|
ХАМДАЛЛАХ КАЗВИНИИЗБРАННАЯ ИСТОРИЯТАРИХ-И-ГУЗИДЕ Хамдаллах Мустауфи Казвини и его сочинения К историкам эпохи монголов принадлежит и Хамдаллах (род. ок. 680 = 1281/82 г.), происходивший из рода Мустауфи, представители которого давно обосновались в г. Казвине и, как показывает название рода, занимали должности по управлению финансами. Сам Хамдаллах был близким другом знаменитого везира ильханов Рашид-ад-дина и пользовался его покровительством; этот последний поручил ему (около 1311 г.) ведать финансами районов Казвина, Абхара, Зенджана и обоих Тарумов; ему же, видимо, Хамдаллах обязан работой над составлением исторических и историко-географических описаний мусульманского мира. Историческим трудом, составившим Хамдаллаху Мустауфи известность как историку, является его «Избранная летопись» («Тарих-и-гузидэ»), законченная в 730 (= 1329/30) г. и посвященная сыну и преемнику Рашид-ад-дина, ходже Гияс-ад-дину Мухаммеду. «Избранная летопись» носит характер краткого руководства по всеобщей истории, основывается главным образом на «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина и состоит из предисловия, шести частей и заключения. Впоследствии автор продолжил изложение до 742 (= 1341/42) г., а сын его, Зейн-ад-дин, в отдельном добавлении (Встречается в чрезвычайно ограниченном количестве экземпляров «Тарих-и-гузидэ», к каковым принадлежат рукописи Института востоковедения Академии Наук СССР (С 501) и Библиотеки Ленинградского университета (№ 153, Датир. 813 = = 1410/11 г.).) описал события в Иране за 742 — 794 (= 1341/42 — 1391/92) гг., завершившиеся завоеванием его Тимуром. Вторым историческим трудом Хамдаллаха Казвини надо признать его стихотворную летопись «Зафар-намэ», законченную в 735 (= 1334/35) г. и сохранившуюся в единственной рукописи Британского музея. Написана [55] в качестве завершения легендарно-исторической эпопеи Фирдауси — «Шах-намэ», но литературной ценности уже тогда, повидимому, не представляла; как исторический источник она ценна точностью фактов и дат в своей третьей части, излагающей историю монголов. Помимо историко-географического описания г. Казвина, заключающегося в шестой части «Тарих-и-гузидэ», Хамдаллах Казвини оставил нам отдельное географическо-космографическое сочинение, озаглавленное «Нузхат ал-кулюб» («Услада сердец») и написанное в 740 ( — 1340) г. Оно делится на введение (фатихэ), три рассуждения (макало) и заключение (хатимэ). Третье рассуждение, содержащее географическую часть, является наиболее ценным; основывается оно на сведениях, заимствованных из древних, большей частью арабских географических сочинений, частью до нас не дошедших, пополненных собственными наблюдениями автора во время его путешествий в Иране. Сверх того, располагая в качестве «мустауфи» росписями государственных доходов с разных областей, Хамдаллах сообщает об этих областях много ценных сведений географического и экономического характера. Помимо описания Мекки, Медины и Иерусалима, он дает географический обзор Месопотамии, Малой Азии и Ирана, далее, географию стран, соседящих с Ираном, и некоторых местностей, никогда не входивших в состав Иранского государства. Его описание Рума (Малой Азии) является единственным в своем роде, и до сих пор остается невыясненным, из какого источника он почерпнул в данном случае свою превосходную информацию. На третью часть «Нузхат ал-кулюб» уже давно обращено внимание в научной литературе: из нее делались извлечения, и она значительно использована в различных научных работах о средневековом Иране и Средней Азии. Сведения, сообщаемые Хамдаллахом о нижнем течении Аму-дарьи и о впадении, в его эпоху, Аму-дарьи в Каспийское море, являются первыми наиболее подробными. Дорожные маршруты, приводимые Хамдаллахом, свидетельствуют об основательном знакомстве его источника с местностью, и таким источником были данные официального измерения некоторых путей, произведенного при монгольском султане Ульджейту (1304 — 1316), которыми автор мог располагать уже в силу своего официального положения. Сведения, почерпнутые из «Нузхат ал-кулюб» касательно экономического положения Ирана в эпоху последних ильханов, использованы в настоящее время исторической наукой как ценнейший материал. Полностью «Нузхат ал-кулюб» было издано литографским способом в Бомбее в 1311 (= 1894) г. и, как большинство так называемых восточных изданий, не отличается критичностью; более тщательное издание только третьей части с переводом на английский язык было сделано Le Strange'ем. ЛИТЕРАТУРАThe Geographical Part of the Nuzhat-al-Qulub compsed by Hamd-Allah Mustawfi of Qazwin in 740 (1340). Edited by G. Le Strange. London — Leyden, 1915 (GMS, XXIII), translated by... 1919 (GMS, XXIII, 2). Туркестан, стр. 51. Storey, II, 1, pp. 81 — 84, № 111. Browne E. G. A history of persian literature under Tartar dominion (a. D. 1265 — 1502). Cambridge, 1920, pp. 87 — 100. Le Strange G. Mesopotamia and Persia under the Mongols in the fourteenth century a. D. From the Nuzhat-al-kulub of Hamd-Allah Mustaufi. London, 1903. Бартольд В. В. Сведения об Аральском море и низовьях Аму-дарьи с древнейших времен до XVII в. Известия Туркест. отд. Русск. географ, общ., IV, 11, Ташкент. 1902, стр 50 — 55 Петрушевский И. П. Хамдаллах Казвини как источник по социально-экономической истории восточного Закавказья. Известия Академии Наук СССР, 1937, «Отделение общественных наук, стр. 873 — 920. Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1. М. Институт Востоковедения. 1939 |
|