|
39. О народе каваров 1 Да будет известно, что так называемые кавары произошли из рода хазар 2. Случилось так, что вспыхнуло у них восстание против своей власти, и, когда разгорелась междоусобная война, эта прежняя власть их [все-таки] одержала победу. Одни из них были перебиты, другие, бежав, пришли и поселились вместе с турками в земле пачинакитов, сдружились друг с другом и стали называться каварами. Поэтому и турок они обучили языку хазар 3, и сами до сей поры говорят на этом языке, но имеют они и другой — язык турок. По той причине, что в войнах они проявили себя наиболее мужественными из восьми родов и так как предводительствовали в бою, они были выдвинуты в число первых родов. Архонт же у них один (а именно на три рода каваров), существующий и по сей день. Комментарии1 Свидетельство о каварах содержится также в западных анналах под 881 г. (Kristo Gy. Levedi. 149, 516.1.; MMFH. I. Р. 131). Этникон сохранился в четырех топонимах (Kristo Gy., Макк F., Szegu L. Adatok. l.k. 12.1.). Предложены этимологии слова "кавар": от тюркского слова "не подчиняющийся, восставший" (Nemeth Gy. A honfoglalo. 39. 237.1.) или от венгерского "смешивать» (Kristo Gy., Макк Т., Szegfu L. Adatok. l.k. 12.1.). Источники не содержат определенных указаний относительно времени присоединения каваров к мадьярам, об этническом составе племен каваров, о их расселении на территории мадьяр. Эти проблемы решаются гипотетически (Erdelyi I. A magyar. 44-46.1.; Gyorffy Gy. A kabar kerdes // Forras. Kecskemet. 1983. N 7. 22-25.1.). Археологические поиски пока не дали определенных результатов (Эрдели И. Кабары (кавары) в Карпатском бассейне // СА. 1983. N 4. С. 179; Mesterhazy К. Dielandnehmenden ungarischen Stamrae // Acta Archaeologica ASH. 1978. T. 30. N 3/4. S. 323; Idem. Nemzetsegj szervezet es osztalyviszonyok kialakulasa a honfoglalo magyarsagnal. Bp., 1980. 46, 64.1.). Выход каваров из Хазарского хаганата связывают с междоусобицами в хаганате, датируемыми 799-843 гг. (Macartney С.А. The Magyars. Р. 122-123; Pritsak О. Yowar und Kawar // Ural-Altaische Jahrbucher. /965. Bd. 36. S. 390-393; Dunlop D.M. The History. P. 197). Более обоснованной представляется дата около 850 г. (Kristo Gy. Levedi. 112-115, 512-513.1.) Гипотеза о тождестве каваров и "черных мадьяр" ("угров") памятников XI-XII вв. (ПВЛ. Ч. I. С. 14; CF. I. Р. 16, 430; Gyorffy Gy. Istvan. 166, 552.1.; Kristo Gy. A fekete magyarok es a pecsi puspokseg alapitasa // Acta Universitatis Szegediensis. Acta Historica. Szeged, 1985. T. 82. 15-16.1.) вызывает возражения (Шушарин В. П. Ранний этап. С. 243; Toth S. Kabarok es fekete magyarok // Acta Universitatis Szegediensis. Acta Historica. Szeged, 1987. T. 84.28.1.). Нет оснований считать Булчу (см. коммент. 38 к гл. 40) вождем каваров, который будто бы сообщил около 948 г. в Константинополе информацию, отраженную здесь (Dummerth D. Az Arpadok nyomaban. Bp., 1977. 75-76, 102.1.). 2 О хазарах см. коммент. 3 к гл. 6. 3 Языковеды (см. изложение их взглядов: Ligeti L. A magyar. 360.1.; Kristo Gy. Levedi. 70, 506.1.) отвергают факт двуязычия мадьяр. Однако известны мнения о его возможности (DAI. II. Р. 150; Kristo Gy. Levedi. 71.1.; Nemeth Gy. А honfoglalo. 279-280.1.). |
|