказал о нем другой в длинной касиде:
Стал глаз мой лить слезы,
Когда сказали мне: «Зарезали имама». [381]
Убили его несправедливо, противозаконно и
вероломно,
Когда привели к нему умиротворяющую смерть.
Преобразил Аллах лик его
И напоил дух его [небесным] духом.
О тюрки, под силу ли вам противиться року
Безжалостными своими мечами?
Так приготовьтесь к [иному] мечу,
Ибо вершите вы скверное.
И сказал другой также в длинной касиде:
Принялся глаз мой лить слезы,
Когда увидел господина людей свергнутым.
Скорбь души моей по нему. Сколь был он возвышен
И великодушен, как подданный Аллаха и как
властелин.
Вменили ему грехи без преступления,
И почил он среди них, убитый, сраженный.
Сыны дяди его и дяди отца его
Проявили униженность и выказали покорность.
Не этим укрепляется царство, побеждается
Враг, и [не на этом] держится мир.
/180/ Был ал-Му'тазз первым
халифом, начавшим выезжать в золотых украшениях.
Предшествовавшие ему халифы сынов ал-'Аббаса, а
также сообщество из сынов Умаййи выезжали в
легких украшениях из серебра — с поясами,
перевязями, сумами и уздечками. И когда выехал
ал-Му'тазз в золотых украшениях, стали подражать
ему в этом люди. Подобно этому и ал-Муста'ин до
него ввел употребление широких рукавов. Ранее
это не было известно. И он установил ширину их в
три шибра 41
или около того и уменьшил шапки, а были они
длинными, словно шапки судей.
В двести пятьдесят пятом году (868/9)
объявились в Куфе 'Али б. Зайд 42 и 'Иса б. Джа'фар
ал-'Алави 43.
[Тогда] отрядил к ним ал-Му'тазз Са'ида б. Салиха,
известного как ал-Хаджиб, с великим войском, и оба
талибита были разбиты из-за того, что сторонники
их разбежались.
Упомянули мы ранее в этой книге [о]
кончине Исма'ила б. Йусуфа б. Ибрахима б.
'Абдаллаха б. Мусы б. 'Абдаллаха б. ал-Хасана б.
ал-Хасана б. 'Али б. Абу Талиба 44, да будет доволен
ими Аллах, и о тех лишениях и бедствиях, что
поразили жителей [382] Meдины и
прочих областей Хиджаза в дни его и о том, что
случилось с братом его Мухаммадом б. Йусуфом 45
после кончины [Исма'ила б. Йусуфа] и о войне
[Мухаммада б. Йусуфа] с Абу-с-Саджем. И когда
потерпел он поражение перед лицом Абу-с-Саджа,
двинулся в ал-Йамаму и ал-Бахрайн 46, захватил их и
оставил там потомство свое известное и по сей
день как бану-л-ахдар. И объявился в стороне
Медины после этого некий сын Мусы б. 'Абдаллаха б.
Мусы б. ал-Хасана б. ал-Хасана б. 'Али б. Абу Талиба 47.
Сказал ал-Мас'уди: Упомянули мы в книге
нашей Ахбар аз-заман все известия о [тех], кто
объявился из рода Абу Талиба и кто из них умер в
заключении и от яда и от прочих видов убийства. Из
них 'Абдаллах б. Мухаммад б. 'Али б. Абу Талиб, и он
Абу Хашим 48,
/181/ которого 'Абд ал-Малик б. Марван
напоил ядом; Мухаммад б. Ахмад б. 'Иса б. Зайд б.
'Али б. ал-Хусайн б. 'Али б. Абу Талиб — Са'ид
ал-Хаджиб привез его из Басры и заточил его в
темницу, пока он не умер; был с ним сын его 'Али 49, и
когда умер отец, его освободили, и это в дни
ал-Муста'ина, и было сказано другое; Джа'фар б.
Исма'ил б. Муса б. Джа'фар 50, убил его Ибн
ал-Аглаб 5'
в земле ал-Магриб; ал-Хасан б. Йусуф б. Ибрахим б.
Муса б. 'Абдаллах б. ал-Хасан б. ал-Хасан б. 'Али б.
Абу Талиб 52,
убил его ал-'Аббас в Мекке; и привезен был в дни
ал-Му'тазза из Рея 'Али б. Муса б. Исма'ил б. Муса б.
Джа'фар б. Мухаммад 53 и умер,
заточенный в темнице его.
Привез Са'ид ал-Хаджиб из Медины Мусу б.
'Абдаллаха б. Мусу б. ал-Хасана б. 'Али б. Абу
Талиба. Был он таким аскетом и богомольцем, что и
описать нельзя, и был с ним Идрис б. Муса 54.
Когда же двинулся Са'ид в сторону Зубалы 55 по
столбовой дороге, собралось много бедуинов из
бану фазара и других племен, чтобы вызволить Мусу
из рук его. Тогда отравил он его, и Муса умер там. И
освободили бану фазара сына его Идриса б. Мусу.
В халифат ал-Му'тазза в двести
пятьдесят втором году (866/7) было начало смуты
между ал-билалиййа и ас-са'диййа 56 в Басре, и
последовало за этим появление повелителя
зинджей 57.
Об ал-Му'таззе имеются славные
известия, которые мы не упомянули. Мы привели их
полностью в наших двух книгах Ахбар аз-заман и
ал-Аусат. И от Аллаха благополучие.
Комментарии
1. См.об этом: Le Strange
G. Baghdad. P. 320.
2. Аййуб б. Мухаммад
ал-Варрак (по др. данным, ал-Ваззан; ум. 860) —
хадисовед. См. о нем: Пелла. VI. Р. 179.
3. Абу Кариб Мухаммад
б. ал-'Ула' ал-Хамадани (ум. 862/248) — известный
куфийский хадисовед. См. о нем: Пелла. VII. Р. 656,
657.
4. Абу Джа'фар Ахмад б.
Салих ал-Мисри (786—862) — египетский факих,
считавшийся одним из «столпов веры», подобно Ибн
Ханбалу. См. о нем: Пелла. VI. Р. 124.
5. Абу Муса 'Иса б.
Хаммад Загба ал-Мисри — см. о нем: Пелла. VII. Р.
537.
6. Ал-Масиса — город в
Сирийском пограничье. См.: Пелла. VII. Р. 685—686.
7. Ал-Хасан б.
Мухаммад 6. Талут — приближенный Мухаммада б.
'Абдаллаха б. Тахира. См. о нем: Пелла. VI. Р. 275.
8. Мухаммад б. Занбур
ал-Макки — мекканский хадисовед, считавшийся
надежным передатчиком преданий. См. о нем: Пелла.
VII. Р. 646.
9. Муса б. 'Абд
ар-Рахман ал-Барки — см. о нем: Пелла. VII. Р. 712.
10. Ибрахим б.
Мухаммад ат-Тамими [ат-Тайми] — был кади Басры в
853— 861 гг.; смещен ал-Мунтасиром, затем вновь
назначен ал-Муста'ином. См. о нем: Пелла. VI. Р. 83.
11. Махмуд ал-Хаддаш
— хадисовед. См. о нем подробнее: ал-Хатиб
ал-Багдади. Т. XIII. С. 90-92.
12. Ал-Харис б. Мискин
ал-Мисри (ум. 864/5) — знаток хадисов, сторонник
Анаса б. Малика; был заключен ал-Ма'муном в
темницу за непризнание сотворенности Корана,
освобожден ал-Мутаваккилом. См. о нем подробнее: ал-Хатиб
ал-Багдади. Т.VIII. С. 216-218.
13. Абу Тахир Ахмад б.
'Амр б. ал-Мусаррих (ум. 864) — видный хадисовед. См.
о нем: Пелла. VI. Р. 126.
14. Красный камень
яхонт, известный как ал-Джабали — видимо, этот
драгоценный камень упоминает ал-Бируни, не
говоря ничего о его волшебных свойствах. См.:
Аль-Бируни. Собрание сведений для познания
драгоценностей. С. 58-59.
15. Цари из Хосроев —
т. с. иранские цари. Huart Сl. Kisra // El. Bd. П. S. 1119.
16. Халиф Ахмад б.
Мухаммад — т. е. ал-Муста'ин.
17. Салих б. Васиф —
писец ал-Му'тазза и ал-Мухтади, исполнявший
функции вазира. См. о нем: Sourdel D. Le vizirat Abbaside. P.
296—300.
18. Абу-л-Хасан 'Али б.
Мухаммед б. 'Али б. Муса б. Джа'фар б. Мухаммад б.
'Али [б. ал-Хусайн] б. 'Али б. Абу Талиб [ал-Наши
ал-Хади) (ум. 868) — десятый имам шиитов-имамитов.
См. о нем подробнее: Пелла. VII. Р. 518.
19. Видимо, намек на
то, что пророк Мухаммад умер, согласно
мусульманской традиции, в понедельник, 8 июня 632 г.
См об этом: Buhl Fr. Muhammed // ЕIsup class=supt>1. Bd. III. S. 708b.
20. Ахмад б. Джа'фар
ал-Мутаваккил ала-л-Лах — т. е. ал-Му'тамид.
21. Йахйа б. Харсама —
военачальник ал-Мутаваккила. См о нем: Пелла. VII.
Р. 769.
22. Мухаммад б.
ал-Фарадж — брат видного чиновника 'Омара б.
ал-Фараджа, который служил при ал-Ма'муне,
ал-Му'тасиме и ал-Мутаваккиле. См. о нем: Пелла. VII.
Р. 660.
23. 'Али б. Муса, дед
'Али б. Мухаммада — сын Мусы ар-Риды; жил во время
правления ал-Ма'муна и часто с ним общался. См. о
нем: ИФ. II. С. 385—386.
24. Зайнаб-Лгунья
(Зайнаб ал-Каззаба) — жена ал-Мутаваккила;
утверждала, что является долгожительницей. См.: Пелла.
VI. Р. 364; возможно, прототип одноименного
персонажа «Книги 1001 ночи».
25. Ибн Талут
(ал-Хасан б. Мухаммад б. Талут; ум. 863) —
приближенный Мухаммада б. 'Абдаллаха б. Тахира, по
некоторым данным, его вазир. См. о нем: Пелла. VI.
Р. 275.
26. Мани-Безумец (Мани
ал-Мувасвис, Абу-л-Хасан Мухаммад б. ал-Касим) —
поэт, по происхождению египтянин или басриец;
славился странностью поведения, за что и получил
такое прозвище. См. о нем: Пелла. VII. Р. 660
27. Ритл — около 406,25
г. См.: Хинц В. С. 37.
28. Салих б. 'Абд
ал-Куддус (ум. 783/4) — поэт, был маула племени
ал-азд; пал жертвой убийства. См. о нем подробнее: Ибн
Халликан. № 167.
29. Абу Ахмад — т. е.
ал-Муваффак, Талха б. Джа'фар (845—891). Пелла. VII.
Р. 445.
30. Исма'ил б.
ал-Кабиха — см. о нем: Пелла. VI. Р. 153.
31. Зурафа — один из
хаджибов ал-Мутаваккила. См.: Пелла. VI. Р. 353.
32. Йусуф б. Исма'ил
ал-'Алави — см. о нем: ат-Табари. III. 1586.
33. Мухаммад б. Йусуф
ал-'Алави (ум. ок. 866) — см. о нем: Пелла. VII. Р.
666—667.
34. Абу-с-Садж
ал-Ашруси — полководец и государственный
деятель, основатель династии Саджидов. См. о нем
подробнее: Gibb H. A. R. Abu-s-Sadj // EIsup class=supt>2. Vol. I. P. 145.
35. Сулайман б.
'Абдаллах б. Тахир — см.: Ибн Халликан. IV. Р. 58.
36. 'Иса б. аш-Шайх
аш-Шайбани — полководец и администратор на
службе Аббасидов. См. о нем: Пелла. VII. Р. 538.
37. Сафван ал-'Укайли
— видимо, военачальник; поднял восстание в Дийар
Мудар, умер в заключении в Самарре. см. о нем: Пелла.
VI. Р. 428.
38. Мусавир аш-Шари —
хариджит, появившийся при ал-Му'таззе и
ал-Мухтади. См. о нем: Пелла. VI. Р. 679.
39. Джиср Самарра —
некое место в Самарре; см: Пелла. VI. Р. 243.
40. Мухаммад б.
ал-Васик, прозванный ал-Мухтади
(«Руководствующийся [Аллахом]») — аббасидский
халиф (869—870). См. о нем подробнее: Zettersteen К. V. Al-Muhtadi
// ЕIsup class=supt>1. Bd. III. S, 758.
41. Шибр — пядь, около
20 см.
42. 'Али б. Зайд — см. о
нем: Пелла. VII. Р. 514.
43. 'Иса б. Джа'фар
ал-'Алави см.: Пелла. Р. 537.
44. Исма'ил б. Йусуф б.
Ибрахим б. 'Абдаллах б. Муса б. 'Абдаллах б.
ал-Хасан б. ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб — алид,
поднявший восстание в Мекке в 865 г.; умер в 866 г. от
эпидемии со многими своими сторонниками. См.: Пелла.
VI. Р. 154.
45. Мухаммад б. Йусуф
б. Ибрахим б. 'Абдаллах б. Муса 6. 'Абдаллах б.
ал-Хасан б. ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб (ум. ок. 866)
— алид, захвативший ал-Йамаму и ал-Бахрайн. См. о
нем: Пелла. VII. Р. 666—667.
46. [Ал-]Бахрайн —
страна, находящаяся на побережье Персидского
залива; см. об ее истории в арабо-мусульманскую
эпоху: Reutz G. and Mulligan W. E. Al-Bahrayn // EIsup class=supt>2. Vol.
I. P. 940-944.
47. Муса б. 'Абдаллах
б. Муса б. ал-Хасан б. ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб —
алид; знаток и передатчик хадисов. См. о нем
подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. XIII. С. 39-40.
48. 'Абдаллах б.
Мухаммад б. 'Али б. 'Али б. Абу Талиб, Абу Хашим —
сын Мухаммада б. ал-Ханафиа, руководитель
шиитской секты кайсанитов; согласно
проаббасидскому арабо-мусульманскому
историческому преданию, перед смертью сделал
завещание в пользу Аббасидов. см. об этом: Moscati S. Abu
Hashim // EIsup class=supt>2. Vol.1. P. 124-125.
49. 'Али б. Мухаммад б.
Ахмад 6. 'Иса б. Зайд б. 'Али б. ал-Хусайн б. 'Али б.
Абу Талиб — алид, находившийся в 862—866 гг. в
темнице ал-Муста'ина вместе со своим отцом;
руководитель зинджей объявил, что является этим
лицом. См.: Пелла. VII. Р. 518.
50. Джа'фар б. Исма'ил
б. Муса б. Джа'фар — сообщение об убийстве этого
алида имеется только у ал-Мас'уди. См.: Пелла. VI.
Р. 244.
51. [Ибрахим] Ибн
ал-Аглаб (ум. 812) — основатель полунезависимой
династии Аглабидов в Северной Африке. См. о нем
подробнее: Basset R. Ibrahim Ib. al-Aghlab. ЕIsup class=supt>1. Bd. II. S.
462.
52. Ал-Хасан б. Йусуф
б. Ибрахим б. Муса б. 'Абдаллах б. ал-Хасан б.
ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб (ум. 865) — алид, который
участвовал в восстании, произошедшем в Мекке в
правление ал-Му'тазза, вместе со своим братом
Исма'илом; убит шальной стрелой, см. о нем: Пелла.
VII. Р. 277.
53. 'Али б. Исма'ил б.
Муса б. Джа'фар б. Мухаммад — см.: Пелла. VII. Р.
519.
54. Идрис б. Муса [б.
'Абдаллах б. Муса б. 'Абдаллах б. ал-Хасан
ал-Мусанна б. ал-Хасан б. 'Али б. Абу Талиб] — см.: Пелла.
VI. Р. 134.
55. Зубала — деревня,
находящаяся на пути между Куфой и Меккой. См.: Пелла.
VI. Р. 351.
56. Ал-билалиййа и
ас-са'диййа — две семейно-родственные группы,
проживавшие в Басре и враждовавшие друг с другом;
происхождение первой неизвестно; вторая же —
часть племени са'д б. зайд 6. манат, входившего в
тамимитскую группу племен. См. об этом: Пелла. VI.
Р. 204, 376—377.
57. Повелитель
зинджей — 'Али б. Мухаммад аз-Зинджи (ум. 883),
предводитель восстания зинджей. См. о нем
подробнее: Lewis В. 'Ali b. Muhammad al-Zindji // El2. Vol. I. P.
388-389.
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М. Наталис. 2002 |