|
ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕРОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВBESCHREIBUNG SIBIRISCHER VOELKER [ГЛАВА 9] |л. 83| ОБ ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ У НАРОДОВ Выше было сказано, что в соответствии с императорскими указами каждому народу дозволено решать между собою дела, не подлежащие уголовному суду а, и для этой цели назначены князцы и другие начальники. Но поскольку у них нет никаких писаных законов, то остается лишь считаться с установившимися обычаями народов, согласно которым они и выносят приговоры. Сюда относится то, что в 1689 году было согласовано посланником Федором Алексеевичем Головиным 1 в письменном договоре с монгольскими семью тайшами 2 относительно наказания за воровство и оскорбление чести (бесчестие). Этим тайшам было дозволено самим отправлять правосудие между собою в соответствии с их законами и обычаями. При краже, совершенной как монголом у русского, так и русским у монгола, в виде наказания назначено возмещение украденного в четырехкратном размере. За убийство установлена смертная казнь. В случае задержки в уплате ясака виновный должен в следующем /л. 83 об./ году уплатить его в трехкратном размере. Если отправленный с русской стороны в Монголию посыльный должен был миновать жилища семи тайшей и кто-либо из их среды оскорблял или обесчещивал его словесно, то обидчик должен был уплатить обиженному 5 верблюдов, 10 лошадей, 10 быков и 20 баранов. Если бы оскорбление относилось к переводчику, то он должен был получить от противной стороны 2 верблюдов, 5 лошадей, 5 быков и 10 б баранов. Казаку в таком случае-3 лошадей, 3 быков и 5 в баранов. За оскорбление побоями надлежало уплатить и получить в двукратном размере. I: Наказание за воровство у брацких: украденное возвращается в пятикратном размере, а сверх того вора еще бьют батогами, или палками-именно так судят шуленги 3 и зайсаны 4. Точно так же следует понимать и договор Федора Алексеевича Головина 5, а именно, вернуть, к примеру, украденную лошадь и отдать в наказание еще 4 лошади. Это наказание за воровство называется по-монгольски и по-брацки Jaela 6 или г Ansu 7. [164] Убийство и нанесение смертельного удара прежде требовало д уплаты убийцей в качестве возмещения родственникам убитого большого количества скота, а именно, 300 голов лошадей, коров и овец. Сверх того иногда еще предоставлялись девушка, верблюд и панцирь. Первое, возмещение скотом, называется по-брацки и по-монгольски Ansu е, 8, как и возмещение за кражу, второе, девушкой и т. д., называется Wirki 9. Русские назвали и то, и другое головщиной 10. Но уже в течение многих лет пытались ввести русский закон за убийство, так как решать уголовные дела запрещено брацким и другим народам императорским указом. :I ж I: Витсен на стр. 252 11 говорит относительно з убийства у монголов, что оно карается уплатой штрафа скотом в том количестве, в каком определит верховный судья, в пользу и родственников убитого, а если у него нет такого количества скота для уплаты, то он отдается в вечное рабство к родственникам, которые могут продать его кому хотят. Все правовые вопросы решаются у всех народов между собою безотлагательно. У них не существует тюрем. Самоедские князцы не хотят брать на себя отправление правосудия в своих родах, а говорят, что не понимают в этом и что русское право-самое лучшее. Казаки должны продолжать судить так, как это имело место и прежде. Поэтому в Мангазейском уезде князцы не назначаются судьями. : I л У якутов существуют следующие обычаи. Если кто-либо совершил кражу и изобличен в этом, то он отдает украденное обратно в двукратном (у некоторых-в пятикратном) размере. Если кто-либо сильно выругал другого или обвинил его, например, в воровстве, не доказав этого, то он платит за бесчестие столько, сколько обиженный /л. 84/ платит ясака-или натурой, или ее эквивалентом в деньгах или скоте. Если кто-либо побил безвинного почтенного человека, то он уплачивает ясак в двукратном или трехкратном размере-в соответствии с тем, как приговорят князцы. За рану в голову у них принято платить 10 голов скота. В это число входят лошади и рогатый скот, старый и молодой, жеребцы и кобылы, быки и коровы-в соответствии с тем, как договорятся обе стороны. Но общее число должно составить 10 голов. Если кого-либо застигли с замужней женщиной, то он платит мужу 5 голов скота. Если кто-либо спал с девушкой, то он платит отцу или впоследствии мужчине, за которого выйдет замуж эта девушка, и который обнаружит при первом брачном сожительстве, что она не невинна, 10 голов скота. [165] За убийство убийца платит родственникам убитого, чтобы они не преследовали его городским м судом, иногда 100, иногда 200 голов скота: об этой сумме они договариваются между собой, в зависимости от того, насколько знатным был убитый, или на какие условия согласятся родственники. /л. 84 об./ Кроме того, обычно еще добавляются холоп и одна или две девушки-холопки. Если виновный не может уплатить такого количества скота из собственного имущества, то он набирает его, выпрашивая у остальных якутов из своего рода или также и у чужих. И якуты, хотя у них, в общем-то, мало хороших качеств, в этом настолько сострадательны, что охотно вносят свою долю тому, кто находится в такой нужде. Вся волость или весь улус складываются, чтобы внести за убийцу требуемое количество скота. I: У брацких, если один побил другого, то, в свою очередь, его самого стегают кнутом перед шуленгами, а если избитый от побоев заболел, то тот, кто нанес побои, должен снабжать его во время болезни съестными припасами, а в рабочее время работать за него в качестве холопа. Наказание за прелюбодеяние с замужней женщиной они определяют такое: прелюбодей должен отдать в удовлетворение н оскорбленному мужу оседланную лошадь, забить трех-или четырехгодовалую рогатую скотину, которая в свежем виде разделяется между всем улусом, после чего они в наказание бьют его палками. Головщина употребительна еще у брацких в том отношении, что убийца или его родственники уплачивают ее родственникам убитого с тем, чтобы они этим удовлетворились и не привлекали убийцу к городскому суду. Wirki 12 уплачивается только за убийство знатного зайсана или шуленги. Уплачивают и менее 300 голов скота-в соответствии с тем, как договорятся. А если у убийцы недостает имущества, чтобы уплатить головщину, то для этого собирается складчина со всего рода. :I о I: У остяков нет ни головщины, ни бесчестия. Правосудия между собой у них также не существует. У них все равны между собой и хотя над ними и поставлены князцы, но это сделано главным образом для сбора ясака. По их словам, у них не бывает случаев, чтобы кто-либо убил другого. Они никогда не ходят друг на друга с острым оружием, если же дерутся, то кулаками или палками. Енисейские и кетские остяки-таким же образом. Татары в Красноярском уезде п ничего не знают о собственном правосудии, ибо они издавна были подчинены русскому суду. Их прикащик на Июсе 13 также не имеет права улаживать даже вопрос о краже, если он не хочет впасть в немилость воеводам. :I р У лесных тунгусов нет между собой иного суда или права, кроме определяемого луком и стрелой. Если оскорбление очевидно, то дело сразу переходит к драке, и кто берет в ней верх, тот и прав. У них один вызывает [166] другого как на дуэль. Если же дело не так ясно, например, в вопросе о распутстве или прелюбодеянии, где налицо существует одно только предположение, то обвиняемый может и оправдаться посредством принесения клятвы. Причина этого, видимо, в том, что у них нет князцов и все они равны; нерчинские же тунгусы /л. 85/ и в отношении правосудия приняли обычаи монголов. Самоеды в Туруханском уезде платят друг другу за убийство, как и другие народы, головщину. Но при этом здесь нет ничего твердо установленного, а убийца торгуется и договаривается с родственниками убитого с, как умеет. За знатного князца или за одного из ближайших его родственников в случае убийства головщина уплачивается примерно в таком виде: 2030 оленей, девушка, которая должна быть дочерью или близкой родственницей убийцы, или рабыней, затем различная одежда- парки 14, Sokuiи, луки, стрелы, нюки 15 (оленьи шкуры, которыми они покрывают свои юрты), откасы 16 (охотничьи ножи), ветки (маленькие лодки), топоры, ножи и другая домашняя утварь. Это все по тамошним ценам составляет, в общем, примерно 100 рублей. За простого человека-8-10 оленей и девушку. I: У самоедов украденное возмещается лишь в одинарном размере. В случае блуда отцу или мужу выплачивается бесчестие, а именно, хороший олень и, кроме того, для девушки головное украшение из желтой меди т, которое называется Pjaeda 17, и несколько колец. Головщину самоеды называют Awajodschi. Бесчестие за замужнюю женщину называется Ne-miroro 18 (то есть женское добро), за девушку- Chati-miroro 19 (то есть девичье добро). За драку виновный платит обиженному 10 песцов или одындр 20. Головщина вносится всем родом. Головщина у по-юракски Aewuemaridi. :I ф /л. 85 об./ У татар нет платы за бесчестие при блуде. Они наказывают только женщин, кроме случаев насилия-тогда мужчина приговаривается к уплате одной или двух лошадей оскорбленному мужу. При сожительстве с девушкой дело улаживается тем, что пару женят. При похищении девушек, которые случаются часто, дело улаживается с тем же условием. Однако при этом затем непременно должен быть уплачен обыкновенный калым х. // Комментарии1. Головин Федор Алексеевич-окольничий, боярин, граф, тобольский и нерчинский воевода, дипломат, русский посол в Китае, один из виднейших деятелей внешней политики России при Петре I. 2. О переговорах Ф.А. Головина с монгольскими тайшами и договоре с ним см.: Шастина 1958. С. 154-156; «Поскольку этих принятых в русское подданство монгольских князей тогда было семь, то они в то время обычно именовались обобщенно семью тайшами. Они жили по реке Селенге немного выше устья реки Орхон. А имена их в различных известиях пишутся по-разному. В одном известии они называются: Irki Kontaria, Irdini Batur, Sserelsjab Bintuchai, Elden Achai, Dsjab Erdeni Zoktum, Gontschi Tschinsab, Mergen Achai. В другом сообщении: Irki Kontaria, Erdeni Batur, Sseren Sabbai Tuchai, Tschin Irden, Dorschi Irki Achai, Jelden Achai; а в другом месте того же сообщения: Irdeni Kontaria, Irkikontaria, Erdeni Batur, Serensab Bantuchai, Tschin Irdeni, Dorschi Irki Achai, Elden Achai. При этом следует принять во внимание, что эти имена не согласуются между собой, в особенности это касается первого места во втором известии, где опущено одно имя. Это проистекает от того, что я не имел счастья отыскать оригинал этого примечательного документа, но обнаружил в архиве Иркутска лишь старый список...» (Г.Ф. Миллер: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 19. Л. 102-102 об.); копия договора, озаглавленная в описи как «197 [1689] году генваря 15 дня договорныя мирныя статьи, которыя поставлены с мунгальскими тайшами» (См.: Актовые источники 1993-1995. Т. 2. С. 170) хранится в ПФА РАН (Ф. 21. Оп. 4. Д. 28. Л. 88 об.-90 об.); документ скопирован по поручению Г.Ф. Миллера в архиве Иркутска и опубликован по вторичной копии, хранящейся в РГАДА, в кн.: Слесарчук 2000. С. 186-190; См. также Глоссарий: тайша. 3. См. Глоссарий: шуленга. 4. См. Глоссарий: зайсан. 5. См. прим. 1, 2. 6. Монг. «ял»- наказание, судебный приговор (Лувсандэндэв 1957. С. 691); монг. «ял»-наказание (БАМРС 2001-2002. С. 4. С. 459); бурят. «яла»-наказание (Черемисов 1973. С. 797). 7. Монг. «анз»-1) пеня, денежный штраф; 2) взыскание, наказание (Лувсандэндэв 1957. С. 39; БАМРС 2001-2002. Т. 1. С. 113). 8. См. прим. 8. 9. Ср. монг. «ваа»- штраф, денежный штраф (БАМРС 2001-2002. Т. 1. С. 320). 10. См. Глоссарий: головщина. 11. «Wanneer iemand onder hun een doodslag begaet, werd zulks met Vee geboet, ten behoeve van de verwanten der verslagene, volgens uitspraek van hun Opperhooft of Vorst, en zoo de misdadiger niet en heeft om de misdaed af te koopen, werd hy aen de beledigde Vrienden over gegeven, of om hem te verkoopen, of wel te dooden, en om te springen naer welgevallen». (Witsen 1705. S. 252). 12. См. прим. 10. 13. На современных картах указываются две реки Июс-Белый Июс и Черный Июс, которые при слиянии образуют р. Чулым, крупный правый приток р. Оби. Во времена Г. Ф. Миллера Июсом назывался значительный участок современного Чулыма-от слияния Белого и Черного Июсов и до впадения в Чулым р. Урюп. Этот факт неоднократно отмечен Миллером в его «Описании Томского уезда...» 1734 г. и путевом описании 1740 г. (РГАДА, ф. 199, портф. 526, ч. 2 д. 6, л. 1 об., 6; портф. 517, ч. 2, д. 4, л. 5 об., 7 об., 8). 14. См. Глоссарий: парка. 15. См. Глоссарий: нюк. 16. См. Глоссарий: откас. 17. Ср. самоед. (енис.) «faede», «paede»-щека; «fea», «feija», «peija»-лоб (Schiefner 1855. S. 93, 94). 18. Ср. самоед. «nea»-женщина (Schiefner 1855. С. 223); самоед. «mir», «mer», «mire», «mar»-цена (Там же. S. 260); ненец. «не’-мир»-плата за женщину, калым (НЗС 2005. С. 453). 19. Самоед. «kati»- девушка (Schiefner 1855. S. 250); см. также прим. 19. 20. См. Глоссарий: одындра. Разночтенияа. Далее зачеркнуто и праву. б. Цифра 10 в ркп исправлена из [нрзб]. в. Цифра 5 в ркп исправлена из [нрзб]. г. или написано поверх зачеркнутого союза и. д. прежде требовало в ркп исправлено из требует. е. Ansu в ркп исправлено из [нрзб]. ж. От Наказание за воровство у брацких до императорским указом написано на правом поле и левой стороне нижнего поля л. 83. з. Далее зачеркнуто нарушения супружеской верности и. и. Далее зачеркнуто обиженного или. к. Далее зачеркнуто обиженному или его. л. От Витсен на стр. 252 до судьями написано на правом поле л. 83 об. м. городским написано над строкой. н. в удовлетворение в ркп исправлено из в качестве отплаты. о. От У брацких, если один побил до со всего рода написано на правом поле л. 84. п. в Красноярском уезде написано над строкой. р. От У остяков нет до в немилость воеводам написано на правом поле л. 84 об. с. убитого написано над строкой. т. из желтой меди написано над строкой. у. Далее зачеркнуто по-остяцки. ф. От У самоедов украденное до Awuemaridi написано на правом поле л. 85. х. В ркп написано Kulum. |
|