|
ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕРОПИСАНИЕ СИБИРСКИХ НАРОДОВBESCHREIBUNG SIBIRISCHER VOELKER [ГЛАВА 15] |л. 114| ТОРГОВЛЯ И ОБМЕН У НАРОДОВ Их торговля между собой заключается преимущественно в обмене теми вещами, которые один желает получить у другого. У магометанских татар существует и много богатых купцов, которые ведут торговлю с Бухарией, Калмыкией, на китайской границе, в Якутске и в России. Продажа у них идет по купеческому обыкновению или на деньги, или на товары. Тогда как лесные народы деньги не ценят. Я слышал о якутах, что некоторых из них будто бы оставляют деньги лежать про запас. У якутов, как и у брацких и монголов, скот можно купить и за деньги. Монголы и нерчинские тунгусы а также продают много скота через китайскую границу за китайское чистое серебро 1, всяческие шелковые материи и китайку. Говорят, что прежде языческие народы Сибири плохо знали настоящую цену своим товарам /л. 114 об./ и у них можно было купить лучших соболей и лисиц так же дешево, как и плохих. Теперь же они знают разницу почти так же хорошо, как и русские. I: Якуты и другие народы в Якутском уезде, а также камчадалы, очень дорого покупают росомах, так они у них идут на оторочку шапок. Самоедские товары: песцы, одындры, ровдуги 2 и волки. Половинки 3 поступают от тунгусов, брацких, якутов, татар. За пуд ржаной муки самоеды и тамошние русские платят от 2 до 5 песцов, в зависимости от того, велик ли привоз. Самоеды для уплаты ясака выменивают соболей и лисиц на песцов. Они платят 4, 5, 6 и более песцов за одного соболя; 3, 4, 5 песцов-за лисицу. Соболи и лисицы принимаются при уплате ясака одинаково. Если они не могут их получить, то при взимании ясака с них берут по 10 песцов за одного соболя или лисицу. :I б Русские казаки и ясачные сборщики в Мангазейском, Березовском и в Якутском уездах имеют обыкновение дарить тамошним народам кое-что из приятных им товаров, а взамен принимают от них подарки пушниной, причем русские подарки оплачиваются вдвое и втрое дороже. Это также род торговли, ибо, как говорится, do ut des 4, и при этом всегда имеется выгода, потому что тунгус или якут хорошо понимают, что должны подарить русскому больше, чем принимают от него. [209] Если кто-нибудь берет что-то в долг, то это обычно делается на совесть и на веру, но без всяких знаков или чего-нибудь сколько-нибудь похожего на письменное обязательство. Однако все же иногда /л. 115/ у якутов должник при свидетелях вырубает определенные рубежки 5 на дереве в лесу. I: У брацких, если кто-нибудь берет что-то в долг у другого, то призываются свидетели. :I г Мюллер 6 говорит об остяках, что они для обозначения долга выжигают знаки на коже. См.: Veraendertes Russland, p[agina] 193 7. I: Остяки на Кети и Енисее ничего не знают о таких выжженных знаках. У них, как и у самоедов, применяются палочки с зарубками. :I д Самоеды делают палочки с зарубками и записывают на них долг. Сначала в присутствии свидетелей они вырезают эти зарубки на целых круглых палочках, затем раскалывают эти палочки так, что на каждой их половине можно видеть половину зарубки или надреза, а после этого каждая договаривающаяся сторона берет себе по одной половине такой палочки. Песцы, олени и оленьи шкуры идут у них вместо денег. Песец обозначается простым надрезом, 10 песцов-крестообразным надрезом, олень-также крестообразным. Хороший олень может идти за 20 песцов; 2 оленьи шкуры, одындры, ровдуги идут за одного песца. I: У татар е имеется тот же обычай с расщеплением зарубок на палочках. При этом должны быть свидетели того, во что оценивается каждая зарубка. Если половина или какая-нибудь часть долга уплачена, то от обеих палочек с зарубками отрезается столько зарубок, сколько уплачено. :I ж Комментарии1. «Чистое серебро в Китае, которое называют ханским, обычно бывает..., согласно русской монетной терминологии, 93-й пробы... Однако часто оно содержит так много примесей, что... не может носить название ханского...» (Mueller 1760. S. 572-573). 2. Одындры, ровдуги-см. Глоссарий. 3. Половинки -см. Глоссарий. 4. Лат.: даю, чтобы и ты мне дал. 5. Рубежка -надрез, насечка, зарубка. 6. Johann Bernhard Mueller. 7. «Weil sie aber auch kein Pfand aufzusetzen haben und weder schreiben noch lesen, wie bereits erwehnt, koennen, vermittelst welchen sie einen Contract ausrichten, oder mit einer Handschrift sich verbindlich machen koenten, so brennen sie auff ihren Haenden allerhand Merckmahle, Figuren der Voegel, aber auch besondere Puncte, welche sie denen Creditoren, als ein Zeichen, wobey er sie gewiss kennen und wieder finden soll, zeigen; haben sie sich entweder in die Haende geschnitten, gehauen, oder ein Mahl im Gesichte, so zeigen sie bey Schliessung des Contracts die Wundmahlen auff, und setzen gleichsam dieselbe zum Unterpfande; immittelst ruehmt man sie, dass sie solche Verpflichtungen festhalten und auff bestimmten Termin entweder mit Fischen, Rauchwercken, aber auch mit Gelde die gemachte Schuld bezahlen, und alsdenn ihre Marquen wieder aufzeigen, als naehmen sie ihre zu Pfande gesetzte Versicherung wieder zurueck und annullirten ihre Verbindung. Die Weiber brauchen die Figuren auff den Haenden so sehr, dass sie es auch vor eine Schoenheit und Zierlichkeit halten, wann selbige blau angelauffen und marquirt seyn» (Mueller 1721. S. 193). Разночтенияа. и нерчинские тунгусы написано над строкой. б. От Якуты и другие до или лисицу написано на правом поле л. 114. в. Мангазейском, Березовском и написано над строкой и на правом поле л. 114 об. г. От У брацких до призываются свидетели написано на правом поле л. 115. д. От Остяки на Кети до зарубками написано на правом поле л. 115. е. татар в ркп исправлено из [нрзб]. ж. От У татар имеется до сколько уплачено написано на правом поле л. 115. |
|