Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕР

ОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВ

BESCHREIBUNG SIBIRISCHER VOELKER

[ГЛАВА 21]

|л. 132| О ПУТЕШЕСТВИЯХ НАРОДОВ

Все народы, которые меняют свое местожительство, следует рассматривать так, как если бы они постоянно находились в путешествии. Если исключить магометанских татар в Тобольской провинции и некоторых языческих татар в Томском и Кузнецком уездах, то все остальные народы по всей Сибири должны быть причислены к кочевникам. Да и упомянутые первыми не представляют полного исключения, так как у них на незначительном расстоянии друг от друга имеются особые юрты, где они проводят лето, и другие, где они живут зимой.

I: Все народы, которые переносят свои жилища с одного места на другое, находят в этом образе жизни особые преимущества и счастье. Они сравнивают себя с птицами, которые не связаны ни с какими местностями и пунктами, и не могут себе представить, что можно жить с удовольствием, не имея такого разнообразия в своем времяпрепровождении. Затрачиваемый при этом труд не имеет для них такого значения, чтобы они сравнивали или уравновешивали его с указанным удовольствием.

Круглые татарские юрты перевозятся на лошадях, а поэтому разбираются и бадашки 1, чтобы легче было все это уложить. Лошади, на которых они перевозят юрты, должны быть очень к этому привычны, так как каркас из решеток и бадашки им кладут сверху на спину в длину по обе стороны тела, так что концы выступают вперед по обе стороны головы. Сначала лошадь нагружают по обе стороны другими вещами, а затем поверх кладется вышеупомянутое. Иногда а у них бывают и повозки, на которых они перевозят сундуки и всяческую домашнюю утварь, а также сани. :I б

Причиной переселений являются условия пропитания. Те, кто разводит скот, меняют местожительство в зависимости от состояния пастбищ и кормов для своего скота. У кого скота нет, и кто должен жить охотой, тот делает /л. 132 об./ то же самое, чтобы находиться все время в таких местах в, где можно найти дичь.

I: О кочевках калмыков см.: Witsen, piaginaue 309 2. [236]

Красноярские татары на Июсе 3 перекочевывают 3-4 раза [в год]. :I г

Брацкие и монголы, живущие по ту сторону озера Байкал д, равно как и нерчинские тунгусы, переезжают обычно три раза в год. Эти и все другие народы, занимающиеся скотоводством, не бродят вокруг где попало, а у каждого семейства или рода существуют определенные собственные местности, за пределы которых они редко распространяются.

I: Брацкие по эту сторону озера Байкал, живущие в деревянных хижинах, меняют место жительства лишь два раза в год, а именно, осенью и весной. Для этого у них имеются в двух местах постоянные, не переносные, хижины, и это опять-таки ради скотоводства. Ибо те из них, кто беден скотом, имеют только одну хижину и живут в ней как зимой, так и летом.

Остяцкие зимние юрты стоят постоянно на одном месте. А с летней юртой они кочуют вокруг в зависимости от обстоятельств их рыбной ловли. Они перевозят юрты в лодках. Когда остяки идут зимой на охоту, они не берут с собой юрты. Они ночуют со всем своим семейством под открытым небом, зарываются глубоко в снег, раскладывают большой костер и пользуются его теплом. Мужчины, женщины, дети-все тянут нарты. К женщинам и девушкам подпрягаются собаки. Мужчины одни е идут впереди и прокладывают дорогу, поэтому их нарты не так сильно нагружены. :I ж

Якуты часто затевают ссоры и судебные процессы, если один нарушает права другого или хочет завладеть чужими землями, лугами и сенокосами.

Наоборот, лесные народы, живущие только охотой и рыбной ловлей, не смотря на то, что и у них имеются известные места, /л. 133/ где они находятся в определенное время года для уплаты ясака, более не имеют каких-либо постоянных мест, а непрерывно кочуют как бы по кругу. Как только ясак уплачен, а это происходит по всей Сибири в январе месяце, так каждый, у кого имеются на это силы и охотничьи припасы, удаляется в самые глухие леса и горы, и его можно снова увидеть не ранее, чем к концу года.

Нет ни одного народа, который в своих охотничьих странствиях забирался бы так далеко, как тунгусы в Якутском уезде. Из верховьев реки Вилюй они доходят до истоков реки Зея, впадающей в Амур, и некоторые тунгусские роды, которые платят ясак непосредственно в Якутске, совершают такие путешествия из года в год. /л. 133 об./

I: Тайгинцы, модоры и карагасы кочуют со своими оленями подобно тунгусам и используют оленей для перевозки своих юрт и имущества; на них также дозволяется ехать верхом маленьким детям. Все, кто может идти пешком, верхом не едут.

Камасинцы идут пешком и тянут маленькие сани (такие же, как тунгусские санки), на которых и перевозят свои юрты и имущество. Собак они не запрягают. :I з [237]

Езда на повозках у сибирских народов не принята, кроме одних магометанских татар, которые, по-видимому, заимствовали это у русских. У них нет иных повозок, кроме двухколесных тележек которые используются и русскими по всей Сибири. До сих пор лишь на рудниках и заводах и, принадлежащих как Двору, так и частным лицам, были введены телеги на 4-х колесах, такие же, как роспуски 4 в России. В Кяхте к можно видеть китайские повозки, на которых этот народ возит свои товары на русскую границу на продажу. У них также только 2 колеса, но с тем отличием, что оси, как и колеса, подвижные и вращаются с ними вместе заодно. Они, однако, далеко не так удобны, как наши европейские повозки.

I: Мунгалы, нерчинские тунгусы и брацкие также ездят на двухколесных повозках, или тележках, в которые они запрягают быков и перевозят на них свои юрты и прочее имущество. На быках сидит маленький мальчик и управляет ими с помощью ремня, продетого им в ноздри.

Один арабский писатель у Витсена на стр. 265 и далее 5 неправильно говорит о мунгалах, что они ездят на повозках, на которые ставят паруса и едут по ветру как в лодке.

Что прежде русские в Сибири л ставили на сани паруса и с ними ездили по ветру, это несомненно. Я еще обнаружил в старых архивных документах в Илимске, что один воевода из Енисейска сообщал для сведения илимскому воеводе, какое снаряжение для санных парусов он дал с собой в дорогу некоему посыльному.

Витсен на стр. 292 6 неверно сообщает о калмыках, что будто бы они ездят на санях с парусами.

В Мангазейском уезде русские также применяют паруса на санях. :I м I: Русские в Мангазейском уезде применяют на своих нартах паруса. Посередине нарты, но все же несколько ближе к переднему ее концу, чем к заднему, устанавливается мачта. К мачте по обе стороны прикрепляются 4 ноги 7 и 2 райны н 8, или реи для парусов, одна вверху, другая внизу. Между ними-парус, который имеет в высоту 2 аршина, иногда и меньше. Позади паруса сидит возница и управляет как парусом, так и собаками. :I о /л. 134/

I: Кочевки калмыков на повозках- Witsen, p[agina] 295 9.

Татары в Красноярском уезде не используют быков для работы. :I п

У брацких по эту сторону Байкала мне также приходилось видеть род плохих двухколесных тележек.

Сообщение Избранда 10 о древних остатках тележек, которые были найдены на Аргуни.

Езда на санях больше принята у сибирских народов, но она осуществляется не одинаковым способом. [238]

Мунгалы р, нерчинские тунгусы и калмыки не пользуются никакими санями, отчасти потому, что в степях с, заселенных ими, не выпадает много снега, и он лежит недолго, отчасти потому, что их лошади не приучены тянуть сани.

Все татары, как магометанские, так и языческие, ездят на лошадях с санями.

I: Брацкие ездят на маленьких санях, в которые запрягают быков, и возят на них сено и все то, что доставляют на продажу в город.

Не так давно у контайшиных калмыков 11 пленные русские изготовляли сани и тогда на них ездили.

Якуты вокруг Якутска ездят на санях и запрягают в них как лошадей, так и быков. Они возят таким образом в город на продажу дрова и сено. Если у них в санях что-либо ломается, то при спешности лучшим средством является следующее: они замазывают сломанное место т свежим коровьим навозом. Как только он замерзнет, они снова у едут, как ни в чем не бывало. :I ф Остяки на Оби ездят /л. 134 об./ на санях с собаками. Об этом см.: Мюллер: Об остяках 12.

I: Остяки на Кети на собаках не ездят, не считая того, что они берут их в подмогу тащить нарты. :I х

По-видимому, с ездой на собаках на Оби дело обстоит так же, как у якутов на реке Лене. От устья Вилюя вниз по Лене до ее впадения в Ледовитое море, как и в низовьях реки Яны, все якуты ездят на собаках, и русские путешественники в этих местах пользуются тем же средством передвижения, так как якуты здесь не держат скота. Из истории Якутска известно, что все жиганские, усть-ленские и усть-янские якуты уже в русское время впервые осели там на жительство. Следовательно, вполне вероятно, что этому способу езды на собаках они научились от русских промышленных, /л. 135/ тем более, что у прочих якутов это не так распространено, да и сани их в точности сходны с теми, которые используют промышленные.

Сани, которые на сибирском языке называются нартами, имеют длину от 5 аршинов до 2 саженей, а шириной между полозьями только около 1/2 аршина; но эта ширина делается не одинаковой по всей длине нарт, а впереди она несколько больше, чем сзади. Полозья делаются из березы совсем тонкими, шириной с хорошую ладонь, и впереди они также несколько шире, чем сзади. Говорят, что причиной уменьшения ширины к задней части является то, что так легче тащить сани. И по этой же причине все соединения в этих санях должны быть прочными, но не жесткими, а шаткими.

I: Я велел взвесить нарту со всеми принадлежностями и обнаружил, что она весит не более пуда. :I ц [239]

Нарты, которые Мюллер описал у остяков 13, также во всем сходны с этими. Они делаются невысокими, так что их полная высота вместе с маленькими тонкими перилами из палочек, ограждающими нарты с обеих сторон, /л. 135 об./ составляет примерно 1/4 аршина или немногим больше.

Обычно в каждую нарту впрягается 10 собак. На одной такой нарте можно везти 10-15 пудов груза. Если же хотят ехать налегке и еще самому сесть на нарту, то на нее кладут самое большее ч 5 пудов. Грузы распределяются по всей длине саней, но все же наибольшая тяжесть должна приходиться на середину. Возница, или путешественник, садится также в середину саней поверх вещей и все время сидит прямо и ставит ноги так, что стопы находятся по обеим сторонам на полозьях. Это делается для того, чтобы, если сани угрожают опрокинуться, возница мог бы выправить их, упираясь ногой в землю с опасной стороны. Ибо в этих местах нет проложенных путей. Ехать приходится /л. 136/ через горы и долины, наметенные снежные сугробы, поваленные деревья и т. д., и такие узкие сани очень часто подвергаются опасности перевернуться.

Собаки запрягаются следующим образом. Спереди к нарте прикрепляется длинный ремень, который как у русских, так и у якутов называется потяг ш 14. Его длина обычно составляет около 10 саженей. К этому ремню собаки привязываются другими маленькими ремнями, прикрепленными к сбруе, в которой идет собака, таким образом, что сзади идут две пары рядом друг подле друга, а остальные поодиночке, попеременно то с одной, то с другой стороны длинного ремня. Расстояние между собаками составляет около сажени или несколько больше. Между передней и следующей за ней собаками специально оставляется несколько больше места, чтобы первая, которая приучена повиноваться знакам и /л. 136 об./ словам возницы, могла лучше вести собак, следующих за ней.

Сбруя, в которой собаки тянут нарты, состоит из широкого ремня, проходящего ей через грудь. Он прикрепляется сзади у хвоста к самому себе, через плечи и крестец- двумя такими же широкими ремнями, а под животом-узким ремешком. Такая собачья сбруя называется алак 15. На ней сзади висит ремень длиной в ½ сажени, который называется по-русски свары 16: им собаку с ее сбруей привязывают к потягу, или длинному санному ремню. Слова потяг, алак и свары собственно из языка русских промышленных и вместе с соответствующими предметами они были переняты якутами. /л. 137/

I: Русские в Туруханском уезде называют потяг становым поводком, свары щ-поводками вообще, а алаки точно так же- алаками. Они запрягают собак попарно друг подле друга, но так, что передовщик запрягается несколько дальше спереди. :I ъ [см. рис. 7]

При этом способе езды не используются никакие поводья. Запряженная ы впереди выученная собака, которая называется передовщик, то есть вожак, [241] слушается просто лишь слов. Если возница кричит «на!», то она идет направо, «сюда!»- идет налево. Если собаки должны остановиться, то возница, будь то русский или якут, кричит «стой, стой!». Откуда опять-таки следует, что якуты переняли езду на нартах от русских. Если собаки слишком дики и не останавливаются по крику возницы, то у него на этот случай имеются две палки, из которых одну или обе он крепко прижимает к земле по обеим сторонам саней между полозьями, отчего становится труднее тащить сани и собаки устают. /л. 137 об./

Часто бывают случаи, что эти собаки, которые одновременно являются и охотничьими собаками, как только увидят дичь на дороге или в стороне, или даже только попадут на ее след, забывают о своих нартах и устремляются за дичью. В таком случае возница должен употребить все свои силы, чтобы удержать их от этого. Для этого на нартах впереди прикреплен ремень, который сидящий на них возница держит в руке. Как только собаки хотят убежать, или также если они ь недостаточно выучены и хотят свернуть не на тот путь, вправо или влево, не обращая должного внимания на крики «на!» или «сюда!», то возница спрыгивает с саней и тащит их за упомянутый ремень назад или в сторону на ту дорогу, по которой планирует ехать. /л. 138/ А если дороги плохи и гористы, то возница помогает тащить нарты за этот же ремень, чтобы собакам было легче.

I: Туруханские самоеды ездят на санях только зимой (тавги и юраки также и летом). Когда они переселяются, то мужчины с легким грузом на санях едут для промысла впереди, а женщины вместе со всем обозом медленно следуют сзади. Они редко запрягают в сани более одного оленя. В первые сани, которые должны прокладывать дорогу, запрягаются два оленя (юраки и тавги и в прочие сани запрягают по 2-3 оленя). Олень запрягается в лямку (по-самоедски Pode 17) из камасов 18 оленьих или медвежьей кожи так, что веревка проходит у оленя под телом между ногами. Расстояние между оленем и санями составляет 1-1½ сажени, чтобы сани, когда едут с горы, не наезжали оленю на ноги. Поводок (по-самоедски So 19)-это вожжа по левую сторону головы, а не по обе стороны. Sedo 20-повязка на лбу, к которой привязывается вожжа. Хотя вожжа только с одной стороны, но возница все же может направлять оленя, который к этому приучен, в обе стороны. Gore 21 (по-самоедски Koreo 22)-это шест длиной в 1½-3 сажени, служащий для того, чтобы с его помощью запрягать оленей. Шест обычно делается из березы. :I э

I: По хорошему пути на собаках за один день можно проделать путь в 80-100 верст.

На Камчатке точно так же используется езда на собаках. :I ю

Юкагиры тоже ездят на санях, но вместо собак дают их тащить своим оленям. Их сани имеют длину в 2 аршина и ширину в 1 аршин. Однако они ездят таким образом только по ровным или не совсем уж непроходимым [242] местностям, чаще всего по равнинным торфяникам вдоль побережья Ледовитого моря. А там, где слишком лесисто и гористо, они используют оленей лишь для перевозки грузов и верховой езды. Юкагирские сани называются по-русски не нартами, а санками, потому что они не так длинны и узки, как описанные выше. В общем же по своему строению они довольно сходны с ними и служат для перевозки как людей, так и клади.

I: Такие сани юкагиры называют Nalyma 23.

Самоеды ездят на санях как летом, так и зимой, для чего запрягают 2-3 оленей друг подле друга я. Они накладывают оленю вокруг головы под рогами налобную повязку, которая состоит из плоской кости шириной в полтора пальца, и к ней по обеим сторонам головы прикрепляются вожжи. Вокруг шеи надевается лямка из медвежьей шкуры или оленьих камасов; в эту лямку их запрягают. :I IIа

I: Так как в Верхоленском дистрикте, как уже было сказано выше, у тамошних тунгусов несколько лет назад вымерли почти все олени, то теперь они должны всю свою домашнюю кладь и юрты или носить на спине, или тащить за собой на маленьких санях, которые по-русски называются шалаши. /л. 138 об./ :I б

Лесные тунгусы используют оленей только для перевозки тяжестей, а также, чтобы возить на них своих жен и детей. Для этой цели у них имеются на оленях маленькие деревянные седла, разумеется, похожие на те, что Шеффер описал у лапландцев 24. Под седлом имеется маленькое одеяльце из оленьей шкуры, а у тех оленей, на которых ездят верхом, поверх седла лежит еще необработанная оленья шкура. Они ездят верхом без стремян. Багаж навьючивают на оленей, привязывая его к седлам по обеим сторонам. Он состоит из бересты, которой они покрывают свои юрты, кое-какой домашней утвари, как-то: топора, котла, крюка, ложек, кожаных мешков, в которых они держат остальную одежду и съестные припасы. Все это находится под присмотром женщин: они навьючивают оленей и вновь их развьючивают, правят ими и гонят их /л. 139/ в пути, а мужчины нисколько об этом не заботятся.

Мужчина идет впереди с луком и стрелами и с длинным охотничьим ножом, какие на сибирском языке называются пальмы 25. Им он прокладывает дорогу и защищается от диких зверей в. При нем находятся одна-две и до трех собак, которые по пути выгоняют и ловят мелкую дичь.

Он таким образом идет вперед в одиночку с утра до вечера, или так долго, как ему вздумается, и отыскивает местность и пункт, где захочет установить свое жилище. Обоз из женщин и оленей постепенно г движется по его следу, и когда они доходят до определенного места, то там и устанавливают вновь свое жилище.

Такое место они обычно выбирают в лесистых местностях, для того, чтобы поблизости можно было достать шесты для юрт, так как они никогда [243] не возят их с собой, и чтобы не надо было носить издалека дрова. /л. 139 об./ Они редко остаются более трех-четырех дней на одном месте, разве только им посчастливится на охоте, и они убьют одного или больше лосей или диких оленей. Тогда им нужно больше времени, чтобы частично съесть и частично высушить для дальнейшего употребления такое большое количество мяса.

Лесные тунгусы часто кочуют отдельными семействами, но иногда у них объединяются и два или три семейства.

Точно так же обстоит дело и с кочевками у ламутов и у юкагиров, живущих в д верховьях е рек Яна, Индигирка, Алазея, Колыма и Анадырь. Ибо, указанные последними юкагиры, по причине своих лесистых и гористых местностей, также не могут пробираться иначе, как с вьючными оленями. У них имеется лишь та особенность, что они кочуют весьма многочисленными сообществами, потому что в одной юрте живет по 5-6 семейств и редко можно встретить меньше, чем 2-3 юрты рядом. /л. 140/

В этом отношении ближе всего к юкагирам подходят коряки, которые держат оленей.

Причина, по которой эти народы кочуют в таком большом числе и живут друг подле друга, заключается в том, что они по условиям своего пропитания, то есть потому, что ж живут или дикими оленями, которых добывают в большом количестве, или своими стадами домашних оленей, не могут мешать друг другу.

Так как з в тех местностях, где выпадает очень глубокий снег, не во всякое время можно передвигаться на оленях, то бывает, что этим народам приходится иногда перевозить свои хижины и вещи на маленьких санях, причем они имеют на ногах плоские лыжи (по-русски они называются лыжи). Это делается, к примеру и, у лесных тунгусов главным образом в декабре, январе и феврале. И народы, которые отправляются в ближние или дальние охотничьи путешествия по густым лесам и высоким горам, также пользуются этими санями и лыжами.

I: Лыжи делаются пропорционально человеческому росту. Обычно-длиною с распростертые руки, от кулака до кулака, или также от сгиба до сгиба пальцев рук. Если человек особенно тучный, то лыжи нужно делать несколько шире обыкновенного; бывает, что их ширина составляет 6-7 вершков. Это делается для того, чтобы не слишком глубоко к погружаться в снег.

Лыжи у камасинцев такие же, как у остальных народов. Подбиты сохатиными 26 камасами.

Длина лыж для взрослых-от сгиба до сгиба пальцев вытянутых рук, для детей-от локтя до локтя.

При ходьбе на лыжах в руке держат палку, которой упираются в снег. На ней внизу имеется круглый диск в виде колеса, чтобы палка не могла [244] уходить глубоко в снег. Эти палки по-татарски называются Toiak 27, по-камасински- Schuru 28. Лыжи по-татарски Schana 29, голицы 30- Chagiach 31. :I л /л. 140 об./

Сани обычно такой же величины, как и описанные выше, на которых ездят юкагиры, и отличаются от нарт русских промышленных и жиганских якутов только длиной и шириной. Русский промышленный заставляет свою охотничью собаку помогать ему тащить нарты, тунгус же этого не делает, а тащит нарты совершенно один, чтобы его собака не уставала и лучше гонялась за дичью. Да и багаж тунгусов не столь велик и тяжел, чтобы ему нужна была посторонняя помощь.

Лыжи у большинства народов одинаковы по виду и такие же, как их описал Шеффер 32 у лапландцев. Только он ошибается в том, что говорит, будто бы одна лыжа бывает больше другой. Ибо у всех м народов по всей н Сибири лыжи на обеих ногах имеют одинаковую величину и трудно себе представить, чтобы лапландцы, которые почти во всем остальном схожи с сибирскими народами, имели в этом какие-либо особенности.

I: Лыжи остяков на реке Кети, подбитые камасами, они называют Halu, гладкие - hirochon. И те, и другие одинаковые по размеру, обычного вида.

Лыжи, подбитые камасами, называются у остяков на Енисее aschil 33, не подбитые- ueenengoxe; эти последние называются у русских также голицами. :I о /л. 141/

Длина лыж обычно составляет половину человеческого роста.

Следовательно, они различаются по длине пропорционально росту того, кто на них ходит. Ширина приблизительно в две ладони. Снизу они обшиты камасами, то есть шкурами с ног оленя или лося, таким образом, чтобы волос был направлен назад-тогда при подъеме на гору лыжи не скользят назад. Место, где на верхней плоскости устанавливается нога, называется по-русски юкса 34. У юкагиров это место немного ближе к заднему концу, чем к переднему, и обито камасами. У юкагирских лыж имеется еще та особенность, что передний их конец уже и немного заострен, а на заднем конце, который, как и у других народов, округлый, вырезано еще маленькое деревянное острие; для чего оно-я не смог узнать. Изображение юкагирских лыж: [см. рис. 8]

I: У якутов бывают два рода лыж. Одни подбиты снизу камасами и используются лишь для длительных охотничьих путешествий. Они называют их Tut 35. Другие, которые они используют вблизи своих юрт, без камасов и называются Chaiisar 36.

Самоеды называют лыжи Turn, мангазейские – Tud п 37. Они такие же, как и у других народов. Одна лыжа той же величины, что и другая. Подволоки 38 с оленьими камасами. Другие, не подбитые камасами, называются у них Lobbe, у мангазейских – Robba р. Они употребляются в сырую [246] весеннюю погоду, так как тогда нельзя пользоваться лыжами Turo, поскольку приклеенные к ним подволоки от сырости отстают. Turo заострены и сзади, и спереди, Lobbe сзади широкие, чтобы они не скользили назад. Длина тех и других около 1½ аршинов. Русские лыжи, на которых ходят на соболиной промысл, длиннее. :I с /л. 141 об./ Брацкие, мунгалы, калмыки, нерчинские тунгусы и якуты почти не сходят с лошади, и так привыкли к верховой езде, что при ходьбе ноги у них очень быстро устают. Все они ездят верхом с очень короткими стременами, так что колени у всадника всегда согнуты. Поэтому никто из этих народов не может стоять прямо, так как у них негибкие колени, что, кроме кривого положения при верховой езде, зависит еще от привычки сидеть с подогнутыми ногами.

Путешествия по воде у одних народов приняты, у других-нет.

Татары, как магометанские, так и языческие, делают это на русский лад.

Мунгалы, брацкие и нерчинские тунгусы никогда не ездят по воде, всегда только верхом. Если же им надо переправиться через реку, которая оказывается глубокой, то для этой цели они возят с собой невыделанную бычью шкуру, которую /л. 142/ они умеют растягивать в виде лодки и садятся в нее со своими вещами, немного гребут, а лошадей на веревках ведут за собой вплавь. Иногда они также используют маленькие плоты.

I: У самоедов нет иных лодок, кроме веток, которые они называют oddu 39 или с прибавлением- onne oddu (onne т 40 означает «наш»), чтобы можно было их отличить от русских лодок, которые они также называют oddu. Ветки делаются из кедра и осинника- выдалбливаются из одного дерева. Длиной они иногда в 2-2½ сажени, иногда короче, не шире того, чтобы в них как раз мог поместиться и грести один человек. Весла-как у якутов и тунгусов. Крытых веток, как в Гренландии, здесь нет. Самое большее, в них могут сидеть 3 человека. А это требуется для того, чтобы в лодке мог разместиться человек с сетью в 100 саженей, так как они используют лодки для рыбной ловли, а также для охоты на оленей.

Исключительно лишь балаганские брацкие пользуются лодками, выдолбленными из сосны, которые они называют ongosso 41, а русские- баты. Они бывают большие и маленькие, так что могут вмещать до 10 человек, но могут иметь место лишь для одного или двух. При них не :I у I: используются настоящие весла, а сзади сидит человек, как на руле, и держит в руках большую ф лопату, которой он подгоняет лодку то с одной, то с другой стороны. Если в лодке сидит много людей, то и у других в руках имеются такие же лопаты, и они гребут ими.

Если этим брацким приходится переправляться через реку с большим грузом, то они связывают вместе два или три бата и делают из них плот, на котором и перевозят свой багаж (порома). [247]

На Камчатке и у коряков на Пенжинском море также очень распространены такие плоты, сооружаемые из батов х.

Ветки в Туруханском уезде из более толстой древесины, чем в Якутском уезде. Поэтому они не так сильно качаются на воде, как эти последние. Кроме того, туруханские ветки снизу плоские и не заостренные как в Якутском уезде. :I ц

Калмыки и Казачья Орда, переправляясь через большие реки, обычно гонят перед собой лошадей в воду и плывут за ними, держась за конские хвосты.

У якутов в районах Усть-Алдана, Усть-Вилюя, Жигана, а также на Яне, Индигирке и Колыме имеются шитики 42, или лодки из досок, которые связываются ремнями и проконопачиваются мхом. На них они ездят на рыбную ловлю в низовья рек. Такие лодки имеются в тех местах и у русских и, по-видимому, якуты и переняли это обыкновение от русских, тем более, что и название лодок русское. См. мою работу «Nachrichten von der Schiffarth aus der Muendung des Lena Fl[usses] zu Entdekung der Ostl[ichen] Gegend[en]» 43. /л. 142 об./

Кроме того, у якутов имеется род маленьких лодочек, состоящих из бересты и дранки. Они длиной около 2 саженей и не шире того, чтобы в них мог сесть человек. Внизу они плоские, а спереди и сзади закругленные, с маленькими острыми выступами ч, немного выгнутыми вверх. Береста сшивается и по швам промазывается смолой. Такая лодка вмещает не более трех человек. Они очень легки и идут быстро, но сильно качаются, если не уметь все время удерживать в них равновесие. Если они наткнутся на подводный камень, то легко повреждаются. В таких лодках употребляют лишь одно весло, имеющее с обеих сторон по лопасти, и человек, управляющий лодкой, держит его посередине и погружает в воду попеременно то с одной, то другой стороной. При каждом погружении весла лодка слегка наклоняется на противоположную сторону. Гребец сидит почти посередине челнока, но все же немного ближе к задней части, чем к передней. Следят также за тем, чтобы челнок сзади /л. 143/ был нагружен немного сильнее, чем спереди, так как, по словам якутов, тогда лодка идет легче. Такие лодки они называют по-якутски [...] ш 44.

Плоты также употребляются у якутов, если им нужно лишь спуститься вниз по реке, а вернуться из низовьев обратно они рассчитывают иным способом.

Если им приходится подниматься вверх против сильного течения, то они тянут свои маленькие челноки на веревках или ремнях, при этом летом обычно идут босиком, а так берега реки чаще всего каменистые, то, чтобы не поранить ноги, они надевают снизу на подошвы кусок невыделанной бычьей кожи, которая связывается поверх ступней. [248]

По-видимому, якуты переняли этот способ постройки маленьких лодок у тунгусов.

I: Облашки 45 остяков на реке Кети называются ими Tyg. Они таких размеров, что в них может уместиться вся семья с юртой и домашней утварью. Такие лодки длинны и узки, по длине в них могут разместиться до 4-9 человек. Выдолблены из цельного дерева. Плоскодонные, легко переворачиваются у тех, кто не умеет с ними обращаться.

У енисейских остяков употребляются точно такие же лодки, и они также называются у них Tyg 46. Русские на Енисее называют их уже не облашками, а ветками. :I щ

У тунгусов же на Лене и вообще повсюду (кроме тунгусов нерчинских) принят несколько иной способ постройки лодок. Они называют свои лодки Dschawe 47. Они также состоят из бересты и дранок, но спереди и сзади /л. 143 об./ совсем острые, внизу также несколько заострены, вследствие чего они меньше качаются и быстрее идут, чем якутские лодки. Они также немного длиннее, но так же узки, как у якутов. Груза также поднимают не больше. Способ гребли-как у якутов.

I: Тайгинцы, модоры, карагасы, койбалы, а также камасинцы делают лодки, как и тунгусы, из бересты. Они имеют длину от 4 до 5 саженей, а в середине ширину около аршина, внизу плоские. Наибольшая их длина – 5½ маховых саженей взрослого человека, то есть, сколько он может охватить распростертыми руками (ручные сажени). Береста сшивается вместе и по швам просмаливается еловой смолой. Эта береста нашивается на черемуховые ободы, связанные по форме лодки, и там, где она подшита, также просмаливается. А этих ободов, прежде всего, 3 по длине и 6 или 8 по ширине, так что эти последние отстоят друг от друга несколько дальше, чем на полсажени. Затем еще сверху 2 обода по обоим краям. На их веслах имеется только одна лопасть. :I ъ

I: Татары в Красноярском уезде на Енисее и Июсе пользуются лодками, выдолбленными из дерева (осина) и имеющими длину в 3-4 сажени. Но этих лодок у них мало и они пользуются ими только тогда, когда им нужно переправиться через реку. Они также делают поромы, когда им нужно переправить через реку свои юрты и имущество. :I ы

Momi 48-род деревянных лодок у охоцких ламутов. Они делаются из осины, выдалбливаются из одного дерева. Русские в тамошних местах называют их баты.

У коряков имеются такие же баты и они называют их At-wat, или Aty-wat 49.

На реках Оленек, Колыма и Анадырь у тунгусов и прочих тамошних язычников, также и у русских, при охоте на оленей, когда те переправляются через реку, имеется род совсем маленьких лодочек из осинника или топольника, выдолбленных из одного дерева, совсем острых внизу ь. [249] Они могут вместить только одного человека, очень сильно качаются и кто не умеет с ними обращаться, тот легко может перевернуться. Остяки /л. 144/ на Оби, говорят, имеют такие же лодочки. В Якутском уезде эти лодочки называются по-русски ветками, на Оби- облашками. Юкагиры по Колыме и Анадырю называют их Oldsche 50.

Камчадалы и курилы называют свои баты Tahatim 51.

Байдарами 52 называются на Камчатке большие лодки, состоящие из китового уса и растянутых по нему тюленьих шкур. Они могут вместить до 40 человек, но их часто приходится вытаскивать на берег и сушить. На них ездят по морю вдоль берега.

О байдарах у чукчей, которые покоятся на двух больших пузырях из тюленьих шкур-из журнала капитан-командора Беринга о его первом путешествии на Камчатку 53.

Еще русскими на сибирских реках используются следующие суда: дощеники 54, коломинки 55, каюки 56, шитики, лотки. Коломинки используются только на заводах. //


Разночтения

а. Иногда написано над строкой.

б. От Все народы, которые до а также сани написано на правом поле л. 132.

в. Далее зачеркнуто где в изобилии дичь.

г. От О кочевках калмыков до 3-4 раза [в год] написано на правом поле л. 132 об.

д. Байкал написано над строкой.

е. одни написано над строкой.

ж. От Брацкие по эту сторону до сильно нагружены написано на правом поле л. 132. об.

з. От Тайгинцы, модоры до не запрягают написано на правом поле л. 133.

и. Далее зачеркнуто которые.

к. Далее зачеркнуто китайцы.

л. в Сибири написано над строкой.

м. От Мунгалы, нерчинские тунгусы до на санях написано на правом поле л. 133 об.

н. райны в ркп исправлено из [нрзб].

о. От Русские в Мангазейском до так и собаками написано на правом поле л. 133.

п. От Кочевки калмыков до быков для работы написано на правом поле л. 134.

р. Далее зачеркнуто брацкие.

с. степях написано поверх зачеркнутого санях.

т. место написано над строкой.

у. снова написано над строкой.

ф. От Брацкие ездят до как ни в чем не бывало написано на правом поле л. 134.

х. От Остяки на Кети до тащить нарты написано на правом поле л. 134 об.

ц. От Я велел взвесить до не более пуда написано на правом поле л. 135.

ч. самое большее написано над строкой.

ш. Здесь и далее в ркп написано Potjak.

щ. Свары исправлено, в ркп ошибочно написано Suturi.

ъ. От Русские в Туруханском до дальше спереди написано на правом поле л. 136.

ы. Запряженная написано над строкой.

ь. они в ркп исправлено из собаки.

э. От Туруханские самоеды до делается из березы написано на правом поле л. 137 об.

ю. От По хорошему пути до на собаках написано на правом поле л. 138.

я. друг подле друга написано над строкой.

IIа. От Такие сани юкагиры до их запрягают написано на правом поле л. 138.

б. От Так как в Верхоленском до называются шалаши написано на правом поле л. 138 об.

в. и защищается от диких зверей написано над строкой.

г. постепенно написано над строкой.

д. Далее зачеркнуто лесистых и гористых.

е. в верховьях написано над строкой

ж. Далее зачеркнуто почти исключительно

з. Так как написано над строкой.

и. к примеру написано над строкой.

к. Глубоко написано поверх зачеркнутого легко.

л. От Лыжи делаются до голицы-Chagiach написано на правом поле л. 140.

м. всех написано над строкой.

н. по всей написано над строкой.

о. От Лыжи остяков до также голицами написано на правом поле л. 140 об.

п. мангазейские-Tudu написано над строкой.

р. у мангазейских-Robba написано над строкой.

с. От Самоеды называют до промысл, длиннее написано на правом поле л. 141.

т. onne в ркп исправлено из [нрзб].

у. От У самоедов нет до при них не написано на правом поле л. 141 об.

ф. большую написано над строкой.

х. Далее зачеркнуто и они называются здесь поромы.

ц. От используются настоящие до в Якутском уезде написано на правом поле л. 142.

ч. с маленькими острыми выступами написано над строкой.

ш. В строке оставлено место.

щ. От Облашки остяков до а ветками написано на правом поле л. 142 об.

ъ. От Тайгинцы, модоры до одна лопасть написано на правом поле л. 143.

ы. От Татары в Красноярском до и имущество написано на правом поле л. 143 об.

ь. совсем острых внизу написано над строкой.

Комментарии

1. Рус. бадашки (ед. бадашок); ср. рус. бадажок-батог, палка, трость, хворостина (Даль 1978-1980. Т. I. С. 36).

2. «Zy onthouden zich zoo lang op een plaets, tot dat hun Vee al 't Gras daer omtrent opgegeten heeft: en vertrekken als dan na andere plaetzen, daer beter Weide voor hun Beesten is. ... Als zy in de Winter of Zomer van plaets veranderen, zoo zetten zy hunne Kinders, die geen Paerden konnen bestieren, in leere zakken, en hangen de zelve op de Kamelen, aen ieder zyde van de Kameel een groote leere zak, met twee of drie Kinders in ieder zak, de welke met de hoofden daer uit kyken...» (Witsen 1705. S. 308).

3. Река Июс-см. прим. 14 к главе 9.

4. Роспуски -длинные грузовые телеги без кузова, а также сани; «Роспуски... станок, дроги для возки воды и вообще клади» (Даль 1978-1980. Т.4. С. 72); см. также: Аникин 2003. С. 511.

5. «Zeeker Arabisch Schryver ... zegt, dat de Chataлrs en Mugalen veel te Veldewaerts, op wagens leven, en aldaer, in vlakten en effen Landen, zeilen op hunne wagens zetten, en alzoo, als in schepen voort gedreven worden» (Witsen 1705. S. 265-266).

6. «By Winter tyd, als het Sneeuw leit, zeilt men, op veel plaetzen in de Kalmaksche Woestynen, met sleden te Lande daer over» (Witsen 1705. S. 292).

7. Ноги -ванты (снасти судового стоячего такелажа, раскрепляющие мачты к бортам).

8. Райна -рея (круглый брус, горизонтально прикрепленный за середину к мачте для крепления прямых парусов и управления ими).

9. «Zy hebben Steden, Dorpen, noch Huizen: maer woonen, behalven onder Tenten, op Wagens of Karren, daer twee groote rollen aen zijn. Op ieder dezer Karren is een kas, van licht hout gemaekt, zeven of acht voeten hoog, en zoo lang en breet, dat'er vier Menschen in konnen liggen; welke kasten zy, na gelegentheit op en af van de Karren nemen. Wanneer zy het op eene plaets moede zijn, dan spannen zy hunne Kamelen of Ossen voor de Karren, en trekken zoo voort, waer heen zy willen. Wanneer zy en hun Vee het op eene plaets afgegeten hebben, dan gaen zy al weder voort, na een ander gewest» (Witsen 1705. S. 295).

10. «В этой области были недавно найдены колеса повозок, обитые железом, и большие жернова, из чего я заключаю, что нючжу, жившие по границе с вышеупомянутой областью Ляодин, занимались в русской Даурии еще в древности торговлей и мастерством. Поэтому тунгусы и пользуются здесь повозками с обитыми железом колесами, чего не найти ни у монголов, ни у других народов» (Идес 1967. С. 160).

11. Калмыки Джунгарского ханства, правителем которого был контайша (хунтайджи).

12. «§. 6. Die Hund und Rennthiere dienen ihnen an statt der Pferde; sie spannen 6-8. a 12. Hunde vor einen Schlitten,und reisen damit in der groessten Geschwindigkeit von einem Orte zum andern... Die Passagiers koennen aus Mangel der Pferde, die auch ohnedem bey grossen Schnee auff diesem Wege nicht geschickt seyn, keine andere Vorspann als Hunde oder Rennthiere haben...» (Mueller 1720. S. 28-29).

13. «Die Schlitten sind 4. a 5. Ellen lang, und У Elle breit; man kan sie mit einer Hand auffheben, denn die Sohlen darunter nicht ein Zoll dicke, und die Lehnungen noch dunner sind» (Mueller 1720. S. 29).

14. Якут. «пуочаак», «пуошаак», «бушоаак», «буочак», «буочах», «буотак»-рус. «потяг» (Helimski 2003. S. 225).

15. Рус. «алак» (региональные варианты-«алык», «алик», «алок», «аляк», «аллак»)- оленья или собачья лямка, шлейка, часть упряжи (см.: Аникин 2000. С. 80; Аникин 2003. С. 64).

16. Рус. «свары»-ремни на конце собачьих лямок, в которых утверждается железный кляпик, служащий к запряжке собак в нарты (Аникин 2003. С. 533); якут. «аалык» -дышло (в собачьей упряжке), тяговый ремень (в собачьей упряжке) (Слепцов 1972. С. 24).

17. Самоед. «fore' », «fode' »-тяговый ремень (Schiefner 1855. S. 94); самоед. «подеръ»- часть упряжи, ремень (рус. хомут-лямка) (Donner 1932. S. 157, по А.А. Дунину- Горкавичу).

18. Камасы -см. Глоссарий.

19. Самоед. «sa», «so»-хомут (Schiefner 1855. S. 90); самоед. «са»-тяговый ремень (Donner 1932. S. 157, по А.А. Дунину-Горкавичу).

20. Ср. самоед. «sedo»-лицо (Schiefner 1855. S. 228).

21. Рус. «хорей», «харей»-шест для управления оленьей упряжкой (Аникин 2000. С. 622).

22. Самоед. «kobi'o», «kori'o»-шест для управления (Schiefner 1855. S. 80); ненец. «xarej», «xarej», энец. «korio», нганас. «кэри»-шест для управления оленьей упряжкой (Аникин 2000. С. 622).

23. Юкагир. «лалимэ(н)»-нарта, сани (Курилов 2001. С. 196).

24. «Aestate vero res easdem imponunt clitellis rangiferorum tali modo; ligna habent duo, quae religant circum rangiferum, repositis in tergo ejus vestibus, id quod Tobbis vocant, ne laedatur aut rumpatur, superne definciunt, quisquid imponere rangiferis volunt arculis inclusum. Ligna ista duo, quae hic memorat, sunt nonnihil lata, sed tenuia, ut possint flecti, ex abiete, ex qua vulgo capsulae parantur. Ea ligna singula in capitibus junguntur, inserto unius quasi modo, alterius ad id facto foramini, ut quodlibet circularem habeat formam, atque qua junguntur ita, ea parte suspenduntur in tergo rangiferi, unum a dextra, alterum a sinistra parte, imo lignorum fune colliguntur, sub ipsius ventre, sic ut haec ligna presse adhaereant rangifero. Arculae oblonge rotundae sunt ex simili ligno in orbem flexo, ad modum capsarum aut tympanorum militarium, nisi quod figura sint oblonga, sicut dixi. Has arculas in imo claudunt virgis betulinis, craticulatim adtexis, in summo loris aut fasciis laneis, quas solvunt, quotiens quid est vel inserendum, vel eximendum, atque ne quid vel excidat, corticibus betulinis , vestibus, aut pellibus, omnia involvunt. Has arculas loris aut funibus religant, ad capita praedictorum lignorum, sic ut utrinque dependeant a latere rangiferi, summa parte exterius, ima interius ad ventrem rangiferi obversa, species totius rei est ejusmodi» (Scheffer 1675. S. 217-218).

25. Пальма -см. Глоссарий.

26. Сохатиными -лосиными.

27. Татар. «таяк»-палка (РТС 1984. С. 379); татар. (тарск.) «tajak»-палка, посох (И.Э. Фишер: ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 50. Л. 65 об.); чулым. «таяк»-лыжный посох (ТНС. 2006. С. 157).

28. Камас. «suru»-посох (Schiefner 1855. S. 184).

29. Татар. «чангы»-лыжи (РТС 1984. С. 252); татар. «Tschangga»-длинные лыжи (Д.Г. Мессершмидт: ПФА РАН. Ф. 98. Оп. 1. Д. 35. Л. 5 об.); чулым. «шана», «сана»- камусные лыжи, телеут. «чана»-лыжи (ТНС 2006. С. 156, 204); телеут. «Schana» -лыжи (Georgi 1776-1780. S. 243).

30. Голицы -короткие и широкие лыжи, не подбитые шкурами, используемые преимущественно при охоте по глубокому рыхлому снегу.

31. Хакас. «халбырах»-лыжи-голицы (ТНС 2006. С. 577).

32. «... hunc in eis servari modum, ut unum lignum altero sit longius, mensura unius pedis, juxta virorum vel mulierum proceritatem, utpote si vir vel mulier sit octo pedum longitudine, lignum unius pedis totidem habebit in longitudine justa, reliquum vero novem. Debet solea una longissima excedere viri, ea usuri, longitudinem pede uno, altera esse tanto brevior. Atque ita meae sese habent, una brevior est altera integro pede» (Scheffer 1673. S. 247).

33. Остяц. (енис.). «asil» или «asl»-лыжи (Schiefner 1858. S. 159); кет. «asl»-лыжи (Donner 1955. S. 19).

34. «Юкса» -ременная петля у лыжи, чтобы вставлять ступню (Аникин 2000. С. 717, Аникин 2003. С. 724).

35. Якут. «тут», иначе «тук»-большие лыжи, подбитые шкурой с передних ног оленя (Пекарский 1958-1959. Т. III. Стб. 2866; Middendorff 1851. Theil 2. S. 107).

36. Якут. «хajысар»-лыжи (Пекарский 1958-1959. Т. III. Стб. 3253; Middendorff 1851. Theil 2. S. 80).

37. Самоед . «turo», «tudo»-лыжи (Schiefner 1855. S. 89).

38. Рус.-сиб. «подволок»-подбой у лыж из шкуры с оленьих ног, чтобы лыжи не скользили вбок, не скрипели по насту, и чтобы не прилипали и не примерзали; шкура кладется по шерсти, для бегу (Даль 1978-1980. Т. III. С. 165); «подволоки»-охотничьи лыжи, подбитые шкурой.

39. Самоед. «oddu»-лодка (Schiefner 1855. S. 209); энец. «куба-оддо»-каркасная лодка с кожаным покрытием (НЗС 2005. С. 501); самоед. (мангаз.) «Oddu», самоед. (турух.) «Oddu»-судно (Donner 1932. S. 45).

40. «В значении притяжательного местоимения, особенно у остяко-самоедов, используется возвратное местоимение oneg...» (Schiefner 1854. S. 357).

41. Бурят. «ogoso», «ogoco»-лодка (Schiefner 1857. S. 96); бурят. «онгосо»-лодка (Черемисов 1973. С. 356).

42. Шитик -см. прим. 11 к гл. 2.

43. Об этой работе Г .Ф. Миллера см. прим. 12 к гл 7. «... die sogenannte Schitiki... sind breite und platte aus duennen Brettern mit Riemen Zusammen genehete und mit einem Dek versehene FahrZeuge, welche wegen ihrer BauArt auch den besagten Nahmen fuehren. Sich damit Zwischen das Eyss in die See zu wagen, ist soviel als sich einer unvermeidlichen Lebens=Gefahr zu unterwerffen. Gleichwie denn auch dieselbe blosserdings laengst denen ufern eines Flusses, oder auch an dortigen See=Kuesten, so fast ueberall ablangen Grund haben, pflegen gebrauchet zu werden. Sonst aber haben sie diesen Vortheil, dass sie leicht sind und nicht tief gehen, der Seegel und Ruder sich bedienen koennen, und ob sie gleich nicht viel groesser, als die auf dem Lena ubliche gemeine Cajuken sind, dennoch ausser dem Proviant und uebrigen LebensMitteln fuer die darauf befindliche Mannschafft, auf 200 Pud Last tragen koennen» (G. F. Mueller. «Nachrichten von der Norder Fahrt aus der Muendung des Lena FluBes zu Entdekung der Ostl. Gegenden» aus dem Jahr 1737: ПФА РАН Ф. 21. Оп. 5. Д. 59, Л. 62 об.-63).

44. Предположительно, якут. «ты», иначе «тоi»-маленькая лодка, ветка, берестяная лодка, лодка из лиственничных досок средней величины (Пекарский 1958-1959. Т. III. Стб. 2928-2929.) якут. «ты»-челн (Middendorff 1851. Theil 2. S. 101).

45. Русское наименование лодки-долбленки в Приобье-«облас», «обласок».

46. Кет. «ti»-лодка (Donner 1955. S. 90); остяц. (енис.) «ti»-лодка средней величины (Schiefner 1858. S. 176); кет. «ти»-маленькая лодка (ребенок-лодка) (НЗС 2005. С. 664).

47. Эвенк. «дяв» или «дяб»-лодка-берестянка (Мыреева 2004. С. 214); «Их [удских тунгусов] лодки двоякого вида. Одни выдолблены из дерева наподобие русских лодок и называются Mong-o, другие-из бересты, как у якутов, называются Dioew. На первых тунгусы осенью промышляют тюленей, а на вторых ходят по рекам на небольшое расстояние» (Линденау 1983. С. 85).

48. Ламут. «Momi»-челнок (Я.И. Линденау: ПФА РАН. Ф. 934. Оп. 1. Д. 89. Л. 338); ламут. «momi»-лодка (И.Э. Фишер: ПФА РАН. Р. III. Оп. 1. Д. 135. Л. 68 об.-69); ламут. «Momi»-челнок (С.П. Крашенинников: ПФА РАН. Р. I. Оп. 13. Д. 10. Л. 196); ламут. «momi»-лодка-однодеревка (Doerfer 1980. S. 701).

49. Коряк. (оленные) «аттвут»-лодка (Крашенинников 1949. С. 463); коряк. (между реками Тумана и Аклан) «Attewat»-челнок (Steller 1774. S. 67); коряк. (из различных источников и местностей) «atoat», «attwut», «atwut» и «gwuat»-лодка (байдара) (Radloff 1861. S. 33); коряк. «Attvut»-челнок (С.П. Крашенинников: ПФА РАН. Р. I. Оп. 13. Д. 10. Л. 196).

50. Юкагир. «oлдьэ»-ветка, челнок (Курилов 2001. С. 354).

51. Камчад. (ительм.) «татхам», «тахтым», «тахтама»-лодка (Крашенинников 1949. С. 446)

52. Байдара -лодка на легком деревянном каркасе, собранном на эластичных связях их ремней и китового уса, обтянутом шкурами морских животных (моржа, тюленя).

53. В вахтенном журнале бота «Гавриил» о плавании проливом между Азией и Америкой в записи от 8 августа 1728 г. дается несколько иная информация: «В 7 часу пополуночи увидели лотку, гребущую от земли к нам, на которой сидит людей 8, и пригребши блиска к боту нашему, спрашивали, откуда мы пришли и чево ради, а о себе сказали, что они-чюкчи, а как мы стали их призывать к судну наше[му], долгое время пристать не смели, потом высадили однаго человека на пузыри, зделанные из нерпичьей кожи, и прислали к нам для разговорав <...> А лотка у них зделана ис кожи сиучей и из других морских зверей» (Русские экспедиции 1984. С.72-73).

54. Дощаник -см. Глоссарий.

55. Коломинки (коломенки)-речные грузовые суда. «Речные суда называются коломенки. Они с обоих концов заострены, длиной в 15 саженей, шириной в 3 сажени, с плоским дном, отвесными бортами высотой в 1 сажень и с палубным перекрытием в виде крыши, построенной из сосновых планок без использования железных гвоздей. Вместо весел на обоих концах по стоящей ребром толстой доске, как на плотах... Они поднимают до 7000 пудов груза, а если их можно год просушить-до 8000 пудов... Полуколоменки, поднимающие до 4000 пудов с осадкой в 2 фута... малоупотребительны» (Georgi 1775. S. 622-623).

56. Каюк -большая дощатая крытая лодка для перевозки грузов; коренными народами Сибири (преимущественно в бассейнах Оби и Енисея) каюки использовались для сезонных переездов к местам рыболовного промысла, перевозки грузов и т. д.; «маленький дощеник» (Gmelin 1751-1752. Bd. 2. S. 250); «Такое судно (каюк) построено по образцу дощаника... его максимальная ширина составляет сажень и три с половиной вершка, а длина-5 саженей и полтора вершка» (Там же. S. 310).

 

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.