|
№ 47 1605 г. марта 5. — Грамота на Верхотурье воеводе Неудаче Плещееву о вогулах, заподозренных в измене и воровстве. От царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии на Верхотурье Неудаче Остафьевичу Плещееву да голове Матвею Степановичу Хлопову. Писали есте к нам, что в нынешнем в 113-м году октября 11 день писал к нам с Неглы соловар Ворошилко Власьев, что хотят де прийти на Неглу войною Верхотурского уезда [188] сосвинские вогуличи Алпаутко да Тютрюм с товарищи и соляной промысел сжечь, а его Ворошилка с деловыми людьми побить; и вы послали на Неглу для береженья стрельцов 10 человек Матюшу Соловья с товарищи, с вогненным боем, и Матюшка Соловей с товарищами от соляного промысла на Верхотурье пришли, а с собою привели поймав того вагулятина; а в распросе им с пытки Алпаутко говорил, что он соляной промысел сжечь и Ворошилка с деловыми людьми побить хотел, а умышлял один с детьми своими, а на иного ни на кого в том не говорил; да в прошлом де в 112-м году украли его Алпаутковы дети на Верхотурье с пашни две лошади да сосвинской же вагулятин Чепка с детьми украл у города две ж лошади; да в прошлом же де в 112-м году весною присылали к ним на Сосву лялинские вогуличи вагулятина Ивашка Есанчина, чтоб они сосвинские вагуличи пришли к ним на Лялю, а приходить де было им с тагильскими и с сосвинскими вагуличи на усть Ляли и отгромити наши пелымские хлебные запасы, а русских людей побити, и к Верхотурскому было городу однолично войною приходить, и город зажечь, и по дорогам и на пашнях русских людей побивать; и сосвинские де вагуличи в воровство к лялинским и к тагильским вагуличам не пошли. Да вам же сказывал верхотурский стрелец Завьялко Важенин, что послан был он на Пелым с вином для вагульских расходов, и он, едучи, взял с собою в гребцы Алпауткова сына, и тот Алпаутков сын, едучи, его расспрашивал про верхотурских русских людей, и про доспехи и про пансыри; а Алпаутко сам в распросе сказал, что велел сыну его про русских людей и про доспехи проведати лялинской сотник Кушкина для того, что однолично было им нам изменить и к Верхотурью под город, собрався войною, приходить, и лялинской сотник Кушкина умер, и ныне Алпаутко посажен на Верхотурье в тюрьму до нашего указу. Да в 112-м году, после велика дня, сбежал с Верхотурья новокрещен Офоня Камаев и жил у отца у Комая на Тагиле в юртах до осени, и женился на вагулке, и ел с вагуличи кобылятину, а крест на поясу в мошенке держал, и тот новокрещен Офонька пойман и посажен в тюрьму до нашего ж указу. А вагульские сотники и пятидесятники и лутчие люди вам в pacпрoce про измену на вагуличи и на воров отнюдь не сказывают ничего и молодых людей, которые, сходясь межь себя, умышляют про измену, и во всяком воровстве укрывают, потому что они сотники и лутчие люди сами воруют и изменяют и умышляют про измену с одново, а сыскать иными некем. А однолично Верхотурското уезда в лялинских и в сосвинских и в тагильских и в туринских, и ближних и в дальних, в сотниках и в лутчих и в молодых людях в вагуличах про измену шатость есть, потому что прежнее их воровство, как они по волостям и по юртам и по дорогам русских людей побивали и лошади крали, ныне вы сыскиваете, а они многие сотники и лутчие вагуличи тем промышляли и воровали. И нам бы вам о том велети указ учинити. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б сосвинского вагулятина Алпаутка велели повесети, чтоб иным вагуличам и остякам, на то смотря, не повадно было воровати. А новокрещена Офоньку Комаева за воровство и за побег велели, водя около города, бити кнутом нещадно, а, бив кнутом, велели его дати на крепкую поруку с записью в том, что ему вперед так не воровать, крестьянской православной вере не поругаться, держать православную веру по своему обещанию крепко, и жити на Верхотурье по прежнему и с Верхотурья не бегать; а на которой вагулке Офонька женился, и вы б тое вагулку велели крестить и велели его с нею венчать. А Алпаутковых детей велели б есте сыскивать, и сыскав велели, поймав, привести на Верхотурье; а как Алпаутковых детей сыщут и на Верхотурье приведут, и вы б Алпаутковых детей потому ж в воровстве велели пытать накрепко; да будет они учнут на себя или на кого на иных, вагулич с пытки в воровстве говорити, и вы б и тех вагулич потому ж велели сыскивати и распрашивати; а кто дойдет до пытки, и вы б и пытать их велели; да кто с пытки учнет говорити на себя в измене и в воровстве, что они [189] русских людей побивали, и лошади крали, и к Верхотурскому городу, собрався, войной приходити хотели, и вы б, сыскав допрема пущих начальных воров, велели потому ж повесети, а иных сажали в тюрьму. Да о том к нам отписывали подлинно и велели отписку и распросные речи отдать в приказе Казанского и Мещерского дворца дьяку нашему Нечаю Федорову. Писан на Москве лета 7113-го марта в 5 день. На обороте: Дьяк Нечай Федоров. ААН, ф. 21, оп. 4, № 2, лл. 74 об.-76, № 51. |
|