|
ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕРОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВBESCHREIBUNG SIBIRISCHER VOELKER [ГЛАВА 19] |л. 130| О СОБАКАХ Все народы держат собак ради пользы, которую они приносят на охоте, а некоторые потому, что ездят на них в санях. Собаки в Сибири похожи на наших обыкновенных крестьянских и пастушеских собак, но только они редко достигают такой величины. Остяки на реке Оби и якуты в низовьях реки Лены, равно как и камчадалы и курилы на Камчатке, используют собак для езды, и русские, путешествующие в тех местах, также пользуются этим способом передвижения. У этих народов для этой цели каждый держит по 10-12 собак. Их богатство заключается в количестве собак; они держали бы и больше, если бы не было так трудно доставать для них корм. Некоторые из их собак обучены так, что во время езды а ими /л. 130 об./ можно управлять посредством одних лишь б слов. I: У самоедов имеется порода не очень крупных мохнатых в, большей частью белых г, собак, которых они держат лишь для того, что забивают их и едят, а шкуры используют на оторочку (опушка) своей одежды. У них нет охотничьих собак, как не принята и езда на собаках. Русские в Мангазейском уезде все ездят на собаках, как и в Жиганах 1. 4 сильные собаки могут везти до 15 пудов груза вместе с возницей. Остяки на Кети держат от 2-3 до 4 собак. Они используют их для того, чтобы они тянули нарты, а главным образом для охоты. У татар, камасинцев и т. д. обычно бывает по две собаки-одна для охоты, другая для охраны юрты. Чтобы приучить молодую собаку к охоте, ее пускают бежать по следу зверя вслед за старыми собаками. Однако некоторые из молодых собак хорошей породы не нуждаются в таком обучении. Как только они найдут след, они бегут по нему самостоятельно, без вожаков. :I д I: Замечается различие между собаками в северной части Сибири и в ее средней и южной частях. Например, у самоедов собаки большей частью белые и с гораздо более густой шерстью, чем у собак народов, живущих южнее. У последних окрас более разнообразен и они менее мохнатые. Тунгусские собаки лучше всего выучены для охоты. У остяков собаки тянут [232] нарты. Самоеды держат их только для меха, которым они как бахромой украшают подолы своей одежды. :I е Остальные народы, которые используют собак только для охоты, не держат более 2-3, самое большее 4, собак и они в совершенстве выучены для охоты. История Избранда Идеса о Сургуте, о черной лисице и хитрой собаке 2 весьма романтична и неправдоподобна. Все народы кастрируют собак. Мошонку разрезают и вынимают яички. У тунгусов есть обычай насильно заставлять собаку съесть одно из вынутых яичек. Они говорят, что от этого собака скоро поправится и будет сильной. Гиляки в районе устья реки Амура и несколько севернее тоже ездят на собаках. Но они будто бы также дрессируют молодых медведей и ездят на них в санях и маленьких повозках- Witsen, ed[itione] 2, p[agina] 106 3. В этом нет ничего неправдоподобного, так как я слышал в Сибири и от русских, что у них были дрессированные медведи, на которых они возили воду из реки в город-как на санях, так и на маленьких повозках. // Комментарии1. Жиганы-территория в низовьях р. Лены, центром которой было Жиганское ясачное зимовье. 2. «Недавно в одной деревне, расположенной недалеко от города [Сургута], средь бела дня показалась великолепная черная лиса, за которой сразу же погнался крестьянин со своими натасканными для охоты собаками, чтобы поймать ее. Хозяин видел, как собаки догнали ее. Как только продувной зверек увидел, что ему не уйти от собак, он побежал с льстивой ужимкой им навстречу, повалился на спинку, стал лизать им морды, бегать вместе с ними и играть. Когда доверчивые собаки увидели столь дружеское расположение, они не стали причинять хитрому зверьку какого-либо зла, и он ускользнул от них в лес. Таким образом крестьянин, не имевший, к своему большому огорчению, при себе ружья, упустил эту ценную добычу и, как ни старался, больше эту хитрую черную лису обнаружить не смог. Однако же два дня спустя хитроумный зверек вновь появился на прежнем месте. Крестьянин, как только заметил его, взял с собой другую собаку, белой масти и лучшую из всех, что были у него, и вновь преисполнился надеждой поймать свое сокровище. Со спущенной собакой крестьянин бросился на лису, и ему почти удалось поймать ее. Хотя черные собаки настигли ее и хитрая лиса вновь начала, как и в первый раз, заигрывать, но белая собака, лучше знакомая с проделками лисиц, была настолько предусмотрительной, что тоже вначале прикидывалась дружелюбной, но, как только лиса приблизилась, быстро прыгнула на нее и захватила бы ее, если бы та не отскочила в сторону и не ускользнула, спрятавшись после этого в густом лесу так, что ее уже больше нельзя было найти. Но крестьянин все же, наконец, перехитрил лису. Он перекрасил свою белую собаку в черный цвет, чтобы таким образом лисица не узнала ее и перестала ее опасаться, и вышел в третий раз на охоту, взяв с собой перекрашенную собаку. Ему повезло, так как собака чутьем напала на след лисы и пошла, на счастье, по нему. Увидев перекрашенную собаку, лиса вышла к ней без всякого страха, воображая, что это одна из прежних черных собак, с которой она, как и с теми, решила играть. Они приближались друг к другу до тех пор, пока собака, тщательно выбрав момент, не впилась, наконец, зубами в ничего не подозревавшую лису, и таким образом хитрая тварь со своей прекрасной шкуркой досталась крестьянину, который продал ее за сто рублей.» (Идес 1967. С. 93-94). 3. «De Volken Giliaki of Gilaitski, woonen ten Noorde omtrent den mond van de Rivier d'Amur: ... De Beeren weten zy te temmen, en verstrekken hun, in plaets van Paerden, om die voor sleden en wagentjes te spannen, en aldaer mede te ryden.» (Witsen 1705. S. 106). Разночтенияа. во время езды написано над строкой. б. одних лишь написано под строкой. в. не очень крупных мохнатых, написано поверх зачеркнутого маленьких мохнатых. г. большей частью белых написано над строкой. д. От У самоедов имеется до без вожаков написано на правом поле л. 130. е. От Замечается различие до своей одежды написано на правом поле л. 130 об. |
|