№ 197
1623 г. не ранее января 31. — Отписка тобольского воеводы боярина Матвея Годунова туринскому воеводе Семену Апухтину об устранении «беззаконий» в церковной и общественной жизни в сибирских городах.
Господину Семену Дмитриевичю Матвей Годунов челом бьет. В нынешнем, господине, во 131-м году генваря в 31 день в государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте за приписью думного дьяка Ивана Грамотина писано к нам в Тоболеск, что в прошлом в 130-м году писал к великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Русии Киприян архиепискуп сибирский и тобольский: как де он ехал в Сибирь, и едучи де видел он в сибирских городех на Верхотурье, и на Тюмени и в Тобольску монастыри, где живут старцы и старицы, и в тех де монастырех старцы и старицы живут не по манастырскому чину с женами в однех кельях; и кому де что по вине доведетца учинити и слехка наказанье по правилам святых отец, и за тех де безчинников стоят во всех городех всяких чинов люди, укрываючи свое воровство для того, что до них и до самих великие духовные вины доходили; и многие де служилые люди атаманы казачьи и пятидесятники и казаки, литва и немцы крещеные, и пашенные люди живут не по-крестьянски: крестов на себе не носят, и сред и пятков [294] не почитают, а едят всякую скверну с некрещеными тотары и с остяки и с вагуличи вместе; и которые де ходят в Колмаки в послех человек по 20-ти и по 30-ти русские люди, и те де пьют и едят с ними вместе, и с колмацкими и с тотарскими и с остяцкими и с вагулицкими женами живут беззаконно и детей с ними приживают с некрещеными; да и в городех де, будучи у себя, живут беззаконно с сестрами своими родными и двоюродными и с сватьями и с кумами и с сестрами названными и в самом ближнем сродстве, а иные и с матерьми родными живут беззаконно, и со многими дети прижиты, лет по 10-ти и больше, а иные де и с прямыми женами, прижив детей, на тех же своих детях, как матери их умрут, женятца и дети с ними приживают беззаконным нехристианским обычаем; а попы де черные и белые тем людем молитвы дают и венчают не по закону без знамен во всех городех по воеводским приказам в волю и в неволю; и до кого де какая вина духовная дойдет до служилого человека или до посацкого и до попа и до чернца и до черницы и до вдовы и до девки, и за то в тех городех вступаютца воеводы и в наказанье их не дают; и всяких де чинов люди ево архиепископлих десятильников позорят и бьют, и ево архиепискупа укоряют и злословят и всяких злых людей на него научают; и которые на них бьют челом в их насильстве и в растленье, и свободные вольные вдовы и девицы к себе на двор емлют сильно для блудного дела, и крепости на них емлют заочно нарядные, и у мужей и у многих у работных жен отнимают себе на воровство; и мужи, видя над женами своими насильство, покиня жену, отойдет прочь в том же городе ж кому нибуди, и после ево тот, у ково жена его останетца, неделю спустя или две призовет к себе человека холостого и выдаст се замуж за иного, а прежней ее муж в кому придет з том же городе, и он также возьмет девку или мужню жену или у кого на срок заложит, и хто ее окупит, тот в ней и волен: станет сам с нею живет и за кого хочет, за того и выдаст или продаст; и в тех де безчинных людех воли ему не дадут; и во всех де сибирских городех которые служилые люди поедут к Москве з государевою казною, жену свою венечную и молитвенную заложит рублех в 10-ти и в 20-ти и больше до сроку, и поедучи у ково денги займет, тому и отдаст жену свою своими руками при себе, и покаместа ее не выкупит, и он с нею покаместа живет как есть с своею, а как на срок не выкупит, и тот, у кого заложит, после сроку ее и продаст в том же городе или на иной город; и воеводы де таким безчинником во всех городех наказанья никакого не чинят; а о детях де меж тех людей вражда и шум и бои бывают великие; и челобитье де ему архиепископу бывает частое: бьют челом друг на друга мужи на жен, а жены на мужей, а указов ево никто не слушает; и которым де людем учинит он архиепискуп указ по делу, и виноватые де ему грозят; а которые де сибирские казаки на Москве и по городом едучи подговаривают жонок и девок и дорогой едучи с ними воруют, а подговариваючи им знаменаютца образы, что им понять их за себя и держати их, что протчих жон своих, и навезут их в Тоболеск до 50-ти и больше, и как де в Тобольску, учнут продавать литве и немцом и татаром и в воевоцкие дворы и пашенным крестьяном в работу; и они де, видя свою погибель, которые у них убежат к нему, архиепископу и бьют челом на тех служилых людей в насильстве и в подговоре, и он де архиепископ за их насильство и растленье и за продажу, по делу смотря, каторую жонку или девку велит у ково взять и отпустить на волю и свободу им учинити; и служилые де люди, наровя друг другу, приходят к нему архиепископу с великим шумом и сказывают, что бутто у них есть государева грамота, что им так указано делать, а мы будто сказывали ему архиепископу, что у нас в розряде государева грамота есть, что им так делать велено, и бутто он архиепископ тое грамоты просил у нас посмотрить, и мы де тое грамоты ему не показали; а в которые де городы он архиепископ посылает к государеву богомолью игуменов и попов для церковного строенья и чтоб в тех городех крестьяне без [295] покаянья и младенцы без крещенья не помирали, и тех де игуменов и попов ни в которых городех не принимают, и что кому жалованья идет хлебного и денег, и воеводы де им не дают, рнясь ему архиепископу; и только де ис Тобольска о том от себя не отпишем, и они де волочась и опять в Тоболеск приедут. Да в Сибири ж де ведомо ему архиепископу учинилось ото всяких людей: которые попы и мирские люди приезжают к Москве и бьют челом государю о церковном строенье и о книгах и о ризах и о колоколех и о фимиане и о ладане и о местных образех и о царских дверях и о всяких церковных строеньях, и те де попы и мирские люди все церковное строенье выманивают, а выманя то все пропивают, а про церкви и про церковное строенье говорят, что бутто все мирское, а государева ничего не сказывают, и затем де церквей описывати не дают, укрываючи свое воровство как к нам государева грамота придет, и нам бы в Тобольску и во всех сибирских городех велети учинити заказ всяким людем накрепко: которые казаки и казачьи жены и всяких чинов люди постригшись живут в своих домех, а иные многие чернцы и черницы и платья с себя посметали и живут на посадех с мирскими людьми попрежнему и всякое дурно делают, и они б так вперед не делали, святых отец заповеди не преступали и беззаконья никоторого не чинили, и черного платья чернцы и черницы платья с себя не сметывали и с мирскими людьми вместе не жили, а жили б в монастырех порознь, а не вместе чернцы с черницами, и беззаконья никоторого не творили; а по государеву указу велено Кипреяну архиепископу тех чернцов и черниц ис тех сибирских городов, в которых манастырей нет, перевести в те сибирские города, в которых манастыри есть, а на прокормленье и на платье тем старцом и старицам велено имати у тех людей, кому которой старец или старица со племяни, и они б служилые и всяких чинов люди тем чернцам и черницам во дворех у себя жити не давали и беззаконья с ними никоторого не делали, а отсылали б их в те сибирские города, в которых сибирских городех есть манастыри, а на прокормленье и на платье тем старцам и старицам давали б племя их по разсужденью или что кому укажет дати архиепискуп, чтоб тем чернцом и черницам в пище и в платье оскуденья никоторого не было и по миру б ходя не позорились; а что писал к государю архиепискуп Кипреян: в которых де сибирских городех устроены монастыри, где живут старцы и старицы, и в тех де монастырех живут чернцы с женами в однех кельях, и он де архиепископ тем людем хотел за то наказанье учинити по правилам святых отец, и за тех де безчинников и безчинниц во всех городех стоят всяких чинов люди, и всякое дурно чинят; и нам бы в Тобольску и во всех сибирских городех служилых и всяких чинов людей от такого ото всякого дурна унимали и велети б во всех городех проклинать биричем и не по один день, чтоб служилые и всяких чинов люди с чернцами и с черницами в одних кельях не жили, и руские всякие люди без крестов не ходили, и с некрещеными татары и с остяки и с вагуличи вместе всякие скверности не ели, и с колмацкими и с татарскими и с остяцкими и с вагулицкими женами так же с сестрами своими родными и з двоюродными и с сватьями и кумами и сестрами названными и с матерьми и с сестрами родными и со всеми с теми, которые им во племенстве, не жили и беззаконья никоторого не чинили, и на детях своих не женились, и попы черные и белые таким людем молитв свадебных без архиепискуплих знамен не давали: а хто такое злое безчинье делает, и на тех бы людей извещали, и таких бы врагов и ругателей веры крестьянские не таили, чтоб за то на всех гнева божия не навести; а до кого дойдет какая вина духовная, до служивого человека или до посацкого или до попа и до чернца и до черницы или до вдовы и до девки, и нам бы в те духовные дела не вступатца, а отсылати такие дела и тех людей, хто в таких делех до вины дойдет, к архиепископу. А которые будет служилые и всяких чинов люди учнут ослушатца, в духовных делех к архиепископу ходить не учнут, и нам бы [296] тем людем за то чинити наказанье, смотря по их винам, хто чего доведетца. А будет которые люди по архиепискуплю духовному суду дойдут до большого наказанья, а пришлет тех людей для поученья к нам, и нам бы тем людем велети учинити наказанье, говоря с архиепископом, чтоб вперед, на то смотря, иным ворам неповадно было воровать и мимо заповеди святых отцы беззаконье чинити. А которые служилые люди, едучи по городам воруют, жонок и девок подговаривают и свозят с собою в сибирские городы, и нам бы о том велети заказати накрепко, чтоб служилые и всяких чинов люди на Москве и по городам жонок и девок и робят не подговаривали и дурна над ними никоторого не делали и в сибирские городы не свозили, и меж себя тех жонок и девок не продавали и не покупали, и насильства им никоторого не делали, а будет они впредь так учнут делати, жонок и девок и робят учнут подговаривать и в Сибирь свозить, и учнут их меж себя продавати и покупатя, и им за то их воровство быти от государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в великом наказанье и в смертной казни, и о том бы нам однолично во всех сибирских городех служилым и всяких чинов людем учинить заказ крепкой, чтоб у них вперед отнюдь такого воровства не было. А в которые в сибирские городы архиепископ Кипреян учнет посылати для церковного строенья игуменов и попов, и нам бы тем игуменом и попам у церквей по архиепископлю благословенью быти велети, и десятильников бы архиепископлих во всех сибирских городех и духовных делех слушати велеть же; а сколько во всех сибирских городех в котором городе церквей, и сколько у которые церкви всяких церковных причетников, и что кому государева жалованья руги по окладу порознь, и нам бы то во всех сибирских городех велети переписать а переписав переписную роспись отдать архиепископу Кипреяну для ведома, чтоб ему вперед церкви и у них попы и всякие церковные причетники и церковные строенья были ведомы; а в которые в сибирские городы учнет архиепископ десятильников, и нам бы тем его архиепископлим десятильником в городех быти и слушати их в духовных делех велети, а они б по тому ж государевым людем напрасных продаж и насильства не чинили. И тебе б, господине, на Япанчине учинити заказ крепкой: которые казаки и казачьи жены и всяких чинов люди постригшись живут в своих домех и которые чернцы и черницы платье с себя посметали и живут на посаде с мирскими людьми попрежнему и всякое дурно делают, и они б так вперед не делали, святых отец заповеди не преступали и беззаконья никоторого не чинили, и черного платья чернцы и черницы с себя не сметывали и с мирскими людьми вместе не жили, а жили б в монастыре порознь, а не вместе чернцы с черницами, и беззаконья никоторого не творили, и служилые б и всяких чинов люди тем чернцам и черницам, которые их со племени, во дворех у себя жити не давали и беззаконья с ними никоторого не делали, а на прокормленье и на платье тем старцам и старицам давали б племя их по разсужденью или что кому укажет дати архиепискуп, чтоб тем чернцам и черницам в пище и в платье оскуденья не было никоторого и по миру б ходя не позорились. И буде на Япанчине в монастыре чернцы з женами живут в одних кельях, архиепискуп тем людям велит за то наказанье учинить по правилам святых отец, и тебе бы за тех безчиников и безчиниц япанчинским служилым и всяких чинов людям стояти и всякого дурна чинити не велети и от такого ото всяково дурна унимати. И велети б тебе на Япанчине прокликати биричюм и не по един день, чтоб служилые и всяких чинов люди с черницами и с чернцами в однех кельях не жили, и руские всякие люди без крестов не ходили, и с некрещеными татары и с остяки и с вогуличи вместе всякие скверности не ели, и с колмацкими и с татарскими и с остяцкими и с вагулицкими женами так же и с сестрами своими родными и з двоюродными и сватьями и с кумами и с сестрами названными и с матерьми и с сестрами родными и со всеми с теми, которые и племенстве, не жили и беззаконья никоторого [297] не чинили, и на детях своих не женились, и попам черным и белым таким людем молитв свадебных без десятильничьих знамен давать не велеть. Да и сам бы еси попом без знамен венчать не приказывал. А кто такое злое беззаконье зделает, и на тех бы извещали, и таких врагов и ругателей веры христианские не таили, чтоб за то на всех гнева божья не навесть. А до кого дойдет какая вина духовная, до служивого человека или до посацкого или до попа и до чернца и до черницы или до вдовы и до девки, и тебе бы в те духовные дела не вступатца и на себя того не переимати, а отсылати такие дела и тех людей хто в таких делех до вины дойдет, в Тоболеск к архиепископу или на Япанчине к ево десятильнику. А которые будет служивые и всяких чинов люди учнут ослушатца, в духовных делех к архиепископлю десятильнику ходити не учнут, и тебе б тем людем чинити наказанье, смотря по их винам, хто чего доведетца. А будет которые люди в духовном деле дойдут до большово наказанья, а пришлет тех людей десятильник для поученья в тебе, и тебе б тем людем учинить наказанье, говоря с архиепископлим десятильником, чтоб вперед на то смотря иным ворам неповадно было воровати и мимо заповеди святых отец беззаконье чинити. А которые служилые люди, едучи по городом, воруют жонок и девок, подговаривают и свозят к себе, и ты б о том однолично заказати накрепко, чтоб япанчинскис служилые и всяких чинов люди на Москве и по городом жонок и девок и робят не подговаривали и дурна над ними никоторого не делали, и в Сибирь не свозили и меж себя тех жонок и девок не продавали и не покупали, и насильства им никоторого не делали. А будет она вперед так учнут делати, жонок и девок и робят учнут подговаривати, и в Сибирь свозити, и учнут их меж себя продавати и покупати, и им за то их воровство быти от государя царя и великого князя Михаила Федоровича веса Русии в великом наказанье и в смертной казни. И о том тебе однолично на Япанчине служилым, и всяких чинов людем учинити заказ крепкой, чтоб у них вперед отнюдь такого воровства не было. А как архиепискуп пошлет из Тобольска к тебе на Япанчин для церковного строенья игуменов и попов, и тебе б тем игуменом и попом у церквей по архиепископлю благословенью быти велел и десятильников бы архиепископлих в духовном деле слушать велел же. А сколько на Япанчине церквей, и сколько у которые церкви всяких церковных причетников, и что кому государева жалованья руги по окладу порознь, и тебе б то велети переписати, а переписав, переписную роспись прислати в Тобольск к архиепископу для ведома, чтоб ему вперед церкви и у них попы и всякие церковные причетники и церковные строенья были ведомы. И как архиепископ пришлет на Япанчин десятильника своего, и тебе б тому архиепископлю десятильнику на Япанчине быти и слушати ево в духовных делах велети, а он бы по тому ж государевым людем напрасных продаж и насильев не чинил.
ААН, ф. 21, оп. 4, № 5, лл. 167 об.-175, № 147; № 16, лл. 154-158, № 49, и лл. 390 об.-396 об., № 92.
|