Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 239

1627 г. октября 25. — Грамота с прочетом на Верхотурье воеводе князю Семену Гагарину о хлебном жалованье Никольскому верхотурскому монастырю, о монастырских половниках и о порядке взимания с монастырских людей выдельного хлеба.

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь, на Верхотурье, воеводе нашему князю Семену Никитичю Гогарину да подьячему Петру Максимову. Били нам челом и отцу нашему великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю Московскому и всеа Русии из Сибири Верхотурского города Никольского монастыря игумен Веньямин з братьею, а сказали: живут де они у нашего богомолья в монастыре у Николы чюдотворца и у Дмитрея Селунскаго, а нашего де жалованья указано игумену на год оклад против меньшей статьи 6 рублев, а дьячку монастырскому 3 рубля, а строителю и черному попу и келарю и казначею и братьи и поно[ма]рю нашего денежного и хлебного жалованья не указано; а казны де монастырские нет же, и годовых ярыжек для пашни наймывати нечем, пашню пашут собою; а преж сего в Никольских деревнях жили половники, а рядили за монастырь из гулящих людей, и с тех де монастырских половников емлют выдельной хлеб, с хлеба пятой сноп, в нашу казну со 132-го году, и во 134-м году те Никольские половники взяты за нас во крестьяне в Верхотурской уезд в Нейвенскую волость; и они де для нашего выдельного хлеба впредь половников в монастырские деревни призвати не могут; и монастырские пашни запустели; и ныне де они питаютца в мире христовым имянем; а с Верхотурья де воеводы для того выдельного хлеба к их половником посылают детей боярских, и те де дети боярские тот хлеб по угаду запишут, что де будет ис того хлеба умолоту столько, и того де выдельного хлеба столько не приходит, и на гумнах у тех их половников хлеба отходит больши половины; да воеводы же де на их монастырских служек, которые тружаютца у них в монастыре; окроме наемных ярыжек, и на тех их монастырских служек кладут денежной оброк, и от того де у них в монастыре служки не держатца; и нам бы и отцу нашему великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю Московскому и всеа Русии их пожаловати, велети игумену и строителю и келарю и казначею и черному попу и братьи, двунатцати человеком, учинити наша денежная и хлебная руга; и велети б им призвати в монастырские в Никольские деревни из гулящих прихожих людей в монастырские служки и во крестьяне и в половники, и не велети б вперед монастырских Никольских служек и крестьян и половников имати за нас во крестьяне, и велети б сь их половников наш выдельной хлеб пятой сноп имати на поле, считаючи по сотням, и на тех их монастырских служек, которые тружаются и работают в монастыре, нашего оброку имать не велеть. И мы и отец наш великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии Верхотурского Никольского монастыря игумена Веньямина з братьею, двунатцати человек, пожаловали, велели им учинить нашего жалованья годовые хлебные руги игумену и братьи всем по 4 четверти ржи, по 4 четверти овса человеку. И их Никольсково монастыря слуг и крестьян и половников за нас имати не велели для того, что половники у них живут по записям на урочные годы, и в те урочные годы половников имати у них [336] не велели; а как отживут урочные годы, и тогды они свободны и вольны, куды хотят. А выдельной хлеб с тех монастырских половников указали выделяти на нас на полех снопом, а не окладом, и не в гумнах. А тово монастыря на слугах, которые будут у них истари в слугах или в детенышах, а не гулящие и не наемные люди, а на них оброку имать не велели, будет с иных монастырских слуг и с детей нашево оброку не емлют. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б Верхотурского Никольского монастыря игумену Веньямину з братьею, двунадцати человеком, вперед велели им давати нашево жалованья годовые хлебные руги игумену и братье всем по четыре чети ржи, по четыре чети овса человеку на Верхотурье из наших житниц, с верхотурскими с ружники и с оброчники вместе; да и в окладные книги тое ругу велели написать имянно. И их Никольского монастыря слуг и крестьян и половников за нас имати не велели до тех мест, покамест за тем монастырем урочные годы отживут. А которые будут в том Никольском монастыре истари в слугах или в детенышах, а не гулящие и не наемные люди, и вы б с тех Никольских слуг и с детенышев нашего оброку имать не велели, будет в сибирских городех с ыных монастырских слуг и з детенышев оброку не емлют. А которых детей боярских или каких иных людей для выдельново хлеба вперед учнете посылати, и вы им Никольсково монастыря и у всяких людей выдельной всякой хлеб велели выделяти, считая на полех снопами, а не окладом и не в гумнах, а наизусть окладывать и выдельного хлеба выделяти на гумнах, не считая снопами, не велели, чтоб в том всяким людем напрасные продажи и к нам вперед челобитья и докуки не было. А прочет сее нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, и тот список оставили у себя на Верхотурье в нашей казне, а подлинную сее нашу грамоту отдали б есте Верхотурского Никольского монастыря игумену Веньямину с братьею и оне ее держат у себя вперед для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 7136-го октября в 25 день.

Позади грамоты по ставом приписал дьяк Иван Грязев. Справа подьячево Алексия Дурова.

На обороте: К сему списку з государевы грамоты Никольского монастыря черной ... и в братью свою место руку приложил (руку приложил — на лицевой стороне списка).

ИИ АН СССР, Верхотурские акты, кор. 1. Четыре сстава. Список 1627 г. Список XVIII в. в ААН, ф. 21, оп. 4, № 2, лл. 141-142 об., № 127. Напеч. в АИ, III, стр. 239-241, № 148.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.