|
22. Из хронографа блаженного Феофана об этом же: о Мавии и его роде; о том, как он переправился в Испанию. Василевс ромеев Юстиниан Ринотмет Таково начало его царствования. После этого он был свергнут Леонтием, затем вновь вернулся, свергнув Леонтия и Апсимара, проведя их обоих в триумфе на ипподроме и уничтожив 1. В этот год Авимелех 2 отправил к Юстиниану [послов], чтобы укрепить мир на том условии, чтобы [83] василевс успокоил корпус мардаитов из Ливана и запретил их набеги; Авимелех же будет давать ромеям каждый день тысячу номисм 3, одного породистого коня и одного раба-эфиопа, и чтобы василевс и Авимелех делили поровну, как общие, налоги с Кипра, Армении и Ивирии 4. Василевс отправил Павла магистриана 5 к Авимелеху для утверждения согласованного, и была составлена письменная при свидетелях крепость 6. Почтенный дарами магистриан вернулся. Послав [своих людей], василевс забрал 12 тысяч мардаитов, умалив ромейское могущество, ибо все ныне населенные арабами на границах города от Мопсуестии до Четвертой Армении 7 были беззащитными и безлюдными из-за набегов мардаитов, а с их роспуском ужасные бедствия претерпела Романия от арабов вплоть до нашего времени. В том же году, вступив в Армению, василевс принял там мардаитов из Ливана, разрушив [эту] медную стену. Порвал он также мир, утвержденный с булгарами 8, нарушив налаженные его собственным отцом нормальные порядки. Еще в правление Авимелеха арабы выступили против Африки, захватили ее и поставили в ней гарнизоны из своего войска. В то время Леонтий лишил Юстиниана власти над ромеями и, сослав его в Херсон, овладел царством. Когда же Апсимар Тиверий перенял царство у Леонтия и овладел скипетром ромеев 9, умер Авимелех, вождь арабов, и Уалид, сын его, правил в течение девяти лет 10. В тот же год снова вернулся Юстиниан на царство, и так как правил он легкомысленно и беспечно, агаряне полностью овладели Африкой. Тогда внук Мавии переправился с немногочисленным войском в Испанию и, соединив всех людей своего рода, завладел Испанией 11, отчего агаряне, населяющие поныне Испанию, прозываются "мавиатами". Их потомками являются и агаряне, живущие на Крите 12, так как, когда Михаил Травл 13 захватил власть над ромеями, случилось длившееся до трех лет восстание Фомы 14, и так как василевс [85] был тогда поглощен текущими делами, живущие в Испании агаряне, сочтя время удобным, снарядив крупный флот и начав от пределов Сицилии, опустошили все Кикладские острова. Прибыв к Криту, найдя его богатым и незащищенным, ибо никто не взялся за оружие и не сопротивлялся: они захватили его и владеют им вплоть до сего дня. Уалиду наследовал Сулейман и правил три года 17. Тогда Масалмас, стратиг Сулеймана, выступил с войском по суше, а Умар по морю. Но с содействия божия они со стыдом вернулись, не достигнув цели 16. Сулейману же наследовал Умар и держал власть над арабами два года 17. А Умару наследовал Азид, осуществлявший власть в течение четырех лет 18. Его преемником был Исам, обладавший властью 19 лет 19. Когда он умер, шесть лет власть имел Маруам 20. Когда же умер Маруам, обладателем власти над арабами стал Авдела; он правил 21 год 21. Когда он умер, вождем арабов оказался Мадис; он держал власть девять лет 22. Когда его не стало, обладателем власти над арабами стал Аарон. Он держал власть 23 года 23. В это время, т.е. когда власть над ромеями... 24 Ирина и Константин 25, в год от основания мира 6288. В этом году вождь арабов Аарон умер во внутренней Персии, называемой Хорасаном, 26 и власть унаследовал Моамед, его сын, бездарный во всех отношениях, взбалмошный человек, восстав против которого в этой стране Хорасан вместе с отрядами отца, его брат Авдела стал причиной гражданской войны 27. С тех пор арабы Сирии, Египта и Ливии, раздробившись на множество царств, губили и дела государства и друг друга, убийствами, грабежами и всяческими безрассудствами, приведя в смятение и себя самих и подвластных им христиан 28. Тогда-то были опустошены и церкви во святом граде Христа, бога нашего, [87] монастыри двух великих лавр, лавры святых Харитона и Кириака и лавры святого Саввы, и прочие киновии 29 святых Евфимия и Феодосия. Эта кровавая анархия и против чужих, и против наших длилась пять лет. До сего места упорядочил по годам историю арабов во святых Феофан (воздвигший монастырь так называемого "Великого поля") 30, бывший с материнской стороны дядей великого благочестивого и христианнейшего василевса Константина, сына Льва, мудрейшего и благого василевса, внука Василия, владевшего, да блаженна его память, скипетром царства ромеев. Комментарии1 Юстиниан II был в 695 г. свергнут, лишен носа и сослан в Херсонес, откуда с помощью болгар возвратился на престол в 705 г. Переворот 695 г. возглавил известный в Византии полководец Патрикий Леонтий, ставший императором (695-698). В 698 г. он также был свергнут командующим флотом Апсимаром, который правил под именем Тиверия III (698-705), пока, в свою очередь, не был низложен Юстинианом II. 2 Абд ал-Малик (см. коммент. 11 к гл. 21). 3 Номисма — византийская золотая монета (1/72 либры — фунта). 4 См. коммент. 1 к гл. 46. 5 Чиновник, причастный к дипломатическим делам и полицейской службе. 6 Византия и халифат, будучи соперниками в борьбе за гегемонию в Передней Азии, иногда заключали между собой соглашения против общих врагов. В данном случае речь идет о совместных действиях против повстанцев на территории Ливана. Практика эта восходит к более ранним временам, когда, например, империя выделяла средства для укрепления Дербентского прохода, находившегося под контролем Сасанидов. 7 Четвертая Армения — часть Великой, или Большой Армении, перешедшая к Риму по договору с Ираном в 385 г., образовав одну из византийских провинций, созданных при Юстиниане I из присоединенных-к империи армянских земель (центр — город Мартирополь). См.: Адонц Н.Г. Армения. С. 165-173. 8 В 708 г. Юстиниан попытался отнять у болгарского хана область Загоры, которую за три года до этого сам уступил ему в благодарность за помощь. 9 См. коммент. 1 к гл. 22. 10 Валид I — халиф (705-715). " См. коммент. 8 к гл. 21. 12 Арабы в 827 г. высадились на Сицилии и примерно в те же годы — на Крит. Захват Крита был неоднократным, но поэтапным (Christides V. The Conquest of Crete by the Arabs (ca. 824): A Turning Point in the Struggle between Byzantium and Islam. Athenes, 1981). 13 Михаил II Травл — император (820-829). 14 Речь идет о восстании византийского военачальника Фомы Славянина в 820-823 гг. См. о нем: Ibid. Р. 86-95. 15 О Сулеймане см. коммент. 21 к гл. 21. 16 Имеется в виду большой поход на Константинополь в 717-718 гг. (см. коммент. 20 к гл. 21). 17 Омар II — халиф (717-720). 18 Йазид II — халиф (720-724). 19 Хишам — халиф (724-743). 20 Мерван II — халиф (744-750). Феофан пропускает трех омейадских халифов (Валида II, Йазида III и Ибрагима), правивших в течение двух лет. 21 Мерван II был последним халифом из рода Омейадов. С 749 г. начинается династия Аббасидов в лице халифов ас-Саффаха (749-754) и ал-Мансура (754-775), который здесь назван Авделой. 22 Махди — третий халиф из рода Аббасидов (775-785). 23 Харун ар-Рашид — халиф (786-809); перед ним чуть более года халифом был ал-Хади. Харун выступает здесь под библейским именем Аарон. 24 Лакуна в рукописи. 25 Ирина, жена Льва IV, регентша при своем малолетнем сыне Константине VI (780-797); в 797 г. свергла и ослепила его, став единовластной правительницей Византии; в свою очередь была низложена в 802 г. 26 Историческая область (территория совр. Северо-Восточного Ирана, Северо-Западного Афганистана и юга Туркменской ССР). 27 Харун ар-Рашид умер в 809 г. во время поездки в Хорасан. После его смерти началась распря между его сыновьями Амином и Мамуном. Последнего поддержали феодалы Восточного Ирана, и в 813 г. он взял Багдад и восстановил единодержавие в государстве. 28 В первой половине IX в. халифат стал распадаться на отдельные независимые и полузависимые государства. Одними из первых обособились династии Северной Африки (Идрисиды, Аглабиды и т.д.). 29 Киновиями назывались общежительные монастыри (наряду с которыми существовали и отшельнические — келлиотские), получившие в Византии в конце концов наибольшее распространение. Правила общежительного монастыря предписывали равенство всех его обитателей в быту, еде, имущественном состоянии и т.д. Киновия рассматривалась как идеальное единство братии (Hussey J. Byzantine Monasticism // History. 1939. Т. XXIV. Vol. 93. Р. 58; Janin R. Le monachisme byzantine au Moyen age // Revue des Etudes byzantines. 1964. T. 22. P. 31; Каждан А.П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа // ВВ. 1971. Т. 31. С. 53-55; Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantiniscnen Reich. 2. Aufl. Munchen, 1977. S. 127; Kazhdan A. Hermetic cenobitic and secular Ideals in Byzantine Hagiography of the Ninth (and Tenth) Centuries // Greek Orthodox Theologic Revue. 1985. T. 30. P. 473-487). 30 По свидетельству Жития Феофана, написанного Константинопольским патриархом Мефодием (843-847), Феофан, через некоторое время после принятия пострига, отправился на о. Калоним, где на своей земле на собственные средства основал монастырь, призвав туда иноков монастыря Феодора Монохерария (Methodii patriarchae Constantinopolitani Vita S. Theophanis Confessoris / Ed. V.V. Latysev // Зап. Российск. Академии наук. Сер. VIII. Пг., 1918. Т. 13. N 4. С. 16. 3-9). Остатки строений монастыря "Великого поля", игуменом которого стал сам Феофан, сохранились на о. Калоним к северу от Сигрианы, на побережье Мраморного моря — между Кизиком и устьем р. Риндака (Mango С, Sevcenko I. Some Churches and Monasteries on the Southern Shore of the Sea of Marmara // DOP. 1973. Vol. 27. P. 259-267; Janin R. La geographie ecclesiastique de Tempire byzantin. Р., 1975. Т. П. Р. 195-199). |
|