|
ЗАКАРИЙА' АЛ-КАЗВИНИЧУДЕСА ТВОРЕНИЙ И ДИКОВИНКИ СУЩЕСТВУЮЩЕГОАДЖА'ИБ АЛ-МАХЛУКАТ ВА ГАРА'ИБ АЛ-МАУДЖУДАТ (600/1203-682/1283) ПРЕДИСЛОВИЕ Абу Йахйа Закарийа' ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Казвини родился в городе Казвине в 600/1203 г. Он происходил из арабского рода, давно обосновавшегося в персидском Ираке, и утверждал, что является потомком имама Малика ибн Анаса. О жизни ал-Казвини известно немногое. По-видимому, в молодые годы ему пришлось покинуть родину, и около 630/1233 г. он обосновался в Дамаске, где находился под сильным влиянием известного мистика Ибн ал-'Араби. Вероятно, в тот же период он посетил в Мосуле крупного литературоведа Дийа' ад-дина ибн ал-Асира. Среди учителей ал-Казвини называют также персидского ученого ал-Муфаддала ибн 'Умара ал-Абхари. При последнем халифе ал-Муста'симе ал-Казвини жил в Ираке, где исполнял обязанности кади городов ал-Васита и ал-Хиллы. После взятия Багдада монголами в 658/1258 г. и падения 'Аббасидского халифата он, по-видимому, жил уединенно. В этот период и были написаны его произведения. Умер ал-Казвини в 682/1283 г. Сочинения его называют условно «Космографией» и «Географией». Это две компиляции, совершенно самостоятельные, но все же тесно связанные между собой. Космография носит название «'Ад-жа'иб ал-махлукат ва гара'иб ал-мауджудат» («Чудеса сотворенного и диковинки существующего»). В ней рассказывается о мире небесном (планеты, звезды, небожители) и земном (минералы, растения, животные, человек). Во вторую часть включены и чисто географические сведения, частично повторяющиеся в «Географии». Рукописи «Китаб 'аджа'иб ал-махлукат» сохранились в Дамаске, Каире, а в Европе — в Берлине, Вене, Гамбурге, Готе, Дрездене, Кракове, Санкт-Петербурге. Установлено наличие четырех редакций этого сочинения. Менее распространенная «География» более богата историческими данными: в ней историческая и биографическая информация вкраплена среди географических сообщений. Иногда географические названия или биографические сведения о тех или иных лицах встречаются здесь впервые. Это сочинение известно в двух редакциях, каждая из которых имеет свое заглавие. Первая называется [46] «'Ад-жа'иб ал-булдан» («Чудеса стран») и относится к 661/1263 г. Вторая, значительно расширенная по сравнению с первой, носит название «Асар ал-билад ва ахбар ал-'ибад» («Достопамятности стран и сообщения о рабах Аллаха»). Она датируется 674/1275 г. По композиции «География» походит на географический словарь Йакута, так как здесь названия стран, городов, рек, озер и т. п. расположены в алфавитном порядке. Однако все описание делится на семь глав в соответствии с традиционным делением обитаемой части земли на семь климатов. Внутри каждой главы географические названия перечисляются по алфавиту после краткого введения. Оба сочинения были иллюстрированы и снабжены картами. Сообщения о странах Африканского континента включены в «Китаб 'аджа'иб ал-булдан» в отдельные главы без какой-либо систематизации и обычно без ссылок на источник. Что же касается «Китаб асар ал-билад», то здесь описания различных городов и областей Африки расположены в алфавитном порядке в разделах, посвященных первому, второму и третьему климатам. Сообщения об областях Африки южнее Сахары частично основаны на рассказах путешественников и представляют определенный интерес в силу своей оригинальности. Кроме устных источников ал-Казвини называет ал-Бакри, ал-Бируни, ал-Мас'уди, ас-Сули и других. Однако во многих случаях сочинения этих авторов не были использованы непосредственно; действительным источником этих сообщений послужил географический словарь Йакута. Частично, а иногда почти полностью совпадают с текстом словаря Йакута главы «Страна золота», «Вечные острова», «Самхар», «Сиджилмаса», «Гудамис» (Гадамес), «Ланджуиа», «Макдашу» и др. Что особенно важно, иногда ал-Казвини сохраняет текст в более близком к оригиналу виде, нежели дошедшие до нас более поздние редакции этих источников. Внимание европейских исследователей уже давно привлекли содержащиеся в «Китаб асар ал-билад» сведения о странах Восточной и Западной Европы. В 1832 г. Френом были опубликованы извлечения из записки Ибн Фадлана, посвященные волжским болгарам, а в 1834 г. Ф. Шармуа издал посвященные славянам отрывки этой записки по рукописи Азиатского музея. В 1891-1892 гг. появились работы Г. Якоба, посвященные сохранившимся у ал-Казвини заимствованиям из сочинений ал-'Узри, Ибрахима ибн Йа'куба ат-Туртуши и Абу Хамида ал-Андалуси. Сведениям о славянских странах посвящены работы польского ориенталиста Т. Левицкого и чешского ученого И. Грбека. Сообщения ал-Казвини об Индии были изданы в 1838 г. И. Гильдемейстером. Веком позже в серии «Monumenta Cartographica Africae et Aegypti» Юсуфом Камалем были изданы (с переводом на [47] французский язык) некоторые сообщения об Африке. Работы польской исследовательницы М. Ковальской посвящены анализу источников, использованных ал-Казвини для описания Северной и Западной Африки. Рукописи «'Аджа'иб ал-булдан» сохранились в Париже, Берлине и Лейпциге. «Асар ал-билад» существует во многих списках; в частности, ее рукописи есть в Лейдене, Готе, в Институте востоковедения в Санкт-Петербурге. Существуют также персидские переводы «Асар ал-билад»; рукописи их находятся в Оксфорде, Готе, в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Единственное полное издание текста обоих сочинений ал-Казвини в Европе было осуществлено Ф. Вюстенфельдом в 1848-1849 гг. Оно и было положено в основу настоящего издания. При работе над текстом были учтены петербургские рукописи «Китаб 'аджа'иб ал-махлукат» (ИВАН, С 594 (596а) и Е 7) и бейрутское издание «Китаб асар ал-билад» 1960 г. , по которым и даются разночтения. Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. Восточная литература. 2002 |
|