|
ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕРОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВBESCHREIBUNG SIBIRISCHER VOELKER [ГЛАВА 24] |л. 161| О РЕМЕСЛАХ, ИСКУССТВАХ И ПРОЧИХ РАБОТАХ У НАРОДОВ Выделка кожи производится у якутов различным образом, в зависимости от употребления, для которого она предназначена. Кожа для сосудов, в которые наливаются жидкости, такие как кумыс, молоко, сливки, приготовляются следующим образом. Они берут спинную часть от коровьей шкуры шириной примерно в 1 или 1½ аршина, очищают ее от шерсти и мездры, которую они называют Bachterma 1. Затем они туго натягивают кожу перед камином в своих зимних юртах и обмазывают их попеременно кровью и конским жиром, по мере того, как то и другое впитывается в кожу, и сушится перед огнем. Это они продолжают 8-10 дней подряд, затем еще вешают кожу и держат ее в дыму, как ту кожу, которую они употребляют на сапоги, и тогда она готова. Они говорят, /л. 161 об./ что бычья кожа не принимает кровь так хорошо, как коровья. Когда приготовленную таким образом кожу разрезают, то внутри она блестящая от крови, которая в нее впиталась. Она очень крепкая и не пропускает влаги. Русские жители Якутска, которые изготовляют себе такие же сосуды, берут вместо конского жира жир рогатого скота, который будто бы почти так же хорош. Когда якут или тамошний русский путешествует по суше, то он всегда возит с собой на лошади у седла маленький Simir 2 из приготовленной таким образом кожи, в котором находится молоко или кумыс, или сливки, или якутское масло. Кожа для якутских сапог, которые они называют Sari 3, изготовляется следующим образом. Они берут заднюю часть конской шкуры в четверть аршина над хвостом, вместе с шкурой с задних ног, осторожно расщепляют ее надвое тонким ножом, но так, что та половина, на которой находится шерсть, берется тоньше, чем вторая. Она ни для чего не пригодна и выбрасывается. /л. 162/ Другая половина вывешивается весной на воздух, чтобы она хорошо высохла. Затем они толкут в порошок уголья, смешивают их со сливками и намазывают этим кожу с внешней стороны, которая более гладкая, чем внутренняя; сапоги носятся этой стороной наружу. Внутренняя сторона намазывается только сливками. От этого кожа становится мягкой и окрашивается в черный цвет. А для того, чтобы она стала еще мягче, они берут конский череп с зубами и открытым ртом, куда засовывают кожу и протаскивают ее [284] туда-сюда зазубренной деревяшкой довольно долгое время, после чего подвешивают кожу под действие дыма и коптят ее 8 дней. После этого кожа готова. Копчение придает коже такую крепость, что она совершенно не пропускает воды и считается, что приготовленная таким образом и прокопченная кожа в носке необычайно прочна и лучше юфти 4 или другой кожи, приготовленной по европейскому способу. Для копчения они выкапывают в земле яму глубиной в половину человеческого роста и около сажени в диаметре. Ее заполняют гнилыми дровами и навозом, потом на уровне земли делают плоскую покрышку, которую /л. 162 об./ замазывают свежим коровьим навозом, однако так, что в покрышке с одной стороны остается отверстие, через которое зажигают дрова и навоз, и через которое может выходить дым. Затем над этим строится круглая, заостренная вверху хижина высотой в человеческий рост или несколько ниже, которая состоит, как и якутские юрты, из досок или жердей, и поверх обмазана глиной, смешанной с коровьим навозом. В этой хижине подвешивается кожа, которую хотят прокоптить, и хижина, в которой имеется маленькая дверца, плотно закрывается после того, как разожжен огонь. Плоская покрышка в середине, между кожей и огнем, служит для того, чтобы не допускать к коже слишком сильного жара от огня. I: Татары в Красноярском уезде выделывают кожу для сосудов, в которых они делают кумыс и масло, следующим способом. Они берут сырую бычью шкуру, соскабливают с нее шерсть, с наступлением зимы ее замораживают и разрезают мороженую, как она есть, для сосудов. Дают ей оттаять и затем шьют из нее сосуды, после чего вешают их под действие дыма вверху юрты и оставляют там висеть всю зиму. Если они от этого еще недостаточно прокоптились, то они следующей весной строят еще маленькую дымовую хижину по образцу якутов над ямой, где для получения дыма раскладывается огонь и сосуды висят в дыму, пока не будут готовы. :I а Плавка железа производится в Кузнецком уезде татарами в низовьях реки Кондомы, впадающей в Томь. При постройке города Кузнецка такие татарские кузнецы жили и на реке Томи, там, где был заложен город, и он получил поэтому название Кузнецк. В Якутском уезде /л. 163/ непосредственно выше и ниже города Якутска и на реке Вилюе якуты также плавят много железа. О плавке железа у татар см. наблюдения господина доктора Гмелина в hist[oriam] nat[uralem] 5. I: До прихода русских тунгусы, остяки и так далее также, возможно, плавили железо, но теперь они предпочитают покупать готовое железо у русских и куют из него свои стрелы. Топоров, ножей и так далее лесные народы ковать не умеют. :I б I: Остяки покупают железо у русских, и сами куют свои стрелы. Однако никакой другой кузнечной работы они не знают, и не каждый умеет ковать. [285] Среди самоедов также есть кузнецы, которые куют стрелы и рогатины. Татары в Красноярском в [уезде] не знают совершенно никакой кузнечной работы. Красноярские лесные народы, в особенности камасинцы, сами изготовляют себе стрелы, ножи и так далее и латают котлы. :I г Печи у якутов большего размера, чем те, которые употребляют татары, гораздо больше и их крицы 6. Однако их воздушные мехи хуже татарских и состоят только из двух кожаных мешков, которые имеют посередине утолщения, а вверху и внизу две узкие горловины, нижние концы которых прикреплены к железным трубкам, направленным к огню. Верхние же отверстия, или устья, служат для впускания воздуха. С этой целью к ним пристроены по две круглые деревяшки, которые кузнец, поднимая мешки, разводит врозь с помощью большого и других пальцев, и тогда в них входит воздух. Затем он сжимает их вместе, когда сдавливает мехи, или мешки, и тогда воздух выходит через нижние отверстия и таким образом он попеременно то поднимает, то опускает оба меха то правой, то левой рукой, /л. 163 об./ и плавит железо. Те же якуты, которые плавят железо, умеют также выковывать из него всяческие предметы, такие как ножи, топоры, стрелы, огнива и все, что еще им требуется из железной домашней утвари и охотничьих принадлежностей. Есть также и якутские кузнецы, которые сами не плавят железо, а покупают готовое. Их изделия изготовляются в таком большом изобилии, что они могут снабжать ими и далеко живущие народы, такие как юкагиры, ламуты, коряки, чукчи и камчадалы. На Вилюе в районе Средне-Вилюйского зимовья якуты обивают сундуки и ящики полосами из железа, покрытого оловом, причем работа почти не уступает русской. /л. 164/ Брацкие по эту сторону озера Байкала также хорошие кузнецы и среди них есть многие, кто кормится кузнечной работой. Кроме изготовления различных предметов, необходимых для обычного домашнего употребления, они еще умеют покрывать железо серебром или делать на нем серебряные накладки. Для этой цели они расплющивают серебро молотком в совсем тонкие листочки или вытягивают из него проволоку, затем при помощи долота делают на железе или железной пластинке насечки, делая его шершавым, затем накладывают на них серебряные листочки или серебряную проволоку и вколачивают молотком. Пластинки покрывают всю поверхность, проволока же образует только определенные фигуры в соответствии с тем, как она наложена на пластинку. Такими посеребренными пластинками у брацких украшены седла, уздечки д, пояса, луки и колчаны е. I: Далее об этих работах см. наблюдения господина доктора Гмелина в Hist[oriam] nat[uralem]. 7 :I ж [286] В Итанцинском остроге /л. 164 об./ на реке Селенге есть и русские, которые также выполняют подобные работы. Покупают эти вещи преимущественно нерчинские тунгусы, среди которых очень редко можно увидеть кого-либо, кто не украшал бы ими все свое снаряжение. Выделка кож, как на замшу, так и для шуб, также представляет обычную работу у всех языческих народов Сибири. Замша выделывается или из оленьих, или из лосиных шкур. Первые называется по-русски ровдуги, вторые- половинки. Происхождение второго названия объясняется тем, что лосиная шкура всегда разрезается повдоль на две равные части и таким образом выделывается и идет в употребление. Лосиные шкуры вследствие их длинных з жестких и крепких волос никогда не идут на шубы, а только на замшу, I: разве что добудут молодых лосей, родившиеся предыдущей весной, шкуры которых еще годятся на шубы, так как шерсть на них короткая и мягкая. :I и Оленьи же шкуры от оленей, добытых зимой, на которых шерсть плотная и густая, всегда идут на шубы, и только шкуры оленей, которые уже начинают линять, употребляются на ровдуги. /л. 165/ I: Красноярские татары делают половинки с использованием мозгового жира, который они вываривают из мелко истолченных костей рогатого скота. Они намазывают сырые шкуры печенью овец или рогатого скота, которая предварительно немного проваривается и толчется в кашу с небольшим количеством воды. Шкуры затем квасятся вверху юрты над огнем очага. После этого они немного натираются мукой. Камасинцы берут вместо муки гнилушки и употребляют печень косули. Конская печень непригодна, так как кожа от нее становится черноватой. Шубы, которые носятся мехом внутрь, коптятся, чтобы они не коробились от влаги. :I к Якуты также выделывают коровьи шкуры и шкуры однолетних и двухлетних жеребят-частью на шубы, частью на опушки. Брацкие и татары-шкуры овец и косуль, как это явствует из главы об одежде народов. I: Шкуры косуль, убитых летом, выделываются на ровдуги, шкуры благородных оленей -на половинки. Остяки на Енисее делают ровдуги, а также постели оленьи 8 и одындры 9. Половинки они не умеют выделывать мягкими. :I л А уж выделка шкур происходит в зависимости от возможностей каждого народа и от тех вспомогательных средств и удобств, которыми они при своей бедности к тому располагают. Вообще же можно сказать, что выделанные этими народами шкуры никогда не бывают такими мягкими и эластичными как те, которые выделываются русскими. А так как они подвергают пушнину, которая попадается им на охоте, такую как лисицы, волки, рыси, соболи и так далее, по большей части немедленной выделке [287] сразу после того, как их добыли, то для нашего употребления хорошо бы м еще раз переработать эту пушнину. Я хочу описать принятый у тунгусов способ выделки шкур, по которому можно заключить и о способах, принятых у всех других народов. Чтобы выделать половинки или ровдуги, прежде всего /л. 165 об./ с сырой шкуры ножами соскабливается шерсть. Затем вокруг краев там и сям протыкаются отверстия, с помощью которых шкура растягивается на воздухе и таким образом высушивается. Высушенная шкура скоблится с двух сторон железкой, снабженной двумя ручками и напоминающей по форме инструмент, которым русские плотники пользуются вместо струга и который по-русски называется скобель 10. Это обыкновенно делается в течение одного дня. Затем шкура опять смачивается, внутренняя ее сторона намазывается мозгом оленя, вместо чего татары, брацкие и якуты берут сливки или свежее нетопленое масло, и вешается в холодные дни в юрте, а в теплые под открытым небом, и коптится несколько дней. Наконец, копченую шкуру, чтобы она стала гладкой и мягкой, трут с обеих сторон в течение примерно одного дня железкой, которая выглядит как пила, но толщиной с соломину и с совсем тупыми зубьями. /л. 166/ После этого кожа выделана. Якуты обрабатывают таким способом также бычьи и коровьи шкуры, из которых шьются мешки для перевозки провианта и других необходимых вещей из Якутска в Охотск. Эти мешки навьючиваются на лошадей и называются переметными сумами. Выделка шкур, предназначенных для шуб, производится таким же способом, но только все операции производятся лишь на внутренней голой стороне, а шерсть оставляется нетронутой. Более нежная пушнина, с которой мех или шерсть не срезаются, не растягивается, а ее только трут руками с помощью зубчатой железки. Окраска также является излюбленным искусством у некоторых народов. Тунгусы и якуты окрашивают свои половинки и ровдуги, которые хотят употребить на одежду, а также иногда н шубы, которые шьются мехом внутрь, в коричнево-красный цвет /л. 166 об./ с наружной стороны. Это делается посредством внешней части коры ольхового дерева (ольха), которую они, предварительно высушив, смачивают щелочью в котле или корыте о. Щелочь у якутов перед этим смешивается с небольшим количеством желчи от рогатого скота. I: Юкагиры, чукчи и коряки будто бы красят свои кожи таким же образом. :I п I: Брацкие также окрашивают ольхой половинки и ровдуги, которые идут на одежду. Самоеды смачивают ольху просто водой, тамошние русские- квасом, оставляют так на сутки и варят затем на медленном огне, после чего поступают с корой как обычно.:I р [288] Якуты приливают мало щелочи, чтобы кора промокла лишь сверху. Затем они берут влажную кору, трут ею лосиную или оленью кожу, которую хотят выкрасить, а затем кожа высушивается и считается готовой. Тунгусы же наливают постепенно на ольховую кору немного щелочи, помешивают ее время от времени, дают ей постоять и опять наливают щелочи. Это повторяется до тех пор, пока щелочь не вытянет из ольховой с коры всю краску-она выглядит тогда как жидкая красноватая кашица. Ею намазывается кожа и окрашивается. Чем крепче берется краска, тем темнее получается кожа. /л. 167/ Жидкий щелочной раствор т ольховой коры дает желто-красную окраску. I: Остяки на реке Кети делают настой из ольхи, березовой коры и коры курослепника 11. Им они красят осетровые и стерляжьи кожи, которые употребляют для одежды, чтобы они стали красными, а также не так легко намокали и не пропускали воду. Особо они красят кожу для сапог и шерков 12. :I у Выше (в главе о жилищах) я сказал о юртах юкагиров, что они иногда для красоты делаются из сшитых полос ровдуг, окрашенных в черный и красный цвета. Эта черная краска получается из черного мела, который встречается в тех местах и называется по-русски черный вап 13. Тунгусы также красят красным мелом (красный вап 14) те кожаные ремни, которые они пришивают там и сям на свои одежды в виде украшения. Красный камень растирается на ручном точильном камне, а в это время во рту держат рыбий клей и время от времени плюют на точильный камень слюной, которая стала липкой от клея. Растертый со слюной ф красный мел наносится затем на кожу, и когда она высохнет, ее еще натирают до блеска лиственничной смолой. I: Красный мел употребляется и у самоедов, чтобы делать полосы на коже и на одежде. На летней одежде полосы делаются вдоль краев. :I х Якуты, говорят, тоже употребляют красный мел, и называют его, как и черный, общим /л. 167 об./ именем Soso 15. Они будто бы иногда подделывают жиганских лисиц, которые бледнее остальных, окрашивая их в красный цвет вапом, но эта краска легко сходит и обман легко обнаруживается, так как лисица выцветает. Выкрашенные в красный цвет ц пряди конских волос, которые тунгусы, юкагиры и коряки носят в виде украшения на платьях, красятся одним корнем, который господин доктор Гмелин 16 определил как корень Molluginis Quadrifoliae 17. Тунгусы называют этот корень Uljaek 18, а русские на реке Лене, которые его также употребляют для окраски особого рода самодельного сукна, называют его марьянин корень 19. Корень высушивается и режется на мелкие куски, а затем конские волосы и корень кладутся вместе в [289] котел и кипятятся с водой до тех пор, пока волос не станет красным. Тогда его вынимают и высушивают. I: Самоеды не употребляют марьяны, вероятно, потому что не знают ее достоинств, ибо надо полагать, что она растет и здесь. Они красят желтые полосы на своих платьях и сапогах корнем щавеля, попеременно с вапом. Волосы из оленьей бородки, которыми они украшают свои платья, шапки и сапоги, лишь держатся в дыму и они становятся от этого желтыми. :I ч /л. 168/ Так как большинству народов дома и на охоте, главным образом для прикрепления лосиных или оленьих камасов 20 внизу к лыжам, необходим клей, то они умеют и сами его изготовлять. То, что пишет Шеффер 21 относительно клея у лапландцев, до известной степени совпадает с изготовлением клея у лесных тунгусов. Они берут кожу рыбы ленков 22 и тайменей 23 и вываривают из них клей. Финны, как и лапландцы, говорят, вываривают клей из рыбьей чешуи. Юкагиры варят клей из кожи, которая находится на лбу у оленей и которая у них не служит ни для чего более. Брацкие, якуты и татары пользуются обыкновенным рыбьим клеем, который вываривается из пузырей осетров и стерлядей. /л. 168 об./ I: У самоедов также есть рыбий клей, как и у остяков. Тавги, живущие в тундре, покупают рыбий клей у прочих самоедов. :I ш Вся работа портного и сапожника выполняется в каждой семье, это-занятие женского населения. Их шитье отличается от нашего тем, что они употребляют вместо ниток жилы животных, которые вытягивают со спины и ног. Эти жилы высушивают и бьют их до тех пор, пока они не станут мягкими как лен. Тогда их можно расщепить на как угодно тонкие волокна. I: Теперь многие употребляют обыкновенную русскую пряжу. Однако то, что сшито жилами, прочнее. Ибо жилы никогда не гниют. Они особенно хороши для сшивания мехов. Иглы каждый народ прежде делал сам. Теперь всюду в употреблении русские иголки. :I щ Тунгусы выделывают кожу рыб, таких как налим, таймень, ленок и делают из них сумки, которые носят на поясе и называют chaptua 24. Некоторые умеют очень искусно плести такие сумки, как и сита, из конского волоса. Кошма, по-брацки Tar ъ, 25, у брацких и монголов-это толстый ы ковер, который делается из пряденой коровьей ь /л. 169/ шерсти, и на котором они обычно сушат свой сыр, или Arza 26. Русские иногда употребляют эти кошмы на мешки для муки. Они необычайно прочны и так часты и плотны, что мука почти не может через них проникнуть. [290] Изготовление войлоков-обычное ремесло брацких, монголов и нерчинских тунгусов. Они, однако, делают их только из овечьей шерсти и не умеют наподобие русских использовать для этого шерсть рогатого скота. Береста, которую тунгусы, якуты э и т. д. используют для своих юрт и лодок, сначала размягчается путем варки, а затем сшивается вместе. Для этого они чаще всего употребляют шерстяные нитки, которые покупают у русских или прядут сами, если им удается достать овечью шерсть. I: Самоеды на Енисее делают веревки из ивовой коры (лыко ю), которой в тех местах пользуются для плетения рыболовных сетей, и возят их на продажу в Мангазею. Тавгийские самоеды на Пясиде и Хете делают сети для ловли рыбы из ремней, которые умеют вырезать очень тонкими из невыделанной, но предварительно отскобленной оленьей кожи (карлушина). Эти сети зимой устанавливают подо льдом, и они называются по-русски пущальницы. :I я // I: Остяки на Кети делают полотно из крапивы. У них для этого есть такой же станок, на котором делаются сита. Сети также плетутся из крапивы. Они выделывают половинки, ровдуги, рыбью кожу; последняя коптится наверху в юрте. Самоеды не плетут сетей из крапивы, русские также не делают этого. Все покупают пряжу, которая привозится на продажу из Енисейска, и изготовляют сети сами. 6 мотков IIа прядины за одного песца считается дешево. Иногда дают только 3 или 4 мотка. Якуты на Хатанге и тавги делают сети из сырых оленьих шкур, с которых соскоблена шерсть. Такие оленьи шкуры называются там карлушины. Шкуры смачиваются, сворачиваются и держатся в тепле, пока не отгниет шерсть. Затем они :I б I: еще отскабливают их заостренными костями, потом карлушины выносятся на холод и оставляют замерзнуть. В замерзшем виде из них нарезают тонкие ремни и из этих сырых ремней плетут сети. Ровдуги делаются из карлушин. Они берут мозг из позвоночного столба оленей, или, если его нет в достаточном количестве, еще и головной мозг оленя, растирают и распускают его в воде, так что он превращается в жидкую кашицу, опускают туда карлушину и оставляют на несколько дней, затем вынимают кожу, отжимают воду, сушат кожу над очагом или на воздухе у костра, трут ее руками или тупой железкой, пока она не станет мягкой, и тогда ровдуга готова. Тавги вешают готовые ровдуги весной еще на несколько недель на ветру, а так как ветры в этих местах очень сильны, то ровдуги, раскачиваясь и ударяясь друг о друга, становятся еще мягче. Поэтому так называемые в авамские ровдуги считаются самыми лучшими, так как они поступают от тавгов.:I г [291] I: Одындры и постели оленьи делаются у самоедов так, что они слегка намазывают внутреннюю сторону только рыбьим жиром, высушивают и трут до мягкости, как и ровдуги. У них нет специальной подошвенной кожи. Они берут с этой целью шкуру со лба и щек оленя, потому что она немного толще, а по большей части шкуры из-под копыт оленя, которую русские называют щетки. Последняя не только очень толста, но и держит тепло, и употребляется только на зимние сапоги. Они также немного коптят подошвенную кожу для летних сапог, однако не придают этому должного значения, и поэтому их сапоги легко пропускают воду. Остяки на Енисее делают сети из крапивы, однако сети у них изготовляются также из конопляной пряжи, которую они покупают у русских. :I д [Рис. 9 е] |л. 170| [292] Комментарии1. Об этимологии якут. «Bachterma» («bахtyаrmа») см.: Аникин 2000. С. 123-124; Аникин 2003. С. 768. 2. Якут. «сiмiр»-кожаный мех для приготовления кумыса (Пекарский 1958-1959. Т. II. Стб. 2227; Middendorff 1851. Theil 2. S. 168); «Мех для масла (S'imirj) сшивается в форме мешка из наполовину выделанной шкуры. Высокая горловина этого мешка закрывается посредством двух палочек, подобно портмоне: обе палочки прижимаются друг к другу перекатыванием через третью палочку, затем связываются, и тем самым якут добивается вполне плотного запора...» (Middendorff 1874-1875. S. 1557). 3. Якут. «сары»-выделанная кожа, снятая с конского крупа; род конской юфти (Пекарский 1958-1959. Т. II. Стб. 2111; Middendorff 1851.Theil 2. S. 156). 4. Юфть- см. Глоссарий. 5. Лат.: Натуральной истории; имеется в виду пункт LVII (Л. 35-36) «De ratione, ferrum e venis excoquendi, in Tomiensibus et Kusnetziensibus terris usitata» рукописи И.Г. Гмелина «Observationes in historiam naturalem» (ПФА РАН. Р. I. Оп. 105. Д. 7. Л. 1-44); Данная рукопись (пункты от XXII до LXIII) вместе с некоторыми другими работами Г.Ф. Миллера и И.Г. Гмелина была отослана из Енисейска в Сенат в Санкт-Петербург 2 января 1735 г. (ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 2. Д. 52. Л. 109 об.). 6. Крица- кусок твердого губчатого железа с низким содержанием углерода, со шлаковыми включениями, заполняющими поры и полости. 7. Лат.: Натуральной истории; Имеется в виду пункт LXXV «De ratione, qva gens Buraetica utitur, ad ferrum argento obducendem» (Л. 17-18) рукописи И.Г. Гмелина «Observationes in historiam naturalem» (ПФА РАН. Р. I. Оп. 105. Д. 8. Л. 1-48 об.); одна из копий данной работы с пунктами от LXIV до CCXI вместе с другими текстами Г.Ф. Миллера и И.Г. Гмелина была послана из Иркутска в Сенат в Санкт-Петербург 9 декабря 1735 г. (ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 2. Д. 24. Л. 235 об.); во время проезда через Балаганский острог на реке Ангаре в марте 1735 г. Гмелин и Миллер наблюдали подобную технику у тамошних бурят (Gmelin 1751-1752. Theil 1. S. 407-410); «Между кузнецами их [бурятами] есть нарочито искусные... Железные их вещи с серебряной насечкой славны во всей России под именем братской работы. Они разбивают самое чистое китайское, или так называемое ханское, серебро в весьма тонкие листы и по сделанным из бересты образцам вырезают из оных птиц, зверей, цветы, двуглавых орлов и другие разные изображения. Ежели железные наборы к уздам, седлам, колчанам, также огнива и прочее хотят ими украсить, то разжигают в горнах и потом накладывают серебряные вырезки и насекают оные молотками с шероховатыми бородками, наподобие терпугов [бруса[, а чрез то серебро с железом как будто сваривается и пристает так крепко, что никогда не отваливается. Напоследок работу сию воронят чрез огонь и выглаживают мореным угольем» (Георги 2005. С. 420); «Буряты получают свое серебро путем торговли с монголами, а те, в свою очередь, с китайскими подданными. Буряты, подобно некоторым другим восточным народам, украшают свои колчаны, седла и уздечки серебром. Серебро расплющивается в совсем тонкий лист, накладывается на железные пластинки с крестообразными насечками и затем вбивается молотком в шероховатое железо, которое от этого приобретает вид серебра.» (Fischer 1768. S. 484-485). 8. Постель оленья-шкура оленя зимнего убоя (или павшего зимой), которая использовалась для подстилки; «Олен[н]ые постели-это сырые оленьи шкуры от старых животных, павших зимой. А носят они такое название потому, что в северных местностях Сибири почти все языческие народы, да и русские тоже, находясь в пути, используют их вместо постелей, чтобы спать на них. Их хорошим качеством является то, что они имеют полную величину, а волос не только длинный и густой, но при этом еще и крепко сидит, так что его нелегко вырвать, тогда как у шкур оленей, павших весной, волос легко выпадает, что делает их непригодными для помянутого использования... » (Mueller 1760. S. 554). 9. См. Глоссарий: одындра. 10. Скобель -кривой нож с двумя поперечными ручками для строгания вчерне, а также прямой нож для снимания коры с бревен. 11. Курослепник (куриная слепота, курослеп)-народное название некоторых травянистых растений, преимущественно с желтыми цветками. Чаще всего куриной слепотой называли лютик едкий (Ranunkulus acris)-многолетнее ядовитое растение высотой 2080 см. Однако в данном случае, видимо, имеется в виду бирючина-род кустарников; «2. Cornus sanguinea L., ...Красная бирючина. Рус. Курослепник. ...Красноватой кора прутьев становится, когда земля покрыта снегом... 4. Cornus alba L. ...Белая бирючина... рус.-сиб. курослепник и красное дерево... Кустарник высотой от 1 до 2 саженей... (Georgi 1797-1802. Theil 3. S. 740); «Cornus sanguinea... Бирючина, по-русски Слепокурникъ (Sljepokurnik) или Курослепникъ (Kurosljepnik)... Cornus alba... по-русски в Сибири Курослепникъ (Kurosljepnik), в Даурии Красное дерево...» (Pallas 1784. S. 50-51). 12. Рус.-сиб. чарки (чирки, черки)-легкая летняя обувь из сыромятной кожи домашних или диких животных (реже-рыбьей кожи) без твердой подошвы и каблуков; см. также: Панин 1991. С. 167, 169; Аникин 2000. С. 645; Аникин 2003. С. 670. 13. Вап- общее рус. название различных минеральных красок; рус. «черный вап»-Creta nigra (грифельный сланец) (И.Г. Гмелин: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 73. Л. 291 об.); «Черный мел-очень мягкий и с большим содержанием угля сланец, он поддается растиранию и окрашивает, так что им можно писать и рисовать.» (Pierer 1857-1865. Bd. 15. S. 525); «Вап... желтый, серый, красно-коричневый и черный; так здесь называют очень сухую глинистую, иногда чистую, иногда с примесью песка, а также довольно известковую землю, которая целиком или частично заполняет гнезда и жилы... Красная и особенно темно-красная земля настолько железистая, что ее можно принять за железную охру...» (Georgi 1775. S. 390). 14. Рус. «красный вап»-Rubrica fabrilis off. (И.Г. Гмелин: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 73. Л. 291 об.); «Красный железняк... красный мел... по-лат. Rubrica, Rubrica fobrilis... является видом мела, или красной землей... ремесленники используют ее для черчения..., а художники для своих рисунков. ...» (Zedler 1732-1750. Bd. 32. Sp. 476-478). 15. Якут. «сосо»-мягкий цветной камень, употребляемый вместо мела; красящий камень красного цвета; род красной или цветной охры; краска (Пекарский 1958-1959. Т. II. Стб. 2289-2290); якут. «сосо»-мягкий красящий камень, используемый вместо мела (Middendorff 1851. Theil 2. S. 161). 16. Иоганн Георг Гмелин. 17. «171. Mollugo montana quadrifolia &c. Raj... по-рус. марюна корень...» (J.G. Gmelin. «Index plantarum ad Lenam fluvium nascentium... »: ПФА РАН. Р. I. Оп. 105. Д. 10. Л. 14 об.). 18. «Окраска волос для бахромы одежды и др. происходит [у тунгусов] следующим образом. Они варят сырые или высушенные корни Asperula tinctoria (Ulok) с примерно таким же количеством лиственничной губки (Algatscha) [ср. «алгакса»-гнилое лыко, гнилая кора (Болдырев 2000. Ч. 1. С. 29)] один час. Затем они кладут в это белые конские или козьи волосы и варят на медленном огне, пока они не станут достаточно красными... » (Georgi 1775. S. 262); «Herba tinctoria pumila, qua pilos caprinos inficiunt, корень, окрашивающий в красный цвет, [по-тунгусски] Ulock» (Messerschmidt 19621977. Teil 2. S. 95). 19. «Mollugo montana Marjenne Korennie...» (Г.В. Штеллер: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 113. Л. 101 об.); марена-различные виды растений (Rubia tinctorum, Asperula odogata, Galium boreale и др.), в том числе с красящим корнем (Даль 1978-1980. T. II. С. 299; Pa-wlowski 1952. S. 658); см. также прим. 17. 20. См. Глоссарий: камас. 21. «Gluten illud Lappones hoc modo praeparant. Percas pisces recens captas excoriant, pelles reponunt in aqua calida tamdiu, donec а squamis possint purgari: post cum pauxillo aquae coquunt bene despumatas, bacilloque frequenter vertunt, tundunt, & comminuunt, donec pultis speciem accipiant. Hoc effusum siccant, & in usus necessarios reponunt. Si glutinandum quid occurrit, aqua pauca maceratum usurpant, sicut caetera glutinis genera solent» (Scheffer 1673. P. 245); «Diesen Leim richten die Lappen also zu. Sie nehmen die Fische so man Bersche nennet wann sie frisch gefangen ziehen sie ab halten die Haut so lange im warmen Wasser bis man die Schuppen davon kriegen kan: hernach kochen Sie dieselbe schaeumen sie wol ab ruehren sie mit einem stecken herum stossen sie und klopfen sie so lange bis sie als ein Brey wird. Giessen solches hernach auss lassen es trocknen und setzen es zum Gebrauche weg. Wann sie etwas damit leimen wollen erweichen sie es mit ein wenig Wasser wie man es mit anderen Leim machet» (Scheffer 1675. S. 277-278). 22. Ленки (Brachymystax lenok)-пресноводная рыба семейства лососевых отряда лососеобразных. Обитает в реках (главным образом в верховьях) и горных озерах Сибири и Дальнего Востока. Длина до 70 см, масса до 6 кг. 23. Таймень -см. Глоссарий. 24. Эвенк. «каптурга»-кисет (Болдырев 2000. Ч. 1. С. 279); эвенк. «хаптурга»-футляр для курительной трубки (Там же. Ч. 2. С. 252); эвенк. «каптугай»-мешок (Мыреева 2004. С. 275); эвенк. «каптук»-мешочек (Там же. С. 275). 25. Бурят. «таар»-волосяная дерюга, дерюжный мешок (Черемисов 1973. С. 406); бурят. «Tar»-войлочный мешок (Georgi 1775. С. 303); ср., однако, бурят. «hэеы»-кошма (Цыдендамбаев, Имехенов 1962, С. 208). 26. Бурят. «aaрса(н)»-рус. «арса», род творога, получаемый посредством кипячения кислого молока; кушанье, приготовленное путем варки арсы в бульоне или кипятке (Черемисов 1973. С. 18; Буряты 2004. С. 171). Разночтенияа. От Татары в Красноярском до будут готовы написано на правом поле л 162 об. б. От До прихода русских до ковать не умеют написано на правом поле л. 162 об. в. в Красноярском написано над строкой. г. От Остяки покупают до латают котлы написано на правом поле л. 163.. д. Далее зачеркнут союз и. е. луки и колчаны написано над строкой. ж. От Далее об этих до Histioriamue natiuralemue написано на правом поле л. 164. з. длинных написано над строкой. и. От разве что добудут до короткая и мягкая написано на правом поле л. 164 об. к. От Красноярские татары до морщились от влаги написано на правом поле л. 163. л. От Шкуры косуль до выделывать мягкими написано на правом поле л. 165. м. хорошо бы написано поверх зачеркнутого нужно. н. иногда написано над строкой. о. или корыте написано над строкой. п. От Юкагиры, чукчи до свои кожи написано на правом поле л. 166. р. От Брацкие также до с корой как обычно написано на правом поле л. 166 об. с. ольховой в ркп исправлено из [нрзб]. т. щелочной раствор в ркп исправлено из [нрзб]. у. От Остяки на реке Кети до для сапогов и шерков написано на правом поле л. 167. ф. со слюной написано над строкой. х. От Красный мел до вдоль краев написано на правом поле л. 167. ц. Выкрашенные в красный цвет написано над строкой. ч. От Самоеды не употребляют до становятся желтыми написано на правом поле л. 167 об. ш. От У самоедов также есть до у прочих самоедов написано на правом поле л. 168. щ. От Теперь многие до русские иголки написано на правом поле л. 168 об. ъ. по-брацки Tar написано над строкой. ы. Далее зачеркнуто плетеный. ь. коровьей написано на поле вместо зачеркнутого в основном тексте конской. э. якуты написано над строкой. ю. В ркп написано лыкъ. я. От Самоеды на Енисее до по-русски пущальницы написано на правом поле л. 169; л. 169 об. – пустой. IIа. В ркп написано Motty. б. От Остяки на Кети до Затем они написано на правом поле л. 161. в. так называемые написано над строкой. г. От еще отскабливают до поступают от тавгов написано на правом поле л. 161 об. д. От Одындры и постели до покупают у русских написано на правом поле л. 162. е. Л. 170-170 об. представляет собой не подшитый отдельный листок размером 16,5 на 21,5 см.; оборот листка пустой. |
|