|
МАРИАН СКОТХРОНИКАCHRONICON 59. Католики и еретики в эпоху борьбы Гейнриха IV с Гильдебрандом. 1070—73 г. (в 1086 г.). Гильдебранд, он же и Григорий папа, сидел на престоле 12 лет. Он, на основании учения ап. Петра, св. Климента и канонов отцов церкви, именем Бога, Петра и Павла и своим собственным по определению большинства епископов, не обращая внимания ни на что, запретил пресвитерам, диаконам и всему духовенству иметь жен и вообще жить вместе с женщинами, исключая тех, которых допускает правило, или собор Никейский. Далее, он постановил также, что до приговору св. Петра осуждается с Симоном не только покупающий но и продающий какую бы то ни было церковную должность, епископскую, пресвитерскую, диаконскую, или другую, относящуюся к управлению или к церковному сбору; осуждается также и всякий участник этого преступления. Ибо Господь сказал: «Даром получили, даром и дайте». От имени этого собора были посланы к Гейнриху (IV), королю Римскому, в качестве папских легатов, два епископа вместе с императрицею, матерью короля, и на вселенском соборе в присутствии Гейнриха, по общему приговору всех епископов, объявили браки клериков и особенно пресвитеров расторгнутыми, и не хотели даже вместе с королем провести праздник пасхи, в городе Бамберге, вкушать пищу и иметь общение с Германном, епископом того города, который купил себе свое звание. Многие клерики охотнее желали быть отлученными папой, нежели разойтись с женами, но папа, чтобы косвенно наказать их, в том же году соборным посланием предписал, чтобы ни один христианин не смел слушать обедню, отправляемую женатым пресвитером. В тоже время, но не в том же году, произошел в Германии весьма важный и жестокий раздор между королем Гейнрихом и князьями Саксонии. Причина того, как [847] говорят, была следующая: Король Гейнрих хотел подчинить рабству всех саксонцев; но исполнить это было не так легко, как то ему казалось, почему он на основании данного ему совета, решился сначала отнять власть и лишить достоинства одних князей, а потом подчинить и остальные сословия провинции своей власти. Для более удобного приведения в исполиение своего замысла, он построил укрепление внутри самой земли саксонцев на горе, которая называется Гартисберг, откуда получила свое наименование и самая крепость (Гарцберг). Окончив это и устроив по своей воле все государственный, дела, он направил все свои усилия к достижению давно уже им задуманной цели: а именно, отнял Баварское герцогство у Оттона, потому что он был родом саксонец, и немедленно вручил его Вельфу, к большему оскорблению саксонцев. После того, стоя однажды на возвышенном месте, своей крепости, и обозревая со всех сторон красивую и упроченную за ним местность, Гейнрих, говорят, сказал: «Саксония превосходная страна, но что это за презренные рабы»! так именно назвал он ее жителей. Услышав то, упомянутый герцог Оттон в высшей степени оскорбленный выражением короля, и, переговорив с саксонскими князьями, возмутил всю страну, и справедливо. Гейнрих не страшился осквернить грешниками, то есть, еретиками, единственную и возлюбленную невесту Господа, которую Он искупил ценою драгоценной свой крови, производя, по обычаю Симона, неправедные и противные католической вере торг церковными должностями, некупленными дарами св. Духа. Видя и слыша такие и подобные им ужасные и неслыханные преступления короля Гейнриха, истинные католики, стоявшие в то время во главе церкви, воодушевились ревностию пророка Илии о Господе и доме Израиля, отправили в Рим к первосвятителю апостольского престола Александру (II) вестников донести, как об этом, так и о весьма многом другом, что совершалось и писалось в Германии, под покровительством Гейнриха, неистовыми симоническими еретиками, и с соболезнованием и скорбью жаловались, как письменно, так и словесно. Горя тою же ревностию по Боге, они собрались и взяли крепость Гарцбург, расхитив все, что находилось там. Говорят даже, что в один день они выкинули из укрепления больше тридцати женщин, которые все были поруганы и одежды их были разорваны до нижней части тела, чем саксонцы (Нигде, как в этом месте, автор, сам не сознавая того, не высказал так ясно, что восстание Саксонии было делом одной светской и духовной аристократии страны; на этот раз под саксонцами он разумеет низший класс населения страны, между тем как выше это же самое выражение он употреблял для аристократии. Ср. примечание на стр. 816) были очень обижены: рассвирепев духом, они до основания разрушили крепость и все ее пристройки, вместе с монастырем, из которого [848] духовенство разбежалось, и вырыв из гроба кости королевского сына разбросали их по распутиям. Между тем вместо апостольского мужа Александра, к которому посылали вестников, на апостольский престол, вступил Григорий VII, Гильдебранд, по званию монах. Он, выслушав справедливые жалобы и вопли католиков против Гейнриха и великих его злодеяний, воспламенился божескою ревностию и объявил поименованного короля лишенным всякого общения, особенно за симонию. Этот поступок был приятен католикам, но симонистам и клевретам короля чрезвычайно не нравился; они говорили, никогда не слыхано, чтобы когда-нибудь короля лишали церковного общения. Таким образом, произошел величайший раздор в церкви божией, потому что католики весьма усердно содействовали папе, а еретики, то-есть, Гейнрих и его сообщники, совершенно отказали в повиновении его предписаниям. В числе первых находился князь и хранитель печати, возлюбленный Богом и людьми блаженный Ганно (или Анно), епископ Кельнский (да будет благословенна память его), с уважаемыми правителями церквей Сигфридом Майнцским, Вецелином Магдебургским (или Вернером), Рукерием Гальберштадским и другими епископами и аббатами, монахами и клериками, а также князьями всей Саксонии, великим герцогом Оттоном, маркграфом Удо, графом Лудовиком и и другими бесчисленными высшими и низшими вассалами (Nobiles, quam infimi militares viri; в этих терминах автор определяет классификацию феодального сословия того времени, и эти-то две его части и составляли то, что средневековые писатели обыкновенно называют populus, т. е. народ.). Услышав о их клятве в верности и ревности к правде, и видя, что не только против них, но против его самого восстает безумие Гейнриха в приверженцев его, достопочтенный папа Григорий, чтобы саксонцы не ослабли в несчастиях, который они терпели от несправедливого более сильного врага, напротив сделались тверже в доблестном постоянстве, поразил смелость, хвастливость и гордость еретиков, направленную на оскорбление и посмеяние святого апостольского престола, вместе с самым главой и защитником их; связав короля узами анафемы, он внушил католикам своими посланиями твердую решимость сопротивляться нечестивым еретикам. Монах Мариан Скот. Chronicon аb. О. С. — 1088. Монах Мариан Скот (Marianas Scotus, monachus, ум. в 1086) был родом ирландец и переселился в Германию, в эпоху борьбы Григория VII с Гейнрихом IV; он был известен своими астрономическими и математическими трудами, которые доставили ему возможность исправить запутанную хронологию прежних времен в своей «Хронике [849] от сотворения мира», которую он довел до 1082 года; но кроме своего хронологического значения, этот труд может служить источником только для последних лет, когда автор писал о современных ему событиях, начиная с 70х годов XI века. Как видно из приведенного отрывка, Мариан был совершенно на стороне папы, но по наивности средневековых летописцев высказал многое, что служит к оправданию врага папы Гейнриха IV, a именно, он весьма точно указал на состав лагеря неприязненного королю. — Издания: Pertz Моnum. Germ, V, 481 — 562,— Kpитикa: Stenzel, Ueber Marianus Scotus, помещ., у Pertz, Archiv, V, стр, 766. (пер. М. М. Стасюлевича) |
|