ИОАННА ДЕ ПЛАНО КАРПИНИ,
АРХИЕПИСКОПА АНТИВАРИЙСКОГО,
ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ,
ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О нравах Татар, хороших и дурных, их
пище и обычаях
Сказав об обряде, надлежит оказать о нравах; о
них будем рассуждать следующим образом: сперва
скажем о хороших, во-вторых, о дурных, в-третьих, о
пище, в-четвертых, об обычаях [34]
§ I. О хороших нравах Татар
Вышеупомянутые люди, то есть Татары, более
повинуются своим владыкам, чем какие бы то ни
было люди, живущие в сем мире или духовные, или
светские, более всех уважают их и нелегко лгут
перед ними. Словопрения между ними бывают редко
или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран,
человекоубийства между ними не бывает никогда.
Там не обретается также разбойников и воров
важных предметов; отсюда их ставки и повозки, где
они хранят свое сокровище, не замыкаются
засовами или замками. Если теряется какой-нибудь
скот, то всякий, кто найдет его, или просто
отпускает его, или ведет к тем людям, которые для
того приставлены; люди же, которым принадлежит
этот скот, отыскивают его у вышеупомянутых лиц и
без всякого труда получают его обратно. Один
достаточно чтит другого, и все они достаточно
дружны между собою; и хотя у них мало пищи, однако
они вполне охотно делятся ею между собою. И они
также довольно выносливы, поэтому, голодая один
день или два и вовсе ничего не вкушая, они не
выражают какого-нибудь нетерпения, но поют и
играют, как будто хорошо поели. Во время верховой
езды они сносят великую стужу, иногда также
терпят и чрезмерный зной. И это люди не
изнеженные. Взаимной зависти, кажется, у них нет;
среди них нет почти никаких тяжебных ссор; никто
не презирает другого, но помогает и поддерживает,
насколько может, по средствам. Женщины их
целомудренны, и о бесстыдстве их ничего среди них
не слышно; однако некоторые из них в шутку
.произносят достаточно позорных и бесстыдных
слов. Раздоры между ними возникают или редко, или
никогда, и хотя они доходят до сильного
опьянения, однако, несмотря на свое пьянство,
никогда не вступают в словопрения или драки.
§ II. О дурных нравах их
Описав их хорошие нравы, следует изложить
теперь о дурных. Они весьма горды по сравнению с
другими людьми и всех презирают, мало того,
считают их, так сказать, ни за что, будь ли то
знатные или незнатные. Именно мы видели при дворе
императора, как знатный муж Ярослав, великий
князь Руссии
34, а также сын
царя и царицы Грузинской
35,
и много великих султанов, а также князь Солангов
не получали среди них никакого должного почета,
но приставленные к ним Татары, какого бы то
низкого звания они ни были, шли впереди их и
занимали всегда первое и главное место, а,
наоборот, часто тем надлежало сидеть сзади зада
их. По сравнению с другими людьми они очень
вспыльчивы и раздражительного нрава. И также они
гораздо более лживы, чем другие люди, и в них не
обретается [35] никакой
почти правды; вначале, правда, они льстивы, а под
конец жалят, как скорпион. Они коварны и
обманщики и, если могут, обходят всех хитростью.
Это грязные люди, когда они принимают пищу и
питье и в других делах своих. Все зло, какое они
хотят сделать другим людям, они удивительным
образом скрывают, чтобы те не могли позаботиться
о себе или найти средство против их хитростей.
Пьянство у них считается почетным, и, когда кто
много выпьет, там же извергает обратно, но из-за
этого не оставляет выпить вторично. Они очень
алчны и скупы, огромные мастера выпросить
что-нибудь, а вместе с тем весьма крепко
удерживают все свое и очень скупые дарители.
Убийство других людей считается у них ни за что.
И, говоря кратко, все дурные нравы их по своей
пространности не могут быть изображены в
описании.
§ III. Об их пище
1. Их пищу составляет все, что можно
разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и
лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое
мясо. Отсюда, когда они воевали против одного
китайского города, где пребывал их император, и
осаждали его так долго, что у самих Татар вышли
все съестные припасы, то, так как у них не было
вовсе что есть, они брали тогда для еды одного из
десяти человек. Они едят также очищения,
выходящие из кобыл вместе с жеребятами. Мало
того, мы видели даже, как они ели вшей, именно они
говорили: «Неужели я не должен есть их, если они
едят мясо моего сына и пьют его кровь?» Мы видели
также, как они ели мышей. Скатертей и салфеток у
них нет. Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей
и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так
мало, что другие народы с трудом могут жить на
это.
II. Они очень грязнят себе руки жиром от
мяса, а когда поедят, то вытирают их о свои сапоги
или траву, или о что-нибудь подобное; более
благородные имеют также обычно какие-то
маленькие суконки, которыми напоследок вытирают
руки, когда поедят мяса. Пищу разрезает один из
них, а другой берет острием ножика кусочки и
раздает каждому, одному больше, а другому меньше,
сообразно с тем, больше или меньше они хотят кого
почтить. Посуды они не моют, а если иногда и моют
мясной похлебкой, то снова с мясом выливают в
горшок. Также если они очищают горшки или ложки,
или другие сосуды, для этого назначенные, то моют
точно так же. У них считается великим грехом, если
каким-нибудь образом дано будет погибнуть
чему-нибудь из питья или пищи, отсюда они не
позволяют бросать собакам кости, если из них
прежде не высосать мозжечек. Платья свои они
также не моют и не дают мыть, а особенно в [36] то время, когда начинается
гром, до тех пор, пока не прекратится это время.
III. Кобылье молоко, если оно у них есть,
они пьют в огромном количестве, пьют также
овечье, коровье и верблюжье молоко. Вина, пива и
меду у них нет, если этого им не пришлют и не
подарят другие народы. Зимою у них нет даже и
кобыльего молока, если они небогаты. Они также
варят просо с водою, размельчая его настолько,
что могут не есть, а пить. И каждый из них пьет
поутру чашу или две, и днем они больше ничего не
едят, а вечером каждому дается немного мяса, и они
пьют мясную похлебку. Летом же, имея тогда
достаточно кобыльего молока, они редко едят мясо,
если им случайно не подарят его, или они не
поймают на охоте какого-нибудь зверя или птицу.
§ IV. Об их законах и обычаях
1. Далее, у них есть закон или обычай
убивать мужчину или женщину, которых они
застанут в явном прелюбодеянии; также если
девица будет с кем-нибудь блудодействовать, они
убивают мужчину и женщину. Если кто-нибудь будет
застигнут на земле их владения в грабеже или
явном воровстве, то его убивают без всякого
сожаления. Точно так же, если кто-нибудь
открывает их замысел, особенно когда они хотят
итти на войну, то ему дается по заду сто ударов
таких сильных, насколько может дать их
крестьянин большой палкой. Точно так же, когда
кто-нибудь из младших оскорбляет кого-нибудь, то
их старшие не щадят их, а подвергают тяжкому
бичеванию. Точно так же между сыном от наложницы
и от жены нет никакой разницы, но отец дает
каждому из них, что хочет, и если он из рода
князей, то сын наложницы является князем
постольку же, как и сын законной супруги. И если
один Татарин имеет много жен, то каждая из них
сама по себе имеет свою ставку и свое семейство; и
один день он пьет, ест и спит с одной, а другой
день с другою, все-таки одна из них считается
старшей среди других, и он бывает с ней чаще, чем с
другими, и хотя их так много, они нелегко ссорятся
между собою.
II. Мужчины ничего вовсе не делают, за
исключением стрел, а также имеют отчасти
попечение о стадах; но они охотятся и упражняются
в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть
хорошие стрелки, и дети их, когда им два или три
года от роду, сразу же начинают ездить верхом и
управляют лошадьми и скачут на них, и им дается
лук сообразно их возрасту, и они учатся пускать
стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы.
III. Девушки и женщины ездят верхом и
ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также
видели, как они носили колчаны и луки. И как
мужчины, так и женщины могут ездить [37]
верхом долго и упорно. Стремена у них
очень короткие, лошадей они очень берегут, мало
того, они усиленно охраняют все имущество. Жены
их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги
и все изделия из кожи, также они правят повозками
и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах
очень проворны и скоры. Все женщины носят штаны»,
а некоторые и стреляют, как мужчины.
Комментарии
34 Ярослав, великий
князь Руссии — Ярослав Bсeволодович (1190—1246),
князь новгородский, впоследствии великий князь,
не pаз бывал в Орде, В 1243 г. получил от Бату
утверждение на великокняжение. В Новгородской
летописи имеется об этом следующий рассказ."
Великий князь Ярослав поехал в татары к Батыеви,
а сына своего Канстантина посла к Канови. Батый
же почтя Ярослава великою честьюи мужи его и
отпустии рек ему: Ярославе. Будь ты старей всем
князем в Русском языце ", Ярослав же
возвратился в свою землю с великою честью» (Новгородская
летопись, 1888 г., стр. 447.). Нo монгольский
хан не удовольствовался посещением
Каракорума Константином, а потребовал приезда
самoгo великого князя Ярослава, которою Плано
Kарпини н застал в xанской ставке. Пo сведениям
русских летопиceй князь Ярослав был отравлен в
Орде и умер через неделю после выезда оттуда, 30
сентября 1246 г. Н последующий главах своею
рассказа Плано Карпини также утверждает, что
Ярослав был отравлен в ставке Гуюк-хана (см. стр.
77).
35 Царевич Давид, сын
умершего в 1238г. царя Грузии Георга IV Лашена, и его
двоюродный брат, сын царицы Русуданы, также
называвшийся Давидом (см. прим. 126).
Текст приводится по изданию: Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. М. 1957